МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2024 г. N 65712-ДН/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.
На основании Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Минстрой России не обладает правом давать оценку конкретной ситуации и правоотношениям.
В соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) многоквартирные дома (далее - МКД), вводимые в эксплуатацию после 1 января 2012 года, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета (далее - ОДПУ) и индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) тепловой энергии.
Понятия ОДПУ и ИПУ определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 2 Правил N 354 ОДПУ - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в МКД при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД.
Таким образом, при наличии в МКД нескольких приборов учета, в совокупности измеряющих весь объем коммунального ресурса, поданного в МКД, ОДПУ считается совокупность таких приборов учета.
Понятия "индивидуальный прибор учета" (далее - ИПУ) и "распределитель" не являются тождественными, ИПУ не являются распределителями, а распределители не являются ИПУ.
Абзац 6 пункта 2 Правил N 354 определяет ИПУ как средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в МКД при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в указанном помещении.
В силу пункта "а" Примечания N 1 к Приложению N 2 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные услуги объем теплоэнергии измеряется в гигакалориях. ИПУ теплоэнергии производит измерения именно в гигакалориях.
Согласно абзацу 16 пункта 2 Правил N 354 распределитель - это устройство, используемое в МКД, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, в которых установлены распределители.
Различное определение понятий "ИПУ" и "распределитель" в Правилах N 354 подтверждает, что это различные технические устройства.
Распределители не измеряют абсолютное количество тепла (в гигакалориях), а определяют только долю от общего объема потребления теплоэнергии в тех помещениях МКД, которые оборудованы распределителями. При этом не имеет значения, в каких конкретно единицах осуществляет измерения распределитель (в киловатт-часах, Джоулях или без определения размерности). ИПУ измеряют объем потребления теплоэнергии именно в гигакалориях.
Также необходимо обратить внимание на следующее.
В силу пункта 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 (далее - Правила N 1034), прибор учета - это средство измерения, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов, теплосчетчик - это прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя.
Пункт 97 Правил N 1034 устанавливает, что в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу, масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час, среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Согласно пункту 34 Правил N 1034 теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе.
Из приведенных положений следует, что ИПУ теплоэнергии в обязательном порядке измеряют:
1) массу (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу. При этом допускается измерять массу (объем) только теплоносителя, поданного по подающему трубопроводу при тепловой нагрузке менее 0,2 Гкал в час;
2) температуру теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах.
В противоречие с приведенными требованиями к приборам учета распределитель измеряет только температуру поверхности отопительного прибора (радиатора отопления) и температуру окружающего воздуха (некоторые конструкции распределителей предусматривают измерение только температуры поверхности отопительного прибора), после чего по заданному алгоритму рассчитывает объем потребленной теплоэнергии в условных единицах.
Следовательно, распределитель не является ИПУ, поскольку не соответствует обязательным требованиям к ИПУ.
В силу пункта 42(1) Правил N 354 показания распределителей, установленных в помещениях МКД, могут применяться в расчетах размера платы за отопление исключительно в случае если МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в МКД, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД, оборудованы распределителями. При этом не имеет значения, какой вид разводки системы отопления (вертикальная или горизонтальная) в помещениях, оборудованных распределителями.
Распределители применяются в расчетах только для тех помещений, в которых нет ИПУ (оборудование конкретного помещения одновременно ИПУ и распределителями не предусмотрено, при наличии ИПУ применяются показания ИПУ).
Отмечается, что для случая, если МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в МКД, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД, оборудованы распределителями, при этом часть помещений в МКД, не оборудованных распределителями, оборудованы ИПУ тепловой энергии, Правилами N 354 предусмотрен порядок расчета размера платы за отопление и для помещений, оборудованных ИПУ тепловой энергии, и для помещений, оборудованных распределителями, и для помещений, в которых нет ни ИПУ тепловой энергии, ни распределителей. При этом для указанного случая формулами Приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрено применение в расчетах и показаний ОДПУ, и показаний ИПУ, и показаний распределителей.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ