Статья 1. Термины и их определения

Статья 1. Термины и их определения

1.1. Нарды - спортивная интеллектуальная игра между двумя соперниками с использованием шашек и костей (2 штуки) на специальной доске, разделенной на две половины и состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Каждому спортсмену принадлежат шашки одного цвета: светлого цвета (белые) или темного цвета (черные).

1.2. Игра в нарды может вестись непосредственно как за доской, так и дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1.3. Цель игры - перевести все свои шашки (шашки своего цвета) из начального положения в соответствии с правилами перемещения шашек (правилами игры) в конечное положение и вывести их за пределы игрового поля раньше своего соперника. Вывод за пределы поля шашек раньше соперника приводит к выигрышу партии. Условия достижения этой цели в разных спортивных дисциплинах могут отличаться и описываются в соответствующих разделах, посвященных этим спортивным дисциплинам.

1.4. Термин "участник", используемый в Правилах, относится не только к спортсменам, выступающим в спортивном соревновании, но и ко всем лицам, принимающим участие в проведении или организации спортивного соревнования. В необходимых случаях указываются конкретные категории участников.

1.5. Термин "Голова": начальная расстановка шашек (применимо для длинных нард).

1.6. Термин "Дом": четверть доски, куда спортсмены должны привести свои шашки, чтобы потом вывести их за пределы игрового поля.

1.7. Термин "Двор": четверть доски рядом с Домом.

1.8. Термин "Выбрасывать": делать такие ходы шашками, чтобы они оказывались за пределами игрового поля. Это означает снимать шашки с игрового поля и размещать их на свободном месте игрового стола или в специально отведенное на доске для игры в нарды месте для приема сброшенных шашек.

1.9. Термины "игральные кости", "кости", "игральные кубики", "кубики", "зары", "зарики" равнозначны и представляют собой шестигранный кубик с равными гранями и точечной нумерацией от одного до шести (сумма очков на противоположных гранях равна 7), гарантирующей равновероятностное выпадение одной из граней.

1.10. Ход в нардах - ход состоит из броска двух игровых костей и передвижения шашек в соответствии с выпавшими значениями или действия с кубом удвоения. Ход считается завершенным после нажатия кнопки на часах.

1.11. Передача хода - передача хода сопернику осуществляется нажатием кнопки турнирных часов. Только после передачи хода соперник может взять кости и сделать бросок.

1.12. Нотация в нардах - Ходы в матчах по нардам, сыгранных в официальных спортивных соревнованиях, могут быть записаны посредством нотации. Для каждого из спортсменов пункты в нардах пронумерованы от 1 до 24 в соответствии с его цветом шашек. Движение шашек каждого цвета происходит от 24 пункта до 1. Запись своих ходов каждый спортсмен ведет в соответствии с нумерацией пунктов для своего цвета шашек.

1.13. Нумерация ходов в нардах - в протоколах матчей по нардам ход состоит из двух частей: сначала ходит первый спортсмен, потом второй. Каждая часть хода называется ходом спортсмена. Для нотации это будет один ход.

1.14. "Бросок костей" - часть хода, для завершения хода необходимо переключить часы.

1.15. "Блот": одиночная шашка, расположенная в любом пункте игрового поля (применимо для спортивных дисциплин "короткие нарды", "короткие нарды - блиц", "короткие нарды - пары").

1.16. "Якорь": пункт, занятый более чем одной шашкой в доме соперника (применимо для спортивных дисциплин "короткие нарды", "короткие нарды - блиц", "короткие нарды - пары").

1.17. "Бар": специальное место на игровой доске (вне игрового поля), куда ставится сбитая шашка соперника (применимо для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слова "короткие нарды").

1.18. "Партия": отдельная игра в нарды, победа в которой приносит спортсмену очки. Полученные спортсменом или парой очки идут в зачет победы в матче.

1.19. "Матч": спортивное состязание в рамках конкретного спортивного соревнования, для победы в котором спортсмену необходимо набрать определенное количество очков. Количество очков необходимых для победы в матче устанавливается Регламентом спортивных соревнований.

1.19.1 "Матч на время": спортивное состязание в рамках конкретного спортивного соревнования, в котором необходимо за определенное время набрать больше количество очков, чем соперник. Результатом матча на время для каждого из его участников считается арифметический баланс между выигранными и проигранными очками по итогу матча. Продолжительность времени матча устанавливается положением (регламентом) спортивного соревнования.

1.20. "Оин": партия, в которой проигравшему спортсмену удалось выбросить хотя бы одну шашку.

1.21. "Марс": партия, в которой проигравшему спортсмену не удалось выбросить ни одной шашки.

1.22. "Кокс" (применяется только в спортивной дисциплине "короткие нарды"): партия, в которой проигравшему спортсмену не удалось выбросить ни одной шашки и, кроме того, одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника.

1.23. "Удвоение": в процессе партии спортсмен перед своим ходом может предложить удвоение (то есть удвоить количество очков, которое победивший спортсмен получит в свой зачет). Если спортсмен, которому предложили удвоение, пасует, то он проигрывает партию и одно очко. Если спортсмен принимает удвоение, то игра продолжается и любой результат партии удваивается, при этом куб удвоения переходит к нему и теперь только он может заново удвоить количество очков.

1.24. "Повторное удвоение": очередное удвоение количества очков в одной и той же игре. Если спортсмен, которому предложили повторное удвоение, сдается, то он проигрывает партию и количество очков, которое было определено предыдущим удвоением. Если спортсмен принимает повторное удвоение, то куб переходит к нему и игра продолжается, а результат будет вновь удвоен. Лимитов на количество повторных удвоений нет.

1.25. "Дубль": равные значения на каждом из игральных кубиков при броске.

1.26. "Игровой зал" (помещение для игры) - помещение, в котором проводятся спортивные соревнования.

1.27. "Игровая зона" - определяется как игровой зал, комнаты отдыха, туалетные комнаты, места, отведенные для курения, а также все другие места, указанные главным судьей.

1.28. "Баффл-бокс" - устройство для перемешивания костей, представляющее собой пластиковую или деревянную коробку с несколькими панелями или стержнями внутри, по которым скатываются кости.

1.29. "Спортивный судья" - спортивный судья по виду спорта "нарды" включенный в судейскую коллегию (судейскую бригаду) спортивного соревнования. По тексту правил, если не указан статус (должность) спортивного судьи, то описываемые действия может осуществлять любой спортивный судья, обслуживающий спортивные соревнования.

1.30. "Рейтинг спортсмена" - для определения силы спортсменов применяется рейтинговые системы Эло и Глико. Спортсмен получает начальный рейтинг, который меняется после каждого сыгранного матча, в спортивных соревнованиях, которые проводятся с обсчетом рейтинга.

1.31. "ГСК" - сокращение названия главной судейской коллегии спортивного соревнования.