Раздел 20. ШАШКИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Соревнования проводятся в спортивных дисциплинах в соответствии с всероссийским реестром видов спорта:
- личные, по итогам которых определяются места занятые отдельными участниками;
- командные, по итогам которых определяются места участвующих команд;
- лично-командные, по итогам которых определяются места отдельных участников и участвующих команд.
1.2. Системы проведения соревнований
Существуют следующие системы проведения соревнований:
- круговая, при которой каждый участник соревнований или каждая команда поочередно встречается со всеми остальными участниками или командами в один или несколько кругов;
- олимпийская (с выбыванием), когда спортсмен или команда, проигравшие встречу, выбывают из дальнейшего участия в данных соревнованиях;
- швейцарская ("выборочного жребия"), при которой в зависимости от числа играющих по условиям соревнований устанавливается определенное количество туров;
- схевенингенская, при которой участники одной команды (группы) поочередно играют с представителями другой команды (группы);
- смешанная, при которой на разных этапах применяются разные системы.
1.3. Права и обязанности участников
1.3.1. Участники имеют право:
- быть информированными о правилах проведения данного соревнования;
- лично обращаться к судье по любому вопросу, касающемуся проведения партии, в том числе о времени, оставшемся до окончания контроля (времени до конца партии) - своего и времени соперника в течение партии неограниченное количество раз;
- быть информированными со стороны судейской коллегии за 10 минут (для тотально незрячих спортсменов) и за 5 минут (для слабовидящих спортсменов) до истечения контроля или окончания игрового времени об этом;
- пользоваться специальным инвентарем (шашки, доска, часы), адаптированным для лиц с ограничениями по зрению: для игры тотально незрячих и слабовидящих между собой и со зрячими используются специальные шашки и доска, позволяющие игроку с нарушением зрения на ощупь определять "цвета" полей и шашек, а зрячий игрок при игре с незрячим или слабовидящим соперником параллельно может пользоваться нормальной доской и шашками.
- обращаться лично, а также через своих представителей или своего капитана (в командных соревнованиях) в организационный комитет;
- опротестовывать любые решения или санкции, которые им кажутся несправедливыми;
- прогуливаться по площадке, на которой проводится соревнование, останавливаться возле столиков, за которыми играют другие игроки.
1.3.2. Участники обязаны:
- знать Регламент и Положение о данных соревнованиях и строго выполнять их;
- строго соблюдать дисциплину во время соревнований и в свободное от игры время;
- выполнять требования судьи;
- играть каждую партию с полной отдачей сил;
- не слушать советов других лиц;
- играть до конца соревнований.
1.3.3. Во время игры участникам запрещается:
- обращаться к кому-либо, кроме судьи, и даже к обслуживающему персоналу;
- пользоваться письменными или печатными материалами, которые могут иметь отношение к партии;
- отходить от доски при своей очереди хода без разрешения судьи;
- отвлекать или беспокоить соперника любым способом. Это относится и к настойчивости предложения ничьей;
- мешать другим участникам или вмешиваться в ход их партии:
- спрашивать мнение или просить совет по своей партии намеренно или нет;
- анализировать в турнирном помещении играющиеся или оконченные партии:
- позволять себе действия, мешающие нормальному ходу соревнований;
- прогуливаться вне места, отведенного для игры;
- пользоваться во время игры электронными устройствами (телефонами и другими устройствами связи, компьютерами и т.п.)
1.4. Санкции
Любое нарушение правил наказывается судьей:
- замечанием;
- предупреждением;
- выговором;
- поражением в партии (возможен случай, когда поражение ставится обоим участникам);
- исключением из соревнований.
Решение о засчитывании поражения в партии и решение об исключении спортсмена (спортсменки) из соревнований принимает главный судья соревнований или лицо его замещающее.
Меру наказаний выбирает судья в зависимости от тяжести проступка.
1.5. Место проведения соревнований
Место проведения игр должно отвечать следующим требованиям:
- должно быть достаточно просторным, проветренным и освещенным;
- должна быть обеспечена нормальная температура;
- должна соблюдаться тишина;
- должно быть отгорожено от зрителей;
- столики должны быть устойчивыми, соответствующих размеров и в достаточном количестве;
- стулья должны соответствовать высоте столиков;
- место для питания и туалеты не должны быть слишком удалены. Желательно, чтобы участники не проходили через зрительный зал, направляясь в эти места.
1.6. Начало встречи
1.6.1. Соревнования начинаются за 5 минут до официального начала тура с тем, чтобы участники могли сосредоточиться, а судьи сделать необходимые объявления.
1.6.2. Порядок размещения игроков, если соревнование проводится по круговой системе, определяется согласно расписанию, составленному после жеребьевки в соответствии с "таблицами очередности игр". При проведении соревнований по швейцарской системе размещение игроков производится в том порядке, в каком проводилась жеребьевка (составление) пар участников перед каждым туром.
1.6.3. В точно назначенное время независимо от того, все ли игроки присутствуют, судья дает сигнал к началу партии, пуская сам или по его указанию часы отсутствующего участника. Если отсутствует участник, играющий черными, то белые своего хода на доске не делают. Если присутствуют оба участника, то пускаются часы белых. В случае отсутствия обоих участников пускаются часы игрока, играющего белыми. Но как только появляется один из игроков, судья делит пополам истекшее время, устанавливает это время на обоих часах и пускает часы отсутствующего участника. С этого времени игрокам запрещается останавливать оба часовых механизма одновременно.
1.6.4. Жеребьевка первого хода белых, серии начальных ходов или начальной позиции проводятся в присутствии обоих партнеров до начала игры. Если один из партнеров отсутствует, то проведение жеребьевки откладывается до его появления и производится за счет его времени.
1.7. Контрольные часы и пользование ими
1.7.1. Игроки должны сделать установленное количество ходов за определенное время или сыграть партию за определенное время при контроле времени до конца партии. Для этого используются контрольные часы с двумя циферблатами.
1.7.2. Контрольные часы могут быть электронные или механические и должны удовлетворять следующим требованиям:
- оба часовых механизма должны быть точными;
- оба часовых механизма не должны ходить одновременно;
- часовые механизмы должны работать поочередно, остановка одного незамедлительно приводит к работе другого;
- четко показывать количество оставшегося времени;
- в механических часах проход большой (минутной) стрелки через 12 должен отмечаться флажком;
- флажок должен начинать подниматься не позже, чем на 58 минуте и падать точно на 60 минуте.
1.7.3. Часы устанавливаются параллельно шашечной доске с левой стороны от участника, играющего белыми.
1.7.4. У судейской коллегии должны находиться, как минимум, двое запасных часов.
1.7.5. Часовая стрелка устанавливается на 1, минутная (большая) на 12 таким образом, чтобы поднятый флажок находился на грани падения. Свой первый ход участники могут сделать только после падения флажка. При контроле не кратном 1 часу допускается иное первоначальное расположение стрелок, но игрок перед началом партии имеет право проверить правильность падения флажка.
1.7.6. Сделав ход, игрок должен остановить свои часы, и, следовательно, пустить часы соперника той рукой, которой он сделал ход. Не сделав своего хода и не объявив его вслух, участник не имеет права пускать часы противника. Это правило обязательно также для всех шашистов, играющих со слепыми.
1.7.7. Так как игроки сами несут ответственность за использование своего игрового времени, то никто не имеет права вмешиваться, если игрок забыл своевременно переключить часы. Только соперник может напомнить ему об этом.
1.7.8. Если в ходе партии обнаруживается, что часы ходят неправильно, судья должен заменить их на исправные. Он же исправляет, если это возможно, разницу во времени. Если для этого нужно сократить игровое время одного из игроков, то судья должен учитывать, что оставшееся игровое время не должно быть меньше 15 минут.
1.7.9. Истечение игрового времени определяется в момент падения флажка (механические часы) и обнулением контрольного времени (электронные часы). Истечение времени до или во время контрольного хода, а также во время переключения часов при контрольном ходе означает поражение, т.к. игровое время истекло. Окончание игрового времени фиксирует судья или соперник. Никто другой не имеет права указывать на окончание игрового времени. Судья обязан предупреждать участника с ограничениями по зрению о наступающем цейтноте, когда у тотально незрячего спортсмена остается: 10 минут, а у слабовидящего спортсмена - 5 минут до контроля и тем более о падении "флажка" (механические часы) или при обнулении контрольного времени у его противника.
1.7.10. Все претензии по поводу работы часов должны быть высказаны до истечения игрового времени. В противном случае ничего изменить нельзя.
1.7.11. Остановка часов участником рассматривается как признание им поражения. Однако если судья считает, что часы остановлены по недоразумению, следует ограничиться замечанием участнику.
1.7.12. Если после совершения на доске очередного хода на часах участника истекло время, а у его партнера на доске все шашки уже сняты или заперты, то просрочка не фиксируется и сильнейшей стороне засчитывается выигрыш.
1.7.13. При проведении соревнования с контролем времени до конца партии остановка контрольных часов сильнейшей стороной, имеющей теоретически явно выигрышную позицию, фиксирует ничейный исход данной встречи.
1.8. Запись ходов в партии
1.8.1. В процессе игры каждому партнеру необходимо ход за ходом записывать партию (свои ходы и ходы соперника) на бланке, предназначенном для соревнований или на диктофон. Не имеет значения, делается ли сначала ход, а потом записывается на бланке или наоборот. Запись ходов на диктофон делается за счет своего времени, т.е. до включения часов соперника. Проставление прочерков вместо обязательного боя нарушением не является. Запись партии шашисты с нарушением зрения могут вести рельефно-точечным шрифтом "по системе Брайля".
1.8.2. Если будет замечено, что один из участников не записал (не продиктовал на диктофон) больше чем два хода, то судья обязан включить часы этого участника, чтобы он восстановил запись за счет своего времени.
1.8.3. Если у играющего тотально незрячего спортсмена остается менее 10 минут, а у слабовидящего спортсмена остается менее пяти минут на часах до окончания контроля времени или игрового времени (при контроле времени до конца партии), то до окончания контроля или игрового времени, он не обязан выполнять требование ст. 1.8.1. При контроле времени в партии на определенное количество ходов после окончания контрольного времени, играющий должен сразу же восстановить недостающие в записи ходы. Если игрок заявляет, что он не может восстановить свою запись без бланка записи соперника или аудиозаписи, просьба о предоставлении бланка или аудиозаписи должна быть адресована арбитру. Восстановить запись он должен перед очередным ходом и за счет своего времени, если соперник сделал ход. Последний не может отказать в предоставлении своего бланка или аудиозаписи, и восстановление записи ходов осуществляется за счет времени заявителя.
1.8.4. Если оба партнера при обоюдном цейтноте не ведут записи партии, то судья должен стараться присутствовать и, по возможности, вести запись. Судья не должен вмешиваться пока не упадет один из флажков (механические часы) или обнулиться контрольное время (электронные часы), и пока это не произойдет, никаким образом не показывать, сколько ходов сделано. При контроле времени на определенное количество ходов после окончания контрольного времени у одного из партнеров время, затраченное на восстановление пропущенных записей, делится пополам и засчитывается каждому из них как израсходованное.
1.8.5. Бланки записи партии должны во время игры находиться на столе в открытом виде, быть хорошо видными с тем, чтобы в любой момент судье при контроле времени в партии на определенное количество ходов можно было узнать количество сделанных ходов.
1.8.6. Оригиналы записей оконченных партий являются собственностью организации, проводящей соревнования.
1.9. Опоздание и неявка на игру
1.9.1. В Регламенте турнира указывается время опоздания на игру, оно может быть от 0 минут до времени 1-го контроля или времени до конца партии, но не более 1 часа. Если в Регламенте это время не указывается, то считается время 1-го контроля или время до конца партии, но не более 1 часа. В Регламенте турнира указываются последствия для игрока, опоздавшего на игру на время, меньшее, чем первый контроль или на время до конца партии (или менее, чем на 1 час), это могут быть:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) другие санкции.
Если игрок опаздывает на время 1-го контроля или на время до конца партии (более 1 часа), то ему засчитывается поражение в партии, а при проведении соревнования по системе микроматчей - засчитывается поражение в микроматче.
1.9.2. Если оба противника без уважительных причин не явились (опоздали) на игру, то поражение засчитывается обоим участникам.
1.10. Выход или исключение участника из турнира
1.10.1. Если участник в соревновании, проводимом по круговой системе, пропустил одну или две партии, то только судья решает вопрос о его дальнейшем участии в соревновании.
1.10.2. Если участник в соревновании, проводимом по круговой системе, сыграл меньше половины своих партий или микроматчей и покинул турнир, то его результаты остаются в турнирной таблице для подсчета рейтинга, но при окончательном подведении итогов не засчитываются. Несыгранные партии этого игрока и его партнеров отмечаются в турнирной таблице минусом (-).
1.10.3. Если игрок сыграл половину или более партий или микроматчей и покидает турнир, его результаты остаются в таблице и будут засчитаны при подведении итогов. Несыгранные партии этого игрока в турнирной таблице отмечаются минусом (-), а его партнеров - плюсом (+).
1.10.4. В число сыгранных партий входят и не доигранные (незаконченные) партии, которые должны присуждаться судьей соревнований или назначенной им комиссией.
1.10.5. В соревнованиях по швейцарской системе результаты в сыгранных партиях или микроматчах остаются действительными.
1.11 Проведение соревнований по системе микроматчей
Встречи соперников, проводимые по системе микроматчей, состоят из двух или большего количества партий, которые играются последовательно одна за другой с переменой цвета и перерывами между партиями 5 минут. По сумме набранных в этих партиях очков определяется победитель, а в случае их равенства результат считается ничейным. Положением и/или регламентом соревнований при ничейном результате микроматча может быть предусмотрено продолжение поединков - назначение дополнительных микроматчей.
1.12. Учет результатов партии, микроматча
1.12.1. Результат партии или микроматча учитывается так: выигрыш - 1 очко, ничья - 1/2 очка, проигрыш - 0 очков; или: выигрыш - 2 очка, ничья - 1 очко, проигрыш - 0 очков.
1.12.2. Если партия фактически не состоялась и проигрыш засчитан за неявку или опоздание, то вместо нуля ставится минус (-), а вместо единицы - плюс (+). При подсчете очков и коэффициентов для распределения занятых мест плюс приравнивается к единице, а минус - к нулю. При подсчете очков для решения вопроса о выполнении классификационных норм плюсы не учитываются.
1.13. Результаты соревнований
1.13.1. В результате соревнований участники занимают места в соответствии с суммой набранных очков. Первое место присуждается игроку, набравшему наибольшее количество очков, остальные в порядке их уменьшения.
1.13.2. В случае равенства очков у двух или более участников распределение мест производится по результату дополнительного матча или турнира. Допускается проведение дополнительного соревнования с укороченным контролем времени.
1.13.3. В случае невозможности проведения дополнительного соревнования распределение мест производится по следующим критериям:
- системе коэффициентов;
- наибольшему количеству побед;
- результату встреч между этими участниками;
- наибольшей сумме очков участников, над которыми одержаны победы;
- лучшему результату во встречах с другими участниками в порядке занятых мест;
- лучшей сумме индивидуального рейтинга (ЭЛО) противников.
1.13.4. Система коэффициентов Шмульяна. Сначала суммируются очки участников, у которых игрок выиграл; затем суммируются очки участников, которым он проиграл. Разница между этими величинами является коэффициентом участника.
1.13.5. Система коэффициентов Зонненборна-Бергера. Суммируется двойное количество очков, набранных участниками, у которых игрок выиграл, и очки, набранные участниками, с которыми он сыграл вничью.
1.13.6. Система коэффициентов Бухгольца. Суммируются очки, набранные всеми соперниками игрока.
1.13.7. Система коэффициентов Солкофа (медианный коэффициент Солкоффа). Суммируются очки, набранные всеми соперниками игрока, исключая самый лучший и самый худший результаты.
1.13.8. Усеченная система коэффициентов Солкофа. Суммируются очки, набранные всеми соперниками игрока, исключая самый худший результат. В случае равенства исключается 2 худших результата, затем 3 и т.д., до определения места.
1.13.9. Рижская система коэффициентов. Сначала суммируются очки, набранные участниками, у которых игрок выиграл, и умножаются на 2. Затем суммируют очки участников, с которыми игрок сыграл вничью, и умножаются на 1,5. Затем суммируются очки участников, которым игрок проиграл. Сумма этих трех величин и является коэффициентом игрока.
1.13.10. Во всех случаях игрок, имеющий больший коэффициент, имеет преимущество среди других игроков, имеющих такое же количество очков.
1.13.11. При проведении соревнования по швейцарской системе без применения компьютерной программы, если участник соревнований, для которого по окончании турнира подсчитывается коэффициент, имеет из-за нечетного числа участников плюс, то за этот плюс ему засчитывается наименьшее количество очков, набранное кем-либо в данном турнире, а если в числе партнеров оказывается шашист, выбывший из соревнования, то считается, что в оставшихся партиях он набрал бы количество очков равное среднему результату тех участников, с которыми он находился в одной очковой группе в момент прекращения игры.
1.13.12. Применение той или иной системы коэффициентов оговаривается в Положении или Регламенте о проведении соревнований.
1.14. Проведение командных соревнований
1.14.1. Командные соревнования - соревнования, участниками которых являются команды, состоящие из нескольких игроков.
1.14.2. Положением о проведении соревнований должны быть предусмотрены количественный состав команды, закрепляются ли за игроками определенные доски, наличие в команде запасных игроков, их количество, на каких досках они могут играть, происходит ли сдвижка по доскам основного состава и т.д. В этом случае капитан команды должен не позднее, чем за 15 минут до начала тура, подать в судейскую коллегию заявку с указанием состава на данный тур. Если такая заявка не подана, то распределение участников по доскам определяется по первому туру.
1.14.3. Цвет шашек для участников командных соревнований устанавливается по первой доске. Если участник, выступающий на первой доске, в соответствии с жеребьевкой играет белыми, то остальные участники его команды на нечетных досках играют также белыми, а на четных - черными.
1.14.4. Если в команде присутствует меньше половины ее состава, но не менее двух человек, то команда к игре не допускается и ей засчитывается поражение. Если участник начал партию или сыграл ее полностью за доской, на которой не имел права выступать, то партия в зачет не принимается и на этой доске команде засчитывается поражение.
1.14.5. Если команда выбывает из соревнования или не явилась на последний тур, то судейская коллегия решает засчитать ей поражение или аннулировать все ее матчи, исходя из того, что в наименьшей степени повлияет на конечные результаты победителей соревнования.
1.14.6. Победа в командных соревнованиях присуждается коллективу, набравшему в сумме наибольшее количество очков во всех партиях данного тура, а итоговая сумма очков, набранная таким путем во всех турах, определяет место команды в соревнованиях.
В случае, если две команды набрали одинаковое количество очков, более высокое место может быть присуждено команде:
- выигравшей личную встречу;
- имеющей большее количество выигранных матчей;
- имеющей лучший показатель по системе коэффициентов.
Если при подсчете очков выясняется, что команда, выигравшая все матчи, занимает только второе место, ей предоставляется право на дополнительный матч за первое место с командой, занимающей первое место. В случае ничейного результата в дополнительном матче, победителем соревнований становится команда, набравшая наибольшее количество очков или которой было присуждено 1 место по дополнительным критериям.
1.14.7. Организация, выставляющая команду, назначает капитана (представителя), который ведет переговоры с судьями по всем вопросам, возникающим в ходе соревнования. Только капитан (представитель) команды может направлять протесты в судейскую коллегию, причем обязательно в письменном виде.
Может быть осуществлен иной порядок подведения итогов. За победу в матче команда получает 2 очка, за ничью - 1 очко, за поражение - 0 очков. Лучшая сумма набранных таким образом очков и определяет положение команды в турнирной таблице.
1.15. Проведение соревнований по швейцарской системе
При проведении соревнований по швейцарской системе применяется компьютерная или ручная жеребьевки.
Компьютерная жеребьевка.
Для проведения соревнований по швейцарской системе, возможно применение компьютерных программ. Алгоритм применяемой компьютерной программы не должен противоречить принципам жеребьевки, изложенным в Правилах п. 1.15.2. Сформированные компьютерной программой пары соперников являются, как правило, окончательными. Исключение из этого правила может быть сделано при выявлении ошибки (например, неправильно был введен в программу результат какой-либо сыгранной партии). Также пары соперников могут быть изменены (в том числе и с проведением повторной компьютерной жеребьевки) по мотивированному решению главного судьи соревнований или лица его замещающего.
При распределении мест по системе коэффициентов, указанной в положении и/или регламенте, коэффициенты считаются программой, по которой выполнялась компьютерная жеребьевка.
Ручная жеребьевка.
1.15.1. Швейцарская система применяется для того, чтобы в ограниченное число туров провести соревнование с большим числом участников. Перед каждым туром судья проводит жеребьевку или определяет пары встречающихся между собой игроков.
1.15.2. Общие для всех систем требования при проведении жеребьевки и составлении пар:
- два игрока не должны встречаться больше, чем один раз;
- игрок, которому был присужден выигрыш без игры (например, партнеру было присуждено поражение за неявку или опоздание на игру) не должен получать его дважды;
- цвет шашек должен по возможности чередоваться. Игрок не может получать одинаковый цвет четыре раза подряд;
- игроки, которые не имели партнера, и не игравшие партию вследствие опоздания или неявки одного из партнеров, но которым был присужден выигрыш без игры, при определении цвета не учитываются.
- игроки, которые выбывают из турнира, не должны в дальнейшем участвовать в образовании пар. Игроки, о которых известно заранее, что они не смогут (не будут) играть в очередном туре согласно регламенту, не участвуют в образовании пар и им присуждается поражение в этом туре.
- в случае участия в турнире нечетного количества игроков участник, оказавшийся последним в классификации или после проведения жеребьевки, получает "плюс".
1.15.3. Жеребьевка, как правило, должна проводиться по программе с помощью компьютера. В случае отсутствия компьютера или программы разрешается проведение жеребьевки вручную при помощи индивидуальных карточек участников.
1.15.4. Программа "слепого жребия" или "случайных чисел". Программа не предусматривает классификации участников, если даже участники имеют индивидуальные рейтинги. Перед началом турнира проводится жеребьевка. В первом туре встречаются N 1 с N 2, N 3 с N 4 и т.д., причем нечетные номера играют белыми. В последующих турах пары, играющих определяются жребием между участниками, имеющими одинаковое, а при их отсутствии - ближайшее количество очков. Жеребьевка начинается с участников, имеющих наибольшее количество очков.
1.15.5. Система жеребьевки с применением только индивидуальных коэффициентов участников.
1.15.5.1. Перед первым туром все участники классифицируются. Классификация может производиться как с учетом, так и без учета рейтингов. Участники, имеющие рейтинг, размещаются в порядке его убывания. Участники, имеющие одинаковый рейтинг, классифицируются по жребию. После них располагаются участники, не имеющие рейтинга, которые также классифицируются по жребию. Порядковый номер классификации первого тура закрепляется за участником до конца турнира.
1.15.5.2. Классифицированные таким образом участники разделяются на две половины. В первом туре первый участник из верхней половины играет с первым участником из второй половины, второй из первой половины со вторым из второй половины и т.д. Цвет шашек в первой паре определяется жребием. Все участники из верхней половины, имеющие нечетные номера, играют тем же цветом, что и первый, а все, имеющие четные номера - противоположным цветом.
1.15.5.3. Перед вторым туром участники разделяются на очковые группы, а внутри очковых групп располагаются на основании своих порядковых номеров первого тура. При этом во всех нечетных турах участники классифицируются в порядке возрастания порядковых номеров (т.е. выше стоит участник с меньшим порядковым номером), а в четных турах - в порядке убывания.
1.15.5.4. Образование пар начинается с верхней очковой группы. Если количество участников в группе нечетное, то последний участник опускается в следующую очковую группу и встречается с первым участником этой группы. Если эти участники уже встречались между собой, то соперником участника из верхней очковой группы становится второй участник нижней группы, затем третий и т.д. Если последний участник верхней группы играл со всеми участниками нижней группы, то в нижнюю группу опускается предпоследний участник верхней группы и т.д.
1.15.5.5. Для группы с четным количеством участников образование пар производится следующим образом. Группы разделяются на две равные половины. Первый из верхней половины играет с первым из нижней половины. Если они уже играли между собой, то первый из верхней половины играет со вторым из нижней половины и т.д. Если же первый участник из верхней половины играл со всеми участниками нижней половины, то он должен играть с последним участником верхней половины, если уже играли, - с предпоследним и т.д. Когда соперник для первого участника очковой группы найден, эти два участника выводятся из списков группы и процедура поиска соперника повторяется в том же порядке для первого из оставшихся участников очковой группы. Если в один из моментов окажется, что для первого из оставшихся участников очковой группы нет соперника в своей группе, то последняя из образовавшихся пар разбивается, ее участники возвращаются в группу и для первого участника подбирается другой соперник. При необходимости может быть разбита не одна, а несколько уже образованных пар, однако при этом необходимо стремиться к тому, чтобы количество разбиваемых пар было минимальным.
1.15.5.6. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация участников и образование пар производится в соответствии с требованиями ст. 1.15.5.3., 1.15.5.4., 1.15.5.5.
1.15.6. Проведение жеребьевки по системе с усеченным коэффициентом Солкофа.
1.15.6.1. Статьи 1.15.5.1. - 1.15.5.5. действительны и для этой системы.
1.15.6.2. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация производится следующим образом:
- сначала участники разделяются на очковые группы и располагаются в порядке убывания количества очков;
- внутри очковых групп участники классифицируются в порядке убывания величины усеченного коэффициента Солкофа (т.е. суммы очков всех соперников, исключая худшего);
- участники, имеющие равные величины усеченного коэффициента Солкофа, классифицируются на основании порядкового номера первого тура.
1.15.7. Система жеребьевки с применением текущего коэффициента Бухгольца.
1.15.7.1. Статья 1.15.5.1. действительна и для этой системы.
1.15.7.2. В первом туре первый участник играет с последним, второй - с предпоследним и т.д. Цвет определяется в первой паре жребием. Все участники из верхней половины, имеющие нечетные номера, играют тем же цветом, что и первый, а имеющие четные - противоположным.
1.15.7.3. Перед вторым туром участники разделяются на очковые группы, а внутри очковых групп располагаются на основании своих порядковых номеров первого тура.
1.15.7.4. Образование пар начинается с верхней очковой группы. Если количество участников в группе нечетное, то первый участник опускается в следующую очковую группу и встречается с последним участником этой группы. Если эти участники уже встречались между собой, то соперником участника из верхней группы становится предпоследний и т.д. Если первый участник верхней группы играл со всеми участниками нижней группы, то опускается второй участник верхней группы и т.д.
1.15.7.5. В группах с четным количеством участников первый играет с последним. Если первый уже играл с ним, то он играет с предпоследним и т.д. Когда соперник для первого участника очковой группы найден, эти два участника выводятся из списка и процедура повторяется в том же порядке. Если в один момент окажется, что для первого из оставшихся участников очковой группы нет соперника в своей группе, то последняя из образованных пар разбивается и для первого подбирается другой участник.
1.15.7.6. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация участников и образование пар производятся следующим образом:
- участников разделяют на очковые группы и располагают в порядке убывания количества очков,
- внутри очковых групп участников классифицируют в порядке убывания величины текущего коэффициента Бухгольца, а при их равенстве - на основании порядковых номеров участников первого тура,
- образование пар производится в соответствии с требованиями ст. 1.15.7.4. и 1.15.7.5.
1.15.8. Жеребьевка считается законченной и вступает в силу после того, как она будет проведена полностью по всем очковым группам, без противоречия перечисленным принципам. Повторная жеребьевка (в случае ее необходимости) должна затрагивать минимальное число участников.
1.15.9. Положением или Регламентом о соревновании может быть предусмотрен и иной порядок проведения жеребьевки. Например, принудительная жеребьевка в первых турах, жеребьевка участников по группам и т.д.
1.16. Соревнования по быстрой и молниеносной игре
1.16.1. Каждый игрок должен сделать все свои ходы в течение времени, предусмотренного Регламентом и установленного на его часах.
1.16.2. Часы устанавливаются с левой стороны от участника, играющего белыми. Каждый игрок должен всегда иметь возможность переключать часы после сделанного хода. Он не может держать палец на кнопке часов или поверх нее. Участник делает ход и переключает часы одной и той же рукой только после того, как его часы включены.
1.16.3. Если участник сделал невозможный ход или допустил ошибку иного рода, включив при этом часы партнера, то следует пустить часы провинившегося и все исправления производить за счет его времени. Невозможный ход, не замеченный обоими игроками, не может быть изменен впоследствии и не может служить основанием для протеста.
1.16.4. Первое нарушение (не обязательно одно и то же) влечет за собой замечание. При втором нарушении нарушителю объявляется предупреждение. При третьем нарушении игроку засчитывается поражение в партии. После этого при новых нарушениях арбитр может использовать другие санкции, в том числе исключение виновного из соревнования.
1.16.4. Если часы партнера не идут, игрок может нажать на кнопку часов партнера и обратно, однако если это не помогает, он должен позвать арбитра.
1.16.7. Партия признается закончившейся вничью: если на контрольных часах обоих участников одновременно упали флажки или зафиксировано падение обоих флажков (механические часы) или обнулилось контрольное время (электронные часы); или судья зафиксировал троекратное повторение позиции; или в ничейной позиции участник, желающий играть на выигрыш, в присутствии судьи за 5 ходов не добьется выигранной позиции.
1.16.8. Если один участник просрочил время даже в теоретически выигранной им позиции, то ему должно быть засчитано поражение. Однако в таких случаях, когда у сильнейшей стороны не хватает времени на выигрыш партии, предложение сильнейшей стороной ничьей и остановка контрольных часов фиксирует ничейный исход данной встречи.
1.17. Судейство соревнований
1.17.1. Организации, проводящие соревнование, назначают мандатную комиссию и судейскую коллегию.
1.17.2. В состав мандатной комиссии, как правило, входят представители организаторов соревнования, судейской коллегии. Задачи мандатной комиссии - установить правомочность участия в данных соревнованиях прибывших участников (команд). По итогам мандатной комиссии составляется акт, с которым в дальнейшем работает судейская коллегия.
1.17.3. В состав судейской коллегии входят: главный судья, заместители главного судьи, главный секретарь, образующие главную судейскую коллегию (ГСК), а также судьи. Количественный состав судейской коллегии определяется рангом соревнования и числом участников. При проведении официальных соревнований число судей рекомендуется устанавливать из расчета не менее одного судьи на 2 пары играющих.
1.17.4. Судейская коллегия обязана до начала соревнования:
- составить календарное расписание игр;
- определить место и время проведения всех встреч;
- проверить подготовленность мест соревнований, оборудования и необходимого инвентаря;
- провести совещание представителей (капитанов команд) по организационным вопросам;
- провести жеребьевку участников (команд).
1.17.5. По окончании соревнования судейская коллегия обязана:
- подвести и утвердить итоги соревнований, оформить и предоставить участникам соревнования необходимые документы (таблицы результатов, справки и др.);
- составить и утвердить отчет с приложением всех необходимых документов и своевременно сдать их организации, проводившей соревнования;
1.17.6. Главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, судьи.
1.17.6.1. Главный судья отвечает за соблюдение Правил вида спорта "спорт слепых" (далее Правил), Положения о спортивном соревновании, Регламента соревнований.
Непосредственно отвечает за проведение соревнований, руководит работой судейской коллегией, имеет право принятия решений по всем вопросам, связанным с проведением соревнований. Его распоряжения обязательны для судей, участников и представителей команд.
1.17.6.2. До начала соревнования главный судья обязан:
- проверить все условия для проведения игр;
- распределить обязанности среди судей;
- обеспечить с помощью организаторов весь необходимый инвентарь;
- провести совещание представителей команд, участников.
1.17.6.3. Главный судья имеет право:
- отменить соревнование, если место проведения окажется непригодным;
- устроить временный перерыв в ходе соревнования при наличии каких-либо причин, мешающих нормальному его проведению;
- проводить в ходе соревнования перемещение судей;
- отстранять от судейства арбитров, совершивших грубые ошибки или не справляющихся с выполнением возложенных на них обязанностей;
- налагать взыскания на нарушителей дисциплины, вплоть до снятия с соревнования за грубость или иные проступки;
- отстранять представителей, допускающих грубость и пререкания с судьями и участниками.
1.17.6.4. Заместитель главного судьи руководит работой судей и персонала. Работает под руководством главного судьи и в его отсутствие исполняет его обязанности.
1.17.6.5. Главный секретарь работает под руководством главного судьи. Руководит работой секретариата при его наличии, участвует в работе мандатной комиссии, отвечает за оформление всей документации, относящейся к соревнованиям, ведет сбор и учет всей информации о ходе соревнований, публикует или передает уполномоченному лицу для публикации в сети "Интернет" текущие и итоговые результаты спортивного соревнования.
1.17.6.6. Судья работает под руководством ГСК, следит за исполнением Правил, Положения о спортивном соревновании и Регламента участниками соревнований. В соответствии с распределением обязанностей в судейской коллегии: принимает решения касательно ситуаций, происходящих во время соревнований, ведет учет результатов сыгранных партий.
1.18. Пресса и зрители
1.18.1. Пресс-центр должен быть отдален от игрового зала.
1.18.2. Организаторы спортивного соревнования и судейская коллегия должны предоставлять полную и актуальную информацию для прессы. Представители средств массовой информации должны пройти аккредитацию в организационном комитете при его наличии.
1.18.3. Для обеспечения работы журналистов необходимо по возможности передавать на мониторы (экраны) ход игры, а также демонстрировать партии. Спортивным журналистам, разрешается присутствовать в игровом зале и делать необходимые записи. Во время работы журналисты не должны мешать игрокам и судьям.
1.18.4. Фотографирование со вспышкой допускается только в течение первых 10 минут после начала тура.
1.18.5. Зрители должны вести себя дисциплинированно и выполнять следующие требования:
- не давать советов участникам;
- не разговаривать с игроками;
- не мешать проведению партии и, тем более, не вмешиваться в них каким-либо образом;
- не анализировать незаконченные партии с помощью шашечных досок, даже небольшого формата;
- сохранять тишину;
- не заходить в игровую зону;
- не делать знаков вблизи игроков, комментируя ход партии тихим голосом;
- не мешать нормальному проведению соревнований.
2. Спортивные дисциплины, содержащие в своих наименованиях слова "РУССКИЕ ШАШКИ"
Соревнования в спортивных дисциплинах, содержащие в своих наименованиях слова "русские шашки" проводятся по системам:
- "русские шашки";
- "шашки-64".
2.1. Русские шашки
2.1.1. Шашечная доска
Диаграмма 1
Шашечная доска
Шашечная доска состоит из 64 одинаковых квадратов, попеременно светлых (белых) и темных (светло-коричневых) полей. (Диаграмма 1).
Игра ведется только по темным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы в нижнем углу слева от играющего находилось темное угловое поле.
В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям:
- иметь игровую поверхность не менее 35 см;
- поверхность доски должна быть матовой;
- чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.
Для игры тотально незрячих и слабовидящих между собой и со зрячими используются специальные доски, позволяющие игроку с нарушением зрения на ощупь определять "цвета" полей. Белые и черные поля доски должны находится на разных уровнях. Белые поля расположены выше черных. Рекомендуемый размер доски - не менее 40 x 40 см.
2.1.2. Наименование диагоналей шашечной доски
Диаграмма 2
Диагонали шашечной доски
Ряд полей, идущих наискосок от одного края доски до другого образуют диагональ.
Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край - верхними диагоналям и. (Диаграмма 2).
Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется "большой дорогой".
Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны "большой дороги", и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют "тройник". Большие диагонали "тройника" соответственно называются нижним и верхним "тройником", малые - нижним и верхним "тройничком".
Две диагонали, пересекающие "большую дорогу" и "тройник" (по 7 полей в каждой), составляет "двойник". Большие диагонали "двойника" соответственно называются нижним и верхним "двойником", малые - нижним и верхним "двойничком".
Следующие за "двойником" две диагонали (по 5 полей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют "косяк". Соответственно они носят названия нижний и верхний "косяк", нижний и верхний "косячок".
2.1.3. Шашки
Диаграмма 3
2.1.3.1. Перед началом игры соперникам предоставляется по 12 простых шашек (плоских, круглой формы): одному - белых, другому - черных. Шашки расставляются на черных полях первых трех горизонтальных рядов с каждой стороны. (Диаграмма 3).
2.1.3.2. Шашки должны отвечать следующим требованиям:
- все шашки должны быть одинаковой формы и одного размера;
- их диаметр должен быть меньше поля доски на 5 - 10 мм;
- высота шашки должна равняться 1/4 или 1/5 ее диаметра;
- все белые и черные шашки должны быть соответственно одинакового цвета;
- они не должны быть блестящими, и их цвет не должен сливаться с цветом полей шашечной доски.
Для игры тотально незрячих и слабовидящих между собой и со зрячими должны использоваться специальные шашки, позволяющие игроку с нарушением зрения на ощупь определять "цвета" шашек.
2.1.4. Ходы шашек
2.1.4.1. Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Цвет шашек в каждой партии определяется по таблице очередности игр (приложение N 1) или жеребьевкой. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.
2.1.4.2. Шашки разделяются на простые шашки (простые) и дамки.
2.1.4.3. Простая шашка ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.
2.1.4.4. В случае, когда простая шашка достигает одного из полей последнего, восьмого (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку и получает новые права. Дамка обозначается сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую, либо перевернутой простой шашкой.
2.1.4.5. Дамка, в отличие от простой шашки, ходит на любое из свободных (не занятых другими шашками) полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая шашка, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.
2.1.4.6. Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки с одного поля на другое отпустил от нее свою руку. Сделав ход, играющий обязан объявить его вслух по правилам полной шашечной нотации и убрать руки с доски. При несовпадении объявленного и фактически выполненного хода, действительным считается тот ход, который выполнен на доске.
2.1.4.7. Если участник при своем ходе поднял шашку без предупреждения "поправляю", то он обязан ею пойти. Прикосновение к шашкам без отрыва их от доски, не влечет за собой никаких последствий. Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку на другое поле, не отпустив при этом от нее свою руку, то он обязан пойти этой шашкой, но вправе переставить ее на любое возможное для нее другое поле.
2.1.4.8. Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: "поправляю". Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.
2.1.5 Взятие
2.1.5.1. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
2.1.5.2. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
2.1.5.3. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.
2.1.5.4. Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.
2.1.5.5. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.
2.1.5.6. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.
2.1.5.7. После завершения взятия согласно п.п. 2.1.5.5. и 2.1.5.6. взятые шашки соперника затем снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.
2.1.5.8. В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки через свои собственные.
2.1.5.9. В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить свою шашку через одну и ту же шашку соперника более одного раза (см. п. 2.1.5.17).
2.1.5.10. Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на промежуточное, а затем и на конечное поле. Необозначение взятия считается неспортивным и некорректным поведением.
2.1.5.11. Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании переноса шашки отнял от нее руку.
2.1.5.12. Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие (см. п. 2.1.5.17).
2.1.5.13. Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.
2.1.5.14. При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простой), предоставляется берущему.
2.1.5.15. Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.
2.1.5.16. Если же простая шашка достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.
2.1.5.17. Примеры, поясняющие некоторые особенности правила взятия. Правило "турецкого удара".
При своей очереди хода (Диаграмма 4) черные должны взять дамкой так: a5:el :g3:e5 (шашку белых d4 дамка взять не может, т.к. шашка c3, так же, как и шашки f2 и f4, снимаются с доски лишь по окончании хода), после чего белые играют d4:d8. (п. 2.1.5.12)
Диаграмма 4
В положении (Диаграмма 5) белые при своей очереди хода должны взять дамкой так: el:a5:d8:f6:d4. На поле d4 дамка должна остановиться, т.к. через шашку c3 второй раз перескакивать нельзя, нельзя также перескакивать через шашку c5 (как на Диаграмме 4). (п.п. 1.5.9 и 1.5.12)
Диаграмма 5
На Диаграмме 6 последний ход белых был c3-d4, в ответ черные должны взять шашкой a5, например - a5:c3:el:g3:e5:c3. На поле c3 черная простая, превратившаяся в дамку, должна остановиться, так как через шашку b4 или d2 второй раз перескакивать нельзя. Если же черные побьют другим путем, т.е. a5:c3:e5:g3:el:c3, то опять черная шашка должна остановиться на поле c3. В ответ белые играют b2:d4:b6:d8:f6:h8. (п. 1.5.9)
Диаграмма 6
2.1.6. Шашечная нотация и запись партии
2.1.6.1. Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски.
Прямые ряды полей, состоящие из 8 клеток (4 черных и 4 белых) и идущие снизу вверх, называются вертикалями.
Прямые ряды полей, состоящие из 8 клеток (4 черных и 4 белых) и расположенные слева направо, называются горизонталями.
Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей - малыми латинскими буквами от "a" до "h" (a, b, c, d, e, f, g, h) или в русском произношении - "а", "бэ", "це", "дэ", "е", "эф", "же", "аш"). Буквой "а" обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего черными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми.
Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле. (Диаграмма 7).
Диаграмма 7
2.1.6.2. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии (Диаграмма 3) записывается так: белые - a1, a3, b2, c1, c3, d2, e1, e3, f2, g1, g3, h2 (12); черные - a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12).
Для записи хода шашки обозначают сначала поле, на котором шашка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие.
При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя.
Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.
В позиции, изображенной на Диаграмме 8, возможны три направления боя и записываются они так:
1. d2:h6:f8:c5:a7
2. d2:g5:e7:c5:a7
3. d2:g5:d8:a5
Диаграмма 8
В подобных позициях необходимо делать в бланке полную запись, как указано выше.
При записи партии ходы сторон пишутся "в столбик". В левом столбике записываются ходы белых, в правом - черных, причем ход белых вместе с ответом черных нумеруется в записи как один ход.
Например:
Белые: Иванов
|
Черные: Петров
|
|
1. e3-d4
|
d6-c5
|
|
2. f2-e3
|
f6-g5
|
|
3. c3-b4
|
g5-h4
|
|
4. b4:d6
|
h4:f2
|
|
5. e1:g3
|
c7:h4
|
|
Белые сдались.
|
Кроме показанного выше способа полной записи допускается сокращенная запись, при помощи которой эту же партию можно записать так:
Иванов - Петров: 1. ed4 dc5 2. fe3 fg5 3. cb4 gh4 4. b:d6 h:f2 5. e:g3 c:h4. Белые сдались.
2.1.7. Цель игры
Для каждой из сторон конечной целью игры является выигрыш партии.
2.1.8. Выигрыш партии
2.8.1. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором:
- у соперника не осталось ни одной шашки;
- у соперника заперты все шашки;
- соперник признал свое поражение.
Кроме перечисленных, возможны также случаи проигрыша, связанные с истечением игрового времени на контрольных часах (ст. 1.7.) и несоблюдением дисциплины (ст. 1.4.).
2.1.9. Ничья, предложение ничьи, ничейные окончания
2.1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:
2.1.9.1.1. Если один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение;
2.1.9.1.2. Если в партии, играющейся с контрольными часами, истекло время у обоих участников и невозможно установить, кто просрочил время раньше;
2.1.9.1.3. Если участник, имея в окончании партии три дамки против одной дамки соперника и владея при этом "большой дорогой", своим 15-м ходом (считая с момента установления соотношения сил) не совершит взятие дамки соперника;
2.1.9.1.4. Если участник, имеет в окончании партии три дамки и более шашек (простых шашек и дамок) против одной дамки соперника, своим 15-м ходом (считая с момента установления соотношения сил) не совершит взятие дамки противника;
2.1.9.1.5. Если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
- в 2-х и 3-х фигурных окончаниях - 5 ходов,
- в 4-х и 5-и фигурных окончаниях - 30 ходов,
- в 6-и и 7-и фигурных окончаниях - 60 ходов.
2.1.9.1.6. Если в явно ничейной позиции, участник, желающий играть на выигрыш, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции. К явно ничейным позициям относятся дамочные эндшпиля, в которых не требуется точность в защите в обход элементарных ловушек. Например, "петля" точности не требует.
2.1.9.1.7. Если участник, имея в окончании партии три шашки (три дамки, две дамки и простую шашку, дамку и две простые шашки, три простые шашки) против одинокой дамки соперника, находящейся на "большой дороге", своим 5-м ходом не сможет совершить взятие дамки соперника.
2.1.9.1.8. Если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
2.1.9.1.9. Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.
2.1.9.2. Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:
- если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью;
- если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью. Если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции;
- не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим;
требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т.е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода;
- правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление. Если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается:
- если у заявителя нет записи партии или она неясно записана, заявление рассматривается судьей по представлении полной и четкой записи партии;
- если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение.
2.1.9.3. Участник может предложить ничью только после того, как он сделал ход. Предложив ничью, он пускает часы соперника. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: "предлагаю ничью", "согласен", "не согласен" - и не оговариваются никакими условиями. Соперник может принять предложение, не делая ответного хода или отклонить его словесно либо ответным ходом.
2.1.9.4. Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может снова предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.
2.1.10. Неправильности при ведении партии
2.1.10.1. Если во время партии обнаруживается, что шашечная доска расположена неправильно, то партия аннулируется и переигрывается сначала.
2.1.10.2. Если перед началом партии обнаруживается, что шашки на доске расставлены неправильно либо соперникам предоставлены шашки не того цвета, которые должны быть в соответствии с расписанием, то исправить это можно только до начала партии. После того, как оба соперника сделали хотя бы по одному ходу, исправления не вносятся, партия продолжается и ее результат считается действительным.
2.1.10.3. Если игрок совершил одно из следующих нарушений:
- сделал неправильный ход шашкой или дамкой,
- сделал два хода подряд;
- взял ход обратно,
- сделал ход шашкой соперника,
- сделал ход шашкой, когда возможно взятие,
- снял без причины шашки соперника или свои шашки,
- взял шашкой меньшее или большее количество шашек, чем это возможно,
- остановился в осуществлении последнего взятия,
- неправильно снял шашки во время еще незаконченного последнего взятия,
- снял после окончания последовательного взятия меньшее или большее число шашек, чем побито,
- снял после последовательного взятия шашки, которые не были побиты,
- остановился в процессе снятия шашек после последовательного взятия,
- снял после взятия одну или несколько собственных шашек,
то соперник имеет право решить исправлять ли эту ошибку или нет. Если же соперник сделал ответный ход, то он теряет право требовать исправления. Однако, если будет установлено, что нарушение правил произошло в следствии слепоты участника соревнований, окончательное решение о том, исправлять эту ошибку или нет, принимает судья соревнований.
2.1.10.4. После окончания партии никакие претензии не принимаются и ее результат считается действительным.
2.1.10.5. Судья имеет право наказать игрока, совершившего нарушение.
2.1.11. Контроль времени на обдумывание ходов
2.1.11.1. В соревнованиях по русским шашкам может применяться контроль времени (каждому участнику не менее):
- 45 минут до конца партии;
- 45 минут плюс 10 или 15 секунд за каждый сделанный ход до конца партии;
- 1 час на всю партию каждому участнику.
2.1.11.2. В соревнованиях по быстрой игре в русские шашки может применяться контроль времени (каждому участнику не более):
- 10 - 30 минут до конца партии;
- 10 минут плюс 5 секунд за каждый сделанный ход до конца партии.
2.1.11.3. В соревнованиях по молниеносной игре в русские шашки может применяться контроль времени (каждому участнику не более):
- 5 - 10 минут до конца партии;
- 5 минут плюс 2 или 3 секунды за каждый сделанный ход до конца партии.
В положениях или регламентах о соревнованиях может устанавливаться и иной контроль времени, не противоречащий данным Правилам, но общее игровое время в каждом туре не должно превышать 6 часов.
2.2. Шашки-64
Правила игры в русские шашки, изложенные в разделе 2.1., действительны и для "шашек-64", за исключением положений, перечисленных ниже. Соревнования проводятся по системе микроматчей (см. п. 1.11.).
2.2.1. Расстановка шашек
Соперникам предоставляется по 12 простых шашек (плоских, круглой формы): одному - белые, другому - черные. Шашки расставляются на черных полях в зависимости от выбранной стартовой позиции.
2.2.2. Определение стартовой позиции
Перед началом игры путем жеребьевки с участием судьи и соперников определяется стартовая позиция по таблице начальных ходов и позиций. Таблицы начальных ходов и позиций разрабатываются и утверждаются Общероссийской и (или) международной федерацией по виду спорта "шашки". Конкретная таблица начальных ходов и позиций, применяемая в соревновании, указывается в Положении и (или) Регламенте соревнования.
2.2.3. Отличия правил взятия
В Положении и Регламенте соревнования по шашкам-64 могут быть указаны и отличия правил взятия (боя) шашек, в соответствии с правилами взятия в стоклеточных шашках (см. п. 3.4).
3. Спортивные дисциплины, содержащие в своих наименованиях слова "СТОКЛЕТОЧНЫЕ ШАШКИ"
Правила игры в стоклеточные шашки во многом совпадают с правилами игры в русские шашки, но есть свои особенности, которые перечислены ниже.
3.1. Шашечная доска
Шашечная доска состоит из 100 одинаковых по размерам квадратов, попеременно светлых (белых) и темных (светло-коричневых) полей. (Диаграмма 9).
Диаграмма 9
В официальных соревнованиях должна применяться доска с размером игрового поля от 35 x 35 см. до 45 x 45 см. и удовлетворяющая требованиям ст. 1.1.
На доске имеются 17 диагоналей. Самая длинная диагональ, состоящая из 10 черных полей и соединяющая два угла доски (поля 46 и 5), называется "большой дорогой".
3.2. Шашки
Перед началом игры соперникам предоставляется по 20 простых шашек (плоских, круглой формы): одному - белых, другому - черных. Шашки расставляются на черных полях первых четырех горизонтальных рядов с каждой стороны (Диаграмма 10).
Шашки должны удовлетворять требованиям п. 1.3 и следующему требованию:
- диаметр шашки должен быть меньше поля доски на 7 - 14 мм. Т.е. для доски размером 45 x 45 см. и клеткой 4.5 см. диаметр шашки должен быть от 38 до 31 мм.
Диаграмма 10
3.3. Шашечная нотация
В нотации, принятой в стоклеточных шашках, все черные поля имеют определенные номера - от 1 до 50. Цифровое обозначение всех полей доски показано на Диаграмме 11.
Диаграмма 11
Расположение шашек в начале партии может быть записано следующим образом: белые - 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50; черные - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. 15, 16, 17, 18, 19, 20.
Для записи хода шашкой обозначают сначала поле, где шашка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: 31-27. При записи взятия вместо тире ставится двоеточие.
В позиции, изображенной на Диаграмме 12, возможны два направления взятия и записываются они так:
1. 47:24:8:17:6
2. 47:24:35:44:6
Диаграмма 12
В подобных позициях необходимо делать в бланке полную запись, как указано выше.
Пример записи партии:
Белые: Петров
|
Черные: Иванов
|
||
1. 32-28
|
18-23
|
||
2. 37-32
|
23-29
|
||
3. 34:23
|
17-22
|
||
4. 28:17
|
19:26
|
||
Белые сдались.
|
Сокращенная нотация записи партий не применяется.
3.4. Отличия правил взятия в стоклеточных шашках
3.4.1. Взятие наибольшего количества шашек обязательно ("правило большинства").
Если имеется выбор боя дамкой или простой шашкой, то можно брать любой шашкой, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек вне зависимости от их качества. В данном случае дамка не пользуется никакими преимуществами и не накладывает на игрока никаких дополнительных обязательств.
В примере на Диаграмме 13 дамка 10 не имеет права взять одну шашку, становясь на поле 46. Взять должна простая шашка 36, становясь на поле 29, снимая три шашки, оставаясь при этом простой шашкой (ст. 2.4.2.1).
Диаграмма 13
В примере на Диаграмме 14 белые могут взять простой или дамкой, но в обоих случаях должны бить большее количество шашек, т.е. по три шашки (дамку и две простые шашки).
Диаграмма 14
В примере на Диаграмме 15 простая шашка 35 после боя 35:11 остается простой шашкой.
Диаграмма 15
3.4.2. Порядок взятия при прохождении поля последнего ряда.
3.4.2.1. Если простая шашка в процессе взятия достигает поля последнего ряда и ей следует продолжать бой как простой шашке, то она этим ходом продолжает бой и остается простой шашкой.
3.4.2.2. Если простая шашка в процессе взятия шашек партнера достигает поля последней горизонтали (дамочного поля) и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.
В примере на Диаграмме 16 белая простая шашка после взятия трех простых шашек черных становится дамкой на дамочном поле. Взять остальные шашки она имеет право лишь своим следующим ходом, если возможность этого взятия сохранится.
Диаграмма 16
3.5. Ничейные окончания партии
Партия считается закончившейся вничью в таких случаях:
- игроки в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
- если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую шашку, дамку и две простые шашки против одной дамки соперника своим 16-м ходом не сможет совершить взятие дамки соперника;
- если участник, имея в окончании партии две дамки, дамку и простую шашку, дамку против одной дамки соперника своим 5-м ходом не сможет совершить взятие дамки соперника;
- См. также п.п. 2.1.9.1.1., 2.1.9.1.2., 2.1.9.1.9., 2.1.9.2., 2.1.9.3, 2.1.9.4
3.6. Контроль времени на обдумывание ходов
3.6.1. В соревнованиях по стоклеточным шашкам может применяться контроль времени:
- 1 час 30 минут - 2 часа до конца партии;
- 1 час 20 минут плюс 1 минута за каждый сделанный ход до конца партии.
3.6.2. В соревнованиях по быстрой игре в стоклеточные шашки может применяться контроль времени:
- 15 - 30 минут до конца партии;
- 10 - 15 минут плюс 5 секунд за каждый сделанный ход до конца партии.
3.6.3. В соревнованиях по молниеносной игре в стоклеточные шашки может применяться контроль времени:
- 5 - 10 минут до конца партии;
- 5 минут плюс 5 секунд за каждый сделанный ход до конца партии.
В положениях или регламентах о соревнованиях может устанавливаться, и иной контроль времени, не противоречащий данным Правилам, но общее игровое время не должно превышать 6 часов.