МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 октября 2024 г. N 61052-ОС/02
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение.
Государственные органы выполняют свои функции в пределах предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий и руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, и не вправе осуществлять полномочия, не входящие в их компетенцию.
Исходя из положений части 4 статьи 1, части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственные органы рассматривают обращения граждан и юридических лиц только по вопросам, относящимся к компетенции таких государственных органов.
В сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, является Минстрой России.
Вопрос о необходимости членства в саморегулируемых организациях соответствующих видов в случае, если предметом договора подряда является одновременно выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, неоднократно рассматривался Минстроем России, в том числе по запросам Федеральной антимонопольной службы. Позиция Минстроя России по указанному вопросу однозначна и полностью совпадает с изложенной в обращении.
Так, пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания для осуществления отдельных видов деятельности юридическими лицами, одним из которых является членство в саморегулируемой организации (далее - СРО).
При этом право осуществлять работы по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договору строительного подряда, указанным в части 2 статьи 47, части 4 статьи 48 и части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, договоры генподряда соответственно), возникает у индивидуального предпринимателя, юридического лица на основании членства в СРО соответственно в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - генподрядчик) (часть 1 статьи 55.8 Кодекса).
Необходимо учитывать, что заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - требования заказчика) (часть 1 и 8 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). Обязанностью указанного заказчика является в том числе проверка соответствия участников закупок установленным им требованиям.
В этой связи в случае проведения единой закупки работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - единая закупка), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не обладающие правом выполнять такие работы, не вправе принимать участие в указанной закупке. Член СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не может подтвердить соответствие требованиям заказчика, в том числе требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, к опыту работы, связанной с объектом закупки, наличию квалифицированных работников в соответствующей сфере деятельности. Привлеченный им на субподряд член СРО в области инженерных изысканий и (или) архитектурно-строительного проектирования проверку в рамках этой закупки не проходил, свой опыт работы и кадровый состав не подтверждал.
Кроме того, частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48 Кодекса установлено обязательное требование об обеспечении выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации соответственно специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования соответственно. Такие специалисты должны быть трудоустроены по месту основной работы соответственно у члена СРО в области инженерных изысканий, у члена СРО в области архитектурно-строительного проектирования и осуществляют трудовые функции, предусмотренные статьей 55.5-1 Кодекса, в том числе утверждение проектной документации, результатов инженерных изысканий, со дня включения сведений о них в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (пункт 2 части 6 статьи 55.5, часть 1, пункт 3 части 3 и часть 7 статьи 55.5-1 Кодекса).
В принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу, выполненных лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в части 2 статьи 47, части 4 статьи 48 Кодекса, будет отказано на основании пунктов 2 и 5 части 8 статьи 49 Кодекса.
Таким образом, член СРО только в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не вправе заключить договор подряда, предметом которого являются одновременно работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, и не может выполнить в полном объеме обязательства по договору.
В случае, если государственный или муниципальный заказчик не предусмотрит в документации о единой закупке одновременно требование о членстве участника закупки в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, с учетом положений статей 60 и 60.1 Кодекса возникает риск непредусмотренных выплат из бюджета соответствующего уровня при причинении вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в связи с невозможностью регрессного требования к СРО соответствующего вида. Кроме того, невозможна и компенсация из средств соответствующего компенсационного фонда ущерба, причиненного в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору генподряда, заключенному по итогам такой единой закупки, и возврат средств в бюджет соответствующего уровня.
Директор Правового департамента
О.В.СПЕРАНСКИЙ