Утверждаю
Заместитель Министра спорта
Российской Федерации
О.Х.БАЙСУЛТАНОВ
17 марта 2023 г.
Заместитель Министра науки
и высшего образования
Российской Федерации
О.В.ПЕТРОВА
17 марта 2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КОЛЛЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ СПОРТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СТУДЕНТАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1. Основания для разработки методических рекомендаций
Методические рекомендации по коллективному использованию объектов спорта в образовательных организациях высшего образования и физкультурно-спортивных организациях для занятий физической культурой и спортом студентами, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 26 Плана реализации Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года, утвержденной совместным приказом Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России от 09.03.2021 г. N 141/167/90 и пунктом 25 Комплекса мер, направленных на создание и поддержку деятельности студенческих спортивных клубов, а также обеспечение их участия в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых студенческими спортивными лигами, утвержденного совместным приказом Минспорта России, Минпросвещения России, Минобрнауки России от 29.12.2021 г. N 1071/1031/1708.
Методические рекомендации адресованы образовательным организациям высшего образования и физкультурно-спортивным организациям и определяют механизмы коллективного использования объектов спорта, находящихся в собственности, на праве оперативного управления или хозяйственном ведении таких организаций, для занятий физической культурой и спортом студентами.
2. Нормативно-правовые основы коллективного использования
объектов спорта
1. Нормативно-правовую основу, определяющую цели и задачи коллективного использования объектов спорта, составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Приказ Минспорта России от 21.11.2017 г. N 1007 "Об утверждении Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Приказ Минспорта России, Минобрнауки России и Минпросвещения России от 09.03.2021 г. N 141/167/90 "Об утверждении Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года";
- Приказ Минобрнауки России от 01.02.2022 г. N 92 "Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера руководителям таких учреждений";
- Приказ Минобрнауки России от 23.03.2020 г. N 462 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами".
2. Нормативно-правовую основу проведения мониторинга состояния и эффективности эксплуатации объектов спорта в целях определения целесообразности коллективного использования объектов спорта составляют:
- Приказ Росстата от 27.03.2019 г. N 172 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта;
- Приказ Минспорта России от 21.03.2018 г. N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта";
- Приказ Минспорта России от 25.02.2016 г. N 172 "Об утверждении классификаторов объектов спорта";
- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 г. N 904/пр "Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.05.2022 г. N 389/пр "Об утверждении СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения".
3. Нормативно-правовую основу заключения договоров в целях коллективного использования объектов спорта составляют:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 г. N 432 "О проведении оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей";
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды";
- Приказ Минфина России от 05.10.2021 г. N 146н "Об утверждении Типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации";
- Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
- Приказ Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";
- Приказ Федерального агентства по образованию от 23.04.2007 г. N 724 "О страховании федерального имущества, переданного в аренду";
- Приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ";
- Письмо Росимущества от 07.09.2015 г. N ОД-14/37010 "О заключении договоров аренды федерального имущества" (далее - Письмо Росимущества о заключении договоров аренды);
- Письмо Росимущества от 18.02.2016 г. N ОД-14/6246 "О договорах аренды федерального недвижимого имущества";
4. Нормативно-правовую основу соблюдения требований безопасности объектов спорта составляют:
- Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 г. N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта";
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 г. N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности 19 хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ МЧС России от 19.03.2020 г. N 194 "Об утверждении СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
3. Общие положения о коллективном использовании
объектов спорта
Под коллективным (совместным) использованием объектов спорта в рамках настоящих методических рекомендаций понимается осуществление взаимодействия образовательных организаций высшего образования с иными образовательными организациями высшего образования или физкультурно-спортивными организациями в целях обеспечения доступа для занятий физической культурой и спортом обучающимися по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, основным образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки (далее - обучающимися) на объектах спорта таких организаций.
3.1. Цели и задачи коллективного использования
объектов спорта
Межотраслевой программой развития студенческого спорта предусматриваются следующие показатели (индикаторы):
- доля студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования;
- доля студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом на объектах спорта образовательных организаций, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- количество студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом.
Приказом Минобрнауки России от 01.02.2022 г. N 92 "Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера руководителям таких учреждений", предусматривается показатель "доля обучающихся учреждения, систематически занимающихся физической культурой и спортом", оценочное значение которого составляет 85% студентов.
При этом, согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре и спорте), образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Исходя из этого, вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом в образовательных организациях может осуществляться в различных формах.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о физической культуре и спорте, организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя в том числе:
- проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;
- создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физическому развитию и физической подготовке обучающихся;
- содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.
В соответствии с пунктом 2, пунктом 16 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), в компетенции образовательной организации входят в том числе:
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
- создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Исходя из подпункта "и" пункта 1 части 2 статьи 29 Закона об образовании, наличие объектов спорта относится к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности. Также согласно части 1 статьи 102 Закона об образовании, образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности. Соответственно, имущество, необходимое для образовательной деятельности, включает в том числе объекты спорта образовательных организаций.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона о физической культуре и спорте, объекты спорта - это объекты недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона о физической культуре и спорте, спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, предназначенный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.
В соответствии с Концепцией развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной приказом Минспорта России от 21.11.2017 г. N 1007, одним из показателей для оценки эффективности реализации Концепции является увеличение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обеспеченных собственной (коллективной) материально-технической физкультурной, спортивной и оздоровительной инфраструктурой, в общем количестве аккредитованных государственных образовательных организаций высшего образования.
Согласно пункту 6 Порядка осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 23.03.2020 г. N 462, в целях реализации основных задач деятельности студенческий спортивный клуб, созданный в качестве структурного подразделения, осуществляет эффективное использование объектов спорта.
В целях вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, а также повышения эффективности использования объектов спорта, находящихся в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении образовательных организаций, может быть использован механизм коллективного использования объектов спорта, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.
Учитывая вышеизложенное, коллективное использование объектов спорта образовательными организациями рекомендуется осуществлять для реализации следующих задач:
- проведение учебных занятий с обучающимися в рамках реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее - обучающихся с ОВЗ и инвалидов), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования;
- организация секционной работы с обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами, в рамках внеучебной физкультурной и спортивной работы в соответствии с рабочими программами воспитания;
- организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися в рамках внеучебной физкультурной и спортивной работы в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы.
3.2. Механизм коллективного использования объектов спорта
Участниками коллективного использования объектов спорта являются образовательные организации и физкультурно-спортивные организации.
В рамках коллективного использования объектов спорта образовательная организация может осуществлять взаимодействие с иной образовательной организацией и (или) физкультурно-спортивной организацией, которая имеет возможность предоставлять объекты спорта в коллективное использование, для организации занятий физической культурой и спортом обучающимися.
Рис. 1. Механизм коллективного использования
объектов спорта
При организации взаимодействия образовательной организации с иной образовательной организацией в рамках коллективного использования объектов спорта, возможно также предоставление объектов спорта в двустороннем порядке. В данном случае условия коллективного использования объектов спорта определяются исходя из потребностей организаций в объектах спорта для организации занятий отдельными видами спорта.
Координация деятельности по коллективному использованию объектов спорта может осуществляться учебными подразделениями физической культуры и спорта в образовательных организациях или студенческими спортивными клубами, созданными в качестве структурных подразделений образовательных организаций.
В случае необходимости, образовательной организацией разрабатываются и вносятся соответствующие изменения в положение о подразделении, структуру подразделения и (или) должностные инструкции работников учебных подразделений физической культуры и спорта или студенческих спортивных клубов, а также иные локальные нормативные акты.
4. Определение целесообразности реализации механизма
коллективного использовании объектов спорта
При коллективном использовании объектов спорта образовательным организациям рекомендуется проводить мониторинг состояния и эффективности эксплуатации объектов спорта (далее - мониторинг). Мониторинг проводится в целях выявления целесообразности реализации механизма коллективного использования объектов спорта для занятий физической культурой и спортом обучающимися.
В ходе проведения мониторинга рекомендуется учитывать следующие данные об объектах спорта:
- общие сведения об объекте спорта (тип и подтип объекта спорта, форма владения объектом спорта, развиваемые на объекте спорта виды спорта, соответствие объекта спорта требованиям к занятиям физической культурой и спортом обучающимися с ОВЗ и инвалидами);
- технические характеристики объекта спорта (общая и "полезная" площадь объекта спорта, единовременная пропускная способность объекта спорта, мощность объекта спорта, потребность в капитальном ремонте);
- эффективность эксплуатации объекта спорта (фактическая и годовая загруженность объекта спорта, коэффициент загруженности объекта спорта).
4.1. Общие сведения об объекте спорта
Тип и подтип объекта спорта рекомендуется определять исходя из его функционального назначения согласно пункту 2 Приказа Минспорта России от 25.02.2016 г. N 172 "Об утверждении классификаторов объектов спорта" (далее - Классификатор объектов спорта).
Классификатором объектов спорта устанавливаются следующие типы объектов спорта: автодром, арена, арена ледовая, бассейн, велотрек, дистанция спортивная, зал спортивный, канал гребной, канал для гребного слалома, комплекс биатлонно-лыжный, комплекс горнолыжный, комплекс конноспортивный, комплекс лыжный, комплекс трамплинов для прыжков на лыжах, манеж легкоатлетический, многофункциональный спортивный комплекс (физкультурно-оздоровительный комплекс), овал конькобежный, парк для экстремальных видов спорта, площадка спортивная, поле спортивное, сноуборд парк - фристайл центр, стадион, стрельбище, тир стрелковый, трасса санно-бобслейная, трасса спортивная, центр боулинга, центр парусный, центр шахматно-шашечный. Также в соответствии с пунктом 1.2 Классификатора объектов спорта, устанавливаются подтипы объектов спорта по типам конструкции объекта спорта и типу покрытия пола (основания) объекта спорта.
Форма владения, пользования и распоряжения объектом спорта определяется на основании соответствующих подтверждающих документов. Статьями 209, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматриваются следующие формы владения, пользования и распоряжения объектом спорта: на праве собственности, на праве оперативного управления, на праве хозяйственного ведения.
Факт соответствия объекта требованиям к занятиям физической культурой и спортом обучающимися с ОВЗ и инвалидами определяется согласно Приказу Минстроя России от 30.12.2020 г. N 904/пр "Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Дополнительно рекомендуется определять перечень видов спорта, развиваемых на объекте спорта, в соответствии с проводимыми на объекте спорта занятиями видом (видами) спорта в рамках реализации учебных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, организации внеучебной физкультурной и спортивной работы с обучающимися, а также физкультурными и спортивными мероприятиями по виду (видам) спорта. На этапе определения технических характеристик объектов спорта количество видов спорта, по которым возможно проведение занятий на объекте спорта, будет использоваться при расчете единовременной пропускной способности объекта спорта.
4.2. Технические характеристики объекта спорта
Общая и полезная площадь объекта спорта рассчитывается в соответствии с Правилами подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и количества этажей общественного здания, установленными в Приложении А к Приказу Минстроя России от 19.05.2022 г. N 389/пр "Об утверждении СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения" (далее - Свод правил "Общественные здания и сооружения").
В соответствии с пунктом А.1. Свода правил "Общественные здания и сооружения", общая площадь общественного здания, сооружения определяется как сумма площадей всех этажей (включая технический, мансардный, цокольный, подвальный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
В соответствии с пунктом А.5. Свода правил "Общественные здания и сооружения", полезная площадь общественного здания определяется как сумма площадей всех размещаемых в нем помещений, а также балконов и антресолей в залах, фойе и т.п., за исключением лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц и пандусов, шахт, пространств для инженерных коммуникаций.
Единовременная пропускная способность (далее - ЕПС) объекта спорта рассчитывается в соответствии с Методикой расчета единовременной (нормативной) пропускной способности, устанавливаемой в соответствии с Приказом Росстата от 27.03.2019 г. N 172 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта" (далее соответственно - Методика, Форма федерального статистического наблюдения N 1-ФК).
За основу расчета ЕПС объекта спорта в Методике принимаются плановорасчетные показатели количества занимающихся физической культурой и спортом, устанавливаемые Приказом Минспорта России от 21.03.2018 г. N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта" (далее - Методические рекомендации о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта). В случае если ЕПС объекта спорта не указана в проектной документации на объект спорта, рекомендуется принимать ее равной планово-расчетному показателю количества занимающихся физической культурой и спортом, используемые при расчете единовременной пропускной способности объектов спорта по виду спорта, для которого создан объект спорта.
Также в соответствии с Методическими рекомендациями о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, в случае возможности проведения на объекте спорта занятий по нескольким видам спорта, ЕПС объекта спорта рекомендуется рассчитывать по формуле:
где:
а, б, ... - планово-расчетные показатели количества занимающихся по возможным на объекте спорта видам спорта;
к - количество видов спорта, по которым возможно проводить занятия на объекте спорта.
Планово-расчетные показатели количества занимающихся физической культурой и спортом, используемые при расчете ЕПС объекта спорта, устанавливаются Приложением к Методическим рекомендациям о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта. Планово-расчетные показатели определяют максимальное количество занимающихся, а также норму кв. м на одного занимающегося в зависимости от типа и характеристик объекта спорта.
4.3. Эффективность эксплуатации объекта спорта
Эффективность эксплуатации объекта спорта рекомендуется определять на основании расчета фактической годовой загруженности и мощности объекта спорта.
Фактическая годовая загруженность и мощность объекта спорта определяются в соответствии с Методикой расчета фактической загруженности и мощности спортивных сооружений, устанавливаемой Приложением N 2 к Форме федерального статистического наблюдения N 1-ФК (далее - Методика).
В соответствии с Методикой, фактическая годовая загруженность объекта спорта определяется по формуле:
где
ФЗ - фактическая годовая загруженность объекта спорта,
Р - среднее количество посещений объекта спорта в день,
Ч - средняя продолжительность одного занятия (посещения),
Д - количество дней в неделю, в течение которых на объекте спорта осуществляется проведение занятий по физической культуре и спорту, физкультурных и спортивных мероприятий,
Н - количество недель в году, в течение которых на объекте спорта осуществляется проведение занятий по физической культуре и спорту, физкультурных и спортивных мероприятий.
Годовая мощность объекта спорта рассчитывается по следующей формуле:
где
МС - годовая мощность спортивного сооружения,
ЕПС - единовременная (нормативная) пропускная способность объекта спорта;
РЧ - количество рабочих часов объекта спорта в сутки,
РД - количество рабочих дней объекта спорта в году.
В соответствии с Методикой, по итогам расчета фактической загруженности и годовой мощности объекта спорта, может быть рассчитан коэффициент фактической загруженности объекта спорта по следующей формуле:
где
КЗ - коэффициент загруженности спортивного сооружения,
ФЗ - фактическая годовая загруженность спортивного сооружения,
МС - годовая мощность спортивного сооружения.
Целесообразность использования механизма коллективного использования объектов спорта рекомендуется определять на основании значения коэффициента загруженности объектов спорта, характеризующего эффективность эксплуатации объекта спорта. В соответствии с формулой, чем выше соотношение фактической годовой загруженности объекта спорта и годовой мощности объекта спорта, тем эффективнее используется мощность объекта спорта образовательной организации.
В рамках мониторинга рекомендуется установить следующие категории значений эффективности эксплуатации объектов спорта:
- менее 50%;
- от 51 до 80%;
- более 81%.
В случае высокого значения коэффициента загруженности объекта спорта, образовательной организации рекомендуется рассмотреть возможность коллективного использования объектов спорта с иной образовательной организацией или физкультурно-спортивной организацией. В случае низкого значения коэффициента загруженности объектов спорта (менее 50%), образовательной организации рекомендуется рассмотреть возможность предоставлять объекты спорта иным образовательным организациям во время, свободное от занятий по физической культуре и спорту обучающимися.
5. Взаимодействие организаций в целях реализации механизма
коллективного использования объектов спорта
Реализацию механизма коллективного использования объектов спорта рекомендуется осуществлять на договорной основе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Также согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами. Исходя из этого, образовательные организации или физкультурно-спортивные организации при реализации механизма коллективного использования объектов спорта вправе использовать различные виды договоров, предусмотренные ГК РФ, и самостоятельно определять условия договоров.
Вместе с тем, образовательные организации или физкультурно-спортивные организации при реализации механизма коллективного использования объектов спорта могут руководствоваться представленными ниже рекомендациями по определению вида и условий договоров.
1. В качестве договорной основы, регламентирующей передачи в коллективное использование объектов спорта государственных образовательных организаций рекомендуется использовать договор аренды или безвозмездного пользования.
В случае передачи в пользование образовательной организации высшего образования объектов спорта физкультурно-спортивных организаций или частных образовательных организаций, помимо договоров аренды и безвозмездного пользования, также могут быть использованы:
- договор о сотрудничестве и коллективном использовании объектов спорта;
- договор о сетевой форме реализации образовательных программ (рис. 2).
В случае неготовности принятия юридических обязательств по предоставлению объектов спорта в коллективное использование в текущий момент, но при наличии стремления к установлению сотрудничества в будущем, образовательная организация может заключить соглашение о намерениях (предварительный договор) с иной образовательной организацией, физкультурно-спортивной организацией.
Рис. 2. Договорная основа коллективного использования
объектов спорта
Также необходимо отметить, что при передаче в пользование находящихся в оперативном управлении у образовательных организаций объектов спорта по договорам возмездного оказания услуг, фактически данные договоры будут обладать признаками договоров аренды или безвозмездного пользования, так как при их заключении будет осуществляться переход прав владения и (или) пользования в отношении федерального имущества (т.е. распоряжение), что потребует их согласования с собственником и (или) учредителем. Соответственно, договор в форме оказания услуг по предоставлению объектов спорта может рассматриваться как скрытая аренда, и в таком случае заключение договоров возмездного оказания услуг, договоров ответственного хранения и иных договоров с целью уклонения от заключения договоров аренды, распространенное в практике образовательных организаций, относится к притворным сделкам. Согласно пункту 2 статьи 170 ГК РФ, притворная сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. Исходя из этого, практика заключения образовательными организациями указанных договоров в целях коллективного использования объектов спорта является нарушением использования и распоряжения федеральным недвижимым имуществом.
2. Договором, заключенным в целях коллективного использования объектов спорта, рекомендуется закреплять в том числе следующие условия взаимодействия образовательной организации с иными образовательными организациями и (или) физкультурно-спортивными организациями:
- цели коллективного использования объектов спорта;
- требования к материально-техническому обеспечению объектов спорта;
- способ реализации и финансовые условия коллективного использования.
Коллективное использование объектов спорта может осуществляться на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с условиями договора.
5.1. Предоставление в аренду или безвозмездное
пользование объектов спорта, находящихся
в государственной собственности
В рамках договора образовательная организация или физкультурно-спортивная организация передает в аренду, безвозмездное пользование иной образовательной организации объект спорта на определенный срок.
В отношении договоров аренды необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 609 ГК РФ, в случае если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, договор аренды должен быть заключен в письменной форме независимо от срока. В соответствии с Письмом Росимущества от 07.09.2015 г. N ОД-14/37010 "О заключении договоров аренды федерального имущества", рекомендуется заключение договоров аренды на срок от одного года до пяти лет.
Составление договоров по предоставлению в аренду объектов спорта осуществляется в соответствии с рекомендуемыми формами договоров аренды федерального недвижимого имущества, устанавливаемыми Письмом Росимущества от 18.02.2016 г. N ОД-14/6246 "О договорах аренды федерального недвижимого имущества".
В соответствии с пунктом 1 статьи 609 ГК РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
При заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования или иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования объектами спорта, находящимися в оперативном управлении бюджетного или автономного учреждения, необходимо учитывать ряд особенностей.
5.1.1. Передача объектов спорта в аренду, безвозмездное
пользование осуществляется по согласованию с собственником
Согласно статье 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно пункту 2, пункту 3 статьи 298 ГК РФ, автономное или бюджетное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
В соответствии с Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2010 г. N 537, и Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2007 г. N 662, согласование распоряжения имуществом, которым бюджетные и автономные учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие учреждения.
Соответственно, для предоставления образовательной организацией объектов спорта в рамках договоров аренды, безвозмездного пользования объектов спорта и иных договоров, требуется получение согласия учредителя такой образовательной организации. В случае принятия предварительного решения о заключении договора аренды, договора безвозмездного пользования, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования объектом спорта образовательной организации, данный вопрос выносится на обсуждение комиссии Ученого совета образовательной организации, ответственной за решение вопросов распоряжения имуществом, а затем рассматривается на заседании Ученого совета образовательной организации. По итогам обсуждения предварительного решения в образовательной организации, осуществляется согласование проекта решения о передаче объекта спорта в аренду или безвозмездное пользование с учредителем образовательной организации.
В случае предоставления объектов спорта на возмездной основе, необходимо отметить, что, в соответствии с пунктом 2, пунктом 3 статьи 298 ГК РФ, автономное или бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного или бюджетного учреждения.
В этой связи, при предоставлении образовательной организацией объектов спорта в пользование иным организациям, также необходимо удостовериться, что деятельность, в целях которой осуществляется коллективное использование объектов спорта, предусматривается уставом образовательной организации.
5.1.2. Передача объектов спорта в аренду, безвозмездное
пользование осуществляется по согласованию с Федеральным
агентством по управлению государственным
имуществом (Росимуществом)
В соответствии с Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2010 г. N 537, и Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2007 г. N 662, решения по вопросам согласования распоряжения имуществом бюджетных и автономных учреждений принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения <1>. Взаимодействие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с Росимуществом осуществляется через Межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <2> (далее - МВ-портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
--------------------------------
<1> В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Министерством обороны Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Федеральным агентством морского и речного транспорта
<2> Межведомственный портал по управлению государственной собственностью. URL: https://mp.rosirm.ru
Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2010 г. N 537, устанавливается следующий порядок согласования проекта решения с Росимуществом:
- Росимущество рассматривает проект решения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее 15 календарных дней со дня его размещения на МВ-портале <3>;
--------------------------------
<3> Для случаев заключения договоров аренды в отношении федерального имущества государственных образовательных организаций, являющихся федеральными бюджетными учреждениями; в остальных случаях не позднее 15 рабочих дней)
- в случае непоступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 календарных дней со дня размещения на МВ-портале проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным <4>;
--------------------------------
<4> Для случаев заключения договоров аренды в отношении федерального имущества государственных образовательных организаций, являющихся федеральными бюджетными учреждениями; в остальных случаях не позднее 30 рабочих дней)
- орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением копии решения в электронном виде) посредством размещения на МВ-портале уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.
Необходимо отметить, что отдельными федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные организации, устанавливается порядок согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, в частности:
- Письмо Минобрнауки России и Росимущества от 02.09.2022 г. N МН-21/ВФ-2009; N ВЯ-08/39657 "О порядке согласования передачи имущества в аренду и безвозмездное пользование";
- Письмо Минздрава России от 28.04.2016 г. N 23-1/10/2-2669 "О порядке согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за подведомственными Минздрава России организациями";
- Письмо Минспорта России от 26.04.2016 г. N ПН-07-00/2616 "Информационное письмо о взаимодействии Министерства спорта Российской Федерации и подведомственных министерству организаций с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами при согласовании передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными Минспорту России организациями, а также о порядке размещения информации на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью".
5.1.3. Для предоставления объектов спорта в аренду
необходимо проведение оценки стоимости таких объектов
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае передачи объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образования, и находящихся в оперативном управлении образовательных организаций, обязательным является определение оценки стоимости таких объектов.
Также в соответствии с Письмом Росимущества от 07.09.2015 г. N ОД-14/37010 "О заключении договоров аренды федерального имущества", при заключении договоров аренды федерального имущества целесообразно включать в договор аренды условие о возможности ежегодного пересмотра арендной платы по инициативе арендодателя на основании отчета об оценке рыночной стоимости права аренды имущества.
5.1.4. При заключении договоров аренды по предоставлению
объектов спорта, необходимо учитывать типовые условия
заключения договоров аренды федерального имущества
В соответствии с Приказом Минфина России от 05.10.2021 г. N 146н "Об утверждении Типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации", при заключении договоров аренды в отношении зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, предусматриваются следующие обязанности арендатора:
- использование объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением;
- проведение за свой счет текущего ремонта объекта недвижимости;
- содержание объекта недвижимости в исправном состоянии (техническом, санитарном, противопожарном);
- страхование гражданской ответственности в месячный срок со дня заключения договоров аренды (страхование имущественных интересов, связанных с риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц на весь срок действия договора аренды);
- страхование имущества в месячный срок со дня заключения договоров аренды (страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения объекта недвижимости, в пользу арендодателя на весь срок действия договора аренды);
- предоставление арендодателю информацию о заключенных договорах страхования, вносимых в них изменениях и (или) их расторжении, путем направления уведомления заказным письмом в месячный срок со дня их заключения, изменения и (или) расторжения.
Также, согласно пункту 1 Приказа Федерального агентства по образованию от 23.04.2007 г. N 724 "О страховании федерального имущества, переданного в аренду", руководителям образовательных организаций при подготовке и оформлении документов, связанных с передачей имущества в аренду, необходимо предусматривать в конкурсной документации и проектах договоров аренды обязательство арендаторов самостоятельно и за свой счет застраховать в пользу арендодателя риски повреждения переданного в аренду имущества на весь срок действия договора аренды. Если при наступлении страхового случая по договору страхования выплаченное страховое возмещение не покрывает реальный ущерб, причиненный федеральному имуществу, в договорах аренды следует предусматривать также обязанность арендаторов в течение десяти дней, считая со дня получения страхового возмещения, возместить арендодателю разницу между реальным ущербом и полученным страховым возмещением.
Таким образом, в случае заключения договора аренды о предоставлении объекта спорта, для образовательной организации, выступающей в качестве арендатора, должны быть предусмотрены обязательства по содержанию объекта спорта в надлежащем состоянии и проведении текущего капитального ремонта, а также по страхованию гражданской ответственности и имущества.
5.1.6. При передаче имущества по договорам аренды
осуществляется инвентаризация имущества
Согласно пункту 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49, при передаче имущества организации в аренду обязательно проведение инвентаризации.
Согласно пункту 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 34н, в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества.
Помимо вышеизложенного, необходимо отметить ряд особенностей предоставления в аренду федерального недвижимого имущества, которые не распространяются на случаи предоставления объектов спорта образовательной организацией или физкультурно-спортивной организацией.
5.1.7. При заключении договоров аренды объектов спорта
образовательных организаций или физкультурно-спортивных
организаций, не требуется проведение конкурсов и аукционов
на заключение договоров аренды
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", договор аренды федерального недвижимого имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов в форме конкурса или аукциона, является ничтожным, равно как и соглашение о продлении срока такого договора.
Однако, исходя из части 1, части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными или автономными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных на прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность, Таким образом, в случае заключения договоров аренды в целях коллективного использования объектов спорта для занятий обучающимися физической культурой и спортом, в котором в качестве арендатора выступает образовательная организация, проведение торгов в виде конкурсов или аукционов на заключение договоров аренды, не требуется.
5.1.8. При предоставлении в аренду, безвозмездное
пользование имущества физкультурно-спортивных организаций
или образовательных организаций, образующего инфраструктуру
для детей, в целях создания условий для занятий
обучающимися физической культурой и спортом, не требуется
оценка последствий заключения соответствующих договоров
В отношении федерального имущества, образующего социальную инфраструктуру для детей, вопросы его использования решаются в соответствии с Правилами проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 г. N 432 (далее - Правила). Согласно пункту 2 Правил, решения об использовании объекта социальной инфраструктуры принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной организации, за которой на соответствующем вещном праве закреплен объект социальной инфраструктуры, при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности.
Также согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Однако требование о проведении оценки последствий заключения договоров не распространяется на случаи заключения государственной или муниципальной профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования таких договоров в целях организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Соответственно, в случае если механизм коллективного использования объектов спорта осуществляется посредством передачи в аренду, безвозмездное пользование образовательной организации объекта спорта, находящегося в собственности, на праве оперативного управления или хозяйственном ведении иной образовательной организации или физкультурно-спортивной организации, в целях создания условий для занятий обучающимися физической культурой и спортом, оценка последствий заключения таких договоров не является обязательной.
5.2. Заключение договоров (соглашений) о сотрудничестве
в целях коллективного использования объектов спорта
В рамках договора (соглашения) о сотрудничестве стороны принимают на себя взаимные обязательства по содействию развитию физической культуры и спорта, в частности студенческого спорта, вовлечению обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни, в том числе посредством коллективного использования объектов спорта. В рамках договора рекомендуется определить перечень объектов спорта, предоставляемых в коллективное использование на безвозмездной основе, в целях развития студенческого спорта в образовательных организациях.
В рамках договора (соглашения) о сотрудничестве в целях коллективного использования объектов спорта следует предусматривать следующие формы сотрудничества:
- предоставление образовательной организацией объектов спорта иной образовательной организации в одностороннем порядке;
- предоставление физкультурно-спортивной организацией объектов спорта образовательной организации в одностороннем порядке;
- предоставление объектов спорта образовательной организацией и иной образовательной организацией в двухстороннем порядке в зависимости от потребностей таких организаций в объектах спорта для организации занятий отдельными видами спорта.
5.3. Заключение предварительных договоров в целях
коллективного использования объектов спорта
Предварительный договор может быть заключен в случае неготовности образовательной организации или физкультурно-спортивной организации в настоящий момент принять юридические обязательства по предоставлению объектов спорта в коллективное использование в рамках основного договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 429 ГК РФ, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Также согласно пункту 2, пункту 3, пункту 4 статьи 429 ГК РФ, предварительный договор заключается с соблюдением следующих условий:
- предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, и несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность;
- предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора;
- в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор, и если такой срок не определен, то основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
5.4. Использование сетевой формы реализации образовательных
программ в целях коллективного использования
объектов спорта
Эффективность использования имеющихся материально-технических ресурсов образовательных организаций также может быть повышена посредством заключения договора о сетевой форме реализации образовательных программ. В рамках указанного договора коллективное использование объектов спорта осуществляется в целях реализации образовательной организацией образовательных программ с использованием ресурсов иных образовательных организаций, физкультурно-спортивных организаций.
Согласно части 1 статьи 13 Закона об образовании, образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Соответственно, коллективное использование объектов спорта образовательных организаций, осуществляемое в рамках образовательной деятельности, может осуществляться с применением сетевых форм реализации образовательных программ.
Согласно части 1 статьи 15 Закона об образовании, сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, в том числе физкультурно-спортивных организаций - в случае, если данные организации обладают ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (далее - Порядок) устанавливаются совместным приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (далее - Приказ N 882/391).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, сетевая образовательная программа осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательных программ. При этом, сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами разных видов, уровней и (или) направленностей. Согласно пункту 4 Порядка, сторонами договора о сетевой форме реализации образовательных программ могут являться несколько организаций-участников.
Также пунктом 6 Порядка установлено, что сетевая образовательная программа в соответствии с договором о сетевой форме утверждается базовой организацией, то есть организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которую зачисляется обучающийся (далее - базовая организация) самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником (образовательными организациями-участниками). В случае, когда сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу рабочие программы реализуемых ею частей (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), а также необходимые оценочные и методические материалы.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, переход к использованию сетевой формы может осуществляться в том числе в период реализации образовательной программы с внесением изменений в образовательную программу в порядке, установленном локальными нормативными актами базовой организации.
В соответствии с пунктом 9 Порядка, при реализации основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ в сетевой форме во взаимодействии с иной образовательной организацией, осуществляется зачисление обучающихся в иную образовательную организацию-участника путем перевода в указанную организацию без отчисления из базовой организации в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации. При этом, если сетевая форма реализации образовательных программ применяется во взаимодействии с иными организациями, в том числе физкультурно-спортивными, зачисление обучающихся в организацию, обладающую необходимыми ресурсами, не производится.
Коллективное использование объектов спорта в рамках сетевой реализации образовательных программ осуществляется на основании договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ устанавливается Приложением N 2 к Приказу N 882/391. В случае совместной реализации сетевой образовательной программы двумя и более образовательными организациями в разделе 2 договора о сетевой форме реализации образовательной программы, определяющего осуществление образовательной деятельности при реализации сетевой образовательной программы, указывается количество обучающихся и расписание занятий по реализации сетевой образовательной программы, в том числе время и место реализации соответствующих частей образовательной программы. При этом, при реализации сетевой образовательной программы с использованием ресурсов физкультурно-спортивной организации, в разделе 2 договора о сетевой форме реализации образовательных программ необходимо указывать информацию об имуществе, помещениях, оборудовании, материально-технических или иных ресурсах, а также частях сетевой образовательной программы, реализуемых с использованием указанных ресурсов, времени, месте их реализации.
Согласно пункту 15 Порядка, договором о сетевой форме реализации образовательных программ определяется также финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы. При этом, организации, участвующие в реализации сетевой образовательной программы, не вправе взимать плату с обучающихся за реализацию сетевой образовательной программы и (или) предоставление ресурсов для ее реализации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона об образовании, использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.
6. Соблюдение требований безопасности объекта спорта
при реализации механизма коллективного использования
объектов спорта
При планировании и реализации механизма коллективного использования объектов спорта, образовательным организациям или физкультурно-спортивным организациям следует учитывать требования к обеспечению безопасности объектов спорта.
6.1. Требования к антитеррористической защищенности
объектов спорта
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 г. N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта" (далее - Требования) устанавливаются обязательные мероприятия по обеспеченности антитеррористической защищенности объектов спорта для проведения физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе категории опасности объектов спорта.
В соответствии с пунктом 13 Требований, антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается в том числе посредством:
- установления и соблюдения на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режима;
- организации и осуществления охраны объектов спорта;
- контроля за соблюдением лицами, находящимися на объектах спорта, требований антитеррористической защищенности.
Помимо этого, требования к антитеррористической безопасности объектов (территорий) образовательных организаций высшего образования регламентируются рядом Постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих соответствующие требования для объектов (территорий) федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные организации высшего образования, и подведомственных им организаций, в частности:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 г. N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2019 г. N 52 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства спорта Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" и др.
В соответствии с вышеуказанными требованиями, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей подведомственных организаций, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В этой связи, при реализации механизма коллективного использования объектов спорта, образовательным организациям или физкультурно-спортивным организациям рекомендуется предусмотреть меры, обеспечивающие допуск сторонних лиц на территорию объекта спорта, с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и правилами пропускного и внутриобъектового режима.
6.2. Санитарно-эпидемиологические требования
к использованию объектов спорта
Санитарно-эпидемиологические требования к использованию объектов спорта устанавливаются разделом VI Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 г. N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности 19 хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
Помимо этого, при использовании объектов спорта образовательных организаций также следует учитывать Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - Санитарные правила). Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению образовательной деятельности, а также требования к условиям проведения мероприятий, в том числе физкультурных и спортивных.
6.3. Требования к пожарной безопасности объектов спорта
Минимальное необходимые требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, в том числе объектам спорта, устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Помимо этого, отдельные требования к пожарной безопасности объектов спорта устанавливаются сводами правил пожарной безопасности, в частности Приказом МЧС России от 19.03.2020 г. N 194 "Об утверждении СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".