Глава IV. Правила судейства

Глава IV

Правила судейства

1. Правила борьбы

1.1. За исключением особых ситуаций нижеследующие положения определяют победителя схватки:

- побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела (также вертикальной частью маваси или волосами), кроме подошв ступней, в пределах сёбу-давара;

- побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела за пределами сёбу-давара.

1.2. К особым ситуациям относится положение синитай ("мертвое тело") - полная потеря равновесия, неизбежно приводящая к поражению:

1.2.1. Атакующий не проигрывает схватку, касаясь дохё рукой для того, чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаитэ;

1.2.2. Атакующий не проигрывает схватку, заступая за сёбу-давара, для того чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаиаси;

1.2.3. Атакующий не проигрывает схватку, заступив за сёбу-давара, когда он, подняв противника, выносит его лицом вперед и опускает его за сёбу-давара. Данная ситуация называется окуриаси. Однако атакующий проигрывает схватку, если, проводя это техническое действие, выходит за сёбу-давара спиной вперед;

1.2.4. Не является поражением, если горизонтальная передняя часть маваси (орикоми) касается дохё.

1.3. Борцу могут объявить поражение по решению судейской бригады в следующих случаях:

- если он не может продолжить схватку из-за травмы;

- если он проводит киндзи (запрещенные действия);

- если он самостоятельно заканчивает схватку;

- если он умышленно не поднялся из исходного положения;

- если он не выполняет команды гёдзи;

- если он не появляется в дохё-дамари (сектор ожидания) после второго официального вызова;

- если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки;

1.4. Если схватка длится дольше установленного времени, но победитель не определен, она останавливается и проводится повторная схватка.

1.5. Решения судейской бригады не могут быть оспорены. Подача протестов не предусмотрена.

2. Действия гёдзи на дохё

2.1. Когда борцы поднимаются на дохё и выполняют ритуал тиритёдзу, гёдзи должен стоять с внутренней стороны южной токудавара, лицом к северу (сёмен). Данная позиция гёдзи в дальнейшем именуется исходной позицией.

2.2. Когда борцы направляются к середине дохё, гёдзи должен одновременно сделать два шага вперед из исходной позиции.

2.3. Когда борцы принимают позу сонкё (присед), гёдзи дает команду "Камаэте!" ("Приготовиться!"), сам отходит на полтора шага назад и принимает стойку ноги врозь. Затем дает команду "Тэ оцуйтэ! Маттанаси!" ("Руки на линию! Без нарушений!") и в положении полуприседа ноги врозь, с прямой спиной и легким наклоном корпуса, слегка вытянув руки вперед ладонями внутрь, как только борцы одновременно касаются руками дохё, начинает схватку командой "Хаккэёй!".

2.4. Команда "Хаккэёй!" подается сразу же после того, как борцы одновременно коснутся руками дохё. Руки борцов должны быть расположены при этом за сикирисэн (стартовая линия).

2.5. Когда борец начинает атаку без команды, гёдзи должен объявить: "Матта!" ("Стоп!") и вернуть его в исходное положение.

2.6. Гёдзи не должен останавливать схватку командой "Матта!" в случае, если оба борца борются после татиаи.

2.7. Когда татиаи выполнен неправильно, вышеуказанная процедура повторяется.

2.8. Когда один из борцов пытается начать татиаи до команды "Хаккэёй!", гёдзи должен объявить ему: "Мада ё! Мада ё!" ("Еще нет! Еще нет!"), а другому повторить команду "Тэ о цуйтэ! Тэ о цуйтэ!" ("Руки на линию! Руки на линию!") и, убедившись, что руки борцов касаются поверхности дохё, начать схватку командой "Хаккэёй!".

2.9. В ходе схватки гёдзи подает две команды: "Нокотта!" - для активизации борьбы и "Хаккэёй!", когда оба борца прекращают действия.

2.10. Как только гёдзи определил исход схватки, он должен дать команду "Сёбуатта!" ("Исход ясен!") и указать рукой сторону дохё (восточную или западную), с которой вступил в схватку победитель.

2.11. Гёдзи должен определить победителя сразу же после окончания схватки, независимо от того, насколько неожиданно она заканчивается, даже когда трудно принять решение.

2.12. Перед объявлением победителя (катинанори) гёдзе должен занять исходную позицию и, после того как борцы обменяются поклонами, указать рукой на победителя и объявить: "Хигаси-но кати!" или "Ниси-но кати!" ("Победа Востока!" или "Победа Запада!"). Однако если у судейской бригады возникают разногласия, то объявлять победителя следует только тогда, когда все судьи займут свои места после вынесения окончательного решения.

2.14. Гёдзи должен командой "Матта!" остановить схватку и дать указание борцу распустить захват, если он совершает нижеследующие действия:

- захватывает татэмаваси (вертикальную часть маваси), орикоми, бандаж или шорты противника;

- проводит гассё - захват туловища руками в замок.

Однако, в тех случаях, когда невозможно дать такую команду, данное ограничение не применяется.

2.15. Гёдзи должен командой "Матта!" немедленно прервать схватку, если борец получил травму. Решение о возобновлении схватки принимает судейская бригада после консультации с медицинской службой.

2.16. Гёдзи должен немедленно остановить схватку командой "Матта!", когда борец проводит киндзитэ.

2.17. В начале и в конце командных соревнований гёдзи должен построить борцов "Востока" и "Запада" для поклона по команде "Рэй!". Во время этого ритуала он должен находиться в исходной позиции.

2.18. При спорных ситуациях гёдзи должен четко выражать свое решение.

2.19. Гёдзи в голосовании не участвует.

3. Действия симпантё и симпанов

3.1. Симпантё и симпаны свое несогласие с действиями гёдзи выражают поднятием правой руки.

3.2. В ходе схватки симпантё, подняв правую руку, подает знак гёдзи остановить схватку командой "Матта!" в следующих случаях:

- татиаи (стартовый рывок-подъем) выполнен неправильно, а гёдзи этого не заметил и схватку не остановил (татиаи в этом случае повторяется);

- гёдзи просмотрел заступ за сёбу-давара (фумикоси) с четким следом на дзяноме (песок с внешней стороны сёбу-давара) одного из борцов и схватку не остановил;

- поднята правая рука одного из симпанов.

3.3. Если симпантё или любой из симпанов имеет возражения или сомнения на решение гёдзи относительно результата схватки, он должен сразу поднять правую руку и заявить возражения.

4. Спорные ситуации и их разрешение

4.1. Если симпантё или любой из симпанов выражает несогласие с решением гёдзи, симпантё жестом приглашает симпанов на дохё для обсуждения.

4.2. Гёдзи не участвует в обсуждении результата

Гёдзи должен четко аргументировать свое решение. Его мнение является отправным моментом дискуссии. Если один или более симпанов не согласны с аргументами гёдзи, решение, в принципе, принимается большинством голосов. Гёдзи в голосовании не участвует.

4.3. При обсуждении спорной ситуации члены судейской бригады должны высказывать свое мнение ясно и кратко, основываясь на четком обозначении кимаритэ. Они должны быть деликатными и не настаивать на своем мнении слишком упорно, чтобы не осложнять ход обсуждения.

4.4. Окончательное решение по спорной ситуации выносит симпантё, при этом он должен постараться убедить меньшинство в справедливости принятого решения.

4.5. Объявление о принятом в результате обсуждения решении с пояснениями делает симпантё. Гёдзи после этого действует в соответствии с принятым решением.

4.6. После официального объявления о принятом решении какие-либо возражения симпанов не принимаются и не рассматриваются.

4.7. После того как гёдзи дал официальное объявление победителя, решение является окончательным и не может быть пересмотрено и опротестовано.

5. Киндзитэ - запрещенные действия

5.1. Удары кулаком или тычки пальцами.

5.2. Удары ногами в грудь или живот.

5.3. Захваты за волосы.

5.4. Захваты руками за горло (при противопоставленном большом пальце руки при захвате одной рукой или при захвате одновременно двумя руками).

5.5. Захваты за одежду, кроме маваси (например, трусы, трико, бинты, бандажи, ортезы и т.д. Это правило применяется и в дальнейшем) два раза и более. Захваты за маэбукуро или маэтатемицу (вертикальные части маваси), или просовывание пальцев внутрь маваси и захват за эти части.

5.6. Заламывание одного или двух пальцев соперника.

5.7. Укусы противника.

5.8. Пощечины и удары в лицо соперника с замахом руки больше, чем ширина плеч.