МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2019 г. N 13593-ДВ/02
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение и по поставленным вопросам сообщает следующее.
Деятельность национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства регулируется положениями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статьи 24 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ), которыми предусмотрена их самостоятельная и инициативная деятельность.
Высшим органом Национального объединения саморегулируемых организаций является Всероссийский съезд соответствующих саморегулируемых организаций, на котором решения принимаются большинством голосов.
Таким образом, член Национального объединения саморегулируемых организаций вправе инициировать рассмотрение вопроса Всероссийским съездом, а также участвовать в принятии решений по выбору приоритетных направлений деятельности Национального объединения, установлению требований к президенту Национального объединения и дополнительных ограничений его прав, направленных на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение конфликта интересов.
При этом, согласно части 6 статьи 14 Федерального закона N 315-ФЗ определение уставом некоммерческой организации или иными установленными ею требованиями дополнительных ограничений, направленных на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение конфликта интересов, установленного частью 3 статьи 8 Федерального закона N 315-ФЗ, является правом такой организации.
В соответствии с пунктом 2.1 части 3 статьи 55.21 Кодекса президента Национального объединения саморегулируемых организаций избирает Всероссийский съезд саморегулируемых организаций.
Какие-либо требования к кандидатам на должность президента Национального объединения саморегулируемых организаций законом, Уставом НОСТРОЙ, утвержденным Всероссийским съездом саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (в редакции от 26 ноября 2018 г.), не установлены.
На основании пункта 2.9 Устава НОСТРОЙ избранный президент Национального объединения саморегулируемых организаций вступает в свои полномочия с момента объявления результатов голосования.
Исходя из норм статьи 14 и части 5 статьи 24 Федерального закона N 315-ФЗ установленные ограничения распространяются только на избранного президента Национального объединения саморегулируемых организаций, а не кандидатов на такую должность: "Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, не вправе являться членом органов управления членов саморегулируемой организации, их дочерних и зависимых обществ, являться работником, состоящим в штате указанных организаций.".
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и частью 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственная регистрация некоммерческой организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с этой некоммерческой организацией, а не по месту жительства физического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 53 и статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Единоличному исполнительному органу предоставлены полномочия выступать и действовать от имени юридического лица без доверенности.
При необходимости, с учетом характера и масштаба хозяйственной деятельности, единоличный исполнительный орган вправе привлекать третьих лиц и предоставлять им полномочия действовать от имени организации по доверенности по трудовым, гражданско-правовым договорам, при формировании представительств или филиалов.
Выдача президентом Национального объединения третьему лицу доверенности в объеме, соизмеримом с его полномочиями, фактически подменяет исполнителя функций единоличного исполнительного органа, для которых его личность может иметь значение.
Согласно статьи 123.10 ГК РФ по решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения по конкретным вопросам не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Д.А.ВОЛКОВ