§ 1 ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА. Определение
1. Соревновательное выступление в дисциплине "Арт-фехтование - упражнение группа" - это выступление, осуществляемое группой спортсменов одновременно, в одном ритме, с одними и теми же движениями, исполняемыми синхронно или каскадом, под музыку или без нее. Выбор костюма свободный. Дисциплина "Арт-фехтование - упражнение группа" не предполагает определенной временной эпохи. Однако при выборе исполнителями исторических персонажей преимущество в оценке имеют те исполнители, чей внешний вид и вооружение наиболее исторически достоверны. Противодействие оружием между участниками выступления не допускается. Элементы жонглирования оружием допускаются, но они не должны преобладать в постановке, не идут в зачет фехтовальной практики и не оцениваются судьями. Контакт оружием исполнителей допускается только в статических позициях (например, исполнители могут продемонстрировать красивую геометрическую фигуру с использованием клинков оружия и т.п.).
Допустимое количество участников в группе - от 2 до 8. Характерной особенностью группового упражнения является участие каждого спортсмена (спортсменки) в совместной работе ансамбля. Композиция должна быть составлена таким образом, чтобы идея согласованной работы между всеми участниками выступления была отчетливо видна на протяжении всей программы. В случае исполнения спортсменами или подгруппами одинаковых движений и боевых приемов фехтования, в программе в равной степени должны быть представлены:
- Организация синхронного исполнения;
- Организация поочередного или каскадного исполнения (начало выполнения одного и того же движения для каждого следующего спортсмена смещено на 1 - 4 музыкальных такта (фехтовальных темпа)).
В случае исполнения спортсменами или подгруппами разных движений и боевых приемов фехтования, должно быть организовано одновременное согласованное исполнение.
Во время исполнения упражнения не должна быть заметна неподвижность отдельных спортсменов в течение более чем 4-х движений тела/оружия движущихся спортсменов. Во время исполнения упражнения не должна быть заметна неподвижность одновременно всех спортсменов в течение более чем 4-х музыкальных тактов (исключение составляют начало и конец выступления).
Допускается более позднее начало показа фехтовальной практики отдельными исполнителями или ее более раннее окончание. Но если при этом продолжительность фехтовальной практики отдельного исполнителя составляет менее 1 минуты 20 секунд, исполнитель приравнивается судейской коллегией к статисту и его имя исключается из итоговых документов соревнований. Для контроля данного параметра судейской коллегией может быть использована видеозапись выступления на турнире. Окончательное решение может быть вынесено главным судьей после окончания соревнований в данной дисциплине, но не позднее официального окончания турнира.
Поощряется организация "контрастного" и зеркального исполнения (например, правша в правосторонней боевой стойке и левша в левосторонней боевой стойке). Под контрастным исполнением понимается согласованная работа спортсменов на разных уровнях (верхний, нижний сектор) и в разных направлениях.
Программа должна содержать как минимум 4 разных рисунка перестроений. Можно использовать как перестроения из всех спортсменов, так и различные варианты деления на подгруппы. Спортсмены не должны слишком долго оставаться в одном и том же перестроении. Наиболее высоко оценивается смена перестроений, вплетенная в хореографический рисунок постановки, а не осуществляемая простым переходом исполнителя и из одной точки сцены в другую. Под рисунком перестроения понимается четко видимое геометрическое расположение спортсменов на сцене (одна или несколько линий параллельно краю сцены, перпендикулярно краю сцены, диагональ, кольцо, треугольник, прямоугольник и т.д.), а также смена расположений спортсменов - лицом к лицу, спина к спине и проч.
Допускается присутствие на сцене вспомогательных персонажей (статистов). Статисты выполняют роль второстепенных персонажей и ни в коем случае не должны мешать судьям оценивать работу исполнителей. В случае использования статистами оружия или его бытовых имитаторов на них распространяются все требования к исполнителям в данной дисциплине. Все вопросы и нюансы участия статистов в номере согласовываются тренером команды с судейской коллегией на этапе подачи заявок. Суммарное количество исполнителей и статистов в номере не должно превышать 10 человек.
В качестве оружия разрешается использовать аналог любой разновидности европейского холодного оружия или его бытовой имитатор, трость или палку.
2. Продолжительность выступления:
2.1. Максимальная продолжительность выступления - 2 минуты 30 секунд
2.2. Минимальное время показа арт-фехтования - 2 минуты
3. Обязательные компоненты программы:
- спортсмены должны продемонстрировать не менее трех разновидностей атак (атаки простые, повторные, с финтом, с действием на оружие воображаемого противника и др.);
- перемена позиций оружия в сочетании с перемещением по сценической площадке;
- перестроения. Недостаточное количество перестроений в композиции штрафуется снижением оценки за технику на 1 балл за каждое недостающее перестроение (максимум 4 балла).
4. Оценка выступления.
4.1. Оценка за технику исполнения - 18 баллов:
- Базовая техника - 0 - 5 баллов;
- Мастерство, безопасность и слаженность действий - 0 - 5 баллов;
- Сложность композиции;
- Сложные комбинации - 0 - 4 балла;
- Общий уровень, репертуар действий - 0 - 4 балла.
При оценивании базовой техники учитывается правильность принятия боевой стойки, держания оружия, соблюдение пространственных и временных характеристик при выполнении основных приемов маневрирования, принятии оружием позиций и защит, техника выполнения основных приемов нападения и разновидностей действий.
Оценка за мастерство, безопасность и слаженность действий учитывает качество совместной работы спортсменов при синхронном, каскадном, одновременном исполнении элементов, ровность линий в перестроениях, отсутствие столкновений исполнителей и сбоев в исполнении, потери оружия, выполнение требований правил безопасности.
Оценка за сложность композиции учитывает темп работы, количество технически сложных комбинаций элементов и перестроений в программе, их органичность, количество спортсменов в группе, количество используемого оружия, наличие и свойства защитного снаряжения и т.п.
При оценивании общего уровня исполнения и оснащенности действиями принимается во внимание разнообразие исполняемых элементов фехтования, боевых приемов и связующих их элементов в программе, сбалансированность программы, а также общий уровень мастерства фехтовальщиков.
4.2. Оценка за артистичность исполнения - 12 баллов:
- Артистизм - 0 - 2 балла;
- Выразительность - 0 - 4 балла;
- Композиционное построение и общее впечатление - 0 - 4 балла;
- Оригинальность идеи, оформление постановки, костюм - 0 - 2 балла.
5. Подробные требования к оружию, костюмам и защитному снаряжению изложены в п. 1 данных правил проведения соревнований.