МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июля 2019 г. N 27043-ИТ/09
Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого они обеспечивают, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, обязаны использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту.
Частью 4 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке проектной документации в целях строительства особо опасных, технически сложных, иных определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации объектов капитального строительства, а также в целях реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия органы государственной власти, органы местного самоуправления и юридические лица, указанные в части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять подготовку проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается данными органами и юридическими лицами, без учета требования об обязательном использовании экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, предусмотренного частью 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 33.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, применяется укрупненный норматив цены строительства (далее - НЦС).
Назначение, сфера и случаи применения НЦС установлены Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 (далее - Положение), постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации", а также Методическими рекомендациями по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 октября 2011 г. N 481, сведения о которых включены в раздел 1 "Государственные сметные нормативы" федерального реестра сметных нормативов техническими частями Сборников НЦС.
Применение НЦС рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик.
Учет данных особенностей при расчете предельной стоимости объекта капитального строительства следует производить дифференцированно, руководствуясь Методическими рекомендациями, техническими частями Сборников НЦС, а также информацией Отдела 2 Сборников НЦС.
В случаях, если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства отличаются от решений, предусмотренных показателями НЦС в Отделе 2 соответствующих Сборников НЦС, допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным или иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
Пунктом 9(1) Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" установлено, что проверка по количественным критериям оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляется путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с проектами-аналогами.
При выборе проекта-аналога предполагаемый главный распорядитель должен обеспечить максимальное совпадение характеристик объекта капитального строительства, создаваемого в соответствии с инвестиционным проектом, и характеристик объекта капитального строительства, созданного в соответствии с проектом-аналогом, по функциональному назначению и (или) по конструктивным и объемно-планировочным решениям.
Согласно пункту 4.38 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 (МДС 81-35.2004) и применяемой в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, выбор аналога осуществляется на основе строящихся или построенных объектов, сметы которых составлены по рабочим чертежам. При выборе аналога обеспечивается максимальное соответствие характеристик проектируемого объекта и объекта-аналога по производственно-технологическому или функциональному назначению и по конструктивно-планировочной схеме. С этой целью анализируется сходство объекта-аналога с будущим объектом, вносятся в стоимостные показатели объекта-аналога требуемые коррективы в зависимости от изменения конструктивных и объемно-планировочных решений, учитываются особенности, зависящие от намечаемого технологического процесса, а также отдельно делаются поправки по уровню стоимости для района строительства.
Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор Департамента ценообразования
и градостроительного зонирования
И.В.ТЮТЬМИНА