6.2. "Правила вида спорта "вертолетный спорт" (утв. приказом Минспорта России от 14.10.2025 N 833)

6.2. Спортивная дисциплина N 2 (полет на точность)

6.2. Спортивная дисциплина N 2 (полет на точность)

6.2.1. Описание спортивной дисциплины.

Спортивная дисциплина выполняется на площадке одним участником в порядке очередности. По решению организатора соревнований и по согласованию с главным судьей возможно выполнение спортивной дисциплины двумя участниками одновременно на параллельных площадках. Полет выполняется на постоянной малой высоте с маневрами на площадке, основные параметры которой известны и детали указаны в пункте 6.2.7. Перечень возможных вариантов направления разворотов на 360° приведен в пункте 6.2.10 настоящих правил, и вариант жеребьевки объявляется директором соревнований на общем брифинге. Площадка должна разбиваться против ветра.

6.2.2. Общие требования.

Все двери должны быть установлены на вертолет и закрыты. Выпуклые двери кабины, сертифицированные изготовителем, могут использоваться. Устанавливать в дверях специальные выпуклые блистера запрещается.

Спортсмены находятся внутри вертолета, на своих местах в нормальном положении. Участники до начала соревнований устанавливают на вертолет приспособления для крепления грузов и метки для определения точности посадки на обе стороны фюзеляжа, лыжи или колеса. Когда вертолет находится на земле, нижние концы этих приспособлений касаются поверхности земли. На конце каждого приспособления находится петля для крепления груза. Каждое приспособление должно выдерживать вес не менее 5 кг. Место крепления удлинителя для короткого груза на фюзеляже под сидением спортсмена-пилота должно быть четко обозначено. Во время брифинга участникам будет сообщено время прибытия вертолетов на линию предварительного старта "P".

6.2.3. Площадка (Приложение N 5).

6.2.3.1. Площадка представляет собой коридор, размеченный на земле, длиной 50 м и шириной 1 м. Все размеры даны по внешним границам линий.

В начале и в конце коридора, слева и справа, размечены перпендикулярные коридоры длиной по 10 м в обе стороны. В их торцах слева и справа устанавливаются по 2 флажка с шагом 10 м. Эти дополнительные коридоры и флажки призваны помочь участникам удерживать вертолет в квадрате 1 x 1 м при выполнении разворотов в начале или конце коридора. Линия прибытия "A" находится на расстоянии 20 м от конца коридора. Ширина линии прибытия 5 см, длина - 5 м.

В случае принятия решения о выполнении спортивной дисциплины двумя участниками одновременно на параллельных площадках, на земле размечаются два параллельных одинаковых коридора с расстоянием между ними не менее 60 м.

6.2.4. Контроль высоты полета (Приложение N 6).

Шнуры с грузами или цепями, или комбинация одних и других, прикрепляются к вертолету судьями/помощниками судей: короткий - к фюзеляжу вертолета под сидением спортсмена-пилота и длинный - к задней части лыжи (заднему колесу) с противоположной от спортсмена-пилота стороны, как можно дальше от первого груза. Длина короткого груза - около 2 метров и длинного груза - точно 3 метра, считая от нижней точки шасси (лыжи или колеса) до нижней точки груза. Для лучшего распознавания грузы/цепи окрашиваются в красный или оранжевый цвет. Длина короткого груза варьируется в зависимости от типа вертолета. Важно, чтобы разница между нижними точками обоих грузов составляла точно 1 метр.

6.2.5. Предварительный старт "P".

Участник подлетает на линию предварительного старта "P".

Судьи закрепляют грузы в приспособлениях для крепления, установленных участником до начала соревнований, и проверяют размещение отметок для определения точности посадки, которые участники наносят на фюзеляж, лыжи или колеса (на обе стороны вертолета) по своему выбору.

На линии предварительного старта "P" спортсмену-пилоту можно поднять вертолет и зависнуть, при этом спортсмен-оператор может находиться как внутри вертолета, так и на земле, с тем, чтобы показать спортсмену-пилоту высоту вертолета над землей и положение грузов. Разрешается выполнить один разворот влево и один разворот вправо на 360°, чтобы убедиться, что грузы прикреплены надежно. После этого вертолет должен снова приземлиться.

Судьям не разрешается подавать спортсменам какие-либо знаки во время этой процедуры.

6.2.6. Исполнительный старт "D".

Участник по знаку судьи перемещается с предварительного старта "P" на линию "D". После знака спортсмена-пилота или спортсмена-оператора о готовности и при условии, что площадка уже освобождена предыдущим участником, судья дает сигнал старта отмашкой флажком или другим установленным знаком. (Система подачи сигнала должна быть продемонстрирована участникам на утреннем брифинге). С отмашки флажком производится отсечка времени.

6.2.7. Полет на площадке.

Участники выполняют полет по размеченному на земле маршруту на высоте 2 - 3 м, удерживая нижний груз на земле, а верхний - над землей.

Участники проходят коридор пять раз. Первый раз - от линии "D" вперед с выполнением в конце коридора разворота на 360°. Второй раз: после выполнения разворота вертолет перемещается назад, к началу коридора, где выполняет разворот на 90°. Третий раз: после разворота на 90°, вертолет выполняет боковое смещение и в конце коридора выполняет второй разворот на 360°. Четвертый раз вертолет выполняет боковое смещение к началу коридора, где выполняет разворот на 90°. Пятый раз вертолет перемещается вперед и производит посадку с одной попытки точно на линию прибытия. Скользящие и двойные посадки штрафуются.

Участники должны выполнить развороты на 360° вокруг своей вертикальной оси, один из разворотов - по часовой стрелке, второй - против часовой стрелки. Минимальное время каждого разворота - 15 секунд.

Один разворот на 90° выполняется против часовой стрелки, другой разворот на 90° - по часовой стрелке. Направления выполнения разворотов объявляются на брифинге перед выполнением спортивной дисциплины.

6.2.8. Измерения.

Нарушения границ коридоров и высоты фиксируются по времени с накоплением с точностью до 0,01 секунды. Суммарное время нарушений округляется до ближайшей десятой секунды.

Граница коридора считается нарушенной, если точка подвески короткого груза (длиной 2 метра) выйдет за пределы границы коридора, размеченного на земле.

Нарушениями высоты считаются касание о землю короткого груза и отрыв от земли длинного груза (длиной 3 метра). Инерционные отрывы и скачки по земле длинного груза нарушением высоты полета не считаются.

Измерения на линии посадки производятся от переднего края меток, установленных на вертолет (лыжи или фюзеляж), до ближайшего края пятисантиметровой линии прибытия. Если передний край метки попадает в пределы пятисантиметровой линии прибытия, штрафные очки не начисляются (Приложение N 7).

Если метки установлены на фюзеляже или над уровнем земли, для точности измерений следует пользоваться отвесом.

6.2.9. Отсечка времени.

Отсчет времени полета начинается по сигналу судьи на исполнительном старте и заканчивается в момент первого касания земли органами приземления.

6.2.10. Варианты направлений разворотов на 360°:

6.2.10.1. Первый разворот - по часовой стрелке, второй - против часовой стрелки.

6.2.10.2. Первый разворот - против часовой стрелки, второй - по часовой стрелке.

6.2.11. Одинаковые результаты.

Если два или несколько участников имеют одинаковый результат, лучшее место будет у участника с меньшим временем полета.

6.2.12. Подсчет результата.

300 очков - штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат - 0 очков за спортивную дисциплину.

6.2.13. Оценка спортивной дисциплины N 2 (Таблица N 6).

Таблица N 6

Нарушения и штрафные очки

Нарушения
Штрафные очки
Фальстарт, взлет раньше сигнала судьи
10
Выход точки подвески короткого груза за границы коридоров, за каждую десятую секунды <*>
0,1
Отрыв длинного груза от земли, за каждую десятую секунды <*>
0.1
Касание коротким грузом земли, за каждую десятую секунды <*>
0,1
Выполнение разворота на 360° менее чем за 15 с. <**>
15
За каждое отклонение курса более чем на 30°
10
Каждая десятая секунды свыше установленного времени - 2 мин. 15 с. (135 с.) между линиями D и A
0,1
За пропуск любого маневра
25
За отклонение при посадке <***>
0 - 120
Двойная посадка (вертолет касается земли любой частью органов приземления, затем отрывается и опять приземляется)
25
Скольжение при посадке (видимое или измеримое движение вперед, или поворот фюзеляжа, лыж, колес после первого касания о землю)
25

--------------------------------

<*> Округляется до ближайшей десятой секунды.

<**> Продолжительность разворота менее или равна 14,94 с.

<***> Замеряются расстояния от каждой лыжи (от меток на лыжах/фюзеляже) до ближайшего края 5-ти сантиметровой линии прибытия в мм и складываются вместе из расчета 0,1 штрафное очко за каждый миллиметр. Максимальный штраф - 120 очков.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D