РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ

Статья. 15. Технические и иные параметры места
проведения соревнований

15.1. Параметры места проведения соревнования в спортивной дисциплине "автомногоборье".

15.1.1. В классическом скоростном маневрировании - фигурном вождении расстояние между фигурами и их взаимное расположение устанавливаются в зависимости от конфигурации и размеров площадки. Фигуры обозначаются стойками и фишками. Стойки в фигурах устанавливаются через 1 м.

Трасса включает в себя следующие фигуры со стандартным комплексом упражнений на них:

а) "Эстафета" - жесткое кольцо диаметром 200 мм из прутка диаметром сечения 5 - 10 мм, надеваемое на горизонтальный кронштейн вертикальной стойки, установленной на устойчивой подставке. Высота кронштейна должна соответствовать середине оконного проема двери автомобиля. Различаются два вида "эстафеты":

"Эстафета круговая", при выполнении которой спортсмен должен снять кольцо и объехать эстафетную стойку (по полной окружности), затем вновь надеть кольцо на тот же кронштейн. Допускается надевать кольцо на кронштейн через верхний конец стойки.

"Эстафета линейная" отличается от круговой тем, что устанавливаются две эстафетные стойки с расстоянием между ними не менее 15 м. Спортсмен должен снять кольцо ("эстафету") с первой (по ходу автомобиля) стойки и повесить его на кронштейн второй стойки. Возможна "эстафета линейная" с установкой одной стойки. Спортсмен в этом случае должен снять со стойки кольцо и повесить его на прежнее место после выполнения других упражнений.

б) "Круг" - две концентрические окружности, обозначенные ограничителями, образующие кольцевую проезжую часть, въезд на которую и выезд из которой осуществляется через ворота во внешней окружности. Спортсмен должен въехать через ворота на проезжую часть "круга", проехать по "кругу" и вывести автомобиль за створ ворот, не задев ограничителей.

Фигуру "круг" спортсмены проходят сначала передним ходом по часовой стрелке, а затем - задним ходом против часовой стрелки. Каждое упражнение на фигуре является самостоятельным.

в) "Крест" - аналог фигуры "круг", обозначенный ограничителями, расположенными на условных окружностях по концам двух взаимно перпендикулярных диаметров. Поле между ограничителями условных окружностей является проезжей частью фигуры.

г) "Стоянка" - прямоугольник, обозначенный ограничителями с трех сторон, одна широкая сторона открыта и обозначена на поверхности площадки линией шириной 3 см. Ширина этой линии откладывается наружу от теоретического размера фигуры. Спортсмен должен через открытую сторону фигуры поставить автомобиль так, чтобы в момент остановки автомобиля ни одна его деталь (кроме зеркала и фаркопа) не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль, не задев ограничителей.

г) "Колея" - две пары брусков (фишек), образующие проезд для колес одной стороны автомобиля. Фишка для колеи имеет ширину не менее 8 см и длину 16 см. Торец бруска, направленный в сторону проезда, срезан под углом 30 градусов к вертикали. Спортсмен должен провести автомобиль так, чтобы передние и задние колеса одной стороны автомобиля прошли между фишками, не задев их.

При разметке фигуры, на площадке наносятся пятна, повторяющие очертания основания фишек, но так, чтобы после установки этих фишек краска не была видна (накрашенные участки полностью накрываются фишками). Задевание и смещение фишки определяется появлением полоски краски из-под нее.

д) "Бокс" - прямоугольник, обозначенный ограничителями с трех сторон; одна узкая сторона открыта. Спортсмен должен поставить автомобиль так, чтобы с открытой стороны ни одна его деталь (кроме зеркала и фаркопа) не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль из фигуры, не задев ограничителей.

е) "Пеньки" - два пенька (фишки), установленные вертикально на расстоянии друг от друга, приблизительно равном базе автомобиля. Фишки-пеньки представляют собой цилиндры (допускается также прямоугольное сечение пеньков) высотой, определяемой наименьшим дорожным просветом автомобиля согласно его технической характеристике. Высота "пеньков" по фактическому просвету допускается, если все спортсмены выступают на одном автомобиле. Диаметр цилиндров (или ширина стороны прямоугольников) должен быть в пределах 0,5 - 0,6 их высоты. Расстояние между пеньками оговаривается в Регламенте (положении) спортивного соревнования.

ж) "Змейка" - не менее пяти ограничителей (стоек), установленных по прямой линии с одинаковыми интервалами, что образует четыре проезда. Спортсмен должен последовательно проехать все проезды, полностью выехав за ось крайнего проезда, не задев ограничителей.

з) "Габаритные ворота" - две пары консолей, установленные горизонтально по высоте наибольшей габаритной ширины автомобиля. Консоли - жесткие стержни, установленные подвижно в горизонтальной плоскости на вертикальных стойках. Для контроля проезда ширина ворот должна обозначаться на поверхности площадки метками, являющимися проекцией свободных концов горизонтальных консолей. Допускается для этой цели основания стоек "габаритных ворот" четко очерчивать на площадке по их периметру. Размер мягких наконечников, если таковые применяются для предохранения от царапин лакокрасочных покрытий автомобиля, входит в зачетный габарит.

и) "Стоп" - линия длиной 3 м и шириной 15 см, нанесенная на поверхность площадки перпендикулярно зачетному направлению движения. В одном метре перед линией "стоп" параллельно ей наносится линия, ограничивающая зону фигуры. Спортсмен должен, двигаясь безостановочно от первой линии, так поставить автомобиль, чтобы в контакте с линией "стоп" оказались оба колеса, обусловленные как зачетные. При этом финишем считается тот момент, когда наиболее выступающая по направлению движения точка автомобиля пересекает вертикальную плоскость, проходящую через линию финиша. Спортсмен после фиксации финиша продолжает вести автомобиль для выполнения упражнения "стоп". При фиксации остановки автомобиля спортсмен не должен снимать ногу с педали тормоза до разрешения судьи на финише.

Для обеспечения безопасности в схему вида могут быть включены дополнительные ограничители.

15.1.2. В нестандартном скоростном маневрировании ("нестандарт") - точности скоростного преодоления трассы, оборудованной фигурами определенной конфигурации и размеров, требования к трассе следующие:

Фигуры трассы обозначаются ограничителями. Ограничители могут иметь различные отличительные признаки, например, разноцветные флажки, пластмассовые чехлы и т.п., что обеспечивает более быстрое распознавание проездов при движении по трассе. Однако эти отличительные признаки не должны затруднять движение автомобиля по трассе и судейства.

15.1.3. Соревнования по автомобильному слалому (далее - слалому) проводятся на трассах с многократным изменением направления движения за счет естественных или искусственных ограничителей, снижающих скорость.

Ширина трассы на участках, не содержащих ворот и коридоров - не менее 6 м. Трасса размечается ограничителями. Для обозначения ворот ограничители устанавливаются на одинаковом для всех ворот расстоянии в 3 - 4 м. Положение оснований ограничителей обозначается на поверхности площадки по их периметру. На каждые 100 м трассы должно быть не менее 10 препятствий:

а) одиночные ограничители;

б) ворота;

в) последовательно установленные с обеих сторон ограничители с равными или переменными интервалами;

г) коридоры шириной от 3 до 6 м, образованные двумя параллельными рядами ограничителей, установленных с интервалами в 1 - 2 м.

Изменение направления движения более чем на 45 градусов, допускается только в случаях крайней необходимости (при ограничении габаритов площадки). Допускается многократное использование одних и тех же элементов трассы как в одном, так и во встречном направлении движения. Длина прямолинейных участков трассы не должна превышать 100 м. Линия финиша должна отстоять от последнего изменения прямолинейности движения не менее чем на 15 м. Это расстояние должно быть повторено за линией финиша при проведении его "с хода". Для снижения средней скорости с целью обеспечения безопасности, допускается применение фигур "классики" на трассах слалома.

Трасса линейного слалома представляет собой прямолинейную "змейку" с переменным шагом. Каждый из проездов сужается к середине трассы на 1 м, а далее - расширяется на ту же величину. При недостаточности размеров площадки допускается одноразовый излом трассы, что должно быть оговорено в Регламенте (положении) спортивного соревнования. После последней стойки может быть установлена разворотная стойка на расстоянии, равном расстоянию от старта до первой стойки.

Трасса спринт-слалома представляет собой сочетание прямых участков и участков с попеременным изменением направления движения (слаломных). Расстояние между стойками 10 м. Допускается другое расстояние, если это оговорено в Регламенте (положении) спортивного соревнования. Предпочтительно строить трассу спринт-слалома замкнутой, с двумя отдельными зонами старта-финиша, расположенными в противоположных точках трассы на прямолинейных ее участках. При такой конфигурации трассы старты даются с места, при работающем двигателе, в противоположных направлениях.

15.2. Параметры места проведения соревнования в горных гонках

Для проведения соревнований по горным гонкам выбирается трасса на дорогах общего пользования, закрытая для постороннего движения с асфальтовым или твердым гравийным покрытием хорошего качества, на которой линия финиша находится выше линии старта. Рекомендуемая длина трассы от 500 м до 10000 м. Минимальная ширина 3 м, с допустимым сужением на участках ограниченной длины, при условии достаточной видимости.

15.3. Параметры места проведения соревнования в джип-триале

Трасса должна содержать сильно пересеченный рельеф, перепады высот, искусственные и/или естественные препятствия, которые должны выбираться таким образом, чтобы после преодоления их участниками, они (по возможности) минимально изменяли свою конфигурацию. При постройке искусственных препятствий, в их конструкцию необходимо закладывать прочность, достаточную для сохранения их конфигурации на протяжении всего соревнования.

Конфигурация каждой Зачетной секции должна быть такой, чтобы участники не могли бы развить высокую скорость.

Ограждение Зачетной секции служит для закрытия доступа в нее посторонних автомобилей и зрителей. Высота ограждения должна быть не менее 1200 мм и не более 1500 мм. Оно должно быть выполнено с помощью ленты на вешках. Допускаются не более двух разрывов в ограждении Зачетной секции для устройства стартовых и финишных ворот. Обязательно двойное ограждение с коридором безопасности не менее 1,5 м. Оно должно быть выполнено с помощью ленты на вешках или рекламных щитов, баннеров или растяжек.

Примечание. Разрешается нахождение в этом коридоре только судей и аккредитованной прессы.

Ограждение следует устанавливать таким образом, чтобы оно не ограничивало свободу маневра Участника при преодолении препятствия. Ограждение следует устанавливать на расстоянии не менее 10 метров от Курсовых ворот везде, где это возможно. В случае если Организатор желает ограничить свободу маневра, следует устанавливать дополнительное препятствие или дополнительные Курсовые ворота.

Характеристики грунта. Трасса может быть расположена на любом грунте за исключением: торфа, зыбучего песка, ила или иных слабых грунтов, которые заведомо не предоставляют Участникам равных условий прохождения по одной траектории.

Курсовые ворота должны располагаться либо непосредственно за препятствием, либо, непосредственно на препятствии. В любом случае, для прохождения ворот участнику необходимо преодолеть препятствие. Ширина Курсовых ворот может варьироваться в пределах 2300 - 2450 мм. При этом ширину ворот следует подбирать с учетом препятствий, траекторий, характеристик грунта и состава участвующих в соревновании автомобилей. При необходимости верхний предел может быть увеличен по решению Руководителя гонки. Общее количество курсовых ворот в секции должно быть не менее 1 и не более 5. При возможности установки большего числа ворот, такую секцию следует разбивать на две.

Стартовые и финишные ворота не должны совпадать. Для обеспечения беспрепятственного старта и финиша участников, необходимо огораживать лентой или рекламными щитами зоны, протяженностью не менее 5 м, примыкающие непосредственно к соответствующим воротам. Ширина этих зон должна быть не менее ширины ворот, к которым они примыкают.

15.3.1. Особенности трасс для спортивных дисциплин "джип-триал Д1" и "джип-триал Д2".

Трасса должна быть сконфигурирована таким образом, чтобы максимальный угол подъема не превышал 30 градусов при общей длине не более 7 метров. Угол спуска не должен превышать 30 градусов при общей длине не более 7 метров, при обеспечении закругления в конце спуска таким образом, чтобы исключить упор бампером могущего вызвать фронтальное опрокидывание автомобиля.

Угол поперечного крена не должен превышать 20 градусов, при этом длина склона в сторону от внешнего края комплектного колеса верхней по склону стороны автомобиля не может превышать 3,5 м, высота преодолеваемого на въезд уступа не должна превышать 400 мм, а глубина преодолеваемых бродов не должна превышать 400 мм. Броды разрешаются при наличии твердого дна и выезда.

15.3.2. Особенности трасс для спортивных дисциплин "джип-триал Д3", "джип-триал Д4" и "джип-триал Д5".

Трасса должна содержать препятствия, заведомо непреодолимые для автомобилей категорий Д1 и Д2. Возможно применение подъемов 45 градусов и более, спуски до 50 градусов, косогоры до 30 градусов, стенки высотой более 400 мм, камни, бетонные блоки, деревянные препятствия.

15.4. Параметры места проведения соревнования в дрэг-рейсинге

Трассы для дрэг-рейсинга подразделяются на предназначенные для официальных соревнований и предназначенные для традиционных соревнований, при этом на последних не допускается участие автомобилей, проходящих зачетную дистанцию менее, чем за 9,5 секунд.

15.4.1. Ширина дрэг-полосы. Для официальных соревнований должна составлять не менее 14 метров, ширина каждой полосы соответственно 7 метров, но не более 18 метров при наличии ограждений по бокам трассы. Для традиционных соревнований минимум 12 метров (каждая полоса минимум 6 метров), но не более 18 метров при наличии ограждений по бокам трассы.

15.4.2. Длина трассы. Длина предстартовой и стартовой зоны (где автомобили ожидают команды на выезд к старту и старт, соответственно) должна составлять минимум 10 метров. Рекомендуется 25 метров.

15.4.3. Зона торможения. Для официальных соревнований основная зона торможения должна быть не менее 430 м. Рекомендуется иметь зону торможения длиной 600 метров. Для традиционных соревнований 400 метров.

За основной зоной торможения необходима зона экстренного торможения. При дорожном покрытии аналогичном основной зоне торможения (асфальт или бетон), длина должна быть не менее 100 м и завершаться останавливающими, поглощающими и рассеивающими энергию удара устройствами, способными безопасно для пилота остановить автомобиль. При покрытии отличном от основной зоны торможения, зона экстренного торможения должна быть выполнена из рыхлого песка или гравия, длиной не менее 20 м и оканчиваться останавливающими, поглощающими и рассеивающими энергию удара устройствами.

15.4.4. Продольный профиль. Максимальное повышение или понижение продольного профиля не должно превышать 1%.

15.4.5 Поперечный уклон. Поперечный уклон между краями трассы или между ее средней линией и краем не должен превышать 2%.

15.4.6. Покрытие дрэг-полосы. Трасса - плотная асфальтовая или бетонная поверхность по конструкции схожая с дорогами 1-й категории. При наличии швов они должны быть заделаны битумом. Зона основного торможения - такое же или схожее покрытие, как и на трассе. Зона экстренного торможения - твердое покрытие, трава, гравий и т.д.

15.4.7. Разметка. Линии разметки - белые или желтые линии шириной не менее 100 мм. Допускается разметка свободностоящими дорожными конусами из легких материалов.

15.4.8. Дорожка возврата. Проезжая часть шириной не менее 3 м, соединяющая зону торможения и парк-стоянку (паддок). Должна являться отдельной проезжей частью, если иное не оговорено частным регламентом.

15.4.9. Временные дрэг-полосы должны иметь те же характеристики, что и постоянные или быть максимально приближены к ним.

15.4.10. Иные дистанции. При проведении соревнований с зачетной дистанцией более мили, но не более мили, требования к дрэг-полосам аналогичны трассам для официальных соревнований, за исключением зон торможения. Минимальная длина зон основного и экстренного торможения в совокупности должна составлять не менее 500 м, не исключая других требований, применяемых к зонам торможения.

15.4.11. Защитные ограждения. Зрительская зона должна быть отгорожена защитной сеткой таким образом, чтобы у зрителей не было возможности прохода на трассу. Минимальное расстояние от трассы до места нахождения зрителей 10 метров (рекомендуется расстояние 15 метров, увеличивающееся по мере приближения к финишу). Вдоль трассы по всей длине зрительской зоны должны находиться бетонные блоки (например, ФБС 24-4-6 увязанные металлической проволокой между собой или иные, одобренные инспектором ограждения). Рекомендуется наличие покрышек перед блоками (со стороны трассы). Покрышки должны быть связанными между собой в вертикальные стойки по 5 - 6 покрышек. Зрительская зона должна заканчиваться не ближе 100 метров до линии финиша.

Крайне рекомендуется наличие бетонных блоков или металлического отбойника по краям всей дрэг полосы и зон торможения. В таком случае минимальное расстояние до объектов инфраструктуры и/или мест размещения служб и постов должно составлять не менее 10 метров.

В случае их отсутствия, вдоль всей длины трассы и зон торможения должно быть не менее 30 метров зоны безопасности с ровным покрытием (грунт, песок, трава и т.д.). В данной зоне не должны находиться зрители, автомобили и другие препятствия. Аварийные службы и/или посты вмешательства в данной зоне должны быть отгорожены от трассы бетонными блоками.

Предстартовая зона должна быть отгорожена таким образом, чтобы исключить проход посторонних лиц. Запрещено нахождение зрителей непосредственно за предстартовой зоной. Въезд и вход в предстартовую зону должен иметь систему контроля доступа.

15.5. Параметры места проведения соревнования в ледовых гонках

15.5.1. Покрытие - лед толщиной более 15 см по всей длине трассы. Ширина трассы - не менее 8 метров, на поворотах - не менее 12 метров. Длина прямолинейных участков - не более 400 метров, длина стартовой прямой - не более 200 метров. Длина трассы не менее 1500 метров и не более 2500 метров. На трассе не допускаются подъемы и спуски крутизной более 10%, а также "трамплины", на которых движущийся с расчетной скоростью автомобиль может временно потерять контакт с дорожным полотном. На всем протяжении трассы должны быть обеспечена возможность обгона движущегося впереди или объезд остановившегося автомобиля.

15.5.2. Барьеры безопасности (снежные брустверы) высотой не менее 1,2 м по наружной стороне поворотов и 0,5 - 1 м по внутренней стороне поворотов и на прямолинейных участках трассы, обработанные роторной снегоуборочной машиной или иным подобным образом, обеспечивающим прямой угол между плоскостями дорожки и барьера. Допускается последующее заледенение вертикальной плоскости. Место схода с круга расчищается в барьере не менее чем через 300 м после линии финиша. Желательно места схода с круга и входа в круг разделить.

15.5.3. Стартовая прямая должна, по возможности, находиться за пределами зачетной трассы (примыкать к кругу). Размер стартовой зоны должен обеспечивать расстояние по фронту между стоящими автомобилями не менее 1,5 м. Такую же ширину должна иметь стартовая прямая до первого поворота. Начало первого поворота должно быть не менее чем в 80 метрах от линии старта, а его угол не должен превышать 45 градусов. Линия старта должна располагаться на горизонтальной плоскости, исключающей самопроизвольное качение незаторможенного автомобиля на нейтральной передаче.

15.5.4. Судейское посты располагаются, как правило, на внутренней стороне поворота с условием, чтобы каждый пост хорошо просматривался двумя соседними. Расстояние между постами не должно превышать 300 м.

15.5.5. Рекомендуется применение светофора не менее чем с двумя красными сигналами, управляемыми двухпозиционным переключателем ("ВЫКЛЮЧЕНО" - "ВКЛЮЧЕНО") или не менее чем с двумя красными сигналами, расположенными над таким же количеством зеленых, управляемыми трехпозиционным переключателем ("ВЫКЛЮЧЕНО" - "КРАСНЫЙ" - "ЗЕЛЕНЫЙ"). Рекомендуется применение также дублирующего светофора, развернутого в сторону трибун и управляемого от переключателя основного светофора.

15.5.6. Зрители, свободные от гонки пилоты, механики и иной персонал участников должны находиться в безопасных местах на уровне дорожки или выше нее. Там, где место для зрителей располагается на наклонной поверхности, ее крутизна не должна превышать соотношения 1:4, если эта поверхность не имеет террас и трибун. На местности такие места должны иметь ограду или другую эквивалентную структуру высотой не менее 1,2 м, не менее чем в 30 метрах от полотна зачетной трассы для расположения парк-стоянки и не менее 15 м в зрелищных местах трассы.

15.6. Параметры места проведения соревнования в картинге

15.6.1. Характеристики трасс.

Длина трасс:

1,200 м минимум для трасс категории "A" или "B".

1,000 м минимум для трасс категории "B", построенных до 2005 года.

800 м минимум для трасс категории "C";

600 м минимум для трасс категории Лицензии "D" или "E".

Классы без коробки передач - 1,700 м максимум. Классы с коробкой передач - 2,500 м максимум.

Ширина трасс:

8 м минимум, 12 м максимум для трасс категории "A" или "B";

7 м минимум, 12 м максимум для трасс категории "C";

6 м минимум, 10 м максимум для трасс категории "D";

7 м минимум, 10 м максимум для трасс категории "E";

Уклон на постоянных трассах: продольный 5% максимум; поперечный 10% максимум.

Стартовая/финишная прямая на постоянных или временных трассах:

Длина минимум 150 м для трасс категории "A" или "B", 100 м для трасс категории "C" и (2L / 28) + 40 для трасс категории "D" или "E" (L - общая длина трассы).

Туннель: ширина трассы плюс 1,8 м обочины (включая ограждения) с обеих сторон трассы. Минимальная высота туннеля над полотном трассы 2,5 м.

Мост: ширина трассы плюс 1,5 м обочины (с защитным ограждением типа "Pastoral" см. Рисунок 4) с обеих сторон трассы.

Рисунок 4. Конструкция защитного ограждения "Pastoral"

Покрытие трассы: асфальт по всей длине трассы.

Полоса замедления и полоса выезда на трассу: въезд и выезд должен исключать возможность пересечения с гоночной траекторией в местах съезда с трассы и выезда на нее. Угол примыкания полосы замедления и выезда на трассу не должен превышать 30 градусов.

Количество картов, допускаемых на старте: L / 28 36, где L - длина трассы в метрах.

Края полотна трассы должны быть ограничены белой или желтой линиями максимальной шириной не более 120 мм.

15.6.2 Парк-стоянка (Паддок). Для Участников возле трассы должно быть отведено достаточное пространство. Это пространство должно соединяться с трассой обозначенными въездом и выездом. Парк-стоянка должна быть полностью огорожена, минимальная высота ограждения 2 м.

В парк-стоянке должно быть предусмотрено достаточное количество точек электропитания с, по крайней мере, 1 точкой на 8 мест (220 В/20 А).

Для трасс с категорией "A" парк-стоянка должна иметь минимальную площадь 12000 м2 и иметь размеченные места размером 6 м x 8 м. Для трасс с категорией "B" парк-стоянка должна иметь минимальную площадь 9000 м2 и иметь размеченные места размером 6 м x 8 м. Для трасс с категорией "C" и "D" для официальных соревнований парк-стоянка должна иметь размеченные места размером 6 м x 8 м. Парк-стоянка должна быть выполнена единым пространством.

15.6.3. Сервисные парки и закрытый парк. Для трасс с категориями "A" или "B", сервисные парки обязательны. Федерация может дать индивидуальные рекомендации по планировке сервисного парка. Должна быть предусмотрена шикана при въезде на полосу замедления с целью уменьшения скорости картов. Ширина полосы замедления должна быть от 2 м до 3 м.

В Сервисном парке должно присутствовать следующее:

а) водонепроницаемое и воздухонепроницаемое помещение для хранения шин;

б) крытое и проветриваемое помещение для хранения топлива;

в) крытое помещение для хранения технического оборудования;

г) крытый пост для технических проверок (включая демонтаж);

д) крытый пост для технической инспекции (30 м2);

е) для трасс с категорией "A" или "B" крытый пост для взвешивания. Заезд на весы должен быть оборудован рампами или весы должны быть вмонтированы в пол. Весы должны быть электронными и иметь действующий сертификат поверки. Организатор должен иметь поверенный 100 кг контрольный груз. Этот груз используется для корректировки весов до соревнования и в ходе него.

15.6.4. Края дорожки, ее обочины и зоны схода. По всей длине с обеих сторон края дорожки должны быть ограничены обочинами, имеющими ровную поверхность и минимальную ширину 1,8 метров. Обочины должны быть очищены от камней и гравия и покрыты травой на минимальную ширину 1 м. Они должны быть продолжением поперечного профиля трассы, без ступеньки между полотном трассы и обочиной, любые горизонтальные переходы должны быть очень плавными и постепенными.

Зона схода - это участок поверхности между обочиной и первой линией защиты. Зона схода по отношению к обочине не должна иметь отрицательного уклона; положительный уклон не должен превышать 10% с плавным переходом от трассы к зоне схода. Эти требования также относятся к зонам схода, имеющим в качестве замедляющего материала гравий. Минимальный размер зоны схода определяется исходя из скорости карта, угла вероятного удара, коэффициента сцепления и других параметров.

Минимальное расстояние между двумя смежными участками трассы должно быть 8 м для трасс категорий "A", "B" или "C" и 6 м для трасс категорий "D" или "E". При этом может потребоваться разделяющее ограждение в середине этой зоны, в зависимости от выводов инспекции. Сооружение зоны схода обязательно, если гоночная траектория карта меняет свое направление более чем на 80°.

16.6.5. Стартовая решетка и стартовая прямая. Должна соответствовать эскизу, представленному на Рисунке 5. Должно быть не менее 70 м между линией старта и первым поворотом для трасс категорий "A" или "B", 50 м для трасс категории "C" и 40 м для трасс категорий "D" или "E". Этот поворот должен просматриваться насколько это возможно и иметь ширину от 10 м до 12 м. Под первым поворотом подразумевается изменения направления не менее чем на 45 градусов.

Рисунок 5. Эскиз разметки стартовой решетки

15.6.6. Стартовые светофоры. Оборудование для процедуры старта гонок должно соответствовать следующим требованиям:

а) Светофоры должны располагаться на расстоянии от 10 м до 15 м перед первым рядом стартовой решетки.

б) Светофоры должны располагаться на высоте от 2,5 м до 3,5 м над поверхностью трассы.

в) Светофоры должны располагаться как минимум над половиной ширины трассы. Контрольная платформа судьи старта должна располагаться на высоте 2,5 м и быть не дальше 3 м от кромки трассы.

Стартовые огни должны иметь следующие значения:

КРАСНЫЕ СИГНАЛЫ включены: приготовиться к старту гонки.

КРАСНЫЕ СИГНАЛЫ погашены: дан старт.

Мигающие ОРАНЖЕВЫЕ СИГНАЛЫ: старт отложен, требуется пройти еще один прогревочный круг.

Стартовые светофоры должны быть большими и яркими насколько это возможно, не менее величины и световой интенсивности светофоров, используемых на дорогах общего пользования.

15.6.7. Рекомендуемый тип защиты трассы зависит от доступного пространства и возможного угла столкновения. Основной принцип состоит в том, что там, где предполагаемый угол удара мал, предпочтительны гладкие непрерывные вертикальные барьеры, а там, где угол столкновения большой, используется замедляющая система (например, зона схода со слоем гравия) и останавливающие (например, пеноматрас) ограждения, при этом необходимо обеспечить достаточное пространство для этих целей на стадии проекта.

Зрители должны размещаться на уровне или выше уровня кромки трассы. Там, где зрители располагаются на уклоне, последний не должен быть круче 25% за исключением земляных террас или там, где организованы постоянные трибуны. Зрительские зоны должны огораживаться металлический сеткой или иной эквивалентной структурой, минимальной высотой 1,20 м. Это ограждение должно быть на расстоянии минимум 1 м позади первой или второй линий защиты трассы. Все зрительские зоны и зоны, запрещенные для зрителей, должны быть надежно закрыты непрерывными ограждениями.

Рекомендуемые типы защитных ограждений:

Тип A: воздушный матрас.

Тип B: пеноматрасы, улавливающие ограждение, пластиковые блоки.

Тип C: стопки шин.

Гравийный зоны схода (Рисунок 6). Должны быть минимальной шириной 2 м и заполнены окатанным гравием предпочтительно фракций 5/15 или максимум 5/20 с минимальной толщиной гравийного слоя 30 см. Зоны схода должны разрыхляться перед каждым соревнованием. Гравийный материал не должен располагаться ниже уровня трассы и не превышать уровень обочины.

Рисунок 6. Ориентировочные размеры элементов трассы

15.7. Параметры места проведения соревнования в кольцевых гонках

15.7.1. План трассы. Форма гоночной дорожки в плане не является предметом ограничений, однако Федерация может рекомендовать изменить конфигурацию для повышения зрелищности соревнований и исходя из практической целесообразности. Максимально разрешенная длина прямолинейных участков трассы не более 2 км.

Рекомендуется, чтобы длина новой трассы не превышала 7 км. Длина трассы для расчета дистанции гонки и классификации рассчитывается по средней линии гоночной дорожки.

Если не указано иное, все рекомендации относительно прямых и криволинейных участков касаются фактической траектории движения автомобилей с наивысшей скоростью, а не геометрической формы трассы (траектория, нанесенная на план, обычно дает эффект укорачивания прямых и удлинения поворотов: при проектировании или модификации трассы разработчик обязан учитывать это в своих расчетах).

15.7.2. Ширина гоночной дорожки. При планировке новых постоянных трасс ширина гоночной дорожки должна быть не менее 12 м. Расширения или сужения должны быть выполнены как можно более плавно и в любом случае в пропорции не более чем 1 м ширины на 20 м длины гоночной дорожки. Ширина стартовой прямой для новых трасс должна быть не менее 15 м. Эта ширина должна сохраняться до выхода из первого поворота (по гоночной траектории). Для существующих трасс ширина гоночной дорожки в соответствии с Паспортом трассы.

15.7.3. Продольный профиль. Изменения профиля, как выпуклого, так и вогнутого, выполняется с учетом динамических характеристик автомобилей. В общем случае, следует избегать изменения профиля в местах интенсивного снижения скорости или интенсивного разгона. Продольный уклон прямой старта-финиша не должен превышать 2%.

15.7.4. Поперечный уклон, дренаж. На прямых участках трассы в целях дренажа поперечный уклон между краями гоночной дорожки или между ее средней линией и краем не должен превышать 3% и быть менее чем 1,5%.

В поворотах вираж (уклон гоночной дорожки от ее внешней стороны к внутренней) не должен превышать 10% (с возможными исключениями в отдельных случаях). Уклон в противоположном направлении, как правило, не допускается, за исключением отдельно оговоренных случаев. При этом скорость на входе в поворот в таких местах не должна превышать 125 км/час. Любые изменения поперечного уклона, особенно на участках входа в поворот и выхода из него, должны иметь плавные переходы по высоте, основанные на траектории движения.

Задача организации дренажных систем для эффективного отвода воды с поверхности трассы, пит-лейн, из паддока и зрительских зон должна рассматриваться в качестве приоритетной на стадии проектирования.

15.7.5. Края гоночной дорожки, ее обочины и зоны схода. За исключением дорожек въезда на пит-лейн и выезда из него, края гоночной дорожки должны быть ограничены вдоль всей длины с обеих сторон сплошными белыми линиями шириной не менее 10 см. Краска не должна изменять сцепные свойства покрытия. Гоночная дорожка с обеих сторон должна иметь обочины с ровной поверхностью шириной от 1 м до 5 м на протяжении всей ее длины. Обочины должны являться продолжением профиля гоночной дорожки, без ступеньки между ними: все переходы должны быть очень плавными.

Зона схода - это участок поверхности между обочиной и первой линией защиты. Зона схода должна постепенно переходить в обочину: если она имеет уклон, то он не должен превышать 25% вверх или 3% вниз по отношению к поперечной проекции поверхности трассы.

15.7.6. Стартовая прямая. При старте с места стартовая решетка должна быть организована следующим образом: должно быть, как минимум 6 метров (рекомендуется 8 метров), между двумя последовательными позициями на стартовой решетке. Предпочтительно, чтобы было расстояние не менее 250 метров между линией старта и первым поворотом. Только в данном случае поворотом будет считаться изменение направления движения не менее чем на 45 градусов, с радиусом поворота менее 300 метров.

15.7.7. Защитные ограждения. Там, где это возможно, целесообразно предусмотреть свободное пространство без препятствий или мест размещения зрителей, достаточное для полного гашения энергии вылетевшего с трассы автомобиля. Наиболее предпочтительным является создание условий для локализации возможной аварии в непосредственной близости от края гоночной дорожки путем поглощения энергии автомобиля и/или предоставления спортсмену условий восстановления контроля над ним. Для достижения этого могут применяться различные замедляющие и поглощающие энергию системы, останавливающие барьеры, которые образуют первую линию защиты.

Выбор применяемой конструкции определяется наличием свободного пространства и вероятным углом столкновения. Там, где вероятный угол удара мал, предпочтительны гладкие непрерывные вертикальные барьеры, а там, где угол столкновения большой, используются рассеивающие энергию удара устройства и/или, если имеется достаточно подходящее пространство - останавливающие барьеры в сочетании с зонами схода и замедляющими системами. Для этого необходимо предусмотреть пространство в подобных зонах на стадии проектирования. Эти зоны, как правило, располагаются с внешней стороны поворотов, их размер рассчитывается в зависимости от скорости на подходе к повороту и непосредственно в самом повороте.

Кроме того, могут потребоваться дополнительные меры для защиты зрительских зон, расположенных на уровне гоночной дорожки или выше нее. Порядок доступа зрителей в предназначенные для них зоны и условия их размещения там, должны соответствовать действующим на территории Российской Федерации нормативным правовым актам.

15.7.8. Здания и сооружения трассы. Требования, предъявляемые к таким сооружениям как Пункт управления гонкой, судейские посты на трассе, боксы команд, медицинский центр и т.д., зависят от статуса планируемого соревнования.

Пит-лейн шириной не менее 12 м, с расположенными боксами команд, Пунктом управления гонкой, должен быть смежным со стартовой прямой и отделен от нее обочиной шириной не менее 4 метров, пит-уолом и сигнальной платформой.

Как правило, длина пит-лейн должна рассчитываться исходя из длины 7 м (минимум - 4 м) на число автомобилей, ограниченных емкостью трассы. Въезд и выезд с пит-лейн должен исключать возможность пересечения с гоночной траекторией в местах съезда с трассы и выезда на нее.

Мосты и/или тоннели для проезда на внутреннюю часть трассы должны быть предусмотрены на стадии проектирования, т.к. они могут существенно повлиять на общую планировку.

Рекламные щиты и афиши, видеоэкраны и другие сооружения вдоль гоночной дорожки должны быть прочными и хорошо закреплены. Расположение и характеристики рекламы не должны никоим образом снижать видимость для спортсменов и официальных лиц, а также не вызывать мешающих или обманчивых оптических эффектов (например, чередование афиш с яркими и контрастными цветами, неправильно размещенные рекламные щиты, что вызывает ошибочное восприятие реальной конфигурации трассы и т.д.).

Не разрешается наносить никакой рекламы или декоративных элементов на покрытие дорожки (за исключением покрытия зон схода, имеющих твердое покрытие). В этих зонах любая реклама или украшение должны наноситься на поверхность так, чтобы это не приводило к уменьшению ее качеств, препятствующих скольжению. Любая другая реклама между дорожкой и первой линией защиты запрещена, за исключением временных рекламных щитов, установленных на соревновании дополнительно с разрешения по каждой отдельной конструкции, а) Руководителя гонки и б) представителя Федерации. Все эти щиты по своей конструкции должны быть таковы, чтобы разрушаться при ударе автомобиля на легкие, безопасные части, однако быть устойчивыми к ветровой нагрузке. Они должны располагаться так, чтобы ни в коем случае не препятствовать обзору пилотам или судьям во время соревнования. Щиты не должны размещаться на внешней стороне поворота и на обеих сторонах на выходе из поворота и должны устанавливаться не ближе 3 метров от края трассы. Металлические материалы запрещены; допускается использование негорючего пенопласта или подобного материала, толщиной максимум 100 мм. Применение растяжек запрещено; соединение и крепление должно быть выполнено из легкого материала.

Любая реклама на стенах или гардрейлях первой линии защиты должна наноситься краской или в форме наклеек, в случае размещения на гардрейлях, такие афиши должны точно повторять контур секций гардрейля. Установка легких, гибких щитов или баннеров на элементах передней части первой линии защиты, но не как продление их, разрешается только в удаленных от трассы местах и там, где удар, по всей вероятности, будет перпендикулярным к этим элементам. Независимо от общей длины рекламной конструкции, панели, из которых она состоит, не должны быть длиной больше 150 см. Не допускается применение рекламных щитов на барьерах, параллельных дорожке и траектории движения.

Любые подвесные конструкции, располагающиеся перед первой линией защиты, должны быть на высоте минимум 4 м от поверхности земли. Они должны быть сертифицированы инженером, на соответствие требуемым стандартам прочности и устойчивости во избежание их падения вследствие ветровой нагрузки или при ударах об ограждение первой линии защиты.

Любое рекламное сооружение за первой линией защиты должно располагаться не ближе 1 м от нее и ни в коем случае не препятствовать передвижению аварийных служб. Однако в отдельных случаях руководитель гонки или/и директор гонки (если таковой назначен), могут потребовать их удаления на большее расстояние. Если существует риск падения рекламного сооружения за барьер безопасности, оно должно быть сертифицировано инженером на соответствие требуемым стандартам прочности и устойчивости. Любая сплошная рекламная конструкция перед второй линией защиты должна утверждаться руководителем гонки или директором гонки (если таковой назначен) и не создавать препятствий для доступа на трассу.

15.8. Параметры места проведения соревнования в кроссе

15.8.1. Трасса должна представлять собой замкнутую кривую произвольной конфигурации. Для легковых и специальных кроссовых автомобилей трасса должна иметь грейдированное грунтовое покрытие. Не допускается в соревнованиях для легковых и специальных кроссовых автомобилей пересечение ручьев и других естественных или искусственных водоемов, ям и канав. Полотно трассы должно быть проходимым для всех классов автомобилей независимо от погодных условий (кроме форс-мажорных обстоятельств) без применения шин с внедорожным протектором. Гоночное полотно должно быть очищено от камней, обработано пылесвязующим веществом и своевременно поливаться водой.

Для обеспечения эффективной эвакуации поврежденных спортивных автомобилей, а также для максимального сокращения времени, необходимого для приведения трассы в рабочее состояние (полив, грейдирование и т.д.) рекомендуется наличие дополнительных технологических дорожек, как внутри кольца трассы, так и снаружи его.

15.8.2. Длина трассы по средней линии минимум 800 м (для детских соревнований - 500 м), максимум 1400 м. Для грузовых трасс - максимальная длина трассы 2500 м. Ширина трассы 12 - 25 м, для грузовых автомобилей 15 - 30 м. Длина прямолинейных участков не должна превышать 200 м.

При длине прямолинейного участка более 150 м - за ним должен следовать поворот, угол изменения направления движения в котором должен быть не меньше 45 градусов с максимальным радиусом по средней линии - 25 метров. На всем протяжении трассы должен быть возможен обгон двигающегося впереди или остановившегося автомобиля.

15.8.3. Стартовая зона должна находиться за пределами замкнутого кольца трассы, чтобы формирование очередного заезда не мешало двигающимся по трассе автомобилям. Уклон стартовой зоны не может превышать 2%, для новых трасс не более 1%. Разрешается оборудование стартовой зоны твердым покрытием, при этом оно должно заканчиваться не менее чем через 30 метров после линии старта и находится за пределами замкнутого кольца трассы. Отрезок от линии старта до первого поворота трассы должен быть прямолинейным, длиной не менее 80 м и, желательно, располагаться на подъеме или на горизонтальном уровне и ни в коем случае не должен иметь сужение трассы вплоть до конца первого поворота. Размеры стартовой зоны должны обеспечивать расстояние по фронту между стоящими на одной линии автомобилями не менее 2 метров и расстояние между стартовыми рядами в глубину не менее 8 метров. Ширина стартовой зоны должна быть как минимум 14,5 м.

15.8.4. Линия финиша должна располагаться по возможности на прямом участке трассы и таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность съезда с трассы финишировавшему автомобилю.

15.8.5. На трассе должны быть оборудованы судейские посты, имеющие последовательную взаимную видимость, радио или телефонную связь с Руководителем гонки. Оборудование и расположение судейского поста должно обеспечивать безопасность находящихся на нем судей (не менее двух) от камней и обломков, а также в случае аварийной ситуации в непосредственной близости от него. Основание судейского поста (поверхность, на которой находятся судьи) должно располагаться на высоте не менее 0,75 м и не более 1,75 м над основным полотном трассы. На судейских постах должны находиться средства пожаротушения (огнетушители емкостью не менее 5 литров огнегасящего вещества) и сигнальные флаги (два желтых, синий и красный).

15.8.6. Граница гоночного полотна с обеих сторон должна быть обозначена (поребриками, минивалом - высотой 15 - 20 см, пластиковыми столбиками и т.п.). В опасных местах (местах расположения зрителей, судейских постов или местах, представляющих опасность для гонщика в случае выезда автомобиля за пределы гоночного полотна) должна быть оборудована отбойниками высотой не менее 1 м (гардрейлями, стенами, земляным валом с вертикальным профилем), способными удержать на трассе потерявший управление или неисправный автомобиль. Допускается использование для этой цели автомобильных покрышек легковых автомобилей, уложенных горизонтально и обязательно скрепленных между собой бортами с помощью болтов и шайб - располагаться такой барьер может только вместе с земляным валом или другим отбойником и в местах, где угол возможного удара при вылете более 30 градусов. Высота барьера из покрышек зависит от конкретных условий, но должна быть не менее 1 м.

15.8.7. Зрители, свободные от гонки спортсмены, механики, тренеры, представители и другой персонал должны находиться в безопасных местах, определенных организатором. Во всех случаях расположение людей, если они не защищены надежным отбойником и металлической сеткой или находятся на склоне (трибуне) на высоте не менее 2-х метров над трассой, возможно на расстоянии не ближе 30 метров от края гоночного полотна. Эта граница должна быть четко обозначена и обеспечена организатором. Категорически запрещается нахождение людей на земляном валу, отбойниках, ограничивающих полотно трассы.

15.8.8. Парк-стоянка для участников должна быть оборудована в непосредственной близости от трассы и обеспечивать возможность безопасного выезда в предстартовый накопитель. Она должна быть оборудована радиотрансляцией, информационным табло, средствами пожаротушения. В парке-стоянке должно быть обеспечено размещение спортивной и сервисной техники спортсменов. Сервисные автомобили, размещенные в парке-стоянке, должны быть оборудованы средствами пожаротушения. Скорость автомобилей в парке-стоянке не должна превышать 5 км/час.

Организатор должен предусмотреть возможность мойки, ремонта, погрузки и разгрузки спортивных автомобилей, наличие достаточного количества мусорных баков, санузлов, технической воды и электричества в парке-стоянке.

15.8.9. Закрытый парк должен вмещать все автомобили, участвующие в финальном заезде, огорожен и охраняем от посторонних лиц и оборудован средствами пожаротушения.

15.9. Параметры места проведения соревнования в ралли

Требования к маршруту ралли (протяженность ДС, суммарная протяженность ДС, особенности дорожного покрытия ДС, максимальная дистанция ДС между парками сервиса, продолжительность сервиса и т.п.) и месту проведения ралли определяется Регламентом (положением) спортивного соревнования и календарем соответствующего соревнования.

Маршрут и расписание ралли должны учитывать все особенности дорожного движения в прилегающей к маршруту местности. Нормы времени на прохождение дорожных секторов всегда должны быть назначены с учетом Правил дорожного движения, действующих в Российской Федерации.

15.10. Параметры места проведения соревнования в ралли-кроссе

15.10.1. Трасса должна представлять собой замкнутую кривую произвольной конфигурации. Ее основные характеристики:

Состав трассы: минимум 35 и максимум 65 процентов поверхности с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон, бетон и т.д.). Остальная часть трассы - твердая/стабилизированная земля или насыпное покрытие (мелкий гравий, крошка, отсев, песок и т.п.). Пылезащитные средства обязательны. Не допускается пересечение ручьев и других естественных или искусственных водоемов, ям и канав. Гоночное полотно должно быть очищено от камней и других посторонних предметов, создающих опасность для спортсменов и зрителей, а грунтовая часть трассы должна обрабатываться пылесвязующим веществом или своевременно поливаться водой.

Длина трассы должна быть не менее 950 м и не более 1500 м. Ширина минимум - 10 м, максимум - 20 м., в поворотах - до 25 м. Максимально разрешенный уклон по горизонтали (продольный и поперечный) - 10%. От линии старта до первого поворота должно быть не менее 100 м прямого участка трассы.

15.10.2. "Джокер" (добавочная петля - дополнительный участок трассы). Для официальных соревнований "джокер" обязателен. Его основные характеристики:

Длина дополнительного участка трассы ("джокера") выбирается с тем расчетом, чтобы проезд через него увеличивал время прохождения круга более чем на 2 секунды. Ширина: минимум 10 м, максимум 12 м. Въезд и выезд должны находиться вне гоночной траектории. Должно быть устроено защитное ограждение, отделяющее основную трассу от "джокера". На выезде автомобили должны иметь возможность развить ту же скорость, что и у автомобилей, находящихся на основной трассе. Судейские посты устанавливаются при необходимости из соображений безопасности.

15.10.3. Стартовая зона должна находиться за пределами основной трассы и представлять собой асфальтированную или покрытую бетоном площадку. Твердое покрытие при этом должно заканчиваться не менее чем через 30 м после линии старта. Уклон стартовой зоны не может превышать 2% (для новых трасс не более 1%). Ширина трассы от линии старта должна выдерживаться до первого поворота и по всему повороту. Стартовая зона должна быть шириной не менее 14,5 м, ширина стартовой позиции 2,5 м, расстояние от кромки трассы до обозначенной стартовой позиции минимум 1 м, расстояние между стартовыми рядами 6 метров. Угол изменения направления движения в первом повороте должен быть не менее 45 градусов с максимальным радиусом (по средней линии) - 25 м.

15.10.4. После пересечения финишной линии должна быть исключена возможность прямолинейного следования автомобилей в парк-стоянку.

15.10.5. На трассе должны быть оборудованы судейские посты, имеющие последовательную визуальную взаимную видимость, радио или телефонную связь с Руководителем гонки и обеспечивающие безопасность находящихся на них судей. На каждом посту должно быть не менее двух судей. На судейских постах должны находиться средства пожаротушения (огнетушители, емкостью не менее 5 л) и сигнальные флаги (2 желтых, синий и красный).

15.10.6. Граница гоночного полотна должна быть обозначена поребриками, белыми линиями (на асфальте), минивалом - высотой 15 - 20 см, пластиковыми столбиками, и т.п. В опасных местах (расположения зрителей, судейских постов или местах представляющих опасность для спортсмена в случае выезда автомобиля за пределы гоночного полотна) должна быть оборудована отбойниками высотой не менее 1 м (гардрейлями, стенами, земляным валом с вертикальным профилем), способными удержать на трассе потерявший управление или неисправный автомобиль. Допускается использование для этой цели автомобильных покрышек легковых автомобилей, уложенных горизонтально и обязательно скрепленных между собой бортами с помощью болтов и шайб - располагаться такой барьер может только вместе с земляным валом или другим отбойником и в местах, где угол возможного удара при вылете более 30 градусов. Высота барьера из покрышек зависит от конкретных условий, но должна быть не менее 1 метра.

15.10.7. Зрители, свободные от гонки спортсмены, механики и другой персонал должны находиться в безопасных местах, определенных организатором. Во всех случаях расположение людей, если они не защищены надежным отбойником и металлической сеткой или находятся на склоне (трибуне) на высоте не менее 2-х метров над трассой, возможно на расстоянии не ближе 30 метров от края гоночного полотна. Эта граница должна быть четко обозначена и обеспечена организатором. Категорически запрещается расположение людей на земляном валу, отбойниках, ограничивающих полотно трассы.

15.10.8. Парк-стоянка для участников должна находиться в непосредственной близости от трассы и обеспечивать возможность безопасного выезда в предстартовый накопитель. Он должен быть оборудован радиотрансляцией, информационным табло, средствами пожаротушения и обеспечивать размещение спортивной и сервисной техники спортсменов. Каждый сервисный автомобиль должен быть оборудован средствами пожаротушения. Организатор должен предусмотреть возможность мойки, ремонта, погрузки и разгрузки спортивной техники, наличие достаточного количества мусорных баков, санузлов, технической воды и электричества в парк-стоянке. Скорость автомобилей в парк-стоянке не должна превышать 5 км/час.

15.10.9. Закрытый парк должен обеспечивать размещение всех автомобилей, участвующих в финальном заезде, огорожен и охраняем от посторонних лиц и оборудован средствами пожаротушения.

15.11. Параметры места проведения соревнования в ралли-рейдах

Разделение маршрута на этапы должно быть осуществлено таким образом, чтобы большинство участников преодолевали их за светлое время суток. Максимальная протяженность СУ в течение одного этапа - не более 800 км. Категорически запрещено давать старт СУ в темное время суток, за исключением искусственно освещенных трасс. Для официальных соревнований минимальная суммарная протяженность СУ - не менее 300 км.

Официальной трассой соревнования будет считаться та, которая указана в Дорожной книге, выданной экипажам. В зонах навигации, где невозможно точно описать местность, применяется прямая линия, соединяющая точки GPS, указанные организатором.

При наличии в маршруте навигационных зон, автомобили участников соревнования рекомендуется оборудовать прибором GPS. Организатор обязан предоставить данные для загрузки приборов GPS.

Организатор обязан указывать в Дорожной книге выходной курс на тех позициях легенды, где нет четких ориентиров, главным образом в пустынной и степной местности и везде, где есть сложная и запутанная сеть дорог.

15.12. Параметры места проведения соревнования в трековых гонках

15.12.1. Покрытие - лед, наращенный на виражах до толщины не менее 15 см, на прямых - не менее 10 см. Форма трассы - "ипподромная" (два отрезка прямых, соединенные двумя полуокружностями). Минимальная длина трассы - 1000 м.

15.12.2. Барьеры безопасности (снежные брустверы) высотой не менее 1 м по наружной стороне и по внутренней стороне дорожки на виражах, обработанные роторной снегоуборочной машиной или иным подобным образом, обеспечивающим прямой угол между плоскостями дорожки и барьера. Допускается последующее заледенение вертикальной плоскости. Место схода с круга расчищается в барьере не менее чем через 500 м после линии финиша. Желательно места схода с круга и входа в круг разделить. Для обеспечения свободного проезда служебных автомобилей должна быть расчищена внутренняя технологическая дорожка внутри круга по всему периметру трассы. Выпуск автомобилей участников в предстартовую зону должен происходить по пути длиной не менее чем в 500 м.

15.12.3. Линию старта следует располагать на прямой так, чтобы путь стартовавших автомобилей перед трибунами был максимально велик. Линия старта должна быть расположена на горизонтальной плоскости, исключающей самопроизвольное качение незаторможенного автомобиля на нейтральной передаче.

15.12.4. Посты судей на дистанции (сигнальщиков) располагаются:

N 1 - у входа в первый вираж;

N 2 - в середине первого виража;

N 3 - у выхода из первого виража;

N 4 - в середине прямой, параллельной стартовой;

N 5 - у входа во второй вираж;

N 6 - в середине второго виража;

N 7 - у выхода из второго виража;

N 8 - в середине стартовой прямой (допускается совмещение с местом старта).

Каждый пост сигнальщиков должен быть хорошо виден как минимум с двух соседних постов.

15.12.5. Рекомендуется применение светофора не менее чем с двумя красными сигналами, управляемыми двухпозиционным переключателем ("ВЫКЛЮЧЕНО" - "ВКЛЮЧЕНО"). Рекомендуется применение также дублирующего светофора, развернутого в сторону трибун и управляемого от переключателя основного светофора.

15.12.6. Зрители, свободные от гонки спортсмены, механики и иной персонал участников должны находиться в безопасных местах на уровне дорожки или выше нее. Там, где место для зрителей располагается на наклонной поверхности, ее крутизна не должна превышать соотношения 1:4, если эта поверхность не имеет террас и трибун. На местности такие места должны иметь ограду или другую эквивалентную структуру высотой не менее 1,2 м не менее чем в 30 м от полотна зачетной трассы для расположения парк-стоянки и не менее 15 м в зрелищных местах трассы.

15.13. Параметры места проведения соревнования в трофи-рейдах

В местах, где невозможно точно описать местность, организатор должен указывать точки GPS. Все GPS координаты должны выдаваться экипажам в формате WGS-84 в виде - градусы, минуты, доли минут (ГГ ММ, ммм). Организатор обязан предоставить как минимум письменные данные для загрузки приборов GPS/Глонасс. В Регламенте (положении) спортивного соревнования организатор заблаговременно должен объявить о необходимости наличия прибора GPS/Глонасс и возможности их электронной загрузки.

Расположение контрольных и судейских пунктов должно быть точно указано в Дорожной книге с использованием ссылок на материалы гонки (географические (широта и долгота) координаты, указание места на карте).

15.14. Параметры места проведения соревнований по ралли-спринту

Соревнования по ралли-спринту проводятся на площадках/участках дорог (преимущественно с твердым покрытием), закрытых для постороннего движения. Трасса должна иметь многократное изменение направления движения за счет естественных или искусственных ограничителей. Ширина трассы не менее 3,5 м. Длина прямолинейных участков трассы не должна превышать 200 м. Линия финиша должна отстоять от последнего изменения прямолинейности движения не менее чем на 10 м. Это расстояние должно быть повторено за линией финиша при проведении его "с хода". Длина трассы от 1 до 10 км.

Остальные требования к трассе (наличие парка-стоянки, места расположения старта и финиша, применяемая система заездов, и т.п.) и месту проведения определяется Регламентом (положением) спортивного соревнования и календарем соответствующего соревнования.

15.15. Параметры места проведения соревнований по спортивной дисциплине "дрифт" (далее - дрифт).

Соревнования по дрифту могут проводиться на трассах с асфальтовым или асфальтобетонным покрытием.

Минимальная ширина трассы не менее 8 метров.

Выбранная конфигурация гоночной дорожки должна иметь достаточно места для разгона и предусматривать как минимум одну перекладку (смена направления заноса).

Места для расположения судей дрифта должны находиться на возвышении и быть расположены с таким расчетом, чтобы иметь непрерывный панорамный обзор всего оцениваемого участка.

Гоночная дорожка должна иметь разгонную прямую (зона разгона), которая позволяет автомобилям достаточно ускориться до входа в первый поворот оцениваемого участка, чтобы продемонстрировать свое мастерство и весь потенциал автомобиля и сохранить достаточную скорость на всем участке.

Клипы, линия старта, респект-зона, зона постановки и другие элементы судейского задания должны быть отмечены на трассе таким образом, чтобы спортсмен мог отчетливо видеть установленные ориентиры. При легком контакте с ними автомобиля эти ориентиры должны быть безопасными как для автомобиля, так и для собственной конструкции.

В случае разрушения таких ориентиров (стоек, конусов, знаков) от контакта с автомобилем они или их элементы не должны нанести вред участникам и зрителям.

При составлении плана трассы и плана обеспечения безопасности необходимо предусмотреть возможность оперативного прибытия транспортных средств медицинской, противопожарной и спасательной служб (в т.ч. бригады извлечения) в любую точку трассы за кратчайшее время.

Статья 16. Требования к оборудованию места проведения
соревнований, спортивного и судейского
оборудования, инвентаря

16.1. С учетом особенностей различных спортивных дисциплин, предъявляются следующие требования к хронометражу спортивных соревнований:

16.1.1. В автомногоборье время каждого заезда фиксируется в протоколе соревнования при ручном хронометраже с точностью до десятых долей секунды, а при электронном - до сотых долей. Секундомер останавливается при пересечении вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша, выступающей (по направлению движения) частью автомобиля.

16.1.2. В горных гонках хронометрируются все квалификационные заезды. Точность хронометража не ниже 0,1 секунды. Рекомендуется применять системы электронного хронометража.

16.1.3. В джип-триале хронометраж начинается с пересечения створа стартовых ворот после подачи стартовой команды и заканчивается в момент финиша экипажа в зачетной секции. Ведется с точностью до секунды.

16.1.4. В дрэг-рейсинге для проведения стартовой процедуры и фиксации результатов на соревнованиях обязательно использование системы электронного хронометража. Описание работы системы хронометража, отличающееся от приведенного в настоящих Правилах, должно быть описано в Регламенте (положении) спортивного соревнования.

Система хронометража должна обеспечивать строгую последовательность предстартовой и стартовой процедуры. Точность хронометража не ниже 0,001 сек.

Система хронометража включает в себя расположенный вдоль гоночной дорожки ряд оптических/лазерных датчиков и стартового светофора. Схема расположения датчиков приведена на Рисунках 7 и 8.

Рисунок 7. Расположение оптических датчиков

Рисунок 8. Высота расположения датчиков на стартовой линии

Минимальный комплект системы хронометража для официального соревнования:

а) датчики Предустановки (pre-stage beams), для каждой дорожки свой комплект;

б) датчики Установки (stage beams), для каждой дорожки свой комплект;

в) датчики Фальстарта (guard beams), для каждой дорожки свой комплект;

г) датчики Скорости на финише (speed trap beams), для каждой дорожки свой комплект;

д) датчики Финиша (finish beams), для каждой дорожки свой комплект;

е) стартовый светофор "Гирлянда" (Christmas tree).

Для соревнований регионального и муниципального уровня комплект датчиков может быть ограничен:

а) датчики Предустановки (pre-stage beams), для каждой дорожки свой комплект;

б) датчики Установки (stage beams), для каждой дорожки свой комплект;

в) датчики Финиша (finish beams), для каждой дорожки свой комплект.

16.1.5. В картинге устройство для электронного счета кругов и электронные часы должны быть расположены в месте, видимом спортсменами (для трасс с категорией "A" обязательно, для остальных рекомендуется). В случае поломки должна быть предусмотрена возможность работы ручного счета кругов.

16.1.6. В ралли хронометраж может производиться с точностью до секунд или до десятых долей секунды. Хронометраж СУ и ДС производится на линии финиша при помощи приборов хронометража с цифровой индикацией секунд, имеющих печатающее устройство, и дублируется часами, для которых наличие печатающего устройства не обязательно. Допускается применение часов без печатающих устройств, но с цифровой индикацией секунд. В этом случае рекомендуется, чтобы конструкция часов предусматривала возможность фиксации времени с остановкой индикации секунд. Таких синхронизированных между собой часов должно быть по 2 комплекта на старте и финише. Момент перехода на резервные часы в случае отказа основных часов должен отражаться в протоколе судейского пункта.

16.1.7. В ралли-кроссе все заезды хронометрируются с точностью, не хуже 0,01 сек.

16.1.8. В ралли-рейдах время на СУ контролируется с точностью до секунды или долей секунды. Точность хронометража указывается в Регламенте (Положении) спортивного соревнования. Рекомендуется оборудование Финиша СУ автоматической системой хронометража. Для "Супер" СУ минимальная точность хронометража - 1/10 секунды.

16.1.9. В ралли-спринте время каждого хронометрируемого заезда фиксируется в протоколе соревнования при ручном хронометраже с точностью до десятых долей секунды, а при электронном - до сотых долей. Секундомер останавливается при пересечении вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша, выступающей (по направлению движения) частью автомобиля. Если заезды проводятся по системе "play-off", то хронометраж может не применяться.

16.1.10. В дрифте для оценки заездов могут использоваться показания телеметрии и видеозапись как наружная, так и изнутри автомобиля.

Статья 17. Иные требования, обусловленные особенностями
автомобильного спорта

17.1. Трассы для проведения соревнований в спортивных дисциплин "дрэг-рейсинг", "картинг", "кольцевые гонки", "кросс", "ралли-кросс" и "трековые гонки" должны иметь лицензию (сертификат) Федерации, удостоверяющую, что данная трасса отвечает минимальным требованиям к трассам и условиям обеспечения безопасности. Для соревнований в спортивной дисциплине "дрифт" могут дополнительно устанавливаться требования по лицензированию трассы.

17.2. Инспекции трасс являются обязательными для:

а) новых трасс, которые будут впервые использоваться для проведения соревнований;

б) получения, продления или возобновления лицензии на трассу;

в) трасс, подвергшихся значительным изменениям или модификациям в конфигурации или сооружениях безопасности, до того, как они могут быть использованы для соревнований, а также при повышении действующей категории лицензии;

г) временных трасс каждый год перед проведением на трассе первого официального соревнования в текущем году.

Инспекции также могут назначаться в других случаях по решению Федерации.

17.3. Перед проведением инспекции назначенный инспектор должен иметь возможность предварительно изучить досье на трассу и планы всех предстоящих работ. В случае с инспекцией уже ранее сертифицированной трассы должен быть представлен паспорт и схема трассы и все соответствующие документы. Заверенное инженером строительной специальности подтверждение прочностных характеристик строений, относящиеся к сооружениям безопасности трассы, должно быть представлено в досье на трассу. Невыполнение этих условий может привести к санкциям и/или отмене инспекции.

17.4. Обязательное досье трассы должно включать в себя следующие документы и информацию:

а) план трассы в масштабе 1:2000 (минимум), с обозначением сторон света, направления движения, зданий, сооружений, подъездных дорог, зрительских зон, ограждений и устройств безопасности, пункта управления гонкой, боксов команд, парк-стоянки (паддока), расположения линий старта и финиша, автомобилей скорой помощи и других служб, медицинского центра, вертолетной площади, пожарных автомобилей, судейских постов и закрытого парка;

б) план боксов команд, парк-стоянки (паддока) и медицинского центра в масштабе 1:500 (минимум);

в) детальный план всех зданий (включая медицинский центр и вертолетную площадку) в масштабе 1:200 (минимум);

г) профиль средней линии дорожки в масштабе не менее 1:2000 (по длине) и 1:200 (по высоте);

д) Сечения дорожки и ее обочин (не менее чем в 10 м от края дорожки по обе ее стороны) на месте стартовой линии, в центрах крутых поворотов, в местах минимальной и максимальной ширины гоночной дорожки, сечения мостов и других неординарных мест трассы в масштабе 1:200 (минимум);

е) паспорт трассы;

ж) план обеспечения безопасности.

Для трасс кросса, ралли-кросса, трековых гонок и ледовых гонок, чертежи трассы должны быть выполнены в масштабе 1:500, с обозначением, как минимум, указанного в пункте а) выше.