МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 декабря 2016 г. N 44589-СМ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение Ассоциации - региональное отраслевое объединение работодателей "Саморегулируемая организация "Астраханские строители" от 16 ноября 2016 года N 01-05/842, поступившее письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2016 года N 09-00-04/9195, с просьбой разъяснить отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 372-ФЗ) и сообщает следующее.

Частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона N 372-ФЗ установлены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, а именно:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 Кодекса (далее - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Таким образом, законодательством Российской Федерации установлено право индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, членство которых в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или архитектурно-строительного проектирования, или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является обязательным, либо самостоятельно выполнять функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации или строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в зависимости от вида осуществляемой деятельности, либо возложить указанные функции на соответствующих специалистов (главных инженеров проекта или главных архитекторов проекта).

При этом из совокупности норм Кодекса следует, что сведения об индивидуальном предпринимателе или руководителе юридического лица, самостоятельно организующем выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, как и о специалистах, должны быть включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Стоит отметить, что указанные нормы Кодекса вступают в силу с 1 июля 2017 года.

Кроме того, следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Правового департамента
С.В.МОЧАЛОВА