Подраздел 43. "Правила вида спорта "спорт сверхлегкой авиации" (утв. приказом Минспорта России от 20.01.2025 N 43)
Подраздел 43. Содержание спортивных соревнований в спортивных дисциплинах "общие дисциплины моторного полета" и "парамотор"
Подраздел 43. Содержание спортивных соревнований
в спортивных дисциплинах "общие дисциплины моторного полета"
и "парамотор" 
43.1. Упражнения.
43.1.1. Каталог упражнений на спортивное соревнование вместе с методом оценки упражнений разрабатывается как приложение к положению (регламенту) соревнований на основе Главного каталога упражнений (Приложение 2 к Правилам). Во время спортивного соревнования разыгрываемые упражнения разрабатываются главным судьей на основе Каталога упражнений.
43.1.2. Перечень упражнений на спортивном соревновании.
Для спортивных дисциплин "общие дисциплины моторного полета" упражнения делятся на три категории:
а) A - на навигацию;
б) B - на максимальные возможности;
в) C - на точность.
Для спортивных дисциплин: "парамотор" упражнения делятся на три категории:
а) A - на навигацию;
б) B - на экономию;
в) C - на точность.
Любые упражнения могут ставиться более одного раза, как с одинаковыми, так и с разными условиями их выполнения.
В любом упражнении, требующем предварительной оценки скорости или времени, организатор может расположить на маршруте скрытые ворота, через которые участник должен пройти, если он соблюдает правильный курс. Если участник не пролетел через такие ворота или пролетел в целях уменьшения погрешности навигации во времени/скорости по неправильной траектории (например, укороченной), ему начисляются штрафные очки. На брифингах не дается никакая информация о существовании или местонахождении скрытых ворот, а также о методах их контроля.
43.1.3. В каждый соревновательный день ставится упражнение, которое выбирается из Каталога упражнений, в соответствии с погодными условиями. Упражнения категории C могут быть совмещены с упражнениями категорий A или B или поставлены отдельно, как это будет определено на брифинге.
43.1.4. Упражнения рекомендуется ставить в следующих соотношениях:
Для спортивных дисциплин "общие дисциплины моторного полета":
а) A - 50% от всего количества упражнений;
б) B - 30% от всего количества упражнений;
в) C - 20% от всего количества упражнений.
Для спортивных дисциплин "парамотор":
а) A - 1/4 от всего количества упражнений;
б) B - 1/4 от всего количества упражнений;
в) C - 2/4 от всего количества упражнений.
Если спортивное соревнование проводится по нескольким спортивным дисциплинам, упражнения для каждой спортивной дисциплины могут отличаться.
Главный судья определяет на брифинге время старта, время закрытия финиша и ППМ, а также время, к которому все моторные СЛА должны приземлиться. Если старт задерживается, время закрытия финиша и поворотных пунктов также сдвигается на соответствующий срок, если это не определено иначе на предполетном брифинге.
При изменении погоды Главный судья при необходимости может заменить упражнение на другое. Для этого необходимо сообщить о замене всем участникам на брифинге. Если к выполнению упражнения приступил хоть один участник спортивного соревнования, упражнение не меняется.
43.1.5. Старт в упражнении.
43.1.5.1. Список последовательности взлетов моторных СЛА, кроме парамоторов, составляется в соответствии с заявленной скоростью от самого быстрого до самого медленного с целью избежать столкновений во время полета. Представители команд заявляют планируемые скорости своих моторных СЛА не позднее, чем за 2 часа до первого упражнения. Стартовый список публикуется или объявляется на брифинге как можно раньше, но не позже чем за 1 час до начала первого упражнения.
43.1.5.2. Порядок старта указывается в описании упражнения и объявляется на брифинге. Порядок взлета может быть:
а) взлет по графику, составленному в результате жеребьевки проведенной организатором;
б) открытое окно;
в) текущий или обратный стартовый список.
43.1.5.3. Для каждого моторного СЛА устанавливается время взлета в инструкции выдаваемой перед упражнением, за исключением открытого окна. Для заданий по навигации это время установлено в часах (ЧЧ), минутах (ММ) и секундах (СС) в следующем формате: ЧЧ:ММ:СС (например, 12:05:00). На взлет дается одна минута. Отправная точка движения моторного СЛА для плавного взлета, рассматривается, таким образом, как старт. Предварительный старт или его пропуск штрафуются, если иное не установлено на брифинге, на 10% от общего результата упражнения.
43.1.5.4. Участнику разрешается стартовать более одного раза в одном упражнения, если это предусмотрено в регламенте соревнования. Однако, каждое упражнение выполняется только один раз. Количество попыток старта определяется в описании упражнения.
43.1.5.5. Участник может вернуться на аэродром в течение 5 минут после взлета по соображениям безопасности или в случае отказа бортового регистратора. В этом случае дальнейший старт может быть разрешено сделать без штрафных санкций, но следует учитывать что участник не должен каким-либо образом извлекать выгоду из повторного старта. Исключения и штрафы должны быть указаны в описании упражнения.
43.1.5.6. Директор соревнования может приостановить полеты после начала стартов в случае, если их продолжение представляет опасность. Если период запрета длится достаточно долго и создает неравные условия для участников спортивных соревнований, Главный судья соревнования отменяет упражнение. Как только все участники стартовали или имели возможность совершить старт, упражнение не может быть отменено, за исключением непредвиденных обстоятельств, которые могут повлиять на безопасность полетов.
43.1.5.7. Взлет с ног (для СЛА: мотодельтаплан, мотопараплан) должен производиться без посторонней помощи и не касаясь поверхности земли элементами аппарата во время разбега. Поверхность земли в радиусе 300 м от точки старта не должна иметь уклон более 3%.
43.1.5.8. Линии старта и финиша представляют собой ворота, обозначенные на земной поверхности или данные в описании упражнения и привязанные к характерным ориентирам, обозначенными на карте.
43.1.5.9. Если участников просят сделать заявление, то они заполняют декларацию в рамках подготовки к полету и передают судье перед взлетом до пересечения линии старта. Участник подписывает эту декларацию, также он может сделать копию для себя. Судьи не должны получать не подписанные декларации. Участник может попросить судью подписать его копию. Если будут различия между этими декларациями, судья имеет право отказаться от подтверждения копии декларации пилота.
43.2. Общие правила выполнения упражнений.
43.2.1. Условия заправки топливом даются участникам на брифинге.
43.2.2. Участники должны проходить заданный маршрут в соответствии с условиями, установленными на брифинге.
43.2.3. В спортивных дисциплинах "парамотор" участники должны производить взлет на площадках установленной площади, не более, чем 100 x 100 метров в условиях штиля. В пределах 200 метров от границы посадочной площадки не должно быть каких-либо существенных препятствий. Все очертания границ посадочной площадки должны быть четко видны с воздуха. В спортивных дисциплинах "общие дисциплины моторного полета" взлеты и посадки на спортивных соревнованиях производятся на палубе размером 125 x 25 метров, для задания "Точность коротких взлета и посадки", в пределах палубы 190 x 25 метров. Экипаж моторного СЛА, не способного вырулить с палубы без посторонней помощи после посадки, получает ноль очков. Положения о посадке в случае аварийной ситуации должны быть указаны на брифинге. Несоблюдение инструкций, касающихся чрезвычайных ситуаций, наказывается штрафом.
Длина палубы корректируется на высоту с увеличением на 7% для каждых полных 300 метров высоты, с округлением результата до ближайшего целого метра. Ширина палубы может быть уменьшена для регулировки в соответствии с шириной существующей взлетно-посадочной полосы.
Чтобы свести к минимуму вероятность неправильного применения штрафных санкций при приземлении на посадочных палубах, подготовленных на травяных взлетно-посадочных полосах, зона подхода к посадочной палубе должна быть покрыта коротко скошенной травой. Длина зоны захода на посадку должна быть не менее длины посадочной палубы, если иное не ограничено физическими ограничениями места проведения спортивного соревнования.
43.2.4. Посадки в упражнениях на точность выполняются в пределах стандартной палубы, разбитой на секции, соответствующие очкам. Если любая часть моторного СЛА коснется земли до палубы или выйдет за ее пределы после посадки, экипаж получает ноль очков. Экипаж моторного СЛА, кроме парамоторов, не способного вырулить с палубы без посторонней помощи, также получает ноль очков.
43.2.5. Контроль прохождения маршрута осуществляется трекерами или опечатанными приборами ГНСС.
43.2.6. Официальная карта, или копии ее части, является единственной картой, которую разрешается использовать или иметь во время полета для выполнения упражнения или с которой можно ознакомиться в зоне карантина до или после полета.
43.2.7. Маршрутные фотографии, используемые для навигационных упражнений моторных СЛА, должны быть сделаны с воздуха, желательно с высоты между 150 метров и 300 метрами AGL и в направлении полета. Объект на фотографии, который должен найти участник, не должен располагаться более 200 метров от линии полета.
Объект, который должен быть найден участником, должен указываться кругом на фотографии. В противном случае центр фотографии принимается в качестве ориентира для расположения фотографии на карте.
43.2.8. Знаки, выложенные на местности, представляют собой геометрические фигуры, буквы, цифры: квадрат, треугольник, круг и другие (кроме Т, +, стрелки). Размером не менее 1,5 x 1,5 метра.
По решению ГСК в качестве условных целей могут быть назначены характерные объекты на линии маршрута, которые следует опознать и привязать по карте. Знаки не должны быть выложены ближе от высотных объектов (деревья, искусственные сооружения), чем проекция вершины на землю под углом 30 градусов.
Выполняя полет по заданному маршруту, участник обязан нанести на карту (схему) обнаруженные им знаки с привязкой к местности. Точность привязки не более 2 миллиметов карты. Знаки и объекты с фотографий, указанные с точностью 2 - 5 миллиметров карты, в подсчет очков не входят. Знаки и объекты с фотографий, указанные с точностью более 5 миллиметров карты штрафуются.
Карту (схему) с нанесенными на ней обнаруженными целями и объектами с выданных фотографий, участник передает сразу после посадки представителю судейской коллегии.
Знаки и объекты запечатленные на фотографиях не могут находиться ближе, чем 1.5 километров от известного ППМ (ТР).
43.2.9. Ворота, представляют собой, как правило, прямую линию шириной 400 метров, перпендикулярную маршруту. Информация о использовании в упражнении ворот другого размера доводится на брифинге дополнительно.
Ворота могут быть:
а) известные ворота. Позиция и высота пересекаемых ворот указывается на брифинге;
б) скрытые ворота. Высота, которую необходимо сохранять на протяжении участка маршрута где расположены эти ворота, определяется на брифинге.
Доказательством пересечения ворот и времени их пересечения служит отчет судьи или подтверждающая запись Трекера, данное правило устанавливается на брифинге.
43.2.10. ППМ (TP) могут быть:
а) известные ППМ (TP). Их расположение и описание даются на брифинге;
б) неизвестные ППМ (TP). Инструкция по их нахождению, и их описание даются на брифинге.
Доказательством достижения контрольной точки могут быть:
а) записанные участником спортивного соревнования символы и их расположение в таблице (списке) значений;
б) отчет судьи;
в) трек из трекера.
Точные условия указываются в описании заданий.
43.2.11. В упражнениях по навигации для известных ППМ (TP) должна указываться дальность от точки старта в описании задания, выдаваемых экипажу, с точностью 100 метров или менее. Это расстояние должно использоваться для оценки времени. Временные ворота не могут устанавливаться более чем в 30 километров. от точки с известными расстоянием. Для проверки времени на дистанции большей чем 30 километров от ППМ с известной дальностью или на неизвестной трассе, время должно быть проверено путем проверки путевой скорости или времени, прошедшего между двумя воротами.
43.2.12. ППМ (TP) считается пройденным, если минимум одна зафиксированная бортовым регистратором точка расположена внутри выделенной зоны, или если прямая линия, соединяющая две последовательно расположенные точки Фикс проходит через выделенную зону (Рисунок 2).
Рисунок 2. Порядок прохождения ППМ (TP)
Оцениваемая зона ППМ (ТР) представляет собой цилиндр бесконечной высоты, перпендикулярный к поверхности земли (вертикаль), с центром в определяемой точке, и радиусом в 200 метров (Рисунок 3). Информация о использовании в упражнении радиуса ППМ отличного от 200 метров доводится на брифинге дополнительно. Директор соревнования или Главный судья может расширить радиус ППМ на значение, компенсирующее колебания, вызванные неточностью метода измерения (для ГНСС погрешность составляет 25 метров, и данная погрешность вызвана округлением значения координат в программе, производящей оценку). Эти допустимые колебания, компенсирующие погрешность метода измерения, не могут использоваться участниками для получения преимущества, путем увеличения отмеченной зоны. Это гарантирует, что участник, точно прошедший ППМ в пределах 200 метров радиуса, будет всегда точно оценен и получит свои очки. Поворот, выполненный перед ППМ под острым углом, не может быть рассмотрен как полет в обратном направлении, или кружение над маршрутом.
Рисунок 3. Оцениваемая зона ППМ (TP)
43.2.13. Временные ворота TG - это перпендикуляр к поверхности, и к земле, и к маршруту, шириной 400 метров плюс 25 метров допустимых колебаний с обеих сторон от оси маршрута, и бесконечной высоты (Рисунок 4). Колебание в 25 метров предназначено для компенсирования погрешности метода измерения и не может использоваться участниками для получения преимущества, путем увеличения отмеченной зоны. Это лишь гарантирует, что участник, точно прошедший TG в пределах 200 метров радиуса, будет всегда точно оценен и получит свои очки. Информация о использовании в упражнении ворот с иной шириной доводится на брифинге дополнительно.
Рисунок 4. Временные ворота
43.2.14. В упражнениях по навигации содержатся известные (CG) и скрытые ворота (HG). Известные ворота обычно расположены на ИПМ (SP) и на КПМ (FP), если иное не установлено на брифинге. Известные ворота всегда формируются либо географическим объектом, отмеченным на карте (различные шоссе, дороги, перекрестки, железные дороги, русла рек, дамбы, водоемы и прочие подобные объекты), либо они отмечаются на земле белыми полотнищами, расположенным по прямой линии в направлении, перпендикулярном направлению маршрута, с интервалом в 10 метров друг от друга. Скрытые ворота могут быть расположены где угодно на маршруте, и их расположение не отмечено на картах, выдаваемых участникам, и не раскрывается каким-либо другим образом. Временные ворота необходимо всегда проходить в правильном направлении (Рисунок 5). Полет сквозь временные ворота в обратном направлении не рассматривается как надлежащее их прохождение, и, в случае, если ворота расположены на прямой линии, такой полет в обратном направлении расценивается как доказательство полета в обратном направлении. Временные ворота также могут быть расположены в точке нахождения ППМ. Полет через ворота, расположенные на ППМ, где маршрут образует угол более 90°, не рассматривается как полет в обратном направлении и штрафные очки не начисляются. Если участник точно проходит и ворота и ППМ, он получает очки и за ворота и за ППМ. Если участник правильно проходит ППМ, но не правильно проходит ворота, или не проходит их совсем, очки начисляются только за прохождение ППМ. В случае, если участник пропускает ППМ, он не получает очки ни за ворота, ни за ППМ.
Рисунок 5. Порядок прохождения временных ворот
43.2.15. Карантин перед взлетом и взлет. Все участники размещают свои моторные СЛА для подготовки к выполнению упражнения на линии в месте, обозначенном их номером участника спортивного соревнования не позднее, чем за 30 минут до первого Tp и обязаны закрепить (заякорить) его и оставить в карантинной зоне. Если планируется посадка на каких-либо других аэродромах, участник должен иметь оборудование для парковки в СЛА (только крепления и веревки, молоток или топор будут доступны для использования на соответствующих аэродромах).
Экипаж находится в непосредственной близости от своего моторного СЛА за 10 минут до Tp времени. В эти 10 минут проводится инспекция моторного СЛА и опечатывание Трекеров или ГНСС устройств судьями.
Вся подготовка к полету выполняется в моторном СЛА или в непосредственной близости от него. Для подготовки к полету используют те инструменты, которые определены на брифинге. Выход из карантина производится только с разрешения судьи, при этом дополнительного время не добавляется для планирования и подготовки к полету.
Во время T1 - спортсмен выруливает до линии взлета, обозначенной на местности. Если никакой дополнительной информации не будет, то участник следует стандартной процедуре взлета, определяется лишь стартовая точка. Стартовые точки (ИПМ) определены для всего спортивного соревнования. После взлета участник пересекает SP (ИПМ) во время T2 и следует по маршруту в соответствии с условиями выполнения упражнения.
43.2.16. Посадка и карантин после посадки. После прохождения конечной точки маршрута участник должен лететь прямо к аэродрому назначения, по установленной глиссаде на посадочную площадку. Участник должен быть над аэродромом назначения не позднее, чем во время прохождения FP(КПМ) + T3.
Если участник не проинформирован относительно процедуры окончания упражнения, то он принимает самостоятельное решение, с учетом сложившейся ситуации на конечном этапе выполнения упражнения и производит посадку в соответствии с инструкцией аэродрома. Стандартный круг захода на посадку - левый круг.
После приземления участник выруливает в карантинную зону. Информация о карантинной зоне (ее месте и размерах) доводится на первом брифинге.
Сразу же после парковки моторного СЛА участник сдает свои трекер, бортовые регистраторы или фотоаппараты судьям. Участнику дается 15 минут после остановки для подготовки и сдачи его доклада о выполнении упражнения судье.
43.2.17. Посадки вне заданного пункта.
Посадка вне заданного пункта оценивается в ноль очков, если на брифинге не оговорено иначе. Если участник совершит посадку вне установленного пункта в данном упражнении по какой бы то ни было причине, он обязан немедленно сообщить об этом организаторам по телефону не позднее времени закрытия упражнения. В случае посадки по причине окончания топлива, он может сорвать печать на топливном баке, дозаправиться и лететь на аэродром назначения возвращаясь вдоль дороги подбора, брифинге. указанной на предполетном Необходимо сделать фотографии места такой посадки и записать имя и адрес свидетеля - любого лица, не являющегося членом команды этого участника. По возвращении на базу участники должны немедленно обратиться в службу подбора со своим отчетом, фото или бортовым регистратором. При невыполнении указанных действий без уважительных причин результат участника аннулируется в данном упражнении.
После посадки парамотора участник должен сложить крыло, чтобы показать другим, что он не нуждается в помощи.
Участник спортивного соревнования, приземлившийся чтобы помочь травмированному участнику, не должен оказаться в невыгодном положении по сравнению с другими участниками, что определяется решением главного судьи.
43.2.18. Предотвращение столкновения. Должны соблюдаться схемы захода на посадку, при этом необходимо постоянно контролировать окружающую обстановку. СЛА, входящий в термический поток, должен в полете лететь в спирали в том же направлении, что задано первым СЛА, независимо от разделяющей их высоты. Во время выполнения маршрутных упражнений участники ни при каких обстоятельствах не должны лететь по линии заданного пути в направлении противоположном задаче упражнения. Обратный полет определяется как полет с углом более 90 градусов относительно предполагаемого направления полета вдоль линии заданного пути (ЛЗП) в коридоре, который определен шириной, используемой для установленных ворот и диаметром цилиндров ППМ (ТР) в упражнении. В поворотных точках маршрута (ТР), обратный полет определяется радиусом поворота, заданного расстоянием от центра ТР до точки пересечения между двумя коридорами, как определено на рисунке 6.
Рисунок 6. Направление полета
В упражнениях, обратный путь определяется как повторное соединение активного трека полета с предшествующей точкой.
В упражнениях с более чем одним возможным активным треком полета (например, навигация "шестеренки" с неизвестными отрезками) все линии трека должны рассматриваться как активные.