МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 марта 2023 г. N 12861-АВ/09

Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает.

Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - сметная стоимость строительства), финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов и индексов изменения сметной стоимости, сведения и информация о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Индексы рассчитываются в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. N 326/пр (далее - Индексы, Методика N 326/пр), и сообщаются ежеквартально письмами Минстроя России, которые включаются в ФРСН, публикуются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах Минстроя России (www.minstroyrf.gov.ru) в разделе "Деятельность/Ценообразование".

В соответствии с пунктом 5 Методики N 326/пр выбор Индекса, рассчитываемого для применения к сметной стоимости строительно-монтажных работ в целом по объекту строительства и к итогам объектных сметных расчетов (смет) по виду объекта, осуществляется исходя из наименования объекта капитального строительства, указанного в наименовании объектных сметных расчетов (смет) или сводного сметного расчета стоимости строительства (далее - ССРСС), вида используемой сметно-нормативной базы, периода составления сметной документации, территории расположения объекта капитального строительства, для которого разрабатывается сметная документация.

Согласно пункту 85 Методики N 326/пр размеры Индексов, их назначение и область применения сообщаются письмом Минстроя России в разрезе субъектов Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации) по федеральным округам.

В соответствии с примечаниями к Приложению N 3 к письму Минстроя России от 22 декабря 2022 г. N 69529-ИФ/09 Индексы по графе "Автомобильные дороги" предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполнение которых необходимо для строительства указанных объектов, в соответствии с порядком применения, приведенным в пунктах 6 - 6.2 Методики N 326/пр (пункт 4), Индексы по графе "Искусственные дорожные сооружения" применяются при строительстве мостов, путепроводов, эстакад в соответствии с порядком, приведенным в пунктах 5 - 5.8 Методики N 326/пр (пункты 5, 6).

Порядок определения сметной стоимости комплексного линейного объекта капитального строительства, в рамках которого осуществляется строительство одновременно двух видов объектов (автомобильной дороги и искусственных дорожных сооружений в их составе) с одновременным использованием двух Индексов по видам объектов "Автомобильные дороги" и "Искусственные дорожные сооружения", был приведен в разъяснениях Минстроя России от 12 декабря 2019 г. N 48208-ДВ/09.

Учитывая изложенное, Индексы по виду объекта строительства "Искусственные дорожные сооружения" применяются при строительстве мостов, путепроводов, эстакад, в том числе при наличии таких объектов в составе комплексного линейного объекта.

Таким образом, для целей достоверного определения сметной стоимости строительства комплексного линейного объекта целесообразно при подготовке сметной документации выделить в главах сводного сметного расчета отдельными разделами затраты, относящиеся к строительству автомобильной дороги и искусственных дорожных сооружений (выделить виды объектов в составе комплексного линейного объекта).

При определении сметной стоимости работ по восстановлению подходов к мостовому сооружению, разборка которых выполняется в целях реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, выбор Индекса осуществляется по виду объекта, к которому в соответствии с данными проектной документации отнесены указанные работы.

Согласно пункту 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам. Необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.

При определении сметной стоимости отдельного этапа строительства объекта капитального строительства выбор Индекса выполняется в соответствии с пунктом 5 Методики N 326/пр исходя из наименования объекта капитального строительства, указанного в наименовании объектных сметных расчетов (смет) или ССРСС, разработанного на отдельный этап строительства.

Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Директор Департамента ценообразования
и ресурсного обеспечения строительства
А.П.ВИЛКОВ