V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности

V. Порядок подготовки и принятия нормативных
правовых актов при осуществлении нормативного регулирования
в установленной сфере деятельности

5.1. Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945; N 21, ст. 2023; 2005, N 12, ст. 1023; N 47, ст. 4880; N 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, N 14, ст. 1509; 2007, N 8, ст. 978; N 40, ст. 4717; 2008, N 20, ст. 2290; N 41, ст. 4653; N 52 (ч. I), ст. 6366; 2009, N 26, ст. 3167; 2010, N 26, ст. 3331)).

5.2. Министерство принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства.

5.3. Нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575) (далее - Правила подготовки нормативных правовых актов).

Подготовку и согласование проектов нормативных правовых актов осуществляют департаменты с привлечением при необходимости специалистов научных и иных организаций.

Проекты нормативных правовых актов до их подписания подлежат обязательному согласованию с Депправом.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, должны пройти независимую экспертизу на коррупциогенность в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства от 26 февраля 2010 г. N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575) (далее - Правила проведения антикоррупционной экспертизы).

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, департамент-разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанного проекта на рассмотрение в Депправо, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проект указанного нормативного правового акта размещается на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.

В случае если в отношении указанного проекта нормативного правового акта Министерства необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта обеспечивается в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2015, N 6, ст. 965; N 36, ст. 5037) (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия).

В случае если в отношении указанного проекта нормативного правового акта Министерства необходимо проведение процедуры раскрытия информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта обеспечивается в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491; ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692) (далее - Правила раскрытия информации), за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.

При этом повторное размещение проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами пятым и шестым настоящего пункта, требуется только в случае изменения его редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.

5.3(1). Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми Министром планами на очередной календарный год.

В планы подлежат включению нормативные правовые акты, разработка которых прямо не предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства.

Внесение изменений в указанные планы осуществляется Министерством по согласованию с заместителями Председателя Правительства, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности Министерства.

Указанные планы, а также информация о внесении в них изменений подлежат размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5.4. Проекты приказов по основной деятельности Министерства готовят и вносят на рассмотрение Министру департаменты на основании поручений Министра, его заместителей либо в инициативном порядке.

Внесенные проекты должны быть оформлены в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству и настоящего Регламента.

5.5. Если к проекту акта имеется приложение, то оно визируется директором департамента, подготовившим проект.

Если проекты приказов содержат поручения, в них, как правило, должен быть указан срок их исполнения.

5.6. Депправо проверяет соответствие проектов приказов нормам законодательства Российской Федерации.

В случае несоответствия законодательству Российской Федерации представляемых на подпись руководству Министерства проектов приказов директор Депправа (один из его заместителей), не визируя их, должен дать соответствующее правовое заключение по представленным документам. До прохождения правовой экспертизы указанные акты не подлежат регистрации в Министерстве.

5.7. Каждый лист приказа (включая все приложения к приказу), направляемого на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, после согласования с заместителем Министра визируется на обороте директором Депправа (либо исполняющим его обязанности заместителем).

5.8. За качество подготовки проектов приказов и своевременное направление их на согласование отвечают директора департаментов, которые осуществляют подготовку проекта.

Контроль за надлежащей подготовкой, оформлением и изданием приказов осуществляет Депуправделами.

5.9. Проекты приказов, представляемые на подпись Министру, визирует исполнитель и директор департамента, внесший проект на рассмотрение, директора департаментов, руководители подведомственных Министерству федеральных органов исполнительной власти (уполномоченные на то их заместители) в случае, если проект затрагивает вопросы, входящие в их компетенцию, а также в случае, если проект содержит в их адрес обязательства и поручения, в срок не более 5 дней с даты поступления проекта, директор Депправа, заместитель Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и директор Депуправделами (проекты приказов и распоряжений).

При этом проекты приказов по основной деятельности, представляемые на подпись Министру, визируются в следующем порядке:

исполнитель и директор департамента, внесший проект на рассмотрение;

директора департаментов, руководитель подведомственного Министерству федерального органа исполнительной власти (уполномоченный на то его заместитель), если проект содержит в их адрес обязательства или поручения;

заместитель Министра (в соответствии с распределением обязанностей);

директор Депправа;

директор Депуправделами.

Проекты актов, не являющихся нормативными, в том числе распоряжений, издаваемых для утверждения предпроектной и проектной документации по объектам, финансируемым за счет средств федерального бюджета, Депправом не визируются.

Если в процессе проведения правовой экспертизы проекта приказа Министерства, поступившего в Депправо, Депправом выясняется, что указанный приказ содержит правовые нормы и в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственной регистрации Минюстом России, директором Депправа при визировании на оборотной стороне данного проекта приказа делается отметка о необходимости направления приказа после его подписания руководством Министерства на государственную регистрацию в Минюст России.

Проекты приказов о признании утратившими силу нормативных правовых актов, как правило, визируют исполнитель, директор департамента, подготовившего проект, директор Депправа, заместитель Министра - в случае, если документ подписывает Министр, а также директор Депуправделами, за исключением случаев, указанных в пункте 5.21 настоящего Регламента.

При наличии замечаний (возражений) у должностных лиц, визирующих проект приказа, проект в обязательном порядке визируется ими с замечаниями.

Возникшие при согласовании (визировании) проектов приказов возражения или замечания излагаются на отдельном листе, подписываются директором соответствующего департамента, руководителями подведомственных Министерству федеральных органов исполнительной власти или уполномоченными на то их заместителями и прилагаются к указанному проекту.

5.10. При наличии разногласий по проекту приказа вносящие его директора департаментов должны обеспечить обсуждение проекта с заинтересованными сторонами на согласительном совещании у заместителя Министра с целью поиска взаимоприемлемого решения.

5.11. Проект приказа может быть представлен на подпись Министру с неурегулированными разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания у заместителя Министра и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими директорами департаментов, руководителем подведомственного Министерству федерального органа исполнительной власти, имеющими разногласия. Окончательное решение принимает Министр.

5.12. В случае внесения в процессе согласования в проект приказа существенных изменений проект подлежит повторному визированию. Повторное визирование не требуется, если при доработке в проект внесены уточнения, не меняющие его сути.

5.13. Проекты приказов могут быть возвращены внесшим их департаментам Министерства Депправом или Депуправделами с указанием в письменном виде причин возврата.

5.14. Министерство может привлекать к разработке нормативного правового акта в сферах деятельности подведомственных Министерству федеральных органов исполнительной власти их специалистов по согласованию с руководителями подведомственных Министерству федеральных органов исполнительной власти.

5.15. Проект нормативного правового акта, касающийся сфер деятельности подведомственных Министерству федеральных органов исполнительной власти либо содержащий поручение в их адрес, согласовывается (визируется), в том числе при наличии замечаний и возражений, в подведомственных Министерству федеральных органах исполнительной власти в порядке и сроки, указанные в пункте 5.9 настоящего Регламента.

В случае представления подведомственными Министерству федеральными органами исполнительной власти замечаний и отрицательного заключения по проекту нормативного правового акта Министерства Министр или его заместитель проводит совещание с участием руководителей подведомственных Министерству федеральных органов исполнительной власти и принимает решение, которое оформляется протоколом.

Проекты нормативных правовых актов подведомственных Министерству федеральных органов исполнительной власти подлежат согласованию с Министерством.

5.16. Замечания по проекту нормативного правового акта направляются на правовую экспертизу одновременно с проектом акта в Депправо, а затем рассматриваются руководством Министерства.

Окончательное решение по проекту принимает Министр в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом заключения подведомственных Министерству федеральных органов исполнительной власти, предложений заинтересованного департамента, а также результатов правовой экспертизы Депправа.

5.17. Нормативные правовые акты Министерства подписываются Министром (лицом, исполняющим его обязанности).

5.18. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, Министр (уполномоченный на то его заместитель) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать рабочие группы (п. 4 Правил подготовки нормативных правовых актов). Их состав определяется по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

5.19. Заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и директора департаментов обеспечивают согласование проекта нормативного правового акта, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проекту нормативного правового акта соответствующий заместитель Министра (уполномоченный директор департамента) докладывает о них Министру и действует в соответствии с его указаниями.

5.20. За государственную регистрацию нормативного правового акта в Минюсте России отвечает директор департамента, подготовившего проект акта, совместно с Депправом.

Депправо обеспечивает правовое сопровождение приказа при осуществлении государственной регистрации в Минюсте России.

5.21. В случае, когда получен отказ в государственной регистрации нормативного правового акта из Минюста России, Депправо подготавливает проект приказа об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано.

При этом согласование с другими департаментами Министерства не требуется.

Депправо информирует отраслевой департамент об отмене приказа.

После подписания Министром (или лицом, исполняющим его обязанности) приказ об отмене указанного нормативного правового акта регистрируется в Депуправделами.

Копия зарегистрированного приказа об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, направляется Депправом в Минюст России в течение десяти дней со дня получения отказа.