9. Определение стоимости имущества граждан, учитываемого для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма

9. Определение стоимости имущества граждан, учитываемого для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма

9.1. Определение стоимости недвижимого имущества (земельных участков, строений, помещений, сооружений) и транспортных средств рекомендуется производить на основании данных налоговых органов по месту жительства граждан, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества, подлежащего налогообложению. Данные налоговых органов в соответствии с частью 10 статьи 83 и статьей 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации формируются на основе имеющихся сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, иными установленными законодательством лицами, а также непосредственно самими гражданами-налогоплательщиками. В настоящем разделе приведены основные нормы, которые рекомендуется установить в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

9.2. Для определения стоимости недвижимого имущества - строений, помещений и сооружений, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц, могут быть использованы данные об инвентаризационной стоимости указанных видов имущества, которые в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предоставляются в налоговые органы соответствующими органами и организациями. Инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, как правило, используется в качестве налоговой базы при исчислении налога на имущество физических лиц. Однако указанная стоимость не соответствует рыночной стоимости имущества и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации может быть оценена независимыми экспертными оценочными организациями.

9.3. Для определения стоимости земельных участков на основании соответствующего закона субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления рекомендуется использовать данные о кадастровой стоимости земли, а до ее определения - нормативную цену земли в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно определяют нормативную цену земли для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

После завершения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости Российской Федерации и его территориальными подразделениями к 1 января 2006 года работ по определению кадастровой стоимости земли кадастровая стоимость земли в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации будет применяться в качестве налоговой базы для уплаты земельного налога.

Для муниципальных образований, в которых завершены работы по определению кадастровой стоимости земли, рекомендуется использование этой стоимости для определения стоимости земельных участков, находящихся в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, а также одиноко проживающего гражданина-заявителя, с момента применения данной кадастровой стоимости на территории субъекта Российской Федерации в установленном законодательством порядке. Для других муниципальных образований, не завершивших работу по определению кадастровой стоимости земли, для определения стоимости земельных участков возможно использование нормативной цены земли.

9.4. Поскольку в федеральном законодательстве при определении налоговой базы по транспортному налогу не используется оценка стоимости транспортных средств, то при установлении порядка определения стоимости данного имущества органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать процедуры, применяемые экспертными организациями для оценки транспортных средств, или установить порядок определения стоимости транспортного средства, который должен предусматривать возможность определения стоимости транспортного средства собственником, экспертной организацией или в случае несогласия органа местного самоуправления с оценкой определение ее в судебном порядке.

9.5. Оценку стоимости предметов антиквариата и искусства, ювелирных изделий, бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий рекомендуется проводить на основе самостоятельно декларируемых заявителем сведений о наличии таких предметов и их приблизительной рыночной стоимости. В случае, когда заявитель не в состоянии указать приблизительную рыночную стоимость, возможно привлечение независимого оценщика в соответствии с порядком, изложенным в пункте 9.8 настоящих Методических рекомендаций.

9.6. Определение стоимости паенакоплений в жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных, гаражно-строительных, дачно-строительных и иных потребительских специализированных кооперативах органам местного самоуправления на основе соответствующего закона субъекта Российской Федерации рекомендуется производить на основании сведений, представленных заявителем и заверенных должностными лицами соответствующих кооперативов.

9.7. Размер денежных средств, находящихся на счетах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, а также средств, находящихся на именных приватизационных счетах физических лиц, рекомендуется учитывать на основании представленных заявителем сведений в виде выписок (копий документов) банковских или иных кредитных учреждений.

9.8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также могут принять решение о том, что определение стоимости имущества семьи гражданина заявителя, а также одиноко проживающего гражданина-заявителя должно производиться органом местного самоуправления на основании сведений о рыночной цене имущества, определенной на основе отчета независимого оценщика. В этом случае организация проведения независимой оценки стоимости имущества возлагается на орган местного самоуправления, уполномоченный вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Финансирование расходов на оплату услуг независимых оценщиков при этом не может быть вменено в расходы местных бюджетов, а должно финансироваться в виде субвенций муниципальным образованиям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, принявшего соответствующее решение.

9.9. При оценке стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, не рекомендуется учитывать льготы, используемые при налогообложении имущества и предоставленные налоговым законодательством, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков, поскольку данные льготы устанавливаются именно в целях снижения налогового бремени, но не для иных целей.

9.10. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо установить расчетный период для оценки стоимости имущества семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя равным расчетному периоду, устанавливаемому в целях исчисления совокупного дохода в соответствии с пунктом 6.3 настоящих Методических рекомендаций.

9.11. В законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, рекомендуется определить, что если в течение расчетного периода членами семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем было продано имущество, входящее в перечень имущества, подлежащего налогообложению и учитываемого для признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, то стоимость проданного имущества учитывается как стоимость имущества, имеющегося в наличии в течение расчетного периода, за исключением случаев вынужденной продажи (оплата срочного медицинского лечения, дорогостоящих лекарств и др.), подтвержденной соответствующими документами, предоставляемыми гражданами-заявителями (копия счета-оплаты и др.). Целесообразность учета стоимости проданного имущества в составе учитываемого имущества гражданина-заявителя или членов его семьи обусловлена необходимостью устранения стимулов по намеренному ухудшению материального положения граждан в целях получения права на постановку на учет для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

9.12. При изменении субъектом Российской Федерации порядка оценки стоимости имущества органам местного самоуправления, осуществляющим оценку имущества в целях признания граждан малоимущими для предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, рекомендуется на основании сведений, представленных гражданами и (или) налоговыми органами, повторно определить новую общую стоимость имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности граждан-заявителей и членов их семьи, отнесенных ранее к категории малоимущих.