14. "Правила вида спорта "планерный спорт" (утв. приказом Минспорта России от 16.04.2025 N 305)
14. Порядок начисления взысканий (штрафных баллов, дисквалификаций) (для дисциплины "класс - начальный")
14. Порядок начисления взысканий
(штрафных баллов, дисквалификаций)
(для дисциплины "класс - начальный") 
14.1. Общие положения.
14.1.1. За отклонения, допущенные спортсменом при выполнении попытки упражнения, не повлекшие за собой нарушение безопасности соревнований, начисляются штрафные баллы. Баллы начисляются только в пределах активной зоны движения, где эффективность рулей планера достаточна для безопасного и адекватного управления планером.
14.1.2. За отклонения, допущенные спортсменом при выполнении попытки упражнения, повлекшие за собой нарушение безопасности соревнований, наказываются решением ГСК в виде дисквалификации по попытке упражнения (попытка не засчитывается).
14.2. Общие обязательные условия:
а) меры безопасности не нарушены;
б) ограничения технических характеристик планера не нарушены;
в) нет поломок планера, оборудования;
г) нет нанесения травм по вине данного участника;
д) нет ущерба третьим лицам и их имуществу.
За нарушение обязательных условий при выполнении упражнений, участник может быть наказан решением ГСК вплоть до дисквалификации (0 очков за выполненную попытку, либо снятие с соревнований).
14.3. Взыскания (штрафные баллы, дисквалификация) за упражнения отборочных туров (Таблица N 4).
Таблица N 4
Взыскания (штрафные баллы, дисквалификация)
по упражнениям "Пробежка", "База"
|
Отклонение
|
Величина отклонения
|
Упражнения
|
|
|
"Пробежка"
|
"База"
|
||
|
Крен
|
|||
|
Количество перекладок по крену в одной непрерывной последовательности
|
Более 5
|
5
|
5
|
|
Постоянный крен
|
7
|
7
|
|
|
Количество последовательностей с перекладками по крену в течение одной попытки
|
От 2 до 5
|
2
|
2
|
|
Более 5
|
5
|
5
|
|
|
Глубина максимального крена в попытке
|
От 10° до 15°
|
2
|
2
|
|
Более 15°
|
7
|
7
|
|
|
Направление
|
|||
|
Отклонение траектории движения планера от оси буксировочной полосы
|
Более 3,5 м
|
5
|
5
|
|
Пересечение троса основным колесом
|
8
|
8
|
|
|
Скольжение - движение юзом
|
5
|
5
|
|
|
Угол разворота планера относительно оси буксировочной полосы после полной остановки
|
От 45° до 90°
|
1
|
1
|
|
От 90° до 180°
|
5
|
5
|
|
|
Более 180°
|
Дисквалификация
|
||
|
Место остановки
|
|||
|
Расстояние между основным колесом планера после остановки и ориентиром (финишным флажком, либо дальним буксировочным роликом)
|
Пересечение троса основным колесом
|
6
|
6
|
|
Ближе 30 м к дальнему ролику буксировочного троса
|
Дисквалификация
|
||
|
Тангаж
|
|||
|
Движение планера на основном колесе с оценкой касаний задней и/или передней опорой фюзеляжа
|
Постоянное касание задней опорой
|
5
|
5
|
|
Постоянное касание передней опорой
|
7
|
7
|
|
|
Касания передней опорой (более 1 раза)
|
5
|
5
|
|
|
Постоянное касание передней опорой
|
7
|
7
|
|
|
Разбег до отрыва на 3-х (2-х) точках <*>
|
-
|
2
|
|
|
Скорость
|
|||
|
Vy - Повышенная (более 4 м/с), либо пониженная (менее 1 м/с) вертикальная скорость
|
Касание на пониженной скорости
|
-
|
4
|
|
Касание на повышенной скорости
|
-
|
2
|
|
|
Касание на повышенной скорости с касанием земли передней опорой планера
|
-
|
4
|
|
|
Касание на повышенной скорости с повторным отделением
|
-
|
2 за каждое отделение
|
|
|
Касание на повышенной скорости с повреждением элементов конструкции планера
|
Дисквалификация
|
||
|
Высота
|
|||
|
Превышение заданной высоты на мерной базе
|
Более 1 м
|
-
|
2 за каждые 0,5 м
|
--------------------------------
<*> 3-х точках (для планеров с двойным основным шасси), 2-х точках (для планера с одним основным шасси).
14.4. Взыскания (штрафные баллы, дисквалификация) за упражнения финальных туров (Таблица N 5).
Таблица N 5
Взыскания (штрафные баллы, дисквалификация) за упражнения
"Профиль", "Точность", "Квадрат", "Авианосец"
|
Отклонения
|
Величина
|
Упражнения
|
||
|
"Профиль"
|
"Точность"
|
"Квадрат", "Авианосец"
|
||
|
Крен
|
||||
|
Глубина максимального крена в прямолинейном полете
|
От 10° до 15°
|
2
|
2
|
2
|
|
Более 15°
|
7
|
7
|
7
|
|
|
Глубина максимального крена при выполнении доворотов
|
От 20° до 25°
|
-
|
-
|
10
|
|
От 20° до 30°
|
-
|
-
|
50
|
|
|
Более 30°
|
Дисквалификация
|
|||
|
Глубина максимального крена на этапе от выравнивания до остановки после пробега
|
До 5°
|
10
|
10
|
10
|
|
От 5 до 10°
|
20
|
20
|
20
|
|
|
От 10 до 30°
|
50
|
50
|
50
|
|
|
Направление
|
||||
|
Отклонение оси фюзеляжа планера от оси буксировочной полосы более 2 м
|
За каждый 1 м
|
2
|
2
|
2
|
|
Угол разворота планера относительно оси буксировочной полосы после полной остановки
|
От 45° до 90°
|
5
|
10
|
10
|
|
От 90° до 180°
|
10
|
20
|
20
|
|
|
Более 180°
|
Дисквалификация
|
|||
|
Тангаж
|
||||
|
На этапе разбега и отрыва
|
Разбег до отрыва на 3-х (2-х) точках <*>
|
2
|
2
|
2
|
|
Отрыв с резким взятием ручки управления на себя
|
2
|
2
|
2
|
|
|
Отрыв с 3-х (2-х) точек <*>
|
2
|
2
|
2
|
|
|
На этапе от начала набора высоты до выравнивания
|
Резкие, несоразмерные движения ручкой управления от себя или на себя
|
10
|
10
|
10
|
|
На этапе от выравнивания до остановки после пробега
|
Посадка с касанием передним упором планера
|
20
|
30
|
30
|
|
Посадка с опережением на задний упор планера
|
10
|
20
|
20
|
|
|
Посадка с касанием крылом поверхности площадки
|
Дисквалификация
|
|||
|
Скорость
|
||||
|
Vy - Повышенная (более 4 м/с), либо пониженная (менее 1 м/с) вертикальная скорость
|
Касание на пониженной скорости
|
10
|
20
|
20
|
|
Касание на повышенной скорости Vy <**>
|
20
|
30
|
30
|
|
|
Касание на повышенной скорости Vy <**> и
|
10
|
20
|
20
|
|
|
Касание на повышенной скорости с повторным отделением, за каждое отделение
|
20
|
20
|
20
|
|
|
Касание на повышенной скорости с повреждением элементов конструкции планера
|
Дисквалификация
|
|||
|
Высота
|
||||
|
Превышение заданной высоты
|
за каждый 1 м
|
10
|
10
|
10
|
|
Принижение заданной высоты
|
за каждый 1 м
|
20
|
20
|
20
|
|
Точность (Место остановки)
|
||||
|
Недолет до зоны точного приземления
|
От 2 м не более 10 м, за каждые 2 м
|
-
|
2
|
2
|
|
Недолет до зоны точного приземления
|
Более 10 м, за каждые 2 м
|
-
|
5
|
5
|
|
Перелет зоны точного приземления
|
От 2 м не более 10 м, за каждые 2 м
|
-
|
1
|
1
|
|
Перелет зоны точного приземления
|
Более 10 м, за каждые 2 м
|
-
|
2
|
2
|
|
Перелет зоны точного приземления
|
Ближе 30 м к дальнему ролику буксировочного троса
|
Дисквалификация
|
||
--------------------------------
<*> 3-х точках (для планеров с двойным основным шасси), 2-х точках (для планера с одним основным шасси).
14.5. Взыскания (штрафные баллы, дисквалификация) за нарушение мер безопасности (Таблица N 6).
Таблица N 6
Взыскания (штрафные баллы, дисквалификация)
за нарушение мер безопасности
|
Код нарушения
|
Нарушение
|
Взыскание
|
|
С1
|
Нет доклада по радио о готовности к выполнению попытки (при наличии радиостанций при проведении соревнования)
|
2 балла
|
|
С2
|
Не надеты защитные очки
|
4 балла
|
|
С3
|
Не затянуты привязные ремни
|
4 балла
|
|
С4
|
Не проверена работа рулей управления
|
4 балла
|
|
Ф1
|
Расстегивание привязных ремней до окончания движения планера
|
Дисквалификация по упражнению
|
|
Ф2
|
Высовывание ног из кабины планера до его полной остановки, торможение планера ногами.
|
Дисквалификация до конца соревнований
|