ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ДИСТАНЦИЙ СОРЕВНОВАНИЙ
3.1. Общие требования к постановке Дистанций соревнований
За 2 - 3 месяца до назначенного срока проведения соревнований в районе, предлагаемом для их проведения проводится рекогносцировка, в которой участвуют Главный судья, представители Оргкомитета, начальники основных Дистанций и необходимые специалисты. По результатам проведенной рекогносцировки, ОК принимает согласованное с ОПС решение на вид спортивной дисциплины и постановку Дистанций. ГСК разрабатывает предварительные Условия проведения соревнований на Дистанциях и Инструкцию по мерам безопасности в ходе подготовки и проведения соревнований, которые высылаются кандидатам на участие в соревнованиях за 20 дней до их убытия в район проведения соревнований, для ознакомления и подготовки к соревнованиям.
Предварительные Условия содержат основные направления и требования к прохождению Дистанций.
При этом учитывается:
время года, подготовки конкретных соревнований на основе результатов заблаговременной рекогносцировки, климатические и особенности района проведения соревнований;
особенности мест проведения соревнований на каждой Дистанции; количество команд-участниц, уровень их профессиональной и спортивной подготовки; календарное время года, наличие светового времени в дни соревнований;
удаленность Дистанций (этапов) от базового лагеря; возможность предоставления командам судейского снаряжения, техники, оборудования, АСИ;
возможность использования естественных препятствий и антропогенных сооружений для имитации ЧС, горного рельефа, реки для сплава, акватории для постановки этапов, в ходе прохождения которых применяются водолазные технологии.
В ходе подготовки Дистанций Условия могут корректироваться. Окончательное утверждение Условий - после полной готовности Дистанций, накануне ознакомления капитанов команд с Дистанциями на местности.
Дистанции "ПСР ПС", "ПСР ТХ", "ПСР А" состоят из отдельных этапов (набора упражнений), которые требуют от участников наиболее полного проявления физических, психологических и профессиональных качеств и демонстрации устойчивых навыков применения спасательных технологий.
Главная задача при прохождении командой каждого этапа (упражнения) преодолеть препятствия, найти "пострадавших", оказать им, при необходимости, первую помощь, деблокировать их, эвакуировать в пункт приема.
Каждый этап Дистанций "ПСР ПС", "ПСР ТХ", "ПСР А" рассматривается как выезд дежурной смены ПСФ на конкретные АСР.
Оборудование Дистанций должно соответствовать требованиям Положения, Условий прохождения дистанции и требованиям безопасности.
В качестве "пострадавших" на этапах (упражнениях) должны использоваться манекены одинакового для всех команд веса или постоянные статисты. Судейское страховочное снаряжение, АСИ, водолазное и другое судейское снаряжение, которым пользуются участники при прохождении Дистанции, должно быть исправным и соответствовать требованиям безопасности при работе с ним.
Ответственность за качество судейских технических средств оборудования и снаряжения несут: ОПС, начальники Дистанций, заместитель главного судьи по безопасности и секретарь технической комиссии.
Подготовку Дистанций к соревнованиям выполняют специальные бригады под руководством начальников Дистанций, укомплектованные квалифицированными специалистами. Начальник Дистанции обязан лично проверить надежность оборудования всей дистанции, постоянно контролировать ее состояние в процессе соревнований, а также принимать меры к устранению причин, могущих привести к несчастным случаям.
Кроме Правил и Положения о проведении соревнований ГСК разрабатывает Условия соревнований. Предварительные Условия, содержащие основные направления и требования к прохождению Дистанций. Условия разрабатываются в период подготовки конкретных соревнований на основе результатов заблаговременной рекогносцировки и хода постановки Дистанций. При этом учитывается: время года, климатические и географические особенности района проведения соревнований; особенности мест проведения соревнований на каждой Дистанции; количество команд-участниц, уровень их профессиональной и спортивной подготовки; календарное время года, наличие светового времени в дни соревнований; удаленность Дистанций (этапов) от базового лагеря; возможность предоставления командам судейского снаряжения, техники, оборудования, АСИ; возможность использования естественных препятствий и антропогенных сооружений для имитации ЧС, горного рельефа, реки для сплава, акватории для постановки этапов, в ходе прохождения которых применяются водолазные технологии.
При построении Дистанции разрабатывается "легенда о ЧС", вызвавшая необходимость ведения ПСР. "Легенды" отражены в Условиях соревнований на Дистанциях "ПСР ПС", "ПСР ТХ", "ПСР А".
Конкретные Условия прохождения Дистанций (соревнований на них) разрабатываются заместителями Главного судьи по судейству совместно с начальниками Дистанций на каждую Дистанцию, в ходе ее подготовки к соревнованиям. Утверждаются Главным судьей соревнований.
Условия содержат общие положения, непосредственно условия прохождения каждой Дистанции с указанием определенных технологий действий спасателей и применения АСИ и другого снаряжения на этапе, упражнении, их рейтинги в баллах (Приложение 6) и таблицы штрафов.
3.2. Постановка Дистанции "ПСР ПС"
Дистанция ставится для проведения соревнований в условиях реальной природной среды. Сложность этапов и их количество зависит от статуса соревнований. Для обеспечения безопасности судей и спортсменов в ходе соревнований на скальном рельефе необходимо провести оборку и чистку скал, организовать пункты судейской страховки, определить безопасные маршруты подхода команд к стартам и финишам этапов (упражнений), места ожидания стартов, места для зрителей.
Для проведения соревнований на дистанции подготавливаются места и средства для безопасного выполнения упражнений, которые объединяются в этапы, блоки:
- ориентирование на местности и поиск пострадавших (объектов). Движение без карты по заданным азимутам, по карте, по заданным координатам с помощью GPS, с последовательным прохождением не менее пяти контрольных пунктов на горно-лесистой местности, леднике.
Перепад высот - в зависимости от условий горного рельефа и схемы построения дистанции. Маршруты поиска должны иметь пересекающиеся и расходящиеся линейные ориентиры, и различные природные препятствия;
- поиск "попавшего в лавину" (в ледниковую трещину) с помощью приборов;
- извлечение "пострадавшего" из лавины (ледниковой трещины);
- спуск по скальной стене 30 - 50 м, суммарный подъем 40 - 60 м (с элементами третьей - четвертой категории сложности), траверс по стене с организацией маятника, спасательные работы в каньоне, снятие пострадавшего со скальной стены с использованием минимального набора снаряжения, оказание помощи в двойке - подъем одним спасателем другого по скальной стене;
- спелеоспасательные работы в пещере. Вертикальные колодцы до 20 м, суммарная глубина до 40 м, горизонтальные и наклонные проходы, наличие 1 - 2 горизонтальных поворотов в узостях и "шкуродеров";
- применение технологий SRT;
- применение технологий "Самоспас";
- подача сигналов экипажу вертолета;
- переправа через водную преграду (ширина до 50 м, скорость течения до 2 м/с) на подручных плавсредствах;
- переправа через болото по бревну;
- организация навесной переправы с переправой команды и пострадавшего (ширина преграды до 50 м);
- сплав по реке на плавсредствах, поиск пострадавших, оказание им помощи и эвакуация к указанному пункту. На реке завалы из упавших деревьев. Прохождение ворот и зачаливания в указанных местах. Выполнение упражнения "Оверкиль-киль". Снятие "парапланериста", зависшего на линии электропередачи, с воды. Снятие "пострадавшего" с опоры, пролетного строения моста, с дерева, с крыши затопленного строения;
- применение плавсредств с моторами;
- сплав с элементами третьей категории сложности до 4 км.
Способы оказания первой помощи и транспортировки условно пострадавших на каждом этапе дистанции оговариваются Условиями проведения соревнований. Если по Условиям соревнований на дистанции предусмотрена вязка носилок из подручных материалов, то материал для их изготовления судейская коллегия должна подготовить заранее.
Предоставляемые командам на этапах веревки должны быть собраны в бухты, узлы на веревках и концах веревки (длиннее 5 м) развязаны.
Если для участника (команде) необходима судейская страховка, она должна быть подготовлена до старта команды.
Контрольное время прохождения командами отдельных этапов не должно превышать 90 минут, перерыв между стартами на этапах - 30 минут. При включении отдельных этапов в блоки по направлениям применяемых спасательных технологий (например: 1 - поиск пострадавших в условиях горно-лесистой местности и на водном объекте, 2 - ведение спасательных работ на скальном, на ледовом рельефе, спелеоспасательные работы) соревнования целесообразно проводить в два дня.
При проведении соревнований на дистанции в зимнее время подготавливаются трассы для ведения ПСР с применением лыж, снегоходов и горнолыжных технологий спасения в горных условиях, работы спортсменов на ледопаде, а также оборудование бивуака в зимних условиях (устройство снежной пещеры или иглу).
3.3. Постановка Дистанции "ПСР ТХ"
В качестве основы спортивной базы Дистанции могут служить брошенные и полуразрушенные цеха, шахты, насосные станции, жилые дома и другие объекты, которые соответствующим образом дополняются различными устройствами и сооружениями. Все это оформляется в виде специально подготовленной зоны, именуемой "зоной чрезвычайной ситуации", образовавшейся на территории населенного пункта в результате "техногенной или природной катастрофы". На территории "зоны ЧС" в зданиях и сооружениях, под завалами, а также в элементах транспортных средств, находятся "пострадавшие" (манекены, статисты) - до 15 ед. Помимо оформленных этапов (упражнений) на дистанции подготавливаются площадки старта-финиша, места для судей; тенты (палатки) для снаряжения и т.д.
На Дистанции подготавливаются упражнения, в перечень которых входят:
- поиск, деблокирование пострадавших, оказание им помощи и эвакуация их из зданий и сооружений, из колодцев, водотоков, вентиляционных коробов, бойлерных, электрощитовых, лифтовых шахт, из подвалов, с верхних этажей здания, с балконов, со стен, с линий электропередач, со стрелы башенного крана, из загазованных помещений, затопленных емкостей, подвалов, лабиринтов, гаражей, дымовых и пылевых камер;
- ликвидация очагов возгорания, в том числе образуемых при разрыве газопровода, в гараже, в подвальных и других помещениях;
- ликвидация последствий транспортных происшествий, по видам транспорта:
- автомобильного (автобус, грузовые и легковые автомобили);
- авиационного (самолет, вертолет);
- железнодорожного (пассажирский, грузовой вагон, цистерна);
- морского (речного);
- наложение пластыря на аварийную цистерну с АХОВ;
- эвакуация пострадавших из загазованного помещения.
Каждое упражнение - другая технология, другой инструмент.
Упражнения объединяются в этапы: "ПСР в завалах", "ПСР "промальп" (с применением технологий работы на высоте (промышленный альпинизм)", "ПСР в условиях АХОВ", "ПСР в условиях ДТП", "ПСР на территории объекта", "ПСР в бытовых ЧС" и другие, например "Веселые старты".
Места и типы применяемых технических средств спасения, АСИ на конкретных этапах Дистанции оговариваются Условиями проведения соревнований.
Применяемые типы средств малой механизации, АСИ, оборудования, приборов поиска, снаряжения и приспособлений должны быть одинаковы для всех команд.
Интересные, зрелищные и технически сложные этапы лучше ставить так, чтобы болельщики хорошо видели действия работающей команды. Это дает возможность приобретения опыта другими, не соревнующимися в этот день командами и интересное зрелище для зрителей.
По возможности старт и финиш лучше совместить, хотя это требование и не является обязательным.
Большую роль играет четкая разметка Дистанции. Цветной лентой надо обозначить старт и финиш, этапы и упражнения Дистанции, проходы между ними, зоны для зрителей, представителей СМИ. В начале каждого этапа необходимо устанавливать табличку (транспарант) с его названием.
Щит с информацией по Дистанции, расписанием старта команд, предварительными результатами выступлений команд и др. не должен находиться в зоне старта-финиша. Его целесообразно располагать в таком месте, чтобы к нему могли свободно подойти участники, представители команд, зрители, не мешая работе судей и команд.
На территории этапов не должно быть ничего лишнего, мешающего участникам, отвлекающего их внимание. Надо позаботиться о надежной радиосвязи с базовым лагерем и другими абонентами. Еще одна задача: расстановка и мобильное перемещение судей (со старта - на финиш, с первых этапов - на последние), а также доставка на этапы судейского оборудования и снаряжения.
Врач соревнований и машина скорой помощи (или заменяющее ее приспособленное транспортное средство) должны располагаться в непосредственной близости от финиша.
Судьям старта необходимо иметь в своем распоряжении мегафон и радиосвязь с этапами (особенно наиболее сложными).
Все этапы и упражнения Дистанции должны иметь четкие видимые границы, т.е. обозначены цветной лентой. Контрольные линии границ этапа (упражнения) отмечаются по земле или на стене, на веревке и т.д. яркими лентами, шнурами с "волчатниками". На некоторых этапах (упражнениях) дополнительно обозначают зону работы команды, за границы которой участники не должны выходить.
Начальнику Дистанции необходимо выбирать места для постановки этапов и упражнений с учетом соблюдения мер безопасности. Участники на соревнованиях демонстрируют свое умение преодолевать препятствия, решать задачи по обеспечению своей личной и коллективной безопасности. Постановщики трассы и судьи, готовя Дистанцию, должны заложить в ее содержание только то, что указано в Условиях проведения данного вида соревнований, исключив при этом возникновение случайной, непредусмотренной опасности.
3.4. Постановка Дистанции "ПСР А"
Соревнования на Дистанции проводятся на акватории площадью до 5000 м2, глубиной до 6 м.
При построении Дистанции разрабатывается легенда о ЧС вызвавшей необходимость ведения ПСР на акватории. Подводные работы проводятся с соблюдением Правил по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2020 N 922н (зарегистрированный Минюстом России 29.12.2020, регистрационный N 61927) (далее - приказ Минтруда).
На грунте, на глубине не менее 2,5 м располагаются затонувшие автомобили, суда, фюзеляжи воздушных судов, элементы конструкций (или имитирующие их предметы) подводных гидротехнических сооружений, природных и искусственных объектов. Под конструкциями, в них, или отдельно на грунте находятся манекены "пострадавших".
Дистанция включает упражнения, которые объединяются в этапы: "Подводные аварийно-спасательные работы (ПАСР)", "Подводно-технические работы (ПТР)", "Подводные поисково-спасательные работы (ППСР)", "Спасения на воде (Аква-СПАС)", "Медицина" (оказание ПП "пострадавшему" водолазу).
Наличие вблизи от места соревнований на Дистанции "ПСР А" действующего барокомплекса (с условием доставки в него аварийного водолаза по времени до 60 мин после аварийной ситуации) обязательно.
В перечень упражнений входят:
- ориентирование под водой (подводное плавание по определенному маршруту с поиском ориентиров);
- поиск затонувших объектов, конструкций;
- поиск "пострадавших", их деблокирование с помощью АСИ и эвакуация к месту сбора пострадавших;
- заведение пластыря на подводный продуктопровод;
- размыв грунта;
- поиск затонувших предметов, определение места их нахождения с помощью компаса и доставку к установленному месту;
- остроповка, подъем и перемещение груза с помощью мягкого понтона;
- очистка от посторонних предметов и закрытие гидрозатворов, гидроэжекторов, установка заглушек;
- выполнение работы по сборке металлических конструкций;
- поиск пострадавших под водой с применением различных поисковых технологий (с берега, с понтона, лодки) расширяющимися кругами в сегменте, по площади;
- эвакуация "аварийного" водолаза с заменой акваланга под водой, на одном аппарате;
- вывод пострадавшего из воздушного "пузыря";
- остроповка затонувшего автомобиля, доставка к нему буксирного троса и эвакуация его на поверхность;
- подача пострадавшему спасательного круга, конца Александрова с берега, лодки;
- проныривание без акваланга до 25 м;
- поиск "утонувшего" и его эвакуация на берег (без акваланга);
- эвакуация пострадавшего с "льдины";
- решение ситуационных задач и действия по оказанию первой помощи "аварийному" водолазу;
- действия по реанимации пострадавшего;
- действия при оказании помощи "аварийному" водолазу с использованием барокомплекса.
Для спортивной дисциплины "многоборье спасателей" Дистанция может состоять из следующих этапов:
- спасательные работы при затоплении, траверс водного потока, сердечно-легочная реанимация, иммобилизация нижней конечности, применение спасательного "конца Александрова", метание спасательного круга в зону "утопающего", оказание первой помощи при утоплении, снятие "пострадавшего" со "льдины", спасение "утопающего" вплавь, эвакуация "пострадавшего" из затопленного автомобиля.
Упражнения:
- "Спасательные работы при затоплении":
Экипаж (2 человека), надев спасательные жилеты, проходят на плавсредстве по затопленной местности маршрут, обозначенный буйками, снимают с опоры в русле реки "пострадавшего" (манекен) доставляет его на стартово-финишную площадку тем же маршрутом;
- "Траверс водного потока":
Экипаж (4 человека) в спасательных жилетах доставляет на другой берег аптечку, носилки, производит на плавсредстве траверс водного потока, зачаливанием в заданной зоне. Оказывает первую помощь "пострадавшим". Коридор траверса обозначен буйками. Возвращение обратным маршрутом;
- "Сердечно-легочная реанимация":
Экипаж (4 человека), обнаружив на целевом берегу "пострадавшего" (манекен) оказывает ему первую помощь - сердечно-легочная реанимация на тренажере "Гоша". "Пострадавший" на вакуумных носилках доставляется на исходный берег;
- "Иммобилизация нижней конечности":
Экипаж (4 человека), обнаружив на целевом берегу "пострадавшего" (манекен) оказывает ему первую помощь - иммобилизация нижней конечности. Шины судейские. Перевязочные материалы - из командной аптечки. "Пострадавший" на ковшовых носилках доставляется на исходный берег;
- "Применение спасательного "конца Александрова":
Участники поочередно (6 человек) производят бросание спасательного "конца Александрова" в зону условного "утопающего" с трех попыток. Спасательный конец на берегу фиксируется;
- "Метание спасательного круга в зону "утопающего":
Участники поочередно (6 человек) метают спасательный круг в зону условного "утопающего", у каждого три попытки. Фал спасательного круга на берегу фиксируется;
- "оказание первой помощи при утоплении":
Убедиться в отсутствии сознания (проверка реакции "пострадавшего" на окрик, потрясти "пострадавшего" ("манекен") за плечи и спросить: "ты меня видишь", или "с тобой все в порядке"), затем, наклонившись ухом ко рту "пострадавшего" (манекену) убедиться в отсутствии дыхания (членораздельно сосчитать вслух до десяти), освободить от снаряжения и выполнить три цикла, состоящих из 30-ти компрессий и трех вдохов. При эффективности проводимого действия, что фиксируется судьей на этапе, перейти к транспортировке "пострадавшего";
- "Снятие "пострадавшего" с "льдины":
В 10 - 12 метрах от берега находятся "льдины", на одной из которых которой лежит "пострадавший" (манекен). Работают два участника: первый - в обвязке и спасжилете, при помощи подручного материала, перебирается на "льдину" ползком, обвязывает "пострадавшего", надевает на него спасательный жилет, доставляет его на берег. Второй участник страхует первого в ходе выполнения задания;
- "Спасение "утопающего" вплавь":
В 15 - 20 метрах от берега в воде находится "утопающий" (манекен). Один из участников команды подплывает к "утопающему", транспортирует его к берегу вплавь, выносит его в обозначенную зону. Второй участник страхует первого;
- "Эвакуация "пострадавшего" из затопленного автомобиля":
В десяти метрах от берега, на глубине до двух метров находится затопленный автомобиль, в нем заблокирован водитель (манекен). Участник команды, обвязанный страховочным фалом, подплывает к автомобилю, открывает дверь, извлекает "пострадавшего" и транспортирует его на берег в обозначенную зону. Второй участник страхует спасателя и помогает транспортировать "пострадавшего".
3.5. Постановка Дистанции "Кросс-эстафета 6 чел. по 3 км", "Кросс-эстафета 6 чел. по 1 км"
Помимо своего основного предназначения - выявления уровня индивидуальной и командной общефизической подготовки, кросс является зрелищной и массовой дистанцией. Он обычно проводится в день открытия соревнований. Длина Дистанции для соревнований по "многоборью спасателей МЧС России" - 3 км, для соревнований по "многоборью спасателей" - 1 км, измеряется рулеткой с погрешностью не более +/- 0,5 м на всю Дистанцию.
Трасса кросса должна проходить по пересеченной местности, перепад вертикальных уровней - до 60 м, возможны крутые повороты радиусом не менее 2 м. Коридоры на старте и на финише, места пересечения трассы кросса с дорогами и тропами, крутые повороты и другие сложные элементы Дистанции размечаются флажками или цветной оградительной лентой. Такая разметка Дистанции помимо эстетической и организационной несет информационную нагрузку с указанием на важность отдельных ее участков. Всего на Дистанции, с учетом ее сложности и местных условий должны находиться от 10 до 20 судей-контролеров, которые учитывают факт прохождения Дистанции участниками и отмечают возможные нарушения, следят за безопасностью прохождения дистанции участниками.
Дистанция должна быть оформлена ярко и красочно. Щит со схемой дистанции необходимо установить на старте. Перед началом соревнований или накануне заместитель главного судьи на дистанции вместе с капитанами всех команд проходит или проезжает на автомобиле всю трассу кросса.
Для места старта выбирается просторный участок (примерно 15 x 25 м), который делится на три зоны: зона подготовки команд к старту, зона предстартовой проверки и собственно стартовая зона. Ширина стартовой зоны постепенно сужается и выходит на ширину 4 - 5 м, которая сохраняется по всей трассе.
Сбоку стартовой зоны необходимо поставить столы, стулья для судей. Независимо от погоды, перед началом соревнований в стартовой зоне надо поставить просторную палатку или натянуть тент.
Вблизи от финиша должны находиться врач и машина скорой помощи, термоса с чаем, достаточное количество воды питьевой.
Желательно иметь оборудование, позволяющее вести электронный контроль прохождения спортсменами дистанции и ее финиш.
3.6. Постановка Дистанции "КСУ"
Соревнования на Дистанции КСУ проводятся на двух этапах.
Этап N 1 - "Комплексное силовое упражнение на перекладине" (КСУ - П). Для проведения соревнования на этом этапе используют стандартный гимнастический турник. Под турником должны лежать гимнастические маты. При установке турника вне помещения над ним и над местом расположения судей должен быть установлен тент от дождя. Наличие "магнезии" для спортсменов обязательно.
Этап N 2 - "КСУ К" ("Контест - 50 м").
Сутью соревнований на этом этапе является скоростной подъем по вертикально висящей веревке ("статика" D = 10 мм) на высоту 50 м. Точнее - имитация прохождения вертикали. Подъем идет по движущейся веревке. Для подъема по веревке необходимы два зажима - "Кроль" и "Жумар" (допускается и "Пантин"). Веревка должна быть длиной не менее 70 м. Ее размечают путем нанесения меток через каждые 5 м от начала веревки. Метки должны быть устойчивы к стиранию и по цвету контрастировать с цветом веревки.
Верхний блок закрепляется на жесткой опоре на высоте 4 - 6 м над стартовой площадкой.
В качестве тормозящего устройства для выдачи веревки используют спусковое устройство, не крутящее веревку (обычно решетку Rack).
Наличие врача, медицинской укладки и жестких медицинских носилок у площадок обязательно. Страховка выполняющих упражнения организуется силами команды.
Все площадки и места расположения судей на Дистанциях (бригада из 3 - 5 человек, стол, два - три стула) огораживаются цветной ограничительной лентой, перед ограждением устанавливается щит с наименованием дистанции.
3.7. Оборудование старта и финиша
Красиво и четко оборудованные старт и финиш (транспаранты, флаги, красивая разметка) не дань парадности, а необходимость. Они задают хороший тон участникам, производят благоприятное впечатление на всех присутствующих.
Для места старта выбирается просторный участок, который делится на три зоны: зона подготовки команд к старту, зона предстартовой проверки и собственно стартовая зона.
В стартовой зоне размещаются столы, стулья для судей. Независимо от погоды перед началом соревнований в стартовой зоне устанавливается палатка или натягивается тент.
Если старт и финиш совмещены, то ширина участка увеличивается. Место старта-финиша четко обозначается цветной лентой. В зоне старта (финиша) кроме бригады судей старта (финиша), секретариата Дистанции и стартующих участников могут находиться главный судья, главный секретарь, заместитель главного судьи по Дистанции соревнований, начальник Дистанции и его помощники. Другим судьям вход в эту зону возможен только с разрешения главного судьи или его заместителя по Дистанции.
Машина скорой помощи (или заменяющее ее приспособленное транспортное средство) с бригадой врачей чаще всего располагаются в непосредственной близости от финиша.
Судьи старта (финиша) должны иметь в своем распоряжении радиосвязь с этапами.
Все этапы (упражнения) Дистанции должны иметь четкие видимые границы, обозначенные цветной ограничительной лентой или "волчатником".
В начале этапа устанавливается табличка с его названием.
После окончания постановки каждой Дистанции и ее оформления, она предъявляется комиссии для проверки готовности. В состав комиссии входят: заместитель главного судьи по безопасности, судья-инспектор, начальник Дистанции, специалисты-постановщики, старшие судьи этапов, секретарь Дистанции. По результатам работы комиссии оформляется Акт приема Дистанции и готовности ее к проведению соревнований.