МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 августа 2023 г. N 50784-АГ/09

Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и в рамках компетенции сообщает.

Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

В соответствии с пунктом 52 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр (далее - Методика N 421/пр), при разработке локальных сметных расчетов (смет) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, используются коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим, приведенные в приложении N 10 к Методике N 421/пр.

Необходимость применения в локальных сметах коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства отдельных комплексов строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, устанавливается проектом организации строительства (далее - ПОС), разработанным в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, согласно которому раздел ПОС должен содержать описание особенностей проведения работ в условиях действующего предприятия, в том числе когда в силу режима секретности и (или) внутриобъектного режима применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих.

Обоснование применения указанных коэффициентов при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства относится к компетенции заказчика строительства и организации, осуществляющей разработку проектной документации, и должно быть отражено в разделе ПОС с учетом особенностей и условий выполнения работ на конкретных объектах капитального строительства при условии наличия факторов, препятствующих нормальному производству работ (вызывающих задержку производственного процесса).

При этом требования к "особому" режиму производства работ, осложненному внешними факторами, должны быть обоснованы (подтверждаться) положениями действующих нормативных правовых актов, регламентирующих организацию системы охраны объектов, обеспечение режима секретности, установление пропускного внутриобъектного режима на охраняемых объектах.

Таким образом, если согласно разделу ПОС внутриобъектный режим действует для всех зданий и сооружений, находящихся на территории охраняемого контура, то по решению заказчика коэффициент, учитывающий пропускной внутриобъектный режим, может быть распространен на все строящиеся объекты капитального строительства, находящиеся в пределах территории такого охраняемого контура, в случае наличия факторов, приводящих к задержке производственного процесса.

Справочно сообщается, что вопросы взаимоотношений заказчиков строительства и подрядных организаций в рамках реализации контрактов на строительство объектов капитального строительства регулируются договором подряда или государственным (муниципальным) контрактом.

Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

И.о. директора
Департамента ценообразования
и ресурсного обеспечения строительства
А.Ю.ГОНЧАРОВ