IV. ВОЛЕЙБОЛ НА СНЕГУ

IV. ВОЛЕЙБОЛ НА СНЕГУ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Волейбол на снегу - это спортивная дисциплина, в которой соревнуются две команды на площадке со снежным покрытием, разделенной сеткой.

Цель игры - направить мяч над сеткой для приземления его на стороне соперника и предотвратить такую же попытку соперника.

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч над сеткой сопернику. Розыгрыш продолжается до приземления мяча на игровой площадке, выхода его "за", или ошибки команды при возвращении мяча.

В волейболе на снегу выигравшая розыгрыш команда получает очко (Система Розыгрыш-Очко). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать. Каждый раз, когда это происходит, подающий игрок должен меняться.

1.2. Система проведения соревнований.

Соревнования по волейболу на снегу - это командные соревнования, которые могут проводиться по системе с выбыванием (до двух поражений), а также с разбиением на группы и с выбыванием после одного поражения. Система проведения общероссийских соревнований определяется и утверждается руководящими органами общероссийской спортивной федерацией по виду спорта "волейбол" система проведения региональных соревнований определяется Положением о соревнованиях, и утверждается органом исполнительной власти в области физической культуры субъекта Российской Федерации и региональной спортивной федерацией.

1.3. К общероссийским соревнованиям не могут быть допущены:

- спортсмены с действующей дисквалификацией;

- спортсмены без медицинского допуска.

1.4. Тренер - проводит разминку перед игрой, делает установку на игру и выходит за территорию площадки, занимая отведенное для тренеров место или идет на зрительские трибуны.

2. СООРУЖЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ

1. Игровое Поле.

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

1.1.1. Размеры.

Игровая площадка представляет собой прямоугольник размерами 16 x 8 м, окруженный свободной зоной шириной минимум 3 м со всех сторон.

1.2. Игровая поверхность

1.2.1. Поверхность должна состоять из снега, быть, насколько возможно, плоской и однородной, без камней и чего-либо еще, что может быть причиной травм для игроков.

1.2.2. На международных и официальных соревнованиях, а также соревнованиях ФИВБ, снег должен быть глубиной не менее 30 см.

1.3. Линии на площадке.

1.3.1. Ширина всех линий 5 см. Линии должны иметь цвет резко контрастный по отношению к цвету снега. Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии расположены внутри игровой площадки и входят в ее размеры. Линии площадки представляют собой отрезки ленты, изготовленной из прочного материала, и их любые открытые крепления должны быть из мягкого, эластичного материала.

1.4. Зоны и места.

Существует игровая площадка, зона подачи и свободная зона, окружающая площадку.

1.4.1. Зона подачи - это зона шириной 8 м позади лицевой линии, которая простирается до конца свободной зоны.

1.5. Погода.

Погода не должна представлять никакой опасности для жизни и травмирования игроков.

1.6. Освещение.

На международных и официальных соревнованиях, а также соревнованиях ФИВБ приводящихся вечером, освещение игрового поля должно быть от 1000 до 1500 люкс, измеренное на расстоянии 1 м от поверхности игрового поля.

2. Стойки и сетки.

2.1.1 Сетка установлена вертикально над серединой игровой площадки, ее верхний край устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин. Высота сетки может быть изменена для определенных возрастных групп. Высота сетки измеряется в середине игровой площадки измерительной планкой.

2.1.2 Высота сетки над обеими боковыми линиями должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать официальную высоту более чем на 2 см.

2.2. Структура.

Сетка длиной 8,0 - 8,5 м и шириной 1 м (+/- 3 см) в натянутом состоянии расположена вертикально над центральной осью в середине игровой площадки. Она состоит из ячеек в форме квадрата со стороной максимум 10 см. Сверху и снизу сетки имеются две горизонтальные ленты шириной 7 - 10 см, выполненные из сложенного вдвое полотна предпочтительно темно-синего или ярких цветов, пришитые вдоль всей длины сетки. Для международных и официальных соревнований, а также соревнований ФИВБ может использоваться сетка длиной 8,0 м с ячейками меньших размеров и с расположенными между краями сетки и стойками брэндингами при условии, что сохраняется обзор для спортсменов и судей. Внутри лент имеются: гибкий трос в верхней ленте и шнур в нижней ленте для крепления сетки к стойкам и поддержания верха и низа сетки в натянутом состоянии.

2.3. Боковые ленты.

Две цветные ленты шириной 5 см (той же ширины, что и линии площадки) и длиной 1 м прикреплены вертикально к сетке и расположены непосредственно над каждой из боковых линий. Они считаются частью сетки.

2.4. Антенны.

Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1,80 м и диаметром 10 мм, изготовленный из стекловолокна или подобного материала. Антенна прикреплена с внешнего края каждой боковой ленты. Антенны расположены на противоположных сторонах сетки. Верхние 80 см каждой антенны возвышаются над сеткой и размечены 10 см полосами контрастных цветов, предпочтительно красного и белого. Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам площадь перехода.

2.5. Стойки.

2.5.1 Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются за каждой из боковых линий, и они, предпочтительно, регулируемые.

2.5.2. Стойки - круглые и гладкие, установлены на поверхности без растяжек.

Не должно быть опасных или мешающих приспособлений. Стойки должны иметь мягкую защиту. На международных и официальных соревнованиях, а также соревнованиях ФИВБ стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 1 м за боковыми линиями.

3. Мячи.

3.1 Стандарты.

Мяч должен быть сферическим, из эластичного материала (кожи, синтетической кожи или подобного материала), который не впитывает влагу. Цвет: светлый однородный цвет или комбинация цветов. Окружность: 66 - 68 см. Вес: 260 - 280 г.

3.2. Единообразие мячей.

Все мячи, используемые в матче, должны иметь одинаковые стандарты и должны быть утверждены ФИВБ. Международные и официальные соревнования, а также соревнования ФИВБ должны играться мячами, утвержденными ФИВБ, если иное не установлено ФИВБ.

2. УЧАСТНИКИ

4. Команды.

4.1. Состав команды.

4.1.1 Команда состоит - 6 человек, в том числе: 3 спортсмена и 1 запасной игрок, 1 тренер, 1 врач.

4.1.2. Только игроки, зарегистрированные в протоколе, могут войти в Соревновательную/Контрольную Зону и принимать участие в официальной разминке и в матче.

4.1.3. Один из игроков является капитаном команды, который должен быть отмечен в протоколе.

4.1.4. Тренер может принимать участие в разминке команды и покинуть игровую зону.

4.2. Расположение команды.

Места команд должны быть на расстоянии не менее 1,5 м от боковой и лицевой линии.

4.3. Экипировка и аксессуары.

Экипировка игрока состоит из обуви с хорошим сцеплением со снегом, которая не представляет какой-либо угрозы здоровью игрока, облегающей футболки с длинными или короткими рукавами и длинных плотно прилегающих брюк. Игроки мужчины могут носить шорты поверх длинных плотно прилегающих брюк. Игроки могут играть в перчатках и головном уборе/с покрытой головой. Игроки команды должны играть в форме одинакового цвета и фасона. Футболки игроков должны иметь номера от 1 до 4. Номер должен быть расположен на груди и спине. Номер должен быть контрастного по отношению к футболке цвета, высотой минимум 10 см. Полоса, формирующая номер, должна быть шириной минимум 1,5 см. Компрессионные средства (защитные приспособления от травм) можно носить для защиты или поддержки.

4.4. Замена экипировки.

Если обе команды прибывают на матч в футболках одинакового цвета, проводится жеребьевка для определения команды, которая должна сменить форму. Первый судья может разрешить одному или более игрокам:

- играть в куртке или дождевике,

- сменить влажную футболку и обувь и носки между партиями.

4.5. Запрещенные предметы.

4.5.1. Запрещено носить предметы, которые могут привести к травме, или дать искусственное преимущество игроку.

4.5.2. Игроки могут играть в очках или линзах на свой собственный риск.

5. Руководители команды.

5.1. Капитан

Капитан команды ответственен за поведение и дисциплину команды. Капитан перед матчем:

а) подписывает протокол;

б) представляет свою команду на жеребьевке.

5.2. Во время матча только капитану разрешено, когда мяч находится вне игры, обращаться к судье в трех следующих случаях:

- спрашивать разъяснение применения или интерпретации Правил;

- запрашивать разрешение:

а) сменить форму или экипировку;

б) проверить номер подающего игрока;

в) проверить сетку, мяч, поверхность и т.д.;

г) выровнять ленту площадки; запрашивать тайм-ауты.

Примечание: игроки должны получить разрешение судей, чтобы покинуть игровое поле.

5.3. В конце матча: Все игроки благодарят судей и соперников.

Капитан подписывает протокол, подтверждая результат.

3. ИГРОВОЙ ФОРМАТ

6. Набор очка, выигрыш партии и матча

6.1. Набор очка.

6.1.1. Очко.

Команда набирает очко:

6.1.1.1. при успешном приземлении мяча на площадке соперника;

6.1.1.2. когда команда соперника совершает ошибку;

6.1.1.3. когда команда соперника получает замечание.

6.1.2. Ошибка

Команда совершает ошибку, выполняя игровое действие вопреки правилам (или иным образом нарушая их). Судьи оценивают ошибки и определяют последствия в соответствии с Правилами:

6.1.2.1. если две или более ошибки совершенны последовательно, только первая ошибка принимается во внимание;

6.1.2.2. если две или более ошибки совершены соперниками одновременно, это считается обоюдной ошибкой и розыгрыш переигрывается.

6.1.3. Розыгрыш и состоявшийся розыгрыш Розыгрышем является последовательность игровых действий с момента удара при выполнении подачи подающим до того, как мяч выйдет из игры. Состоявшимся розыгрышем является последовательность игровых действий, в результате которых присуждается очко. Это включает: - наложение Замечания, - потерю подачи вследствие выполнения удара на подаче по истечении лимита времени для подачи.

6.1.3.1. Если подающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и продолжает подавать.

6.1.3.2. Если принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и должна подавать следующей.

6.2. Выигрыш партии.

Партию выигрывает команда, которая первой набирает 15 очков с преимуществом, минимум, два очка. В случае равного счета 14-14, игра продолжается до достижения преимущества в два очка (16-14, 17-15 и т.д.).

6.3. Выигрыш матча.

6.3.1. Матч выигрывает команда, которая выигрывает две партии (из 3).

6.3.2. При равном счете партий, решающая партия играется до 15 очков и минимального преимущества в 2 очка.

6.4. Неявка и неполная команда.

6.4.1. Если команда отказывается играть после требования сделать это, она объявляется не явившейся и проигрывает матч с результатом 0-2 в матче и 0-15, 0-15 в каждой партии.

6.4.2. Команда, которая вовремя не является на игровую площадку, объявляется не явившейся.

6.4.3. Команда считается неполной, если имеет менее 3 игроков, зарегистрированных в протоколе, т.е. 2 игрока или 1 игрок.

6.4.4. Команда, которая объявлена неполной в партии или в матче, проигрывает партию или матч. Команда соперника получает очки, или очки и партии, необходимые для выигрыша партии или матча. Неполная команда сохраняет свои очки и партии.

7. Структура игры.

7.1. Жеребьевка.

Перед официальной разминкой судья проводит жеребьевку для определения первой подачи и сторон площадки в первой партии.

7.1.1. Жеребьевка проводится в присутствии двух капитанов команд, где позволяют обстоятельства.

7.1.2. Победитель жеребьевки выбирает:

ИЛИ

7.1.2.1. право подавать или принимать подачу,

ИЛИ

7.1.2.2. сторону игровой площадки. Проигравший принимает оставшийся вариант.

7.1.2.3. Во второй партии проигравший жеребьевку в первой партии имеет выбор 7.1.2.1. или 7.1.2.2. Для решающей партии проводится новая жеребьевка.

7.2. Официальная разминка.

Перед матчем команды имеют 3-минутную официальную разминку у сетки.

7.3. Расстановка команды.

7.3.1. Три игрока каждой команды должны быть постоянно в игре. Начальная расстановка команды указывает порядок подачи игроков. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

7.3.2. Перед началом каждой партии капитан команды должен сообщить начальную расстановку своей команды 2-му судье или секретарю.

7.3.3. Игрок, который не включен в начальную расстановку партии, является в этой партии запасным.

7.3.4. После сообщения начальной расстановки 2-му судье или секретарю изменять расстановку без обычной замены не разрешено.

7.3.5. При несоответствиях между порядком подачи и начальной расстановкой поступают следующим образом:

7.3.5.1. если такое расхождение обнаружено до начала партии, подающий должен быть исправлен в соответствии с начальной расстановкой - санкция за это не налагается;

7.3.5.2. когда до начала партии на площадке выявлен игрок, незарегистрированный в начальной расстановке этой партии, данный игрок должен быть сменен в соответствии с начальной расстановкой - санкция за это не налагается;

7.3.5.3. однако, если капитан команды желает оставить такого незаписанного игрока(ов) на площадке, он/она должен запросить обычную замену(ы), используя соответствующий жест, которая(ые) должна быть записана затем в протокол. Если несоответствие между порядком подачи и начальной расстановкой обнаружено позже, команда, совершившая ошибку, должна вернуться к правильному порядку подачи. Очки соперника сохраняются, и, кроме того, соперник получает очко и последующую подачу. Все очки, набранные совершившей ошибку командой с точно определенного момента совершения ошибки до момента ее обнаружения, аннулируются;

7.3.5.4. Когда на площадке выявлен игрок, но он/она не зарегистрирован в списке игроков, очки соперника сохраняются и, кроме того, соперник получает очко и подачу. Совершившая ошибку команда теряет все очки и/или партии (0:15, при необходимости), полученные с момента, когда незарегистрированный игрок вышел на площадку, она должна представить исправленную начальную расстановку и отправить нового зарегистрированного игрока на площадку на позицию незарегистрированного игрока.

7.4 Позиции. В момент удара по мячу подающим, каждая команда должна находиться в пределах своей площадки (исключая подающего).

7.4.1 Игроки свободны в выборе своих позиций. Установленных позиций на площадке не существует.

7.5 Позиционная ошибка.

7.5.1. Ошибок позиционного порядка не существует.

7.6. Порядок подачи.

7.6.1. Порядок подачи должен сохраняться в течение партии таким, каким он установлен капитаном команды непосредственно после жеребьевки.

7.6.2. Когда принимающая команда получила право подавать, ее игроки "переходят" на одну позицию.

7.7. Ошибка порядка подачи.

7.7.1. Ошибка порядка подачи совершена, когда подача выполнена не в соответствии с порядком подачи. Команда наказывается очком и подачей соперника

4. ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

8. Состояние игры.

8.1. Мяч в игре.

Мяч находится в игре с момента удара на подаче, разрешенной судьей.

8.2. Мяч вне игры.

Мяч находится вне игры с момента ошибки, которая зафиксирована свистком судьи; в отсутствие ошибки, с момента свистка.

8.3. Мяч "в площадке" Мяч считается "в площадке", если в любой момент его контакта с игровой поверхностью какая-либо часть мяча касается площадки, включая касание ограничительных линий.

8.4. Мяч "за" Мяч считается "за", когда он:

8.4.1. падает на поверхность полностью за ограничительными линиями (не касаясь их);

8.4.2. касается предмета за пределами игровой площадки, или не участвующего в игре человека;

8.4.3. касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми лентами;

8.4.4. пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода при подаче или при третьем ударе команды (исключение: Правило 10.1.2);

8.4.5. полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.

9. Игра с мячом.

Каждая команда должна играть в пределах собственного игрового поля и игрового пространства (исключение: Правило 10.1.2). Мяч, тем не менее, может быть возвращен из-за пределов свободной зоны.

9.1. Удары команды. Ударом является любой контакт с мячом игрока в игре. Каждая команда имеет право максимум на три удара для возвращения мяча через сетку. Если использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку "четыре удара". Эти удары команды включают не только преднамеренные удары, совершаемые игроком, но также его неумышленные соприкосновения с мячом. Игроку не разрешено ударить по мячу два раза подряд (исключения: Правила 9.2.3, 14.2 и 14.4.2).

9.1.2. Одновременные контакты.

Два или три игрока могут касаться мяча одновременно. Когда два (или три) партнера касаются мяча одновременно, это засчитывается как два (или три) удара (исключение: при блокировании). Если они пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, засчитывается один удар. Если игроки сталкиваются, это не является ошибкой.

9.1.2.1. Когда два соперника касаются мяча одновременно над сеткой и мяч остается в игре, команде, принимающей мяч, дается право еще на три удара. Если такой мяч уходит "за", это является ошибкой команды на противоположной стороне.

9.1.2.2. Если одновременное касание мяча двумя соперниками над сеткой приводит к длительному контакту с мячом, игра продолжается.

9.1.3. Удар при поддержке.

В пределах игрового поля игроку не разрешено использовать поддержку партнера или любое устройство/предмет в качестве поддержки, для того чтобы ударить по мячу. Однако, игрок, который находится на грани совершения ошибки (касание сетки, или помеха сопернику и т.д.), может быть остановлен или удержан партнером.

9.2. Характеристики удара.

9.2.1. Мяч может касаться любой части тела.

9.2.2. Одновременные контакты: мяч может касаться различных частей тела при условии, что касания происходят одновременно.

9.2.2.1. При приеме подачи, если мяч играется сверху пальцами, мяч не должен касаться пальцев\рук последовательно, даже если касания происходят во время одного действия (действие сверху пальцами относится конкретно к передаче для атаки).

9.2.2.2 Последовательные контакты: при первом ударе команды (исключая прием подачи) последовательные касания разрешены при условии, что эти касания происходят во время одного действия и не выполнены с использованием действия сверху пальцами.

9.2.2.3. Мяч не должен быть схвачен или брошен. Он может отскочить в любом направлении.

9.2.2.4. Длительные контакты: в защитном действии от сильно направленного мяча контакт с мячом может быть продлен кратковременно, даже если используется действие сверху пальцами (передача).

9.2.3. Исключения:

9.2.3.1. при блокировании последовательные касания могут быть совершены одним или несколькими игроками при условии, что касания происходят во время одного действия;

9.2.3.2. при первом ударе команды, исключая, когда он выполняется сверху пальцами (исключение: Правило 9.2.2.1), мяч может касаться различных частей тела последовательно при условии, что касания происходят во время одного действия;

9.2.3.3. если одновременное касание мяча над сеткой двумя соперниками приводит к длительному контакту, игра продолжается (принимающая команда имеет право на три касания).

9.3. Ошибки при игре с мячом.

9.3.1. Четыре удара:

команда касается мяча четыре раза до его возврата.

9.3.2. Удар при поддержке: игрок использует поддержку партнера или любое устройство/предмет, чтобы коснуться мяча в пределах игрового поля.

9.3.3. Захват: мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при ударе (исключения: Правила 9.2.2.1, 9.2.2.2).

9.3.4. Двойное касание: игрок касается мяча дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно.

10. Мяч у сетки.

10.1 Мяч, пересекающий сетку.

10.1.1. Мяч, направленный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах площади перехода.

Площадь перехода - это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом:

10.1.1.1. снизу - верхним краем сетки;

10.1.1.2. по бокам - антеннами и их воображаемым продолжением;

10.1.1.3. сверху - потолком или конструкцией (при наличии таковых).

10.1.2. Мяч, который пересек плоскость сетки в свободную зону соперника полностью или частично через внешнюю площадь, может быть возвращен без нарушения количества ударов команды при условии, что:

10.1.2.1. возвращаемый мяч пересекает вертикальную плоскость сетки вновь полностью или частично через внешнюю площадь на той же стороне от площадки. Команда соперника не может препятствовать такому действию.

10.1.3. Мяч считается "за", когда он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.

10.1.4. Игрок, тем не менее, может войти на площадку соперника, чтобы играть с мячом, когда он переходит за пределами площади перехода, или до того, как он полностью пересечет нижнюю площадь.

10.2. Мяч, касающийся сетки.

При пересечении сетки мяч может касаться ее.

10.3. Мяч в сетке.

10.3.1. Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если не превышен лимит трех ударов команды.

10.3.2. Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее падение, розыгрыш аннулируется и переигрывается.

11. Игрок у сетки.

11.1. Перенос через сетку.

11.1.1. При блокировании игрок может касаться мяча по другую сторону сетки при условии, что он/она не мешает игре соперника до или во время его атакующего удара.

11.1.2. После атакующего удара игроку разрешено переносить руку по другую сторону сетки при условии, что контакт состоялся в пределах его/ее собственного игрового пространства.

11.2. Проникновение в пространство, на площадку и/или свободную зону соперника.

11.2.1. Игрок может проникать в пространство соперника, войти на площадку и/или в свободную зону соперника при условии, что это не мешает игре соперника.

11.3. Контакт с сеткой.

11.3.1. Контакт игрока с сеткой между антеннами во время игрового действия с мячом является ошибкой. Игровое действие с мячом включает (среди прочего) отталкивание, удар (или попытку) и безопасное приземление в готовности к новому действию.

11.3.2. Игроки могут касаться стойки, шнуров, или любого другого предмета за антеннами, включая сетку при условии, что это не мешает игре.

11.3.3. Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, это не является ошибкой.

11.4. Ошибки игрока у сетки.

11.4.1. Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника.

11.4.2. Игрок мешает игре соперника, проникая в пространство соперника под сеткой.

11.4.3. Игрок мешает игре (среди прочего):

- касаясь сетки между антеннами или самой антенны во время его/ее игрового действия с мячом;

- используя сетку между антеннами в качестве поддержки или средства устойчивости;

- создавая несправедливое преимущество над соперником касанием сетки;

- совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника игры с мячом;

- хватаясь/держась за сетку.

Любой игрок, находящийся близко к играемому мячу, и тот, кто пытается играть с мячом, считается участвующим в игровом действии с мячом, даже если контакт с мячом не происходит.

Впрочем, касание сетки за антенной не должно рассматриваться как ошибка (исключение: Правило 9.1.3.).

12. Подача.

Подача - это действие введения мяча в игру правомерно подающим игроком, находящимся в зоне подачи.

12.1. Первая подача в партии.

12.1.1. Первая подача в партии выполняется командой, определяемой жеребьевкой.

12.2. Порядок подачи.

12.2.1. Игроки должны соблюдать порядок подачи, записанный в протоколе.

12.2.2. После первой подачи в партии подающий игрок определяется следующим образом:

12.2.2.1. когда подающая команда выигрывает розыгрыш, игрок, который подавал до этого, подает вновь;

12.2.2.2. когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает право подавать, и переходит на одну позицию по часовой стрелке перед выполнением подачи. Следующий по порядку подачи игрок подает.

12.3. Разрешение подачи.

Судья разрешает подачу после проверки того, что обе команды готовы играть и что подающий владеет мячом.

12.4. Выполнение подачи.

12.4.1. Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он подброшен или выпущен с руки (рук).

12.4.2. Только один раз разрешено подбросить или выпустить мяч. Перемещение мяча в руках разрешено.

12.4.3. Подающий игрок может свободно перемещаться в зоне подачи. В момент удара по мячу на подаче или отталкивания для подачи в прыжке подающий не должен касаться площадки (включая лицевую линию) или поверхности вне зоны подачи. Его/ее стопа не должна проникать под лицевую линию. После удара он/она может заступить или приземлиться за пределами зоны подачи или на площадке. Если линия сдвигается вместе со снегом, сдвинутым подающим, это не считается ошибкой.

12.4.4. Подающий должен ударить по мячу в течение 5 секунд после свистка судьи на подачу.

12.4.5. Подача, выполненная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.

12.4.6. Если мяч, будучи подброшен или выпущен подающим, приземляется без касания или пойман подающим, это засчитывается как подача.

12.4.7. Дополнительная попытка подачи не разрешена.

12.5. Ошибки, совершенные во время подачи.

12.5.1. Ошибки при подаче Следующие ошибки приводят к переходу подачи. Подающий:

12.5.1.1. нарушает порядок подачи,

12.5.1.2. не выполняет подачу правильно.

12.5.2. Ошибки после удара по мячу на подаче. После правильного удара по мячу подача становится ошибочной, если мяч:

12.5.2.1. касается игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода,

12.5.2.2. выходит "за".

13. Атакующий удар.

13.1. Характеристика атакующего удара.

13.1.1. Все действия, в результате которых мяч направляется к сопернику, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами.

13.1.2. Атакующий удар является завершенным в момент, когда мяч полностью пересекает вертикальную плоскость сетки или задет соперником.

13.1.3. Любой игрок может выполнять атакующий удар на любой высоте при условии, что его/ее контакт с мячом осуществлен в пределах собственного игрового пространства игрока.

13.2. Ошибки при атакующем ударе.

13.2.1. Игрок наносит удар по мячу в игровом пространстве противоположной команды.

13.2.2. Игрок направляет мяч "за".

13.2.3. Игрок завершает атакующий удар, действуя пальцами раскрытой кисти или кончиками пальцев, которые не являются жесткими и не соединены вместе.

13.2.4. Игрок завершает атакующий удар по поданному соперником мячу, когда мяч полностью выше верхнего края сетки.

13.2.5. Игрок завершает атакующий удар, используя передачу сверху пальцами, которая имеет траекторию не перпендикулярную линии его плеч. Исключением является, когда игрок пытается выполнить передачу для удара своему партнеру.

14. Блок.

14.1. Блокирование.

Блокирование является действием игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом любой части тела выше верхнего края сетки, независимо от высоты контакта с мячом. В момент контакта с мячом часть тела должна быть выше верхнего края сетки. Попытка блока Попыткой блока является действие блокирования без касания мяча. Состоявшийся блок. Блок является состоявшимся, если мяч задет блокирующим. Коллективный блок. Коллективный блок выполняется двумя или тремя игроками, находящимися близко друг к другу, и является состоявшимся, когда один из них касается мяча.

14.2. Контакт при блокировании.

Последовательные (быстрые и продолжительные) контакты с мячом могут происходить у одного или нескольких блокирующих при условии, что эти контакты состоялись во время одного действия. Такие контакты засчитываются, как только один удар команды. Эти контакты могут происходить с любой частью тела.

14.3. Блокирование в пространстве соперника.

При блокировании игрок может переносить кисти и руки за сетку при условии, что это действие не мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем соперником выполнен атакующий удар.

14.4. Блок и удары команды.

Контакт при блокировании не считается за удар команды. Следовательно, после контакта на блоке команде предоставляется три удара для возвращения мяча. Первый удар после блока может быть выполнен любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке.

14.5. Блокирование подачи.

Блокировать подачу соперника запрещено.

14.6. Ошибки блокирования.

Блокирующий касается мяча в пространстве соперника до или одновременно с атакующим ударом соперника. Блокирование мяча в пространстве соперника за антенной. Игрок блокирует подачу соперника. Мяч от блока выходит "за".

5. ПЕРЕРЫВЫ, ЗАДЕРЖКИ И ИНТЕРВАЛЫ.

15. Перерывы.

Перерыв - это время между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для следующей подачи. Обычными игровыми перерывами являются только тайм-ауты.

15.1. Количество обычных игровых перерывов.

Каждая команда может запросить максимум один тайм-аут в партии.

15.2. Последовательных обычных игровых перерывов.

15.2.1. Запросы тайм-аута обеими командами могут следовать один за другим в одном и том же перерыве.

15.2.2. Между двумя отдельными запросами замены одной и той же команды должен быть состоявшийся розыгрыш (исключение: вынужденная замена вследствие травмы или удаления/дисквалификации Правила 15.5.2, 15.7, 15.8).

15.3. Запрос обычных игровых перерывов.

15.3.1. Обычные игровые перерывы могут быть запрошены только капитаном.

15.3.2. Замена до начала партии разрешена, и она должна быть записана как обычная замена в этой партии.

15.4. Тайм-ауты.

15.4.1. Запросы тайм-аута должны осуществляться показом соответствующего жеста, когда мяч находится вне игры и до свистка на подачу. Все запрашиваемые тайм-ауты длятся 30 секунд.

15.4.2. Во время всех обычных перерывов и интервалов между партиями игроки должны пройти к назначенным местам игроков.

15.5. Замена.

15.5.1 Замена является действием, которым игрок после записи секретарем входит в игру, чтобы занять позицию другого игрока, который должен покинуть площадку в этот момент.

15.5.2. Когда замена является вынужденной вследствие травмы игрока, находящегося в игре, она может сопровождаться показом соответствующего жеста капитаном.

15.6. Ограничение замен.

15.6.1. Максимальное количество замен команды в партии - 2.

15.6.2. Игрок начальной расстановки может выйти из игры, но только один раз в партии, и войти вновь, но только один раз в партии. Он/она может войти на свою прежнюю позицию или на другую позицию в расстановке/порядке подачи.

15.6.3. Заменяющий игрок может войти в игру вместо игрока начальной расстановки, но только один раз в партии, и он/она может быть заменен тем же или другим игроком.

15.7. Исключительная замена.

Игрок, который не может продолжать играть вследствие травмы или болезни, должен быть заменен в соответствии с правилами замены. Если это невозможно, команде дается право сделать исключительную замену сверх ограничений Правила 15.6. Исключительная замена означает, что любой игрок, который не находится на площадке во время травмирования/заболевания может заменить в игре травмированного/заболевшего игрока. Замененному травмированному/заболевшему игроку не разрешено вернуться в игру в матче. Исключительная замена ни в каком случае не может считаться обычной заменой, но должна быть записана в протокол как одна из общего числа замен в партии и матче.

15.8. Замена при удалении или дисквалификации. Удаленный или дисквалифицированный игрок должен быть немедленно заменен по правилам замены. Если это невозможно, команда объявляется неполной.

15.9. Неправомерная замена.

15.9.1. Замена является неправомерной, если она превышает ограничения, указанные в Правиле 15.6 (исключая случай Правила 15.7), или в ней участвует незарегистрированный игрок.

15.9.2. Когда команда произвела неправомерную замену, и игра была возобновлена, должна осуществляться следующая процедура последовательно:

15.9.2.1. команда наказывается очком и подачей соперника;

15.9.2.2. замена должна быть исправлена;

15.9.2.3. очки, набранные совершившей ошибку командой после совершения ошибки, аннулируются; очки соперника сохраняются.

15.10. Процедура замены.

15.10.1. Фактический запрос замены начинается с жеста замены капитана к 1-му или 2-му судье.

15.10.2. Если игрок не готов, замена не предоставляется и на команду налагается санкция за задержку.

15.10.3. Запрос замены подтверждает и объявляет 1-ый или 2-ой судья свистком. 1-ый или 2-ой судья разрешает замену.

15.10.4. Замена должна длиться столько лишь времени, сколько необходимо для записи замены в протокол и разрешения игрокам войти и выйти.

15.11. Неправильные запросы.

15.11.1. Неправильным является - запрашивать любой обычный игровой перерыв:

15.11.1.1 во время розыгрыша, либо в момент или после свистка на подачу;

15.11.1.2 членом команды, не имеющим на это права;

15.11.1.3 для второй замены в той же команде в одном и том же перерыве (т.е. до окончания следующего состоявшегося розыгрыша), исключая случай травмы/болезни игрока в игре;

15.11.1.4 после использования разрешенных тайм-аутов и замен.

15.11.2. Любой неправильный запрос, который не влияет на игру или не задерживает игру, должен быть отклонен без какой-либо санкции, кроме повторных в том же матче.

15.11.3. Любой дальнейший неправильный запрос той же команды в матче является задержкой.

16. Задержки игры.

16.1. Виды задержек.

Неправильное действие команды, которое затягивает возобновление игры, является задержкой и, среди прочего, включает:

16.1.1. затягивание обычных игровых перерывов;

16.1.2. затягивание перерывов после указания возобновить игру;

16.1.3. запрос неправомерной замены;

16.1.4. повторение неправильного запроса;

16.1.5. задержка игры (15 секунд должны быть максимальным временем между окончанием розыгрыша и свистком на подачу в нормальных игровых условиях) членом команды.

16.2. Санкции за задержку.

16.2.1. "Предупреждение за задержку" и "замечание за задержку" являются командными санкциями.

16.2.1.1. Санкции за задержку остаются в силе в течение всего матча.

16.2.1.2. Все санкции за задержку записываются в протокол.

16.2.2. Первая задержка в матче членом команды влечет наложение санкции "предупреждение за задержку".

16.2.3. Вторая и последующие задержки любого вида любым членом одной и той же команды в том же матче являются ошибкой и влекут наложение санкции "замечание за задержку" - очко и подача соперника.

16.2.4. Санкции за задержку, наложенные до или между партиями, применяются в следующей партии.

17. Исключительные перерывы в игре.

17.1. Травма/болезнь.

17.1.1. Если происходит серьезный несчастный случай, когда мяч находится в игре, судья должен немедленно остановить игру и разрешить медицинскому персоналу выйти на площадку. Розыгрыш затем переигрывается.

17.1.2. Если травмированный/заболевший игрок не может быть заменен по правилам обычной или исключительной замены, игроку предоставляется 3 минуты - время для восстановления, но не более одного раза для одного и того же игрока в матче. При отсутствии врача 1-ый судья иметь право начинать эти 3 минуты. Если игрок не восстановился, его/ее команда объявляется неполной.

17.2. Внешняя помеха.

Если имеет место любая внешняя помеха во время игры, игра должна быть остановлена и розыгрыш переигран.

17.3. Продолжительные перерывы.

17.3.1. Если непредвиденные обстоятельства прерывают матч, 1-ый судья, организатор и Контрольный комитет, если он есть, должны определить меры, которые следует предпринять для восстановления нормальных условий.

17.3.2. Если происходит одно или несколько прерываний матча, не превышающих в целом 4 часа, матч возобновляется с достигнутым счетом, независимо от того, продолжится он на той же площадке или на другой площадке.

17.3.3. Если происходит одно или несколько прерываний, превышающих в целом 4 часа, весь матч должен быть переигран.

18. Интервалы и смены сторон площадки.

18.1. Интервалы.

18.1.1. Интервал - это время между партиями. Все интервалы длятся одну минуту.

18.1.2. В течение этого времени происходит смена площадок и регистрация расстановок команд в протоколе.

18.1.3. Во время интервала перед решающей партией 1-ый или 2-ой судья проводит жеребьевку в соответствии с Правилом 7.1.

18.2. Смены сторон.

18.2.1. Команды меняются сторонами площадки после каждых 5 очков во всех партиях.

18.2.2. Во время смены сторон команды должны незамедлительно меняться сторонами площадки без задержки. Если смена сторон площадки не сделана в надлежащее время, она должна быть произведена сразу, как только выявлена эта погрешность. Счет, достигнутый к моменту, когда такая смена сторон площадки производится, остается тем же.

6. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.

19. Требования к поведению.

19.1. Спортивное поведение.

19.1.1. Участники должны знать настоящие Правила и соблюдать их.

19.1.2. Участники должны по-спортивному принимать судейские решения без их обсуждения. В случае сомнения, разъяснение может быть запрошено только через капитана.

19.1.3. Участники должны воздерживаться от действий или позиций, имеющих цель повлиять на решения судей или скрыть ошибки, совершенные их командой.

19.2. Честная игра.

19.2.1. Участники должны вести себя уважительно и вежливо в честной игре, не только по отношению к судьям, но также по отношению к другим официальным лицам, сопернику, партнерам и зрителям.

19.2.2. Общение между членами команды во время матча разрешено.

20. Неправильное поведение и санкции за него.

20.1. Незначительное неправильное поведение.

Проступки незначительного неправильного поведения не являются предметом для санкций. Обязанностью 1-го судьи является предотвращение приближения команд к уровню нарушений, за которые налагаются санкции. Это делается в два этапа: Этап 1: устное предупреждение через капитана; Этап 2: предъявляется желтая карточка члену команды.

Это официальное предупреждение не является само по себе санкцией, но является символом того, что член команды (и команда в целом) достиг уровня наложения санкций в матче. Оно записывается в протокол, но не имеет немедленных последствий.

20.2. Неправильное поведение, ведущее к санкциям.

Неправильное поведение члена команды по отношению к официальным лицам, соперникам, партнерам или зрителям подразделяется на три категории в соответствии с серьезностью проступка.

20.2.1. Грубое поведение: действие вопреки хорошему тону или нормам морали.

20.2.2. Оскорбительное поведение: клеветнические или оскорбительные слова или жесты, в том числе, любое действие, выражающее презрение.

20.2.3. Агрессия: фактическое физическое нападение, или агрессивное или угрожающее поведение.

20.3. Шкала санкций.

В соответствии с решением 1-го судьи и в зависимости от серьезности проступка применяются и записываются в протокол следующие санкции: Замечание, Удаление или Дисквалификация.

20.3.1. Замечание. Первое грубое поведение в матче любого члена команды наказывается очком и подачей соперника.

20.3.2. Удаление.

20.3.2.1. Член команды, на которого наложена санкция удаление, не должен участвовать в игре в оставшейся части партии, должен быть заменен в соответствии с правилами замены немедленно, если находится на площадке, и должен сидеть на месте для удаленных без других последствий.

20.3.2.2. Первое оскорбительное поведение члена команды наказывается удалением без других последствий.

20.3.2.3. Второе грубое поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается удалением без других последствий.

20.3.3. Дисквалификация.

20.3.3.1. Член команды, на которого наложена санкция дисквалификация, должен быть заменен в соответствии с правилами замены немедленно, если находится на площадке, и должен покинуть игровое поле до конца матча без других последствий. За первый случай физического нападения, или подразумеваемой или угрожающей агрессии, налагается санкция дисквалификация без других последствий.

20.3.3.2. Второе оскорбительное поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается дисквалификацией без других последствий.

20.3.3.3. Третье грубое поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается дисквалификацией без других последствий.

20.4. Применение санкций за неправильное поведение.

20.4.1. Все санкции за неправильное поведение являются индивидуальными санкциями, остаются в силе в течение всего матча и записываются в протокол.

20.4.2. Повторение неправильного поведения одним и тем же членом команды в том же матче наказывается в нарастающем порядке (каждый последующий проступок одного и того же члена команды влечет более строгую санкцию).

20.4.3. Удаление или дисквалификация, обусловленные оскорбительным поведением или агрессией, не требуют предварительных санкций.

20.5. Неправильное поведение до и между партий.

Любое неправильное поведение, имеющее место до партии или между партиями, влечет наложение санкции в соответствии с Правилом 20.3, и эти санкции применяются в следующей партии

20.6. Неправильное поведение и использование карточки-резюме.

Предупреждение: санкцией не является - этап 1: устное предупреждение. Этап 2: символ: Желтая карточка.

Замечание: санкция - символ: Красная карточка.

Удаление: санкция - символ: Красная + Желтая карточки вместе.

Дисквалификация: санкция - символ: Красная + Желтая карточки раздельно.

7. СУДЬИ, ИХ ОБЯЗАННОСТИ

21. Судейская бригада и процедуры.

21.1. Состав. Судейская бригада матча состоит из следующих официальных лиц:

а) 1-ый судья,

б) 2-ой судья (при наличии),

в) секретарь.

21.2. Процедуры.

21.2.1. Только 1-ый и 2-ой судьи могут давать свисток во время матча:

21.2.1.1. 1-ый судья дает сигнал на подачу, с которой начинает розыгрыш;

21.2.1.2. 1-ый и 2-ой судьи дают сигнал об окончании розыгрыша при условии, что они уверены в совершении ошибки и определили ее характер.

21.2.2. Они могут давать свисток, когда мяч вне игры, для обозначения того, что они разрешают или отклоняют запрос команды.

21.2.3. Сразу после свистка судьи, сигнализирующего об окончании состоявшегося розыгрыша, они должны показать официальными жестами:

21.2.3.1. если ошибка зафиксирована свистком 1-го судьи, он/она должен показать в следующем порядке:

а) команду, которая будет подавать;

б) характер ошибки;

в) игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости).

21.2.3.2. Если ошибка зафиксирована свистком 2-го судьи, он/она должен показать:

а) характер ошибки;

б) игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости);

в) команду, которая будет подавать, вслед за жестом 1-го судьи. В этом случае 1-ый судья не показывает ни характер ошибки, ни игрока, совершившего ее, а только команду, которая будет подавать.

21.2.3.3. В случае обоюдной ошибки судья показывает в следующем порядке:

а) характер ошибки;

б) игроков, совершивших ошибку (если необходимо). Команду, которая должна подавать, показывает затем 1-ый судья.

22. 1-ый судья.

2.1. Местонахождение.

1-ый судья выполняет свои функции, стоя на судейской вышке, расположенной у одного из концов сетки на противоположной от судьи-секретаря стороне. Уровень его/ее глаз должен быть приблизительно 50 см над сеткой.

22.2. Полномочия.

1-ый судья руководит матчем от начала до конца. Он/она имеет власть над всеми членами судейской бригады и членами команд.

Во время матча решения 1-ого судьи являются окончательными. Он/она имеет право отменять решения других членов судейской бригады, если замечено, что они ошибочны.

1-ый судья может даже заменить члена судейской бригады, который не выполняет правильно свои обязанности.

1-ый судья, также, контролирует работу подавальщиков мячей.

1-ый судья имеет право решать любые вопросы, касающиеся игры, включая те, которые не предусмотрены в настоящих Правилах.

1-ый судья не должен допустить каких-либо обсуждений его решений. Однако, по просьбе капитана 1-ый судья должен дать пояснение применения или интерпретации правил, на которых он/она основывал свое решение.

Если капитан не согласен с этим разъяснением 1-го судьи и официально заявляет протест, 1-ый судья должен разрешить начало Протокола протеста.

1-ый судья отвечает за определение до и во время матча соответствия игрового поля и условий игровым требованиям.

22.3. Обязанности.

Перед матчем 1-ый судья:

- проверяет состояние игрового поля, мячи и другое оборудование;

- проводит жеребьевку с капитанами команд;

- контролирует разминку команд.

Во время матча 1-ый судья имеет право:

- предупреждать команды;

- налагать санкции за неправильное поведение и задержки;

- принимать решения о:

а) ошибках подающего и заслоне подающей команды;

б) ошибках в игре с мячом;

в) ошибках над сеткой, и ошибочном контакте игрока с сеткой, главным образом на стороне атакующего;

г) полном пересечении мячом нижней площади под сеткой;

д) прохождении поданного мяча и при третьем ударе над или за антенной на своей стороне площадки.

По окончании матча он/она проверяет протокол и подписывает его.

23. 2-ой судья.

Если не назначен - полномочия и обязанности принимает на себя 1-ый судья.

23.1. Местонахождение.

2-ой судья выполняет свои обязанности, стоя за пределами игровой площадки около стойки на противоположной стороне от 1-го судьи лицом в его сторону.

23.2. Полномочия.

2-ой судья является помощником 1-го судьи, но имеет также свою собственную сферу полномочий.

Если 1-ый судья оказывается не в состоянии продолжать выполнение своих обязанностей, 2-ой судья может заменить 1-го судью.

2-ой судья может, без свистка, сигнализировать об ошибках, не относящихся к его сфере полномочий, но не должен настаивать на их принятии 1-ым судьей.

2-ой судья контролирует работу секретаря(ей).

2-ой судья сообщает о любом неправильном поведении 1-му судье.

2-ой судья разрешает тайм-ауты и смены сторон площадки, контролирует их продолжительность и отклоняет неправильные запросы.

2-ой судья контролирует количество тайм-аутов, использованных каждой командой, и сообщает об этом 1-му судье и соответствующим игрокам после завершения их тайм-аута.

В случае травмы игрока 2-ой судья разрешает и принимает участие в организации времени восстановления.

2-ой судья в течение матча проверяет, что мячи по-прежнему соответствуют требованиям правил.

2-ой судья проводит жеребьевку между партиями 2 и 3, если 1-ый судья не имеет возможности сделать это. Он/она, в таком случае, должен передать всю соответствующую информацию секретарю.

23.3. Обязанности.

В начале каждой партии и при необходимости 2-ой судья контролирует работу секретаря и проверяет, что правомерно подающий игрок владеет мячом. Во время матча 2-ой судья принимает решения, дает свисток и показывает жестом:

- помеху вследствие проникновения на площадку и в пространство соперника под сеткой;

- ошибочный контакт игрока с сеткой, главным образом на стороне блокирующего, и с антенной на его стороне площадки;

- контакт мяча с посторонним предметом;

- пересечение мячом сетки на площадку соперника полностью или частично за пределами площади перехода, или касание антенны на его стороне площадки, включая, при подаче;

- контакт мяча с песком, когда 1-ый судья не находится в позиции, позволяющей увидеть этот контакт;

- возвращение мяча под сеткой, который полностью на стороне соперника.

- прохождение поданного мяча и при третьем ударе над или за антенной на своей стороне площадки.

По окончании матча он/она проверяет и подписывает протокол.

24. Судья-секретарь.

24.1. Местонахождение.

Секретарь выполняет свои обязанности, сидя за столом секретаря на противоположной от 1-го судьи стороне лицом в его сторону.

24.2. Обязанности.

Судья-секретарь ведет протокол в соответствии с Правилами, взаимодействуя со 2-ым судьей. Он/она использует зуммер или иное звуковое устройство для сообщения о нарушениях или подачи сигнала судьям в соответствии со своими обязанностями.

24.2.1. Перед матчем и партией судья-секретарь:

- записывает в протокол данные о матче и командах в соответствии с действующими процедурами и получает подписи капитанов;

- записывает порядок подачи каждой из команд.

24.2.3. Во время матча судья-секретарь:

- записывает набранные очки;

- контролирует порядок подачи каждой команды и указывает судьям на любое его нарушение до удара на подаче;

- записывает тайм-ауты, проверяя их количество, и информирует 2-го судью;

- уведомляет судей о запросе тайм-аута, который является неправильным;

- сообщает судьям о сменах сторон площадки и об окончании партий;

- записывает любые санкции и неправильные запросы;

- записывает все другие события по указанию 2-го судьи, в том числе время восстановления, продолжительные перерывы, внешнюю помеху и т.д.;

- контролирует интервалы между партиями.

24.2.4. В конце матча судья-секретарь:

- записывает окончательный результат;

- в случае протеста, с предварительного разрешения 1-го судьи, записывает или разрешает соответствующему капитану записать в протокол изложение опротестовываемого эпизода;

- подписывает протокол, до того, как он/она получит подписи капитанов команд и затем судей.