Приложение 1. "Правила вида спорта "айкидо" (утв. приказом Минспорта России от 17.10.2025 N 846)
Приложение 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
N
|
Термин
|
Определение
|
|
УЧАСТНИКИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
|
||
|
1.
|
Практикующий
(Practitioner)
|
Спортсмен, участник спортивных соревнований в спортивной дисциплине "комплекс - техника"
|
|
2.
|
Тори
(Tori)
|
Спортсмен или Практикующий демонстрирующий технические действия и действия.
|
|
3.
|
Укэ
(Uke)
|
Ассистент (принимающий).
Один или несколько ассистентов, вместе со спортсменом или Практикующим демонстрирующий заявленные и установленные технические действия.
В зависимости от правил каждой из спортивной дисциплин, выступления спортсменов непосредственно в качестве Укэ могут не оцениваться, и Ф.И.О. Укэ в итоговых протоколах могут не отражаться.
|
|
4.
|
Судья-эксперт
(Expert)
|
Физическое лицо, в спортивной дисциплине "комплекс - техника", уполномоченное организатором спортивных соревнований, и ответственное за соблюдение Правил и Положения (Регламента) спортивных соревнований, имеющее право выставлять квалификационные (экспертные) оценки Практикующим. Статус "Судья-эксперт" соответствует статусу спортивного судьи по виду спорта "айкидо" и отражает специфику официальных спортивных мероприятий, проводимых в спортивной дисциплине "комплекс - техника".
|
|
ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
|
||
|
1.
|
Ай-ханми
(Aj-xanmi)
|
Взаимное расположение Тори и Укэ, когда они находятся в одноименных стойках (оба в правосторонней стойке или левосторонней стойке).
|
|
2.
|
Вадза
(Waza)
|
Технический раздел, раздел приемов.
|
|
3.
|
Гяку-ханми
(Gyaku-xanmi)
|
Взаимное расположение Тори и Укэ, когда они находятся в разноименных стойках (Тори в правосторонней стойке, а Укэ в левосторонней стойке, или наоборот).
|
|
4.
|
Дзию/Дзюи
(Jiyu)
|
Свободный, произвольный, спонтанный.
|
|
5.
|
Дзию-вадза/Дзюи-вадза
(Jiyu waza)
|
Свободная техника. Непрерывное выполнение технических действий (приемов) от одной или нескольких видов атакующих действий.
Выполнение технических действий в свободном, спонтанном, произвольном варианте.
|
|
6.
|
Кансецу вадза
(Kansetsu waza)
|
Выполнение приема с завершением болевым техническим действием на Укэ.
|
|
7.
|
Ката
(Kata)
|
Набор приемов (технических действий), выполняемых в определенной последовательности.
|
|
8.
|
Камаэ
(Kamae)
|
Стойка. Устойчивое положение тела, позиция, выражающая состояние готовности к выполнению технических действий (приемов), при котором они могут быть выполнены максимально эффективно.
Положение в стойке (Камаэ) демонстрируется до, во время и после выполнения технического действия.
|
|
9.
|
Кихон
(Kihon)
|
Базовый.
|
|
10.
|
Кихон-вадза/Кихон вадза
(Kihon waza)
|
Базовая техника. Выполнение технического действия (приема) от одиночной атаки, взятой из перечня приемов. Технические действия могут выполняться с остановками или в слитном варианте.
|
|
11.
|
Маай
(Maay)
|
Дистанция. Оптимальное расстояние между партнерами, которое позволяет эффективно выполнять как атакующие, так и защитные действия.
|
|
12.
|
Миги
(Migi)
|
Выполнение технических действий с использованием правосторонней стойки или на правую руку.
|
|
13.
|
Нагэ вадза
(Nage waza)
|
Выполнение технических действий с завершением броском Укэ.
|
|
14.
|
Омотэ
(Omote)
|
Выполнение технических действий с входом навстречу (принцип активного входа Ирими).
|
|
15.
|
Осаэ
(Osae)
|
Удержание.
|
|
16.
|
Осаэ вадза
(Osae waza)
|
Выполнение технических действий с удержанием Укэ.
|
|
17.
|
Сото
(Soto)
|
Выполнение технических действий с использованием внешнего входа на техническое действие.
|
|
18.
|
Сувари вадза
(Suwari waza)
|
Исходное положение Тори и Укэ - Тори и Укэ в положении на коленях в стойке.
|
|
19.
|
Тати вадза
(Tachi waza)
|
Исходное положение Тори и Укэ - Тори и Укэ в положении стоя в стойке.
|
|
20.
|
Ура
(Ura)
|
Выполнение технических действий с использованием вращения в начале движения.
|
|
21.
|
Ути
(Uti)
|
Выполнение приема с использованием внутреннего входа на техническое действие.
|
|
22.
|
Ханми хандати вадза
(Hanmi hantachi waza)
|
Исходное положение Тори и Укэ - Тори в положении на коленях в стойке, Укэ в положении стоя в стойке.
|
|
23.
|
Хидари
(Hidari)
|
Выполнение приема с использованием левосторонней стойки или на левую руку.
|
|
24.
|
Эмбу
(Embu)
|
Демонстрация боевого искусства. Демонстрационный показ технических действий айкидо.
|
|
СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ
|
||
|
1.
|
Боккэн
(Bokken)
|
Деревянный макет традиционного японского меча.
|
|
2.
|
Дзе
(Dzyo)
|
Стилизация деревянного традиционного японского посоха.
|
|
3.
|
Танто
(Tanto)
|
Нож. В Правилах подразумевается деревянная или мягкая (резиновая) имитация ножа.
|
|
4.
|
Доги/Кейкоги/Кимоно
(Dogi/Kejkogi/Kimono)
|
Униформа, носимая при занятиях.
|
|
ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
|
||
|
1.
|
Унсоку
(Unsoku)
|
Передвижение в приемах и технических действиях. Способ защиты уходами и маневрирование, разрывая дистанцию, обеспечивающую недосягаемость ударов, а также это способ сближения с противником (подход), набирая дистанцию досягаемости ударов.
|
|
2.
|
Сури аси
(Suri asi)
|
Любое скользящее перемещение стоп по татами.
|
|
3.
|
Цуги аси
(Czugi asi)
|
Движение вперед с впередистоящей ноги. Без изменения стойки.
|
|
4.
|
Окури аси
(Okuri asi)
|
Движение вперед стоящей сзади ноги. Без изменения стойки.
|
|
5.
|
Аюми аси
(Ayumi asi)
|
Движение вперед стоящей сзади ноги. С изменением стойки.
|
|
ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ (ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ)
|
||
|
1.
|
Сабаки
(Sabaki),
Тай сабаки
(Taj sabaki)
|
Перемещения, используемые в айкидо. Общее понятие для всех форм перемещения.
|
|
2.
|
Ирими
(Irimi)
|
Активный встречный уход с линии атаки.
|
|
3.
|
Тэнкан
(Tenkan),
Усиро тэнкан
(Usiro tenkan)
|
Уход с линии атаки с поворотом на 90, 180, 360 град. (без смены стойки).
Разворот без смены положения ног.
|
|
4.
|
Тэнкай
(Tenkaj)
|
Уход с линии атаки с поворотом на 180 град. (со сменой стойки).
Разворот со сменой положения ног.
|
|
5.
|
Ирими тэнкан
(Irimi tenkan)
|
Два круговых шага (один вперед второй в сторону) со сменой стойки
|
|
6.
|
Ирими тэнкай
(Irimi tenkaj)
|
Круговой шаг вперед после которого делается тэнкай (без изменения стойки).
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В АЙКИДО
|
||
|
1.
|
Дзансин
(Dzansin)
|
Концентрация внимания.
Необходимый уровень психической мобилизации - уверенность, настрой, сосредоточенность, целеустремленность и постоянный контроль окружающего пространства.
|
|
2.
|
Мэцкэ
(Meczke)
|
Взгляд.
Визуальный контроль за выполнением технического действия в зоне соревнований.
|
|
3.
|
Кокоро
(Kokoro)
|
Боевой дух.
Необходимый уровень психической мобилизации - уверенность, настрой, сосредоточенность, спокойствие и целеустремленность, обеспечивающий достижение поставленной цели (выполнение атаки или приема).
|
|
СТРАХОВКА, САМОСТРАХОВКА
|
||
|
1.
|
Укэми
(Ukemi)
|
Техническое действия Укэ, которые позволяют сохранить собственную безопасность и избежать травм (вращение и скручивание корпуса, блокирование удара, контролируемое падение и прочие формы самостраховки), при выполнении Тори технических действий
|
|
2.
|
Маэ укэми
(Mae ukemi)
|
Страховка вперед посредством кувырка.
|
|
3.
|
Усиро укэми
(Usiro ukemi)
|
Страховка назад посредством кувырка.
|
|
4.
|
Кохо укэми
(Koxo ukemi)
|
Падение назад.
|
|
5.
|
Зэмпо укэми
(Zempo ukemi)
|
Падение вперед.
|
|
6.
|
Еко укэми
(Eko ukemi)
|
Падение вбок.
|
|
7.
|
Тоби укэми
(Tobi ukemi)
|
Высокая (верхняя) страховка, с выраженной фазой полета Укэ (полная потеря контакта с татами).
|
|
АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
|
||
|
1.
|
Атака
|
Техническое действие, включающее удары оружием, удары и захваты руками.
|
|
2.
|
Начало атаки
|
Сокращение дистанции с угрозой атаки (намерением атаки).
|
|
3.
|
Удар
|
Удар выполняется с активным движением вперед или назад (Цуги аси, Аюми аси) с дистанции позволяющей поразить противника, финал атаки должен проецироваться на начальное положение Тори в момент начала атаки. Удар выполняется с максимальной концентрацией в конце движения. Удар выполняется с максимальной концентрацией в конце движения.
|
|
4.
|
Семэн ути
(Syomen uti)
|
Удар наносится по направлению сверху вниз ребром ладони в область головы. Выполняется с перемещение корпуса вперед без изменения или с изменением стойки (положения ног).
|
|
5.
|
Екомэн ути
(Yokomen uti)
|
Удар наносится по направлению сверху вниз, по диагонали, ребром ладони в область головы, ключицы.
Удар наносится со стороны атакующей руки.
|
|
6.
|
Цки
(Czki)
|
Удар наносится по направлению вперед кулаком в область головы, живота (груди).
Возможные уровни нанесения удара:
Дзедан цки - верхний уровень,
Чудан цки - средний уровень,
Гедан цки - нижний уровень.
|
|
7.
|
Котэ ути
(Kote uti)
|
Удар наносится по направлению вперед ребром ладони в предплечье, запястье или ладонь атакующей руки на уровне его головы.
|
|
8.
|
Гякуекомэн ути
(Gyakuyokomen uti)
Ура екомэн ути
(Ura yokomen uti)
|
Удар наносится по направлению сверху вниз, по диагонали, ребром ладони в область головы, ключицы или атакующей руки.
Удар наносится с противоположной стороны от атакующей руки.
|
|
9.
|
Уракэн
(Uraken)
|
Удар наносится тыльной стороной сжатого кулака.
|
|
10.
|
Захват
(Dori, Moti)
|
Действие, контролирующее противника, необходимое для проведения результативного технического действия. Захват выполняется с намерением совершить последующие действия по отношению к партнеру (тянуть, толкать, ограничивать движение, наносить удар свободной рукой).
|
|
11.
|
Кататэ-дори/Кататэ-моти
(Katate-dori/Katate-moti)
|
Захват берется одной рукой за одну руку противника спереди в области запястья.
Ай-ханми-кататэ-дори - одноименный захват запястья
Гяку-ханми-кататэ-дори - разноименный захват запястья
|
|
12.
|
Айя-моти
Ай кататэ-дори
(Ajya-moti/Aj katate-dori)
|
Захват правой рукой за правую руку или левой рукой за левую руку.
|
|
13.
|
Гяку-моти
Гяку кататэ-дори
(Gyaku-moti/Gyaku katate-dori)
|
Захват правой рукой за левую руку или левой рукой за правую руку.
|
|
14.
|
Моротэ-дори
Моротэ-моти
Кататэ ретэ-дори
(Morote-dori/Morote-moti/Katate rete-dori)
|
Захват двумя руками за одну руку противника спереди в области запястья и предплечья.
|
|
15.
|
Ретэ-дори/Ретэ-моти
(Ryote-dori/Ryote-moti)
|
Захват берется двумя руками за две руки противника спереди в области запястья.
|
|
16.
|
Мунэ-дори/Мунэ-моти (Mune-dori/Mune-moti)
|
Захват берется одной рукой спереди за один или оба отворота кимоно в области груди противника.
|
|
17.
|
Хидзи-дори/Хидзи-моти
(Xidzi-dori/Xidzi-moti)
|
Разноименный захват одной рукой за кимоно в области локтя спереди.
|
|
18.
|
Ката-дори/Ката-моти
(Kata-dori/Kata-moti)
|
Разноименный захват берется одной рукой за кимоно противника в области плечевого сустава.
|
|
19.
|
Реката-дори/Реката-моти
(Ryokata-dori/Ryokata-moti)
|
Захват берется двумя руками за кимоно противника спереди в области плечевого сустава.
|
|
20.
|
Содэ-дори/Содэ-моти (Sode -dori/Sode-moti)
|
Разноименный или одноименный захват. Берется одной рукой за низ рукава кимоно противника спереди.
|
|
21.
|
Эри-дори/Эри-моти (Eri-dori /Eri-moti)
|
Захват берется одной рукой за воротник кимоно спереди.
|
|
22.
|
Усиро реката-дори/Усиро реката-моти
(Usiro ryokata-dori/Usiro ryokata-moti)
|
Захват берется двумя руками со спины в районе плечевого сустава. Захват может выполняться за плечи или за кимоно.
|
|
23.
|
Усиро ретэ-дори/Усиро ретэ-моти/Усиро тэкуби-дори/Усиро тэкуби-моти
(Usiro ryote-dori/Usiro ryote-moti/Usiro te'kubi-dori/Usiro tekubi-moti)
|
Захват берется двумя руками за два запястья противника со спины.
|
|
24.
|
Усиро эри-дори/Усиро эри-моти
(Usiro eri-dori/Usiro eri-moti)
|
Захват берется одной рукой за воротник кимоно со спины в области шеи.
|
|
25.
|
Ката-дори мэн-ути/Ката-моти мэн-ути
(Kata-dori men-uti/Kata-moti men-uti)
|
Разноименный захват спереди, берется одной рукой за кимоно в области плечевого сустава противника. После захвата наносится удар ребром ладони.
|
|
26.
|
Усиро кататэ кубисимэ
(Usiro katate kubisime)
|
Захват со спины одной рукой за запястье, другой рукой обхват шеи с целью удушения.
|
|
27.
|
Усиро кататэ эри-дори/Усиро кататэ эри-моти
(Usiro katate eri-dori/Usiro katate eri-moti)
|
Захват со спины одной рукой за запястье, другой рукой за отворот кимоно.
|
|
28.
|
Усиро рехидзи-дори/Усиро рехидзи-моти
(Usiro ryoxidzi-dori/Usiro ryoxidzi-moti)
|
Захват со спины двумя руками двух локтей Тори.
|
|
29.
|
Усиро уватэ дори/Усиро уватэ-моти
(Usiro uvate dori/Usiro uvate-moti)
|
Захват сзади поверх рук (обхватом) на уровне груди.
|
|
ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, УДЕРЖАНИЯ (КОНТРОЛИ)
(КАТАМЭ-ВАДЗА)
|
||
|
1.
|
Икке/Икадзе/Оси таоси/Дай икке-осаэ
(Ikkyo/Ikadzyo/Osi taosi/Daj ikke-osae)
|
Техническое действие с контролем (фиксацией) руки Укэ в районе его локтя.
|
|
2.
|
Нике/Никадзе/Котэмаваси/Дай нике-осаэ
(Nikyo/Nikadzyo/Kotemavasi/Daj nikyo-osae)
|
Контроль запястья Укэ через поворот его ладони в направлении внешней стороны локтя с воздействием в сторону Укэ.
|
|
3.
|
Санке/Котэ хинэри/Дай санке-осаэ/Тэнкай котэ хинэ
(Sankyo/Kote xineri/Daj sankyo-osae/Tenkaj kote xine)
|
Контроль Укэ через скручивания запястья вовнутрь по спирали вокруг вертикальной оси, проходящей через предплечье.
|
|
4.
|
Енке/Енкадзе/Тэкуби-осаэ/Дай енке-осаэ
(Yonkyo/Yonkadzyo/Te'kubi-osae/Daj yonkyo-osae)
|
Контроль Укэ через воздействие основанием указательного пальца Тори на нижнюю часть предплечья.
|
|
5.
|
Дай гоке-осаэ кудзи-осаэ/Удэ-нобаси/Гокадзе
(Daj gokyo-osae kudzi-osae/Ude-nobasi/Gokadzyo)
|
Контроль Укэ через приведение запястья к предплечью.
|
|
6.
|
Хидзи симэ/Ваки гатамэ
(Xidzi sime/Vaki gatame)
|
Контроль Укэ через скручивание его руки и последующим обездвиживанием локтевого сустава для невозможности его согнуть. В данном контроле можно дополнительно использовать контроль Укэ через приведение запястья к предплечью.
|
|
БРОСКИ (НАГЭ-ВАДЗА)
|
||
|
1.
|
Гедан атэ/Айки отоси
(Gyodan ate/Ajki otosi)
|
Бросок Укэ путем смещения его центра тяжести и воздействием на его ноги для выведения из равновесия и совершения броска.
|
|
2.
|
Гансэки-отоси/Яма араси/Сеои-нагэ
(Ganseki-otosi/Yama arasi/Seoi-nage)
|
Бросок Укэ осуществляется через верхнюю часть спины (лопатки).
|
|
3.
|
Дзюдзи-нагэ/Дзюдзи гарами
(Dzyudzi-nage/Dzyudzi garami)
|
Бросок Укэ через скрещивание рук в области локтей и воздействием одной рукой в локоть другой руки
|
|
4.
|
Ирими-нагэ
(Irimi-nage)
|
Бросок Укэ на встречном движении с воздействие рукой в область головы или шеи внутренней или внешней частью руки.
|
|
5.
|
Семэн ирими нагэ/Айгамаэ атэ
(Somen irimi nage/Ajgamae ate)
|
Бросок Укэ при фронтальном входе с воздействие рукой в область головы или шеи внутренней или внешней частью руки.
|
|
6.
|
Сокумэн ирими нагэ/Гякугамаэ атэ
(Sokumen irimi nage/Gyakugamae ate)
|
Бросок Укэ путем смещения внешней частью руки области головы или верхней части груди Укэ.
|
|
7.
|
Кайтэн нагэ/Удэ хинери
(Kajten nage/Ude xineri)
|
Круговой бросок Укэ путем воздействия на руку с контролем шеи.
|
|
8.
|
Куби нагэ (Kubi nage)
|
Бросок Укэ путем захвата за шею и опускания вниз.
|
|
9.
|
Кокю нагэ/Хики отоси
(Kokyu nage/Xiki otosi)
|
Бросок Укэ с использованием силы партнера продлевая его атакующее действие.
|
|
10.
|
Коси нагэ (Kosi nage)
|
Бросок Укэ через бедро путем отрыва двух ног Укэ через подъем его на пояснице.
|
|
11.
|
Котэ гаэси
(Kote gaesi)
|
Бросок Укэ с поворотом кисти наружу относительно предплечья через захват запястья. Может выполняться в форме болевого удержания.
|
|
12.
|
Сихо нагэ/Тэнкай котэ гаэси
(Sixo nage/Tenkaj kote gaeci)
|
Бросок "на четыре стороны".
Бросок Укэ путем прохода под рукой и выкручиванием предплечья с последующим приведением кисти к плечевому суставу.
|
|
13.
|
Суми отоси
(Sumi otosi)
|
Бросок Укэ выполняется с захватом руки в области запястья, после чего делается воздействие входом с использованием второй руки в область внутренней части локтя противника.
|
|
14.
|
Тэнти нагэ
(Tenti nage)
|
Бросок "небо-земля".
Выполняется из позиции, когда на обе руки Тори произведен захват разноименными руками Укэ. Производится разведение рук Укэ в направлениях вверх и вниз, после чего делается активный вход вперед со стороны опущенной вниз руки.
|
|
15.
|
Удэ-кимэ нагэ/Хидзи-атэ кокю нагэ/Маэ отоси
(Ude-kime nage/Xidzi-ate kokyu nage/Mae otosi)
|
Бросок Укэ воздействием снизу на его локтевой сгиб руки с захватом второй рукой в области запястья и с последующим активным входом в одноименной стойке.
|
|
16.
|
Удэ гарами/Удэ гаэси
(Ude garami/Ude gaesi)
|
Бросок Укэ выкручиванием руки в локтевом суставе наружу с захватом руки под плечо.
|
