Приложение . "Правила вида спорта "эстетическая гимнастика" (утв. приказом Минспорта России от 26.09.2025 N 762)

Приложение к правилам вида спорта "эстетическая гимнастика" | ТЕХНИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Приложение
к правилам вида спорта
"эстетическая гимнастика"

ТЕХНИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Философия эстетической гимнастики

Философия вида спорта "эстетическая гимнастика" основана на гармоничных, ритмичных и динамичных движениях, выполненных с экономичным и естественным использованием дыхания и силы, демонстрируя непрерывность и слитность. В эстетической гимнастике упор делается на естественные целостные движения тела, где базовый (основной) центр движения начинается от линии таза и бедер.

Все движения, серии движений и комбинации должны выполняться с техникой целостного движения. Переходы от одного движения или построения к другому должны быть плавными. В целостном движении тела ведущее движение рефлектирует (отражается) в каждой части тела во время выполнения движения или серии движений тела. Движения связаны вместе таким образом, что одно перетекает в другое, подчеркивая слитность и непрерывность

Движения должны быть четко определены и демонстрировать разнообразие в динамике и скорости.

Техника и характеристики базовых движений тела

Целостная волна тела

Выполняется в различных направлениях: вперед (передняя волна), в сторону (боковая волна) и назад (обратная волна). Характеризуется фазами ускорения (активное движение бедрами) и замедлением (движение тела, отвечающее на импульс бедер). Все волны могут выполняться с движениями рук, шагами или в комбинации с другими движениями.

Передняя волна:

начинается с небольшого расслабления вперед (выдох);

далее с набором скорости продолжается с сильным давлением таза и бедер вперед и рефлекторным толчком тела (вдох);

бедра описывают целый круг: идут вниз, вперед и вверх;

активное движение бедер рефлектирует (отражается) во всех частях тела, образуя "волну";

движение проходит через все тело и заканчивается вытягиванием в хорошо контролируемой и уравновешенной позиции.

Боковая волна:

начинается с вытягивания (вдох);

затем следует небольшое расслабление тела в сторону, вес тела на одной ноге (выдох);

далее с набором скорости бедра двигаются из одной стороны в другую по полукругу-вниз, в сторону, вверх (вдох). Когда бедра двигаются в одну сторону, верхняя часть тела и голова двигаются с расслаблением в противоположную сторону, шея должна быть расслаблена, плечи и голова отстают. Вес тела переносится с одной ноги на другую;

активное движение бедер рефлектирует (отражается) во всех частях тела, образуя "волну" в боковой плоскости;

движение проходит через все тело и заканчивается вытягиванием в хорошо контролируемой и уравновешенной позиции.

Обратная волна:

начинается с подачи бедер вперед, при этом верхняя часть тела отклоняется назад (вдох);

далее с набором скорости бедра двигаются по полукругу назад, верхняя часть тела опускается грудью вперед, голова движется последней (выдох), поднимание вверх происходит с круглой спиной, голова движется последней;

активное движение бедер рефлектирует (отражается) во всех частях тела, образуя "волну";

движение проходит через все тело и заканчивается вытягиванием в хорошо контролируемой и уравновешенной позиции.

Целостный взмах тела

Выполняется в различных направлениях (вперед, из стороны в сторону, в вертикальной или горизонтальной плоскости). Характеризуется чередованием вытягивания и расслабления, а также разницей между мощностью и легкостью.

Целостный взмах состоит из 4 частей:

вытягивание (вдох);

движение и толчок, вызывающие взмах, начинаются ногами и бедрами;

непосредственно маховое движение тела, которое выполняется с ускорением; во время махового движения верхняя часть тела, шея и руки расслаблены (выдох);

заканчивается вытягиванием (вдох) в хорошо контролируемой мышцами позиции или переходит в следующее движение.

Изгиб тела

Выполняется в различных направлениях: вперед, в сторону или назад.

Характеристики:

четкая и хорошо контролируемая форма;

изгиб позвоночника должен быть показан равномерно по всей верхней части тела, плечи должны оставаться на одной линии;

показан изгиб линии позвоночника.

Изгиб вперед: спина округлая, а голова и верхняя часть тела опускаются вперед.

Изгиб назад: верхняя часть тела прогибается назад в грудном отделе позвоночника минимум на 80° от вертикальной линии. В случае выполнения изгиба в положении стоя/стоя на коленях, не допускается прогиб в поясничном отделе позвоночника.

Изгиб в сторону: верхняя часть тела сгибается строго в боковой плоскости. Противоположные плечо и бедро находятся на одной вертикальной линии. Те же правила применяются при выполнении движения на коленях.

Скручивание тела

Скручиванием называется поворот корпуса по спирали, в результате которого между линией плеч и бедер образуется угол минимум 75°.

Характеристики:

форма и направление движения четко видны, мышечный контроль на протяжении выполнения всего движения;

хорошая амплитуда, разница в положении линий плеч и бедер не менее 75°.

Сжатие тела

Движение формируется активным, резким движением бедер в выбранном направлении. Верхняя часть тела естественным образом реагирует на сокращение брюшного пресса.

Характеристики:

при сжатии происходит активная мышечная работа (брюшного пресса, боковых мышц или мышц спины), которая направлена к центру тела

активное сжатие мышц должно быть хорошо видно.

Сжатие вперед (основная форма): таз подкручен вперед, брюшной пресс сокращается, спина округляется.

Сжатие в сторону (основная форма): боковые мышцы тела сокращаются, а плечо и бедро той же стороны притягиваются друг к другу.

Наклон/выпад тела

Во время наклона прямая спина отклоняется от вертикали минимум на 45° вперед, в сторону или назад. Движение выполняется за счет сгибания в тазобедренных суставах, позвоночник должен оставаться выпрямленным. При выполнении выпада все тело с опорой на руки вытянуто ("планка" в различных направлениях).

Характеристики:

форма и линия движения четкие, спина прямая;

хороший мышечный контроль и осанка в позиции тела.

Расслабление тела

Расслабление начинается с хорошо контролируемой мышцами позиции небольшого вытягивания (вдох). Далее таз подкручивается вперед, спина округляется, шея и плечи при этом расслаблены, естественным образом отражая движение бедер (выдох).

Характеристики:

расслаблены верхняя часть тела, шея и плечи;

таз и бедра подкручены вперед;

расслабление продолжается до полного выдоха или плавно переходит в следующее движение.

Вариация движений тела

Движения тела можно варьировать, комбинируя их с различными видами движений рук, движениями ног, шагами или прыжками и выполняя их в разных плоскостях или уровнях.

Движения тела также можно варьировать, комбинируя их друг с другом, например: простой изгиб со скручиванием. Комбинация движений, имеющих одновременно характеристики двух разных движений тела, засчитываются только как одно движение тела.

Серия движений тела

В сериях движений тела 2 и более движений тела должны быть выполнены слитно, последовательно, плавно связывая их друг с другом, и подчеркнуть преемственность от одного движения к другому, как если бы они были созданы предыдущим движением. Плавность движений поддерживается естественным дыханием и логическим использованием техники целостного движения всего тела.

В серии могут использоваться все виды движений тела (включая вариации базовых движений тела и полуакробатические элементы, такие как кувырки).

Базовая техника гимнастики

Базовая техника гимнастики, являющаяся частью техники эстетической гимнастики, должна быть продемонстрирована при выполнении технических элементов.

Базовая техника гимнастики включает в себя:

правильную осанку и ровную линию плеч и бедер;

выворотность ног;

хорошие вытягивания (ноги, колени, голеностопы, руки, кисти);

правильную работу стоп, особенно в любых шагах, подскоках, включая фазу отталкивания и приземления для прыжков;

точность движений;

вариации в использовании мышечного контроля, расслабления и силы;

хорошую координацию, равновесие, баланс и ритм.

Хорошая техника обеспечивается физическими качествами, такими как координация, гибкость, сила, мышечный контроль, скорость и выносливость. Наличие физических качеств, двусторонней мышечной работы и их сбалансированности позволяет гимнасткам выполнять все элементы с правильной техникой и безопасным для здоровья способом.

Характеристики равновесий

Все равновесия должны быть выполнены четко. Длительность использования опорной ноги в элементах равновесий должна быть хорошо видна.

Все равновесия должны иметь следующие характеристики:

форма фиксирована и четко определена во время равновесия ("фото");

достаточная высота поднятой ноги;

хороший контроль над телом во время и после равновесия.

Равновесия могут быть статическими или динамическими.

Характеристики статических равновесий:

статические равновесия могут выполняться на одной ноге, на одном колене или в форме "казак";

во время равновесий свободная нога должна быть поднята как минимум на 90°;

только одна нога может быть согнута в статическом равновесии.

Характеристики динамических равновесий (турляны, циркули, повороты):

"Турлян" (медленный поворот, переступанием):

поворот на 360° должен быть выполнен в фиксированной форме;

при выполнении турляна с поворотом на 360°, допускается максимум 4 точки опоры для пятки;

турлян должен начинаться после того, как будет зафиксировано начальное положение равновесия;

критерии, касающиеся уровня свободной ноги, поддержки рук и формы движений тела, такие же, как и для статических равновесий.

"Циркуль":

поворот на 360° от линии плеча и бедра должен быть завершен.

Повороты:

могут быть выполнены на полной стопе или на полупальце;

поворот не менее 360° должен быть выполнен в фиксированной форме;

обе ноги могут быть согнуты во время поворотов.

Если требуемое количество вращения в динамическом равновесии не показано каждой гимнасткой, элемент не засчитывается как равновесие.

Исключения и конкретные примеры для равновесий:

равновесия с амплитудой поднятой ноги на 90° с помощью рук и движением тела: баланс уровня A;

в тех случаях, когда свободная нога поднята назад на 135° с помощью руки:

свободная нога, поднятая на 135° с помощью одноименной руки - равновесие уровня A;

свободная нога поднята на 135° с помощью противоположной руки/обеих рук - баланс уровня B: техника, необходимая для удержания ноги противоположной рукой, требует внимания как на верхней, так и на нижней части спины, поэтому стоимость равновесия составляет B, как в технике равновесия "в кольцо", так и в технике низкого равновесия с ногой назад. (смотреть таблицу примеров);

равновесие: обратный "вертолет"/"циркуль" начинается со значения уровня B, поскольку требуемая техника значительно сложнее, чем "вертолет"/"циркуль" вперед. Критерии амплитуды увеличат уровень баланса в +0,1 как на обычном, так и на обратном "вертолете"/"циркуле". (смотреть таблицу примеров).

Примеры и уровень
трудности Равновесий для возрастных категорий "юниорки"
и "женщины" (примеры не являются исчерпывающими
и служат только для иллюстрации)

Таблица 40

Форма
A - уровень ценность 0.10
B - уровень ценность 0.20
C - уровень ценность 0.30
1. Поворот в положении "пассе"
Поворот в "пассе" на 360°
Поворот в "пассе" на 360° + ДТ
Поворот в "пассе" на 720° + ДТ
Поворот в "пассе" на 720°
2. Поворот с амплитудой поднятой ноги ниже 90°, свободная нога в разных направлениях
Поворот на 360° с амплитудой ниже 90°
Поворот на 360° с амплитудой ниже 90° + ДТ
Поворот на 720° с амплитудой ниже 90° + ДТ
Поворот на 720° с амплитудой ниже 90°
3. Свободная нога поднята на 90° с помощью рук - вперед, в сторону, назад
90° с помощью руки + ДТ
90 ° с помощью руки + ДТ + вращение на 360 °
90° с помощью руки + ДТ + вращение на 720°
90° с помощью руки + вращение на 360°
4. Свободная нога поднята на 90° без помощи рук - вперед, в сторону, назад
90° без помощи рук
90° без помощи рук + ДТ
90° без помощи рук + ДТ + вращение на 360°
90° без помощи рук + вращение на 360°
90° без помощи рук + вращение на 720°
5. Свободная нога поднята мин. на 135° с помощью руки - вперед, в сторону
135° с помощью рук
135° с помощью рук + ДТ/вращение на 360°
135° с помощью рук + ДТ + вращение на 360°/релеве
135° с помощью руки + вращение на 720°
180 с помощью руки
180° с помощью рук + ДТ/вращение на 360 °/релеве
6. Свободная нога поднята мин. на 135° без помощи рук - вперед, в сторону
135° без помощи рук
135° без помощи рук + ДТ/вращение на 360 °/релеве
180° без помощи рук
7. Свободная нога поднята мин. на 135° с помощью руки - назад
135° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки
135° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки + вращение на 360°
135° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки + вращение на 720°
180° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки
180° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки + вращение на 360°
135° с помощью ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ
135° с помощью ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ + вращение на 360°/релеве
180 ° с помощью ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ/ОБЕИХ РУК
8. Свободная нога поднята мин. на 135° без помощи руки - назад
135° без помощи руки
135° без помощи руки + вращение на 360°/релеве
180° без помощи руки
9. "Циркуль" вперед или назад с вращением мин. 360°, без опоры рукой о пол
"Циркуль" вперед с вращением минимум 360°, амплитуда мин. 135°
"Циркуль" вперед с вращением минимум 360°, амплитуда мин. 180°
"Циркуль" назад с амплитудой мин. 135°
"Циркуль" назад с амплитудой мин. 180°

Характеристика прыжков

Прыжки должны иметь следующие характеристики:

форма зафиксирована и четко определена во время полета;

форма зафиксирована и четко определена при прыжках с вращением;

хорошая высота во время прыжка;

хороший контроль тела во время и после прыжка;

приземление должно быть легким и мягким.

Исключения и отдельные особенности техники для прыжков:

критерии вращения: 180° в форме/360° от толчка до приземления: в зависимости от техники прыжка требования к амплитуде вращения могут быть разными;

прыжки типа "Кабриоль": обе ноги должны достигать угла 45° в момент "хлопка" ногами;

прыжки в форме "Казак": при выполнении в направлении обеих ног вперед оба колена должны быть вместе. В случае, если колени не вместе, будет применена сбавка в исполнении;

прыжок в "Шпагат": при прыжке с амплитудой 180° передняя нога должна находиться под углом 90°;

прыжок в форме "Олень": амплитуда не менее 135°. В случае правильного исполнения с минимальной амплитудой, прыжок будет засчитан также в АЦ-Б по критериям двусторонности. На всех уровнях прыжок в форме "олень" передняя нога должна быть под углом 90°, независимо от амплитуды формы;

прыжки со сменой ног:

движение сменной ноги должно начинаться перед линией бедер, независимо от конечной формы прыжка (олень, шпагат, + ДТ);

прыжок со сменой прямых ног повышает уровень элемента.

Примеры и уровень трудности
Прыжков для возрастных категорий "юниорки" и "женщины"
(примеры не являются исчерпывающими и служат
только для иллюстрации)

Таблица 40

Тип прыжка
A-уровень
ценность 0.10
B-уровень
ценность 0.20
C-уровень
ценность 0.30
1. Прыжок без амплитуды между ногами
Прыжок без амплитуды между ногами + вращение
Прыжок без амплитуды между ногами + вращение + ДТ
Прыжок без амплитуды между ногами + ДТ
2. Прыжок "Кабриоль"
"Кабриоль" в разных направлениях
"Кабриоль" + ДТ
"Кабриоль" + ДТ + вращение
"Кабриоль" + вращение
3. Прыжок с амплитудой 90° между ногами, свободная нога в разных направлениях
Амплитуда 90°
Амплитуда 90° + ДТ
Амплитуда 90° + ДТ + вращение
Амплитуда 90° + вращение
4. Прыжок "щука"
Форма "Щука"
Форма "Щука" + ДТ
Форма "Щука" + ДТ + ан турнан
Форма "Щука" + ан турнан/вращение
Форма "Щука" + ДТ + вращение
5. Прыжок в форме "Олень" (касаясь) амплитуда минимум 135°
Форма "Олень" (переднее колено горизонтально)
Форма "Олень" + ДТ (переднее колено горизонтально)
Форма "Олень" + ДТ + вращение (переднее колено горизонтально)
Форма "Олень" + вращение (переднее колено горизонтально)
Форма "Олень" + ДТ + ан турнан (переднее колено горизонтально)
Форма "Олень" + ан турнан (переднее колено горизонтально)
Форма "Олень" + ДТ (переднее колено ниже горизонтали)
Форма "Олень" + ДТ + вращение (переднее колено ниже горизонтали)
Форма "Олень" + вращение (переднее колено ниже горизонтали)
Форма "Олень" + ДТ + ан турнан (переднее колено ниже горизонтали)
Форма "Олень" + ан турнан (переднее колено ниже горизонтали)
Форма "Олень" + со сменой ПРЯМЫХ ног
Форма "Олень" + со сменой ПРЯМЫХ ног + ДТ
Форма "Олень" + со сменой ПРЯМЫХ ног + вращение
Форма "Олень" + смена ПРЯМЫХ ног + ан турнан
6. Прыжок "Казак"
Форма "казак"
Форма "казак" + ДТ
Форма "казак" + ДТ + вращение
Форма "казак" + ДТ + ан турнан
Форма "казак" + вращение
Прыжок "казак" с амплитудой 180° + ДТ
Форма "казак" + ан турнан
7. Прыжок "Кошка"
Форма "кошка" амплитуда 180°
Форма "Кошка" + ДТ/вращение/ан турнан
Форма "Кошка" + ДТ + вращение/ан турнан
8. Прыжок "Шпагат"
Амплитуда разведения ног 135°
Амплитуда разведения ног 135° + ДТ
Амплитуда разведения ног 135° + ДТ + вращение
Амплитуда разведения ног 135° + вращение
Амплитуда разведения ног 135° + ДТ + ан турнан
Амплитуда разведения ног 135° + ан турнан
Амплитуда разведения ног 180°
Амплитуда разведения ног 180° + ДТ
Амплитуда разведения ног 180° + вращение
Амплитуда разведения ног 180° + ан турнан
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног + ДТ
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног + ДТ + вращение
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног + вращение/ан турнан
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног + ДТ + ан турнан
Амплитуда разведения 180° со сменой согнутых ног
Амплитуда разведения 180° со сменой согнутых ног + ДТ/вращение/ан турнан
Амплитуда разведения ног 135° со сменой прямых ног
Амплитуда разведения ног 135° со сменой прямых ног + ДТ/вращение/ан турнан
Амплитуда разведения ног 180° со сменой прямых ног
Боковой шпагат, амплитуда 135°
Боковой шпагат, амплитуда 135° + ДТ/вращение/ан турнан
Боковой шпагат, амплитуда 135° + ДТ + вращение/ан турнан
Боковой шпагат, амплитуда 180°
Боковой шпагат, амплитуда 180° + ДТ/вращение/ан турнан
9. Прыжок "кольцо"
Форма "кольцо" (вертикальные бедра и колени < 45°/изгиб < 80°)
Форма "кольцо" (= 45° колени/= изгиб 80°)
Форма "кольцо" (более 45° колени/более 80° изгиб)
Форма "кольцо" + вращение
Форма "кольцо" + ан турнан

Критерии амплитуды движений тела для повышения технической ценности равновесия или прыжка/прыжка в категории "юниорки и "женщины", таблица 41.

Следующие критерии амплитуды движения тела применяются для повышения технической стоимости равновесий и прыжков со значения A до B или C:

Таблица 41

Движение тела
Пример/Равновесие
Пример/Прыжок
Изгиб вперед: спина округлая, а голова и верхняя часть тела опускаются вперед
Изгиб назад: верхняя часть тела прогибается назад в грудном отделе позвоночника минимум на 80° от вертикальной линии.
Когда свободная нога находится сзади, голова находится на одной линии с бедрами и плечами.
Изгиб в сторону: верхняя часть тела сгибается строго в боковой плоскости. Противоположные плечо и бедро находятся на одной вертикальной линии.
Те же правила применяются при выполнении на одном колене.
Наклон (не менее 45°):
Верхняя часть тела должна образовывать угол 45° от линии тазобедренных суставов. Тело должно хорошо контролироваться, позвоночник должен быть выпрямлен
Скручивание верхней части тела: плечи должны образовать угол не менее 75° с линией бедер

Для детских возрастных категорий данные критерии влияют на повтор использования формы элемента (вариации).

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D