МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 февраля 2023 г. N 8942-ОШ/06

Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом АНО "Национальный Центр ГЧП" по вопросу разъяснения возможности предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки по проектам в сфере ЖКХ сообщает следующее.

Пунктом 5 Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 г. N 2253 устанавливается, что не допускается предоставление финансовой поддержки на реализацию мероприятий региональной программы в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения, как по ранее заключенным концессионным соглашениям, так и по вновь заключаемым концессионным соглашениям.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно п. 12 ст. 3 указанного Федерального закона расходы на исполнение обязательств концессионера несет сам концессионер. В этом и состоит смысл концессионного соглашения - привлечь инвестиции, которые будут осуществлены в его рамках.

Таким образом, предоставление финансовой поддержки на реализацию мероприятий региональной программы в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения фактически подменяет собой инвестиционную составляющую концессионного соглашения.

Вместе с тем, согласно пункту 6 Правил допускается предоставление финансовой поддержки на реализацию мероприятий региональной программы в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения и предоставленных концедентом концессионеру во владение и (или) в пользование по концессионному соглашению, в случае если реализация таких мероприятий в отношении указанных объектов коммунальной инфраструктуры не относится к обязательствам концессионера в соответствии с заключенным концессионным соглашением, либо если финансовое обеспечение реализации таких мероприятий предусмотрено за счет платы концедента, внесение которой осуществляется с использованием финансовой поддержки, по концессионному соглашению, заключение которого планируется после дня вступления в силу Правил.

Таким образом, несмотря на запрет предоставления финансовой поддержки на реализацию мероприятий региональной программы в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся объектами концессионного соглашения Правилами предусмотрена возможность предоставления финансовой поддержки по концессионным соглашениям, которые только планируются к заключению в следующих случаях:

- объекты коммунальной инфраструктуры не будут являться объектами такого концессионного соглашения и предоставлены концедентом концессионеру во владение и (или) в пользование, а также реализация мероприятий в отношении данных объектов коммунальной инфраструктуры не относится к обязательствам концессионера;

- финансовое обеспечение реализации мероприятий в отношении данных объектов будет предусмотрено за счет платы концедента, внесение которой будет осуществляться с использованием средств финансовой поддержки.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Дополнительно информируем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента
стратегических проектов
О.В.ШАРОВА