V. ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
34 Старт
34.1 Стартовая зона.
34.1.1 Первые 100 метров дистанции для проведения соревнований составляют стартовую зону.
34.1.2 Экипаж может войти в стартовую зону по разрешению стартера, но не выходит на дорожку для гонки, пока экипажи предыдущего заезда не покинут стартовую зону и стартер не определит экипажу дорожку.
34.1.3 Экипажи должны быть у своих стартовых устройств не позднее, чем за две минуты до указанного времени старта.
34.1.4 Стартер может дать старт лодкам, не дожидаясь отсутствующих экипажей.
Экипаж, подошедший с опозданием (менее двух минут до времени старта) к своему стартовому месту, получает от стартера желтую карточку "предупреждение".
34.1.5 Лодки, не имеющие на носу резинового литого шарика или стартового номера, к старту не допускаются.
34.2 Стартовая процедура.
Стартер сообщает экипажам их места на старте. Он дает старт гонке, когда экипажи готовы, и когда судья на старте сигнализирует, что экипажи точно выровнены. Только судья на старте решает, что лодки точно выровнены, и фиксирует факт фальстарта, совершенного одним или несколькими экипажами.
- Если судья на старте считает, что старт взят неправильно, стартер останавливает гонку и предъявляет "желтую карточку" экипажу или экипажам, который(е) по мнению судьи на старте совершили фальстарт. Экипажу, получившему две "желтые карточки" в одном заезде, за любые нарушения, предъявляется красная карточка, что означает дисквалификацию из всех этапов соответствующего вида программы соревнований, в данном классе лодок.
При переносе заезда по каким-либо причинам желтая карточка, полученная участниками за опоздание на старт или фальстарт, сохраняет свою силу.
34.2.1 Стартовая процедура с флагами.
За 5 минут до старта стартер начинает отсчет времени, объявляя участникам:
- номер заезда;
- класс лодок;
- название команды, территорию и (или) фамилию загребного;
- номер занимаемой ею дорожки;
- время, оставшееся до старта, объявляется через каждую минуту и заканчивается объявлением "две минуты".
Экипажи должны быть у своих стартовых устройств не позднее, чем за две минуты до времени старта их заезда. За две минуты до указанного времени старта стартер объявляет "две минуты", означающее для экипажей, что они формально поступают в распоряжение стартера. Объявление "две минуты" для экипажей является указанием подготовиться к гонке и должны быть готовы начать гонку не позже чем через две минуты. Если стартер, дав объявление "две минуты", удовлетворен тем, что все экипажи готовы к гонке, он может в неблагоприятных погодных условиях или иных особых обстоятельствах продолжить стартовую процедуру, не дожидаясь назначенного времени старта.
Перед подачей стартовых команд стартер должен убедиться, что арбитр и судья на старте готовы к проведению гонки. Когда лодки выровнены, т.е. шарики на носу каждой из них зафиксированы на стартовой линии и экипажи готовы к гонке, судья на старте сообщает об этом стартеру, поднимая белый флаг.
Получив сигнал судьи на старте о том, что лодки выровнены, стартер поочередно в порядке дорожек называет организацию или номер "воды". После начала переклички экипажи должны убедиться, что их лодки стоят прямо по дистанции. Каждый экипаж ответственен за то, что его лодка стоит прямо по дистанции и экипаж готов к гонке до конца переклички.
После начала переклички стартер не принимает во внимание от любого экипажа обращение, что он не готов или лодка не стоит прямо по дистанции. После окончания переклички стартер по флагу судьи на старте убеждается, что экипажи выровнены и произносит команду "внимание". Затем стартер поднимает красный флаг и после подчеркнутой паузы стартер дает старт, резко опуская в сторону красный флаг и одновременно произнося команду "марш". Пауза между поднятием флага и стартовой командой и опусканием красного флага и командой "марш" - должна быть четкой и варьироваться по времени.
Если стартовая процедура прерывается по какой-либо внешней причине или по причине фальстарта, стартер должен начать стартовую процедуру снова, начиная с переклички.
34.2.2 Стартовая процедура со светофорными сигналами.
Светофоры со встроенными динамиками, подающий визуальный и звуковой сигналы должны быть установлены рядом с каждым стартовым плотом. Центральная часть светофоров должна быть закреплена на высоте от 0,7 м и 1,1 м выше уровня воды. Светофоры должны быть расположены в 2,5 метрах от центра каждого стартового плота с ближней к центру дистанции стороны, и должны быть хорошо видны экипажам на стартовых плотах.
За 5 минут до старта стартер начинает отсчет времени и объявляет участникам:
- номер заезда;
- класс лодок;
- название команды, территорию и (или) фамилию загребного;
- номер дорожки занимаемой ею;
- время, оставшееся до старта, объявляется через каждую минуту и заканчивается объявлением "две минуты".
Экипажи должны занять места у своих стартовых устройств не позднее, чем за две минуты до времени старта их заезда. За две минуты до указанного времени старта стартер объявляет "две минуты", означающие для экипажей, что они формально поступают в распоряжение стартера. Объявление "две минуты" для экипажей является указанием подготовиться к гонке и должны быть готовы начать гонку не позже чем через две минуты. Если стартер, дав объявление "две минуты", удовлетворен тем, что все экипажи готовы к гонке, он может в неблагоприятных погодных условиях или иных особых обстоятельствах продолжить стартовую процедуру, не дожидаясь назначенного времени старта.
На дистанции, на которой используется устройство контроля выравнивания, стартер после объявления "две минуты" предупреждает экипажи, объявляя "подъем стартовой системы". Затем приводит в действие устройство выравнивания, чтобы оно поднялось над водной поверхностью.
Перед тем как дать стартовую команду стартер должен убедиться, что арбитр и судья на старте готовы к гонке. После того, как лодки выровнены (стартер получает об этом информацию от судьи на старте, который включает сигнал белого цвета на пульте стартера) и экипажи готовы к гонке, стартер поочередно в порядке дорожек называет каждую организацию или номер "воды" экипажей данного заезда. Каждый экипаж ответственен за то, что лодка стоит прямо по дистанции и экипаж готов к гонке до конца переклички. После начала переклички стартер более не принимает во внимание обращение, что экипаж не готов или лодка не стоит прямо по дистанции. После окончания переклички стартер по флагу судьи на старте или после включения индикатора белого цвета на пульте стартера убеждается в том, что экипажи выровнены и затем произносит команду "внимание". Затем стартер нажимает кнопку (или переключатель), чтобы изменить светофорный сигнал с нейтральной позиции на позицию красного цвета. После четкой паузы стартер дает старт нажатием кнопки (без голосовой команды "марш"), что одновременно сопровождается следующими операциями:
"а" - светофорный сигнал красного цвета меняется на зеленый,
"б" - через громкоговорители раздается звуковой сигнал,
"в" - запускается система отсчета времени в заезде,
"г" - останавливается изображение на мониторе в помещении выравнивающего,
"д" - освобождается устройство контроля выравнивания (если установлено).
Пауза между светофорным сигналом красного цвета и стартовой командой (светофорный сигнал зеленого цвета и звуковой сигнал) должна быть четкой и может варьироваться.
Если стартовая процедура прерывается по веским причинам по отношению к экипажам или по причине фальстарта стартер начинает процедуру снова с переклички.
34.2.3 Быстрый старт.
При исключительных обстоятельствах стартер может не использовать нормальную процедуру с перекличкой. В этом случае он информирует экипажи, что будет применен "быстрый старт". В случае если уже был использован нормальный старт, стартер не должен изменять стартовую процедуру на быстрый старт в том же заезде. При быстром старте вместо переклички стартер объявляет "быстрый старт". Затем он произносит "внимание".
Затем стартер выполняет следующие действия:
"а" - поднимает красный флаг;
"б" - или нажимает красную кнопку светофорного сигнала.
После четкой и изменяемой паузы стартер дает старт:
"а" - быстро опускает в одну сторону красный флаг и одновременно произносит "марш";
"б" - или нажимает кнопку переключателя красного светофорного сигнала на зеленый и одновременно включает звуковой сигнал.
34.2.4 Фальстарт.
Если лодка (команда) пересекает стартовую линию после того, как стартер поднял красный флаг, или при красном светофорном сигнале, или перед объявлением стартовой команды, она совершает фальстарт. Если более чем одна лодка пересекали стартовую линию перед стартовой командой стартера, то только судья на старте решает, какой экипаж или экипажи совершили фальстарт, за который должна быть предъявлена "желтая карточка".
34.2.5 Процедура предъявления "желтой карточки" экипажу или экипажам, совершившим фальстарт.
После того, как была дана стартовая команды, стартер смотрит на судью на старте, чтобы убедиться, что старт прошел правильно. Если судья на старте сигнализирует поднятием красного флага, что имел место фальстарт, стартер останавливает заезд, ударяя в колокол и размахивая красным флагом из стороны в сторону. Если светофорная стартовая система включает как визуальный, так и звуковой сигналы, чтобы показать фальстарт (вместо колокола и красного флага), включается мигающий красный светофорный сигнал и прерывистый звуковой сигнал.
В случае фальстарта судья на старте сообщает стартеру, какой экипаж или экипажи должны быть наказаны. Стартер предъявляет экипажу или экипажам "желтую карточку", после того, как лодки вернулись на свои стартовые места, объявляя: "номер экипажа, фальстарт, желтая карточка".
Стартер дает указание держателю на стартовом устройстве выставить желтый знак фальстарта на стартовом месте виновных экипажа или экипажей. Предупреждение остается в силе до окончания заезда и сохраняет свою силу при переносе заезда по каким-либо причинам или перегонки.
Экипажу, получившему две "желтые карточки" в одном заезде, за любые нарушения, предъявляется "красная карточка", что означает дисквалификацию из всех этапов соответствующего вида программы соревнований, в данном классе лодок.
34.2.6 Необоснованный отказ участников выполнять требования арбитра, стартера или судьи на старте влечет за собой снятие их с заезда.
34.2.7 Отсутствие по вине участвующей организации запасных весел на старте не является основанием для задержки или переноса старта.
34.3 Протесты на старте.
Экипаж, снятый с соревнований, или дисквалифицированный на старте, может заявить протест арбитру или стартеру на месте старта. Арбитр или стартер должны немедленно принять решение по поводу протеста и сообщить о своем решении главному судье, экипажам, участвующим в заезде и другим судьям заезда.
34.4 Раздельный старт.
Раздельный старт проводится согласно Правил и Регламента или в зависимости от погодных условий, при которых главный судья принимается решение о проведении раздельного старта, заезды проводятся в соответствии прогрессивной или регатной системой жеребьевки участников или может быть проведен как один раздельный старт.
34.4.1 Если раздельный старт используется для предварительных заездов, тогда в каждом предварительном заезде экипаж, посеянный выше всех в списке, стартует первым и посеянный вторым стартует вторым. Остальные экипажи стартуют в порядке их номеров, полученных при официальной жеребьевке.
34.4.2 Если система раздельного старта используется для отборочных заездов, полуфиналов или финалов, тогда в каждой отдельной гонке экипажи будут стартовать в порядке мест, занятых ими на предыдущем этапе. В случае если два экипажа займут одинаковое место (например, оба экипажа победители предварительных заездов), то проводится жеребьевка для определения порядка их старта.
34.4.3 Организация и порядок проведения соревнований с раздельного старта изложена в разделе 39 настоящих Правил.
35. Прохождение дистанции
35.1 Правило поломки в стартовой зоне распространяется только на соревнования среди спортсменов до 13 лет, до 15 лет и до 17 лет. Для всех остальных категорий данное правило не действует.
35.1.1 В случае поломки лодки или гребного инвентаря в стартовой зоне член экипажа поднятием руки сигнализирует о случившемся. В этом случае стартер или арбитр останавливают заезд. Если заезд остановлен, арбитр должен выяснить причину, вызвавшую остановку, и после консультации с главным судьей, если это необходимо, решает, какие дальнейшие шаги могут быть предприняты.
35.1.2 Экипаж находится в стартовой зоне, пока шарик на носу лодки не пересек линию зоны 100 метров.
35.1.3 При раздельном старте правило поломки в стартовой зоне не применяется.
Ответственность спортсменов во время прохождения дистанции.
В ходе гонки участники должны держаться своей дорожки (далее - "воды"), не пересекать пути других экипажей и не создавать помех для движения других экипажей по своей "воде". Экипажи, выходящие за пределы своей "воды", не должны извлекать из этого выгоды или создавать помехи сопернику, в этом случае они могут быть наказаны, вплоть до снятия с заезда. Если экипаж выходит за пределы своей "воды", он делает это на собственный страх и риск.
Только арбитр выносит решение, идет ли экипаж по своей "воде" или создает помеху другому экипажу.
35.2 Действия арбитра во время заезда.
Катер арбитра сразу после старта направляется на середину дистанции и идет примерно в 30 метрах позади последней лодки. При значительном отставании одной или нескольких лодок (более чем на 50 м) арбитр обязан обойти отставшие лодки по большой дуге и обеспечить нормальное прохождение дистанции лидирующим экипажам. В этом случае не обязательно идти по середине дистанции, но быть ближе к экипажам, ведущим борьбу за выход в следующий этап соревнований или к победителям и призерам.
Арбитр должен воспрепятствовать тому, чтобы какой-либо внешний фактор мог принести выгоду или помешать одному из соревнующихся экипажей.
В ходе гонки арбитр не должен направлять лодки или давать им указания относительно их курса. Все участники должны самостоятельно рулить на дистанции.
В случае если экипаж вышел за пределы своей дорожки и идет в направлении препятствия (берег, наградной плот), арбитр предупреждает экипаж командой "Внимание! Препятствие!". В случае невыполнения команды арбитра и нахождения экипажа в непосредственной близости к препятствию, арбитр поднимает белый флаг и дает команду "Стоп! Препятствие!", после чего экипаж должен встать на безопасный курс и продолжить гонку.
35.3 Безопасность.
Арбитр должен обеспечить безопасность спортсменов и принимать меры по предотвращению повреждения лодок и оборудования.
В случае опрокидывания лодки арбитр должен убедиться, что спасательная служба находится рядом и готова оказать помощь экипажу, в случае отсутствия спасательной службы, арбитр должен оставаться с экипажем до тех пор, пока он не убедится что все члены экипажа в безопасности и до приезда спасательной службы.
35.4 Предупреждение экипажам.
Арбитр должен предупреждать спортсменов лишь в тех случаях, когда они на грани создания помехи одному из своих соперников или на пути следования возникает препятствие.
Замечания арбитра об изменении курса должны немедленно выполняться всеми участниками заезда.
Участникам, вторично не выполнившим замечание, предъявляется желтая карточка и после второй "желтой карточки" экипаж снимается с заезда и исключается из соревнований в данном номере программы.
Арбитр может снять участников с заезда без предъявления "желтой карточки", если они совершили особо грубую и опасную ошибку или вели себя недисциплинированно.
Он может остановить заезд, наложить санкции на виновный экипаж и принять решение о повторении заезда, также арбитр может принять решение продолжить гонку и наложить санкции на виновный экипаж после финиша заезда.
35.5 Остановка экипажа.
Указание об изменении курса или остановке одного экипажа арбитр выполняет следующим образом:
- поднимает белый флаг на вытянутой руке;
- называет номер "воды" или организацию, указывает белым флагом, держа его в вытянутой руке в ту сторону, в какую необходимо изменить курс;
- при остановке одной лодки поднимает белый флаг, называет номер "воды", подает команду: "стоп".
35.5.1 Арбитр должен прервать заезд, если возникли обстоятельства, создающие опасность для участников или мешающие проведению данного заезда (сильный ветер и волнение, гроза, помехи на дистанции и т.п.). Лодка, сошедшая с дистанции до момента остановки заезда, к повторному старту не допускается.
35.5.2 Остановку заезда арбитр выполняет следующим образом:
- ударяет в колокол;
- поднимает красный флаг над головой;
- подает команду "стоп".
35.5.3 Участники соревнований не имеют права, ссылаясь на аварию во время гонки (поломка лодки или весел), требовать переноса заезда на более поздний срок или его аннулирования.
35.5.4 Во время заезда экипажам, не участвующим в нем, строго запрещается проходить дистанцию или часть ее, даже за внешними боковыми границами.
35.6 Поведение тренеров в ходе гонки.
Запрещается давать любые инструкции, советы или указания спортсменам или экипажам, участвующим в гонке, с применением электрических, электронных или других технических устройств.
36 Помехи на дистанции
36.1 Экипаж создает помехи своим соперникам, если его весла или лодка заходят на дорожку соперника и ставят его в неравные условия или если произошло соприкосновение лодок или весел. В случае незначительного соприкосновения, не повлиявшего на ход гонки, арбитр вправе продолжить заезд.
36.1.1 При создании помехи в стартовой зоне заезд останавливается, возвращается для повторного старта, если лодки экипажей, создавших помеху, не получили серьезных повреждений и могут продолжать соревнование. Экипаж, виновный в создании помехи, получает "желтую карточку". Остановку заезда при этом производит арбитр или стартер.
36.1.2 Если участники заезда, считая, что противник создал им помехи, перестают грести, то они делают это под свою ответственность. После окончания заезда остановившиеся участники имеют право заявить протест.
36.1.3 Если экипаж оказывается в неравном положении, то арбитр имеет право восстановить его шансы на победу. Наложение санкций на экипаж, создавший помеху, является вторичным действием. Чтобы не допустить потерю экипажем шансов на победу, арбитр должен применить наиболее подходящую последовательность действий, предусмотренных Правилами.
Арбитр может, например, остановить заезд, наложить соответствующее санкцию и принять решение о перегонке. В зависимости от обстоятельств арбитр может решить продолжить заезд и объявить о своем решении после окончании гонки.
36.1.4 С участников не снимается ответственность за создание помех из-за технических неисправностей инвентаря.
36.1.5 При потере управления участники обязаны принять все меры для того, чтобы не мешать остальным экипажам.
36.1.6 При разметке дистанции дорожками по системе "Альбано" виновным в создании помех считается экипаж, вышедший из своей дорожки. При отсутствии разметки "вод" виновным в создании помех считается экипаж, курс которого непосредственно перед моментом создания помех и в момент создания помех, был не параллелен оси дистанции. Решение в этом случае выносит только арбитр.
37 Финиш и определение времени
37.1 Экипаж считается финишировавшим в гонке, когда финишную линию пересек шарик на носу лодки. Гонка считается законченной, даже если экипаж финишировал в неполном составе. Экипаж лодки с рулевым, пересекающий линию финиша без рулевого, не получает занятого места.
37.2 Гонка прошла без замечаний, с замечаниями.
Гонка считается законченной только после того, как последний экипаж пересек финишную линию и арбитр поднял белый или красный флаг. Даже если арбитр считает, что заезд прошел нормально, он должен убедиться, что ни один экипаж не подает протест, только в этом случае он поднимает белый флаг, сигнализирующий судье на финише, что заезд прошел без нарушения Правил. Перед тем, как покинуть зону финиша арбитр должен убедиться, что судья на финише принял его сигнал. Арбитр поднимает красный флаг, если считает, что заезд по каким-либо причинам разыгран неправильно.
37.3 Протесты на финише.
Если один из экипажей заявляет протест, действия арбитра следующие:
- не поднимая флага, подойти к экипажу, заявившему протест, выслушать заявленный протест и принять следующие решения:
а) отклонить протест, поднять белый флаг, считая, что заезд прошел правильно, информировать главного судью о мотивах отклонения протеста;
б) согласиться с протестом, поднять красный флаг, подойти к финишу и сообщить о своем решении. В этом случае объявление официального результата задерживается до получения решения арбитра;
в) получить дополнительную информацию по протесту:
- поднять красный флаг и предпринять дальнейшие шаги для выяснения ситуации с заявленным протестом, т.е. начать консультироваться с главным судьей, судьями на финише и другими членами судейской коллегии. В этом случае объявление официального результата задерживается до получения решения арбитра, и при продолжительной задержке объявить "неофициальный результат по причине протеста".
37.3.1 В случае, когда арбитр снимает участника или экипаж во время заезда (нарушение Правил виновным не повлияло на распределение мест), арбитр поднимает белый флаг и сообщает о случившемся в заезде старшему судье на финише.
37.3.2 О сложных или спорных ситуациях в процессе гонки арбитр обязан доложить главному судье.
37.4 Одновременный финиш.
Если в заезде порядок финиша двух или более экипажей не может быть определен, то в этом случае считается, что данные экипажи финишировали одновременно, и выполняются следующие процедуры:
37.4.1 В предварительных заездах если случается одновременный финиш экипажей и только один экипаж выходит в следующий этап соревнований, должен быть организован повторный заезд на полной дистанции между этими экипажами. Повторный заезд должен быть проведен в тот же день, но не ранее чем через два часа после заезда, в котором имел место одновременный финиш. Если все экипажи, финишировавшие одновременно, в любом случае выходят в следующий этап соревнований, то повторный заезд не проводится, а их стартовые позиции в следующем этапе определяются жеребьевкой.
37.4.2 В отборочных, четвертьфинальных или полуфинальных заездах если случается одновременный финиш экипажей и только один экипаж выходит в следующий этап, то им должен быть экипаж, показавший лучший результат на предыдущем этапе. Этот предыдущий этап должен быть последним предшествующим этапом, в котором экипаж/экипажи финишировали одновременно.
37.4.3 Если экипажи имели одинаковый результат на этом этапе, тогда для выхода в следующий этап учитывается занятое ими место.
37.4.4 Если и при этом результат окажется совпадающим, то тогда должна быть организована перегонка на полной дистанции между этими экипажами.
37.4.5 Перегонка должна быть проведена в тот же день, когда имел место одновременный финиш, и не менее чем через два часа после гонки, в которой он случился.
37.4.6 Если одновременный финиш случается между более чем двумя экипажами и это число превышает число экипажей, выходящих в следующий этап, то выше изложенная процедура должна быть применена для определения, какие экипажи, финишировавшие одновременно, должны выходить в следующий этап.
37.4.7 Если все экипажи, финишировавшие одновременно, в любом случае выходят в следующий этап, то перегонка не проводится и занятые ими места определяются жребием.
37.4.8 В финальных заездах если экипажи финишировали одновременно, то им присуждается одно и то же место при итоговом распределении мест, а следующее место (места) остается незанятым. Если два и более экипажей, финишировавших одновременно, заняли одно и то же призовое место, то Организационный комитет предоставляет дополнительный комплект медалей.
37.5 Определение времени.
Время прохождения дистанции измеряется с момента команды стартера "марш" до момента окончания дистанции. На всех соревнованиях, проводимых ОСФ по гребному спорту, используется электронная система отсчета времени. Электронный отсчет времени дублируется ручным отсчетом времени. Время прохождения дистанции фиксируется для каждого экипажа с точностью до 1/100 сек. (0,01 сек.).
38 Особенности судейства соревнований с раздельным стартом
38.1 Соревнования с раздельным стартом проводятся в соответствии с настоящими Правилами и Регламентом или в зависимости от погодных условий, при которых главный судья принимается решение о проведении раздельного старта. Заезды проводятся в соответствии прогрессивной или регатной системой жеребьевки участников или может быть проведен как один раздельный старт.
38.2 В любом случае раздельный старт проводится по одной и той же дорожке через 1-минутный интервал. Если главный судья решает, что условия на двух дорожках равны, тогда используются две дорожки с экипажами, поочередно стартующими на соседних дорожках через 30-секундный интервал.
38.3 Экипаж, который догнала команда, стартовавшая за ними, обязан освободить дорожку, чтобы экипаж мог безопасно совершить обгон, после чего данный экипаж должен вернуться на свою дорожку. В случае использования двух дорожек, экипаж, выезжающий со своей дорожки, не должен мешать экипажам, участвующим в гонке на соседней дорожке.
38.4 Для проведения соревнований с раздельным стартом создаются следующие бригады судей:
- на старте;
- на дистанции;
- на финише;
- по информации;
- секретариата;
- контрольной комиссии;
- по материально-техническому обеспечению.
38.4.1 Состав бригады судей на старте.
1) стартер (старший судья на старте):
- организует работу бригады, контролирует показания хронометров;
- имеет право не допускать к старту участников соревнований, форма которых или инвентарь не соответствуют требованиям настоящих Правил;
- находится в зоне старта и выпускает участников во время, указанное в протоколе.
2) Помощник стартера:
- находится в 30 - 50 метрах перед линией старта;
- выстраивает участников в порядке стартовых номеров, проверяет оборудование лодок и форму участников, организует своевременный их выход на старт.
3) Арбитры:
- арбитры контролируют соблюдение Правил участниками;
- поддерживают порядок, отмечают прохождение экипажей, следят за безопасностью на отведенном участке дистанции;
- арбитр может налагать санкции на участников, нарушивших Правила;
- количество арбитров зависит от длины и характера дистанции.
4) Судьи-секретари:
- регистрируют участников, сверяя их номера и фамилии со стартовым протоколом, отмечают экипажи, ушедшие на дистанцию;
- по закрытию старта суммируют количество стартовавших экипажей, оформляют протокол и, подписав его у стартера, передают на финиш.
5) Судьи-хронометристы:
- находятся рядом со стартером и следят за работой хронометров или автоматических приборов времени.
6) Судья-информатор:
- поддерживает связь с финишем и информирует о стартующих участниках.
38.4.2 Участники стартуют во время, указанное в стартовом протоколе. В случае неявки или опоздания на старт одного или нескольких экипажей время старта остальных экипажей не изменяется.
38.4.3 Стартовые хронометры включаются синхронно с хронометрами на финише. Старт участника под номером один дается в одну минуту, под номером два - две минуты и т.д.
38.5 Старт.
Стартер за 30 сек (15 сек) до старта предупреждает: - "тридцать секунд!" ("пятнадцать секунд"!). За 5 секунд - поднимает красный флаг, подает команду "внимание!" (либо называет номер участника), а когда наступает время старта, дает команду "марш!" и одновременно опускает флаг.
38.5.1 Если старт взят преждевременно, то стартер командой "стоп!" возвращает экипаж за линию старта. Только после возвращения на старт экипаж может стартовать снова. При этом считается, что экипаж стартовал в установленное стартовым протоколом время.
38.5.2 Участники, опоздавшие принять старт в установленное протоколом время, могут стартовать с разрешения судьи в любое время, не мешая другим участникам, но не позднее старта последнего экипажа данного класса судов и пройдя предварительно регистрацию у секретаря на старте. Считается, что опоздавший экипаж стартовал в установленное протоколом время.
Примечание: Секретарь на старте должен зафиксировать истинное время начала гонки опоздавшего участника на тот случай, если главная судейская коллегия решит, что опоздание было вызвано чрезвычайными обстоятельствами.
38.5.3 Стартер должен иметь не менее двух хронометров. По одному дается старт, а другой является запасным (контрольным). Стартовые хронометры должны работать синхронно с хронометрами на финише.
38.5.4 Стартер должен зафиксировать в протоколе старта местное время начала соревнований.
38.5.5 Заявления участников о невозможности стартовать из-за неисправного инвентаря не принимаются.
38.5.6 В соревнованиях с раздельным стартом стартовая зона не устанавливается.
38.6 Прохождение дистанции.
38.6.1 На дистанции экипаж, которого догнал экипаж, стартовавший за ним, обязан освободить дорожку, для безопасного совершения обгона, после чего, данный экипаж должен вернуться на свою дорожку. В случае использования двух дорожек, обгоняемый экипаж, выезжающий со своей дорожки, не должен мешать экипажам, участвующим в гонке на соседней дорожке.
Бакен, обозначающий поворот, огибается с внешней стороны дистанции.
38.6.2 Замена инвентаря во время прохождения дистанции не разрешается. Исключения составляют многодневные (многоэтапные) гонки.
38.6.3 Участник, перевернувшийся во время соревнований и севший в лодку с посторонней помощью, считается сошедшим с дистанции.
38.6.4 В случаях остановки участников у плота или у берега для отлива воды, мелкого ремонта или по другим причинам спортсмены не должны получать постороннюю помощь.
38.7 Финиш.
38.7.1 Состав бригады на финише.
1) Старший судья бригады:
- осуществляет руководство оборудованием места финиша и организацией работы бригады судей на финише;
- осуществляет синхронный пуск хронометров старта и финиша, периодически сверяет основной хронометр с запасными, обеспечивает готовность своей бригады к приему участников не позднее, чем за 20 минут до их предполагаемого прихода.
2) Судья на финише:
- один из судей на финише называет секретарю стартовый номер приближающегося экипажа;
- другой, находясь в створе, подает звуковой сигнал в момент пересечения шариком на носу лодки створной линии, при этом называя номер экипажа.
3) Судьи-хронометристы:
- должны иметь не менее двух хронометров, синхронно работающих с хронометрами на старте;
- при приближении лодки к финишу называют секретарю истекающие часы и минуты, а по звуковому сигналу и секунды. Начавшаяся секунда считается полной (истекшей). При использовании автоматического хронометража, время финиша определяется с точностью до 0,1 сек.
4) Судьи-секретари:
- регистрируют в протоколах порядок и время финиша экипажей (приложение N 7). Оформленные и подписанные протоколы сдаются старшему судье на финише.
5) Судья-информатор:
- поддерживает связь со стартом и информирует о результатах финишировавших участников (экипажей).
38.7.2 Если два и более участников (экипажей) показали одинаковое время, то они занимают одинаковое место, а в итоговом протоколе указываются в порядке стартовых номеров.
38.8 Оборудование мест соревнований.
38.8.1 Места старта и финиша разносятся друг от друга в зависимости от длины и характера дистанции. Возможно совмещение старта и финиша, когда дистанция проходит по замкнутому кольцу.
38.8.2 Место старта выбирается таким образом, чтобы в зоне старта могло находиться несколько экипажей, готовящихся к старту.
38.8.3 Линия старта обозначается между двумя буями или створом, состоящим из двух флагов, находящихся на одной линии.
38.8.4 Старт дается от закрепленных на якорях стартовых шлюпок, плотов или понтонов.
38.8.5 Место финиша располагают таким образом, чтобы приближающиеся к нему экипажи были видны не менее чем за 100 - 150 метров.
38.8.6 Линия финиша обозначается двумя бакенами.
38.8.7 Места старта и финиша должны оборудоваться двухсторонними плакатами с надписями "старт", "финиш".
39 Гандикапы
39.1 В целях развития гребного спорта проводятся неофициальные соревнования в категории "Гандикап". Гандикапами (уравнительными соревнованиями) называются гонки, в которых участники более высокой спортивной квалификации и более быстроходные лодки дают фору участникам младших спортивных разрядов и менее быстроходным лодкам.
39.1.1 Величина форы устанавливается Регламентом данных соревнований.
39.1.2 Отсчет времени производится от старта первого экипажа без остановки секундомеров на все последующие старты.
39.1.3 Победители заезда определяются в порядке прихода экипажей к финишу вне зависимости от типа лодок.
39.1.4 На соревнованиях возможен раздельный старт для всех участников. В этом случае более скоростные лодки стартуют первыми, и фора прибавляется ко времени, показанному экипажем на дистанции, а победитель определяется по лучшему результату с учетом форы.
40 Эстафеты
40.1 В целях развития гребного спорта проводятся неофициальные соревнования в категории "Эстафеты". Эстафеты могут быть встречными и в одном направлении. Дистанция, число этапов, количество участников и классы лодок определяются Регламентом данных соревнований.
40.2 В эстафетных гонках каждый участник (экипаж) имеет право проходить только один этап.
40.3 Стартующие экипажи обязаны зарегистрироваться у судьи на старте. Регистрация участников первого этапа начинается за 10 - 15 минут и заканчивается за 3 минуты до старта, а регистрация участников последующих этапов осуществляется сразу после ухода участников предыдущего этапа на дистанцию.
40.4 Передача эстафеты производится условно. Моментом передачи (приема) эстафеты считается пересечение створной линии финиша шариком на носу лодки, заканчивающей прохождение дистанции.
40.5 В эстафетах участники второго этапа и последующих этапов могут стартовать после того, как экипаж предыдущего этапа прошел дистанцию. Разрешение на начало прохождения этапа дает стартер, но вместо команды "марш!", называет номер "воды" участника (экипажа), которому разрешается начать прохождение очередного этапа эстафеты.
40.6 Участники, заканчивающие свой этап, проходят справа по направлению движения от лодок следующего этапа своей команды.
40.7 При встречных эстафетах стартовые лодки должны быть расставлены так, чтобы обеспечить свободный проход финиширующим лодкам и исключить возможность столкновения со стартующим экипажем.
40.8 На втором и последующем этапах эстафеты участники снимаются с заезда после первого фальстарта.
41 Особенности соревнований на народных лодках
41.1 Правила по гребному спорту применяются при судействе соревнований на народных лодках с учетом следующих особенностей:
- в соревнованиях по гребле на народных лодках включаются заезды на шлюпках-одиночках (Ш-1) и шлюпках-двойках (Ш-2) с рулевым для мужчин и женщин, юниоров и юниорок, юношей и девушек;
- количество одновременно стартующих экипажей не должно превышать 10;
- ширина "воды" (дорожки) для каждого экипажа должна быть не менее 9 метров;
- соревнования проводятся на однотипных, имеющих одинаковое покрытие лодках, предоставляемых организацией, проводящей соревнование;
- все лодки, выделяемые для проведения соревнований, должны быть одного веса и размера;
- переоборудование лодок, установка подвижных деталей или расширенных сидений и выносных уключин, а также удаление или замена частей лодки с целью облегчения и нанесения любых покрытий не допускается;
- участники соревнований могут использовать свои весла с вертлюгами без переоборудования лодки для их установки, но ось вращения установленных вертлюгов должна совпадать с осью имеющихся в лодке отверстий;
- лодки распределяются среди участников жеребьевкой, которая проводится на заседании судейской коллегии;
- на носу каждой лодки должен быть установлен вертикально двусторонний номер размером 20 см x 15 см, желтого цвета; размер цифр, обозначаемых черным цветом - 18 см x 13 см.
Примечание: Проводящая организация сдает в судейскую коллегию укомплектованные веслами и упорами для ног лодки с актом обмера и взвешивания каждой из них. В случае разницы в весе лодок более 1 кг они комплектуются дополнительным грузом.
42 Особенности соревнований по прибрежной гребле
42.1 Правила соревнований по гребному спорту, применяются также при проведении соревнований по прибрежной гребле.
42.1.1 Соревнования по прибрежной гребле - это регата, в которой все соревнующиеся используют лодки для прибрежной гребли, требования к которым установлены разделом 32 настоящих Правил, где дистанция соревнований пролегает в открытом море, либо на большом водоеме (озеро, водохранилище).
42.1.2 Заявки на участие в соревнованиях по прибрежной гребле принимаются только при наличии подписанного обязательства по безопасности. Судейская коллегия должна получить заявку с приложениями не позднее, чем за один час до начала жеребьевки, или, в случае отсутствия жеребьевки, не позднее, чем за 18 часов до запланированного времени старта.
42.1.3 В спортивных лодках все гребцы сидят в линию по оси лодки, а в лодках с рулевым рулевой сидит лицом к гребцам на корме лодки.
42.1.4 В дополнении к требованиям параметров плавучести гребные лодки должны быть сконструированы с тремя герметичными отсеками, чтобы вода из корпуса лодки уходила самостоятельно, т.е. вода в лодке автоматически выливалась через специальные люки (клапаны) при движении лодки вперед.
42.2 Все лодки должны отвечать требованиям безопасности:
а) лодки должны соответствовать минимальным стандартам плавучести со встроенной способностью держаться на воде, либо при помощи прилагаемых баков;
б) спасательные жилеты международного стандарта должны быть на каждом члене экипажа. Рулевые должны быть в спасательном жилете всегда, когда они находятся в лодки;
в) на носу каждой лодки должен быть крепеж с 10-метровой плавучей веревкой. Крепеж и веревка должны быть достаточно крепкими, чтобы обеспечить надежную буксировку лодки со всеми членами экипажа на борту при сильном ветре и в условиях водоема. Свободный конец веревки должен находиться в пределах досягаемости гребца, чтобы в случае необходимости бросить его спасательной лодке;
г) любые дополнительные конструкции должны быть надежно прикреплены к конструкции лодки;
д) во время гребных гонок в каждой лодке допустимо размещение радио или телекоммуникационного оборудования.
Судейская коллегия может по своему усмотрению отказать экипажу в выходе на воду или участии в регате, если считает лодку небезопасной.
42.2.1 Все лодки, принимающие участие в соревнованиях по прибрежной гребле, должны быть зарегистрированы судейской коллегией до выхода на воду, независимо от того, выходят ли они на воду для тренировок или для участия в соревновании, и им должен быть присвоен номер. Каждая лодка должна иметь свой номер на обеих сторонах носа лодки согласно описанным ниже требованиям, в целях безопасности и идентификации. За регистрацию отвечает представитель команды заявленного экипажа, а также сам экипаж. К экипажу, не зарегистрировавшему свою лодку согласно Правил или не разместившему свой номер на лодке должным образом, на любом из этапов соревнований могут быть применены санкции.
42.2.2 Личные номера или буквы номера лодки должны быть не менее 20 см в высоту и 8 см в ширину и выделяться по цвету от основного цвета лодки. Официальный идентификационный номер лодки в заезде должен быть размещен ближе к носу. Далее следует идентификационный номер экипажа.
42.2.3 Трасса гонок должна обеспечивать справедливые и равные условия для всех команд. Это подразумевает достаточную ширину старта для размещения всех команд, участвующих в мероприятии, чтобы начать соревнования одновременно (за исключением случая, когда проводятся предварительные заезды, о которых всем командам сообщается при подаче заявок). Судейская коллегия должна проложить трассу так, чтобы ход гонки и сами лодки могли наблюдаться зрителями с берега.
42.2.4 Трасса может быть прямой, прямоугольной, треугольной или проложенной от точки до точки. В целях безопасности трасса не должна предусматривать движения лодок в противоположных направлениях на одной дорожке движения в рамках водного пространства.
42.2.5 Трассы, которые содержат повороты, должны предусматривать минимум 2 км между знаками (буями) поворота. Знаки (буи) поворота должны быть не ближе чем 2 км от старта, если угол поворота на этом буе составляет более 45 градусов.
42.3 Знаки на трассе.
а) план трассы с обозначениями всех знаков и их описаний включается в Регламент соревнования;
б) знаками на трассе являются существующие места причала, маяки, буи и другие специфические знаки;
в) организаторы и судейская коллегия должны принять все меры предосторожности при расстановке этих знаков, чтобы обеспечить безопасность для всех лодок и гребцов и избежать любого риска попадания на мель.
42.4 Линии старта и финиша.
а) линии старта и финиша обозначаются выравниванием двух знаков или буев;
б) размещение старта или финиша должно быть перпендикулярно маршруту;
в) для всех гонок, за исключением гонок против часовой стрелки, стартовая линия должна быть достаточно широкой, чтобы позволить всем участникам выровняться и стартовать одновременно.
42.5 Длина трассы:
а) всероссийские и международные гребные регаты - длина трассы от 6 до 12 км. Длина трассы в каждом случае определяется Регламентом соревнования. Дистанция гонки может быть изменена судейской коллегией ввиду неблагоприятных погодных условий;
б) чемпионаты России - дистанция гонки - 8 км для мужчин и женщин. Дистанция может варьироваться в зависимости от факторов, характерных для конкретного места проведения чемпионата с учетом безопасности, расположения знаков на трассе, видимости для зрителей.
Примечание: При неблагоприятной погоде дистанция может быть изменена.
42.6 Гребные регаты проводятся без ограничения команд. Не предусматривается разметка дорожек. При наличии ограничений ширины стартовой линии в Регламенте проведения регаты определяется максимальное количество лодок данной категории, которые могут одновременно размещаться на линии старта.
42.6.1 Перед началом соревнования судейская коллегия организует совещание рулевых и капитанов команд, где обеспечивает всех участников необходимой информацией для безопасного проведения мероприятия.
42.6.2 В отдельных случаях рулевые и капитаны могут быть приглашены на ознакомление с трассой с борта моторной лодки.
42.7 Основные обязанности спортсменов:
- Знать Правила и ознакомиться с Регламентом;
- надевать соответствующие спасательные жилеты или иметь спасательный жилет для каждого члена экипажа в пределах досягаемости во всех случаях, когда экипаж находится на воде;
- рулевые при выходе на воду должны носить жилет постоянно.
42.8 Согласно международным береговым (морским) законам все выходящие в море судна должны иметь одного ответственного за безопасность и навигацию. В прибрежной гребле этим человеком является рулевой или член экипажа назначенный "Капитаном".
42.8.1 Обязанности Капитана.
Перед каждым выходом на воду:
- ознакомится с последней информацией о погоде, а также ожидаемых погодных условиях;
- зарегистрировать выход на воду в судейской коллегии, указав дату и время выхода, примерную длительность выхода и маршрут;
- проверить состояние лодки и наличие оборудования для обеспечения безопасности на борту;
Во время выхода:
- удостовериться в том, что экипаж выполняет все навигационные правила, а также правила безопасности;
- потребовать, если сочтет нужным, чтобы все члены команды надели спасательные жилеты;
- принимать необходимые решения для обеспечения безопасности команды в случае ухудшения погоды.
По возвращению:
- сообщить судейской коллегии о возвращении экипажа;
- завершить регистрацию, оповестить о возвращении команды.
42.9 Гребные лодки не должны затруднять движение:
- лодок с механическим двигателем;
- кораблей с тяжелым грузом.
42.9.1 Когда две гребные лодки движутся в направлении возможного столкновения, то они должны придерживаться правого борта, чтобы позволить другой лодке пройти.
42.9.2 В случае угрозы переворачивания лодки команда:
- должна немедленно надеть спасательные жилеты;
- не должна покидать лодку. Если необходимо покинуть лодку весла следует использовать для удержания на воде;
- в случае перевертывания лодки экипаж должен забраться на перевернутый корпус лодки или держаться за него, чтобы оставаться над водой до прибытия помощи;
- пытаться использовать все доступные способы, чтобы привлечь внимание спасателей (свистеть, махать руками).
42.9.3 Судейская коллегия определяет максимальное количество команд, одновременно размещенных на линии старта. Если количество команд превышает количество мест на стартовой линии, то применяется система этапов.
42.9.4 Если на участие в мероприятии подано меньше заявок, чем мест на стартовой линии, то проводиться сразу финальный заезд.
42.9.5 Если требуется система предварительных этапов, то жеребьевка проходит на встрече руководителей команд за день до проведения первого этапа. Места и дорожки не могут определяться без жеребьевки.
42.9.6 Каждая команда на старте занимает свое место. Если же создается преграда или препятствие, команды действуют согласно указаниям стартера или судьи.
42.9.7 Стартер находиться в пределах 50 - 100 м за линией старта и должен просматривать все лодки.
42.9.8 Стартовые сигналы должны быть видны всем участникам соревнований, находящимся на линии старта.
42.9.9 Судья на старте занимает место на линии старта. Он ответственен за выявление лодок, стартовавших неправильно. В случае нарушения он извещает об этом стартера и судей.
42.10 Стартовая процедура:
а) команды должны находиться вблизи стартовой линии за 5 мин до начала гонки или же под контролем стартера за 2 мин до начала гонки;
б) каждая команда несет ответственность за выравнивание своей лодки. Экипажи на старте должны строго следовать указаниям стартера или судей. После подачи 5-ти минутного и 1-го минутного сигнала соответственно, стартер может начать гонку в указанное время, несмотря на местоположение каждой команды.
в) за 5 мин до старта стартер должен одновременно:
- поднять красный флаг;
- издать 5 коротких гудков сирены;
г) все лодки располагаются вблизи старта. По истечении 5-ти минут старт может быть дан, даже если не все лодки находятся на своей стартовой позиции;
д) за минуту до старта, стартер одновременно:
- поднимает красный флаг;
- издает 2 гудка сирены;
е) во время старта стартер одновременно:
- опускает флаг;
- издает один длинный гудок.
42.10.1 Если стартер сочтет, что многие команды опоздали на старт, то он может отложить старт по своему усмотрению.
42.10.2 Если старт гонки переносится по уважительной причине, стартер должен проинформировать экипажи о задержке. Если же вся гонка переносится или откладывается, то стартер должен опустить все флаги и сигналы и заново начать обратный 5-минутный отсчет.
42.10.3 Экипажу, стартовавшему с нарушением Правил, разрешается продолжить гонку, но ему добавляется штраф в одну минуту, в этом случае, поднимается желтый флаг, указывающий на то, что одному или нескольким экипажам вынесен штраф за фальстарт.
42.10.4 Если в одной гонке несколько команд совершают фальстарт, стартер может остановить гонку и дать старт заново. Стартер останавливает гонку короткими гудками сирены и поднятием красного флага на стартовой мачте. Команды, совершившие фальстарт второй раз подряд, снимаются с гонки.
42.10.5 Стартовая зона не обозначена в соревнованиях по прибрежной гребле.
42.10.6 Экипаж создает препятствия своим соперникам в том случае, если весла спортсменов и лодка вторгаются в водное пространство соперника.
42.10.7 Когда три или более лодки находятся на одной дорожке, и рулевой полагает, что между его и чужой лодкой недостаточно места, он может назвать номер лодки и дать сигнал "Внимание! Уступите дорогу!", и лодка оппонента должна изменить место, чтобы позволить другой лодке пройти. Экипажи не имеют права намеренно создавать препятствия другим лодкам на трассе при прохождении поворотных знаков. Если две или более команды действуют совместно, чтобы предотвратить победу третьей команды, то они дисквалифицируются.
42.10.8 В случае столкновения весел или лодок судья решает, кто виновен в этой ситуации, и вправе вынести наказание команде виновной в столкновении.
42.11 Обгоняющая команда несет ответственность за неправильный обгон.
Команда, которую обгоняют, должна придерживаться своего курса до следующего знака поворота или знака трассы.
42.11.1 Если обгоняемая команда пытается препятствовать обгоняющей команде, судья вправе наказать экипаж, создающий помехи, штрафом в 15, 30 или 60 секунд в зависимости от серьезности создаваемых затруднений или же может исключить команду из соревнований.
42.11.2 Расстояние равное длине трех лодок до знака поворота и двух лодок после этого знака считается "зоной поворота". Если две лодки находятся внутри зоны поворота и нос одной лодки впереди рулевого другой лодки, внешняя лодка должна уступить во время поворота. Внешней считается та лодка, которая находится на внешней стороне поворота.
42.11.3 В случае если порядок прихода двух или более лодок не может быть определен, то результат гонки объявляется как ничья между данными командами. В предварительном этапе все команды, показавшие ничейный результат, проходят в следующий этап гонок. Если ничья зарегистрирована между командами в финале, то эти команды занимают равные места, а следующее по порядку место остается незанятым. Если ничья имеет место при определении призовых мест, то организаторы соревнований должны предоставить дополнительный комплект медалей.
42.12 Судейская коллегия рассматривает протесты и определяет следующие санкции (приложение N 12):
а) замечания;
а) временной штраф;
б) желтая карточка - экипажу, получившему две "желтые карточки" в одном заезде (в один день), за любые нарушения, предъявляется "красная карточка", что означает дисквалификацию из всех этапов соответствующего вида программы соревнований, в данном классе лодок.
в) присуждение последнего места, в случаях, прямо предусмотренных настоящими Правилами;
г) красная карточка - снятие из всех этапов соответствующего вида программы соревнований);
д) дисквалификация (из всех видов программы соревнований).
42.12.1 После назначения необходимых санкций судейская коллегия принимает меры для восстановления шансов команды, пострадавшей от неправильного поведения соперников. При участии экипажа в предварительных заездах судейская коллегия имеет право разрешить пострадавшей команде пройти в следующий этап соревнований, если считает, что данная команда могла пройти в следующий этап соревнований.
42.12.2 Арбитр обеспечивает должное проведение заезда и безопасность гребцов. В частности, он должен удостовериться в том, что ни один из экипажей не получает каких-либо преимуществ или, наоборот, испытывает затруднения по вине соперников или по причине внешнего вмешательства, и должен накладывать соответствующие санкции на нарушивший Правила экипаж. Судья не должен давать каких-либо разъяснений экипажу по поводу руления. Тем не менее, он должен воспрепятствовать созданию помех между экипажами. Все задействованные в судействе катера должны иметь идентификационный флаг или знак, чтобы их можно было отличить от других плавсредств. Если необходимо, арбитр может наложить санкции прямо во время гонки. Он также вправе остановить гонку, наложить любые необходимые санкции и приказать начать гонку заново со старта или с какой-либо другой точки как незамедлительно, так и позже. В последнем случае, он назначает новое время старта после совещания с главным судьей и оповещает об этом экипажи. Если арбитр сомневается в том, повлияло ли созданное препятствие на ход всей гонки, или считает эту помеху незначительной, он может не принимать никаких действий или действовать так, как считает приемлемым в сложившихся обстоятельствах.
42.12.3 Арбитр может также продолжить гонку и наложить санкции после ее завершения. Однако, в большинстве случаев, если экипажу вынесен временной штраф, арбитр должен оповестить экипаж непосредственно в момент вынесения наказания, обращаясь следующим образом: Лодка номер... - Причина наказания - Временной штраф (15 - 30 - 60 секунд). Для этого применяется белая табличка со временем штрафа.
43 Особенности соревнований по гребле-индор
43.1 Общие положения
Правила по гребному спорту, применяются также при проведении соревнований по гребле-индор.
43.1.1 Официальные соревнования по гребле-индор проводятся на дистанции: 500 метров, 2000 метров, 6000 метров и эстафеты 4 x 500 и 4 x 250 метров, согласно п. 5.7 Правил.
43.1.2 Участники соревнований.
Соревнования по гребле-индор проводятся среди участников согласно п. 5.5 Правил.
43.1.3 Соревнования проводящиеся по гребле-индор, должны соответствовать следующим требованиям:
При проведении соревнований первой категории:
- соревновательная зона размером не менее 120 кв.м., оборудованная не менее чем 12 эргометрами;
- зрительская зона размером не менее 180 кв.м;
- минимальное расстояние между эргометрами 0.75 метра.
При проведении соревнований второй категории:
- соревновательная зона размером не менее 80 кв.м., оборудованная не менее чем 8 эргометрами;
- зрительская зона размером до 120 кв.м;
- минимальное расстояние между эргометрами 0.75 метра.
При проведении соревнований третьей категории:
- соревновательная зона размером не менее 60 кв.м., оборудованная не менее чем 6 эргометрами;
- зрительская зона размером до 120 кв.м;
- минимальное расстояние между эргометрами 0.75 метра.
43.1.3 Организаторы соревнований должны обеспечить отдельные помещения для разминки, оборудованные эргометрами в количестве на 1 больше, чем размещено в соревновательной зоне;
43.1.4 Соревновательная зона должна быть ограждена, эргометры располагаются не ближе 3 метров от зрительской зоны.
43.1.5 Все закрытые спортивные помещения, в которых проводятся соревнования, должны быть обеспечены приточно-вытяжной вентиляцией.
43.2 Оборудование и инвентарь.
43.2.1 При проведении соревнований используются эргометры, имеющие подвижные сидения, жестко закрепленные к корпусу аппарата упоры для ног, и обеспечивающие воспроизведение спортсменом движений, аналогичных движениям при гребле в лодке, фиксирующие произведенную спортсменом работу, осуществляющие хронометраж деятельности спортсмена и выводящие информацию на локальный или удаленный монитор. Уровень положения регулирующей заслонки на воздушном маховике эргометра устанавливается спортсменом до начала гонки.
43.2.2 Используемые для соревнований эргометры представляются организаторами соревнований, должны быть изготовлены одним производителем, примерно одинаковой степени амортизации. Для обеспечения бесперебойного проведения соревнований организаторы должны предусматривать наличие расходных материалов и оборудования для эргометров.
43.2.3 При проведении соревнований первой категории используется автоматизированная система хронометража, охватывающая все установленные в соревновательной зоне эргометры.
43.2.4 Гребные эргометры должны быть установлены на нескользящей поверхности или должны быть приняты меры, чтобы свести к минимуму движение эргометров во время гонок.
43.2.5 Каждый эргометр должна быть пронумерован так, чтобы участники и зрители могли видеть номер эргометра.
43.3 Проведение соревнований.
43.3.1 Определение победителей соревнований может осуществляться в один этап или в два этапа с проведением квалификационных заездов:
- при одноэтапных соревнованиях порядок выступления спортсменов определяется жеребьевкой;
- при двухэтапных соревнованиях спортсмены выступают в порядке, определенном жеребьевкой. В квалификационных заездах и затем по результатам, показанным в квалификационных заездах, в финальных заездах; количество участников финальных соревнований определяется Регламентом соревнования или, при отсутствии указаний в Регламенте, количеством эргометров;
- в случае если два участника покажут одинаковый результат в квалификационном заезде, то порядок их участия в финальном заезде определяется жеребьевкой. Если спортсмены показали одинаковый результат в финальном заезде, то им присуждается одинаковое место, а следующее по порядку место остается вакантным.
43.4 Старт.
43.4.1 Стартовая процедура при использовании автоматизированной системы хронометража:
за 3 минуты до старта стартер начинает отсчет времени и объявляет участникам:
- номер заезда;
- категорию заезда;
- территорию и фамилию участника;
- номер эргометра, занимаемый участником.
Участники должны занять места на соответствующих эргометрах не позднее, чем за две минуты до начала старта их заезда. За две минуты до указанного времени старта стартер объявляет "две минуты", означающие для участников формальное поступление в распоряжение стартера. Объявление "две минуты" для участников является указанием установить рукоятку в штатное положение на эргометре и подготовиться к гонке.
Перед тем как дать стартовую команду, стартер должен убедиться, что оператор хронометража и судья на старте готовы к процедуре старта. После этого стартер поочередно, по порядку номеров, называет фамилию каждого участника и номер эргометра данного заезда. После начала переклички стартер более не принимает во внимание обращение о неготовности спортсмена. После окончания переклички стартер произносит команду "Взять рукоятки" и затем команду "Внимание". Оператор включает автоматическую систему старта, и на экране монитора перед участниками появляется надпись "Внимание" ("Attention"), и начинается обратный отсчет времени "Пять, четыре, три, два, один, старт" ("Five, Four, Three, Two, One, Start").
Команда "старт" сопровождается громким гудком, и запускается система отсчета времени в заезде.
Если стартовая процедура прерывается по веским причинам по отношению к участникам или по причине фальстарта, стартер начинает процедуру снова с переклички.
43.5 Стартовая процедура при отсутствии автоматизированной системы хронометража:
за 3 минуты до старта стартер начинает отсчет времени, объявляя участникам:
- номер заезда;
- название территории и (или) фамилию участника;
- номер занимаемого эргометра.
Участники должны занять свои эргометры не позднее, чем за две минуты до времени старта их заезда. За две минуты до указанного времени старта стартер объявляет "две минуты", означающее для участников, что они формально поступают в распоряжение стартера. Объявление "две минуты" для участников является указанием подготовиться к гонке и установить рукоятку в штатное положение на эргометре. Судьи проверяют установку исходных данных на мониторах.
Перед подачей стартовых команд стартер должен убедиться, что судьи готовы к проведению гонки.
После начала переклички стартер не принимает во внимание обращение от любого спортсмена. После окончания переклички стартер произносит команду "Взять рукоятки" и затем команду "Внимание". Затем стартер поднимает красный флаг, и после подчеркнутой паузы дает старт, резко опуская в сторону красный флаг и одновременно произнося команду "Марш". Пауза между поднятием флага и стартовой командой-опусканием красного флага, и командой "Марш" - должна быть четкой и варьироваться по времени.
Если стартовая процедура прерывается по какой-либо внешней причине или по причине фальстарта, стартер должен начать стартовую процедуру снова, начиная с переклички.
43.6 Фальстарт.
При наличии автоматизированной системы хронометража факт фальстарта фиксирует оператор системы и передает информацию судье на старте, который останавливает заезд.
При отсутствии автоматизированной системы хронометража факт фальстарта фиксируется судьей на старте, если спортсмен начал движение после того, как стартер поднял красный флаг.
Процедура вынесения предупреждения спортсмену или спортсменам, совершившим фальстарт:
после того, как была дана стартовая команда, стартер смотрит на судью на старте, чтобы убедиться, что старт прошел правильно. Если судья на старте сигнализирует поднятием красного флага, что был фальстарт, стартер останавливает заезд, ударяя в колокол и размахивая красным флагом из стороны в сторону. Если светофорная стартовая система включает как визуальный, так и звуковой сигналы, чтобы показать фальстарт (вместо колокола и красного флага), включается мигающий красный светофорный сигнал и прерывистый звуковой сигнал;
в случае фальстарта судья на старте сообщает стартеру, какой спортсмен или спортсмены должны быть наказаны. Стартер предъявляет желтую карточку спортсмену или спортсменам, объявляя: "номер, фальстарт, желтая карточка".
Желтая карточка остается в силе до окончания заезда и сохраняет свою силу при переносе заезда по каким-либо причинам или перегонки.
Спортсмен, получивший две желтые карточки на старте, снимается с соревнований в данном номере программы.
43.6.1 Прохождение установленного на эргометре расстояния гонки (дистанции), моделируемого с помощью графики.
В случае поломки эргометра вовремя гонки, возможность участия в повторном заезде спортсмену не предоставляется.
Судья контрольной комиссии должен воспрепятствовать тому, чтобы какой-либо внешний фактор мог принести выгоду или помешать, кому-либо из соревнующихся участников.
В ходе гонки запрещено любым лицам, кроме судей и медицинского персонала, приближаться к соревнующимся спортсменам.
43.7 Финиш.
Спортсмен считается финишировавшим в гонке, когда будет закончено задание на мониторе.
43.8 Протесты.
Если кто-либо из участников заявляет протест, арбитр должен выслушать заявленный протест и принять одно из следующих решений:
а) отклонить протест, поднять белый флаг, считая, что заезд разыгран правильно, информировать главного судью о мотивах отклонения протеста;
б) согласиться с протестом, поднять красный флаг, подойти к финишу и сообщить о своем решении. В этом случае объявление официального результата задерживается до получения решения;
в) получить дополнительную информацию по протесту;
г) поднять красный флаг и предпринять дальнейшие шаги для выяснения ситуации с заявленным протестом, т.е. начать консультироваться с главным судьей, судьями на финише и другими членами судейской коллегии. В этом случае объявление официального результата задерживается до получения решения арбитра и при продолжительной задержке объявить "неофициальный результат по причине протеста".
В случае, когда арбитр снимает участника во время заезда (нарушение Правил виновным не повлияло на распределение мест), арбитр поднимает белый флаг и сообщает о случившемся в заезде старшему судье на финише.
О сложных или спорных ситуациях в процессе гонки арбитр обязан доложить главному судье.
44 Санкции за нарушение Правил
За нарушение Правил на участников могут быть наложены следующие санкции (приложение N 12):
- замечание;
- желтая карточка - формальное предупреждение. Экипажу, получившему две "желтые карточки" в одном заезде (в один день), за любые нарушения, предъявляется "красная карточка", что означает дисквалификацию из всех этапов соответствующего вида программы соревнований, в данном классе лодок.
- присуждение последнего места, в случаях, прямо предусмотренных настоящими Правилами;
- красная карточка - исключение экипажа из всех этапов соответствующего номера программы соревнований;
- дисквалификация (из всех видов программы соревнований).
В случае исключения или дисквалификации экипажа, главный судья вправе назначить проведение повторного заезда для всех оставшихся экипажей или указанного количества экипажей, если, по его мнению, данное мероприятие необходимо в целях обеспечения принципа беспристрастности в проведении соревнований.
Участники соревнований при грубом или умышленном нарушении Правил или неэтичном поведении дисквалифицируются на данные соревнования главным судьей.
Дисквалификация означает лишение права участвовать в данных соревнованиях с аннулированием полученных ранее занятых мест, очков и начислением штрафных, если это оговорено Регламентом соревнований.
Решение о дисквалификации, принимает Апелляционный совет или главный судья, решение должно быть немедленно подготовлено в письменном виде с указанием причин и доведено до сведения представителя команды. Представитель команды должен расписаться в получении копии решения о дисквалификации, указав время ее получения, с которого начинается отсчет времени для подачи протеста.
Снятие с заезда может быть только в одном из номеров программы соревнований без лишения ранее занятых мест и полученных очков в других номерах программы.