3. ИГРОВОЙ ФОРМАТ

3. ИГРОВОЙ ФОРМАТ

6. Набор очка, выигрыш партии и матча.

6.1. Набор очка.

6.1.1. Очко.

Команда набирает очко:

- при успешном приземлении мяча на площадке соперника;

- когда команда соперника совершает ошибку;

- когда команда соперника получает замечание.

6.1.2. Ошибка.

Команда совершает ошибку, выполняя игровое действие, вопреки Правилам (или иным образом нарушая их). Судьи оценивают ошибки и определяют последствия в соответствии с Правилами:

- если две или более ошибки совершены последовательно, только первая ошибка принимается во внимание;

- если две или более ошибки совершены соперниками одновременно, это считается обоюдной ошибкой и розыгрыш переигрывается.

6.1.3. Розыгрыш и состоявшийся розыгрыш.

Розыгрышем является последовательность игровых действий с момента удара при выполнении подачи подающим до того, как мяч выйдет из игры. Состоявшимся розыгрышем является последовательность игровых действий, в результате которых присуждается очко.

Это включает:

- наложение Замечания;

- потерю подачи вследствие удара на подаче, выполненного по истечении лимита времени.

6.1.3.1. Если подающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и продолжает подавать.

6.1.3.2. Если принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и должна подавать следующей.

6.2. Выигрыш партии.

Партия, (за исключением решающей 5-ой партии) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в два очка. В случае равного счета 24-24 игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24; 27-25; и т.д.).

6.3. Выигрыш матча.

6.3.1. Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

6.3.2. При равном счете 2-2, решающая 5-я партия играется до 15 очков и минимального преимущества в 2 очка.

6.4. Неявка и неполная команда.

6.4.1. Если команда отказывается играть после требования сделать это, она объявляется не явившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии.

6.4.2. Команда, которая без уважительных причин не выходит вовремя на игровую площадку, объявляется не явившейся с тем же результатом, что и в Правиле 1.4.1.

6.4.3. Команда, объявленная НЕПОЛНОЙ в партии или в матче, проигрывает партию или матч. Команда-соперник получает очки, или очки и партии, необходимые для выигрыша партии или матча. Неполная команда сохраняет свои очки и партии.

7. Структура игры.

7.1. Жеребьевка.

Перед матчем 1-й судья проводит жеребьевку для определения первой подачи и сторон площадки в первой партии. Если будет играться решающая партия, должна быть проведена новая жеребьевка.

7.1.1. Жеребьевка проводится в присутствии двух капитанов команд.

7.1.2. Победитель жеребьевки выбирает:

или

7.1.2.1. Право подавать или принимать подачу,

или

7.1.2.2. Сторону игровой площадки.

Проигравший принимает оставшийся вариант.

7.2. Официальная разминка.

7.2.1. Если команды предварительно имели игровую площадку исключительно в своем распоряжении, перед матчем им предоставляется 6-минутная совместная официальная разминка на сетке, если нет - они могут иметь 10 минут. На мировых и официальных соревнованиях, соревнованиях ФИВБ командам должно быть предоставлено 10 минут совместной разминки на сетке.

7.2.2. Если любой из капитанов запрашивает раздельную (последовательную) официальную разминку на сетке, командам предоставляется по 3 минуты каждой или 5 минут каждой.

7.2.3. В случае последовательных разминок, первой на сетке разминается команда, которая подает первой.

7.3. На мировых и официальных соревнованиях, соревнованиях ФИВБ все игроки должны быть в игровой форме в течение всего Протокола и разминки.

7.3.1. В игре всегда должны участвовать шесть игроков от каждой команды.

Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

7.3.2. Перед началом каждой партии тренер должен представить начальную расстановку своей команды в карточке расстановки (приложение N 5) или посредством электронного устройства, если используется. Должным образом заполненная и подписанная карточка вручается 2-му судье или секретарю, или отправляется через электронное устройство непосредственно секретарю электронного протокола.

7.3.3. Игроки, которые не включены в начальную расстановку на данную партию, являются в этой партии запасными (кроме игроков Либеро).

7.3.4. После вручения карточки расстановки 2-му судье или секретарю изменять расстановку без обычной замены не разрешено.

7.3.5. При несоответствиях между позициями игроков на площадке и в карточке расстановки поступают следующим образом:

- если такое расхождение обнаружено до начала партии, позиции игроков должны быть поправлены в соответствии с карточкой расстановки - санкция за это не налагается;

- когда до начала партии на площадке выявлен игрок, не зарегистрированный в карточке расстановки на эту партию, данный игрок должен быть сменен в соответствии с карточкой расстановки - санкция за это не налагается;

- однако, если тренер желает оставить такого не записанного игрока(ов) на площадке, он/она должен запросить обычную замену(ы), используя соответствующий жест, которая(ые) должна быть записана затем в протокол.

Если несоответствие позиций игроков позициям в карточке расстановки обнаружено позже, команда, совершившая ошибку, должна вернуться к правильным позициям. Очки соперника сохраняются, и, кроме того, соперник получает очко и последующую подачу. Все очки, набранные совершившей ошибку командой с точно определенного момента совершения ошибки до момента ее обнаружения, аннулируются.

7.3.5.4. Когда на площадке выявлен игрок, но он/она не зарегистрирован в списке игроков, очки соперника сохраняются и, кроме того, соперник получает очко и подачу. Совершившая ошибку команда теряет все очки и/или партии (0:25, при необходимости), полученные с момента, когда незарегистрированный игрок вышел на площадку, она должна предоставить исправленную карточку расстановки и отправить нового зарегистрированного игрока на площадку на позицию незарегистрированного игрока.

7.4. Позиции.

В момент удара по мячу подающим каждая команда должна находиться в пределах своей площадки в порядке перехода (исключая подающего).

7.4.1. Позиции игроков пронумерованы следующим образом:

- три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний - левый), 3 (передний - центральный) и 2 (передний - правый);

- другие три игрока являются игроками задней линии, занимая позиции 5 (задний - левый), 6 (задний - центральный) и 1 (задний - правый).

7.4.2. Взаимное соответствие позиций игроков:

- каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от средней линии, чем соответствующий игрок передней линии;

- игроки передней линии и игроки задней линии должны, соответственно, быть расположены параллельно средней линии в порядке, указанном в Правиле 7.4.1.

7.4.3. Позиции игроков определяются и контролируются в соответствии с расположением их стоп, контактирующих с поверхностью (последний контакт с полом определяет позицию игрока), следующим образом:

- каждый игрок задней линии должен быть на одном уровне, или, по крайней мере, часть его одной стопы должна быть дальше от средней линии, чем передняя стопа соответствующего игрока передней линии;

- каждый правый (левый) боковой игрок должен быть на одном уровне, или, по крайней мере, часть его одной стопы должна быть ближе к правой (левой) боковой линии, чем стопы, находящиеся дальше от правой (левой) боковой линии, других игроков его линии.

7.4.4. После удара на подаче игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.

7.5. Позиционная ошибка.

7.5.1. Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим. Когда игрок находится на площадке в результате неправомерной замены и игра возобновляется, то это считается позиционной ошибкой с последствиями неправомерной замены.

7.5.2. Если подающий совершает ошибку при подаче в момент удара на подаче, ошибка подающего превалирует над позиционной ошибкой.

7.5.3. Если подача становится ошибочной после удара на подаче, засчитывается позиционная ошибка.

7.5.4. Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям:

- команда наказывается очком и подачей соперника;

- игроки занимают свои правильные позиции.

7.6. Переход.

7.6.1. Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется на протяжении партии.

7.6.2. Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.

7.7. Ошибка при переходе.

7.7.1. Ошибка при переходе считается совершенной, когда подача не выполняется в соответствии с порядком перехода. Это приводит к следующим последствиям в следующем порядке:

- секретарь останавливает игру зуммером; соперник получает очко и последующую подачу;

- если ошибка при переходе установлена только после завершения розыгрыша, который начался с ошибки перехода, только одно очко присуждается сопернику, независимо от результата сыгранного розыгрыша;

- порядок перехода в совершившей ошибку команде исправляется.

7.7.2. Дополнительно, секретарь должен определить точный момент совершения ошибки, и все очки, набранные впоследствии командой, совершившей ошибку, должны быть аннулированы. Очки соперника сохраняются. Если этот момент не может быть определен, аннулирование очка(ов) не производится и единственным наказанием является очко и подача соперника.