5. ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ

5. ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ

5.1. Порядок проведения сертификации персонала предприятий (организаций)

5.1.1. Сертификация персонала в Системе включает:

- подачу заявителем заявки на сертификацию;

- рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;

- принятие решения по заявке;

- оценку соответствия (анализ соответствия персонала установленным требованиям);

- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированным персоналом.

5.1.2. Схемы сертификации персонала.

┌─────┬──────────────┬───────────────────────┬────────────────────────────┐
│  N  │    Анализ    │ Проверка соответствия │  Инспекционный контроль за │
│схемы│представленных│персонала установленным│сертифицированным персоналом│
│     │  документов  │      требованиям      │                            │
├─────┼──────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────┤
│1    │Анализ        │Проведение             │Контроль за соответствием   │
│     │представленных│собеседования          │персонала требованиям, под- │
│     │документов    │                       │твержденным при сертификации│
├─────┼──────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────┤
│2    │Анализ        │Проведение             │Контроль за соответствием   │
│     │представленных│тестирования           │персонала требованиям, под- │
│     │документов    │                       │твержденным при сертификации│
├─────┼──────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────┤
│3    │Анализ        │Проведение экзамена    │Контроль за соответствием   │
│     │представленных│                       │персонала требованиям, под- │
│     │документов    │                       │твержденным при сертификации│
└─────┴──────────────┴───────────────────────┴────────────────────────────┘

Схему 1 применяют для сертификации персонала со стажем работы в данной сфере более 10 лет.

Схему 2 применяют для сертификации персонала со стажем работы в данной сфере более 5 лет.

Схему 3 применяют для сертификации персонала со стажем работы в данной сфере от 1 до 5 лет.

5.1.3. Для проведения сертификации персонала в Системе заявитель направляет заявку в орган по сертификации по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Правилам.

5.1.4. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации персонала.

В комплекте с заявкой в орган по сертификации предоставляются:

- резюме (личный листок);

- копии документов об образовании, повышении квалификации;

- должностная инструкция, утвержденная руководителем организации (предприятия).

5.1.5. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо непроведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения.

5.1.6. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке.

При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора.

Если принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументированно, в письменной форме, сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации.

5.1.7. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации.

5.1.8. Анализ представленных документов для сертификации персонала в Системе выполняется комиссией, в состав которой включается эксперт по сертификации персонала и специалисты-консультанты (при необходимости).

Состав комиссии определяет орган по сертификации.

5.1.9. Проверка персонала установленным требованиям проводится в форме собеседования (схема 1), тестирования (схема 2) или экзамена (схема 3) в зависимости от стажа работы в данной сфере.

5.1.10. На основании анализа представленных документов и результатов проверки персонала орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

5.1.11. При положительных результатах проверки персонала орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

5.1.12. При отрицательных результатах проверки персонала орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительных результатов проверок персонала.

При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации персонала.

5.1.13. Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия по форме согласно Приложению N 5 к настоящим Правилам, осуществляет его регистрацию в реестре Системы и выдает заявителю.

5.1.14. Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации, но не более чем на три года.

5.1.15. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, проводит инспекционный контроль за сертифицированным персоналом в течение всего срока действия сертификата соответствия, но не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для подтверждения соответствия персонала требованиям, подтвержденным при сертификации.

5.1.16. Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности работы персонала, объема выполняемых работ, затрат на проведение инспекционного контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, претензий потребителей и органов государственного контроля и надзора.

5.1.17. Инспекционный контроль за сертифицированным персоналом в общем случае содержит следующие виды работ:

- сбор и анализ поступающей информации о сертифицированном персонале;

- разработку программы инспекционной проверки;

- формирование группы для проведения инспекционной проверки;

- проведение инспекционной проверки;

- оформление результатов проверки и принятие решения.

5.1.18. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки и возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия. Акт хранится в органе по сертификации, копия направляется заявителю. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о подтверждении действия сертификата соответствия либо о приостановлении или отмене его действия.

5.1.19. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия по результатам инспекционного контроля принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные несоответствия.

5.1.20. Решение об отмене действия сертификата соответствия по результатам инспекционного контроля принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий невозможно устранить обнаруженные несоответствия.

5.1.21. Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата соответствия и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия соответствующего решения.

5.2. Порядок проведения сертификации продукции, выпускаемой предприятиями (организациями) для нужд жилищно-коммунального хозяйства

5.2.1. При проведении работ по добровольной сертификации продукции, выпускаемой предприятиями (организациями) для нужд жилищно-коммунального хозяйства, в Системе используются схемы, представленные в таблице.

┌─────┬────────────────────┬──────────────────┬───────────────────────────┐
│  N  │Испытания в испыта- │     Проверка     │   Инспекционный контроль  │
│схемы│тельных лабораториях│   производства   │сертифицированной продукции│
│     │(центрах)           │(системы качества)│     (системы качества,    │
│     │                    │                  │       производства)       │
├─────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│1    │Испытания типа      │-                 │-                          │
├─────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│2    │Испытания типа      │-                 │Испытания образцов, взятых │
│     │                    │                  │у заказчика                │
├─────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│3    │Испытания типа      │Анализ состояния  │Испытания образцов, взятых │
│     │                    │производства      │у заказчика. Анализ        │
│     │                    │                  │состояния производства     │
├─────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│4    │Испытание партии    │-                 │-                          │
└─────┴────────────────────┴──────────────────┴───────────────────────────┘

Заявитель указывает одну из схем сертификации и предлагает ее органу по сертификации.

Схемы 1, 2, 3 рекомендуется применять в следующих случаях:

схему 1 - при ограниченном, заранее оговариваемом объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции - при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции - при ограниченном объеме выпуска);

схемы 2 и 3 - для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;

схему 4 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия).

5.2.2. Сертификация продукции, выпускаемой предприятиями (организациями) для нужд жилищно-коммунального хозяйства, включает:

- подачу заявителем заявки на сертификацию в орган по сертификации;

- рассмотрение заявки и принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

- заключение договора на проведение сертификации;

- оценку соответствия продукции и характеристик нормативным требованиям;

- отбор, идентификацию образцов и их испытание;

- анализ производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

- анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия;

- осуществление инспекционного контроля (если это предусмотрено схемой сертификации).

5.2.3. Для проведения сертификации продукции в Системе заявитель направляет заявку в орган по сертификации по форме согласно Приложению N 2 к настоящим Правилам.

5.2.4. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации в Системе.

Орган по сертификации при рассмотрении заявки: определяет нормативные документы, на соответствие которым проводится сертификация, схему сертификации; запрашивает у заявителя при необходимости дополнительные сведения.

5.2.5. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо непроведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения.

5.2.6. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.

При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора.

Если принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументированно, в письменной форме, сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации.

Причиной отказа в рассмотрении заявки является, например, отсутствие необходимых документов и разрешений на применение заявленной продукции, отсутствие документации на продукцию.

5.2.7. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации.

В ходе выполнения работ по сертификации могут использоваться документальные доказательства соответствия, полученные заявителем самостоятельно или в других системах сертификации для сокращения объема проверок. При оценке возможности использования дополнительных документов (протоколов приемочных, периодических, инспекционных испытаний, гигиенических и пожарных сертификатов, зарубежных сертификатов, деклараций о соответствии и т.д.) орган по сертификации учитывает специфику продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и стабильность условий производства, репутацию предприятия, степень доверия оценок, данных сторонними организациями и т.п.

5.2.8. Орган по сертификации направляет отобранные образцы в испытательную лабораторию (центр).

Испытания для целей сертификации проводятся по решению органа по сертификации в испытательных лабораториях (центрах). При отсутствии испытательной лаборатории (центра) или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование, увеличивает стоимость испытаний и удлиняет их сроки, допускается проводить испытания на базе производителя под контролем представителей органа по сертификации. Протоколы таких испытаний подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории (центра) и органа по сертификации.

Во всех случаях методики, объем, достаточность и порядок проведения испытаний для целей сертификации, отбор образцов конкретного типа продукции устанавливаются органом по сертификации. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

5.2.9. Анализ состояния производства выполняется комиссией, в состав которой включаются эксперт по сертификации и специалисты-консультанты (при необходимости). Сведения о проведенном анализе состояния производства указываются в сертификате соответствия.

Состав комиссии определяет орган по сертификации.

5.2.10. Орган по сертификации анализирует полученные протоколы испытаний, результаты оценки соответствия и акты проверки состояния производства и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

При положительных результатах принимается решение о выдаче сертификата соответствия.

При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия.

При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации продукции. Состав работ по сертификации при этом может уточняться органом по сертификации с учетом результатов инспекционного контроля, наличия системы управления качеством на производстве, сведений о качестве и надежности поставляемой продукции и информации по результатам ее эксплуатации в Российской Федерации.

5.2.11. Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия по форме согласно Приложению N 6 к настоящим Правилам, осуществляет его регистрацию в реестре Системы и выдает заявителю.

Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации, но не может превышать трех лет.

Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации "Росжилкоммунсертификация" выдается с указанием конкретного производителя продукции. Передача прав использования сертификата соответствия его держателем другому юридическому лицу не допускается.

5.2.12. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

5.2.13. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, проводит инспекционный контроль за соблюдением требований нормативных документов к сертифицированной продукции.

5.2.14. Инспекционный контроль осуществляется в рамках схем 2 и 3 в течение всего срока действия сертификата соответствия не реже одного раза в год.

Объем, содержание, порядок проведения инспекционного контроля определяет орган по сертификации с учетом схемы сертификации, по которой она проводилась (в том числе по сокращенной процедуре - без выезда комиссии, в форме отчетов).

Внеплановый инспекционный контроль проводится при поступлении информации о претензиях к сертифицированной продукции.

5.2.15. По результатам инспекционного контроля может быть принято одно из следующих решений, которое оформляется в форме акта:

- считать сертификат соответствия и предоставленное заявителю право на применение знака соответствия подтвержденными;

- приостановить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

- отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

При положительных результатах инспекционного контроля орган по сертификации подготавливает решение о подтверждении действия выданного сертификата соответствия и разрешения на использование знака соответствия Системы.

При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации подготавливает решение о приостановлении действия сертификата соответствия или отмене его действия и представляет решение держателю сертификата соответствия.

Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

5.2.16. Акт инспекционного контроля хранится в органе по сертификации, проводившем инспекционный контроль, а его копия направляется в организацию, где проводился инспекционный контроль.

5.3. Порядок проведения сертификации работ и услуг

5.3.1. При проведении добровольной сертификации работ и услуг в Системе добровольной сертификации в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации "Росжилкоммунсертификация" используются схемы сертификации, представленные в таблице.

┌─────┬─────────────────┬────────────────────┬───────────────────────┐
│  N  │Оценка выполнения│Проверка (испытания)│Инспекционный контроль │
│схемы│ работ, оказания │ результатов работ  │сертифицированных работ│
│     │      услуг      │      и услуг       │        и услуг        │
├─────┼─────────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│1    │Оценка мастерства│Проверка (испытания)│Контроль мастерства    │
│     │исполнителя работ│результатов работ и │исполнителя работ и    │
│     │и услуг          │услуг               │услуг                  │
├─────┼─────────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│2    │Оценка процесса  │Проверка (испытания)│Контроль процесса      │
│     │выполнения работ,│результатов работ и │выполнения работ,      │
│     │оказания услуг   │услуг               │оказания услуг         │
├─────┼─────────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│3    │Анализ состояния │Проверка (испытания)│Контроль состояния     │
│     │производства     │результатов работ и │производства           │
│     │                 │услуг               │                       │
├─────┼─────────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│4    │Оценка           │Проверка (испытания)│Контроль соответствия  │
│     │организации      │результатов работ и │установленным          │
│     │(предприятия)    │услуг               │требованиям            │
├─────┼─────────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│5    │Оценка системы   │Проверка (испытания)│Контроль систем        │
│     │качества         │результатов работ и │качества               │
│     │                 │услуг               │                       │
└─────┴─────────────────┴────────────────────┴───────────────────────┘

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя.

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

- полноту документации, устанавливающей требования к процессу;

- оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и другое, а также их соответствие установленным требованиям;

- метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;

- безопасность и стабильность процесса;

- профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, производственного и обслуживающего персонала.

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг.

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.

Схему 3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты работ и услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов и других нормативных документов.

Схему 4 применяют для оценки организации - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям.

Схему 5 применяют для оценки системы качества, проверяют результаты потенциально опасных работ и услуг.

5.3.2. Сертификация работ и услуг в Системе включает:

- подачу заявителем заявки на сертификацию;

- рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;

- принятие решения по заявке;

- оценку соответствия;

- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами.

5.3.3. При сертификации могут быть использованы другие документы, подтверждающие соответствие работ и услуг установленным требованиям:

- результаты экспертных оценок;

- сертификаты соответствия других систем сертификации;

- акты проверок, заключения, сертификаты соответствия в сфере стройиндустрии.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).

5.3.4. Для проведения сертификации работ и услуг в Системе заявитель направляет заявку в орган по сертификации по форме согласно Приложению N 3 к настоящим Правилам.

Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации работ и услуг.

Орган по сертификации при рассмотрении заявки запрашивает у заявителя при необходимости дополнительные сведения, позволяющие определять стабильность и качество оказания услуг.

5.3.5. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо непроведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения.

5.3.6. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.

При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора.

Если принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументированно, в письменной форме, сообщает заявителю о невозможности проведения работ по сертификации.

Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от компетентных органов государственного контроля и надзора о несоответствии выполняемых работ и оказываемых услуг установленным правилам и требованиям нормативных документов.

5.3.7. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации.

5.3.8. Оценка соответствия работ и услуг выполняется комиссией, в состав которой включаются эксперт по сертификации и специалисты-консультанты (при необходимости).

Состав комиссии определяет орган по сертификации.

5.3.9. На основании акта оценки оказания услуг и других документов орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

При положительных результатах сертификационных проверок орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата сертификационных испытаний и проверок.

При повторном обращении заявителя используется тот же порядок работ по сертификации.

5.3.10. Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия по форме согласно Приложению N 7 к настоящим Правилам, осуществляет его регистрацию в реестре Системы и выдает заявителю.

Срок действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов работ по сертификации, стабильности оказания услуг, сроков действия нормативных и технических документов, но не более чем на три года.

5.3.11. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, проводит инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами в течение всего срока действия сертификата соответствия, но не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для подтверждения соответствия работ и услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.

5.3.12. Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности оказания услуг, объема выполняемых работ, наличия системы качества, затрат на проведение инспекционного контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, претензий потребителей и органов государственного контроля и надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

5.3.13. Инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами в общем случае содержит следующие виды работ:

- сбор и анализ поступающей информации о качестве сертифицированных работ и услуг;

- разработку программы инспекционной проверки;

- формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;

- проведение инспекционной проверки;

- оформление результатов проверки и принятие решения.

Инспекционный контроль предусматривает:

- контроль процесса выполнения работ и оказания услуг;

- подтверждение того, что в процесс выполнения работ и оказания услуг не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.

5.3.14. Внеплановый инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений государственных органов контроля и надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства, независимых организаций об отрицательных результатах проверок сертифицированных работ и услуг, жалоб и претензий к деятельности организаций.

Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации организации, выполняющей работы и оказывающей услуги, при изменении технологической схемы выполнения работ и оказания услуг - об этих случаях орган по сертификации должен извещаться незамедлительно держателем сертификата.

5.3.15. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов проверки и делается общее заключение о состоянии возможности оказания сертифицированных услуг и возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия. Акт хранится в органе по сертификации, копия направляется держателю сертификата соответствия. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о подтверждении действия сертификата соответствия либо о приостановлении или отмене его действия.

5.3.16. Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия по результатам инспекционного контроля в случаях:

- несоблюдения заявителем требований нормативных документов, подтвержденных при сертификации;

- изменения нормативного документа, регулирующего выполнение работ и оказание услуг (используемого при сертификации);

- изменения процесса выполнения работ и оказания услуг, условий деятельности, системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие выполнения работ и оказания услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.

5.3.17. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и решения на применение знака соответствия принимаются в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок соответствие выполнения работ и оказания услуг требованиям нормативных документов.

5.3.18. Решение об отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимаются в следующих случаях:

- недостатки невозможно устранить в разумно установленные сроки;

- корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.

5.3.19. Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия и разрешении на применение знака соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

5.4. Порядок проведения сертификации систем менеджмента качества в жилищно-коммунальном хозяйстве

5.4.1. Сертификация систем менеджмента качества в Системе добровольной сертификации в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации "Росжилкоммунсертификация" включает следующие этапы:

- организация работ;

- анализ документов и подготовка к проведению аудита;

- проведение аудита и подготовка заключений;

- завершение сертификации, регистрация и выдача сертификата соответствия;

- инспекционный контроль.

5.4.2. На этапе организации работ оформляется заявка по форме согласно Приложению N 4 к настоящим Правилам, заключается договор на проведение сертификации системы менеджмента качества; согласовывается область сертификации и перечень документов и сведений, представляемых заявителем для анализа системы менеджмента качества; формируется комиссия по сертификации.

5.4.3. Председатель комиссии организует рассмотрение и подготавливает заключение по результатам анализа представленных заявителем документов, формирует план аудита, устанавливает распределение обязанностей между членами комиссии, руководит подготовкой рабочих документов.

5.4.4. В процессе аудита проводятся:

- предварительное совещание с участием членов комиссии, руководства и ведущих специалистов заявителя для установления порядка и условий выполнения аудита;

- обследование системы менеджмента качества; сбор, проверка и регистрация данных; формирование выводов аудита; классификация и регистрация наблюдений; действия с несоответствиями и уведомлениями;

- подготовка акта по результатам аудита, проведение заключительного совещания, утверждение и рассылка акта.

При проведении сертификации системы менеджмента качества комиссия в акте проверки делает заключение о выполнении проверяемой организацией функций, регламентированных законодательством в области жилищно-коммунального хозяйства и подлежащих обязательной сертификации (лицензированию).

5.4.5. Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия системы менеджмента качества принимает руководитель органа по сертификации на основании рассмотрения акта по результатам аудита и результатов выполнения плана корректирующих действий.

При положительном решении орган по сертификации оформляет и выдает заявителю сертификат соответствия по форме согласно Приложению N 8 к настоящим Правилам, осуществляет его регистрацию в реестре Системы. Срок действия сертификата соответствия - три года.

5.4.6. В случае отказа в выдаче сертификата соответствия заявитель имеет право направить в апелляционную комиссию Системы заявление о несогласии с заключением комиссии. По результатам рассмотрения апелляции может быть назначен повторный аудит с другим составом комиссии.

5.4.7. При отказе в выдаче сертификата соответствия орган по сертификации уведомляет заявителя о возможности проведения на договорной основе повторного сертификационного аудита.

5.4.8. Документы по сертификации конкретной системы менеджмента качества хранятся в органе по сертификации. Комиссия и руководство органа по сертификации не должны раскрывать содержание документов и другой информации, полученной во время аудита, а также актов по результатам аудита любой другой стороне без согласия заявителя.

5.4.9. Данные об участниках и сертифицированных системах менеджмента качества вносятся в реестр Системы и периодически публикуются в изданиях.

5.4.10. Одновременно с оформлением сертификата соответствия орган по сертификации и держатель сертификата заключают договор на проведение ежегодного планового инспекционного контроля на срок действия сертификата соответствия.

5.4.11. Правила и порядок проведения инспекционного контроля, в основном, соответствуют проведению сертификации систем менеджмента качества. При этом общий объем одной проверки должен составлять примерно треть элементов сертифицированной системы менеджмента качества.

5.4.12. Результаты ежегодного (планового) и внепланового инспекционного контроля могут служить основанием для принятия органом по сертификации следующих решений:

- подтверждение действия выданного сертификата соответствия;

- приостановление действия выданного сертификата (на срок до трех месяцев): при невыполнении запланированных корректирующих действий по устранению несоответствий, обнаруженных при предыдущем инспекционном контроле;

- отзыв (аннулирование) сертификата соответствия: при обнаружении значительных несоответствий, которые не устранены в течение двух недель после завершения инспекционного контроля;

- расширение или сужение области сертификации (по инициативе органа по сертификации или держателя сертификата);

- ресертификация системы менеджмента качества (по инициативе держателя сертификата) при положительных результатах проверки всех элементов системы за период действия сертификата соответствия.

5.4.13. Правила и порядок проведения ресертификации, в основном, соответствуют проведению сертификации систем менеджмента качества.

5.4.14. Ресертификация системы менеджмента качества проводится по заявке держателя сертификата соответствия, подаваемой за три месяца до истечения срока действия сертификата соответствия. Состав и объем сертификационных работ, перечень представляемых заявителем документов устанавливаются в договоре на ресертификацию.