МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 декабря 2021 г. N 1025/пр

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В МЕТОДИКУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ, УТВЕРЖДЕННУЮ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ИЮНЯ 2020 Г. N 318/ПР

В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2017, N 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2016, N 47, ст. 6673), приказываю:

внести изменения в Методику определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 318/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59837), согласно приложению к настоящему приказу.

Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 1025/пр

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В МЕТОДИКУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ
С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ВАХТОВЫМ
МЕТОДОМ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 ИЮНЯ 2020 Г. N 318/ПР

1. В пункте 2 слова "транспортные средства, используемые" заменить словами "транспортных средств, используемых".

2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Вахтовый метод производства работ применяется на основании решения застройщика, подтвержденного соответствующими обоснованиями, в том числе указанными в пункте 3.2 Методики, а также данными проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства (далее - ПОС) и обусловленного одним или несколькими из следующих факторов:

а) значительное удаление места производства работ от места постоянного проживания работников (время в пути до места выполнения работ и обратно ежедневно составляет более трех часов); ограниченная транспортная доступность (наличие сезонных маршрутов, таких как зимник, внутренний водный и морской транспорт, и аналогичное); производство работ в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями (в том числе при наличии экстремальных природных условий для жизнедеятельности работников);

б) строительство линейных объектов инфраструктуры автомобильного и железнодорожного транспорта, магистрального трубопроводного транспорта, линий электропередачи вне территории населенных пунктов;

в) наличие работ на объектах капитального строительства, технологии производства которых требуют привлечения специалистов, к квалификации которых предъявляются дополнительные требования, установленные законодательством Российской Федерации и (или) локальными нормативными актами организации, являющейся застройщиком;

г) необеспеченность работниками необходимых профессий и уровня квалификации и (или) подрядными организациями, располагающими рабочей силой необходимых профессий и уровня квалификации, с учетом их занятости в количестве, требуемом для выполнения предусмотренных проектной документацией объемов работ в месте производства работ (в том числе на территории населенных пунктов), подтверждаемая в соответствии с пунктом 3.2 Методики;

д) решение о сокращении нормативных сроков строительства при отсутствии в месте производства работ трудовых ресурсов в количестве, предусмотренном проектной документацией для выполнения работ.".

3. Дополнить пунктами 3.1 и 3.2 следующего содержания:

"3.1. При расчете затрат, связанных с применением вахтового метода производства работ, используются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные акты юридических лиц, созданных Российской Федерацией, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 процентов, осуществляющих строительство линейных, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, а также иных объектов капитального строительства, имеющих отраслевую специфику.

3.2. Подтверждением необеспеченности места производства работ работниками необходимых профессий и уровня квалификации и (или) подрядными организациями, располагающими рабочей силой необходимых профессий и уровня квалификации, с учетом их занятости в количестве, требуемом для выполнения предусмотренных проектной документацией объемов работ, являются:

а) официальная статистическая информация, публикуемая Федеральной службой государственной статистики в соответствии с подпунктом 5.21 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2710);

б) информация, предоставляемая по запросу заказчиков строительства органами службы занятости, о количественном, профессиональном и квалификационном составе местной рабочей силы.".

4. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Потребность в работниках при осуществлении строительства вахтовым методом и возможность привлечения местной рабочей силы определяются на основании данных ПОС с учетом положений пунктов 3.1 и 3.2 Методики.

При расчете затрат на доставку вахтовых работников учитывается, что их организованная отправка к месту расположения вахтового поселка выполняется от пункта (пунктов) сбора, определенного(-ых) на основании данных ПОС и представляющего(-их) собой ближайшие к месту производства работ населенные пункты, обеспеченные в необходимом количестве трудовыми ресурсами соответствующих профессий и уровня квалификации для выполнения предусмотренных проектной документацией (ПОС) строительно-монтажных работ (далее соответственно - СМР, пункт (пункты) сбора).".

5. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Обоснование целесообразности применения вахтового метода производства работ выполняется в виде пояснительной записки, прилагаемой к расчету затрат, связанных с применением вахтового метода производства работ, выполненному в соответствии с Методикой, на основании исходных данных, приведенных в приложении N 1 к Методике, с учетом продолжительности и условий строительства.

Целесообразность применения вахтового метода производства работ и учета затрат, связанных с его применением, обосновывается расчетом эффективности применения данного метода (экономическая эффективность, сокращение сроков строительства и аналогичное) при разработке проектной документации на строительство (ПОС) в случае, если решение о выполнении такого расчета принято заказчиком.".

6. В пункте 7:

а) в абзаце первом слова "В составе расчета, выполняемого в соответствии с пунктом 6 Методики, продолжительность" заменить словом "Продолжительность";

б) в абзаце шестом слова "с Приложением N 2 к Методике" заменить словами "с приложением N 2 к Методике";

в) в абзаце седьмом слова "с Приложением N 3 к Методике" заменить словами "с приложением N 3 к Методике".

7. В подпункте "б" пункта 10 слова "расходы на организацию вахтового поселка для строительства объектов капитального строительства (за исключением объектов железнодорожного транспорта" заменить словами "расходы на устройство вахтового поселка для строительства объектов капитального строительства (за исключением объектов новых железнодорожных линий без тоннелей, мостов и путепроводов длиной более 50 м".

8. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Перечень затрат, связанных с осуществлением СМР вахтовым методом, учитываемых в ССРСС либо в случае сноса объекта капитального строительства в ССО, приведен в приложении N 4 к Методике.".

9. Пункт 15 изложить в следующей редакции:

"15. В случаях, когда проектной документацией предусмотрено применение вахтового метода производства работ, обусловленного фактором (факторами), предусмотренным(-ыми) подпунктами "в" и "г" пункта 3 Методики, по решению заказчика без представления обоснований, предусмотренных пунктом 3.2 Методики, в сметной стоимости строительства учитываются затраты, обусловленные необходимостью привлечения работников (не ниже 4 разряда, включая отдельных специалистов), к квалификации которых предъявляются дополнительные требования.".

10. В пункте 20 слово "принимаемых" заменить словом "принимаемого(-ых)".

11. В пункте 22 слова "в Приложении N 6 к Методике" заменить словами "в приложении N 6 к Методике".

12. В пункте 23:

а) абзац шестой после слов "по сложившимся ценам транспортных организаций" дополнить словами ", формируемым по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН";

б) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"При определении Зтр i вп по расчету затраты на перевозку вахтовых работников автомобильным транспортом в одном направлении определяются по формуле (3.1):

где:

Цт - цена перевозки одного вахтового работника автомобильным транспортом, руб./чел.;

Пп - плечо перевозки, км;

2 - коэффициент, учитывающий расстояние от вахтового поселка до места производства работ и обратно;

С - скорость перемещения транспортного средства, км/ч;

Во - время на запланированные остановки при длительном нахождении в пути (в составе приведенной в ПОС схемы перевозки), час./рейс;

1,035 - коэффициент, учитывающий подготовительно-заключительное время для выполнения необходимых работ перед выездом на рейс и по возвращении на автотранспортное предприятие, а также на проведение предрейсового медицинского осмотра;

СЦЭ - сметная цена в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации (далее - текущий уровень цен), или сметная цена в уровне цен, сложившемся на определенную дату, принятую в качестве базисного уровня (далее - базисный уровень цен), на эксплуатацию автотранспортного средства с учетом заработной платы водителя автотранспортного средства, накладных расходов и сметной прибыли (нормативы накладных расходов и сметной прибыли принимаются в размере, предусмотренном сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, на перевозку работников автомобильным транспортом), руб./маш.-ч.

Сметная цена в базисном уровне цен на эксплуатацию автотранспортного средства (без учета заработной платы водителя автотранспортного средства, накладных расходов и сметной прибыли) определяется на основании цен на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен и индексов изменения сметной стоимости строительства, рассчитываемых в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 326/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2019 г., регистрационный N 55869), с изменениями, внесенными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 79/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2021 г., регистрационный N 64577), данных о сметных ценах в текущем уровне цен на эксплуатацию машин и механизмов, размещенных в ФГИС ЦС, а при отсутствии таких данных - на основании конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН;

N - количество мест пассажиров.".

13. В пункте 24:

а) абзац шестой после слов "по сложившимся ценам транспортных организаций" дополнить словами ", формируемым по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН";

б) абзац девятый изложить в следующей редакции:

"При определении Зтр по расчету затраты на перевозку вахтовых работников автомобильным транспортом в одном направлении определяются по формуле (3.1).".

14. В пункте 27 второе предложение исключить.

15. Пункт 28 изложить в следующей редакции:

"28. Определение надбавки за вахтовый метод работы для работников, выполняющих работы вахтовым методом, учитываемой при составлении сметной документации в составе проектной документации, а при сносе объекта капитального строительства - при составлении сметы на снос объекта капитального строительства, выполняется в соответствии с положениями отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства и предусмотренного статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2014, N 48, ст. 6639) (далее - Соглашение), в размере до 75 процентов месячной тарифной ставки (оклада) или в размере, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом заказчика в соответствии с абзацем четвертым статьи 302 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2014, N 14, ст. 1547), за исключением случаев, когда подрядная организация, финансируемая с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определена в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в которых определение такой надбавки выполняется в размере и порядке, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 51 "О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 463; 2014, N 43, ст. 5894).".

16. В пункте 29 второе предложение исключить.

17. Пункт 30 изложить в следующей редакции:

"30. Размер дневной тарифной ставки вахтовых рабочих, рабочих, занятых обслуживанием машин, соответствующего разряда и пусконаладочного персонала соответствующей категории в субъекте Российской Федерации по месту расположения объекта капитального строительства для первого разряда определяется с использованием данных о величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, с учетом коэффициента индексации, установленного Соглашением, и с применением соответствующих тарифных коэффициентов для тарифных разрядов, приведенных в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН.".

18. В пункте 32 второе предложение исключить.

19. В пункте 40 слова "территориальных органов Федеральной службы государственной статистики о стоимости аренды одного квадратного метра общей площади жилого помещения" заменить словами "о стоимости аренды одного квадратного метра общей площади жилого помещения, формируемой по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН".

20. В пункте 41:

а) в формуле 6 обозначение "Чв" заменить на "Чвe";

б) в абзаце седьмом слова "Чв - количество вахтовых работников" заменить словами "Чвe - количество вахтовых работников для каждой (e-ой) вахты".

21. Пункт 42 изложить в следующей редакции:

"42. Затраты на вывоз и утилизацию жидких бытовых отходов определяются расчетами согласно тарифам (ценам, нормативам), утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование, - согласно ценам и тарифам специализированных организаций по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН.".

22. Пункт 43 после слов "согласно ценам и тарифам специализированных организаций" дополнить словами "по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН".

23. Пункт 44 после слов "согласно ценам и тарифам специализированных организаций" дополнить словами "по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН".

24. В пункте 45 слова "наиболее экономичному варианту на основании документированных данных о цене реализации (отпускной цене) производителей (поставщиков) с учетом максимальной численности вахтовых" заменить словами "результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН, с учетом максимальной численности единовременно проживающих в вахтовом поселке".

25. Пункт 46 после слов "с учетом потребности и стоимости единицы ресурсов" дополнить словами "в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН".

26. В пункте 47 слова "сверх затрат, учтенных нормативами накладных расходов в строительстве и нормативами на строительство титульных временных зданий и сооружений, определяются расчетом на основании данных ПОС и учитываются в главе 9 "Прочие работы и затраты" заменить словами "сверх затрат, учтенных нормативами накладных расходов в строительстве и нормативами на строительство титульных временных зданий и сооружений, определяются расчетом на основании данных ПОС и учитываются в главах 8 "Временные здания и сооружения" и 9 "Прочие работы и затраты".

27. Абзац пятый пункта 48 изложить в следующей редакции:

"ЗПобi - оплата труда по каждой (i-ой) специальности персонала по бытовому и техническому обслуживанию вахтового поселка, определяемая на основании информации, публикуемой Федеральной службой государственной статистики, по группам занятий за предыдущие периоды по соответствующему субъекту Российской Федерации с учетом индексации заработной платы в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2014, N 14, ст. 1547), на величину индекса потребительских цен (коэффициент инфляции) в среднем за год, определяемого в соответствии с данными прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, публикуемого Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3378), по строке "Индекс потребительских цен в среднем за год" на текущий год, руб./мес.;".

28. Главу VIII изложить в следующей редакции:

"VIII. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПЕРЕДИСЛОКАЦИЮ И ПЕРЕБАЗИРОВКУ МАШИН
И МЕХАНИЗМОВ ПРИ ВАХТОВОМ МЕТОДЕ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

49. В случаях значительного удаления строительной площадки или полосы отвода линейного объекта от пункта (пунктов) сбора при вахтовом методе производства работ в главе 9 "Прочие работы и затраты" ССРСС либо в ССО при сносе объекта капитального строительства на основании данных ПОС допускается учитывать затраты на передислокацию машин и механизмов в соответствии с пунктом 50 Методики, а также затраты на перебазировку машин и механизмов, не учтенные сметными ценами на их эксплуатацию, в соответствии с пунктом 51 Методики.

50. Затраты на передислокацию машин и механизмов для выполнения СМР на объекте капитального строительства допускается учитывать от одного из следующих ближайших объектов транспортной инфраструктуры по наиболее экономичному варианту до строительной площадки или границы полосы отвода линейного объекта и обратно:

а) морской, речной порт, являющийся транспортным узлом (порт и грузовая железнодорожная станция);

б) грузовая железнодорожная станция;

в) места сопряжения автозимников с автомобильными дорогами, которые сопрягаются (или сообщаются) с сетью автомобильных дорог федерального значения.

51. При расчете затрат на перебазировку машин и механизмов, не учтенных сметными ценами на их эксплуатацию, допускается учитывать затраты на перемещение таких машин от пункта (пунктов) сбора до строительной площадки или границы полосы отвода линейного объекта и обратно. Если подрядная организация определена в качестве единственного поставщика (исполнителя), то пункт (пункты) сбора соответствует(-ют) месту постоянного базирования такой подрядной организации.".

29. Приложения N 5, N 7 - N 11 признать утратившими силу.