Подраздел 23. "Правила вида спорта "спорт сверхлегкой авиации" (утв. приказом Минспорта России от 20.01.2025 N 43)
Подраздел 23. Содержание спортивного соревнования для спортивных дисциплин "маршрутные дисциплины свободного полета" и "скоростные дисциплины свободного полета"
Подраздел 23. Содержание спортивного соревнования
для спортивных дисциплин "маршрутные дисциплины свободного
полета" и "скоростные дисциплины свободного полета" 
23.1. Упражнения.
23.1.1. Виды упражнений.
23.1.1.1. Для спортивных дисциплин "свободный полет", в которых в качестве спортивного снаряда используется дельтаплан, используются следующие упражнения: "полет на открытую дальность" и группа упражнений "полет до цели", в которую включены следующие упражнения (далее - "упражнение полет до цели"):
а) полет до цели по прямой на дальность или на скорость;
б) полет до цели через один или несколько поворотных пунктов маршрута на дальность или на скорость;
в) полет до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута на дальность или на скорость;
г) полет до цели с возвращением через несколько поворотных пунктов маршрута на дальность или на скорость;
д) полет по треугольному маршруту на дальность или на скорость.
23.1.1.2. Для спортивных дисциплин "маршрутные дисциплины свободного полета" и "скоростные дисциплины свободного полета", в которых в качестве спортивного снаряда используется параплан, используются следующие упражнения: "полет на открытую дальность" и "полет до цели".
23.1.1.3. Полет до цели.
При постановке упражнения "полет до цели" задача участника состоит во взлете в установленном месте для взлета и во время действия временного периода для взлета, достижении всех заданных контрольных зон в правильном порядке и направлении (на вход или на выход), включая пересечения окружности (взятие) стартового цилиндра в установленное время и пересечения участником Финиша.
Если установлено предельное время завершения упражнения, упражнение должно быть выполнено только до достижения установленного времени. В случае если участником не выполнено упражнение на момент наступления установленного времени завершения упражнения, засчитывается только результат участника, достигнутый на момент наступления времени завершения упражнения.
23.1.1.4. Полет на открытую дальность.
При постановке упражнения "Полет на открытую дальность", задача участника состоит во взлете в установленном месте для взлета и во время действия временного периода для взлета, достижении всех заданных контрольных зон в правильном порядке и направлении (на вход или на выход), включая пересечения окружности (взятие) стартового цилиндра в установленное время, а затем полета на максимальную дистанцию в указанном направлении или, если разрешено, в любом направлении от крайней контрольной зоны. Результатом участника засчитывается результат, достигнутый на момент наступления времени завершения упражнения.
23.1.2. Постановка упражнения.
23.1.2.1. При постановке упражнения должны быть установлены следующие параметры упражнения:
а) вид упражнения;
б) место взлета;
в) контрольные зоны;
г) последовательность контрольных зон;
д) дистанция упражнения и скоростного участка;
е) время взлета;
ж) период времени для взлета;
з) старт гонки (Воздушный старт);
и) старт и конец скоростного участка;
к) порядок определения времени старта (стартовые ворота или индивидуальное время);
л) предельное время завершения упражнения.
Для группы упражнений "полет до цели" дополнительно:
а) финиш (вид финиша);
б) указания, какая из контрольных зон является концом скоростного участка, а также конкретные параметры финиша.
Для упражнения "полет на открытую дальность" дополнительно: направление полета для открытой дистанции.
23.1.2.2. Судья, ответственный за постановку упражнения, должен учитывать средний уровень участников при постановке упражнения. Одинаковое упражнение должно быть установлено для всех участников одной спортивной дисциплины. Судья, ответственный за постановку упражнения, может объявить альтернативные упражнения на брифинге для выполнения их в случае изменения погоды, но он не может изменять упражнение после того как произвел взлет первый участник.
23.1.2.3. Комитет по постановке упражнения (таск-комитет) - комитет, в котором включаются не менее двух участников, избранных на главном брифинге, и один представитель организатора спортивного соревнования. Созывается главным судьей соревнования в качестве совещательного органа при определении и постановке упражнения. Постановка упражнения может осуществляться судьей, ответственным за постановку упражнения, без предварительного обсуждения с комитетом по постановке упражнения. Главный судья может заменить члена комитета после консультаций с другими членами комитета.
23.1.2.4. Комитет по безопасности - выполняет функцию оценки предлагаемых упражнений и консультирование судьи, ответственного за постановку упражнения, относительно безопасности каждого предлагаемого упражнения до проведения ежедневного брифинга. Комитет по вопросам безопасности формируется из не менее трех участников, избираемых участниками спортивного соревнования на главном брифинге.
Главный судья соревнования может заменить члена комитета по вопросам безопасности после консультаций с другими членами комитета. Это может быть сочтено необходимым, когда член комитета слишком поздно включается в работу комитета, игнорирует ее или просит о самоотводе.
Судья, ответственный за постановку упражнения, выполняет функцию по определению безопасных или небезопасных условий полетов при выполнении поставленного упражнения, в то время как Комитет по вопросам безопасности выполняет функции проверки поставленного упражнения по соображениям безопасности с точки зрения участников спортивного соревнования. Конечная ответственность за безопасность участника лежит на решениях самого участника при выполнении упражнения и не гарантируется действиями или решениями судьи, ответственного за постановку упражнения, или Комитета по вопросам безопасности.
Ни один участник не может быть одновременно членом Комитета по безопасности и Комитета по постановке упражнения.
23.1.3. Главный брифинг.
На главном брифинге принимают участие все участники спортивного соревнования для целей предварительной подготовки к полетам и общего собрание всех участников спортивных соревнований. Все участники обязаны присутствовать на Главном брифинге.
Главный брифинг должен включать в себя:
а) объявление параметров формулы подсчета очков для спортивного соревнования;
б) выборы Комитета по постановке упражнения и Комитета по безопасности;
в) обзор особенностей летного места в плане безопасности, расположения мест для взлета и штатных площадок для приземления, описания возможных препятствий и помех в полете и при заходе на посадку, особенностей местной метеорологии;
г) обзор особенностей подготовки к полету;
д) сообщение общей радио частоты для участников, частоты безопасности и правил радиообмена;
е) обзор особенностей процедур спасения, правил доклада о происшествии;
ж) обзор особенностей используемого воздушного пространства, зон ограничений и запрещенных для полетов.
23.1.4. Ежедневный брифинг.
Проводится перед началом каждого упражнения для целей предполетной подготовки, разбора полетов предыдущего упражнения, указания судей, постановки упражнения, предоставление информации о выполняемых упражнениях. Все участники обязаны присутствовать на ежедневном брифинге. Главный судья и его заместитель, после обсуждения с комитетом по постановке упражнения и комитетом по вопросам безопасности, объявляет участникам параметры поставленного упражнения, особенности погоды, порядок подбора (если подбор обеспечивается организатором) после выполнения упражнения.
23.1.5. Пригодность Финиша.
Перед постановкой Финиша организаторы спортивного соревнования должны физически проверить, безопасен ли участок для приземления, нет ли каких-либо опасных препятствий на подходах или прилегающей территории. Директор соревнования, должен убедиться, что место приземления на Финише подходит для безопасного приземления до начала спортивного соревнования.
Длина финишной линии не должна превышать пятьсот метров. Требований к радиусу финишного цилиндра не устанавливается.
23.2. Выполнение упражнений.
23.2.1. Очередность взлета участников.
Выполнение упражнения начинается со взлета участника. Участники должны осуществить взлет в месте взлета в соответствии с определенной очередностью с момента наступления времени взлета. По решению директора соревнований, в зависимости от местности в месте взлета, а в случае использования СМВ, в зависимости от типа и количества СМВ, могут быть определены несколько взлетных площадок в рамках места взлета. Для каждой взлетной площадки должна быть сформирована очередность. Для каждых 40 участников должно быть не менее одной взлетной площадки.
Свободный взлет без установленной очереди допускается при использовании достаточно большой зоны места взлета и/или небольшого количества участников.
Если участник не желает взлетать согласно своей очередности, либо истек период времени для взлета участника, старший судья на старте предлагает следующему по очередности участнику произвести взлет, при этом отказавшийся участник помещается в конец очереди.
Очередность взлета дельтапланов определяется жеребьевкой, порядок которой описывается в регламенте соревнования, при этом в каждый день спортивных соревнований очередность взлета должна меняться.
Очередность взлета парапланов: На местах взлета, не имеющей достаточно большой зоны для всех участников, по решению директора соревнования может использоваться способ организации взлета по очереди. Порядок организации очереди указывается в регламенте соревнования или доводиться до участников на Главном брифинг.
23.2.2. Взлетная система "Проталкивание".
При использовании способа организации взлета по очереди, может быть использована система "Проталкивания", о чем должно быть указано в регламенте соревнования. Такая система позволяет любому участнику "протолкнуть" очередь участников вперед, объявив судье на старте "участник N XX толкает", где XX - номер участника объявившего о "проталкивании".
После чего, все участники, расположенные перед указанным участником имеют 30 секунд на принятие решения о взлете, а в случае принятия решения о взлете, предоставляется еще 30 секунд для совершения взлета. Участники, отказавшиеся взлетать, переходят в конец очереди.
Участнику, который не взлетает в течение 30 секунд, после принятия решения взлетать, начисляется ноль очков за упражнение.
Участнику, объявившему о "Проталкивании", при наступлении его очереди на взлет предоставляется 30 секунд для осуществления взлета и не предоставляется времени на принятие решения на взлет. Если участник, объявивший о "Проталкивании", не взлетел в отведенное время, такому участнику начисляется ноль очков за упражнение.
Участник, которые решил использовать "Проталкивание" должен быть готов взлететь немедленно и не может покинуть взлетную площадку после объявления о "Проталкивании". С момента объявления о "Проталкивании" и до завершения указанной процедуры, другие участники, находящиеся в той же очереди (взлетной площадке), что и участник, объявивший о "Проталкивании", не могут объявлять о еще одном "Проталкивании".
При использовании способа организации взлета по очереди, участник, решивший не взлетать в свою очередь и/или не взлетевший по причине истечения периода времени для взлета участника, не может использовать "проталкивание" в этом упражнении.
23.2.3. Повторные взлеты.
При использовании СМВ регламентом соревнования определяется количество взлетов, которое может произвести участник для выполнения упражнения, в остальных случаях, если не оговорено в регламенте соревнования, участникам предоставляется право произвести один взлет для выполнения одного упражнения. Неудачная попытка взлета или проблема с безопасностью, возникшая сразу после взлета, которая привела к приземлению, не считается выполненным взлетом.
Под неудачной попыткой взлета понимается независимые от участника ситуации, включающие в себя технические проблемы, прекращение взлета по причинам безопасности, а также ситуация, когда во время буксировки с использованием СМВ происходит обрыв буксировочного троса, отцеп участника от СМВ по причинам безопасности, технические проблемы СМВ и другие не зависимые от участника причины.
В случае возникновения технической проблемы у участника сразу после взлета участник или руководитель команды должен незамедлительно сообщить главному судье о необходимости вынужденного приземления. После чего, участник должен запросить у Главного судьи право на совершение повторного взлета. Участникам, не соблюдающим это требование, будет засчитано прохождение Минимальной дистанции.
Если разрешены повторные взлеты, то взлетающие второй раз участники не имеют приоритета над другими участниками, которые еще не взлетали.
При использовании СМВ правила повторных взлетов должны быть определены в регламенте соревнования.
23.2.4. Порядок осуществления воздушного старта.
С момента наступления времени взлета и до наступления воздушного старта участники могут свободно летать где угодно, с учетом зон ограниченных для полетов. При наступлении воздушного старта участник должен пересечь старт скоростного. В целях определения времени старта, в соответствии с порядком определения времени старта (индивидуальное время или стартовые ворота), засчитывается последнее пересечение старта скоростного участка в установленном направлении после открытия воздушного старта.
Промежуток времени между временем взлета и воздушным стартом должен соответствовать минимальным периоду времени, в течение которого все участники после наступления времени взлета могут взлететь, набрать необходимую высоту и долететь до старта скоростного участка.
Порядок рестартов задается в регламенте соревнования или на Главном брифинге.
23.2.5. Приостановка, отмена или остановка упражнения.
По соображениям безопасности Главный судья может приостанавливать взлеты, если условия станут не безопасными или погода становиться не пригодной для полетов. Если взлеты приостановлены на короткий период, уполномоченные лица не должны отменять упражнение.
Главный судья соревнования может отменить упражнение по соображениям безопасности или если погода становится непригодной для полетов, до того, как какой-либо участник взлетел.
Главный судья имеет право прекратить (остановить) выполнение упражнения, после того как некоторые или все участники взлетели, только в случае чрезвычайной ситуации, вызванной опасной погодой или другими условиями, которых участники не смогли бы избежать, и которые поставили бы под угрозу их безопасность.
Если упражнение было остановлено, главный судья соревнования должен по рации, на общей частоте соревнования и на частоте безопасности, сообщить об остановке упражнения и о времени остановки. Кроме того, об этом следует уведомить участников через руководителей команд. Там, где это возможно, сообщение также должно повторяться на частотах, используемых командами участников.
23.2.6. Взятие контрольных зон (цилиндра).
Считается, что контрольная зона достигнута, при наличии одной точки трека внутри цилиндра, либо наличием двух последовательных точек трека, которые лежат на противоположных сторонах границы цилиндра.
При этом, для оценки упражнения учитываются следующие требования:
а) взятие контрольной зоны в правильной последовательности;
б) взятие контрольной зоны не ранее воздушного старта, и не позже предельного времени завершения упражнения.
25.2.6.1. Погрешность взятия контрольных зон (цилиндра).
Для компенсации очень незначительных различий в измерениях расстояния, возникающих в результате использования различных алгоритмов измерения расстояния в трекерах и программах оценки треков, при определении того, достиг ли участник контрольной зоны, применяется допуск, состоящий из процента и абсолютного минимума. В результате чего, участник, определяющий расстояние до следующего центра контрольной зоны при помощи своего трекера, мог полагаться на достижение контрольной зоны, когда расстояние, отображаемое таким трекером, оказалось меньше, чем фактически заданный радиус цилиндра контрольной зоны.
Максимальный допуск равен 0,5% от радиуса цилиндра.
Это означает что фактический радиус цилиндра (контрольной зоны) для целей его взятия определяется:
а) Для контрольных зон (цилиндров) на вход: r * 1,005,
б) Для контрольных зон (цилиндров) на выход: r * 0,995,
где r - заданный радиус цилиндра контрольной зоны, центром которой является ППМ.
Абсолютная величина погрешности границы контрольной зоны не может быть менее 5 м.
25.2.6.2. Взятие финиша.
Взятие финиша определяется так же, как и взятие контрольных зон.
Для взятия финиша, в случае использования финишной линии, финишная линия должна быть пересечена в полете. Это требование выполняется, если линия, проведенная между двумя соседними точками в треке участника, пересекает финишную линию в правильном направлении.
Взятие финиша на параплане, при использовании финишной линии, также является пересечение участником границы контрольной зоны финишной линии с любого направления. Для определения того, достигнута ли контрольная зона финишной линии, также применяются погрешности определенные в предыдущем пункте Правил.
Если используется физическая финишная линия, пересечение виртуальной или физической финишной линии считается достижением финиша. Официальное подтверждение судьей на финише пересечения участником финишной линии в полете, отменяет решение о не пересечении финиша, основанное на треке участника. Не пересечение физической финишной линии по очевидным соображениям безопасности, следует трактовать в пользу участников.
Пересечением физической финишной линии на дельтаплане признается пересечении физической финишной линии носом дельтаплана в полете.
Пересечением физической финишной линии на параплане признается пересечение физической финишной линии ногой участника в полете.
23.2.7. Нештатные посадки.
Если место приземление участника отлично от финиша, он должен сообщить о таком приземлении лицу, установленному директором соревнования, лично или любым иным установленным способам с сообщением географических координат места приземления, по возможности в наименее короткий срок с момента приземления, при этом, не позднее предельного времени завершения упражнения или предельного времени сдачи результатов полета.
23.2.8. Все участники до завершения времени сдачи результатов полета, должны предоставить судье технического контроля, свой трекер с записью полета. Несоблюдение участником этой процедуры без уважительной причины может стать основанием для применения санкций к такому участнику.
23.2.9. Если организаторы организуют подбор, то следующее упражнение может быть начато только после того как все участники и их СЛА будут доставлены к установленному месту сбора участников.
23.2.10. После шести последовательных летных дней (упражнений) должен быть один день отдыха, кроме случая, если такой день отдыха выпадает на последний день спортивного соревнования. День отдыха может быть изменен в связи с прогнозируемыми неблагоприятными погодными условиями или другим сдерживающим фактором с согласия руководителей команд.
В дни отдыха организаторы не могут налагать никаких обязательств на участников, руководителей команд и официальных лиц ОСФ.
Определение "летный день" должно быть дано в регламенте соревнования.