1. Исторические предпосылки и основания для разработки методических рекомендаций

1. Исторические предпосылки и основания для разработки
методических рекомендаций

С 1930 года, в связи с введением физического воспитания как обязательной дисциплины, в высших учебных заведениях начали создаваться кафедры физического воспитания. В данный период основу деятельности кафедр физического воспитания составляли нормативы комплексов "Будь готов к труду и обороне СССР" и "Готов к труду и обороне СССР", а также Единой Всесоюзной спортивной классификации. С 1951 года учебные планы и программы по физическому воспитанию предусматривали 2 часа обязательных занятий в неделю, а с 1956 года высшие учебные заведения были наделены возможностью самостоятельно формировать учебную программу по физическому воспитанию.

Параллельно с этим, с 1936 года начали создаваться добровольные спортивные общества (ДСО). С 1945 года в системе высшего образования начали создаваться спортивные клубы. В 1957 году создано единое студенческое добровольное спортивное общество (СДСО) "Буревестник", задачей которого стало объединение спортивных клубов всех высших учебных заведений СССР.

В 1978 приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 15.05.1978 г. N 525 утверждена Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений (далее - Инструкция). Инструкцией устанавливалось, что непосредственная работа по физическому воспитанию обучающихся в высшем учебном заведении осуществляется кафедрой физического воспитания и включает учебную, методическую, научную и научно-методическую, массовую оздоровительную, физкультурную и спортивную работу. Также, согласно Инструкции, кафедра физического воспитания осуществляла методическое руководство студенческим спортивным клубом, в секциях которого были организованы самостоятельные занятия обучающихся физической культурой, спортом, туризмом во внеучебное время.

С 1991 года, ввиду сокращения финансирования деятельности со стороны профсоюзов, происходит сокращение количества студенческих спортивных клубов. Начался переход к децентрализации управления студенческим спортом, кафедры физического воспитания стали целиком осуществлять физкультурную, спортивную и воспитательную работу с обучающимися.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 г. N 777 (далее - Приказ N 777) утверждена Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, согласно которой кафедра физического воспитания осуществляет учебную, научную и учебно-методическую, массовую оздоровительную, физкультурно-спортивную и воспитательную работу. В последующем положения Приказа N 777 были дополнены приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.12.1999 г. N 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" (далее - Приказ N 1025), предусматривающим обеспечение организации процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами. Так, Приказом N 1025 устанавливалась обязанность высших учебных заведений предусмотреть в учебных планах:

- выделение 408 часов на дисциплину "Физическая культура" по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования, по 4 аудиторных часа в неделю на 1 - 2 курсах, по 2 аудиторных часа в неделю на 3 - 4 курсах с проставлением итоговой оценки;

- обязательный курс физического воспитания, и его дополнение дисциплинами по выбору, а также факультативными занятиями (1 - 2 часа в неделю) во внеучебное время;

- занятия физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю по всем направлениям магистерской подготовки;

- учебные занятия по дисциплине "Физическая культура" в разнообразных ее формах, в объеме не менее 10 аудиторных часов для студентов очно-заочной и заочной форм обучения, экстерната.

В 2000 году в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686, установлен фиксированный минимум объема учебной нагрузки по физической культуре и спорту для обучающихся по очной форме обучения в количестве 408 часов.

С 2003 года началась интеграция системы образования Российской Федерации в Болонский процесс.

В 2012 году утвержден Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), в соответствии с которым устанавливалось утверждение с 2013 года федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (3+) предусматривал уменьшение общего количества академических часов в рамках реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с 408 до 400 академических часов. Также в Закон об образовании включены положения о создании в структуре образовательных организаций высшего образования студенческих спортивных клубов, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности.

В 2013 году приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.09.2013 г. N 1065 утвержден Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, определивших организацию физкультурной и спортивной работы с обучающимися в качестве задач студенческих спортивных клубов.

В 2014 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО), постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. N 540 утверждено Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО), согласно которому одной из задач комплекса является модернизация системы физического воспитания и системы развития студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

В 2017 году приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21.11.2017 N 1007 утверждена Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция развития студенческого спорта). Концепцией развития студенческого спорта определены в том числе следующие приоритетные направления развития студенческого спорта:

- усиление роли физической культуры в системе студенческого спорта;

- повышение значимости Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ВФСК ГТО);

- совершенствование научно-методического обеспечения субъектов системы студенческого спорта;

- совершенствование технологий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам (далее - обучающиеся с ОВЗ и инвалиды).

В 2020 году Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р (далее - Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации), в рамках приоритетных направлений по совершенствованию здоровья и благополучия, а также по повышению уровня жизни населения Российской Федерации посредством занятий физической культурой и спортом установлены следующие задачи:

- обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) "Физическая культура" в системе общего, среднего профессионального и высшего образования;

- синхронизация разработки и реализации программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения с нормативами испытаний (тестов) ВФСК ГТО.

Соответственно, в целях совершенствования реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, а также развития студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования, необходимо методическое обеспечение деятельности кафедр физического воспитания, в том числе в части разграничения полномочий кафедр и иных структурных подразделений образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих организацию физического воспитания обучающихся.

Методические рекомендации по организации деятельности кафедр физического воспитания, в том числе по вопросам научно-методического обеспечения студенческого спорта (далее - Методические рекомендации по деятельности кафедр физического воспитания) разработаны в соответствии с пунктом 42 плана реализации Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года, утвержденной совместным приказом Министерства спорта Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 09.03.2021 г. N 141/167/90 (далее - Межотраслевая программа развития студенческого спорта).

Методические рекомендации по деятельности кафедр физического воспитания адресованы образовательным организациям высшего образования и определяют роль кафедр физического воспитания в структуре образовательных организаций высшего образования, а также цели, задачи и механизмы осуществления основных направлений деятельности кафедр физического воспитания.

В рамках Методических рекомендаций по деятельности кафедр физического воспитания под кафедрами физического воспитания понимаются учебные подразделения образовательных организаций высшего образования, осуществляющие реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям бакалавриата, специальностям (далее - ФГОС ВО), а также научно-исследовательскую, учебно-методическую и воспитательную деятельность по физической культуре и спорту.

Методические рекомендации по деятельности кафедр физического воспитания одобрены Научно-методическим советом по разработке и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках образовательных программ высшего образования и рекомендованы Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт для использования в работе.