Подраздел 1. "Правила вида спорта "спорт сверхлегкой авиации" (утв. приказом Минспорта России от 20.01.2025 N 43)

Подраздел 1. Сокращения, термины и их определения

Подраздел 1. Сокращения, термины и их определения

1.1. В Правилах используются сокращения и термины:

1) общие сокращения и термины (Таблица 1),

2) термины и их определения для спортивных дисциплин "параплан - маршрутный полет", "параплан - скоростное парение", "дельтаплан класс 1 - маршрутный полет", "дельтаплан класс 5 - маршрутный полет", "дельтаплан класс 1 - скоростное парение", "дельтаплан класс 5 - скоростное парение", "параплан - точность приземления", "параплан - пилотаж" (Таблица 2),

3) термины и их определения для спортивных дисциплин "мотопараплан", "паралет - 1", "паралет - 2", "мотопараплан - слалом", "паралет - 1 - слалом", "дельталет - 1", "дельталет - 2", "микросамолет - 1", "микросамолет - 2", "автожир" (Таблица 3).

Таблица 1

Общие сокращения и термины

Сокращение/термин
Определение
1. Сокращения
ГНСС
Глобальная навигационная спутниковая система
ГСК
Главная судейская коллегия
ЕВСК
Единая всероссийская спортивная классификация
ЕКП
Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
ОСФ
Общероссийская спортивная федерация
СМВ
Средства механизированного взлета
СЛА
Сверхлегкий летательный аппарат
СУ
Силовая (двигательная) установка СЛА
GPS
Система глобального позиционирования
FAI
Международная Федерация Авиационных Видов Спорта
UTC
Всемирное координированное время
2. Термины
Взлет
Прекращение контакта с землей всех частей СЛА и участника, управляющего им
Глобальная навигационная спутниковая система
Система, предназначенная для определения местоположения (географических координат) наземных, водных и воздушных объектов, состоящая из космического оборудования и наземного сегмента (систем управления). Под ГНСС понимаются GPS и ГЛОНАСС, а также другие спутниковые системы, обеспечивающие покрытие земного шара
Моторный полет
Полет СЛА с использованием СУ для взлета, набора высоты и дальнейших перемещений
Полет
Полет СЛА начинается со взлета и заканчивается приземлением
Руководитель полетов
Лицо, осуществляющее координацию движения летательных аппаратов на вверенной ему взлетно-посадочной площадке
Точка ГНСС
Четырехмерные (широта, долгота, высота над уровнем моря, UTC) координаты точки в пространстве и времени в соответствии с показаниями ГНСС
Трек
Блок информации о параметрах пространственного положения СЛА во времени
Трекер
Регистратор полетной информации на основе ГНСС, расположенный на борту СЛА, обеспечивающий запись полета, необходимую для оценки результата полета
Сверхлегкий летательный аппарат
Сверхлегкий летательный аппарат тяжелее воздуха, максимальная взлетная масса которого составляет не более 650 килограммов без учета массы авиационных средств спасения
Свободный полет
Полет СЛА без использования СУ любого вида и типа с использованием для набора высоты восходящих потоков воздуха с возможным использованием для взлета и первого набора высоты СМВ
Спорт сверхлегкой авиации
Вид спорта с обязательным использованием СЛА в качестве спортивного снаряда
Средства механизированного взлета
Лебедка, аэробуксировка, автобуксировка
Формат координат UTM
Формат координат, представленный в картографической проекционной системе для присвоения координат местоположениям на поверхности Земли
Экипаж
Группа спортсменов, объединенных с целью выполнения полета на одном летательном аппарате. Для целей Правил экипаж состоит из пилота и штурмана.
WGS84
Всемирная система геодезических параметров Земли 1984 года, в число которых входит система геоцентрических координат

Таблица 2

Термины и их определения
для спортивных дисциплин "параплан - маршрутный
полет", "параплан - скоростное парение", "дельтаплан
класс 1 - маршрутный полет", "дельтаплан класс
5 - маршрутный полет", "дельтаплан класс 1 - скоростное
парение", "дельтаплан класс 5 - скоростное парение",
"параплан - точность приземления", "параплан - пилотаж"

Термин
Определение термина
Автобуксировка
Разновидность СМВ с помощью которого старт и набор высоты безмоторного СЛА осуществляется при помощи буксировки за автомобилем
Автоматическое измеряющее устройство (АИУ)
Специальная площадка, радиусом не менее 15 см, с нулевой точкой диаметром 2 см контрастного цвета в центре, позволяющая автоматически определять точку первого касания и выводить ее на удаленный индикатор
Аэробуксировка
Разновидность СМВ с помощью которого старт и набор высоты безмоторного СЛА осуществляется при помощи буксировки за моторным СЛА
Безмоторное СЛА
Летательный аппарат без СУ, вес которого не превышает 115 килограммов, конструкция которого позволяет производить старт и приземляться исключительно при помощи ног участника (дельтаплан, параплан)
Большие уши
Маневр, при котором уши параплана симметрично складываются (подворот краев передней кромки купола посредством втягивания крайних строп первого ряда)
Валидность (вес)
Коэффициент характеризующий значимость указанной величины при данных условиях. Может принимать значение от 0 до 1
Воздушный старт (старт гонки)
Время, при наступлении которого участникам разрешается пересекать стартовый цилиндр и начинать полет на скоростном участке
Время взлета
Время, при наступлении которого участнику разрешен взлет
Время приземления
Время, когда любая из частей безмоторного СЛА или участника впервые коснулась земли
Время старта
Время, с которого начинается отсчет времени прохождения скоростного участка. Время старта может быть определено стартовыми воротами или индивидуальным временем
Время упражнения
Время, за которое участник пролетел скоростной участок
Время финиша
Время, когда участник пересек границу окончания скоростного участка в первый раз, после прохождения всех остальных участков упражнения
Дельтаплан
Безмоторное СЛА имеющее жесткую базовую структуру, позволяющее обеспечить благополучный взлет и приземление в условиях полного отсутствия ветра
Дельтаплан Класс 1
Дельтаплан, имеющий единственный метод контроля управления способом перемещения массы участника относительно центра воздушного давления (балансирное управление)
Дельтаплан Класс 5
Дельтаплан, оснащенный подвижными аэродинамическими поверхностями выполняющими функцию основного метода контроля управления (Смешанное управление)
Дистанция полета
Расстояние, которое пролетел участник по упражнению
Дистанция упражнения
Кратчайшее расстояние, по которому должен лететь участник, чтобы выполнить упражнение. Это означает, что он должен лететь к границе каждого цилиндра, а не к контрольным точкам в их центрах
Зона мишени
Зона, окружающая и включающая Мишень. Зона мишени должна быть плоской и практически горизонтальной на расстоянии не менее 30 м от нулевой точки. Зона мишени разделяется на 2 части. Первая на расстоянии до 20 метров от центра нулевой точки, в которой размещаются ветроуказатели, судейский стол и штативы видеокамер. В этой зоне могут находиться только приземлившийся участник и судьи.. Вторая на расстоянии 20 - 30 метров от центра нулевой точки, в которой размещаются средства медицинской помощи при ее присутствии на поле, а также зона зрителей, зона отдыха участников, кухня (буфет) и комментаторская кабина
Индивидуальное время старта
Фактическое время пересечения старта скоростного участка после наступления воздушного старта
Конец скоростного участка
Цилиндр/конус/линия, где время выполнения упражнения останавливается. Конец скоростного участка должен находиться не ближе 500 метров к финишу
Контрольная зона (цилиндр)
Географический район, который должен быть достигнут участниками в ходе выполнения упражнения, определяется как цилиндр с установленным радиусом, отсчитываемым от установленной географической точки/ППМ
Контрольная зона финишной линии
Полукруг, в котором хордой является финишная линия, располагающийся на противоположной стороне финишной линии от последнего ППМ
Лебедка
Разновидность СМВ с помощью которого старт и набор высоты безмоторного СЛА осуществляется при помощи буксировки, при которой тяговое усилие троса передается от приводного барабана
Место взлета
Место, где участники взлетают для выполнения упражнения и заданный как определенный географический район
Место приземления
Точка, где любая часть безмоторного СЛА или участника впервые коснулась земли
Минимальная дистанция или L0 (эль-нулевое)
Установленная дистанция, при которой всем взлетевшим участникам, вне зависимости от того, достигли ли они указанной минимальной дистанции или нет, начисляется одинаковое минимальное количество очков
Мишень (цель)
Мишень представляет собой круглую зону, в которой производится замер результатов и в центр которой участник стремится приземлиться. По возможности, она должна быть расположена на плоском практически горизонтальном участке земли и представлена четко очерченным кругом с нулевой точкой диаметром 2 см контрастного цвета в центре
Падение
Падение означает, что какая-либо часть тела участника (кроме его стоп) или оборудования (за исключением планки акселератора, подножки или буксировочной отцепки) касается земли прежде крыла или до выхода участника из зоны 10 метров от центра мишени
Параплан
Безмоторное СЛА, не имеющее жесткой базовой структуры, позволяющее обеспечить благополучный взлет и приземление в условиях полного отсутствия ветра
Период времени для взлета
Период времени, в течение которого участнику разрешен взлет при наступлении его очереди на взлет
Предельное время завершения упражнения
Время, до истечения которого участнику начисляются очки за выполнение упражнения. Любая дистанция, которую пролетел участник после этого времени, не учитывается при начислении очков. Предельное время завершения упражнения не может быть позже 30 минут после заката солнца
Приземление
Точка, в которой завершается полет, когда какая-либо часть тела пилотирующего параплан участника, его оборудование (за исключением планки акселератора, подножки или буксировочной отцепки) или его крыло впервые соприкасаются с землей; включая мишень, АИУ, контрольный коврик (если используется)
Поворотный пункт маршрута (ППМ)
Это географическая точка, определяемая географическими координатами и высотой, где происходит изменение направления маршрута
Подбор
Обеспечения транспортировки участника и его СЛА с места приземления к установленному месту общего сбора участников
Подсрыв
Начальный этап развития срыва потока
Реверс
Изменение направления полета участника при связке и соединении маневров, то есть после выполнения участником маневра инертное движение направления полета меняется в противоположную сторону на 180 градусов
Система трекинга
Специализированное программное обеспечение для показа совмещенных треков СЛА в информационно-коммуникационной сети "Интернет". Использование систем трекинга позволяет организовать онлайн-трансляции спортивных соревнований
Скоростной участок
Участок упражнения, за время прохождения которого начисляются очки за скорость. Участники, которые быстрее завершают скоростной участок, получают наибольшее количество очков за скорость
Срыв потока (срыв)
Нарушение нормального обтекания воздухом крыла параплана или его части, связанное, как правило, с выходом крыла на чрезмерно большие углы атаки
Стартовые ворота
Время старта, которое определяется заранее установленным временем, при наступлении которого стартовые ворота считаются открытыми. Могут быть установлены единственные стартовые ворота и несколько. Первые или единственные стартовые ворота задаются временем дня и одновременно являются воздушным стартом. Последующие стартовые ворота задаются интервалом времени между открытиями стартовых ворот. При установлении нескольких стартовых ворот, время старта участника определяется последними открытыми стартовыми воротами после пересечения участником старта скоростного участка
Старт скоростного участка
Место начала отсчета времени упражнения. В описании упражнения - это пересечение стартового цилиндра. Для каждого участника это место, где он пересек этот цилиндр, чтобы начать полет на скоростном участке
Твист
Разворот пилота в противоположном полету направлении, с удержанием направления полета и сохранение развернутого положения относительно движения крыла в подвесной системе. Нормальный полет указан на Рисунке 1 под обозначением а) Полет в твисте указан на рисунке 1 под обозначением б) стрелкой указано направление полета
Рисунок 1. Нормальный полет и Полет в Твисте
Твисти
Полет в твисте
Точка приземления
Первая точка контакта с землей, которая измеряется соответствующим образом. Следует идентифицировать первую точку контакта стопы (пятка, носок, бок и так далее). В случае контакта всей стопой или одновременно двумя стопами, самая дальняя точка касания считается точкой приземления, которая измеряется и оценивается
Точка финиша
Точка пересечения финишной линии или финишного цилиндра, а при отсутствии в упражнении финишной линии/цилиндра - место приземления
Уши
Крайние части крыла параплана
Физическая финишная линия
Финишная линия, обозначенная на местности. Физическая финишная используется по желанию организаторов спортивного соревнования с целью визуализации финиша. Физическая финишная линия должна быть длиной не менее 50 м и шириной 1 м, изготовлена из белого материала и надежно прикреплена к земле
Финиш
Финишная линия или Финишный цилиндр, пересечение которых является критерием выполнения упражнения. Как правило, является линией или меньшим цилиндром внутри цилиндра конца скоростного участка или вдали от цилиндра конца скоростного участка из соображений безопасности
Финишная линия
Линия с заданной длинной - L, определяемая как заданная географическая точка, от которой в стороны расходятся равные лучи длинной - L/2, располагающиеся перпендикулярно направлению от последнего ППМ к заданной географической точки финишной линии

Таблица 3

Термины и их определения
для спортивных дисциплин "мотопараплан", "паралет - 1",
"паралет - 2", "мотопараплан - слалом",
"паралет - 1 - слалом", "дельталет - 1",
"дельталет - 2", "микросамолет - 1",
"микросамолет - 2", "автожир"

Сокращение/Термин
Определение
1) Сокращения
ИПМ (SP)
Исходный пункт маршрута (старт поинт)
КПМ (FP)
Конечный пункт маршрута (файнал поинт)
ППМ (TP)
Поворотный пункт маршрута (терн поинт)
CG
проверочная точка или ворота
CHP
Точка смены Фотографий (первый комплект Фотографий предназначен для первой части упражнения, второй - для второй части упражнения. CHP является точкой, где наборы должны быть заменены, это заранее объявленная или нарисованная на карте точка)
CP
Построенная точка
HTG
Скрытые временные ворота
HG
Скрытые ворота
KTG
Известные временные ворота
LR
Местные правила (инструкции)
MK
Ориентиры на местности
F
Фотография
Tp
Время для планирования (промежуток времени в течение которого будут даны карты, фотографии и инструкции)
T1
Время взлета
T2
Время для прохождения стартовых ворот
T3
Срок для посадки после прохождения FP в течение нескольких минут
TG
Временные ворота
FR
Бортовой самописец, регистратор, прибор системы ГНСС
Tx
Время показанное участником в первом интервале хронометража времени судьей
Ty
Время показанное участников во втором интервале хронометража времени судьей
Фикс (FIX)
Информация о положении СЛА в записи бортовых регистраторов и время записи
2) Термины
Автожир (гиролет)
Моторный СЛА подъемная сила на котором создается авторотирующим винтом, а сила тяги ДУ
Вешка
Элемент трассы представляющий собой, как правило, пластиковый шест высотой 2 м., который жестко крепится к поверхности земли (вкручивается или забивается), имеет пружинный механизм, позволяющий ей сгибаться в момент удара и возвращаться в исходное вертикальное положение после удара. Рекомендуется использовать вешки, предназначенные для горнолыжного спорта
Взлетная масса
Масса готового к полету моторного СЛА, включая участника/экипажа, топливо и дополнительное оборудование
Ворота (стартовые, финишные)
Элемент трассы, обозначенный двумя вешками или пилонами высотой 2 м. В зависимости от уровня спортивных соревнований ширина ворот устанавливается от 6 до 10 метров. Каждый участник должен пролететь через стартовые ворота перед прохождением трассы и через финишные ворота после прохождения трассы
ГНСС-контроль
Использование приборов системы ГНСС для подтверждения совершенного полета
Дельталет - 1
Одноместный моторный СЛА с гибким крылом без подвижных поверхностей управления, управляемый перемещением веса участника, взлет и посадка которого осуществляться с помощью шасси
Дельталет - 2
Двухместный моторный СЛА с гибким крылом без подвижных поверхностей управления, управляемый перемещением веса участника, взлет и посадка которого осуществляться с помощью шасси
Дисквалификация
Наказание участника за нарушение требований безопасности полета, а также за грубые или неоднократные нарушения. При этом участнику присуждается 0 очков за упражнение, а вместо времени прохождения трассы указывается буква "Д"
Зона ожидания
Выделенное воздушное пространство для полета в режиме ожидания выхода на трассу
Зона слалома
Трасса и прилегающая к ней 30-метровая зона, в которой участники выполняют маневры по упражнению
Карантин
Четко отмеченная зона, в которую время от времени по указанию Главного судьи должны попадать СЛА и команда, обычно для подсчета очков, измерения уровня топлива и внимательного осмотра целостности печатей на топливном баке и топливной системе, опечатывания Трекеров или ГНСС устройств и так далее. Экипаж в зоне карантина без явно выраженного разрешения судьи не может общаться с кем-либо еще, модифицировать или изменять как-либо конфигурацию своего СЛА и установленных на нем принадлежностей. Участники спортивных соревнований, которые не соблюдают правила карантинной зоны, могут быть оштрафованы
Масса пустого моторного СЛА
Масса готового к полету моторного СЛА без участника/экипажа, топлива и дополнительного оборудования
Микросамолет - 1
Одноместный самолет, который удовлетворяет требованиям предъявляемым к моторным СЛА
Микросамолет - 2
Двухместный самолет, который удовлетворяет требованиям предъявляемым к моторным СЛА
Мотодельтаплан
Моторный СЛА с гибким крылом без подвижных поверхностей управления, управляемый перемещением веса участника, взлет и посадка которого осуществляется исключительно при помощи ног участника
Мотопараплан
Парамотор с ранцевой ДУ, которая составляет единое целое с подвесной системой участника во время полета, взлет и посадка которого осуществляться исключительно при помощи ног участника
Моторный СЛА
Одно- или двухместный СЛА оснащенный СУ, конструкция которого позволяет производить старт и приземляться при помощи ног спортсмена или при помощи специально оборудованного шасси
Нарушение
Существенная ошибка, которая наказывается присуждением 0 очков за упражнение. При этом вместо времени прохождения указывается буква "Н". Различают следующие нарушения:
а) пролет мимо, или выше створа стартовых (финишных) ворот, либо столкновение с пилонами или вешками, ограничивающими ворота;
б) изменения в упражнении - неправильный порядок прохождения пилонов либо направления облета пилонов в упражнении;
в) отказ участника - отсутствие действий участника по прохождению трассы, либо улет с трассы минуя финишные ворота;
г) грубая ошибка - жесткое касание пилона с деформацией крыла, касание пилотом или установкой земли, падение в воду
Охраняемая зона
это четко отмеченная зона, где время от времени должны размещаться СЛА на основании инструкции Главного судьи. К помещенному в охраняемую зону СЛА нельзя прикасаться ни по какой причине без четко выраженного разрешения Главного судьи, кроме как для перемещения СЛА из охраняемой зоны. Участники спортивных соревнований, которые не соблюдают правила охраняемой зоны, могут быть оштрафованы
Палуба
При моделировании приземления СЛА на палубу авианосца палуба представляет собой площадку 125 метров в длину и 25 метров в ширину
Паралет-1
Одноместный парамотор, взлет и посадка которого осуществляется с помощью шасси
Паралет-2
Двухместный парамотор, взлет и посадка которого осуществляется с помощью шасси
Парамотор
Моторный СЛА с крылом без жестких элементов конструкции
Пилон
Элемент трассы, который пилоту необходимо обогнуть (облететь за ним или вокруг него). Представляет собой надувной конус высотой 8 - 12 м. В качестве пилона допускается использование вешек
Трасса
Территория с установленными пилонами, стартовыми и финишными воротами для выполнения упражнений
Упражнение
Заранее определенный порядок прохождения трассы, состоящий из последовательности элементов упражнения. Сложность упражнения определяется количеством облетаемых пилонов и количеством облетов и обозначается кодом X - У, где X - количество пилонов, У - количество облетов. Чем выше значения X и У, тем сложнее упражнение. Упражнения в турах ставятся в порядке возрастания сложности
Элемент упражнения
Прохождение створа ворот, огибание определенного пилона в определенном направлении. Возможно включение в упражнение других, бонусных элементов, за чистое исполнение которых участник получает бонусы, улучшающие его результат. Описание таких элементов с условиями начисления бонусов должно быть в каталоге упражнений

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D