МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2017 г. N ПН-05-10/3835
В целях развития международного сотрудничества Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта Министерство спорта Российской Федерации направляет для использования в работе настоящие методические рекомендации.
Указанные методические рекомендации могут являться методической основой для разработки локальных нормативных правовых актов физкультурно-спортивных организаций, а также могут быть использованы в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями и специалистами физкультурно-спортивных организаций.
П.В.НОВИКОВ
Приложение
Утверждаю
заместитель Министра спорта
Российской Федерации
П.В.НОВИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В развитие положений "Основных направлений политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества", утвержденных Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г., настоящим определяются рекомендуемые цели и основные направления по развитию международного сотрудничества Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. При наличии общего вектора развития с иными направлениями политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества спектр общественных отношений по международному сотрудничеству в сфере физической культуры и спорта чрезвычайно обширен.
Методические рекомендации могут быть использованы в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями и специалистами физкультурно-спортивных организаций.
Методические рекомендации могут являться методической основой для разработки локальных нормативных правовых актов физкультурно-спортивных организаций.
I. Цели политики международного сотрудничества России в сфере физической культуры и спорта
1.1. Текущее состояние развития международного сотрудничества в Российской Федерации
В настоящее время Российская Федерация представляет собой страну с развитой спортивной инфраструктурой, богатым опытом спортивной подготовки, а также талантливыми спортсменами, что выражается в успехах, которые они достигают, участвуя в международных спортивных соревнованиях. Российская Федерация достойно провела ряд наиболее престижных международных спортивных соревнований, среди которых XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в городе Казани, а также XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в городе Сочи. Также Российская Федерация осуществляет подготовку к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018, который пройдет в 11 городах Российской Федерации. Названные мероприятия свидетельствуют о существенном вкладе России в развитие спорта как внутри страны, так и на международной арене. Сам факт проведения международных соревнований на территории Российской Федерации является одним из наиболее наглядных показателей проделанной за последнее время работы по налаживанию отношений по международному сотрудничеству в сфере физической культуры и спорта. Однако достижения, достигнутые на данном этапе, должны способствовать дальнейшему развитию статуса России как спортивной державы международного уровня. Развитие данного статуса должно происходить таким образом, чтобы международное сообщество чувствовало важность участия Российской Федерации в решении ключевых задач современного международного спорта. Необходимость такого участия должна происходить не только из-за финансовых возможностей России по поддержке развития международного спорта.
1.2. Основные цели развития международного сотрудничества
Развитие международных отношений Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта является неотъемлемой частью политики России на международной арене. Взаимовыгодное международное сотрудничество в сфере физической культуры и спорта имеет важное значение не только для достижения основополагающих целей и повышения эффективности внешней политики России, оно также имеет и внутригосударственное значение. Развитие взаимодействия с международными спортивными федерациями позволит проводить более эффективные меры для улучшения качества проведения спортивных мероприятий, повысить уровень спортсменов, улучшить методики спортивной подготовки, а также будет способствовать предотвращению совершения нарушений в спорте, в том числе связанных с употреблением допинга. Также результат последовательного развития международных отношений в сфере физической культуры и спорта состоит в том, что проведение международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации способствует строительству новых и улучшению имеющихся спортивных объектов, развитию инфраструктуры места проведения соревнований, что впоследствии формирует первоклассную базу для подготовки следующих поколений спортсменов.
Развитие международных отношений в сфере физической культуры и спорта следует направить как на продолжение активного участия России в проведении международных спортивных соревнований в качестве организатора, а также на формирование устойчивых связей с международными спортивными организациями, наращивание сотрудничества с ними. Наращивание сотрудничества с международными спортивными организациями позволит совершенствовать имидж российского спорта, а также будет способствовать недопущению его умаления. В настоящее время российский спорт, благодаря достижениям спортсменов, высокому уровню проведения международных спортивных мероприятий заслуживает положительной оценки. Известны случаи, когда внешнеполитическая позиция Российской Федерации является для отдельных участников международных отношений в сфере физической культуры и спорта поводом для призывов к ограничению участия России в тех или иных соревнованиях или недопущению проведения каких-либо соревнований на территории Российской Федерации. Данные призывы не оказывают ожидаемого влияния, однако формируют негативное отношение к российским спортсменам, что в дальнейшем может сказаться на результативности их выступлений, по причинам, которые, по своей природе, не связаны с их спортивной деятельностью. В связи с этим особую важность приобретает упрочнение позиций России в международном спортивном сообществе, что позволило бы пресекать возникновение подобного информационного фона.
Развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта приведет к увеличению присутствия России на международной "спортивной" арене, что позволит наилучшим образом охранять интересы Российской Федерации, а также будет способствовать продвижению российских инициатив и предложений по стратегическим направлениям развития спорта международной направленности.
Направления спортивной деятельности международных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, весьма обширны. Это и организация и проведение соревнований, и защита интересов спортсменов и иных субъектов сферы физической культуры и спорта, и обеспечение безопасности и равенства возможностей субъектов сферы физической культуры и спорта при осуществлении своей деятельности. Россия, развивая взаимоотношения с международными спортивными организациями, сможет добиться больших результатов в совершенствовании решения широкого спектра задач, стоящих перед российской сферой физической культуры и спорта. Изучение наиболее перспективных практик международных организаций будет способствовать не только их адаптации и применению к российским реалиям, но также станет толчком к формированию новых и более эффективных подходов к разрешению актуальных вопросов сферы физической культуры и спорта. Большое значение имеет и общий уровень информированности российского спортивного сообщества о состоянии и изменениях спортивной и политической конъюнктуры, а также практик не только методического характера, но и организационных основ деятельности и поведения спортсменов, тренеров и иных субъектов спорта на международном уровне.
1.3. Значимость определенных субъектов и мероприятий в сфере физической культуры и спорта в развитии международного сотрудничества
Особую роль в развитии международного сотрудничества в сфере спорта и физической культуры играют общероссийские спортивные федерации. Они способны в наиболее тесном контакте взаимодействовать с международными спортивными организациями, а также в значительной степени соответствуют их организационной форме, что позволяет развивать не только конструктивное взаимодействие в долгосрочной перспективе, но и оперативное решение текущих задач. Развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта будет способствовать корреспондирующему развитию общероссийских спортивных федераций, что позволит им совершенствовать деятельность по соответствующему виду или видам спорта, в том числе их пропаганде, а также проведении спортивных мероприятий.
Пропаганда спорта, равно как и деятельность, направленная на развитие массовости спорта, имеет существенное значение для профилактики таких общественно опасных явлений, как терроризм, экстремизм, в том числе в самом спорте, и наркомания. Развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта будет способствовать выработке общей политики международного сообщества, направленной на устранение данных угроз современному мировому правопорядку.
Международное спортивное сотрудничество призвано способствовать реализации государственной политики Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. Оно должно быть направлено на формирование устойчивых связей с международными спортивными организациями, усилению позиций России в международном сообществе, развитию физической культуры и спорта как внутри государства, так и всемерно способствовать реализации перспективных международных инициатив.
II. Задачи развития международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта
2.1. Основополагающие направления развития международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта
Основой для развития международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта должна стать деятельность по двум направлениям: внутреннему и внешнему. Каждое направление представляет собой задачи, решение которых будет способствовать достижению поставленных целей.
2.2. Комплекс задач по внутреннему направлению развития международного сотрудничества
Комплекс задач по внутреннему направлению развития международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта состоит в:
- формировании информационного поля, позволяющего отслеживать изменения в регламентных актах международных спортивных организаций организационного и функционального характера, особенности проведения международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, подходы, которыми руководствуются зарубежные партнеры в решении важнейших спортивных вопросов, например в части антидопинговой политики, организации спортивных соревнований международного уровня, способах реагирования на изменения спортивной конъюнктуры;
- взаимодействии общероссийских спортивных федераций по вопросам наращивания участия в работе соответствующих международных спортивных федераций и организаций, включая увеличение количества российских представителей в руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органах этих организаций;
- взаимодействии общероссийских спортивных федераций с органом исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта по вопросам наращивания участия в работе вышестоящих международных спортивных федераций и организаций;
совершенствовании законодательства, с целью формирования благоприятных условий для работы представительств, филиалов международных спортивных организаций;
2.2.1. Формирование информационного поля, позволяющего отслеживать изменения в регламентных актах международных спортивных организаций организационного и функционального характера, особенности проведения международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, подходы, которыми руководствуются зарубежные партнеры в решении важнейших спортивных вопросов, например в части антидопинговой политики, организации спортивных соревнований международного уровня, способах реагирования на изменения спортивной конъюнктуры
Формирование информационного поля, позволяющего отслеживать изменения в регламентных актах международных спортивных организаций функционального и организационного характера, необходимо для определения наиболее актуальных сведений о характере и приоритетах в деятельности указанных организаций, о принципах, из которых исходят зарубежные партнеры в решении важнейших вопросов в области спорта, таких как антидопинговая политика, проведение международных спортивных соревнований. Выявление таких сведений позволит более конструктивно подходить к вопросам, стоящим на повестке дня международных спортивных организаций, что приведет к эффективному участию российских представителей в решении данных вопросов, а также позволит заблаговременно учитывать позитивные и негативные факторы, которые возникают в международном спортивном сообществе. Выполнение данной задачи осуществляется путем аккумулирования информации, сведений, адаптированных версий значимых актов на русском языке о положениях (регламентах) международной спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, устанавливающие порядок формирования руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органов и их структуру, а также с помощью непосредственного диалога между международным спортивным сообществом, общероссийскими спортивными федерациями и соответствующими органами исполнительной власти, определяющими политики в области спорта. Собранная информация подлежит размещению на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих общероссийских спортивных федераций, в том числе переведенных на русский язык положениях (регламентах) международной спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, устанавливающие порядок формирования руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органов и их структуру. Аккумулирование информации об особенностях проведения международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, характере регламентирующих договорных обязательств, условиях получения как права на проведения соревнований, так и прекращения такого права позволит предупредить односторонний факт отмены запланированных международных соревнований на территории Российской Федерации и связанные с ним убытки.
Сведения, полученные благодаря нахождению российских представителей в непосредственном взаимодействии с международными спортивными федерациями и не наносящие вред соответствующим федерациям, предлагается обсуждать на регулярных совещаниях между органами исполнительной власти, определяющими политику в сфере физической культуры и спорта, и общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.
По итогам обсуждения предложения, имеющие международное значение, направляются в соответствующие международные спортивные федерации и организации и (или) органам государственной власти для принятия соответствующих мер.
2.2.2. Взаимодействие общероссийских спортивных федераций по вопросам наращивания участия в работе соответствующих международных спортивных федераций и организаций, включая увеличение количества российских представителей в руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органах этих организаций
Следует наращивать участие общероссийских спортивных федераций в работе соответствующих международных спортивных организаций. Следует активно привлекать общероссийские спортивные федерации к построению отношений по международному сотрудничеству, так как они являются непосредственными представителями российского спорта. Сотрудничество должно происходить как на уровне между организациями, так и на уровне конкретных представителей. Важным элементом построения такого сотрудничества должно стать продвижение российских представителей как в руководящие, контрольно-ревизионные, так и в исполнительные органы международных спортивных организаций.
2.2.3. Взаимодействие общероссийских спортивных федераций с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта по вопросам наращивания участия в работе вышестоящих международных спортивных федераций и организаций
В целях надлежащего обеспечения интересов Российской Федерации в международных спортивных организациях необходимо обеспечить высокую степень информированности органа исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта относительно того, какие меры предпринимаются соответствующей общероссийской спортивной федерацией для выполнения задачи по наращиванию участия в работе вышестоящих международных спортивных федераций и организаций.
2.2.4. Совершенствование законодательства, с целью формирования благоприятных условий для работы представительств, филиалов международных спортивных организаций
Россия должна стать одной из важнейших площадок для деятельности международных спортивных организаций. Необходимо расширить законодательство, регламентирующее международное сотрудничество в сфере физической культуры и спорта для создания благоприятных условий для организации работы представительств, филиалов и иных структурных подразделений международных спортивных организаций. Государство в пределах своей компетенции должно стремиться обеспечить дружественные условия для осуществления деятельности международных спортивных организаций, включая информационную поддержку, допустимую помощь в рекламе на безвозмездной основе, предоставление приемлемых условий для организации на территории Российской Федерации не только региональных представительств, но и центральных подразделений международных спортивных организаций. Закрепление позитивных мер такого характера в законодательстве предоставит гарантию долгосрочности их существования, в чем международные спортивные организации заинтересованы.
Последовательное выполнение поставленного комплекса задач внутреннего направления приведет к созданию прочного фундамента для развития статуса России как международной спортивной державы.
2.3. Комплекс задач по внешнему направлению развития международного сотрудничества
Комплексной задачей внешней направленности является развитие взаимодействия с международными спортивными организациями путем наращивания потенциала соглашений о сотрудничестве, поиске новых способов взаимовыгодного сотрудничества. Сотрудничество должно строиться на взаимном уважении и учете интересов сторон, а также на выполнении конкретных мер по взаимодействию в следующих областях:
- сотрудничество в сфере противодействия применению допинга в спорте;
- сотрудничество в сфере спортивной подготовки, заключающееся в информационном обмене;
- сотрудничество в сфере противодействия коррупции и иной преступности в спорте;
- сотрудничество в сфере финансового Фэйр Плэй;
- сотрудничество в сфере превенции хулиганства и других противоправных действий спортивных болельщиков;
- сотрудничество в сфере медицинского обеспечения и охраны здоровья спортсменов;
- сотрудничество в сфере спорта для лиц с ограниченными возможностями.
III. Мониторинг данных о руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органах международной спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, а также по организации и проведению международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации
3.1. Общие положения о порядке мониторинга данных
Рекомендуется общероссийским спортивным федерациям вести мониторинг данных о руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органах международной спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, а также по организации и проведению международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации.
Общероссийская спортивная федерация осуществляет ведение мониторинга данных с применением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Целью ведения общероссийской спортивной федерацией мониторинга данных является анализ порядка организации и состава руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органов международных спортивных федераций по соответствующему виду или видам спорта для планирования возможного увеличения присутствия в данных органах представителей Российской Федерации, а также учета особенностей проведения международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, характере регламентирующих договорных обязательств, условиях получения как права на проведение соревнований, так и прекращения такого права.
В мониторинг включаются данные об организации руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органов международной спортивной федерации, указываются данные о российских представителях в данных органах, а также данные о планируемом увеличении количества российских представителей.
Мониторинг данных осуществляется в отношении планируемых международных соревнований на территории Российской Федерации, об особенностях проведения международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, характере регламентирующих договорных обязательств, условиях получения права на проведения соревнований и прекращения такого права.
3.2. Мониторинг данных по органам международной спортивной федерации состоит из трех разделов, которые содержат сведения о руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органах соответственно. Каждый раздел состоит из трех частей:
1) "Общие сведения об органе";
2) "Сведения о составе органа";
3) "Краткий комментарий о деятельности общероссийской спортивной федерации, направленной на увеличение представительства России в данном органе (представить планируемые мероприятия для увеличения количества представителей)".
Мониторинг данных содержит следующие сведения:
Раздел "Сведения о руководящих органах"
Часть 1 "Общие сведения об органе"
1) Наименование руководящего органа;
2) Место в системе руководящих органов организации;
3) Задачи и компетенция руководящего органа;
4) Сроки проведения выборов в руководящий орган;
5) Порядок и сроки сменяемости членов руководящего органа;
6) Порядок направления кандидатов в руководящий орган;
7) Требования, предъявляемые к направляемым в руководящий орган кандидатам;
Часть 2 "Сведения о составе органа"
1) Количественный состав руководящего органа;
2) Ограничения по количеству представителей от страны;
3) Количество российских представителей, а также их процентальное соотношение к общему количеству членов руководящего органа;
4) Процентальное соотношение количества представителей других стран по отношению к общему количеству членов руководящего органа;
Часть 3 "Краткий комментарий о деятельности общероссийской спортивной федерации, направленной на увеличение представительства России в данном органе"
Краткая справка о работе, проведенной для увеличения количества представителей общероссийской спортивной федерации в составе руководящих органов международной спортивной федерации.
Мониторинг данных о контрольно-ревизионных органах содержит следующие сведения:
Раздел "Сведения о контрольно-ревизионных органах"
Часть 1 "Общие сведения об органе"
1) Наименование контрольно-ревизионного органа;
2) Место в системе контрольно-ревизионных органов организации;
3) Компетенция контрольно-ревизионного органа;
4) Сроки проведения выборов в контрольно-ревизионный орган;
5) Порядок и сроки сменяемости членов контрольно-ревизионного органа;
6) Порядок направления кандидатов в контрольно-ревизионный орган;
7) Требования, предъявляемые к направляемым в контрольно-ревизионный орган кандидатам;
Часть 2 "Сведения о составе органа"
1) Количественный состав контрольно-ревизионного органа;
2) Ограничения по количеству представителей от страны;
3) Количество российских представителей, а также их процентальное соотношение к общему количеству членов контрольно-ревизионного органа;
4) Процентальное соотношение количества представителей других стран по отношению к общему количеству членов контрольно-ревизионного органа;
Часть 3 "Краткий комментарий о деятельности общероссийской спортивной федерации, направленной на увеличение представительства России в данном органе"
Краткая справка о работе, проведенной для увеличения количества представителей общероссийской спортивной федерации в составе контрольно-ревизионных органов международной спортивной федерации.
Мониторинг данных об исполнительных органах содержит следующие сведения:
Раздел "Сведения об исполнительных органах"
Часть 1 "Общие сведения об органе"
1) Наименование исполнительного органа;
2) Место в системе исполнительного органов организации;
3) Функции исполнительного органа;
4) Сроки проведения выборов в исполнительный орган;
5) Порядок и сроки сменяемости членов исполнительного органа;
6) Порядок направления кандидатов в исполнительный орган;
7) Требования, предъявляемые к направляемым в исполнительный орган кандидатам;
Часть 2 "Сведения о составе органа"
1) Количественный состав исполнительного органа;
2) Ограничения по количеству представителей от страны;
3) Количество российских представителей, а также их процентальное соотношение к общему количеству членов исполнительного органа;
4) Процентальное соотношение количества представителей других стран по отношению к общему количеству членов исполнительного органа;
Часть 3 "Краткий комментарий о деятельности общероссийской спортивной федерации, направленной на увеличение представительства России в данном органе"
Краткая справка о работе, проведенной для увеличения количества представителей общероссийской спортивной федерации в составе исполнительных органов международной спортивной федерации.
Данные об органах заполняются отдельно по каждому органу. При наличии нескольких руководящих, контрольно-ревизионных, исполнительных органов сведения указываются по каждому из них в отдельных формах.
Данные, указываемые в части "Краткий комментарий о деятельности общероссийской спортивной федерации, направленной на увеличение представительства России в данном органе" заполняются в свободной форме, с обязательным предоставлением сведений об имеющихся российских представителях (фамилия, имя, отчество, квалификация), а также о направляемых кандидатах (фамилия, имя, отчество, квалификация), в случае наличия таковых.
3.3. Мониторинг данных по международным спортивным соревнованиям, проводимых на территории Российской Федерации, состоит из трех разделов, которые содержат сведения о регламентирующих договорных обязательствах, условиях получения права на проведения соревнований и прекращения такого права, территории и сроках проведения соревнований. Каждый раздел состоит из трех частей:
1) "Общие сведения о международных спортивных соревнованиях";
2) "Сведения о регламентирующих договорных обязательствах";
3) "Краткий комментарий об условиях получения права на проведения соревнований и прекращения такого права".
3.4. Порядок ведения мониторинга данных
Данные, предусмотренные в настоящих рекомендациях, рекомендуется вносить в мониторинг данных и направлять в Министерство спорта Российской Федерации ежеквартально. Общероссийская спортивная федерация самостоятельно определяет форму предоставления сведений. Общероссийской спортивной федерацией может быть предоставлен доступ к мониторингу данных или может предоставляться выписка из мониторинга данных.
Общероссийская спортивная федерация может размещать на своем официальном сайте в открытом доступе полностью или частично данные, предусмотренные в настоящих методических рекомендациях, за исключением данных о российских представителях и направляемых кандидатах.
Данные, размещаемые на сайте общероссийской спортивной федерации, определяются решением руководящих органов федерации или ее локальными нормативными актами.
Общероссийским спортивным федерациям рекомендуется информировать Министерство спорта Российской Федерации ежеквартально о планах по увеличению представителей Российской Федерации в участии в руководящих органах международных спортивных организаций и федераций, а также о планируемых международных спортивных соревнованиях, проводимых на территории Российской Федерации.