5.2. Оценка летальных аппаратов

5.2. Оценка летальных аппаратов

5.2.1. Летательные аппараты:

5.2.1.1. Категория A "Старинные летательные аппараты".

5.2.1.2. Категория B "Классические летательные аппараты" год выпуска устанавливается ежегодно, но не может быть позднее, чем 50 лет до года проведения соревнований.

5.2.1.3. Категория C "Летательные аппараты - копии (реплики)".

5.2.1.4. Категория D "Самодельные летательные аппараты".

5.2.2. Критерии выставления оценки:

5.2.2.1. Соревнования состоят из двух этапов - из соревновательных полетов, в которых оцениваются летные характеристики и техника пилотирования, и технической оценки представленных летательных аппаратов.

5.2.2.2. При проведении оценки судьи должны придерживаться единого подхода к выставлению баллов и руководствоваться принципом справедливости.

5.2.2.3. Судейская коллегия оценивает:

1) летные характеристики представленных летательных аппаратов и личную технику пилотирования участников;

2) техническое состояние представленных летательных аппаратов, а именно:

а) для старинных и классических летательных аппаратов - точность их восстановления и аутентичность;

б) для летательных аппаратов - копий (реплик) - точность соответствия чертежам исторического прототипа, использования материалов и технологий;

в) для самодельных ЛА - уникальность конструкции, то есть непохожесть на существующие серийные экземпляры воздушных судов, новизну технических решений, использованных при проектировании и изготовлении.

5.2.2.4. Максимально возможное количество штрафных очков в двух указанных выше этапах распределяется примерно в следующем соотношении:

а) соревновательные полеты - 50%;

б) техническое состояние - 40%.

5.2.3. Соревновательные полеты:

5.2.3.1. Соревновательные полеты проводятся с целью оценки судьями летательного аппарата, его летно-технических характеристик и личного летного мастерства участника.

5.2.3.2. Исторические и самодельные ЛА, не имеющие разрешения на выполнение фигур сложного и высшего пилотажа, в процессе соревнований выполняют не акробатические полеты, которые включают в себя:

а) любые маневры, необходимые для осуществления нормального полета;

б) крутые развороты, при которых угол крена не превышает 60°.

5.2.3.3. Исторические и самодельные ЛА, имеющие разрешение на выполнение фигур сложного и высшего пилотажа, в процессе соревнований могут выполнить акробатические полеты, включающие в себя выполнение фигур сложного и высшего пилотажа согласно Руководству по летной эксплуатации конкретного воздушного судна (летательного аппарата).

5.2.3.4. Участник соревнований (командир экипажа), перед соревновательными полетами, представляет в судейскую коллегию план полета с указанием фигур и маневров, выполняемых в оцениваемом полете.

5.2.3.5. Судьи оценивают чистоту и качество выполнения заявленной программы.

5.2.3.6. Участники соревнований, выполняющие акробатические полеты в процессе соревнований, получают к набранным баллам дополнительно 10 баллов, но суммарное количество баллов за соревновательный полет не должно превышать 50 баллов.

5.2.3.7. К соревновательным полетам допускаются летательные аппараты, имеющие действующие сертификаты летной годности и имеющие полисы страхования гражданской ответственности перед третьими лицами.

5.2.3.8. К соревновательным полетам допускаются пилоты, имеющие действующее свидетельство пилота или иного члена экипажа исходя из конструктивных особенностей конкретного летательного аппарата (штурмана, бортмеханика) и допущенные к выполнению полетов на летательном аппарате данного типа, а также имеющие личные полисы добровольного страхования жизни и здоровья.

5.2.3.9. Максимальное количество баллов за соревновательный полет - 50.

5.2.4. Техническая оценка:

5.2.4.1 Общий облик летательного аппарата:

5.2.4.1.1. Общий облик летательного аппарата - единственная категория, в которой летательный аппарат оценивается как единое целое.

5.2.4.1.2. Критериями оценки выступают аутентичность, исполнение, чистота и качество технического обслуживания, а также летная годность летательного аппарата в целом, а не только его отдельных компонентов.

5.2.4.1.3. При оценке общего облика летательного аппарата в обязательном порядке оценивается его техническое состояние, а именно:

а) наличие сертификата летной годности воздушного судна;

б) состоит ли летательный аппарат на регулярном техническом обслуживании;

в) является ли летательный аппарат отреставрированным и степень его аутентичности после восстановительного ремонта или повторной сборки;

г) имеют ли место индивидуальные доработки степень их степень и влияние на аутентичность.

5.2.4.1.4. Максимальное количество начисляемых баллов за общий облик летательного аппарата - 10.

5.2.4.2 Кабина экипажа:

5.2.4.2.1. К кабине экипажа относятся все видимые зоны внутри непосредственно кабины экипажа, пассажирской кабины и багажно-грузовых отсеков.

5.2.4.2.2. Отделочные материалы, материал обшивки кресел, приборное оборудование и органы управления должны отвечать требованиям аутентичности.

5.2.4.2.3. При оценке учитываются рабочее состояние компонентов, качество исполнения и внимание к деталям.

5.2.4.2.4. Штрафные баллы не выставляются за установку более позднего приборного оборудования при условии, что это не снижает степень аутентичности приборной доски или других компонентов.

5.2.4.2.5. Поощряется применение в целях наглядности лицевых панелей радиостанций в качестве накладок на современное радиосвязное оборудование в местах установки, первоначально предусмотренных заводом-изготовителем.

5.2.4.2.6. Максимальное количество начисляемых баллов за кабину экипажа - 7.

5.2.4.3 Двигатель:

5.2.4.3.1. К данной части летательного аппарата относится силовая установка с агрегатами, имеющими непосредственное отношение к ее работе.

5.2.4.3.2. Особое внимание уделяется наличию оригинальных двигателя, моторамы, мотогондолы, агрегатов и воздушных винтов.

5.2.4.3.3. На двигателе или в двигательном отсеке не должно быть установлено никаких элементов, которые не были предусмотрены изначально, при этом монтаж всех узлов и агрегатов должен быть осуществлен на профессиональном уровне.

5.2.4.3.4. Максимальное количество начисляемых баллов за двигатель - 7.

5.2.4.4 Шасси:

5.2.4.4.1. В данную категорию входят тормоза, колесные диски, шины, колесные щитки и обтекатели.

5.2.4.4.2. Отсутствие дефектов на оригинальных шинах поощряется.

5.2.4.4.3. Дополнительные баллы выставляются за сохранение оригинальной хвостовой опоры либо хвостовых колес.

5.2.4.4.4. Максимальное количество начисляемых баллов за шасси - 7.

5.2.4.5 Фюзеляж:

5.2.4.5.1. При выставлении баллов за фюзеляж, прежде всего, оценивается его общая компоновка.

5.2.4.5.2. Оценке подлежит весь фюзеляж, включая стойки шасси, механизмы, обшивку и применение отделочных материалов.

5.2.4.5.3. По возможности судьи проводят осмотр внутренних частей фюзеляжа на предмет качества отделки.

Примечание: Решение о допуске судей к проведению визуального осмотра внутренних частей фюзеляжа всегда принимает участник соревнований. При этом участники должны с пониманием относиться к данной процедуре, поскольку она позволяет выявить качество исполнения элементов силового набора, прокладки и монтажа трубопроводов, исполнения алюминиевой обшивки, тросовых роликов и проводки управления.

5.2.4.5.4. Максимальное количество начисляемых баллов за фюзеляж - 7.

5.2.4.6 Крыло и хвостовое оперение:

5.2.4.6.1. Оценке подлежит внешняя поверхность крыла, включая покрытие, поверхностные ленты, стойки, металлические элементы обшивки, композитные материалы, проволочные расчалки, элероны, закрылки, огни, топливные баки, крышки топливных баков, отверстия для слива топлива, люверсы дренажных отверстий, участки крыла, по которым разрешено хождение, обтекатели в местах стыковки плоскостей крыла и фюзеляжа, плоскостей крыла и стоек шасси.

5.2.4.6.2. Оценке подлежит поверхность хвостового оперения, включая горизонтальный и вертикальный стабилизаторы, киль и руль направления, проволочные расчалки и соединительные фитинги.

5.2.4.6.3. Максимальное количество баллов за крыло и хвостовое оперение - 7.

5.2.4.7 Книга-презентация:

5.2.4.7.1. Обязательным требованием является наличие должным образом составленной книги-презентации.

5.2.4.7.2. Книга должна содержать информацию от производителя и исторические данные, с помощью которых судьи смогут установить аутентичность летательного аппарата.

5.2.4.7.3. Фотографии летательного аппарата до, во время и после проведения восстановительного ремонта или повторной сборки позволяют судьям получить более полное представление о выставляемом летательном аппарате.

5.2.4.7.4. Художественное оформление и уникальность книги при выставлении оценок не учитываются. Из соображений логики в книге следует представить копии оригинальных исторических материалов.

5.2.4.7.5. Максимальное количество баллов за книгу-презентацию - 3.

5.2.4.8 Степень сложности:

5.2.4.8.1. Учитывается сложность и проблематичность проведения восстановительного ремонта (повторной сборки) или работ по обеспечению сохранности летательного аппарата, находящегося на регулярном техническом обслуживании.

5.2.4.8.2. Данную область довольно сложно оценивать, поскольку необходимо принимать во внимание большое количество переменных факторов. Поэтому в ходе судейства главный судья соревнований должен организовать совещание судей. Наиболее сложной задачей является обеспечение единого подхода к выставлению баллов. Баллы не должны начисляться за сложность в тех случаях, когда имели место обстоятельства, не связанные с выставляемым летательным аппаратом. Тем не менее, во внимание может приниматься масштаб проведенных работ.

5.2.4.8.3. Максимальное количество баллов за сложность - 2.

5.2.4.9. Максимальное количество баллов за техническое состояние - 50.