13. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

13. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

В настоящее время охрана окружающей среды является важнейшей государственной задачей.

13.1. В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей среды" все хлебопекарные предприятия большой и малой мощности, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ (ЗВ) в окружающую среду, должны иметь документы, свидетельствующие о степени экологической чистоты предприятия: инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферу, проект предельно допустимых выбросов (ПДВ), проект предельно допустимых сбросов (ПДС), паспорт водного хозяйства, проект лимитов размещения отходов, экологический паспорт и др.

Наличие тех или иных документов для каждого конкретного предприятия определяется государственными и ведомственными документами и согласуется с местными службами Комитета РФ по охране окружающей среды.

13.2. Для оценки экологической деятельности предприятия должны быть разработаны указанные выше документы, конкретные для условий каждого хлебопекарного предприятия.

13.3. Инвентаризация выбросов ЗВ в атмосферу предусматривает выявление источников выделения и выбросов ЗВ в атмосферу, а также ЗВ, которые могут выделиться при осуществлении технологических процессов, предусмотренных технологическим планом производства (или технологической инструкцией).

13.3.1. Работы по инвентаризации включают несколько основных этапов:

- ознакомление с технической документацией на источники выделения и выбросов ЗВ на предприятии, изучение технологических процессов производства, составление перечня ЗВ, которые могут образоваться и выделиться в окружающую среду; подготовка карты-схемы промышленной площадки;

- обследование источников выделения и выбросов ЗВ с промышленной площадки, аэродинамические испытания вентиляционных систем и их наладка, измерение габаритов источников выбросов, обследование состояния и условий эксплуатации устройств для очистки выбросов ЗВ и пр. и составление перечня источников;

- определение вида, количества и качественных характеристик ЗВ, выделяющихся в атмосферу, путем использования инструментальных или расчетных методов;

- составление отчета по результатам инвентаризации.

13.3.2. Инвентаризация выбросов ЗВ должна осуществляться при стабильных технологических режимах производства, нормальном эксплуатационном состоянии технологического и другого оборудования, в т.ч. систем и устройств вентиляции и пылегазоочистительного оборудования. Это важное условие проведения данной работы обеспечивает объективную оценку состояния производства. При нарушении параметров технологического процесса и эксплуатации оборудования, вызванных какими-либо непредвиденными обстоятельствами, возможен залповый (большой) выброс ЗВ.

13.3.3. При определении вида и количества ЗВ применяют инструментальные и расчетные (балансовые) методы.

Инструментальные методы преимущественно используют при определении ЗВ, поступающих от источников с организованным выбросом ЗВ в атмосферу: дымовых и вентиляционных труб и шахт, аэрационных фонарей, дефлекторов и т.п.

Расчетные (балансовые) методы применяют, в основном, для определения неорганизованных ЗВ, которые происходят при хранении неупакованного сырья и материалов, при погрузочно-разгрузочных работах, при работе оборудования, расположенном на открытом воздухе (например, передвижных сварочных постов и т.п.), при обслуживании автотранспорта на открытых стоянках, в результате технологических процессов в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, вследствие негерметичности технологического оборудования и т.д.

13.3.4. При проведении первичной инвентаризации ЗВ и определении характеристик организованных выбросов ранее использовались только инструментальные методы, достаточно трудоемкие и дорогостоящие для предприятия.

В результате проведенных в ГосНИИХПе научно-исследовательских работ по изучению выбросов ЗВ на хлебопекарных предприятиях разработаны и утверждены в Комитете РФ по охране окружающей среды "Методические указания по нормированию и контролю выбросов ЗВ от хлебопекарных предприятий и предприятий макаронной промышленности" [163], далее - "Методические указания", в которых указаны источники выбросов ЗВ, характеристики ЗВ, принципы определения категории опасности хлебопекарного предприятия, представлены удельные выбросы ЗВ на 1 т продукции и др.

13.3.5. В основном (около 90%), предприятия хлебопекарной промышленности относятся к IV категории опасности. Такие предприятия согласно данным "Методических указаний" должны проводить инвентаризацию источников выбросов ЗВ один раз в 5 лет, если на предприятии не произошли изменения, касающиеся вырабатываемого ассортимента продукции, установки дополнительного технологического или другого оборудования и т.д.

13.3.6. Инвентаризацию выбросов ЗВ проводит аккредитованная организация (в т.ч. ГосНИИХП), имеющая лицензию Комитета РФ по охране окружающей среды на проведение указанных видов работ.

13.4. Хлебопекарные предприятия, относящиеся к III категории опасности, помимо инвентаризации ЗВ, должны иметь проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ. В проекте ПДВ указывают характеристики и координаты источников ЗВ, концентрацию ЗВ (мг/куб. м воздуха), метеорологические характеристики территории предприятия, фоновые (районные) концентрации ЗВ и данные расчета полей концентрации их в атмосфере.

13.4.1. ПДВ рассчитывают для веществ, на которые соответствующими нормативными документами установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).

13.4.2. Для предприятий III категории опасности расчет величин нормативов ПДВ проводят на основании рекомендаций, данных в "Методике расчетов концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86" [164].

При этом выбросы оксидов азота и оксидов углерода допускается определять расчетным путем, а содержание этанола, уксусной кислоты, уксусного альдегида и мучной пыли - по нормативам, указанным в "Методических указаниях".

Для расчетов загрязнения атмосферы допускается использование специальных программ с применением ЭВМ, согласованных Главной геофизической обсерваторией (ГТО) им. А.И. Воейкова Госкомгидромета РФ и органами РФ по охране окружающей среды.

13.4.3. Если нормы ПДК или ОБУВ для веществ, входящих в состав выбросов от технологических процессов, не разработаны, то предприятию следует обратиться в Минздрав РФ с заявкой на их разработку, а также на получение сведений о суммарном их вредном воздействии.

Предоставляемые на согласование и утверждение материалы по установлению ПДВ должны содержать ходатайство, пояснительную записку, результаты расчетов нормативов ПДВ и планы мероприятий по достижению установленных нормативов.

Планы мероприятий по достижению разрешенного уровня ПДВ должны содержать конкретные мероприятия по снижению выбросов ЗВ в окружающую природную среду.

Органы РФ по охране окружающей среды осуществляют государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по заявлению граждан и организаций.

13.5. Проект предельно допустимых сбросов (ПДС) разрабатывают в случае сбросов сточных вод предприятий непосредственно в водоем или на грунт согласно "Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты". Нормативы ПДС рассчитывают в целом по бассейну реки. Величины ПДС определяют для всех категорий водопользования как произведение максимального часового расхода сточных вод на концентрацию в них ЗВ.

13.6. Проект лимитов размещения отходов отражает объем (массу) отходов, образующихся в результате деятельности предприятия и используемых на предприятии, и объем отходов, отправляемых на переработку, захоронение и т.п., а также количество отходов, разрешенных для временного размещения на территории предприятия.

13.6.1. Методические документы по определению нормативов предельного размещения отходов производства и потребления утверждают специально уполномоченные государственные органы РФ в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

13.6.2. Нормативы предельного размещения отходов производства и потребления утверждает территориальный орган Минприроды России по согласованию с территориальным органом Госсанэпиднадзора РФ. Обоснование лимита разрабатывают на 5 лет и ежегодно подтверждают, при изменении пересматривают по необходимости.

13.6.3. Хлебопекарные предприятия имеют в основном от 17 до 21 видов отходов, из них к наиболее опасным относят: люминесцентные лампы и кислотно-свинцовые аккумуляторы - 1-ый класс опасности, отработанные масла, кислотный и щелочной электролиты - 2-ой, ветошь замасленная - 3-ий, теплоизоляционные отходы, лом черных и цветных металлов, изношенные резинотехнические изделия, отработанные абразивные круги - 4-ый и др. К неопасным отходам относят: незамасленную ветошь, окурки, смет мучной пыли и т.п.

13.7. Хлебопекарные предприятия являются относительно крупными пользователями воды питьевого качества. Каждому предприятию выделяется необходимый лимит воды, исходя из оснащенности оборудованием, ассортимента и количества вырабатываемой продукции.

13.7.1. Для выделения данного лимита предприятие предоставляет службам водоканала и станциям аэрации обоснованный баланс водоотведения и водопотребления, который может быть изложен в паспорте водного хозяйства.

13.7.2. В ГосНИИХПе разработана форма "Паспорта водного хозяйства" и порядок его согласования с необходимыми инстанциями. Форма разработанного паспорта утверждена Комитетом РФ по охране окружающей среды.

13.7.3. В "Паспорте водного хозяйства" отражены: среднесуточный расход воды, потребляемый из городского водопровода, расход воды на хозяйственно-бытовые нужды, производственные нужды, в том числе на охлаждение оборудования и подпитки котлов. При этом учитывается безвозвратный расход воды при осуществлении технологического процесса производства, на хозяйственно-бытовые нужды, полив территории, тренировки по технике безопасности и др.

13.7.4. Составной частью "Паспорта водного хозяйства" является "Паспорт ливневых и талых вод". Этот документ отражает рациональность использования земельных ресурсов предприятия (площадь под зданиями и сооружениями, асфальтированные территории, газоны, накопители сточных вод, площадки под отходы и др.), наличие очистных сооружений, стоков, характеристику стоков с учетом ЗВ, объем поверхностных сточных вод, поступающих с территории предприятия в городскую водосточную сеть или в грунт прилегающих территорий.

13.7.5. На основании данных "Паспорта водного хозяйства" выводят баланс водопотребления и водоотведения. При этом водопотребление составляет 55 - 60%, а водоотведение в промышленный коллектор сточных вод 45 - 40% от общего расхода воды.

13.8. Экологический паспорт - это документ, в котором собраны все сведения, необходимые для оценки экологической деятельности предприятия.

Экологический паспорт составляют на основе данных по инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу, проекта предельно допустимых выбросов ЗВ, разрешений на природопользование, включая спецводопользование (артезианскими скважинами), проекта лимитов размещения отходов производства, документов по балансу водопотребления, водоотведения и водоочистке и др.

Экологический паспорт производства согласовывают и утверждают местные службы РФ по охране окружающей среды.

13.9. Ответственность за экологическое состояние и экологическую экспертизу предприятия несет руководитель предприятия.