6.3. "Правила вида спорта "вертолетный спорт" (утв. приказом Минспорта России от 14.10.2025 N 833)
6.3. Спортивная дисциплина N 3 (Развозка грузов)
6.3.1. Описание спортивной дисциплины.
Спортивная дисциплина выполняется на площадке одним участником в порядке очередности. По решению организатора соревнований и по согласованию с главным судьей возможно выполнение спортивной дисциплины двумя участниками одновременно на параллельных площадках.
Спортивная дисциплина предусматривает выполнение полета на точность с грузом, прикрепленным к фалу, при этом используется разная длина фала в следующей последовательности - 4, 6 и 8 метров; полетное время составляет 45 секунд. Направление проноса груза через каждые входные ворота (прохода каждых входных ворот) объявляется директором соревнований на общем брифинге.
6.3.2. Общие требования.
Дверь со стороны спортсмена-пилота должна быть закрыта. Запрещается устанавливать в дверях специальные блистера выпуклой формы. Запрещается использование наружных зеркал и других технических приспособлений, таких как радиовысотомеры. Нарушение влечет за собой дисквалификацию спортивного экипажа. Оба спортсмена должны быть правильно пристегнуты привязными страховочными ремнями. Спортсмен-оператор должен сидеть в нормальном положении, обе его ноги должны находиться в кабине. Во время брифинга участникам будет сообщено время прибытия участников на линию предварительного старта "P".
6.3.3. Исполнительный старт.
Когда старт освобождается, ответственный судья дает команду очередному участнику переместиться вперед с линии предварительного старта "P" на линию исполнительного старта "D". Вертолет должен произвести посадку перед линией исполнительного старта. Помощник судьи вручает спортсмену-оператору груз с прикрепленным к нему фалом. На фале находятся 3 красных флажка на расстоянии 4, 6 и 8 метров от верха груза. Имеются также два дополнительных деревянных шарика, чтобы за них можно было держаться, установленные на расстоянии 20 см над красными флажками (Приложение N 8).
На конце фала, на расстоянии 20 см от флажка, обозначающего 8 метров, устанавливается скоба. Груз остается снаружи вертолета на земле. Спортсмен-оператор должен удерживать конец фала за шарик или скобу в соответствии с заданной длиной фала.
По знаку о готовности от спортсмена-пилота (или спортсмена-оператора) судья дает старт участнику отмашкой флагом или с помощью другой сигнальной системы. (Такая система должна быть продемонстрирована участникам на брифинге).
6.3.4. Полет на площадке (Приложение N 9).
Участник производит взлет и после прохождения ворот "D" (обозначенных флажками) направляется к входным воротам. Спортсмен-оператор должен пронести груз через ворота "D", входные ворота и опустить его поочередно в контейнеры. Фал должен быть полностью выпущен и свободен от узлов до пересечения линии исполнительного старта "D". Спортсмен-пилот направляет вертолет к первой площадке с контейнером, и спортсмен-оператор опускает груз в первый контейнер. Фал удерживается спортсменом-оператором за шарик, расположенный над красным флажком, при этом обе руки спортсмена-оператора должны быть видны. Разрешается манипулировать фалом при условии, что он не будет укорачиваться или удлиняться. После опускания груза в первый контейнер спортсмен-оператор стравливает фал на длину 6 метров для захода на второй контейнер и затем вынимает груз из контейнера. После этого спортсмен-пилот направляет вертолет к следующей площадке. Спортсмен-оператор должен пронести груз через входные ворота и опустить груз во второй контейнер. После опускания груза во второй контейнер спортсмен-оператор стравливает фал на длину 8 метров для захода на третий контейнер и затем вынимает груз из контейнера. Затем спортсмен-пилот направляет вертолет к следующей площадке. Спортсмен-оператор должен пронести груз через входные ворота и опустить груз в третий контейнер. После опускания груза в третий контейнер и сброса фала участник должен покинуть площадку через выходные ворота.
6.3.5. Отсечка времени.
Отсчет времени полета начинается по сигналу судьи на исполнительном старте и заканчивается в момент сброса спортсменом-оператором фала над последним контейнером. Максимальное время полета без штрафа - 45 секунд.
6.3.6. Обязательна жеребьевка для определения местоположения контейнеров 1, 2, 3. Место каждого контейнера может изменяться в пределах соответствующего квадрата 40 x 40 метров (Приложение N 9). Жеребьевка проводится на общем брифинге.
6.3.7. Одинаковые результаты.
Если несколько участников имеют одинаковый результат, лучшее место будет у участника, показавшего минимальное время полета.
6.3.8. Подсчет результатов.
300 очков - штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат - 0 очков за спортивную дисциплину.
6.3.9. Оценка спортивной дисциплины N 3 (Таблица N 7).
Таблица N 7
Нарушения и штрафные очки
|
Нарушения
|
Штрафные очки
|
|
Фальстарт, взлет раньше сигнала судьи
|
10
|
|
Каждая секунда за время полета от 45 до 60 секунд
|
0,1
|
|
Каждая десятая секунды за время полета свыше 60 секунд
|
0,1 <*>
|
|
Касание грузом земли между линией "D" и контейнерами, за каждое
|
10
|
|
Не опускание груза в контейнер, за каждое
|
50
|
|
Опускание груза на неправильной длине фала, фал укорочен или удлинен, за каждое нарушение
|
10
|
|
Спортсмены не сидят или не пристегнуты
|
50
|
|
Фал не выпущен на полную длину или имеет узлы в момент пересечения линии "D" или вынимания груза из контейнеров, за каждое нарушение
|
10
|
|
Нос вертолета пересекает выходные ворота позже, чем другие части вертолета, или вертолет вообще не проходит ворота
|
10
|
|
Не проход груза через ворота "D"
|
10
|
|
Не проход груза через входные ворота или пронос груза выше входных ворот, за каждое нарушение
|
10
|
--------------------------------
<*> Дисквалификация (черный флаг), если общее время превышает 5 мин.
6.3.10. Выполнение спортивной дисциплины N 3 "развозка грузов" на параллельных площадках по системе "на выбывание".
По решению организатора могут быть проведены дополнительные соревнования по спортивной дисциплине N 3 "развозка грузов" по системе "на выбывание" с выполнением ее двумя участниками одновременно на параллельных площадках.
Спортивные соревнования в спортивной дисциплине N 3 "развозка грузов" по системе "на выбывание" разыгрываются на отдельный приз, не являются обязательными, и показанные участниками результаты не идут в зачет многоборья и командных соревнований.
Все участники выполняют квалификационные полеты. Порядок старта для квалификационных полетов определяется путем жеребьевки.
После квалификационных полетов лучшие 16 или 8 участников, в зависимости от общего числа участников, по результатам квалификации проходят в финальную часть - соревнования по системе "на выбывание".
Порядок стартов в финальной части соревнований определяется согласно местам, занятым в квалификационных полетах, согласно турнирной таблице: для 16 участников (Приложение N 10) или для 8 участников (Приложение N 11).
Количество полетов для каждой пары участников может варьироваться от 1 до 3 и будет оглашено директором соревнований на брифинге. Это означает, что два участника могут соревноваться между собой за 1 победу (победитель определяется по 1 полету) или за 2 победы (победитель определяется по результатам 2-х или 3-х полетов). В последнем случае необходимо либо выиграть два раза подряд, либо одержать победу в двух из трех полетов.
Подсчет результатов при проведении соревнований по спортивной дисциплине "развозка грузов" по системе "на выбывание" производится путем суммирования очков за время полета (1 секунда = 1 очко) и штрафных очков согласно Таблице N 7. Время полета определяется с точностью до 0,1 секунды. Очки за время + штрафные очки = результат. Победителем в паре участников становится участник с меньшим результатом.
Места с 1 по 4 присуждаются по итогам финальных полетов. Места участников финальной части соревнований по системе "на выбывание", начиная с 5-го места, присуждаются по результатам суммирования двух лучших попыток каждого участника в ходе последней фазы их соревнований (например, места с 5 по 8 - по результатам выступления в 1/4-финалах).
Экипажи, не прошедшие в финальную часть соревнований, получают места по результатам их квалификационных полетов.
6.3.11. Размеры площадки и оборудования.
Зона соревнований представляет собой площадку размером 120 x 40 м со следующими элементами (Приложение N 9):
линия предварительного старта "P": два флажка на расстоянии 5 м друг от друга;
линия исполнительного старта "D": два флажка на расстоянии 3 м друг от друга; размещена на расстоянии 30 м от линии предварительного старта "P";
трое входных ворот: внутренняя ширина - 1 м, образуются двумя штангами высотой 2 м;
выходные ворота: внутренняя ширина - 5 м, образуются двумя штангами высотой 2 м;
три площадки для контейнеров: каждая площадка - квадрат 40 x 40 м, четко обозначена, первая площадка - на расстоянии 20 м от линии исполнительного старта "D".
три контейнера: размещаются в пределах площадки для контейнеров и заполняются водой или другим тяжелым материалом для предотвращения опрокидывания.
Размеры каждого из контейнеров:
высота - не более 1,2 м;
диаметр отверстия контейнера - 48 см +/- 2 см.
Размеры груза:
диаметр - 30 см; высота - 0,8 м - 1 м;
вес груза (регулируется заполнением водой или песком): 5,5 - 6,5 кг;
длина фала - 8,2 м от верха груза до скобы;
три красных флажка на расстоянии 4, 6 и 8 метров от верха груза;
деревянные шарики на расстоянии 20 см над красными флажками, обозначающими 4 и 6 метров.
Контейнеры и грузы изготавливаются из любого материала любого цвета, при этом они должны быть одинаковыми.
При выполнении спортивной дисциплины двумя участниками одновременно на параллельных площадках, на земле размечаются две параллельные одинаковые площадки с расстоянием между ними не менее 30 метров.
