МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 декабря 2020 г. N 913/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИНЫХ ЛИЦ В РЕШЕНИЕ
ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

В целях обеспечения реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды.

2. Установить, что методическую и координационную поддержку по вопросам вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", оказывает Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 30 декабря 2020 г. N 913/пр

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИНЫХ ЛИЦ В РЕШЕНИЕ
ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды (далее - Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, ответственным за реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее соответственно - уполномоченные органы, ФП ФКГС) в вопросах:

создания системы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов формирования комфортной городской среды;

создания и выбора форматов вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов формирования комфортной городской среды в зависимости от целей, вида и этапа реализации проекта развития комфортной городской среды;

обеспечения устойчивого социального и экономического развития городской среды;

формирования сообщества лиц, заинтересованных в развитии территории населенного пункта;

повышения качества разрабатываемых проектов развития территорий, архитектурных и планировочных решений;

формирования адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве;

увеличения востребованности общественных и дворовых территорий населенного пункта и иных вопросах развития городской среды.

1.2. Согласно паспорту ФП ФКГС, утвержденному протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3 (с последующими изменениями), доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территориях которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, к 2030 году должна составить 30%.

1.3. С целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях Российской Федерации уполномоченным органам рекомендуется осуществлять мероприятия по выбору территорий, подлежащих благоустройству, созданию, корректировке и реализации документов архитектурно-строительного проектирования, реализации проектов развития территорий, направленных в том числе на создание, реконструкцию, ремонт и благоустройство и эксплуатацию общественных и дворовых территорий (далее - развитие городской среды) с привлечением граждан, их объединений и иных лиц - потенциальных пользователей проектов развития территорий (далее соответственно - вовлечение граждан, вовлечение).

1.4. Уполномоченным органам рекомендуется осуществлять вовлечение граждан в обсуждение проектов развития территорий (независимо от формы собственности на земельный участок, на котором они расположены) на всех этапах реализации таких проектов (формирование адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве, инициация проекта развития территории, разработка и согласование концепции и архитектурного облика территории, разработка и согласование проектной документации, реализация, контроль качества и приемка работ, функционирование территории).

Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в том числе при осуществлении реконструкции и ремонта общественных и дворовых территорий, когда проводимые работы предполагают изменение функционального, архитектурного и/или пространственного решений таких территорий.

1.5. Вовлечение граждан рекомендуется организовывать в форме структурированного, управляемого процесса, ориентированного на достижение заранее поставленных целей развития территории населенного пункта.

2. Участники процесса развития городской среды
и ожидаемые результаты вовлечения граждан в решение
вопросов развития городской среды

2.1. Уполномоченным органам при вовлечении граждан рекомендуется относить к потенциальным участникам процесса развития городской среды (далее - участники вовлечения) следующие группы лиц:

а) жители населенного пункта (граждане, их объединения - группы граждан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, добровольцы (волонтеры) с целью:

исследования и учета мнения местных жителей о принимаемых решениях по проектам развития территорий;

появления новых, современных общественных и дворовых территорий, иных объектов, соответствующих ожиданиям и потребностям местных жителей;

возможности осуществления контроля за развитием благоустраиваемой территории населенного пункта;

формирования активного и сплоченного сообщества местных жителей, заинтересованного в развитии городской среды;

б) некоммерческие организации (в том числе бюджетные организации, учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры, галереи и др.), религиозные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, общеобразовательные, художественные, спортивные школы, учредители средств массовой информации (далее - СМИ), товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) и т.д.), для которых участие в вовлечении является возможностью:

развития реализации уставной деятельности с учетом развития и эксплуатации территорий населенного пункта;

укрепления лояльности и авторитета среди жителей населенного пункта;

расширения целевой аудитории;

в) представители предпринимательского сообщества (субъекты крупного, малого и среднего предпринимательства, представители застройщиков, индивидуальные предприниматели, самозанятые и т.д.), для которых участие в вовлечении является возможностью:

повышения эффективности коммерческой деятельности (для объектов, расположенных в непосредственной близости от территории реализации проекта развития территории);

повышения капитализации территории реализуемого проекта путем повышения качества проектных решений и удовлетворения потребностей местного населения;

формирования позитивного имиджа организации в населенном пункте;

формирования позитивного имиджа населенного пункта и его туристический и инвестиционной привлекательности;

реализации корпоративной социальной ответственности;

г) представители экспертного сообщества (эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, дендрологии, экологии, обслуживающие организации, строители и иные эксперты) с целью повышения эффективности проектных решений путем получения от жителей населенного пункта полной и актуальной информации о территории, на которой планируется реализация проекта благоустройства;

д) представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, члены муниципальных общественных комиссий по благоустройству, представители региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды с целью:

достижения целевых значений показателя ФП ФКГС "Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды";

синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках ФП ФКГС с иными национальными проектами, региональными и муниципальными программами;

повышения качества городской среды в населенном пункте, в том числе повышения индекса качества городской среды, формируемого в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. N 510-р;

формирования лояльного городского сообщества, повышение уровня доверия среди жителей населенного пункта;

формирования лояльных, конструктивных отношений с представителями крупного предпринимательства;

предотвращения и (или) разрешения градостроительных, социальных и экономических конфликтов на территории населенного пункта;

привлечения дополнительного финансирования, в том числе частных инвестиций, на цели реализации проекта развития территории;

повышения инвестиционной привлекательности населенного пункта;

изучения мнения жителей населенного пункта по вопросам развития городской среды;

привлечения граждан, их объединений и иных лиц к участию в содержании и эксплуатации общественных и дворовых территорий населенного пункта;

е) иные заинтересованные лица.

2.2. В качестве возможных результатов вовлечения рекомендуется рассматривать:

а) создание и развитие в населенном пункте сообществ, вовлеченных в развитие города;

б) формирование ответственного отношения всех участников вовлечения к разрабатываемым и реализуемым в населенном пункте проектам развития территорий;

в) повышение эффективности взаимодействия участников вовлечения.

3. Рекомендуемые принципы вовлечения граждан,
их объединений и иных лиц в решение вопросов развития
городской среды

3.1. При организации процесса вовлечения уполномоченным органам рекомендуется распределить функции и зоны ответственности участников вовлечения на всех этапах реализации проекта развития территории.

3.2. При реализации проектов развития территорий рекомендуется учитывать интересы, персональные и организационные цели и задачи всех групп участников вовлечения с целью формирования заинтересованного в развитии территории населенного пункта сообщества, включающего в себя представителей всех групп участников вовлечения.

3.3. Информирование граждан, их объединений и иных лиц на всех этапах реализации проекта развития территории рекомендуется осуществлять в полном объеме и в доступной форме для наибольшего количества участников вовлечения. Рекомендуется использовать визуализации, раскрывать информацию о бюджете проекта развития территории, планируемых мероприятиях, отчеты о промежуточных и окончательных результатах.

3.4. Рекомендуется предоставлять всем гражданам и иным участникам вовлечения равные возможности участия в процессе вовлечения в решение вопросов развития городской среды с целью исключения возникновения конфликтов интересов среди лиц, заинтересованных в развитии территории населенного пункта и (или) реализации конкретного проекта развития территории. Не рекомендуется вовлекать в решение вопросов развития городской среды исключительно представителей местной администрации и (или) представителей предпринимательского сообщества, ответственных за реализацию проекта, и (или) представителей бюджетных муниципальных учреждений, поскольку в этом случае из процесса принятия решений исключаются жители населенного пункта и близлежащих кварталов, которые являются конечными пользователями благоустраиваемой территории.

3.5. В процессе управления ожиданиями граждан, их объединений и иных лиц уполномоченным органам рекомендуется определить цели и задачи, которые ставят жители населенного пункта перед органами местного самоуправления, участвуя в проектах развития территории, проблемы, которые они пытаются решить. Рекомендуется разъяснять гражданам, участвующим в обсуждении проекта развития территории, какие из заявленных потребностей не могут быть удовлетворены в ходе реализации проекта с целью исключения возникновения конфликтов интересов между участниками вовлечения.

3.6. Вовлечение граждан в обсуждение проекта развития территории рекомендуется обеспечивать способом, с учетом пожеланий конкретной группы участников вовлечения, с использованием различных форматов вовлечения, указанных в разделе 7 настоящих Методических рекомендаций, в зависимости от этапа реализации проекта развития территории.

3.7. Уполномоченным органам рекомендуется информировать участников вовлечения о том, каким образом учитываются предложения участников вовлечения в ходе реализации проекта развития территории, в том числе их отражение на результате реализации проекта развития территории.

3.8. Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять на всех этапах реализации проекта развития территории, начиная с инициирования проекта развития такой территории. Также рекомендуется осуществлять вовлечение граждан на этапе эксплуатации реализованного проекта развития территории в целях формирования у жителей населенного пункта культуры ответственного использования территории и обеспечения участия жителей и организаций населенного пункта в событийном наполнении и реализации социокультурной программы.

3.9. Наряду с информированием в отношении участников вовлечения рекомендуется реализовывать образовательную функцию по вопросам проблем и возможностей развития территории населенного пункта, в том числе путем организации лекций, семинаров, выступлений, других встреч с экспертами в сфере архитектуры, градостроительства, урбанистики, истории, культуры, экономики города и другими экспертами.

4. Планирование процесса вовлечения граждан, их объединений
и иных лиц

4.1. Разработку уполномоченными органами проекта развития территории рекомендуется сопровождать планированием процесса вовлечения на всех стадиях реализации такого проекта с целью определения степени и формата участия на каждом этапе реализации проекта, а также планирования ресурсов, необходимых для организации вовлечения.

4.2. Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в отношении отдельных заинтересованных целевых групп и (или) в отношении всех жителей населенного пункта (общегражданское участие). В случае вовлечения отдельных заинтересованных целевых групп к участию в обсуждении вопросов развития городской среды рекомендуется приглашать конкретных лиц (группы лиц), мнение которых рекомендуется учитываться при принятии решений. В случае общегражданского участия потенциальных участников вовлечения рекомендуется разделить на целевые группы по возрасту, доходу, роду занятий, месту проживания или другим критериям.

4.3. На этапе планирования процесса вовлечения рекомендуется определить:

цель вовлечения;

задачи вовлечения;

этапы вовлечения (на каждом этапе вовлечения рекомендуется рассматривать одну задачу);

предмет (проблемы) для обсуждения (в целом, для каждого этапа, для каждой целевой группы);

форматы вовлечения для каждого этапа, возможность применения дистанционных форматов вовлечения;

ожидаемый результат по каждому этапу (задаче);

общий результат.

4.4. В целях систематизации процесса вовлечения уполномоченному органу рекомендуется составить поэтапный график планирования и принятия решений (далее - график), который на усмотрение уполномоченного органа может содержать открытую часть, представляемую всем участникам вовлечения, и закрытую часть, доступную организаторам процесса вовлечения.

4.5. Для каждого этапа процесса вовлечения рекомендуется определить:

планируемый результат;

предмет обсуждения с гражданами для каждой целевой группы;

перечень мотиваций участия в вопросах развития городской среды в отношении каждой целевой группы;

возможную степень влияния результатов вовлечения на принимаемые решения;

форматы участия (личное присутствие или участие в электронной форме, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") для каждой целевой группы;

способы выражения мнения участниками вовлечения, формат коммуникаций граждан между собой и с организаторами процесса вовлечения;

информацию, необходимую участникам вовлечения для участия в обсуждении и принятия решений;

порядок информирования каждой целевой группы о влиянии участия в процессе вовлечения на принимаемые решения.

4.6. В ходе реализации проектов развития городской среды уполномоченным органам рекомендуется осуществлять планирование оценки вовлечения граждан, их объединений и иных лиц. Для оценки вовлечения граждан, их объединений и иных лиц рекомендуется определить параметры оценки и оценить степень достижения ожидаемых результатов по каждому параметру оценки. Информацию о результатах оценки вовлечения граждан и иных лиц рекомендуется доводить до сведения участников вовлечения.

5. Уровни и форматы вовлечения граждан, их объединений
и иных лиц

5.1. В целях систематизации процесса вовлечения форматы вовлечения рекомендуется объединить в группы в зависимости от целей и степени участия граждан, их объединений и иных лиц в решении вопросов развития городской среды (далее - уровни вовлечения):

5.1.1. информирование, представляющее собой предоставление гражданам, их объединениям и иным лицам сведений о планируемой инициативе развития городской среды, последствиях ее реализации, ключевых технико-экономических и иных показателях проекта, возможностях граждан, их объединений и иных лиц принять участие в подготовке, утверждении и реализации проекта развития территории. Не рекомендуется рассматривать информирование в качестве уровня вовлечения при разработке и реализации новых проектов развития территорий;

5.1.2. консультирование, представляющее собой получение рекомендаций, выяснение мнений, пожеланий, позиций граждан, их объединений и иных лиц по существующим решениям и альтернативным предложениям в рамках реализации проекта развития территории, рекомендуется использовать при решении любых вопросов развития городской среды;

5.1.3. соучастие, представляющее собой проведение с гражданами, их объединениями и иными лицами совместной работы над разработкой и реализацией концепции и (или) проекта развития территории в целях получения концепции и (или) проекта развития территории, одобренной всеми участниками вовлечения;

5.1.4. партнерство, представляющее собой проведение с гражданами, их объединениями и иными лицами совместной работы над разработкой и реализацией проекта развития территории, при которой им передается часть функций или полномочий разработчика или инициатора проекта.

5.2. Форматы вовлечения, рекомендуемые к применению для каждого уровня вовлечения, указаны в разделе 7 настоящих Методических рекомендаций.

5.3. При применении форматов вовлечения, подразумевающих личное участие жителей населенного пункта в проводимых мероприятиях, рекомендуется определить:

последовательность действий организаторов вовлечения;

сроки проведения мероприятий;

планируемый результат;

предполагаемое количество участников мероприятий на каждом этапе;

информационные и вспомогательные материалы для каждого этапа;

площадку проведения мероприятия;

необходимость проведения повторных мероприятий.

5.4. При применении цифровых форматов вовлечения, подразумевающих участие граждан, их объединений и иных лиц в электронной форме, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рекомендуется определить:

последовательность действий организаторов вовлечения;

сроки проведения мероприятий;

планируемый результат;

систему и порядок обработки сбора, переработки и анализа информации;

доступность цифрового формата вовлечения для всех целевых групп участников вовлечения;

необходимость проведения повторных мероприятий.

6. Вовлечение граждан на этапах планирования и реализации
проекта развития территории

6.1. В целях повышения уровня доверия граждан, их объединений и иных лиц к участникам разработки проекта развития городской среды и уровня лояльности к реализуемому проекту, а также в целях повышения компетенции граждан в вопросах развития общественных и дворовых территорий уполномоченным органам рекомендуется осуществлять постоянную коммуникацию с гражданами, их объединениями и иными лицами на всех этапах реализации проекта развития территории.

6.2. На этапе планирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях определения степени участия граждан, их объединений и иных лиц для каждого этапа реализации проекта развития территории, а также определения ресурсов, необходимых для проведения мероприятий по вовлечению, с составлением графика, указанного в пунктах 4.3 - 4.5 настоящих Методических рекомендаций.

6.3. На этапе инициирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях совместного выбора и согласования территории, определения целей, задач и функций территории.

6.3.1. На этапе инициирования проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

цели и задачи проекта;

влияние проекта на дальнейшее развитие территории населенного пункта, включая изменения, которые повлечет за собой реализация проекта;

характеристиках участка (места);

планируемый объем финансирования;

планируемые форматы вовлечения, с указанием места и сроков проведения мероприятий.

6.3.2. На этапе инициирования проекта развития территории рекомендуется:

а) информирование применять в случаях, когда в силу определенных причин территория, цели и задачи развития, а также функции территории заранее заданы или сформированы. В этом случае гражданам, их объединениям и иным лицам рекомендуется предоставить информацию о разрабатываемом проекте развития территории, сроках и этапах реализации проекта, планируемых форматах вовлечения на последующих этапах;

б) консультирование применять в случаях, когда необходимо совместно с жителями населенного пункта и (или) иными заинтересованными лицами определить территорию реализации проекта, исследовать мнения и пожелания жителей, уточнить цели, задачи и функции планируемого к разработке проекта, проверить градостроительные гипотезы, определить потенциальных участников развития территории и их планы в отношении использования территории;

в) соучастие применять в случаях, когда планируется сформировать ответственное сообщество, активно вовлеченное в реализацию проекта на всех этапах, в состав которого войдут руководители объединений граждан и организаций, в том числе субъектов предпринимательства. Соучастие на этапе инициирования предполагает предметное обсуждение целей и задач развития территории, выявление лиц, готовых принять участие в реализации проекта, сформировать первичные договоренности и перспективы сотрудничества;

г) партнерство применять в случае наличия организаций, заинтересованных в развитии территории и обладающих значительным ресурсом, который может быть дополнительно привлечен при реализации проекта. В качестве партнеров рекомендуется рассматривать бюджетные организации, реализующие иные федеральные проекты, региональные или муниципальные программы, мероприятия которых могут быть синхронизированы с мероприятиями, реализуемыми в рамках проекта развития территории, а также коммерческие организации, обладающие возможностями инвестирования в проект развития территории.

6.4. На этапе разработки концепции проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях проведения предпроектного социокультурного исследования, формирования и согласования концепции проекта, в том числе с использованием методов соучаствующего проектирования, определения визуального облика архитектурных решений, функционального наполнения территории, а также формирования лояльного отношения к проекту у жителей населенного пункта и иных лиц.

6.4.1. На этапе разработки и согласования концепции проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

инструменты социокультурного исследования, применяемые разработчиком концепции проекта;

альтернативные варианты концепции проекта;

сведения об экспертах, участвующих в разработке концепции проекта;

сведения о разработке технического задания (далее - ТЗ), форматах вовлечения в разработку ТЗ, механизмах выбора исполнителя ТЗ.

6.4.2. На этапе разработки концепции проекта развития территории рекомендуется:

а) консультирование применять в случаях, когда необходимо получить дополнительную экспертную оценку разработанных вариантов концепции проекта и принятых решений. В рамках консультирования рекомендуется вовлекать представителей экспертного, предпринимательского сообщества, бюджетных организаций и учреждений, а также жителей населенного пункта в целях определения их потребностей и пожеланий, которые могут быть учтены при последующей разработке проекта и социокультурном программировании;

б) соучастие применять в целях совместной с гражданами и иными лицами разработки проекта развития территории, выработки совместных решений, урегулирования разногласий и достижения консенсуса между участниками вовлечения, повышения уровня ответственности участников вовлечения за реализованный проект, определения возможных способов участия в реализации программы развития территории. Вовлечение жителей населенного пункта может способствовать реализации проекта развития территории, востребованной у жителей и отвечающей потребностям различных групп населения и иных лиц;

в) партнерство применять в случаях, когда субъекты предпринимательской деятельности и (или) некоммерческие организации выступают заказчиками разработки проекта, заинтересованы в развитии территории и обладают значительными ресурсами для реализации проекта.

6.5. На этапе разработки и утверждения проектной документации проекта развития территории (далее - проектная документация) и технического задания вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях поддержания внимания граждан, их объединений и иных лиц к проекту в целом, ходу и перспективам его реализации.

6.5.1. На этапе разработки и утверждения проектной документации уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

проведение изысканий;

разработка и согласование проектной документации;

разработка и согласование ТЗ.

6.5.2. На этапе разработки и утверждения проектной документации рекомендуется:

а) информирование о ходе разработки проектной документации и ходе разработки проекта развития территории в целом осуществлять в СМИ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в социальных сетях, в целях поддержания интереса и внимания жителей населенного пункта к проекту, сохранения лояльного отношения и доверия к заказчикам проекта и местным органам власти;

б) консультирование осуществлять с привлечением представителей экспертного сообщества в сфере рассматриваемого вопроса в целях контроля соответствия разрабатываемой проектной документации и ТЗ потребностям и пожеланиям жителей населенного пункта, сформулированных на этапе обсуждения концепции проекта развития территории;

в) соучастие применять в случаях, когда среди активных участников подготовки проекта развития территории имеются граждане, обладающие специальными компетенциями в области строительства и архитектуры, урбанистики, планировки территорий и т.д.

6.6. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях поддержания лояльного отношения граждан, их объединений и иных лиц к проекту, лицам, ответственным за его реализацию, сглаживания негативных социальных эффектов, связанных с неудобством от производства работ по реализации проекта.

6.6.1. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

переход от этапа разработки концепции проекта и проектной документации к этапу выполнения работ по реализации проекта;

сроки реализации проекта;

завершенные этапы реализации проекта;

планируемые этапы реализации проекта;

планируемые сроки окончания работ;

ожидаемые позитивные событийные изменения от реализации проекта;

окончание работ и завершение реализации проекта;

результаты вовлечения, примененные форматы вовлечения, характер и полнота учтенных мнений.

6.6.2. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории рекомендуется:

а) информирование граждан, их объединений и иных лиц по вопросам, указанным в пунктах 7.5.1 настоящих Методических рекомендаций, осуществлять в форматах, доступных наибольшему количеству участников вовлечения;

б) консультирование применять по инициативе органов местного самоуправления и (или) проектировщиков, в случаях уточнения деталей проекта, выявления недостатков, допущенных на этапе разработки концепции проекта развития территории, и (или) возникновения альтернативных вариантов размещения объектов. Также к консультированию может быть отнесен авторский надзор, предполагающий эпизодические консультации с архитекторами - авторами концепции проекта;

в) соучастие применять в целях укрепления вовлеченного и ответственного отношения граждан, их объединений и иных лиц в процесс реализации проекта развития территории, а также сплочения жителей населенного пункта. В рамках соучастия рекомендуется осуществление взаимного контроля и проявления инициативы по сопровождению реализации проекта. Ключевым аспектом соучастия может являться приемка территории общественной комиссией, в состав которой входят представители всех групп участников вовлечения, активные участники разработки проекта, иные заинтересованные лица.

г) партнерство применять случае, когда заказчиком проекта развития территории и лицом, осуществляющим оплату выполненных работ, являются отличные от органов местного самоуправления организации. В рамках партнерства рекомендуется организовать конструктивное взаимодействие между организациями - партнерами по реализации проекта в целях учета интересов сторон и недопущения возникновения конфликтных ситуаций.

6.7. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях создания позитивного отношения граждан, их объединений и иных лиц к реализованному проекту развития территории, поддержания мнения о возможности влияния граждан на решение вопросов развития городской среды и позитивные изменения в населенном пункте.

6.7.1. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

начало функционирования реализованной территории;

повседневное функционирование территории, изменения в порядке использования территории (при необходимости);

события и проводимые мероприятия;

ремонтные работы.

6.7.2. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории рекомендуется:

а) в рамках информирования осуществлять профессиональное, широкое освещение в СМИ новостей, связанных с началом функционирования новой реализованной территории, сделать ретроспективу проекта, отметить ключевые этапы его реализации, публично выразить благодарность лицам, принимавшим активное, значительное участие в разработке, обсуждении и реализации проекта развития территории;

б) консультирование применять в случаях, когда на этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта предполагается привлечение участников разработки проекта, а также лиц, осуществляющих деятельности по событийному и содержательному наполнению территории. В рамках консультирования рекомендуется изучать мнения указанных лиц, а также мнения иных жителей населенного пункта - пользователей территории, жителей окрестных домов, арендаторов территории о качестве реализации проекта, необходимости улучшения пространственных решений, функций и сервисов, реализуемых на территории, планируемых мероприятиях;

в) соучастие применять в целях вовлечения жителей населенного пункта в управление реализованной территорией, а также формирования группы активных участников развития территории, которые в дальнейшем могут быть привлечены к разработке и реализации других проектов развития городской среды. В рамках соучастия рекомендуется привлекать жителей населенного пункта к решению вопросов о событийном наполнении реализованной территории, формировании плана мероприятий, а также создавать условия для волонтеров (добровольцев) по поддержанию порядка и сохранению визуального облика реализованной территории и расположенных на ней объектов;

г) партнерство применять путем участия в управлении территорией созданных для этих целей юридических лиц, а также путем вовлечения организаций, выступавших партнерами реализации проекта, иных юридических лиц, заинтересованных в развитии и функционировании территории, в целях привлечения дополнительного финансирования.

7. Форматы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц

7.1. Уполномоченным органам рекомендуется выбирать форматы вовлечения в зависимости от уровня вовлечения, этапа реализации проекта развития территории, цели вовлечения на конкретном этапе реализации проекта развития территории, особенностей группы участников вовлечения и (или) целевой аудитории и иных факторов.

7.2. В рамках информирования рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:

7.2.1. публикации в местных печатных СМИ. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек и обеспеченностью доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" менее чем у 50% населения. Информацию о разработке проекта развития территории и планируемых мероприятиях по вовлечению рекомендуется размещать в форме публикаций небольшого объема, содержащих исчерпывающие сведения, избегая использование специальной терминологии, крупным, заметным шрифтом;

7.2.2. информирование на сайте администрации населенного пункта или муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах, где более чем у 50% населения имеется свободный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о разработке проекта развития территории и планируемых мероприятиях по вовлечению рекомендуется размещать на главной странице сайта, в месте, не требующем осуществления прокрутки страницы для прочтения публикации, в форме публикаций небольшого объема, содержащих исчерпывающие сведения, избегая использование специальной терминологии, заметным шрифтом;

7.2.3. информирование в социальных сетях. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах, где более чем у 50% населения имеется свободный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При размещении информации в социальных сетях рекомендуется использовать официальные страницы администрации населенного пункта или муниципального образования в социальных сетях, а также популярные у населения группы и страницы сообществ. При этом рекомендуется одновременное использование других форматов информирования, направленных на граждан, не являющихся активными пользователями социальных сетей;

7.2.4. размещение информационных баннеров, вывесок, объявлений, стендов и иных печатных материалов. Указанный формат вовлечения направлен на информирование всех категорий жителей населенного пункта, включая граждан, не имеющих свободного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не являющихся пользователями социальных сетей. Размещение указанных информационных материалов рекомендуется осуществлять на специально отведенных для этого информационных стендах и рекламных конструкциях, а также путем использования почтовой рассылки печатной продукции. Информационные материалы рекомендуется дополнять ссылками и (или) QR-кодами на страницы сайтов или социальных сетей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых содержится подробная информация о разработке проекта развития территории, форматах вовлечения, времени и месте проведения мероприятий по вовлечению;

7.2.5. иные форматы информирования жителей, включая использование телевидения, звонков, коротких сообщений по телефону и других способов, позволяющих обеспечить охват целевой аудитории, с учетом специфики населенного пункта и проекта развития территории.

7.3. В случаях, когда информирование граждан, их объединений и иных лиц планируется осуществлять исключительно в электронной форме, в форматах, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется применять дистанционные форматы информирования, направленные на пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": размещение информации о проекте развития в территории на сайте проекта развития территории, сайте администрации населенного пункта или муниципального образования, сайтах местных СМИ, популярных у жителей населенного пункта ресурсов, страницах местных групп и сообществ в социальных сетях.

7.4. В рамках консультирования рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:

7.4.1. интервью, в том числе глубинные, с жителями населенного пункта, направленные на выявление особенностей территории, исторических, архитектурных и иных аспектов, имеющих значение при разработке проекта развития территории;

7.4.2. проведение фокус-групп и опросов населения для формирования данных об отношении жителей к планируемому проекту развития территории, определения наиболее распространенных запросов, потребностей и пожеланий жителей населенного пункта;

7.4.3. проведение опросов населения, голосования и анкетирования в электронной форме в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием специализированных цифровых платформ или социальных сетей для наибольшего охвата аудитории;

7.4.4. привлечение детей в игровой форме путем проведения конкурсов, игр и иных мероприятий с целью выяснения пожеланий детей и их видения будущего развития территории;

7.4.5. проведение экскурсий и прогулок по территории будущей реализации проекта совместно с жителями населенного пункта и представителями экспертного сообщества в целях определения приоритетных сценариев и функций развития территории;

7.4.6. проведение общественных обсуждений в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять для выявления приоритетных сценариев и функций развития территории в соответствии с пожеланиями жителей населенного пункта, а также для сбора мнений и пожеланий к разработанной концепции проекта развития территории;

7.4.7. проведение экспозиции проекта развития территории для ознакомления жителей населенного пункта с разработанным проектом до начала мероприятий по его согласованию и утверждению;

7.4.8. иные форматы консультирования, позволяющие разработчику проекта развития территории получить информацию о потребностях, пожеланиях, идеях и мнении жителей населенного пункта для учета в разрабатываемом эскизном проекте развития территории.

7.5. При применении дистанционных форматов консультирования, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется:

7.5.1. проводить голосования и опросы в электронной форме при формировании адресного перечня общественных и дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, выборе территории реализации проекта, стратегии разработки проекта, определении концепции проекта развития территории и в других случаях в целях предоставления жителям населенного пункта возможности выбрать из нескольких вариантов наиболее предпочтительный. На голосование в электронной форме рекомендуется выносить значимые стратегические вопросы, в которых важно учесть мнение жителей. В иных случаях рекомендуется проводить опрос в электронной форме, который позволяет разработчику проекта развития территории выделить основные заинтересованные группы населения и собрать данные различного характера в зависимости от цели проведения опроса и поставленных вопросов;

7.5.2. проводить глубинные интервью в электронной форме посредством видеокоммуникации или телефонных звонков с целью получения разработчиком проекта развития территории от жителей населенного пункта и представителей экспертного сообщества более полной и точной информации, нежели посредством проведения опросов;

7.5.3. привлекать жителей населенного пункта к выработке решений в электронной форме (краудсорсинг) с использованием специализированных цифровых платформ, на которых участники обсуждения путем коллективной работы могут предлагать идеи, сформулировать единое мнение о проекте, предлагать совместно выработанные решения или пожелания к проекту развития территории;

7.5.4. осуществлять формирование в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщества, состоящего из жителей населенного пункта и (или) волонтеров (добровольцев), заинтересованных в ходе реализации проекта, осуществлять с целью привлечения таких граждан к проведению опросов жителей населенного пункта, мониторингу СМИ и социальных сетей, продвижению проекта развития территории в социальных сетях. Рекомендуется осуществлять координацию деятельности таких сообществ, в том числе с использованием цифровых технологий;

7.5.5. использовать виртуального собеседника (чат-бота), представляющего собой разветвленный алгоритм вопросов и ответов с помощью текста или голоса, с целью выяснения потребностей и информирования пользователей о проекте развития территории;

7.5.6. проводить в электронной форме общественные обсуждения в случае участия граждан в утверждении проекта развития территории в дистанционном формате. Общественные обсуждения в электронной форме рекомендуется проводить на официальном сайте администрации населенного пункта или муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на официальном сайте проекта развития территории путем размещения проекта, информационных материалов к нему и проведения экспозиции проекта. Информацию о проведении общественного обсуждения в электронной форме рекомендуется также размещать в социальных сетях с указанием времени и ссылки на официальный сайт, где оно будет проводиться.

7.6. В рамках соучастия рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:

7.6.1. проведение мероприятий по совместному проектированию территории участниками вовлечения (далее - соучаствующее проектирование). Мероприятия по соучаствующему проектированию, как правило, проводятся тематически, поэтапно;

7.6.2. тестирование гипотез и проектных решений с помощью реализации проектов быстрых изменений в формате практических мастерских;

7.6.3. проведение экспертных сессий в целях получения экспертной оценки проекта развития территории, в том числе на стадии разработки, либо получения экспертной оценки ситуации, проблемы, профессиональной поддержки, использования практического опыта в различных вопросах развития городской среды.

7.7. При применении дистанционных форматов соучастия, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется:

7.7.1. осуществлять на этапе разработки проекта развития территории вовлечение жителей населенного пункта в процесс разработки проекта развития территории в формате обсуждений проекта в электронной форме на цифровых платформах видеоконференций. При выборе указанного формата рекомендуется проводить видеоконференции тематически, поэтапно, по аналогии с проведением очного соучаствующего проектирования. Наиболее активных представителей жителей населенного пункта и иных групп участников вовлечения на этапе разработки проекта развития территории рекомендуется привлекать в формате дистанционных видеоинтервью и фокус-групп;

7.7.2. при проведении мероприятий в электронной форме предварительно опубликовать на сайте проекта развития территории и (или) сайте администрации населенного пункта или муниципального образования, и (или) в электронных сетях проект развития территории и сопроводительные информационные материалы (карты, схемы, дизайн-проекты, проекты документов и др.), работа над которыми запланирована в рамках соответствующего мероприятия, а также информацию о регламенте работы в рамках мероприятия, предоставить рекомендации по установке и настройке необходимого программного обеспечения;

7.7.3. организовывать и проводить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции вебинаров и (или) видеолекций с участием представителей экспертного сообщества (архитекторов, проектировщиков, урбанистов, краеведов и иных профильных специалистов, вовлеченных в разработку проекта), а также виртуальные прогулки по территории реализации проекта в целях повышения компетентности и подготовленности жителей населенного пункта к работе над проектом развития территории;

7.7.4. организовывать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции видеоконференций, обсуждений и совещаний с участием представителей экспертного сообщества и иных групп участников вовлечения в целях повышения открытости мероприятий по разработке проекта развития территории;

7.7.5. проводить в электронной форме конкурсы рисунков, сочинений, проектов, макетов, концепций отдельных элементов и проектов развития территорий в целях вовлечения студентов, школьников, представителей творческих профессий.

7.8. В рамках партнерства рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:

7.8.1. создание механизмов для реализации возможности софинансирования проектов развития городской среды;

7.8.2. создание механизмов и инструментов для реализации возможности управления и обслуживания территории, в том числе в форме государственно-частного партнерства, концессии;

7.8.3. авторский надзор за соблюдением концепции при разработке проекта развития территории и (или) на этапе выполнения работ по реализации проекта развития территории; участие в реализации проекта жителей населенного пункта и пользователей территории.

7.9. В случаях применения дистанционных форматов вовлечения в решение вопросов развития городской среды уполномоченным органам рекомендуется обеспечить возможность осуществления гражданами и иными лицами наблюдения за ходом реализации проекта развития территории в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Видеотрансляцию производства работ по реализации проекта развития территории в режиме реального времени рекомендуется осуществлять открытой и доступной для граждан и иных лиц по ссылкам, размещенным на официальных сайтах администрации населенного пункта или муниципального образования и сайте проекта развития территории. При этом рекомендуется обеспечить возможность оставления пользователями комментариев и получения на них обоснованных ответов, а также при необходимости доведения комментариев пользователей до сведения лиц, ответственных за разработку и реализацию проекта развития территории.