МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ПОЗИЦИЯ
МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В МАРКИРОВКЕ ПИЩЕВОЙ
ПРОДУКЦИИ НА УПАКОВКЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ И (ИЛИ) ТРАНСПОРТНОЙ
ТАРЕ НАДПИСЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ ОТ 24 ИЮЛЯ 2023 Г. N 367-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В связи с поступающими обращениями по вопросу использования в маркировке пищевой продукции на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре надписей, содержащих слово "органический", его сокращения или слова, производные от этого слова, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции, указание на то, что продукция получена методом органического производства, а также слова "биодинамический", "биологический", "экологический", "экологически чистый", "зеленый" или сходные по значению слова либо их сокращения либо обозначения "эко", "био", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (далее - Положение), Минсельхоз России осуществляет информационное и методическое обеспечение в сфере производства органической продукции.

При этом согласно Положению Минсельхоз России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практике его применения, а также по толкованию норм, содержащихся в федеральных законах.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1 сентября 2025 г. вступает в силу Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 367-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 367-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в целях установления соответствия производства органической продукции действующим в Российской Федерации национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции. Добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется аккредитованными в области производства органической продукции органами по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, которые выдают сертификат соответствия производства органической продукции.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 280-ФЗ (в редакции Федерального закона N 367-ФЗ) надписи, используемые для маркировки органической продукции, могут содержать слово "органический", его сокращения или слова, производные от этого слова, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции, указание на то, что продукция получена методом органического производства, а также слова "биодинамический", "биологический", "экологический", "экологически чистый", "зеленый" или сходные по значению слова либо их сокращения либо обозначения "эко", "био" (далее - надписи, предусмотренные Федеральным законом N 367-ФЗ) (с учетом ограничений, установленных статьей 7 Федерального закона N 367-ФЗ).

Указанные требования не распространяются на маркировку отдельных видов продукции в следующих случаях:

1) если при формировании наименований отдельных видов продукции вне зависимости от способа ее производства техническими регламентами допускается использование обозначения "био";

2) если слово "зеленый" используется в такой маркировке для обозначения цвета продукции или степени ее созревания;

3) если словосочетание "зеленый эталон" используется для маркировки сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками.

Статьей 7 Федерального закона N 280-ФЗ установлено, что производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 280-ФЗ имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.

Таким образом, под маркировкой органической продукции, являющейся отличительным признаком органической продукции, является комбинация надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца, форма которого установлена приказом Минсельхоза России от 19 ноября 2019 г. N 634 (далее - знак установленной формы).

Ответственность производителя в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона N 280-ФЗ наступает в случае размещения маркировки, являющейся отличительным признаком органической продукции, на упаковке, потребительской, транспортной таре продукции, соответствие производства которой не подтверждено в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 280-ФЗ или действие сертификата соответствия производства которой приостановлено либо прекращено.

Вместе с тем Федеральным законом N 280-ФЗ не регулируются вопросы размещения на продукции, не являющейся органической, отдельно товарного знака или фирменного наименования, в том числе включающих в себя надписи, предусмотренные Федеральным законом N 367-ФЗ, поскольку по смыслу статьи 7 Федерального закона N 280-ФЗ такие обозначения без размещения знака установленной формы не относятся к маркировке органической продукции, являющейся отличительным признаком такой продукции.

Согласно пункту 1 статьи 1477 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) товарным знаком считается обозначение, служащее для индивидуализации товаров, то есть позволяет отличать однородные товары, произведенные разными производителями, а в соответствии с пунктом 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

С учетом положений статей 1474 и 1484 ГК РФ юридическим лицам принадлежит исключительное право на использование фирменных наименований, а правообладателям - товарных знаков как средств индивидуализации, не сходных со средствами индивидуализации иных юридических лиц и правообладателей, соответственно.

В свою очередь, маркировка органической продукции, предусмотренная статьей 7 Федерального закона N 280-ФЗ, является отличительным признаком органической продукции.

Следовательно, товарный знак, фирменное наименование и маркировка органической продукции являются самостоятельными обозначениями, исполняющими разные функции, право на защиту и использование которых предоставляется производителю разными субъектами в ходе соответствующих процедур.

Указанные правовые нормы могут быть применены в отношении товарных знаков и фирменных наименований, поступивших на государственную регистрацию и содержащих слова, установленные Федеральным законом N 280-ФЗ в редакции Федерального закона N 367-ФЗ, для маркировки органической продукции.

Таким образом, представляется, что действие Федерального закона N 280-ФЗ не распространяется на товарные знаки и фирменные наименования.

Дополнительно отмечаем, что в целях защиты прав потребителей ГК РФ содержит запрет на государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, в частности, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, его изготовителя или места производства (подпункт 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ).

Настоящая позиция не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и носит информационный характер.