Приложение . "Правила вида спорта "эстетическая гимнастика" (утв. приказом Минспорта России от 26.09.2025 N 762)
Приложение к правилам вида спорта "эстетическая гимнастика" | ТЕХНИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Философия эстетической гимнастики
Философия вида спорта "эстетическая гимнастика" основана на гармоничных, ритмичных и динамичных движениях, выполненных с экономичным и естественным использованием дыхания и силы, демонстрируя непрерывность и слитность. В эстетической гимнастике упор делается на естественные целостные движения тела, где базовый (основной) центр движения начинается от линии таза и бедер.
Все движения, серии движений и комбинации должны выполняться с техникой целостного движения. Переходы от одного движения или построения к другому должны быть плавными. В целостном движении тела ведущее движение рефлектирует (отражается) в каждой части тела во время выполнения движения или серии движений тела. Движения связаны вместе таким образом, что одно перетекает в другое, подчеркивая слитность и непрерывность
Движения должны быть четко определены и демонстрировать разнообразие в динамике и скорости.
Техника и характеристики базовых движений тела
Целостная волна тела
Выполняется в различных направлениях: вперед (передняя волна), в сторону (боковая волна) и назад (обратная волна). Характеризуется фазами ускорения (активное движение бедрами) и замедлением (движение тела, отвечающее на импульс бедер). Все волны могут выполняться с движениями рук, шагами или в комбинации с другими движениями.
Передняя волна:
начинается с небольшого расслабления вперед (выдох);
далее с набором скорости продолжается с сильным давлением таза и бедер вперед и рефлекторным толчком тела (вдох);
бедра описывают целый круг: идут вниз, вперед и вверх;
активное движение бедер рефлектирует (отражается) во всех частях тела, образуя "волну";
движение проходит через все тело и заканчивается вытягиванием в хорошо контролируемой и уравновешенной позиции.
Боковая волна:
начинается с вытягивания (вдох);
затем следует небольшое расслабление тела в сторону, вес тела на одной ноге (выдох);
далее с набором скорости бедра двигаются из одной стороны в другую по полукругу-вниз, в сторону, вверх (вдох). Когда бедра двигаются в одну сторону, верхняя часть тела и голова двигаются с расслаблением в противоположную сторону, шея должна быть расслаблена, плечи и голова отстают. Вес тела переносится с одной ноги на другую;
активное движение бедер рефлектирует (отражается) во всех частях тела, образуя "волну" в боковой плоскости;
движение проходит через все тело и заканчивается вытягиванием в хорошо контролируемой и уравновешенной позиции.
Обратная волна:
начинается с подачи бедер вперед, при этом верхняя часть тела отклоняется назад (вдох);
далее с набором скорости бедра двигаются по полукругу назад, верхняя часть тела опускается грудью вперед, голова движется последней (выдох), поднимание вверх происходит с круглой спиной, голова движется последней;
активное движение бедер рефлектирует (отражается) во всех частях тела, образуя "волну";
движение проходит через все тело и заканчивается вытягиванием в хорошо контролируемой и уравновешенной позиции.
Целостный взмах тела
Выполняется в различных направлениях (вперед, из стороны в сторону, в вертикальной или горизонтальной плоскости). Характеризуется чередованием вытягивания и расслабления, а также разницей между мощностью и легкостью.
Целостный взмах состоит из 4 частей:
вытягивание (вдох);
движение и толчок, вызывающие взмах, начинаются ногами и бедрами;
непосредственно маховое движение тела, которое выполняется с ускорением; во время махового движения верхняя часть тела, шея и руки расслаблены (выдох);
заканчивается вытягиванием (вдох) в хорошо контролируемой мышцами позиции или переходит в следующее движение.
Изгиб тела
Выполняется в различных направлениях: вперед, в сторону или назад.
Характеристики:
четкая и хорошо контролируемая форма;
изгиб позвоночника должен быть показан равномерно по всей верхней части тела, плечи должны оставаться на одной линии;
показан изгиб линии позвоночника.
Изгиб вперед: спина округлая, а голова и верхняя часть тела опускаются вперед.
Изгиб назад: верхняя часть тела прогибается назад в грудном отделе позвоночника минимум на 80° от вертикальной линии. В случае выполнения изгиба в положении стоя/стоя на коленях, не допускается прогиб в поясничном отделе позвоночника.
Изгиб в сторону: верхняя часть тела сгибается строго в боковой плоскости. Противоположные плечо и бедро находятся на одной вертикальной линии. Те же правила применяются при выполнении движения на коленях.
Скручивание тела
Скручиванием называется поворот корпуса по спирали, в результате которого между линией плеч и бедер образуется угол минимум 75°.
Характеристики:
форма и направление движения четко видны, мышечный контроль на протяжении выполнения всего движения;
хорошая амплитуда, разница в положении линий плеч и бедер не менее 75°.
Сжатие тела
Движение формируется активным, резким движением бедер в выбранном направлении. Верхняя часть тела естественным образом реагирует на сокращение брюшного пресса.
Характеристики:
при сжатии происходит активная мышечная работа (брюшного пресса, боковых мышц или мышц спины), которая направлена к центру тела
активное сжатие мышц должно быть хорошо видно.
Сжатие вперед (основная форма): таз подкручен вперед, брюшной пресс сокращается, спина округляется.
Сжатие в сторону (основная форма): боковые мышцы тела сокращаются, а плечо и бедро той же стороны притягиваются друг к другу.
Наклон/выпад тела
Во время наклона прямая спина отклоняется от вертикали минимум на 45° вперед, в сторону или назад. Движение выполняется за счет сгибания в тазобедренных суставах, позвоночник должен оставаться выпрямленным. При выполнении выпада все тело с опорой на руки вытянуто ("планка" в различных направлениях).
Характеристики:
форма и линия движения четкие, спина прямая;
хороший мышечный контроль и осанка в позиции тела.
Расслабление тела
Расслабление начинается с хорошо контролируемой мышцами позиции небольшого вытягивания (вдох). Далее таз подкручивается вперед, спина округляется, шея и плечи при этом расслаблены, естественным образом отражая движение бедер (выдох).
Характеристики:
расслаблены верхняя часть тела, шея и плечи;
таз и бедра подкручены вперед;
расслабление продолжается до полного выдоха или плавно переходит в следующее движение.
Вариация движений тела
Движения тела можно варьировать, комбинируя их с различными видами движений рук, движениями ног, шагами или прыжками и выполняя их в разных плоскостях или уровнях.
Движения тела также можно варьировать, комбинируя их друг с другом, например: простой изгиб со скручиванием. Комбинация движений, имеющих одновременно характеристики двух разных движений тела, засчитываются только как одно движение тела.
Серия движений тела
В сериях движений тела 2 и более движений тела должны быть выполнены слитно, последовательно, плавно связывая их друг с другом, и подчеркнуть преемственность от одного движения к другому, как если бы они были созданы предыдущим движением. Плавность движений поддерживается естественным дыханием и логическим использованием техники целостного движения всего тела.
В серии могут использоваться все виды движений тела (включая вариации базовых движений тела и полуакробатические элементы, такие как кувырки).
Базовая техника гимнастики
Базовая техника гимнастики, являющаяся частью техники эстетической гимнастики, должна быть продемонстрирована при выполнении технических элементов.
Базовая техника гимнастики включает в себя:
правильную осанку и ровную линию плеч и бедер;
выворотность ног;
хорошие вытягивания (ноги, колени, голеностопы, руки, кисти);
правильную работу стоп, особенно в любых шагах, подскоках, включая фазу отталкивания и приземления для прыжков;
точность движений;
вариации в использовании мышечного контроля, расслабления и силы;
хорошую координацию, равновесие, баланс и ритм.
Хорошая техника обеспечивается физическими качествами, такими как координация, гибкость, сила, мышечный контроль, скорость и выносливость. Наличие физических качеств, двусторонней мышечной работы и их сбалансированности позволяет гимнасткам выполнять все элементы с правильной техникой и безопасным для здоровья способом.
Характеристики равновесий
Все равновесия должны быть выполнены четко. Длительность использования опорной ноги в элементах равновесий должна быть хорошо видна.
Все равновесия должны иметь следующие характеристики:
форма фиксирована и четко определена во время равновесия ("фото");
достаточная высота поднятой ноги;
хороший контроль над телом во время и после равновесия.
Равновесия могут быть статическими или динамическими.
Характеристики статических равновесий:
статические равновесия могут выполняться на одной ноге, на одном колене или в форме "казак";
во время равновесий свободная нога должна быть поднята как минимум на 90°;
только одна нога может быть согнута в статическом равновесии.
Характеристики динамических равновесий (турляны, циркули, повороты):
"Турлян" (медленный поворот, переступанием):
поворот на 360° должен быть выполнен в фиксированной форме;
при выполнении турляна с поворотом на 360°, допускается максимум 4 точки опоры для пятки;
турлян должен начинаться после того, как будет зафиксировано начальное положение равновесия;
критерии, касающиеся уровня свободной ноги, поддержки рук и формы движений тела, такие же, как и для статических равновесий.
"Циркуль":
поворот на 360° от линии плеча и бедра должен быть завершен.
Повороты:
могут быть выполнены на полной стопе или на полупальце;
поворот не менее 360° должен быть выполнен в фиксированной форме;
обе ноги могут быть согнуты во время поворотов.
Если требуемое количество вращения в динамическом равновесии не показано каждой гимнасткой, элемент не засчитывается как равновесие.
Исключения и конкретные примеры для равновесий:
равновесия с амплитудой поднятой ноги на 90° с помощью рук и движением тела: баланс уровня A;
в тех случаях, когда свободная нога поднята назад на 135° с помощью руки:
свободная нога, поднятая на 135° с помощью одноименной руки - равновесие уровня A;
свободная нога поднята на 135° с помощью противоположной руки/обеих рук - баланс уровня B: техника, необходимая для удержания ноги противоположной рукой, требует внимания как на верхней, так и на нижней части спины, поэтому стоимость равновесия составляет B, как в технике равновесия "в кольцо", так и в технике низкого равновесия с ногой назад. (смотреть таблицу примеров);
равновесие: обратный "вертолет"/"циркуль" начинается со значения уровня B, поскольку требуемая техника значительно сложнее, чем "вертолет"/"циркуль" вперед. Критерии амплитуды увеличат уровень баланса в +0,1 как на обычном, так и на обратном "вертолете"/"циркуле". (смотреть таблицу примеров).
Примеры и уровень
трудности Равновесий для возрастных категорий "юниорки"
и "женщины" (примеры не являются исчерпывающими
и служат только для иллюстрации)
Таблица 40
|
Форма
|
A - уровень ценность 0.10
|
B - уровень ценность 0.20
|
C - уровень ценность 0.30
|
|
1. Поворот в положении "пассе"
|
Поворот в "пассе" на 360°
|
Поворот в "пассе" на 360° + ДТ
|
Поворот в "пассе" на 720° + ДТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
Поворот в "пассе" на 720°
|
|||
|
|
|||
|
2. Поворот с амплитудой поднятой ноги ниже 90°, свободная нога в разных направлениях
|
Поворот на 360° с амплитудой ниже 90°
|
Поворот на 360° с амплитудой ниже 90° + ДТ
|
Поворот на 720° с амплитудой ниже 90° + ДТ
|
|
|
|
|
|
|
Поворот на 720° с амплитудой ниже 90°
|
|||
|
|
|||
|
3. Свободная нога поднята на 90° с помощью рук - вперед, в сторону, назад
|
90° с помощью руки + ДТ
|
90 ° с помощью руки + ДТ + вращение на 360 °
|
90° с помощью руки + ДТ + вращение на 720°
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90° с помощью руки + вращение на 360°
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
4. Свободная нога поднята на 90° без помощи рук - вперед, в сторону, назад
|
90° без помощи рук
|
90° без помощи рук + ДТ
|
90° без помощи рук + ДТ + вращение на 360°
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90° без помощи рук + вращение на 360°
|
90° без помощи рук + вращение на 720°
|
||
|
|
|
||
|
5. Свободная нога поднята мин. на 135° с помощью руки - вперед, в сторону
|
135° с помощью рук
|
135° с помощью рук + ДТ/вращение на 360°
|
135° с помощью рук + ДТ + вращение на 360°/релеве
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||
|
135° с помощью руки + вращение на 720°
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
180 с помощью руки
|
180° с помощью рук + ДТ/вращение на 360 °/релеве
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|
||
|
6. Свободная нога поднята мин. на 135° без помощи рук - вперед, в сторону
|
135° без помощи рук
|
135° без помощи рук + ДТ/вращение на 360 °/релеве
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
180° без помощи рук
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
7. Свободная нога поднята мин. на 135° с помощью руки - назад
|
135° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки
|
135° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки + вращение на 360°
|
135° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки + вращение на 720°
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
180° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки
|
180° с помощью ОДНОИМЕННОЙ руки + вращение на 360°
|
||
|
|
|
||
|
135° с помощью ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ
|
135° с помощью ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ + вращение на 360°/релеве
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
180 ° с помощью ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ/ОБЕИХ РУК
|
|||
|
|
|||
|
8. Свободная нога поднята мин. на 135° без помощи руки - назад
|
135° без помощи руки
|
135° без помощи руки + вращение на 360°/релеве
|
|
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
180° без помощи руки
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
9. "Циркуль" вперед или назад с вращением мин. 360°, без опоры рукой о пол
|
"Циркуль" вперед с вращением минимум 360°, амплитуда мин. 135°
|
"Циркуль" вперед с вращением минимум 360°, амплитуда мин. 180°
|
|
|
|
|
||
|
"Циркуль" назад с амплитудой мин. 135°
|
"Циркуль" назад с амплитудой мин. 180°
|
||
|
|
|
||
Характеристика прыжков
Прыжки должны иметь следующие характеристики:
форма зафиксирована и четко определена во время полета;
форма зафиксирована и четко определена при прыжках с вращением;
хорошая высота во время прыжка;
хороший контроль тела во время и после прыжка;
приземление должно быть легким и мягким.
Исключения и отдельные особенности техники для прыжков:
критерии вращения: 180° в форме/360° от толчка до приземления: в зависимости от техники прыжка требования к амплитуде вращения могут быть разными;
прыжки типа "Кабриоль": обе ноги должны достигать угла 45° в момент "хлопка" ногами;
прыжки в форме "Казак": при выполнении в направлении обеих ног вперед оба колена должны быть вместе. В случае, если колени не вместе, будет применена сбавка в исполнении;
прыжок в "Шпагат": при прыжке с амплитудой 180° передняя нога должна находиться под углом 90°;
прыжок в форме "Олень": амплитуда не менее 135°. В случае правильного исполнения с минимальной амплитудой, прыжок будет засчитан также в АЦ-Б по критериям двусторонности. На всех уровнях прыжок в форме "олень" передняя нога должна быть под углом 90°, независимо от амплитуды формы;
прыжки со сменой ног:
движение сменной ноги должно начинаться перед линией бедер, независимо от конечной формы прыжка (олень, шпагат, + ДТ);
прыжок со сменой прямых ног повышает уровень элемента.
Примеры и уровень трудности
Прыжков для возрастных категорий "юниорки" и "женщины"
(примеры не являются исчерпывающими и служат
только для иллюстрации)
Таблица 40
|
Тип прыжка
|
A-уровень
ценность 0.10
|
B-уровень
ценность 0.20
|
C-уровень
ценность 0.30
|
|
1. Прыжок без амплитуды между ногами
|
Прыжок без амплитуды между ногами + вращение
|
Прыжок без амплитуды между ногами + вращение + ДТ
|
|
|
|
|
||
|
Прыжок без амплитуды между ногами + ДТ
|
|||
|
|
|||
|
2. Прыжок "Кабриоль"
|
"Кабриоль" в разных направлениях
|
"Кабриоль" + ДТ
|
"Кабриоль" + ДТ + вращение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
"Кабриоль" + вращение
|
|||
|
|
|||
|
3. Прыжок с амплитудой 90° между ногами, свободная нога в разных направлениях
|
Амплитуда 90°
|
Амплитуда 90° + ДТ
|
Амплитуда 90° + ДТ + вращение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
Амплитуда 90° + вращение
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
4. Прыжок "щука"
|
Форма "Щука"
|
Форма "Щука" + ДТ
|
Форма "Щука" + ДТ + ан турнан
|
|
|
|
|
|
|
Форма "Щука" + ан турнан/вращение
|
Форма "Щука" + ДТ + вращение
|
||
|
|
|
||
|
5. Прыжок в форме "Олень" (касаясь) амплитуда минимум 135°
|
Форма "Олень" (переднее колено горизонтально)
|
Форма "Олень" + ДТ (переднее колено горизонтально)
|
Форма "Олень" + ДТ + вращение (переднее колено горизонтально)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||
|
Форма "Олень" + вращение (переднее колено горизонтально)
|
Форма "Олень" + ДТ + ан турнан (переднее колено горизонтально)
|
||
|
|
|
||
|
Форма "Олень" + ан турнан (переднее колено горизонтально)
|
|||
|
|
|||
|
Форма "Олень" + ДТ (переднее колено ниже горизонтали)
|
Форма "Олень" + ДТ + вращение (переднее колено ниже горизонтали)
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
Форма "Олень" + вращение (переднее колено ниже горизонтали)
|
Форма "Олень" + ДТ + ан турнан (переднее колено ниже горизонтали)
|
||
|
|
|
||
|
Форма "Олень" + ан турнан (переднее колено ниже горизонтали)
|
|||
|
|
|||
|
Форма "Олень" + со сменой ПРЯМЫХ ног
|
Форма "Олень" + со сменой ПРЯМЫХ ног + ДТ
|
||
|
|
|
||
|
Форма "Олень" + со сменой ПРЯМЫХ ног + вращение
|
|||
|
|
|||
|
Форма "Олень" + смена ПРЯМЫХ ног + ан турнан
|
|||
|
|
|||
|
6. Прыжок "Казак"
|
Форма "казак"
|
Форма "казак" + ДТ
|
Форма "казак" + ДТ + вращение
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Форма "казак" + ДТ + ан турнан
|
|||
|
|
|||
|
Форма "казак" + вращение
|
Прыжок "казак" с амплитудой 180° + ДТ
|
||
|
|
|
||
|
Форма "казак" + ан турнан
|
|||
|
|
|||
|
7. Прыжок "Кошка"
|
Форма "кошка" амплитуда 180°
|
Форма "Кошка" + ДТ/вращение/ан турнан
|
Форма "Кошка" + ДТ + вращение/ан турнан
|
|
|
|
|
|
|
8. Прыжок "Шпагат"
|
Амплитуда разведения ног 135°
|
Амплитуда разведения ног 135° + ДТ
|
Амплитуда разведения ног 135° + ДТ + вращение
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Амплитуда разведения ног 135° + вращение
|
Амплитуда разведения ног 135° + ДТ + ан турнан
|
||
|
|
|
||
|
Амплитуда разведения ног 135° + ан турнан
|
|||
|
|
|||
|
Амплитуда разведения ног 180°
|
Амплитуда разведения ног 180° + ДТ
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
Амплитуда разведения ног 180° + вращение
|
|||
|
|
|||
|
Амплитуда разведения ног 180° + ан турнан
|
|||
|
|
|||
|
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног
|
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног + ДТ
|
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног + ДТ + вращение
|
|
|
|
|
|
|
|
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног + вращение/ан турнан
|
Амплитуда разведения ног 135° со сменой согнутых ног + ДТ + ан турнан
|
||
|
|
|
||
|
Амплитуда разведения 180° со сменой согнутых ног
|
Амплитуда разведения 180° со сменой согнутых ног + ДТ/вращение/ан турнан
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
Амплитуда разведения ног 135° со сменой прямых ног
|
Амплитуда разведения ног 135° со сменой прямых ног + ДТ/вращение/ан турнан
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
Амплитуда разведения ног 180° со сменой прямых ног
|
|||
|
|
|||
|
Боковой шпагат, амплитуда 135°
|
Боковой шпагат, амплитуда 135° + ДТ/вращение/ан турнан
|
Боковой шпагат, амплитуда 135° + ДТ + вращение/ан турнан
|
|
|
|
|
|
|
|
Боковой шпагат, амплитуда 180°
|
Боковой шпагат, амплитуда 180° + ДТ/вращение/ан турнан
|
||
|
|
|
||
|
9. Прыжок "кольцо"
|
Форма "кольцо" (вертикальные бедра и колени < 45°/изгиб < 80°)
|
Форма "кольцо" (= 45° колени/= изгиб 80°)
|
Форма "кольцо" (более 45° колени/более 80° изгиб)
|
|
|
|
|
|
|
Форма "кольцо" + вращение
|
|||
|
|
|||
|
Форма "кольцо" + ан турнан
|
|||
|
|
|||
Критерии амплитуды движений тела для повышения технической ценности равновесия или прыжка/прыжка в категории "юниорки и "женщины", таблица 41.
Следующие критерии амплитуды движения тела применяются для повышения технической стоимости равновесий и прыжков со значения A до B или C:
Таблица 41
|
Движение тела
|
Пример/Равновесие
|
Пример/Прыжок
|
|
Изгиб вперед: спина округлая, а голова и верхняя часть тела опускаются вперед
|
|
|
|
Изгиб назад: верхняя часть тела прогибается назад в грудном отделе позвоночника минимум на 80° от вертикальной линии.
Когда свободная нога находится сзади, голова находится на одной линии с бедрами и плечами.
|
|
|
|
Изгиб в сторону: верхняя часть тела сгибается строго в боковой плоскости. Противоположные плечо и бедро находятся на одной вертикальной линии.
Те же правила применяются при выполнении на одном колене.
|
|
|
|
Наклон (не менее 45°):
Верхняя часть тела должна образовывать угол 45° от линии тазобедренных суставов. Тело должно хорошо контролироваться, позвоночник должен быть выпрямлен
|
|
|
|
Скручивание верхней части тела: плечи должны образовать угол не менее 75° с линией бедер
|
|
|
Для детских возрастных категорий данные критерии влияют на повтор использования формы элемента (вариации).
