V. ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра в сквош происходит в замкнутом пространстве часто с большой скоростью. Два главных принципа для правильной игры:
- безопасность - на первом месте игроки должны ставить безопасность и не предпринимать никаких действий, которые могли бы подвергнуть опасности соперника.
- честная игра - игроки должны уважать права соперника и играть честно.
5.1. Матч
5.1.1. Матч по сквошу в одиночном разряде происходит на корте между двумя игроками, каждый из которых использует ракетку для ударов по мячу. Корт, ракетки и мяч должны соответствовать требованиям Федерации (см. Приложения N 7, 8 и 9).
5.1.2. Каждый розыгрыш начинается с подачи, затем игроки по очереди отбивают мяч, пока тот не окажется вне игры (см. Правило 5.6 "Розыгрыш").
5.1.3. Розыгрыш должен продолжаться настолько долго насколько это возможно.
5.2. Счет
5.2.1. Победитель розыгрыша получает 1 очко и подает в следующем розыгрыше.
5.2.2. Каждый гейм продолжается до 11 очков, за исключением, когда счет в гейме 10 - 10. В этом случае гейм продолжается пока разница в счете не станет 2 очка.
5.2.3. Матч состоит максимум из 5 геймов - до трех побед, или может состоять из 3 геймов (до двух побед).
5.3. Судьи
5.3.1. Матч ведет судья на корте при поддержке судьи-маркера. Каждый из них должен письменно вести счет в игре и следить за правильной последовательностью выбора квадрата подачи.
5.3.2. Если матч ведет один человек, тогда он одновременно выполняет функции судьи-маркера и судьи на корте. Игрок может обратиться к нему с просьбой, пересмотреть любое вынесенное (или ошибочно не вынесенное) решение.
5.3.3. Правильным местом расположения судьи на корте и судьи-маркера по отношению к корту является середина трибуны за задней стенкой корта как можно ближе к задней стенке, немного выше задней линии аута. Предпочтительно, чтобы судейство матча проходило сидя.
5.3.4. Альтернативная система судейства называется Система Трех Судей - она описана в Приложении N 4.
5.3.5. При обращении к игрокам судьи должны использовать их фамилии.
5.3.6. Судья-Маркер:
5.3.6.1. объявляет начало матча, начало каждого гейма и результаты каждого гейма и матча (см. Приложение N 2);
5.3.6.2. объявляет "Фол", "Даун", "Аут", "Нот ап" и "Стоп" в соответствующих случаях;
5.3.6.3. если не уверен насчет правильности подачи или приема, то ничего не объявляет;
5.3.6.4. после завершения розыгрыша безотлагательно объявляет счет, очки подающего игрока озвучиваются первыми с добавлением "Переход подачи", если право подачи переходит к другому игроку;
5.3.6.5. повторяет решение судьи на корте по апелляции игрока и потом объявляет счет;
5.3.6.6. ждет решения судьи на корте после апелляции игрока, касающейся решения судьи-маркера (либо его отсутствия), и после этого объявляет счет;
5.3.6.7. объявляет "гейм-бол" в случае, когда игроку осталось до победы в гейме одно очко, или "матч-бол", когда игроку осталось до победы в матче одно очко;
5.3.6.8. объявляет "Счет 10 - 10", игра продолжается до разницы в счете в 2 очка" - только один раз в течение матча.
5.3.7. Судья на корте:
5.3.7.1. переносит матч, если корт не пригоден для игры или приостанавливает игру, если матч уже идет; после возобновления матча, должен оставить счет прежним;
5.3.7.2. объявляет переигровку, если сочтет, что изменившиеся условия игры на корте повлияли на ход и результат розыгрыша;
5.3.7.3. присуждает победу в матче игроку, соперник которого не был готов к матчу в указанное правилами турнира время;
5.3.7.4. выносит решения по всем просьбам о переигровке ("Лэт") и апелляциям игроков, включая все возражения против решений судьи-маркера (либо его отсутствия);
5.3.7.5. сразу озвучивает решения, если не согласен с объявлением судьи-маркера или при его отсутствии останавливает матч в случае необходимости;
5.3.7.6. сразу исправляет ошибку, в случае необходимости остановив игру, если судья-маркер допустил ошибку при объявлении счета;
5.3.7.7. соблюдает все Правила касающиеся времени, объявляя соответственно "15 секунд", "Половина времени" и "Время";
Внимание: игроки обязаны, находится вблизи корта, так чтобы иметь возможность услышать эти объявления судьи на корте;
5.3.7.8. принимает соответствующее решение, если мяч попал в другого игрока (см. Правило 5.9 "Мяч попал в соперника");
5.3.7.9. разрешает переигровку, если не в состоянии оценить правильно ли возражение игрока по отношению к команде судьи-маркера или ее отсутствию;
5.3.7.10. если не уверен в причине апелляции игрока, он должен попросить игрока объяснить ее;
5.3.7.11. дает объяснения относительно своего решения;
5.3.7.12. объявляет все решения достаточно громко, так чтобы они были слышны игрокам, судье-маркеру и зрителям;
5.3.7.13. применяет Правило 5.15 "Поведение", если поведение игрока является неприемлемым;
5.3.7.14. если поведение какого-либо участника, за исключением игроков, препятствует нормальному ходу матча или является оскорбительным, приостанавливает матч до устранения поведения, препятствующего его нормальному ходу, либо пока нарушитель не покинет зону корта.
5.4. Разминка
5.4.1. В начале матча игроки вместе заходят на корт, чтобы в течение максимум 4 минут "разогреть" мяч. После 2-ой минуты игроки должны поменяться сторонами, если они не сделали этого раньше.
5.4.2. Игроки должны иметь равные возможности удара по мячу. Игрок, разминающийся с мячом в одиночку слишком долго, использует время разминки нечестно, и в таком случае должно быть применено Правило 5.15 "Поведение".
5.5. Подача
5.5.1. Право подачи определяется путем вращения рукоятки ракетки одного из игроков.
5.5.2. В начале каждого гейма и при смене права подачи подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи для начала розыгрыша. В случае если игрок сохранил за собой право подачи, подача осуществляется с противоположного квадрата.
5.5.3. Если было принято решение о переигровке, игрок должен подавать заново с того же квадрата.
5.5.4. Если подающий игрок движется к неправильному квадрату, или не уверен из какого квадрата необходимо подавать, судья-маркер должен указать ему правильный квадрат.
5.5.5. Если спортсмен не может определить правильно квадрат при подаче, судья на корте должен ему его указать.
5.5.6. После того как судья-маркер объявил счет, игроки должны возобновить матч без особых задержек. Тем не менее, подающий не должен подавать, если принимающий не готов.
5.5.7. Подача считается правильной, если:
5.5.7.1. подающему игроку после подброса мяча с руки или ракетки для подачи удается произвести безошибочный удар с первой или последующих попыток, прежде чем мяч коснется чего-либо;
5.5.7.2. во время подачи ступня одной ноги подающего касается поля подачи и никакая часть этой ступни не касается границ поля подачи;
5.5.7.3. подающий совершил удар прямо в переднюю стену выше линии подачи и ниже верхней линии аута;
5.5.7.4. за исключением игры с лета мяч при первом касании пола упал в четверть корта противоположную квадрату подачи, не коснувшись какой-либо линии;
5.5.7.5. мяч не вылетел в аут.
5.5.8. Подача не соответствующая требованиям Правила 5.5.7 является неправильной и принимающий подачу выигрывает розыгрыш.
Внимание: подача попавшая (касание) в линию подачи, поперечную, среднюю либо любую верхнюю линию корта, считается неправильной.
5.5.9. Если у подающего выпал мяч или он подбросил и не попытался ударить по нему, это не считается подачей, и подающий может ее повторить.
5.5.10. Разрешается переигровка если принимающий игрок не был готов к приему и не предпринял никакой попытки приема. Тем не менее, при неправильной подаче "ошибка" ("fault"), подающий проигрывает розыгрыш.
5.5.11. В случае когда подающий игрок выполнил подачу из неверного поля подачи и выиграл розыгрыш, результат сохраняется и он подает с противоположного квадрата.
5.5.12. Не разрешается подавать до объявления судьи-маркером счета, счет следует объявлять без промедления. В случае проведения подачи, судья на корте обязан остановить игру и попросить игрока не подавать до объявления счета.
5.6. Розыгрыш
5.6.1. Если подача была правильной, игроки поочередно отбивают мяч до совершения каким-либо из игроков ошибки, запроса "Лэт", либо апелляции игрока, команды судьи на корте или судьи-маркера или при попадании мяча в противника, его одежду или ракетку.
5.6.2. Ответный удар считается правильным, если мяч:
5.6.2.1. был ударен прежде, чем дважды коснулся пола;
5.6.2.2. не задев игроков, их одежду или ракетку, мяч соприкоснулся после соударения с боковой и/или задней стеной, передней стены выше звуковой панели и ниже линии аута, предварительно не коснувшись пола;
5.6.2.3. отскочив от передней стены, не задел звуковую панель;
5.6.2.4. не выбыл из игры по причине аута.
5.7. Перерывы
5.7.1. После разминки и между геймами полагается перерыв 90 секунд.
5.7.2. Игроки должны быть готовы возобновить матч сразу после окончания перерыва, матч может начаться и раньше по взаимному согласию игроков.
5.7.3. Разрешается перерыв максимум 90 секунд для замены поврежденного инвентаря, в том числе защитных очков или смещенных контактных линз. Игрок должен произвести замену как можно быстрее, в ином случае должно быть применено Правило 5.15 "Поведение".
5.7.4. Перерывы в случае травмы или кровотечения описаны в Правиле 5.14 "Травмы".
5.7.5. Каждому игроку разрешается использовать время любых перерывов в матче для ударов по мячу.
5.8. Помеха
5.8.1. После завершения своего удара по мячу (полного правильного замаха), игрок должен приложить все усилия, чтобы в момент удара мяча в переднюю стенку у соперника были:
5.8.1.1. достаточная видимость мяча и его отскока от передней стены;
5.8.1.2. беспрепятственный доступ к мячу;
5.8.1.3. место для совершения достаточного замаха и удара по мячу;
5.8.1.4. возможность сыграть мяч в любую часть передней стены корта.
Помеха имеет место, если соперник не выполнил всех перечисленных условий.
5.8.2. Игрок, которому создана помеха, может продолжить розыгрыш, либо остановить игру и обратиться к судье на корте, предпочтительно словами - "Прошу Лэт" ("Let, please"). Игрок должен обратиться к судье на корте до начала следующего розыгрыша.
Внимание: перед тем как принять любую форму заявления судья на корте должен удостовериться, что игрок на самом деле просит "Лэт". Просьба о "Лэт" включает также просьбу о "Stroke". Апеллировать может лишь тот игрок, который должен был отбить мяч. Тем не менее, если не бьющий игрок апеллирует по причине отсутствия доступа к мячу, прежде чем мяч коснется передней стены, его заявление тоже может быть рассмотрено.
5.8.3. В случае, когда судья на корте не уверен в причине апелляции, он должен попросить у игрока объяснить ее.
5.8.4. Судья на корте может при необходимости (особенно по причинам безопасности) без запроса игроков остановить розыгрыш и назначить переигровку или присудить игроку очко.
5.8.5. Когда игрок ударяет мяч, а затем соперник просит "Лэт", и мяч попадает в звуковую панель либо выше линии аута, тогда соперник выигрывает розыгрыш.
5.8.6. Общие правила
Перечисленные правила касаются всех видов помех:
5.8.6.1. судья на корте не должен назначать переигровку, если помеха отсутствовала, и не было обоснованной опасности нанесения травмы игроку;
5.8.6.2. если была помеха, но у бьющего игрока не было возможности совершить правильный удар, переигровка не назначается;
5.8.6.3. если игрок обошел помеху и сыграл мяч, продолжив розыгрыш, а потом запросил "Лэт", переигровка не допускается;
5.8.6.4. если была помеха, но она не помешала бьющему игроку увидеть, достать и сыграть правильно мяч, тогда это минимальная помеха и переигровка не назначается;
5.8.6.5. если игрок имел возможность нанести правильный удар, а его соперник не предпринял всех усилий для избежания помехи, очко присуждается бьющему игроку;
5.8.6.6. игроком была создана помеха и он предпринял все усилия для ее устранения, а соперник находился в положении, которое позволяло ему совершить правильный удар, тогда разрешается переигровка;
5.8.6.7. игроком была создана помеха и он предпринял все усилия для ее избежания, но соперник мог нанести выигрышный удар, тогда очко присуждается сопернику.
В дополнении к Правилу 5.8.6 нижеследующие пункты применяются к конкретным ситуациям.
5.8.7. Достаточная Видимость означает достаточное время, чтобы увидеть мяч и подготовиться для его удара, во время полета мяча от передней стены.
5.8.7.1. Если игрок апеллирует из-за недостаточной видимости мяча после его отскока от передней стены, тогда должно применяться правило 5.8.6.
5.8.8. Прямой доступ
Если бьющий игрок просит "Лэт" из-за недостаточного доступа к мячу, в таком случае:
5.8.8.1. если была создана помеха, но бьющий игрок не приложил всех усилий чтобы дойти и ударить мяч, тогда переигровка не назначается.
Внимание: любая попытка дойти до мяча и ударить его не должна включать прямого физического контакта с соперником. Если произошел физический контакт, которого можно было избежать, тогда должно быть применено Правило 5.15 "Поведение";
5.8.8.2. если бьющий игрок имел прямой доступ к мячу, но вместо этого выбрал не прямой путь к мячу и апеллирует, в такой ситуации переигровка не назначается, разве что возможно применить правило 5.8.8.3;
5.8.8.3. в случае если бьющий игрок пошел в неправильную сторону, но показал, что мог вернуться и нанести правильный удар, а затем была создана помеха, в такой ситуации назначается переигровка. Если бьющий игрок мог бы нанести выигрышный удар, тогда очко "Stroke" присуждается бьющему.
5.8.9. Замах Ракеткой
Правильный замах состоит из приемлемого (правильного и достаточного) отвода ракетки, удара по мячу и дальнейшего пути ракетки до окончания замаха. Отвод ракетки и дальнейший замах считаются приемлемыми, если они не больше (шире) чем нужно для удара. Если бьющий апеллирует по причине помехи во время замаха, тогда:
5.8.9.1. если замах был изменен из-за легкого касания ракеткой соперника, который приложил все усилия, чтобы избежать помехи, тогда назначается переигровка. Разве что, бьющий мог нанести выигрышный удар, тогда - очко "Stroke" для бьющего;
5.8.9.2. если контакт с соперником помешал сделать замах (заблокировал), тогда очко "Stroke" для бьющего, даже если соперник приложил все усилия, чтобы избежать помехи;
5.8.9.3. если не было контакта, но замах был остановлен бьющим из-за опасения ударить соперника, применяется правило 5.8.6.
5.8.10. Чрезмерный Замах.
5.8.10.1. Переигровка не должна назначаться, если игрок создал себе помеху, совершив чрезмерный замах.
5.8.10.2. Если была помеха, а бьющий с помощью чрезмерного замаха, пытается получить очко "Stroke", тогда назначается переигровка.
5.8.10.3. Если чрезмерный замах бьющего игрока создал помеху сопернику, который пытался дойти/сыграть следующий мяч, тогда соперник может просить "Лэт".
5.8.11. Возможность направить мяч в любую часть передней стены. Если игрок воздерживается от удара по мячу из-за помехи на передней стене и просит "Лэт", тогда:
5.8.11.1. если была помеха, и летящий на переднюю стенку мяч, попал в соперника, тогда очко "Stroke" для бьющего, разве что, удар был бы нанесен после разворота или со второй попытки, тогда назначается переигровка;
5.8.11.2. если мяч ударил сначала соперника, а потом в боковую стену, перед тем как коснутся передней стены, тогда назначается переигровка, но если удар был бы выигрышным, тогда очко "Stroke" для бьющего игрока;
5.8.11.3. если мяч попал сначала в боковую стену, а потом в соперника, тогда назначается переигровка, но если удар был выигрышным, тогда очко "Stroke" для бьющего.
5.8.12. Повторные попытки удара по мячу
Если игрок апеллирует, что во время повторной попытки удара по мячу, ему была создана помеха и удар мог быть нанесен правильно, тогда:
5.8.12.1. если не бьющий игрок не имел времени чтобы избежать помехи, тогда назначается переигровка.
5.8.13. Разворот.
Разворот - это действие игрока, который ударяет мяч, или находится в позиции для удара по правой стороне тела, после того как мяч пролетел сзади за игроком по левой стороне (или наоборот), независимо был ли физический разворот игрока или нет. Если бьющему помешали во время разворота, а он мог нанести правильный удар:
5.8.13.1. если замах был заблокирован, тогда очко "Stroke" для бьющего, несмотря на то, что соперник предпринял все усилия для ее устранения;
5.8.13.2. если у соперника не было времени, чтобы избежать помехи, тогда назначается переигровка;
5.8.13.3. если бьющий игрок мог нанести удар, но специально совершил разворот чтобы создать возможность для апелляции, тогда переигровка не назначается;
5.8.13.4. когда игрок совершил разворот, судья всегда должен учитывать было ли действие опасным и судить соответственно.
5.9. Мяч попал в соперника
5.9.1. Если мяч, летящий по направлению к передней стене, попал в соперника, его ракетку или одежду, игра должна быть остановлена, и тогда:
5.9.1.1. очко присуждается игроку, в которого попал мяч, если удар был выполнен неправильно;
5.9.1.2. очко присуждается игроку, выполнившему правильный удар с первой попытки, не совершившему разворота и траектория мяча была к передней стене;
5.9.1.3. назначается переигровка, если до попадания в переднюю стену мяч коснулся или коснулся бы другой стены и бьющий не совершил разворота, но если удар был бы выигрышным, тогда очко "Stroke" для бьющего;
5.9.1.4. если бьющий, не совершил разворота, но была очередная попытка, тогда назначается переигровка;
5.9.1.5. если бьющий совершил разворот, тогда очко "Stroke" для соперника, за исключением, когда соперник умышленно "подставился" под летящий мяч, тогда очко "Stroke" для бьющего игрока.
5.9.2. Если мяч после отскока от передней стены попал в игрока после первого отскока от пола, розыгрыш должен быть остановлен:
5.9.2.1. если мяч попадает в игрока или его ракетку после отскока от передней стены, перед тем как бьющий игрок попытался ударить мяч, и никаких помех не возникло, тогда бьющий игрок выигрывает розыгрыш, за исключением, если позиция бьющего игрока помешала сопернику избежать попадания мячом, в такой ситуации разрешается переигровка;
5.9.2.2. если мяч попал в соперника или его ракетку после того, как бьющий игрок сделал одну или несколько попыток ударить мяч, тогда разрешается переигровка, только если бьющий игрок смог бы правильно сыграть. В ином случае соперник выигрывает розыгрыш;
5.9.2.3. если не было помехи, но мяч попал в бьющего игрока, тогда соперник выигрывает розыгрыш. Если была создана помеха, тогда применяется Правило 5.8 "Помеха".
5.9.3. Если бьющий попал мячом в соперника, судья на корте всегда должен рассмотреть было ли действие опасным и судить соответственно.
5.10. Апелляции
5.10.1. Во время розыгрыша каждый игрок может остановить игру и обратиться к судье на корте с просьбой пересмотреть вынесенное судьей-маркером решение или его отсутствие, обращаясь "Возражение" ("Appeal please").
5.10.2. Игрок, проигравший розыгрыш, может обратиться к судье на корте с просьбой пересмотреть любое вынесенное судьей-маркером решение (или его отсутствие) в розыгрыше, обращаясь "Возражение" ("Appeal please").
5.10.3. Если судья на корте не понимает какой именно удар в розыгрыше оспаривается, он может попросить игрока объяснить. Если оспаривается более одного решения, судья на корте обязан рассмотреть каждую ситуацию отдельно.
5.10.4. После ввода мяча в игру ни один из игроков не может оспорить решения по предыдущим розыгрышам за исключением порванного мяча.
5.10.5. В конце гейма любая апелляция, касающаяся последнего розыгрыша, должна быть заявлена сразу.
5.10.6. На возражение по вынесенному судьей-маркером решению или его отсутствию судья на корте должен:
5.10.6.1. если вынесенное судьей-маркером решение или его отсутствие было правильным, тогда результат розыгрыша остается прежним;
5.10.6.2. если заявление судьи-маркера было ошибочным, тогда назначается переигровка, за исключением если игрок мог сыграть выигрышный мяч, в таком случае розыгрыш выигрывает бьющий игрок;
5.10.6.3. если подача или прием подачи были неправильными, а судья-маркер не заявил об этом, присудить победу в розыгрыше второму игроку;
5.10.6.4. если судья на корте не уверен была ли подача правильной - назначить переигровку;
5.10.6.5. если судья на корте не уверен был ли прием правильным - назначить переигровку, за исключением, если заявление судьи-маркера остановило выигрышный удар второго игрока, в таком случае розыгрыш присудить второму игроку.
5.10.7. В любой ситуации решение судьи на корте окончательное.
5.11. Мяч
5.11.1. Если мяч порвался во время розыгрыша, тогда назначается переигровка данного розыгрыша.
5.11.2. В случае если игрок остановил розыгрыш и апеллирует о порванном мяче, но оказалась, что мяч в порядке, тогда этот игрок проигрывает розыгрыш.
5.11.3. Если до выполнения приема подачи, принимающий игрок обнаружит, что мяч порван и судья на корте не может определить, когда мяч порвался, тогда судья на корте должен назначить переигровку последнего розыгрыша перед подачей.
5.11.4. Игрок, который хочет апеллировать в конце матча, что мяч порван, должен сделать это немедленно до того как покинуть корт.
5.11.5. Мяч должен быть заменен по согласию обеих игроков или в случае согласия судьи на корте с запросом одного из игроков.
5.11.6. Если в течение игры мяч был заменен на новый или в матче был допущен перерыв, игрокам разрешается "разогреть" мяч. Игра возобновляется по соглашению двух игроков или по решению судьи на корте.
5.11.7. Мяч должен находиться в пределах корта в течение всего матча до тех пор, пока судья на корте не разрешит забрать его.
5.11.8. Если мяч застрял в какой-либо части корта, тогда назначается переигровка.
5.11.9. Переигровка может быть назначена в случае, когда мяч дотронулся постороннего предмета на корте.
5.11.10. Переигровка не назначается из-за какого-либо необычного отскока мяча.
5.12. Отвлечение внимания
5.12.1. В случае помехи (отвлечение внимания) каждый игрок может просить "Лэт", но должен это делать сразу.
5.12.2. При отвлечении внимания одним из игроков:
5.12.2.1. назначается переигровка, если отвлечение внимания было случайным за исключением, если игрок мог нанести выигрышный удар, тогда очко "Stroke" для бьющего;
5.12.2.2. при умышленном отвлечении применяется Правило 5.15 "Поведение".
5.12.3. В случае, когда отвлечение внимания было вызвано не игроком, тогда назначается переигровка. За исключением, если в результате помехи был остановлен выигрышный удар, тогда розыгрыш выигрывает бьющий игрок.
5.12.4. Бурная реакция зрителей на некоторые моменты игры может возникнуть прямо во время розыгрыша. Чтобы дать зрителям возможность переживать за игру, Правило 5.12.3 может не применяться. При появлении внезапного шума зрителей игроки должны продолжать игру, а судье на корте допустимо не просить зрителей быть тише. Но если игрок остановил игру из-за шума или одиночного звука за пределами корта, тогда может быть назначена переигровка по причине отвлечения внимания.
5.13. Упавший предмет
5.13.1. Игрок, у которого упала ракетка, может поднять ее и продолжать игру. Исключение: мяч коснулся ракетки, отвлечение внимания или судья на корте применил Правило 5.15 "Поведение".
5.13.2. Если бьющий игрок роняет ракетку из-за помехи, он может просить переигровку.
5.13.3. Если соперник роняет ракетку из-за контакта, произошедшего когда бьющий пытался дойти до мяча, тогда он может просить "Лэт", применяется Правило 5.12 "Отвлечение внимания".
5.13.4. Если какой-либо предмет кроме ракетки игрока упал на пол во время розыгрыша, тогда:
5.13.4.1. в случае когда предмет выпал у игрока без какого-либо контакта с соперником, соперник выигрывает розыгрыш;
5.13.4.2. если предмет упал у игрока по причине контакта с соперником, тогда назначается переигровка за исключением ситуаций, если бьющий мог нанести выигрышный удар, либо если игроком была заявлена просьба "Лэт" по причине помехи, тогда применяется Правило 5.8 "Помеха";
5.13.4.3. если источником постороннего предмета не являются игроки, тогда назначается переигровка;
5.13.4.4. выигрышный удар бьющего игрока был прерван, в таком случае розыгрыш выигрывает бьющий игрок;
5.13.4.5. если упавший предмет остается незамеченным до завершения розыгрыша, победитель розыгрыша определяется естественным образом.
5.14. Кровотечения, заболевания и травмы
5.14.1. Заболевание
5.14.1.1. Игрок, который чувствует себя плохо или не в состоянии продолжать матч по причине болезни (за исключением кровотечения или травмы), должен продолжить матч немедленно или отдать текущий гейм и получить 90 секунд перерыва. Болезнь подразумевает: спазмы разного рода (например, свело мышцы), уже имеющаяся или возникающая тошнота, затрудненное дыхание, включая астму. Можно отдать только один гейм, после этого игрок должен возобновить матч или признать поражение.
5.14.1.2. В случае если игрока стошнило на корт или какое-то другое его действие привело корт в состояние, при котором невозможно продолжать матч, тогда соперник выигрывает матч.
5.14.2. Травма
Действия судьи на корте:
5.14.2.1. если не уверен, что была нанесена травма, должен предложить игроку продолжать матч или отдать гейм и воспользоваться 90-секундным перерывом, после чего игрок должен возобновить матч или признать поражение. Игрок может отдать только один гейм;
5.14.2.2. если уверен, что была нанесена травма, должен определить ее категорию и сообщить игрокам сколько времени разрешено для оправки. Время, чтобы оправиться после травмы, дается только если травма действительно имела место;
5.14.2.3. если уверен, что та же травма повторилась в матче, должен предложить игроку продолжать матч или отдать гейм и воспользоваться 90-секундным перерывом, после чего игрок должен возобновить матч или признать поражение. Игрок может отдать только один гейм.
Внимание: игрок который отдал гейм, сохраняет все свои ранее добытые очки.
5.14.3. Категории травм.
5.14.3.1. Самоповреждение - травма была нанесена самим игроком.
Включает в себя мышечный разрыв, растяжение связок или ушиб, в результате столкновения со стеной или падения.
Игроку разрешено сделать 3-х минутный перерыв, если после него игрок не готов возобновить матч, он может отдать гейм и воспользоваться 90-секундным перерывом, после чего он должен возобновить матч или признать поражение. Можно отдать только один гейм.
5.14.3.2. Если полученная травма - это результат непреднамеренных действий обоих игроков, то травмированный игрок получает 15 минут перерыва. Перерыв может быть продлен еще на 15 минут по решению судьи на корте. Если игрок не может продолжить матч, то матч выигрывает соперник. Счет в том розыгрыше, где игрок был травмирован, остается.
5.14.3.3. Травма была нанесена исключительно действиями соперника.
5.14.3.3.1. Если травма была нанесена соперником случайно, тогда должно применяться Правило 5.15 "Поведение". Травмированному игроку разрешается 15-ти минутный перерыв. Если по истечению времен игрок не может возобновить матч, тогда травмированный игрок выигрывает матч.
5.14.3.3.2. Если травма вызвана исключительно по вине соперника, его опасной игры или других умышленных действий и травмированному игроку нужно время на то чтобы оправиться после травмы, тогда он выигрывает матч. Если травмированный игрок может продолжать матч без перерыва, тогда Правило 5.15 "Поведение" должно быть применено.
5.14.4. Травма с кровотечением
Травма с кровотечением определяется в ситуации когда произошло кровотечение, и объем вытекающей крови достаточен для того чтобы запачкать соперника или поверхность корта. Травмы в виде царапин, ссадин и прочие повреждения без кровопотери рассматриваются как травмы без кровотечения, и матч должен продолжаться. Видимые пятна крови, просочившейся сквозь бинт или одежду, тоже не считаются травмой с кровотечением. Если травма с кровотечением имела место, травмированный игрок должен покинуть корт, и судья на корте должен лично проконтролировать возвращение игрока на корт за возможное максимально короткое время, исходя из следующих правил.
5.14.4.1. Самоповреждение - травма была нанесена самим игроком или случилась с ним по естественным причинам, например, в результате падения, броска на корт, столкновения, кровотечения из носа и т.п. Игроку дается пять минут на остановку кровотечения и прикрытие раны. Судья на корте должен запустить секундомер сразу в начале действий по устранению кровотечения. Если пострадавший игрок не готов возобновить матч после пяти минут, он должен (если это возможно) отдать текущий гейм и воспользоваться временем между геймами для дальнейших действий по устранению кровотечения. Если кровотечение с того же самого места повторится далее в матче игроку не полагается больше время, игрок может отдать текущий гейм (если это возможно) и воспользоваться временем между геймами.
Если кровотечение с того же самого места повторится далее в матче, но повтор в результате совместных действий игроков (смотри 5.14.4.2) пострадавший игрок должен получить приемлемое время на остановку кровотечения.
Если в отведенное время игроку не удалось остановить кровотечение, ему засчитывается поражение в матче.
5.14.4.2. Если травма это результат непреднамеренных действий обоих игроков, игроку полагается разумное возможное время на остановку кровотечения и прикрытие раны. Время определяет судья на корте, по возможности с консультацией присутствующего медработника. Если кровотечение с того же самого места повторится далее в матче без вины игрока или обоих игроков, травмированному игроку полагается вновь разумное возможное время на остановку кровотечения. Если же повторное кровотечение произошло по вине игрока, тогда время не полагается и игрок должен (если это возможно) отдать текущий гейм и воспользоваться временем между геймами для дальнейших действий по устранению кровотечения.
Если по истечении выделенного времени игроку не удается остановить кровотечение, судья на корте останавливает матч и ему засчитывается поражение.
5.14.4.3. Травма с кровотечением была нанесена исключительно действиями соперника.
5.14.4.3.1. Если травма была нанесена в результате случайного действия соперника, игроку полагается разумное возможное время на остановку кровотечения и прикрытие раны. Время определяет судья на корте по возможности с консультацией присутствующего медработника. Если травмированный игрок не сможет возобновить матч после истечения положенного времени, судья на корте присуждает ему победу в матче. Если кровотечение с того же самого места повторится далее в матче, без вины игрока или обоих игроков, травмированному игроку полагается вновь разумное возможное время на остановку кровотечения. В случае невозможности остановки кровотечения травмированному игроку присуждается победа в матче. Если же повторное кровотечение произошло по вине игрока, тогда время не полагается и игрок должен (если это возможно) отдать текущий гейм и воспользоваться временем между геймами для дальнейших действий по устранению кровотечения.
Если по истечении выделенного времени игроку не удается остановить кровотечение, победа в матче присуждается сопернику.
5.14.4.3.2. Если травма вызвана исключительно по вине соперника, его опасной игры или других умышленных действий, тогда Правило 5.15 "Поведение" должно быть применено и травмированному игроку присуждается победа в матче.
5.14.4.4. После остановки матча корт должен быть убран, окровавленная одежда заменена.
5.14.5. Травмированный игрок должен возобновить матч по истечению полученного времени на восстановление. Игрокам должно быть предоставлено время для возобновления матча.
5.14.6. Травмированный игрок всегда решает возобновить ему матч или нет.
5.15. Поведение
5.15.1. Игроки должны соблюдать все правила соревнований, в дополнении к вышеперечисленным Правилам.
5.15.2. Игроки не могут размещать какой-либо предмет в пределах корта.
5.15.3. Игроки не могут покидать корт во время гейма без разрешения судьи на корте.
5.15.4. Игроки не могут просить замены судьи на корте или судьи-маркера.
5.15.5. Поведение игроков не должно быть агрессивным, оскорбительным, опасным или другим недопустимым в спорте.
5.15.6. Если поведение игрока неприемлемо, тогда судья на корте должен наказать его, остановив матч в случае необходимости.
Неприемлемое поведение включает в себя:
5.15.6.1. словесные и визуальные оскорбления;
5.15.6.2. вербальные, физические и прочие унижения;
5.15.6.3. чрезмерный или умышленный физический контакт, в том числе отталкивание противника;
5.15.6.4. опасная игра, включая чрезмерный замах ракеткой;
5.15.6.5. пререкания с судьей на корте или судьей-маркером;
5.15.6.6. нанесение повреждения снаряжению или корту;
5.15.6.7. нечестное использование времени для разминки;
5.15.6.8. затягивание матча, включая несвоевременное возвращение на корт;
5.15.6.9. целенаправленное отвлечение внимания;
5.15.6.10. получение советов/подсказок во время матча.
5.15.7. Если судья на корте посчитает поведение игрока неприемлемым, тогда он может вынести Предупреждение (Conduct Warning), Штрафное очко, присужденное сопернику (Conduct Stroke), Штрафной гейм (Conduct Game) или Штрафной матч (Conduct Match) в зависимости от нарушения.
5.15.8. Судья на корте может объявить больше чем одно Предупреждение (Conduct Warning), Штрафное очко, присужденное сопернику (Conduct Stroke) или Штрафной гейм (Conduct Game) для каждого игрока, чье поведение нарушает правила, но каждое такое наказание, за такое же нарушение как раньше, не может быть менее суровое чем предыдущее.
5.15.9. Судья на корте может вынести предупреждение или наказание в любое время, в том числе во время разминки и после окончания матча.
5.15.10. В случае, когда судья на корте:
5.15.10.1. останавливает матч, чтобы объявить о Предупреждении (Conduct Warning), тогда он может объявить и о переигровке;
5.15.10.2. останавливает матч, чтобы присудить очко сопернику (Conduct Stroke), тогда Stroke становится результатом розыгрыша;
5.15.10.3. наказывает игрока очком (Conduct Stroke) после завершения розыгрыша, результат розыгрыша остается прежним, а Stroke становится дополнительным очком и не влияет на смену поля подачи;
5.15.10.4. присуждает игроку гейм (Conduct Game) в ходе розыгрыша или если в данный момент не разыгрывается никакой гейм тогда следующий гейм. Во втором случае 90-секундный перерыв для игроков между геймами не разрешается;
5.15.10.5. присуждает гейм (Conduct Game) или матч (Conduct Match), нарушивший правила игрок сохраняет все очки и все ранее выигранные игры.
5.15.11. Если судья на корте объявил какое-либо наказание, оно должно быть правильно задокументировано.
5.15.12. Смотри также Приложение N 11 - Указания как поступать при нарушении Правила 5.15.