7.1.3 ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА. Основные виды композиции
К основным видам (жанрам) относятся композиции, отличающиеся по характеру игры, - проблемы, этюды, задачи и позиционные концовки.
Во всех основных видах композиции задание выполняют белые, решение должно начинаться с неударного хода. В проблемах, этюдах и позиционных концовках заданием является "Выигрыш" или "Ничья", в задачах - "Запирание".
ПРОБЛЕМА - композиция с преобладанием комбинационной игры и количеством белых шашек (простых, дамок) более четырех.
По соотношению шашек проблемы подразделяются на группы.
В русские шашки:
- миниатюры (до 6 простых с каждой стороны);
- концовки (до 12 простых с каждой стороны);
- проблемы с дамками и простыми в начальной позиции. В международные (стоклеточные) шашки:
- миниатюры (до 7 простых с каждой стороны);
- средние проблемы (до 12 простых с каждой стороны);
- большие проблемы (до 20 простых с каждой стороны);
- практические проблемы (с простыми);
- проблемы с дамками и простыми в начальной позиции.
ЭТЮД - композиция с игрой, характерной для эндшпиля, и количеством шашек у белых не более четырех, у черных - не более шести.
ПОЗИЦИОННАЯ КОНЦОВКА - композиция с преобладанием позиционных и этюдных приемов игры и количеством шашек с каждой стороны не более восьми. Позиционные концовки встречаются только в русских шашках.
ЗАДАЧА - композиция с преобладанием комбинационной игры и заданием запереть определенное количество шашек.
Задачи в русские и международные (стоклеточные) шашки подразделяются по заданию на три группы:
- на запирание простых;
- на запирание дамок и дамок с простыми;
- задачи-миниатюры, в которых силы белых ограничены 7-ю единицам.
Борьба сторон в задаче весьма своеобразна. Несмотря на большой перевес сил у белых, силы атаки и силы защиты находятся в равновесии. Белые должны не просто выиграть, но и запереть шашки противника. Черные же, защищаясь, могут не только стремиться уничтожить шашки белых, но и стремиться к поддаче своих шашек. Этот элемент игры в "поддавки" роднит ортодоксальную систему задач с задачами в поддавки, в которых белые заставляют черных запереть белые шашки.
Равновесию сторон способствует требование единственности решения. Нередко, однако, допускаются небольшие отклонения от этого правила:
- перестановка ходов;
- неточность хода - отход дамкой на любое из нескольких полей диагонали;
- двойственность решения;
- лишний ход, связанный с множественностью ходов в реализации его потери.
Более серьезны нарушения правила единственности решения, которые именуются побочными решениями. Побочные решения характеризуются следующими признаками:
- замена экономичного финала неэкономичным;
- замена одного финала другим;
- существенное изменение игры - замена одних приемов игры другими, добавление (или, наоборот, потеря) новых, нежелательных вариантов.
Для констатации побочного решения достаточно одного (любого) из этих признаков.
Побочное решение даже в незначительном разветвлении решения задачи уничтожает задачу и ведет к исключению ее из соревнования.
Перестановка первого хода с любым другим приравнивается к побочному решению.
Побочное решение в варианте называется частным, с любого хода вступления - полным.
Игра в задаче должна строиться так, чтобы белые для достижения финала должны были затратить все свои силы. По конечному результату такой игры правило формулируется как требование экономичности финалов. Правило экономичности финалов в задачах должно выполняться во всех без исключения вариантах, даже, казалось бы, самых незначительных.
Важнейшим элементом игры в задаче является активная защита черных, что достигается в системе вариантов. Требование вариантности - важнейшее требование в композиции шашечных задач. Черные защищаются тем, что опровергают конкретный план атаки белых и заставляют их искать новый план, осуществляя который, белые приводят игру к другому финалу. Различие финалов является важнейшим атрибутом требования вариантности. Чем большее число раз черные заставят искать новый план игры, приводящий к новым финалам, тем задача ценнее. Вариантов должно быть не менее двух, но есть задачи, в которых достигается даже 5 финалов.
Многовариантные задачи составляются методом "наращивания": автор ищет возможности добавления новых вариантов. Если при этом достигается только удлинение решения, то говорят об углублении, если появляются варианты с новыми финалами, то говорят об усложнении задачи. Первоначальный вариант правил ввел обычай указывать, чью задачу усложняет новый автор.
Примечание: статьи правил охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам.
7.1.4. Особые виды композиции:
- с передачей первого хода черным (например, ход черных - белые выигрывают);
- с изменением очереди хода и сохранением задания (например, выигрыш белых независимо от очереди хода);
- с изменением очереди хода и задания (например, ход белых - выигрыш, ход черных - ничья);
- с двумя заданиями (одно из которых, например, выполняется при повороте доски на 180 градусов);
- с двумя или более разными художественными решениями (двойная проблема, двойной этюд и т.д.);
- с обратным заданием (поддавки);
- изобразительные (дамографические), воспроизводящие при помощи шашек на доске буквы, цифры, рисунки, а также символические, в которых процесс решения отображает какое-либо событие;
- на ретроградный анализ (восстановление предшествующих ходов для доказательства легальности заданной позиции);
- задумки (например, задания с добавлением или снятием шашек с доски в начальной позиции).