Приложение 1. "Правила вида спорта "айкидо" (утв. приказом Минспорта России от 17.10.2025 N 846)

Приложение 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Приложение N 1
к правилам вида спорта "айкидо"

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

N
Термин
Определение
УЧАСТНИКИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
1.
Практикующий
(Practitioner)
Спортсмен, участник спортивных соревнований в спортивной дисциплине "комплекс - техника"
2.
Тори
(Tori)
Спортсмен или Практикующий демонстрирующий технические действия и действия.
3.
Укэ
(Uke)
Ассистент (принимающий).
Один или несколько ассистентов, вместе со спортсменом или Практикующим демонстрирующий заявленные и установленные технические действия.
В зависимости от правил каждой из спортивной дисциплин, выступления спортсменов непосредственно в качестве Укэ могут не оцениваться, и Ф.И.О. Укэ в итоговых протоколах могут не отражаться.
4.
Судья-эксперт
(Expert)
Физическое лицо, в спортивной дисциплине "комплекс - техника", уполномоченное организатором спортивных соревнований, и ответственное за соблюдение Правил и Положения (Регламента) спортивных соревнований, имеющее право выставлять квалификационные (экспертные) оценки Практикующим. Статус "Судья-эксперт" соответствует статусу спортивного судьи по виду спорта "айкидо" и отражает специфику официальных спортивных мероприятий, проводимых в спортивной дисциплине "комплекс - техника".
ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
1.
Ай-ханми
(Aj-xanmi)
Взаимное расположение Тори и Укэ, когда они находятся в одноименных стойках (оба в правосторонней стойке или левосторонней стойке).
2.
Вадза
(Waza)
Технический раздел, раздел приемов.
3.
Гяку-ханми
(Gyaku-xanmi)
Взаимное расположение Тори и Укэ, когда они находятся в разноименных стойках (Тори в правосторонней стойке, а Укэ в левосторонней стойке, или наоборот).
4.
Дзию/Дзюи
(Jiyu)
Свободный, произвольный, спонтанный.
5.
Дзию-вадза/Дзюи-вадза
(Jiyu waza)
Свободная техника. Непрерывное выполнение технических действий (приемов) от одной или нескольких видов атакующих действий.
Выполнение технических действий в свободном, спонтанном, произвольном варианте.
6.
Кансецу вадза
(Kansetsu waza)
Выполнение приема с завершением болевым техническим действием на Укэ.
7.
Ката
(Kata)
Набор приемов (технических действий), выполняемых в определенной последовательности.
8.
Камаэ
(Kamae)
Стойка. Устойчивое положение тела, позиция, выражающая состояние готовности к выполнению технических действий (приемов), при котором они могут быть выполнены максимально эффективно.
Положение в стойке (Камаэ) демонстрируется до, во время и после выполнения технического действия.
9.
Кихон
(Kihon)
Базовый.
10.
Кихон-вадза/Кихон вадза
(Kihon waza)
Базовая техника. Выполнение технического действия (приема) от одиночной атаки, взятой из перечня приемов. Технические действия могут выполняться с остановками или в слитном варианте.
11.
Маай
(Maay)
Дистанция. Оптимальное расстояние между партнерами, которое позволяет эффективно выполнять как атакующие, так и защитные действия.
12.
Миги
(Migi)
Выполнение технических действий с использованием правосторонней стойки или на правую руку.
13.
Нагэ вадза
(Nage waza)
Выполнение технических действий с завершением броском Укэ.
14.
Омотэ
(Omote)
Выполнение технических действий с входом навстречу (принцип активного входа Ирими).
15.
Осаэ
(Osae)
Удержание.
16.
Осаэ вадза
(Osae waza)
Выполнение технических действий с удержанием Укэ.
17.
Сото
(Soto)
Выполнение технических действий с использованием внешнего входа на техническое действие.
18.
Сувари вадза
(Suwari waza)
Исходное положение Тори и Укэ - Тори и Укэ в положении на коленях в стойке.
19.
Тати вадза
(Tachi waza)
Исходное положение Тори и Укэ - Тори и Укэ в положении стоя в стойке.
20.
Ура
(Ura)
Выполнение технических действий с использованием вращения в начале движения.
21.
Ути
(Uti)
Выполнение приема с использованием внутреннего входа на техническое действие.
22.
Ханми хандати вадза
(Hanmi hantachi waza)
Исходное положение Тори и Укэ - Тори в положении на коленях в стойке, Укэ в положении стоя в стойке.
23.
Хидари
(Hidari)
Выполнение приема с использованием левосторонней стойки или на левую руку.
24.
Эмбу
(Embu)
Демонстрация боевого искусства. Демонстрационный показ технических действий айкидо.
СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ
1.
Боккэн
(Bokken)
Деревянный макет традиционного японского меча.
2.
Дзе
(Dzyo)
Стилизация деревянного традиционного японского посоха.
3.
Танто
(Tanto)
Нож. В Правилах подразумевается деревянная или мягкая (резиновая) имитация ножа.
4.
Доги/Кейкоги/Кимоно
(Dogi/Kejkogi/Kimono)
Униформа, носимая при занятиях.
ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
1.
Унсоку
(Unsoku)
Передвижение в приемах и технических действиях. Способ защиты уходами и маневрирование, разрывая дистанцию, обеспечивающую недосягаемость ударов, а также это способ сближения с противником (подход), набирая дистанцию досягаемости ударов.
2.
Сури аси
(Suri asi)
Любое скользящее перемещение стоп по татами.
3.
Цуги аси
(Czugi asi)
Движение вперед с впередистоящей ноги. Без изменения стойки.
4.
Окури аси
(Okuri asi)
Движение вперед стоящей сзади ноги. Без изменения стойки.
5.
Аюми аси
(Ayumi asi)
Движение вперед стоящей сзади ноги. С изменением стойки.
ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ (ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ)
1.
Сабаки
(Sabaki),
Тай сабаки
(Taj sabaki)
Перемещения, используемые в айкидо. Общее понятие для всех форм перемещения.
2.
Ирими
(Irimi)
Активный встречный уход с линии атаки.
3.
Тэнкан
(Tenkan),
Усиро тэнкан
(Usiro tenkan)
Уход с линии атаки с поворотом на 90, 180, 360 град. (без смены стойки).
Разворот без смены положения ног.
4.
Тэнкай
(Tenkaj)
Уход с линии атаки с поворотом на 180 град. (со сменой стойки).
Разворот со сменой положения ног.
5.
Ирими тэнкан
(Irimi tenkan)
Два круговых шага (один вперед второй в сторону) со сменой стойки
6.
Ирими тэнкай
(Irimi tenkaj)
Круговой шаг вперед после которого делается тэнкай (без изменения стойки).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В АЙКИДО
1.
Дзансин
(Dzansin)
Концентрация внимания.
Необходимый уровень психической мобилизации - уверенность, настрой, сосредоточенность, целеустремленность и постоянный контроль окружающего пространства.
2.
Мэцкэ
(Meczke)
Взгляд.
Визуальный контроль за выполнением технического действия в зоне соревнований.
3.
Кокоро
(Kokoro)
Боевой дух.
Необходимый уровень психической мобилизации - уверенность, настрой, сосредоточенность, спокойствие и целеустремленность, обеспечивающий достижение поставленной цели (выполнение атаки или приема).
СТРАХОВКА, САМОСТРАХОВКА
1.
Укэми
(Ukemi)
Техническое действия Укэ, которые позволяют сохранить собственную безопасность и избежать травм (вращение и скручивание корпуса, блокирование удара, контролируемое падение и прочие формы самостраховки), при выполнении Тори технических действий
2.
Маэ укэми
(Mae ukemi)
Страховка вперед посредством кувырка.
3.
Усиро укэми
(Usiro ukemi)
Страховка назад посредством кувырка.
4.
Кохо укэми
(Koxo ukemi)
Падение назад.
5.
Зэмпо укэми
(Zempo ukemi)
Падение вперед.
6.
Еко укэми
(Eko ukemi)
Падение вбок.
7.
Тоби укэми
(Tobi ukemi)
Высокая (верхняя) страховка, с выраженной фазой полета Укэ (полная потеря контакта с татами).
АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
1.
Атака
Техническое действие, включающее удары оружием, удары и захваты руками.
2.
Начало атаки
Сокращение дистанции с угрозой атаки (намерением атаки).
3.
Удар
Удар выполняется с активным движением вперед или назад (Цуги аси, Аюми аси) с дистанции позволяющей поразить противника, финал атаки должен проецироваться на начальное положение Тори в момент начала атаки. Удар выполняется с максимальной концентрацией в конце движения. Удар выполняется с максимальной концентрацией в конце движения.
4.
Семэн ути
(Syomen uti)
Удар наносится по направлению сверху вниз ребром ладони в область головы. Выполняется с перемещение корпуса вперед без изменения или с изменением стойки (положения ног).
5.
Екомэн ути
(Yokomen uti)
Удар наносится по направлению сверху вниз, по диагонали, ребром ладони в область головы, ключицы.
Удар наносится со стороны атакующей руки.
6.
Цки
(Czki)
Удар наносится по направлению вперед кулаком в область головы, живота (груди).
Возможные уровни нанесения удара:
Дзедан цки - верхний уровень,
Чудан цки - средний уровень,
Гедан цки - нижний уровень.
7.
Котэ ути
(Kote uti)
Удар наносится по направлению вперед ребром ладони в предплечье, запястье или ладонь атакующей руки на уровне его головы.
8.
Гякуекомэн ути
(Gyakuyokomen uti)
Ура екомэн ути
(Ura yokomen uti)
Удар наносится по направлению сверху вниз, по диагонали, ребром ладони в область головы, ключицы или атакующей руки.
Удар наносится с противоположной стороны от атакующей руки.
9.
Уракэн
(Uraken)
Удар наносится тыльной стороной сжатого кулака.
10.
Захват
(Dori, Moti)
Действие, контролирующее противника, необходимое для проведения результативного технического действия. Захват выполняется с намерением совершить последующие действия по отношению к партнеру (тянуть, толкать, ограничивать движение, наносить удар свободной рукой).
11.
Кататэ-дори/Кататэ-моти
(Katate-dori/Katate-moti)
Захват берется одной рукой за одну руку противника спереди в области запястья.
Ай-ханми-кататэ-дори - одноименный захват запястья
Гяку-ханми-кататэ-дори - разноименный захват запястья
12.
Айя-моти
Ай кататэ-дори
(Ajya-moti/Aj katate-dori)
Захват правой рукой за правую руку или левой рукой за левую руку.
13.
Гяку-моти
Гяку кататэ-дори
(Gyaku-moti/Gyaku katate-dori)
Захват правой рукой за левую руку или левой рукой за правую руку.
14.
Моротэ-дори
Моротэ-моти
Кататэ ретэ-дори
(Morote-dori/Morote-moti/Katate rete-dori)
Захват двумя руками за одну руку противника спереди в области запястья и предплечья.
15.
Ретэ-дори/Ретэ-моти
(Ryote-dori/Ryote-moti)
Захват берется двумя руками за две руки противника спереди в области запястья.
16.
Мунэ-дори/Мунэ-моти (Mune-dori/Mune-moti)
Захват берется одной рукой спереди за один или оба отворота кимоно в области груди противника.
17.
Хидзи-дори/Хидзи-моти
(Xidzi-dori/Xidzi-moti)
Разноименный захват одной рукой за кимоно в области локтя спереди.
18.
Ката-дори/Ката-моти
(Kata-dori/Kata-moti)
Разноименный захват берется одной рукой за кимоно противника в области плечевого сустава.
19.
Реката-дори/Реката-моти
(Ryokata-dori/Ryokata-moti)
Захват берется двумя руками за кимоно противника спереди в области плечевого сустава.
20.
Содэ-дори/Содэ-моти (Sode -dori/Sode-moti)
Разноименный или одноименный захват. Берется одной рукой за низ рукава кимоно противника спереди.
21.
Эри-дори/Эри-моти (Eri-dori /Eri-moti)
Захват берется одной рукой за воротник кимоно спереди.
22.
Усиро реката-дори/Усиро реката-моти
(Usiro ryokata-dori/Usiro ryokata-moti)
Захват берется двумя руками со спины в районе плечевого сустава. Захват может выполняться за плечи или за кимоно.
23.
Усиро ретэ-дори/Усиро ретэ-моти/Усиро тэкуби-дори/Усиро тэкуби-моти
(Usiro ryote-dori/Usiro ryote-moti/Usiro te'kubi-dori/Usiro tekubi-moti)
Захват берется двумя руками за два запястья противника со спины.
24.
Усиро эри-дори/Усиро эри-моти
(Usiro eri-dori/Usiro eri-moti)
Захват берется одной рукой за воротник кимоно со спины в области шеи.
25.
Ката-дори мэн-ути/Ката-моти мэн-ути
(Kata-dori men-uti/Kata-moti men-uti)
Разноименный захват спереди, берется одной рукой за кимоно в области плечевого сустава противника. После захвата наносится удар ребром ладони.
26.
Усиро кататэ кубисимэ
(Usiro katate kubisime)
Захват со спины одной рукой за запястье, другой рукой обхват шеи с целью удушения.
27.
Усиро кататэ эри-дори/Усиро кататэ эри-моти
(Usiro katate eri-dori/Usiro katate eri-moti)
Захват со спины одной рукой за запястье, другой рукой за отворот кимоно.
28.
Усиро рехидзи-дори/Усиро рехидзи-моти
(Usiro ryoxidzi-dori/Usiro ryoxidzi-moti)
Захват со спины двумя руками двух локтей Тори.
29.
Усиро уватэ дори/Усиро уватэ-моти
(Usiro uvate dori/Usiro uvate-moti)
Захват сзади поверх рук (обхватом) на уровне груди.
ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, УДЕРЖАНИЯ (КОНТРОЛИ)
(КАТАМЭ-ВАДЗА)
1.
Икке/Икадзе/Оси таоси/Дай икке-осаэ
(Ikkyo/Ikadzyo/Osi taosi/Daj ikke-osae)
Техническое действие с контролем (фиксацией) руки Укэ в районе его локтя.
2.
Нике/Никадзе/Котэмаваси/Дай нике-осаэ
(Nikyo/Nikadzyo/Kotemavasi/Daj nikyo-osae)
Контроль запястья Укэ через поворот его ладони в направлении внешней стороны локтя с воздействием в сторону Укэ.
3.
Санке/Котэ хинэри/Дай санке-осаэ/Тэнкай котэ хинэ
(Sankyo/Kote xineri/Daj sankyo-osae/Tenkaj kote xine)
Контроль Укэ через скручивания запястья вовнутрь по спирали вокруг вертикальной оси, проходящей через предплечье.
4.
Енке/Енкадзе/Тэкуби-осаэ/Дай енке-осаэ
(Yonkyo/Yonkadzyo/Te'kubi-osae/Daj yonkyo-osae)
Контроль Укэ через воздействие основанием указательного пальца Тори на нижнюю часть предплечья.
5.
Дай гоке-осаэ кудзи-осаэ/Удэ-нобаси/Гокадзе
(Daj gokyo-osae kudzi-osae/Ude-nobasi/Gokadzyo)
Контроль Укэ через приведение запястья к предплечью.
6.
Хидзи симэ/Ваки гатамэ
(Xidzi sime/Vaki gatame)
Контроль Укэ через скручивание его руки и последующим обездвиживанием локтевого сустава для невозможности его согнуть. В данном контроле можно дополнительно использовать контроль Укэ через приведение запястья к предплечью.
БРОСКИ (НАГЭ-ВАДЗА)
1.
Гедан атэ/Айки отоси
(Gyodan ate/Ajki otosi)
Бросок Укэ путем смещения его центра тяжести и воздействием на его ноги для выведения из равновесия и совершения броска.
2.
Гансэки-отоси/Яма араси/Сеои-нагэ
(Ganseki-otosi/Yama arasi/Seoi-nage)
Бросок Укэ осуществляется через верхнюю часть спины (лопатки).
3.
Дзюдзи-нагэ/Дзюдзи гарами
(Dzyudzi-nage/Dzyudzi garami)
Бросок Укэ через скрещивание рук в области локтей и воздействием одной рукой в локоть другой руки
4.
Ирими-нагэ
(Irimi-nage)
Бросок Укэ на встречном движении с воздействие рукой в область головы или шеи внутренней или внешней частью руки.
5.
Семэн ирими нагэ/Айгамаэ атэ
(Somen irimi nage/Ajgamae ate)
Бросок Укэ при фронтальном входе с воздействие рукой в область головы или шеи внутренней или внешней частью руки.
6.
Сокумэн ирими нагэ/Гякугамаэ атэ
(Sokumen irimi nage/Gyakugamae ate)
Бросок Укэ путем смещения внешней частью руки области головы или верхней части груди Укэ.
7.
Кайтэн нагэ/Удэ хинери
(Kajten nage/Ude xineri)
Круговой бросок Укэ путем воздействия на руку с контролем шеи.
8.
Куби нагэ (Kubi nage)
Бросок Укэ путем захвата за шею и опускания вниз.
9.
Кокю нагэ/Хики отоси
(Kokyu nage/Xiki otosi)
Бросок Укэ с использованием силы партнера продлевая его атакующее действие.
10.
Коси нагэ (Kosi nage)
Бросок Укэ через бедро путем отрыва двух ног Укэ через подъем его на пояснице.
11.
Котэ гаэси
(Kote gaesi)
Бросок Укэ с поворотом кисти наружу относительно предплечья через захват запястья. Может выполняться в форме болевого удержания.
12.
Сихо нагэ/Тэнкай котэ гаэси
(Sixo nage/Tenkaj kote gaeci)
Бросок "на четыре стороны".
Бросок Укэ путем прохода под рукой и выкручиванием предплечья с последующим приведением кисти к плечевому суставу.
13.
Суми отоси
(Sumi otosi)
Бросок Укэ выполняется с захватом руки в области запястья, после чего делается воздействие входом с использованием второй руки в область внутренней части локтя противника.
14.
Тэнти нагэ
(Tenti nage)
Бросок "небо-земля".
Выполняется из позиции, когда на обе руки Тори произведен захват разноименными руками Укэ. Производится разведение рук Укэ в направлениях вверх и вниз, после чего делается активный вход вперед со стороны опущенной вниз руки.
15.
Удэ-кимэ нагэ/Хидзи-атэ кокю нагэ/Маэ отоси
(Ude-kime nage/Xidzi-ate kokyu nage/Mae otosi)
Бросок Укэ воздействием снизу на его локтевой сгиб руки с захватом второй рукой в области запястья и с последующим активным входом в одноименной стойке.
16.
Удэ гарами/Удэ гаэси
(Ude garami/Ude gaesi)
Бросок Укэ выкручиванием руки в локтевом суставе наружу с захватом руки под плечо.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D