МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 июня 2024 г. N 15279-ОГ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение.

Официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех), разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П).

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России не уполномочен давать официальное толкование положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Вместе с тем в пределах компетенции считаем возможным сообщить следующее.

Согласно части 1 статьи 55.20 Кодекса национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, созданные в форме ассоциации (союза), деятельность которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом и внутренними документами такой организации.

Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей строительной продукции (часть 3 статьи 55.20 Кодекса).

Согласно части 9 статьи 55.20 Кодекса при осуществлении своих функций национальные объединения не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

При этом для достижения указанных целей частью 8 статьи 55.20 Кодекса определены основные функции национальных объединений саморегулируемых организаций, в том числе взаимодействие с саморегулируемыми организациями, органом надзора за саморегулируемыми организациями в части получения и передачи предусмотренной Кодексом информации, а также подготовка и утверждение заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций (далее - заключение об исключении), заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из такого реестра.

Основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций является в том числе неисполнение такой саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.16 и (или) статьи 55.16-1 Кодекса, которые определяют порядок формирования и расчет размеров средств компенсационных фондов, размещенных на специальных банковских счетах (пункт 1 части 5 статьи 55.2 Кодекса).

В целях реализации своих функций национальные объединения саморегулируемых организаций вправе направлять соответствующим саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления, а саморегулируемая организация обязана представить соответствующие документы, сведения и (или) исполнить содержащиеся в уведомлении предложения об устранении нарушения (часть 8.1 статьи 55.20 Кодекса).

В случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в уведомлении о выявленных нарушениях предложения об устранении нарушения, предусмотренного в пункте 1 части 5 статьи 55.2 Кодекса, национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение об исключении и направляет его в орган надзора за саморегулируемыми организациями (часть 11 статьи 55.20 Кодекса).

Таким образом, национальные объединения саморегулируемых организаций вправе запрашивать документы, подтверждающие соблюдение соответствующей саморегулируемой организацией требований статей 55.16 и 55.16-1 Кодекса, в том числе в части размера средств компенсационных фондов, размещенных на специальных банковских счетах саморегулируемой организации.

По указанному вопросу сложилась аналогичная судебная практика, согласно которой судами признано право национальных объединений саморегулируемых организаций запрашивать у саморегулируемых организаций на основании части 8.1 статьи 55.20 Кодекса выписку о движении средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках таких средств (решения Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2022 г. по делу N А40-71377/22-33-530, от 20 декабря 2023 г. по делу N А40-135874/23, от 22 апреля 2024 г. по делу N А40-24393/24-117-191).

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Правового департамента
Т.Н.БАРМИНА