МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 декабря 2022 г. N 1308

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРИМЕРНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "СПОРТ ЛИЦ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

В соответствии с пунктом 21.1 статьи 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2011, N 50 ст. 7354; 2021, N 18, ст. 3071), частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 18, ст. 3071) и пунктом 11 Порядка разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 579 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2022 г., регистрационный N 69543), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую примерную дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями".

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации А.А. Морозова.

Министр
О.В.МАТЫЦИН

Утверждена
приказом Минспорта России
от 21 декабря 2022 г. N 1308

ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "СПОРТ ЛИЦ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

                                                    УТВЕРЖДАЮ
                                       ____________________________________
                                       наименование должности руководителя
                                             организации, реализующей
                                          дополнительную образовательную
                                         программу спортивной подготовки

                                         _______________________________
                                          (подпись) (инициалы, фамилия)
                                             ________________ 20__ г.

      Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
          по виду спорта "______________________________________"
                          (указывается наименование вида спорта)

                            I. Общие положения

    1.  Дополнительная  образовательная  программа спортивной подготовки по
виду спорта "_________________________________________" (далее - Программа)
              (указывается наименование вида спорта)
предназначена   для    организации    образовательной    деятельности    по
спортивной  подготовке ____________________________ с  учетом  совокупности
                        (указывается  наименование
                         спортивной  дисциплины)
минимальных  требований  к  спортивной подготовке, определенных федеральным
стандартом   спортивной   подготовки   по   виду   спорта   "спорт   лиц  с
интеллектуальными  нарушениями",  утвержденным  приказом  Минспорта  России
от 28 ноября 2022 г. N 1082 <1> (далее - ФССП).
    2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения  спортивных  и  педагогических  принципов в учебно-тренировочном
процессе  в  условиях  многолетнего,  круглогодичного и поэтапного процесса
спортивной  подготовки _________________________________.
                       (указываются иные цели Программы)

        II. Характеристика дополнительной образовательной программы
                           спортивной подготовки

    3.  Сроки  реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц,   проходящих   спортивную   подготовку,   количество  лиц,  проходящих
спортивную   подготовку   в   группах   на   этапах  спортивной  подготовки
____________________________________________.
(указываются с учетом приложения N 1 к ФССП)
    4. Объем Программы ___________________________________________________.
                           (указывается с учетом приложения N 2 к ФССП)
    5.  Виды  (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки:
    учебно-тренировочные занятия _________________________________________;
                                   (указываются применяемые виды (формы)
                                  учебно-тренировочных занятий (групповые,
                                     индивидуальные, смешанные и иные)
    учебно-тренировочные мероприятия _____________________________________;
                                     (указываются с учетом приложения N 3
                                                    к ФССП)
    спортивные соревнования ______________________________________________;
                                 (указываются с учетом главы III ФССП
                                       и приложения N 4 к ФССП)
__________________________________________________________________________.
                 (указываются иные виды (формы) обучения)
    6. Годовой учебно-тренировочный план __________________________________
                                          (указывается с учетом пункта 15
                                         ФССП, приложений N 2 и N 5 к ФССП)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями" (далее - Примерная программа).
    7.   Календарный  план  воспитательной  работы  (рекомендуемый  образец
приведен в приложении N 2 к Примерной программе).
    8.  План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу  с  ним (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Примерной
программе).
    9. Планы инструкторской и судейской практики _________________________.
                                                   (указывается по этапам
                                                   спортивной подготовки)
    10.  Планы  медицинских,  медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств ________________________________________________.
                             (указывается по этапам и годам спортивной
                                          подготовки)

                           III. Система контроля

    11.  По  итогам  освоения  Программы  применительно к этапам спортивной
подготовки  лицу,  проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся),
необходимо   выполнить   следующие  требования  к  результатам  прохождения
Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
    11.1. На этапе начальной подготовки:
    изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
    повысить уровень физической подготовленности;
    овладеть основами техники спортивных дисциплин вида спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями";
    получить общее представление об антидопинговых правилах;
    ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
    принять  участие  в официальных спортивных соревнованиях для спортивной
дисциплины горнолыжный спорт;
    проходить  физическую  реабилитацию,  а  также  социальную  адаптацию и
интеграцию.
    11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
    повышать  уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
    изучить  правила  безопасности  при  занятиях видом спорта "спорт лиц с
интеллектуальными   нарушениями"   и   применять   их   в  ходе  проведения
учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
    соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
    изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
    овладеть  общими  теоретическими знаниями о правилах вида спорта "спорт
лиц с интеллектуальными нарушениями";
    изучать антидопинговые правила;
    не иметь нарушений антидопинговых правил;
    ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
    принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных  соревнований  муниципального  образования  на  первом, втором и
третьем году;
    принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого
года;
    получить   уровень   спортивной   квалификации   (спортивный   разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства;
    проходить  физическую  реабилитацию,  а  также  социальную  адаптацию и
интеграцию.
    11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
    повышать  уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
    соблюдать  режим  учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
    приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
    овладеть  основными  теоретическими  знаниями  о  правилах  вида спорта
"спорт лиц с интеллектуальными нарушениями";
    выполнить план индивидуальной подготовки;
    изучать антидопинговые правила;
    не иметь нарушений антидопинговых правил;
    ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
    демонстрировать  высокие спортивные результаты в официальных спортивных
соревнованиях;
    принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
межрегиональных спортивных соревнований;
    получить   уровень   спортивной  квалификации  (спортивный  разряд  или
спортивное  звание),  необходимый для зачисления и перевода на этап высшего
спортивного мастерства;
    проходить  физическую  реабилитацию,  а  также  социальную  адаптацию и
интеграцию.
    11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
    совершенствовать  уровень  общей  физической  и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
    соблюдать  режим  учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
    выполнить план индивидуальной подготовки;
    знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь их нарушений;
    ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
    принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
всероссийских спортивных соревнований;
    достичь   результатов   уровня   спортивной  сборной  команды  субъекта
Российской   Федерации   и  (или)  спортивной  сборной  команды  Российской
Федерации;
    демонстрировать   высокие   спортивные  результаты  в  межрегиональных,
всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях;
    проходить  физическую  реабилитацию,  а  также  социальную  адаптацию и
интеграцию.
    12.  Оценка  результатов  освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся,  проводимой  организацией,  реализующей  Программу,  на основе
разработанных  комплексов  контрольных  упражнений,  перечня тестов и (или)
вопросов  по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее
-  тесты),  а  также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных
соревнованиях   и   достижения   им   соответствующего   уровня  спортивной
квалификации.
    13.  Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки _____________________________________________________
                          (указываются комплексы контрольных упражнений
                          с учетом приложений NN 6 - 9 к ФССП и тесты)
и  уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки _______________________________________________________________.
                  (указывается с учетом приложений NN 7 - 9 к ФССП)

       IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)

    13.  Программный  материал  для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки ______________________________________________.
                             (указывается описание учебно-тренировочного
                               процесса по этапам спортивной подготовки)
    14. Учебно-тематический план __________________________________________
                                     (указывается по этапам спортивной
                                         подготовки и включает темы
                                        по теоретической подготовке)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Примерной программе).

      V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
                          спортивным дисциплинам

    13.  К  особенностям  осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта "_________________________" относятся ____________.
                         (указывается наименование            (указываются
                          вида спорта, спортивной               с учетом
                                дисциплины)                   главы V ФССП)

      VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
                           спортивной подготовки

    17. Материально-технические       условия      реализации     Программы
__________________________________________________________________________.
(указываются материально-техническая база и (или) объекты инфраструктуры,
   оборудование и спортивный инвентарь, спортивная экипировка с учетом
     пункта 14 и приложений NN 10 - 11 к ФССП для реализуемых этапов
                          спортивной подготовки)
    18. Кадровые условия реализации Программы:
    укомплектованность  Организации  педагогическими,  руководящими и иными
работниками ______________________________________________________________;
                      (указывается с учетом подпункта 13.2 ФССП)
    уровень   квалификации   тренеров-преподавателей   и   иных  работников
Организации ______________________________________________________________;
                      (указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП)
    непрерывность    профессионального   развития   тренеров-преподавателей
Организации.
    19. Информационно-методические    условия      реализации     Программы
__________________________________________________________________________.
     (указываются применяемые комплексы информационных образовательных
      ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также
             перечень информационно-методического обеспечения)

--------------------------------

<1> (Зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2022 г., регистрационный N 71674).

Приложение N 1
к примерной дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду
спорта "спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями", утвержденной приказом
Минспорта России
от 21 декабря 2022 г. N 1308

(рекомендуемый образец)

Годовой учебно-тренировочный план

N п/п
Виды подготовки и иные мероприятия
Этапы и годы подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Этап совершенствования спортивного мастерства
Этап высшего спортивного мастерства
До года
Свыше года
До трех лет
Свыше трех лет
Недельная нагрузка в часах
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
Наполняемость групп (человек)
1.
Общая физическая подготовка
2.
Специальная физическая подготовка
3.
Участие в спортивных соревнованиях
4.
Техническая подготовка
5.
Тактическая подготовка
6.
Теоретическая подготовка
7.
Психологическая подготовка
8.
Контрольные мероприятия (тестирование и контроль)
9.
Интегральная подготовка
10.
Медицинские, медико-биологические мероприятия
11.
Восстановительные мероприятия
Общее количество часов в год

Приложение N 2
к примерной дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду
спорта "спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями", утвержденной приказом
Минспорта России
от 21 декабря 2022 г. N 1308

(рекомендуемый образец)

Календарный план воспитательной работы

N п/п
Направление работы
Мероприятия
Сроки проведения
1.
Профориентационная деятельность
1.1.
Инструкторская практика
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам;
- ...
В течение года
2.
Здоровьесбережение
2.1.
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни
Дни здоровья и спорта, массовые акции, в рамках которых предусмотрено:
- формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей в качестве инструктора, волонтера;
- подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта;
- ...
В течение года
2.2.
Режим питания и отдыха
Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся:
- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета);
- ...
В течение года
2.3
Соблюдение гигиенических норм при прохождении учебно-тренировочного процесса
Беседы и другие мероприятия с привлечением медицинского работника организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки
В течение года
3.
Патриотическое воспитание обучающихся
3.1.
Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою малую Родину (место проживания), уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), свою Родину, свою семью, к организации обучения (школа, детский дом, интернат), формирование нравственного сознания и нравственного поведения, становления личности, культура поведения спортсменов на соревнованиях)
Беседы, встречи, диспуты, другие Мероприятия с приглашением родителей (опекунов), именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки
В течение года
3.2.
Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях)
Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнования, а в том числе, в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных праздниках организуемых в том, числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
- ...
В течение года
4.
Развитие творческого мышления
4.1.
Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов)
Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных спортсменов;
- ...
В течение года
5.
Психологическая подготовка
Организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку
Семинары, беседы с привлечением психолога, клинического психолога в период проведения учебно-тренировочных занятий, направленные на:
- формирование у спортсменов качеств, необходимых для участия в учебно-тренировочном процессе;
- изучение и необходимость применения психологических методов при участии в соревновательной деятельности;
- ...
В течение года
6.
Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
...
...

Приложение N 3
к примерной дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду
спорта "спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями", утвержденной приказом
Минспорта России
от 21 декабря 2022 г. N 1308

(рекомендуемый образец)

План
мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним

Этап спортивной подготовки
Содержание мероприятия и его форма
Сроки проведения
Рекомендации по проведению мероприятий
Этап начальной подготовки
...
...
...
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
...
...
...
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
...
...
...

Приложение N 4
к примерной дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду
спорта "спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями", утвержденной приказом
Минспорта России
от 21 декабря 2022 г. N 1308

(рекомендуемый образец)

Учебно-тематический план

Этап спортивной подготовки
Темы по теоретической подготовке
Объем времени в год (минут)
Сроки проведения
Краткое содержание
Этап начальной подготовки
Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/свыше одного года обучения:
120/180
История возникновения спортивных дисциплин вида спорта и его развитие
13/20
сентябрь
Зарождение и развитие дисциплины вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Паралимпийских и Олимпийских игр.
Физическая культура - важное средство физического развития и укрепления здоровья человека
13/20
октябрь
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков.
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом
13/20
ноябрь
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах.
Закаливание организма
26/40
декабрь
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом.
Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта
13/20
май
Понятие о технических элементах спортивных дисциплин вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения.
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта
14/20
июнь
Команды (жесты) спортивных судей. Обязанности и права участников спортивных соревнований.
Режим дня и питание обучающихся
28/40
август
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание.
...
...
...
...
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Всего на учебно-тренировочном этапе до трех лет обучения/свыше трех лет обучения:
600/960
История возникновения олимпийского движения
140/214
октябрь
Зарождение Паралимпийского движения. Международный Паралимпийский комитет (МПК).
Режим дня и питание обучающихся
70/107
ноябрь
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание.
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося
140/214
январь
Классификация и типы спортивных соревнований.
Психологическая подготовка
130/213
сентябрь - апрель
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности
Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта
60/106
декабрь - май
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для спортивной дисциплины вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям.
Правила вида спорта
60/106
декабрь - май
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях.
...
...
...
...
Этап совершенствования спортивного мастерства
Всего на этапе совершенствования спортивного мастерства:
1200
История возникновения спортивных дисциплин вида спорта и его развитие
200
сентябрь
Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Паралимпийских и Олимпийских игр.
Профилактика травматизма. Перетренированность/недотренированность
200
октябрь
Понятие травматизма. Синдром "перетренированности". Принципы спортивной подготовки.
Учет соревновательной деятельности,
200
ноябрь
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение. Классификация и типы спортивных соревнований.
Психологическая подготовка
400
декабрь
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся.
Спортивные соревнования
200
февраль - май
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований.
...
...
...
Этап высшего спортивного мастерства
Всего на этапе высшего спортивного мастерства:
600
Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности
120
сентябрь
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание.
Социальные функции спорта
120
октябрь
Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности.
Учет соревновательной деятельности
120
ноябрь
Индивидуальный план спортивной подготовки. Классификация и типы спортивных соревнований.
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс
120
декабрь
Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки.
Спортивные соревнования
120
май
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты
...
...
...