Приложение 8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СУБСИДИИ ЛИЦАМ, ЗАКЛЮЧИВШИМ ДОГОВОРЫ О КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ, СОЗДАННОМУ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ИЛИ ОПЛАТУ РАСХОДОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО СОЗДАНИЮ ЛИБО ПРИОБРЕТЕНИЮ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ, ПЕРЕСЕЛЯЕМЫМ ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ПО ПЕРЕДАЧЕ ДАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ПО УПЛАТЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗА ИЗЫМАЕМЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, ПРИЗНАННЫХ АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ, В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ О КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

Приложение N 8
к методическим рекомендациям
по формированию субъектами
Российской Федерации региональных
адресных программ по переселению
граждан из аварийного
жилищного фонда

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ
ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СУБСИДИИ ЛИЦАМ,
ЗАКЛЮЧИВШИМ ДОГОВОРЫ О КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ
ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ
КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ,
СОЗДАННОМУ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ВОЗМЕЩЕНИЕ
ИЛИ ОПЛАТУ РАСХОДОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО СОЗДАНИЮ
ЛИБО ПРИОБРЕТЕНИЮ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНАМ, ПЕРЕСЕЛЯЕМЫМ ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА,
ПО ПЕРЕДАЧЕ ДАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ПО УПЛАТЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ
ЗА ИЗЫМАЕМЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМАХ, ПРИЗНАННЫХ АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ
ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ, В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ
О КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

1. До опубликования извещения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключить договор о комплексном развитии территорий жилой застройки (далее - КРТ), предусматривающий условия о финансировании мероприятий по переселению граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и реконструкции и включенных в решение о КРТ, а в случае реализации проектов КРТ юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации, - после принятия решения о КРТ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, планирующим реализацию проектов КРТ, рекомендуется оценить возможность предоставления и определить размер субсидии за счет средств Фонда лицу, которое будет реализовывать решение о КРТ.

2. Субсидии лицам, указанным в пункте 1 Рекомендаций, рекомендуется предоставлять на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств:

- по созданию либо приобретению жилых помещений, а также по передаче жилых помещений в государственную или муниципальную собственность для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в целях реализации решения о КРТ;

- по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о КРТ.

3. Лицам, заключившим договоры о КРТ в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - юридические лица - инвесторы), субсидию рекомендуется предоставлять в пределах 25 процентов нормативной стоимости переселения, или по решению Правительства Российской Федерации в пределах от 25 до 100 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о КРТ, и нормативе стоимости квадратного метра, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на квартал, предшествующий дате опубликования извещения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключить договор о КРТ.

4. Для юридических лиц, созданных субъектом Российской Федерации и обеспечивающих реализацию решения о КРТ (далее - юридические лица; операторы), субсидию рекомендуется предоставлять на планируемые, а также понесенные расходы, указанные в пункте 2 Рекомендаций, в пределах 100 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативе стоимости квадратного метра, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на квартал, предшествующий дате принятия решения о КРТ.

5. Обращение субъекта Российской Федерации для подтверждения Фондом расчета размера субсидии лицам, указанным в пункте 1 Рекомендаций, содержащее информацию о данных, использованных при таком расчете (далее - обращение), рекомендуется направлять в Фонд по соответствующей форме обращения, утвержденной Правлением публично правовой компании "Фонд развития территорий".

6. Фактический размер субсидии рекомендуется ограничивать документально подтвержденными расходами, понесенными в связи с выполнением обязательств, указанных в пункте 2 Рекомендаций, в соответствии с пунктами 4 и 5 части 6 статьи 16 Федерального закона, пунктами 5 и 6 части 6 статьи 13.6 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также планируемыми расходами в связи с выполнением указанных обязательств.

7. Для оценки возможности предоставления и определения размера субсидии проводится предварительная оценка достаточности доходов от реализации проекта КРТ для покрытия расходов на его реализацию при предположении максимального использования территории КРТ для жилищного строительства с учетом установленных в решении о КРТ в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 67 Градостроительного кодекса Российской Федерации основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые могут быть выбраны при реализации решения о КРТ, а также предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о КРТ.

8. Результатом оценки, указанной в пункте 7 Рекомендаций, является расчет размера коэффициента достаточности (Кд) дохода (Д) для покрытия расходов (Р) при реализации проекта КРТ, который рассчитывается по следующей формуле:

9. Оценку доходов (Д) от реализации проекта КРТ рекомендуется проводить по следующей формуле:

Д = Sж x Спр,

где:

Sж - предельная (максимальная) общая площадь жилых помещений в жилых зданиях, подлежащих строительству в рамках реализации проекта КРТ, кв. м.

Показатель определяется исходя из положений, заложенных в градостроительных документах в i-м субъекте Российской Федерации.

При отсутствии такого показателя, заложенного в градостроительных документах в i-м субъекте Российской Федерации, этот показатель рекомендуется определять исходя из следующих параметров:

Sж = Sзу x Кз x Кэт x Кжп,

где:

Sзу - площадь территории, на которой планируется реализация проекта КРТ, указанная в решении о КРТ, кв. м;

Кз - коэффициент жилой застройки в границах территории КРТ, показывающий отношение площади территории КРТ, занятой под жилыми зданиями, к площади территории КРТ. Для расчета Кз рекомендуется использовать параметры жилой застройки, установленные решением о КРТ, правилами землепользования и застройки, нормативами градостроительного проектирования, иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом, а в случае их отсутствия - коэффициент застройки жилой зоны, предусмотренный приложением Б к Своду правил "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр (Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации, N 7, 2017);

Кэт - коэффициент этажности, равный предельной этажности жилых зданий в границах территории КРТ;

Кжп - коэффициент, характеризующий отношение суммарной общей площади жилых помещений к суммарной поэтажной площади жилых зданий, и равный для многоквартирных домов - 0,75, для жилых домов блокированной застройки и индивидуальных жилых домов - 1.

Если в отношении различных частей территории КРТ установлены дифференцированные значения Кз, Кжп и Кэт, то расчет Sж осуществляется как суммарное значение предельной (максимальной) общей площади жилых помещений в жилых зданиях, подлежащих строительству на таких различных частях территории КРТ, рассчитанных с учетом таких дифференцированных значений.

Спр - средняя цена одного квадратного метра общей площади на первичном рынке жилья по субъекту Российской Федерации согласно сведениям об уровне цен на рынке жилья (форма N 1-РЖ) в соответствии с приказами Федеральной службы государственной статистики от 31 июля 2020 года N 426 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами (тарифами) на грузовые перевозки и на рынке жилья", от 20 января 2009 года N 7 "Об утверждении Методологических рекомендаций по наблюдению за уровнем и динамикой цен на рынке жилья" на квартал, предшествующий дате опубликования извещения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключить договор о КРТ, для юридических лиц - инвесторов либо на квартал, предшествующий дате принятия решения о КРТ для юридических лиц - операторов, руб.

10. Оценка расходов (Р) от реализации проекта КРТ проводится по следующей формуле:

Р = Sж x Ссс + Синф + Срас + Снц,

где:

Ссс - средняя стоимость строительства одного квадратного метра общей площади многоквартирного дома в субъекте Российской Федерации согласно пункту 10(1) Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 N 1192 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 38, ст. 5306; 2021, N 13, ст. 2232; N 24, ст. 4510; N 48, ст. 8097; 2022, N 27, ст. 4854; N 32, ст. 5843), на 15 число месяца, предшествующего дате опубликования извещения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключить договор о КРТ, для юридических лиц - инвесторов либо на 15 число месяца, предшествующего дате принятия решения о КРТ для юридических лиц - операторов, руб.;

Синф - стоимость строительства объектов инженерной, социальной инфраструктуры, а также стоимость строительства внутриквартальных дорог, руб.

При отсутствии предварительно определенных затрат на строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры, внутриквартальных дорог, в том числе технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, в планируемом к реализации на территории субъекта Российской Федерации проекте КРТ расчет показателя рекомендуется производить на основании сборников укрупненных нормативных цен строительства, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с нормами и правилами градостроительного проектирования.

Расходы на строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры, внутриквартальных дорог не включаются в расчет в случае, если строительство соответствующих объектов будет осуществляться за счет средств бюджетов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Срас - стоимость переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и в многоквартирных домах, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руб., которая рассчитывается по формуле:

Срас = Sр X Сн,

где:

Sр - общая площадь жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах на территории КРТ, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и в многоквартирных домах, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, кв. м,

Сн - нормативная стоимость квадратного метра, утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на квартал, предшествующий дате опубликования извещения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключить договор о КРТ для юридических лиц - инвесторов либо на квартал, предшествующий дате принятия решения о КРТ для юридических лиц - операторов, руб.;

Снц - начальная цена торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора о КРТ, определяемая согласно нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации (муниципального образования) при реализации проекта КРТ юридическими лицами - инвесторами, руб.

11. В случае, если значение коэффициента Кд юридическим лицом - инвестором составляет от 1,05 до 2, проектом договора о КРТ может быть предусмотрена субсидия для юридических лиц - инвесторов в размере 25 процентов от нормативной стоимости переселения, которая определяется как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о КРТ, и нормативе стоимости квадратного метра, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на квартал, предшествующий дате опубликования извещения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключить договор о КРТ.

12. В случае, если значение коэффициента Кд юридическим лицом - оператором составляет от 1 до 2, субсидия для юридических лиц - операторов может быть предоставлена в размере 100 процентов от нормативной стоимости переселения, которая определяется как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о КРТ, и нормативе стоимости квадратного метра, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на квартал, предшествующий дате принятия решения о КРТ.

13. В случае, если субъектом Российской Федерации завершены мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и коэффициент Кд для юридических лиц - инвесторов рассчитан в размере от 1,05 до 2, субсидия может быть предоставлена в размере 25 процентов от нормативной стоимости переселения, которая определяется как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных после 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о КРТ, и нормативе стоимости квадратного метра, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на квартал, предшествующий дате опубликования извещения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключить договор о КРТ.

14. В случае, если субъектом Российской Федерации завершены мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и коэффициент Кд для юридических лиц - операторов рассчитан в размере от 1 до 2, субсидия может быть предоставлена в размере 100 процентов нормативной стоимости переселения, которая определяется как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных после 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о КРТ, и нормативе стоимости квадратного метра, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на квартал, предшествующий дате принятия решения о КРТ.

15. Предоставление субсидии не рекомендуется в случаях, если:

а) значение коэффициента Кд превышает 2;

б) значение коэффициента Кд для проектов КРТ, планируемых к реализации юридическими лицами - инвесторами, меньше 1,05;

в) значение коэффициента Кд для проектов КРТ, планируемых к реализации юридическими лицами - операторами, меньше 1,0.

16. Для реализации проектов КРТ, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 15 Рекомендаций, рекомендуется предусмотреть дополнительное финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в том числе на строительство объектов социальной и (или) инженерной инфраструктуры, в целях повышения значения коэффициента Кд, в том числе для возможности предоставления субсидий, предусмотренных Рекомендациями, при реализации таких проектов КРТ.