4.2. "Правила вида спорта "эстетическая гимнастика" (утв. приказом Минспорта России от 26.09.2025 N 762)
4.2. АРТИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ
Артистическая ценность соревновательной композиции складывается из нескольких основных компонентов, каждый из которых суммирует различные аспекты композиции, таблица 11.
Артистическая ценность
Таблица 11
|
АРТИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
МАКСИМУМ 10,0 б.
|
|||
|
Артистическое качество (АЦ-А)
Max 5.0
|
Артистические элементы (АЦ-Б)
Max 5.0
|
||
|
КАЧЕСТВО ТЕХНИКИ ЭГ
|
2,0
|
ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДНОСТИ
|
3,4
|
|
СТРУКТУРА
|
2,0
|
ЭЛЕМЕНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
|
1,0
|
|
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И МУЗЫКА
|
1,0
|
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
|
0,6
|
4.2.1. Артистическое качество
Артистическое качество композиции (АЦ-А) включает в себя аспекты, отражающие качество техники эстетической гимнастики, структуру композиции, ее взаимодействие с музыкальным сопровождением, выразительностью, а также возможные штрафы, применяемые к композиции и гимнасткам, таблица 12.
Артистическое качество (АЦ-А)
Таблица 12
|
Max 5,0 баллов
|
||||||
|
Качество техники ЭГ
(2,0)
|
Структура композиции
(2,0)
|
Выразительность и музыка (1,0)
|
||||
|
Единство
|
0,2
|
|||||
|
Разнообразие композиции:
|
||||||
|
Техника эстетической гимнастики
|
0,5
|
- направления,
|
Характер и стиль композиции
|
0,2
|
||
|
плоскости и уровни
|
0,3
|
|||||
|
Плавность (слитность) в соединении ДТ и СДТ
|
0,5
|
- использование пространства и построения
|
0,5
|
Выразительность движений
|
||
|
тела
|
0,2
|
|||||
|
- передвижения
|
0,3
|
|||||
|
Целостность (непрерывность)
|
1,0
|
- движения тела
|
0,1
|
Музыка
|
0,6
|
|
|
- равновесия
|
0,1
|
|||||
|
- прыжки
|
0,1
|
|||||
|
Темп и динамика
|
0,4
|
|||||
|
Штрафы
|
||||||
4.2.1.1. Качество техники ЭГ
4.2.1.1.1. Техника эстетической гимнастики (0,5 б.)
Философия вида спорта "эстетическая гимнастика" основана на гармоничных, ритмичных и динамичных движениях, выполненных с экономичным и естественным использованием дыхания и силы, демонстрируя непрерывность и слитность. В эстетической гимнастике упор делается на естественные целостные движения тела, где базовый (основной) центр движения начинается от линии таза и бедер.
Композиция должна исполняться с использованием техники целостного выполнения движений, что соответствует философии вида спорта, где элементы и комбинации естественно переходят от одного к другому. Требование к технике эстетической гимнастики описаны в Приложении к настоящим правилам.
Движения и серии движений тела с правильной техникой ЭГ должны преобладать в композиции.
Сбавки по технике эстетической гимнастики:
Композиция не демонстрирует технику целостного выполнения движений:
|
во время части программы (не более 10 секунд):
|
-0,1 б.
|
|
в течение половины программы:
|
-0,3 б.
|
|
в течение всей программы:
|
-0,5 б.
|
4.2.1.1.2. Слитность в соединении движений и сериях движений (0,5 б.)
Движения и серии движений должны быть соединены слитно и естественно. Движения должны быть связаны вместе таким образом, чтобы поток движений продолжался от одного движения к другому, как если бы он был создан предыдущим движением, подчеркивая непрерывность.
Композиция должна показывать элементы и серии элементов, не выглядя как отдельные части.
Сбавки за слитность в соединении движений и серий движений:
Движения и серии движений не связаны свободно и естественно с предыдущими или следующими движениями:
|
во время части программы (не более 10 секунд):
|
-0,1 б.
|
|
в течение половины программы:
|
-0,3 б.
|
|
в течение всей программы
|
-0,5 б.
|
4.2.1.1.3. Непрерывность композиции (1,0 б.)
Композиция должна демонстрировать непрерывность (целостность) и слитность от начала программы до конца программы. Любая часть композиции, которая нарушает или разрывает непрерывность программы, приведет к сбавке.
Ошибки непрерывности включают в себя:
статичное положение гимнасток (ожидания),
паузы в композиции,
плохо соединенные или выполненные поддержки, или полуакробатические элементы,
плохое или нелогичное соединение элементов (например, обычный бег),
зафиксированное (статичное) перевернутое вертикальное положение линии голова-плечи-бедра во время элементов.
Сбавки за нарушения непрерывности композиции:
нелогичные соединения в программе -0,1 б./каждый раз;
гимнастка в статике во время программы -0,1 б./каждый раз.
Максимальная сумма сбавок для "Непрерывности композиции" 1,0 б.
4.2.1.2. Структура композиции
4.2.1.2.1. Единство (0,2 б.)
Композиция должна образовывать полное единство от начала программы до конца программы, несмотря на ее разнообразие. Различные части композиции не должны смотреться как отдельные части. Разрывы в структуре и стиле композиции не допускаются. Сюжетная линия композиции не должна быть нарушена.
Разного рода соло или каноны дают нюансы для композиции, но ими нельзя злоупотреблять. Хорошая синхронность, одинаковая техника и командная работа должны быть преобладающими.
Сбавки за нарушения единства:
Композиция не образует полного единства:
|
во время некоторых частей программы
|
-0,1 б.
|
|
в течение всей программы
|
-0,2 б.
|
4.2.1.2.2. Разнообразие композиции (1,4 б.)
Структура всей композиции должна быть многогранной и разнообразной. Это включает в себя разнообразие композиции, разнообразие в направлениях, плоскостях и уровнях, разнообразие в использовании пространства и построений, разнообразие в передвижениях, а также разнообразие движений тела, равновесий и прыжков.
Композиция в целом должна быть разнообразной. Использование различных групп движений (движения тела, равновесия и прыжки) должно быть гармоничным и сбалансированным во время композиции.
Разнообразие направлений/ракурсов, плоскостей и уровней (0,3 б.):
Композиция должна быть выполнена с использованием различных направлений (вперед, назад, боком, диагонально, по дуге) и разных плоскостей, и уровней (низкий уровень: например, на полу; высокий уровень: например, в положении стоя с поднятым телом или в воздухе, как прыжки; и средний уровень: между низким и высоким уровнями - например, на коленях или согнутых ногах с наклоненным телом).
Вся команда должна показывать движения и серии на каждом уровне во время программы. Вся команда должна показывать разные направления одновременно, а также разные плоскости и уровни одновременно. Одно и то же направление, плоскость или уровень могут длиться максимум 10 секунд каждый раз и должны быть немедленно изменены.
Сбавки за нарушения в разнообразии направлений/ракурсов, плоскостей и уровней:
|
Слишком долгое пребывание (более 10 сек) в одном направлении, плоскости или на уровне
|
-0,1 б./каждый раз;
|
|
Не показаны все необходимые критерии (направление, плоскость или уровень)
|
-0,1 б./каждый раз.
|
Максимальная сумма сбавок для "Разнообразие в направлениях, плоскостях и уровнях" составляет 0,3 б.
Разнообразие в использовании соревновательной площадки и построений (0,5 б.)
Команда должна использовать все части соревновательной площадки. Построения должны различаться по размеру и расположению на ковре для соревнований. Команда должна показать минимум 10 геометрически различных построений во время программы.
Построения, которые отличаются только по размеру или направлению, не будут считаться разными построениями. Геометрически одно и то же построение и/или одна и та же локация на соревновательной площадке не должны чрезмерно использоваться (= использоваться более трех раз) во время программы. Одно и то же место на соревновательной площадке или одно и то же построение может длиться максимум 10 секунд за раз, после чего оно должно быть немедленно изменено.
Сбавки за нарушения в разнообразии использования соревновательной площадки и построений:
|
Слишком долгое пребывание (более 10 сек.) в одном и том же построении или локации
|
-0,1 б./каждый раз;
|
|
Одно и то же построение и/или местоположение чрезмерно используется (используется более трех раз)
|
-0,1 б./каждый раз;
|
|
Некоторые части площадки не используются
|
-0.1 б.;
|
|
Менее 10 геометрически различных построений
|
-0,1 б.
|
Максимальная сумма сбавок для "Разнообразие в использовании соревновательной площадки и построений" составляет 0,5 б.
Разнообразие в передвижениях/перемещениях (0,3 б.)
Смена местоположения на площадке должна быть плавной и иметь логическое основание. Передвижение можно совершить, например, с помощью шагов, перекатов (кувырка) или прыжков. Передвижения должны демонстрировать хорошую технику и использовать различные стили или типы перемещений.
Если перемещение выполняется с помощью шагов, это не должно включать обычный бег или шаги с каким-либо непоследовательным стилем, а также шаги не должны часто повторяться. Один и тот же способ передвижения не должен быть чрезмерно использован (= использован более трех раз) во время программы.
Сбавки за отсутствие разнообразия в передвижениях:
|
Перемещение без логической причины (нелогичная смена места)
|
-0,1 б./каждый раз;
|
|
Один и тот же способ передвижения используется часто (более трех раз)
|
-0,1 б./каждый раз.
|
Максимальная сумма сбавок для "Разнообразия в передвижениях" составляет 0,3 б.
Разнообразие движений тела (0,1 б.)
Композиция должна содержать различные движения тела, серии движений тела и различные типы движений. Похожие движения тела или типы движений не должны использоваться чрезмерно.
Разнообразие должно быть продемонстрировано с помощью:
выполнения всех базовых движений тела, с различными формами движений тела;
демонстрации движений в разных плоскостях или уровнях или с различным темпом и динамикой;
шагов и без них.
Сбавки за отсутствие разнообразия в движениях тела:
|
Несоответствие всем требуемым критериям
|
-0,1 б.;
|
|
Похожие движения тела часто используются
|
-0,1 б.
|
Максимальная сумма сбавок для "Разнообразия в движениях тела" составляет 0,1 б.
Разнообразие равновесий (0,1 б.)
Композиция должна включать минимум 3 различных типа равновесий.
Разнообразие должно быть продемонстрировано:
статические и динамические равновесия: не менее одного равновесия с вращением/поворота;
различные направления поднятой свободной ноги: вперед, в сторону и назад (все направления должны быть показаны);
различные формы, например, с помощью рук и без нее, с движением тела или без него;
с прямыми ногами или согнутой ногой, в разных плоскостях и так далее.
Сбавки за отсутствие разнообразия в равновесиях:
|
Не соответствие всем требуемым критериям
|
-0,1 б.
|
Разнообразие прыжков (0,1 б.)
Композиция должна включать минимум 3 различных типа прыжков.
Разнообразие должно быть продемонстрировано следующим образом:
различные типы толчка: должны быть показаны как прыжки, толчком одной ноги, так и с двух ног;
различные направления: с вращением или продвижением вперед;
различные формы: с движением тела или без него, с прямыми ногами или согнутой ногой (ногами).
Одно и то же движение тела (например, изгиб назад) во время прыжка может быть повторено максимум три (3) раза.
Если часть команды выполняет, например, прыжок в шпагат, а другая часть выполняет прыжок в шпагат с изгибом назад, это считается одним из разрешенных движений тела для повторения.
Сбавки за отсутствие разнообразия в прыжках:
|
Не соответствие всем требуемым критериям
|
-0,1 б.
|
|
Одно и то же движение тела во время прыжка используется более 3 раз
|
-0,1 б.
|
Максимальная сумма сбавок для "Разнообразия в прыжках" составляет 0,1 б.
4.2.1.2.3. Темп и динамика (0.4 б.)
Быстрые и медленные части композиции
Изменение темпа композиции должно быть четким. Структура композиции должна иметь по крайней мере одну явно быструю часть и по крайней мере одну явно медленную часть, а гимнастки должны иметь возможность выступать в разных темпах во время программы.
Мощные/сильные и легкие/мягкие части композиции
Композиция должна быть динамичной. Структура композиции должна иметь по крайней мере одну явно мощную/сильную часть и по крайней мере одну явно легкую/мягкую часть, а гимнастки должны иметь возможность выполнять различную динамику во время программы.
Сбавки за отсутствие темпа и динамики:
|
Отсутствует хотя бы одна явно быстрая часть
|
-0,1 б.
|
|
Отсутствует хотя бы одна явно медленная часть
|
-0.1 б.
|
|
Отсутствует хотя бы одна явно мощная/сильная часть
|
-0,1 б.
|
|
Отсутствует хотя бы одна явно легкая/мягкая часть
|
-0,1 б.
|
4.2.1.3. Выразительность и музыкальность (1,0 б.)
4.2.1.3.1. Характер и стиль композиции (0,2 б.)
Композиция на всем протяжении должна иметь четко выраженный характер и стиль, создающие единый образ программы. Характер и стиль должны быть проведены через всю композицию.
Сбавки за отсутствие характера и стиля композиции:
Характер и стиль композиции не выражены:
|
в течение половины программы
|
-0,1 б.
|
|
в течение всей программы
|
-0,2 б.
|
4.2.1.3.2. Выразительность движений тела (0,2 б.)
Композиция должна быть выразительной, отражающей замысел соревновательной программы. Идея и выразительность композиции должны образовывать последовательное единство на протяжении всей композиции. Выражение должно быть развито через движения и серии движений, а не через отдельные и скованные движения. Стиль композиции должен соответствовать уровню подготовленности гимнасток и их способности к выражению данного стиля. Выразительность должна гармонично сочетаться с движениями гимнасток. Сверхдраматические выражения лица не считаются естественными и подходящими для эстетической гимнастики.
Сбавки за отсутствие выразительности движений тела:
Движения тела невыразительны и/или не подходят для эстетической гимнастики:
|
в течение половины программы
|
-0,1 б.
|
|
в течение всей программы
|
-0,2 б.
|
4.2.1.3.3. Музыка (0,6 б.)
Идея и стиль композиции должны соответствовать музыкальному произведению. В композиции должны сочетаться движения, стиль, темп и ритм музыкального произведения.
Композиция должна подчеркивать нюансы музыкального произведения, его динамические оттенки. Не допускается монотонная фоновая музыка.
Музыка композиции должна быть разнообразной по темпу и динамике. Музыка должна иметь как минимум одну быструю часть, одну медленную часть, одну сильную часть и одну плавную часть.
Тема, стиль и уровень сложности музыки должны соответствовать возрастной категории гимнасток.
Музыка должна образовывать единство композиции. Если музыка состоит из различных музыкальных произведений, разные темы должны быть логично связаны между собой. Монтаж музыки должен быть качественным.
Музыка может содержать дополнительные звуковые эффекты, но они не должны раздражать или отвлекать. Музыка не должна заканчиваться резким обрывом. Музыка не должна заканчиваться до или после последнего движения гимнасток.
Сбавки за музыку:
Музыка не поддерживается композицией (фоновая музыка):
|
в течение половины программы
|
-0,1 б.
|
|
в течение всей программы
|
-0,2 б.
|
|
музыка не разнообразна
|
-0,1 б.
|
|
музыка не соответствует команде (навыки, возраст и другое)
|
-0,1 б.
|
|
музыка заканчивается до или после последнего движения гимнасток
|
-0,1 б.
|
нелогичное сочетание музыки, плохой монтаж музыки, нелогичные дополнительные эффекты, музыка резко оборвалась) - 0,1 б./каждый раз
Максимальная сумма сбавок за "Музыку" составляет 0,6 б.
4.2.1.4. Штрафы, вычитаемые из оценки Артистической ценности
4.2.1.4.1. Акробатические элементы
Акробатические элементы - это движения, при которых тело гимнастки вращается в вертикальном положении или над ним (линия голова-плечи-бедра) вверх ногами при поддержке руки (рук), головы или в воздухе.
Акробатические элементы должны выполняться с учетом ловкости и мастерства гимнасток, правильной техники и должны быть естественным образом интегрированы в композицию.
Все акробатические элементы должны выполняться плавно, без четких остановок в вертикальном положении во время элементов, с вращением тела, таким как колесо (все типы) или переворот (все типы), и без фиксированной формы во время стойки на груди, моста и так далее.
Разрешенные акробатические элементы:
Акробатические элементы могут быть выполнены максимум два раза (состав команды 6 - 8 гимнасток) или три раза (состав команды 9 - 10 гимнасток) в течение программы, включая начальную и конечную позицию, подъемы и взаимодействия. Превышение разрешенного количества акробатических элементов считается запрещенным движением и, следовательно, приведет к штрафу.
Один и тот же акробатический элемент, выполняемый 2 - 3 гимнастками одновременно, будет засчитываться как 2 - 3 акробатических элемента.
Полуакробатические элементы допускаются, если они не содержат перевернутого вертикального положения линии голова-плечи-бедра. Например: кувырок (вперед или назад) считается движением тела и поэтому не считается акробатическим элементом!
Запрещенные акробатические элементы:
Следующие акробатические движения не допускаются ни в одной части композиции:
стойки на руках, локтях или голове;
любое акробатическое движение (например, сальто, при котором гимнастка поворачивается кувырком в воздухе и приземляется или заканчивает на ногах).
Штрафы за запрещенные акробатические элементы:
Запрещенный акробатический элемент или движение: -0,5 б./каждый раз/каждый элемент
Применяется Арбитром АЦ-А по предложению большинства судей АЦ-А
4.2.1.4.2. Поддержки и взаимодействия
Поддержки - это совместный элемент, в котором поднятая гимнастка теряет контакт с полом и ее тело полностью поддерживается другими гимнастками. Поднятая гимнастка должна быть активной (должна помогать собственной силой во время подъема).
Разрешенные поддержки:
Композиция может включать в себя поддержки, пирамиды или различные взаимодействия, которые должны быть выполнены:
с учетом способностей и навыков гимнасток (аспекты здоровья);
с хорошей техникой (контроль мышц, плавность и так далее);
с логической связью с программой.
Поддержки, пирамиды и взаимодействия должны быть эстетичными и не должны чрезмерно использоваться в композиции.
Запрещенные поддержки:
В любой части композиции запрещены следующие поддержки, пирамиды и взаимодействия:
когда одна гимнастка поднимает вес более чем одной другой гимнастки одновременно;
выполнение подъема/поддержки или пирамиды, которая выше роста двух гимнасток, включая поднимающую гимнастку.
Штрафы за запрещенный подъем/поддержку и взаимодействие:
Запрещенный подъем/поддержка или взаимодействие: -0,5 б./каждый раз/каждый элемент
Применяется Арбитром АЦ-А по предложению большинства судей АЦ-А.
4.2.1.4.3. Религиозные, национальные, политические и этические аспекты
Музыкальное сопровождение, элементы композиции и соревновательный костюм должны быть эстетичными и не должны провоцировать, причинять боль, посягать на права или оскорблять людей, а также выражать какую-либо религиозную, национальную или политическую принадлежность. Запрещено использование ненормативной лексики в музыкальном сопровождении.
Штраф за религиозные, национальные и политические аспекты:
Религиозные/национальные/политические/этические аспекты: -0,3 б.
Применяется Арбитром АЦ-А по предложению большинства судей АЦ-А.
Максимальный штраф за "Религиозные, национальные и политические аспекты" составляет 0,3 б.
4.2.1.4.4. Выход группы на площадку
Требования указаны в разделе "Общие положения: Продолжительность соревновательной программы".
Штраф за несоответствующий Правилам выход группы на площадку:
|
Выход группы сопровождается музыкой или дополнительными движениями/или занимает слишком много времени:
|
-0,3 б.
|
Применяется Арбитром АЦ-А по предложению большинства судей АЦ-А.
4.2.1.4.5. Дополнительные звуки, издаваемые гимнасткой/гимнастками
Требования указаны в разделе "Дисциплина участников соревнований: Дисциплина гимнасток и тренеров"
Штраф за дополнительные звуки, издаваемые гимнасткой/гимнастками:
Во время выступления гимнастка издает сигнал или звук: -0,1/каждый раз
Применяется Арбитром АЦ-А по предложению большинства судей АЦ-А.
4.2.1.4.6. Костюм, прическа, украшения и макияж, не соответствуют правилам
Требования указаны в разделе "Общие положения: Костюм, прическа и макияж гимнасток"
Штраф за костюм, прическу, украшения и макияж:
|
Костюм/украшения, не соответствуют правилам:
|
|
|
одна гимнастка
|
-0,1 б.
|
|
две и более гимнасток
|
-0,2 б.
|
|
Прическа, не соответствует правилам:
|
|
|
одна гимнастка
|
-0,1 б.
|
|
две и более гимнасток
|
-0,2 б.
|
|
Макияж, не соответствует правилам:
|
|
|
одна гимнастка
|
-0,1 б.
|
|
две и более гимнасток
|
-0,2 б.
|
|
Прическа нарушена во время выступления:
|
-0,1 б./каждая разрушенная прическа.
|
Применяется Арбитром АЦ-А по предложению большинства судей АЦ-А.
Штраф, назначаемый главным судьей (по предложению судей на линии):
|
Потерянные предметы (украшение для волос, обувь на стопе и другое)
|
|
-0,1 б./каждый потерянный предмет.
|
Штраф, назначаемый главным судьей (по предложению судей на линии):
|
Цветовое пятно на соревновательной площадке
|
-0,2 б./каждое цветовое пятно.
|
4.2.1.4.7. Продолжительность соревновательной программы
Требования указаны в разделе "Общие положения: Продолжительность соревновательной программы"
Штрафы за продолжительность соревновательной программы, не соответствующую Правилам:
|
Каждая дополнительная или отсутствующая полная секунда
|
-0,1 б./каждая полная секунда
|
Штраф, применяемый Арбитром АЦ-А (по предложению судей-хронометристов)
4.2.1.4.8. Дисциплина гимнасток и тренеров
Требования указаны в разделе "Дисциплина участников соревнований"
Штрафы, назначаемые главным судьей:
|
Разминка гимнасток в зоне ожидания старта и/или нахождение запасных гимнасток и/или тренера в пределах соревновательной зоны во время выступления Группы:
|
-0,3 б.
|
|
Помощь тренера/представителя (голосовая или вербальная) во время выступления Группы:
|
-0,3 б.
|
|
Громкие звуки или музыка в разминочной зоне, мешающие выступлению другой Группы на соревновательной площадке:
|
-0,3 б.
|
4.2.1.5. Подсчет оценки за артистическое качество (АЦ-А)
Максимальная сумма баллов за артистическое качество композиции (АЦ-А) составляет 5,0 баллов.
Во время программы судья записывает (путем стенограммы) содержание программы и оценивает каждую ошибку, не отвечающую требованиям АЦ-А.
По окончанию программы судья:
вычитает допущенные ошибки из максимального значения для каждого компонента композиции, используя таблицу вычетов АЦ-А, таблица 13;
подсчитывает общую сумму сбавок и вычитает ее из максимальной суммы, тем самым выводя оценку Группы;
при необходимости направляет предложение о штрафах.
Сводная таблица вычетов для судейства Артистического качества (АЦ-А)
Таблица 13
|
СБАВКИ
|
Макс. значение
|
|
|
КАЧЕСТВО ТЕХНИКИ ЭГ
|
2,0
|
|
|
Техника эстетической гимнастики
|
В композиции не показана техника целостного движения тела:
-0,1 в некоторых частях композиции (не более 10 секунд)
-0,3 в течение половины композиции
-0,5 в течение всей композиции
|
0,5
|
|
Слитность движений тела и серий движений тела
|
Движения и серии движений не связаны плавно и естественно с предыдущими или последующими движениями:
-0,1 в некоторых частях композиции (не более 10 секунд)
-0,3 в течение половины композиции
-0,5 в течение всей композиции
|
0,5
|
|
Целостность
|
Нелогичные соединения в композиции:
-0,1/каждый раз
Гимнастка в статике во время выполнения программы:
-0,1 /каждый раз
|
1,0
|
|
СТРУКТУРА КОМПОЗИЦИИ
|
2,0
|
|
|
Единство
|
В композиции отсутствует единство:
-0,1 в части композиции
-0,2 во всей композиции
|
0,2
|
|
Разнообразие композиции
|
Разнообразие направлений, плоскостей и уровней:
слишком долгое пребывание (более 10 секунд) в одном направлении, плоскости или уровне: -0,1/каждый раз
не отображаются все требуемые критерии (направление, плоскость и уровень): -0,1/каждый раз
|
0,3
|
|
Разнообразие в использовании пространства и построений:
слишком долгое пребывание (более 10 секунд) в одном пространстве или в одном построении: -0,1/каждый раз
построение и/или расположение на площадке часто используется (более 3 раз): -0,1/каждый раз
часть соревновательного ковра не используется: -0,1
менее 10 различных построений: -0,1
|
0,5
|
|
|
Разнообразие перемещений:
перемещения без логической причины: -0,1/каждый раз
один и тот же способ перемещения используется слишком часто (более трех раз): -0,1
|
0,3
|
|
|
Разнообразие движений тела:
невыполнение всех необходимых критериев: -0,1
повторение движений тела: -0,1
|
0,1
|
|
|
Разнообразие равновесий:
невыполнение всех необходимых критериев: -0,1
|
0,1
|
|
|
Разнообразие прыжков:
невыполнение всех требуемых критериев: -0,1
одинаковое движение тела во время прыжка (более трех раз): -0,1
|
0,1
|
|
|
Темп и динамика
|
Отсутствует минимум одна быстрая часть: -0,1
Отсутствует минимум одна медленная часть: -0,1
Отсутствует минимум одна мощная/сильная часть: -0,1
Отсутствует минимум одна легкая/мягкая часть: -0,1
|
0,4
|
|
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И МУЗЫКА
|
1,0
|
|
|
Характер и стиль композиции
|
Характер и стиль композиции не развит:
-0,1 в половине композиции;
-0,2 в течение всей композиции;
|
0,2
|
|
Выразительность движений тела
|
Движения тела невыразительны и/или не соответствуют принципам эстетической гимнастики:
-0,1 в половине композиции
-0,2 в течение всей композиции
|
0,2
|
|
Музыка
|
Музыка не поддерживается композицией (музыка как фон):
-0,1 в половине композиции;
-0,2 в течение всей композиции;
Музыка не разнообразна: -0,1
Музыка не соответствует уровню подготовки команды (мастерство, возраст и т.д.): -0,1
Музыка заканчивается до или после последнего движения гимнасток: -0,1
Плохое качество музыкального сопровождения (плохой монтаж музыки, нелогичные дополнительные эффекты, музыка резко оборвалась и т.д.): -0,1/каждый раз
|
0,6
|
|
ИТОГО (максимальная сумма сбавок)
|
5,0
|
|
|
ШТРАФЫ
|
||
4.2.2. Артистические элементы
Артистические элементы композиции (АЦ-Б) отражают совокупность критериев, демонстрирующих различные возможности выполнения основных технических элементов, командную работу и различные взаимодействия гимнасток, а также оригинальность в использовании элементов, музыкального сопровождения, идеи композиции, таблица 14.
Артистические элементы (АЦ-Б)
Таблица 14
|
Артистические элементы (АЦ-Б)
Максимум 5,0 б.
|
||
|
Элементы трудности
максимум 3,4 б.
|
Элементы сотрудничества
максимум 1,0 б.
|
Элементы оригинальности
максимум 0,6 б.
|
4.2.2.1. Элементы трудности (3,4 б.)
Композиция должна содержать различные критерии элементов трудности, выполняемые всей командой, такие как двусторонность в прыжках (правая/левая), равновесиях, смену направлений и поворотов, смену уровней, перемещения, изменение темпа и динамики при выполнении серии движений тела, таблица 15.
Композиция должна содержать как минимум одно равновесие и один прыжок, начатый непосредственно из движения тела. Должно быть выполнено как минимум одно динамическое равновесие и один прыжок с вращением.
Все гимнастки группы должны показать каждый элемент. Все элементы должны быть логически связаны с композицией и выполнены плавно, с хорошей техникой.
Элементы трудности
Таблица 15
|
Элементы трудности
|
Макс кол-во
|
Стоимость, б.
|
Сумма, б.
|
|
|
Двусторонность в прыжках и равновесиях
|
4
|
0,2
|
0,8
|
|
|
Серии движений тела (ДТ), включающие в себя:
|
Смену направлений и вращения тела
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
Смену уровней
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
|
Передвижения
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
|
Вариации темпа
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
|
Динамику
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
|
Равновесие, начинающееся сразу из движения тела
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Прыжок, начинающийся сразу из движения тела
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Равновесие с вращением (поворот/циркуль)
|
1
|
0,1
|
0,1
|
|
|
Прыжок с вращением
|
1
|
0,1
|
0,1
|
|
|
3,4
|
||||
4.2.2.1.1. Двусторонность в прыжках и равновесиях (0,8 б.)
Композиция должна демонстрировать как минимум одно равновесие на правую ногу, одно равновесие на левую ногу, один прыжок на правую ногу и один прыжок на левую ногу.
Вся команда должна продемонстрировать элементы трудности (не более двух разных форм в одном элементе) одновременно или с отставанием не более чем на 5 секунд. Все элементы должны иметь четкую форму и необходимую амплитуду.
Элемент двусторонности в равновесиях должен быть четко показан с ногой, поднятой вперед или назад под углом минимум 135°, в прыжках с амплитудой разведения ног в продольном направлении минимум на 135°.
В случае двух разных форм равновесий, все элементы должны быть выполнены с одним и тем же направлением поднятой ноги.
Левая сторона, примеры: прыжок шагом с левой ногой вперед, низкое равновесие с опорой на левую ногу и поднятой правой ногой.
Правая сторона, примеры: прыжок ан турнан, толчком левой ноги и поднятой правой ногой вперед, или поворот в низком равновесии с опорой на правую ногу.
Элементы будут засчитаны, если они выполнены в соответствии с критериями, определенными Технической ценностью.
Равновесия и прыжки, не демонстрирующие требуемой амплитуды или какой-либо стороны (например, прыжки, форма которых симметрична с обеих сторон), не дают двусторонности.
Стоимость каждого выполненного двустороннего элемента: 0,2 б./каждый раз.
4.2.2.1.2. Серии движений тела с критериями (2.0 б.)
В композиции должно быть показано не менее двух серий движений тела, включающих смену направлений и вокруг оси, не менее двух серий движений тела, включающих смену уровней, не менее двух серий движений тела, включающих перемещение, не менее двух серии движений тела, включающих смену темпа, и не менее двух серий движений тела, включающих динамику.
Серия движений тела должна демонстрировать технику движений всего тела, соответствующую философии эстетической гимнастики.
Стоимость каждого выполненного элемента серии движений тела с критериями составляет 0,2 балла. Элементы с серьезными ошибками (ошибки -0,3 балла и более) оцениваться не будут.
Максимум два критерия сложности будут засчитываться за одну серию движений тела (например, серия движений тела, включающая смену уровней, перемещение и динамику = значение (0,2 + 0,2).
Серии движений тела, включающие смену направлений и вращения вокруг оси (0,4 б.)
Для критерия - "вращение" - все гимнастки должны выполнить хотя бы один полный оборот всего тела на 360° во время выполнения серии движений тела. Допускается оборот тела не только вокруг вертикальной оси вращения (например, в горизонтальной или боковой плоскости - кувырки в различных направлениях).
Для критерия - "изменение направления" - должно быть показано минимум одно видимое изменение направления (вперед, назад, в сторону, диагональ и т.д.).
Оба критерия (вращение и изменение направления) должны выполняться в течение серии движений тела.
Серии движений тела, включающие смену уровней (0,4 б.)
Для смены уровня все гимнастки должны продемонстрировать начало или окончание движения тела, как на уровне пола, так и стоя во время серии движений тела.
Серии движений тела, включающие перемещение (0,4 б.)
При передвижении все гимнастки должны переместиться по площадке не менее, чем на 1,5 м. Перемещения должны выполняться гимнастками по площади ковра. Это можно сделать, делая шаги, перекатываясь и т.д.
Серии движений тела, включающие смену темпа (0,4 б.)
Движения гимнасток должны быть направлены на демонстрацию изменения темпа во время серии движений тела. Это можно рассматривать как вариации медленных и быстрых фаз, а также ускорения и замедления во время движений в серии движений тела. Во время серии движений тела должно быть показано минимум одно видимое изменение темпа.
Серии движений тела, включающие динамику (0,4 б.)
В композиции должны присутствовать вариации сильных (мощных) и плавных фаз во время движений тела. Во время серии движений тела должно быть показано минимум одно видимое изменение динамики.
Стоимость за каждый выполненный критерий, включенный в серии движений тела: 0,2 б./каждый раз до максимума (2,0 б.)
4.2.2.1.3. Дополнительные надбавки (0,6 б.)
Равновесие, начинающееся сразу из движения тела (0,2 б.)
Композиция должна включать хотя бы одно равновесие, начинающееся непосредственно из движения тела. Непосредственно означает без какого-либо дополнительного шага, остановки, положения или поддержки между движением тела и равновесием. Движение тела должно быть движением, а не положением/остановкой/позой.
Прыжок, начинающийся сразу из движения тела (0.2 б.)
В композиции должен присутствовать хотя бы один прыжок, начинающийся непосредственно из движения тела. Непосредственно означает без какого-либо дополнительного шага, остановки, положения или поддержки между движением тела и прыжком. Движение тела должно быть движением, а не точкой.
Равновесие с вращением - "циркуль" или поворот (0,1 б.)
Композиция должна содержать хотя бы одно равновесие с вращением. Вращение должно составлять как минимум один полный оборот (360°) для поворотов или один полный оборот (360°) фиксированной формы для циркуля.
Прыжок с вращением (0,1 б.)
Композиция должна включать хотя бы один прыжок с вращением. Должно быть выполнено вращение минимум на 180° в фиксированной форме или необходимо выполнить полный оборот вокруг вертикальной оси (360°) от момента отталкивания до приземления.
4.2.2.2. Элементы сотрудничества (1.0 б.)
Композиция должна демонстрировать различные элементы совместной работы - элементы сотрудничества (таблица 16), такие как:
командное сотрудничество/взаимодействие без подъема гимнастки;
сотрудничество/взаимодействие в парах/тройках с подъемом/без подъема гимнастки;
командный подъем (поддержка);
элемент синхронного движения команды;
элемент канона всей команды:
Элементы командной работы должны быть видны и идентифицируемы.
Элементы командной работы могут присутствовать на протяжении всей композиции, включая начало и конец программы.
Каждый элемент будет засчитан максимум один раз, дополнительные элементы сотрудничества учитываться не будут (разрешены, но не имеют артистической ценности).
Стоимость каждого выполненного элемента командной работы составляет 0,2 балла. Элементы с допущенными большими ошибками в исполнении (сбавка от 0,3 балла и более) оцениваться не будут.
Таблица 16
|
Элементы сотрудничества
|
Максимальное количество
|
Стоимость, б.
|
|
Командное сотрудничество/взаимодействие без подъема гимнастки/гимнасток
|
1
|
0,2
|
|
Сотрудничество/взаимодействие в парах/тройках с подъемом/без подъема гимнастки/гимнасток
|
1
|
0,2
|
|
Командный подъем (поддержка)
|
1
|
0,2
|
|
Элемент синхронного движения группы
|
1
|
0,2
|
|
Элемент "канона" всей группы
|
1
|
0,2
|
|
Максимум: 1,0
|
||
Командное сотрудничество/взаимодействие без подъема гимнастки (0,2 б.)
Командное сотрудничество/взаимодействие - это совместная работа всех гимнасток. Проявляется либо путем физического контакта друг с другом, либо путем прохождения над, под или сквозь гимнасток во время выполнения элемента. Не допускается командное сотрудничество, разделенное на подгруппы.
Сотрудничество/взаимодействие в парах/тройках с подъемом гимнастки или без него (0,2 б.)
Вся группа должна выполнить совместный элемент парами и/или тройками одновременно или в течение короткого периода времени. Движения пар/троек могут быть разными. Сотрудничество/взаимодействие в парах/тройках может проявляться либо посредством физического контакта друг с другом, либо проходом над, под или сквозь гимнаста/гимнасток во время выполнения элемента.
Командный подъем/поддержка (0,2 б.)
Вся группа должна участвовать либо посредством физического контакта, либо путем прохождения над, под или через гимнастку/гимнасток в любой части командного подъема (от отталкивания до приземления). Минимум одна гимнастка должна потерять контакт с полом. Не разрешается выполнять командный подъем в подгруппах.
Поддержки должны выполняться с учетом способностей и навыков гимнасток (аспект здоровья). Одна гимнастка не должна поднимать вес, превышающий вес одной гимнастки. Высота поддержки не может быть выше уровня, который выше роста двух гимнасток, включая поднимающую гимнастку.
Элемент синхронного движения группы (0,2 б.)
Элемент синхронного движения группы - это движение или серия движений, выполняемых всей группой одновременно в полной синхронности.
Вся группа должна выполнять абсолютно одинаковые движения, такие как движения тела и серии движений тела, танцевальные шаги с движениями тела и т.д. Продолжительность элемента, составляет минимум 5 секунд (8 счетов).
Группа может менять построение во время элемента; однако все гимнастки должны использовать одни и те же направления и уровни на протяжении всего элемента.
Не разрешается выполнять прыжки, равновесия или подъемы/поддержки во время элемента синхронного движения группы.
Элемент "канона" всей группы (0,2 б.)
Элемент "канона" - это движения тела, серия движений тела и другие элементы, которые одинаково копируются и повторяются всеми гимнастками через одинаковые промежутки времени. Требуется не менее трех интервалов повторения движений.
В элементе "канона" должна участвовать вся группа. При выполнении используется все тело, не отдельные части.
Продолжительность элемента "канона", составляет минимум 6 счетов/3 интервала повторения элементов.
4.2.2.3. Элементы оригинальности (0,6 б.)
Элементы оригинальности (таблица 17) - это новые и редко встречающиеся элементы, специфичные для каждой группы и программы. Элементы оригинальности придают программе особую и дополнительную художественную ценность и делают программу незабываемой.
Таблица 17
|
Элементы оригинальности
|
Максимальная стоимость, б.
|
|
Оригинальность в движениях/элементах
|
0,1
|
|
Оригинальность во взаимодействиях и поддержках
|
0,1
|
|
Уникальное соединение музыки и композиции (музыкальность)
|
0,2
|
|
Тема (идея) композиции
|
0,2
|
|
ВСЕГО:
|
0,6
|
Оригинальность в движениях/элементах (0,1 б.)
Композиция должна содержать движения, серии движений и комбинации различных групп движений, исполняемые новым, оригинальным и уникальным способом. Одного нового или оригинального движения недостаточно.
Оригинальность движений можно увидеть в любом элементе; это не обязательно должен быть технический элемент.
Оригинальность во взаимодействиях/поддержках (0,1 б.)
Композиция должна содержать различные типы взаимодействий, исполненные новыми и уникальными способами. Взаимодействие гимнасток должно быть оригинальным и разнообразным на протяжении всей композиции.
Уникальное соединение музыки и композиции (музыкальность) (0,2 б.)
Каждая композиция должна быть гармонично построена вокруг конкретного выбора музыки. Уникальное соединение музыки и композиции может быть достигнуто, например, продуманным размещением отдельных элементов на конкретных музыкальных акцентах и фразах музыки и так далее.
Вся композиция должна быть поставлена так, чтобы соединение музыки и композиции оставила у зрителей незабываемое впечатление.
Тема (идея) композиции (0,2 б.)
Каждая композиция должна иметь четкую тематическую "историю", которая развивается на протяжении всей программы и исполняется с большой художественной выразительностью. Впечатление может произвести как отдельная часть композиции, так и композиция в целом.
4.2.2.4. Подсчет оценки артистических элементов (АЦ-Б)
Максимальная стоимость Артистических элементов (АЦ-Б) - 5,0 баллов.
Во время выступления судья отмечает и записывает путем стенограммы содержание программы и каждый артистический элемент.
По окончании программы судья выводит общую оценку, суммируя баллы за каждый артистический элемент АЦ-Б, таблица 18.
Сводная таблица Артистических элементов (АЦ-Б)
Таблица 18
|
АРТИСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
|
Максимальное количество
|
Стоимость каждый раз, б.
|
Максимальная стоимость, б.
|
|
|
Элементы трудности
|
3,4
|
|||
|
Двусторонность в прыжках и равновесиях
|
4
|
0,2
|
0,8
|
|
|
Серии движений тела включающие:
|
Смену направлений и вращения тела
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
Смену уровней
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
|
Передвижение
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
|
Вариации темпа
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
|
Динамику
|
2
|
0,2
|
0,4
|
|
|
Равновесие, начинающееся сразу из движения тела
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Прыжок, начинающийся сразу из движения тела
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Равновесие с вращением (циркуль/поворот)
|
1
|
0,1
|
0,1
|
|
|
Прыжок с вращением
|
1
|
0.1
|
0,1
|
|
|
Элементы сотрудничества
|
1,0
|
|||
|
Командное сотрудничество без подъема
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Сотрудничество в парах/тройках с подъемом/без подъема
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Командный подъем (поддержка)
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Элемент синхронного движения группы
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Элемент канона всей группы
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Элементы оригинальности
|
0,6
|
|||
|
Оригинальность в движениях
|
1
|
0,1
|
0,1
|
|
|
Оригинальность во взаимодействиях и поддержках
|
1
|
0,1
|
0,1
|
|
|
Уникальное соединение музыки и композиции
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
Тема (идея) композиции
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
|
ИТОГО
|
5,0
|
|||
