МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 ноября 2022 г. N 59913-ОЛ/04

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах компетенции сообщает следующее.

Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Решение о выборе (изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При оплате в течение календарного года выставляемый ежемесячно объем тепловой энергии определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в жилом или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год, а при отсутствии показаний прибора учета - исходя из норматива потребления, с последующей корректировкой размера платы в I квартале, следующего за расчетным годом по формулам 2(3), 2(4), 3, 3(1), 3(3) и 3(4), предусмотренным Приложением N 2 к Правилам N 354.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ на потребителя возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платежного документа.

Состав информации, подлежащей включению в платежный документ, определен пунктом 69 Правил N 354, согласно которому в платежном документе должен указываться размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенный в соответствии с Правилами N 354. Сроки, способы и адрес доставки платежного документа определяются согласно подпункту "м" пункта 19 и пункту 67 Правил N 354.

В связи с этим размер платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе скорректированный в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, подлежит включению в платежный документ, направляемый собственнику помещения в порядке и сроки, предусмотренные Правилами N 354. Направление платежного документа в целях оплаты коммунальных услуг иным лицам, не являющимся собственниками, пользователями помещений, Правилами N 354 не предусмотрено.

С учетом вышеизложенного, в случае смены собственника плата за коммунальную услугу по отоплению, в том числе скорректированная согласно пункту 42(1) Правил N 354, подлежит включению в платежный документ, выставляемый лицу, являющемуся собственником помещения в момент формирования начислений и проведения корректировки, как обязанному нести бремя содержания данного помещения.

Кроме того, поскольку способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с дальнейшей корректировкой предусмотрен федеральным законодательством и устанавливается правовым актом субъекта Российской Федерации, то в случае смены собственника помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме новый собственник (наниматель), вступающий в свои права в течение расчетного года, либо после его окончания, но до проведения ежегодной корректировки, осведомлен о принятом на территории субъекта Российской Федерации порядке оплаты коммунальной услуги по отоплению и, при необходимости, может учитывать данное обстоятельство при осуществлении расчетов с предыдущим собственником.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
О.А.ЛЕЩЕНКО