МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ,
ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГОССОБСТВЕННОСТИ

ПИСЬМО
от 7 февраля 2017 г. N 15/142

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России (далее - Депземполитика) рассмотрел обращение о порядке выявления невостребованных земельных долей в составе земельных участков сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование законодательства.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Действующим законодательством не урегулированы порядок составления и утверждения списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также порядок признания права муниципальной собственности на земельные доли, в случае если соответствующий земельный участок, находящийся в долевой собственности, расположен на территории нескольких муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Согласно подпункту 43 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 статьи 22 Закона N 218-ФЗ границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, является одним из требований к межевому плану.

Учитывая изложенное, по мнению Депземполитики, в рассматриваемом случае реализация полномочий органов местного самоуправления по составлению и утверждению списков земельных долей, которые могут быть признаны в установленном порядке невостребованными, возможна после включения земельного участка, находящегося в долевой собственности, в границы одного муниципального образования.

Вместе с тем, поскольку вопросы образования, государственного кадастрового учета земельных участков, а также государственной регистрации прав на земельные участки относятся к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации, в Министерство экономического развития Российской Федерации направлен запрос по указанному вопросу в целях формирования консолидированной позиции.

Директор
Н.С.САМОЙЛОВА