МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2023 г. N 33841-ОГ/09
Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о содержании ответа Минстроя России, содержащегося в письме от 18 октября 2023 г. N 64206-АВ/09 по вопросу изменения (увеличения) цены контракта в связи с удорожанием в 2021-2022 годах цен на строительные ресурсы в пределе своей компетенции сообщает следующее.
В силу положений статей 7 и 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов и направляет его заявителю на почтовый адрес, указанному в обращении.
Письмо Минстроя России от 18 октября 2023 г. N 64206-АВ/09 содержит информацию о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (далее соответственно - Приказ N 841/пр, Методика N 841/пр), по существу конкретного вопроса, поставленного заявителем в его обращении.
Информация, по соответствующему конкретному вопросу заявителя, содержащаяся в рассматриваемом письме Минстроя России, не противоречит Постановлению N 1315 и Приказу N 841/пр. При этом указанное письмо Минстроя России было направлено в ответ на обращение заявителя, которым Вы не являетесь, в связи с чем оснований для раскрытия его содержания не усматривается.
Одновременно, письмо Минстроя России от 18 октября 2023 г. N 64206-АВ/09 не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, не является нормативным актом вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежит подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009). Кроме того, указанное письмо Минстроя России, в том числе в соответствии с Правилами N 1009, Минстроем России не публиковалось.
Вместе с тем по существу вопроса, поставленного в Вашем обращении, Департамент считает возможным сообщить следующее.
Положениями Постановления N 1315 в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлена возможность изменения существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы при условии, если контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Пересчет цены таких контрактов в соответствии с Постановлением N 1315 может быть осуществлен в течение 2023 года.
Порядок изменения (увеличения) цены контракта на основании Постановления N 1315 установлен пунктами 14, 14.1 - 14.6 Методики N 841/пр.
Согласно пункту 14.2 Методики N 841/пр осуществляется расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта.
Коэффициент корректировки цены контракта (Ккор) распространяется на остатки работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта.
Стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 - 2022 годах до даты выполнения расчета, а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке.
Одновременно следует обратить внимание, что Постановление N 1315 издано в целях принятия оперативных антикризисных мер для обеспечения поддержки подрядных организаций в связи с существенным удорожанием строительных ресурсов: установлено право подрядчика обосновать удорожание строительных ресурсов, которое невозможно было предвидеть при заключении контракта, и оперативно обратиться к заказчику с целью изменения существенных условий контракта, а заказчику - право рассмотреть предложение подрядчика и по соглашению сторон изменить такие существенные условия контракта.
Таким образом, Методика N 841/пр содержит положения о пересчете:
- остатков работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта;
- работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 - 2022 годах до даты выполнения расчета;
- работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта.
При этом изменение стоимости работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком с 1 января 2023 года до даты представления расчета (если такой расчет представлен в 2023 году), положениями Методики N 841/пр не предусмотрено.
Дополнительно Департамент сообщает, что на основании части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Предусмотренное частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае если обстоятельства, возникшие при исполнении конкретного контракта, не могут быть урегулированы сторонами на основании положений Постановления N 1315 и положений Методики N 841/пр, установленных в реализацию положений Постановления N 1315, то изменение существенных условий такого контракта может осуществлено на основании части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющие при наличии предусмотренного данной нормой решения изменить любые существенные условия любого контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
При этом вопросы применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также вопросы о правомерности действий (бездействия) участников контрактной системы, в том числе при изменении существенных условий контракта, не отнесены к полномочиям Минстроя России.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329), является Минфин России.
Функции по контролю (надзору) в части соблюдения требований к исполнению, изменению контракта в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ осуществляются органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд - Федеральным казначейством).
Учитывая изложенное, в целях всестороннего рассмотрения указанного вопроса Департамент считает целесообразным дополнительно обратиться в Минфин России и Федеральное казначейство.
Директор Департамента
ценообразования и ресурсного
обеспечения строительства
А.П.ВИЛКОВ