МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 января 2009 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА В ОТБОРЕ ПРОЕКТОВ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ
НА ПОЛУЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО
ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ВВЕДЕНИЕ

Данные Методические рекомендации содержат требования в отношении подготовки заявки и пакета документов по региональному инвестиционному проекту, претендующему на финансирование за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ

Инвестиционный фонд Российской Федерации (ИФ) - средства, предусмотренные в федеральном бюджете Российской Федерации, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов;

Правила - Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 134 (в действующей редакции);

Методика - Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, утвержденная приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N 117;

Региональный инвестиционный проект (РП) - инвестиционный проект, имеющий региональное и межрегиональное значение, осуществляемый на условиях государственно-частного партнерства, направленный на социально-экономическое развитие субъекта (субъектов в случае межрегионального инвестиционного проекта) Российской Федерации в части создания и (или) развития объектов транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, стоимость которого составляет не менее 500 млн. рублей;

Заявка - заявка высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации регионального инвестиционного проекта, составленная по форме, утвержденной приказом Министра регионального развития Российской Федерации, от 25 июля 2008 г. N 115;

Инициатор - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель;

Инвестор - коммерческая организация (коммерческие организации), индивидуальные предприниматели, финансирующие создание объектов капитального строительства частной собственности и несущие ответственность за их создание в соответствии с паспортом проекта;

Квота - размер бюджетных ассигнований Фонда, которые могут быть направлены в отношении субъекта Российской Федерации на софинансирование региональных инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в части создания и (или) развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, а также для реализации инновационных проектов. Объем бюджетных ассигнований Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации. Предельный размер бюджетных ассигнований Фонда, который может быть предоставлен в течение одного финансового года для реализации региональных инвестиционных проектов, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

3.1. Необходимо, чтобы РП осуществлялся на условиях государственно-частного партнерства и предусматривал создание взаимосвязанных (функционально, экономически, технологически и т.п.) объектов капитального строительства частной и государственной (муниципальной) формы собственности.

3.2. Объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, создаваемые при реализации РП за счет бюджетных средств, в том числе средств ИФ, должны относиться исключительно к объектам транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры.

3.3. Для РП, в состав которых входят начатые строительством объекты капитального строительства, общей стоимостью проекта является остаточная стоимость проекта по состоянию на 1 января года подачи Заявки, т.е. стоимость без учета понесенных ранее затрат на строительство.

3.4. Специализированные мероприятия: снос, рекультивация, сбор и переработка отходов, водоочистка и т.п., не связанные напрямую с созданием объектов капитального строительства, входящих в РП, не учитываются в составе затрат по РП.

3.5. Объекты социальной инфраструктуры (детские сады, школы, поликлиники и т.п.) не могут быть включены в состав РП.

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЗАЯВКИ

4.1. Сметная стоимость РП должна быть указана в двух видах цен:

- в ценах на 1 января года подачи заявки;

- в ценах соответствующих лет (прогнозных ценах),

при этом прогнозные цены для каждого года рассчитываются на основании соответствующих индексов-дефляторов Минэкономразвития России по капитальным вложениям по состоянию на 1 января соответствующего года (рекомендуемые индексы-дефляторы, а также порядок их использования размещены на официальном интернет-сайте Минрегиона России по адресу: www.minregion.ru раздел "Инвестиционный фонд Российской Федерации", подраздел "Инструктивно-методические материалы"), см. также п. 6.4 Методических рекомендаций.

4.2. В Заявке должны быть четко описаны объекты капитального строительства (с указанием основных технических характеристик объектов), создание которых предусмотрено в рамках реализации РП, а также их стоимость с разбивкой по источникам финансирования и годам реализации проекта. Также необходимо указать форму собственности, в которую поступают объекты.

4.3. Отдельно необходимо указать, на строительство каких именно объектов привлекаются бюджетные ассигнования ИФ (с указанием основным характеристик данных объектов).

4.4. В п. 1.4 Заявки необходимо указывать реквизиты нормативного акта об утверждении Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, которой должны соответствовать результаты реализации РП.

4.5. В Заявке необходимо обосновать невозможность реализации РП без государственной поддержки с указанием на соблюдение в проекте всех условий, указанных в Методике (с детализацией).

4.6. В Заявке также должно быть представлено обоснование взаимосвязи объектов, создаваемых за счет средств частных инвесторов, и объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, создаваемых за счет бюджетных средств.

5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ

5.1. Копия положительного заключения государственной экспертизы должна быть представлена на каждый объект капитального строительства, включаемый в состав РП (вне зависимости от формы собственности), в ценах на 1 января года подачи Заявки. В случае, если заключение государственной экспертизы выполнено в ценах на более раннюю дату, необходимо предусмотреть пересчет сметной стоимости на требуемую дату, подтвержденный уполномоченным органом государственной экспертизы (представляется целесообразным представлять справку с пересчетом сметной стоимости как приложение к заключению государственной экспертизы).

5.2. Сметная стоимость РП, указанная в п. 1.8 Заявки, должна полностью соответствовать стоимости, указанной в положительном заключении государственной экспертизы.

5.3. Объемы бюджетных ассигнований, указанные в выписках из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, должны соответствовать объемам, указанным в п. 1.8 Заявки (сметная стоимость проекта) в прогнозных ценах.

5.4. Проект представляемого инвестиционного соглашения должен содержать график перечисления денежных средств по годам и по всем источникам финансирования проекта.

В соответствии с изменениями, внесенными в Правила постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1064, проект инвестиционного соглашения также должен содержать обязанности инвестора по проведению операций с денежными средствами в целях оплаты расходных обязательств инвестора по реализации проекта через расчетные счета, открытые инвестору в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

5.5. При составлении инвестиционного соглашения о порядке реализации и совместного финансирования РП, паспорта проекта и соглашения о предоставлении бюджетных ассигнований ИФ в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (муниципальной собственности в случае соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам), предлагается использовать формы вышеуказанных документов установленного или рекомендуемого образца:

- типовая форма паспорта проекта, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 391-р (размещена на официальном интернет-сайте Минрегиона России по адресу www.minregion.ru, раздел "Инвестиционный фонд Российской Федерации", подраздел "Нормативно-правовые акты");

- типовая форма соглашения между ответственными исполнителями регионального инвестиционного проекта и Министерством регионального развития Российской Федерации о предоставлении бюджетных ассигнований ИФ для реализации регионального инвестиционного проекта, утвержденная Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 14 ноября 2008 г. N 251 (размещена на официальном интернет-сайте Минрегиона России по адресу: www.minregion.ru, раздел "Инвестиционный фонд Российской Федерации", подраздел "Нормативно-правовые акты").

5.6. Сметная стоимость РП, указанная в Заявке, должна соответствовать сметной стоимости, указанной во всех документах, содержащих информацию о реализации проекта (в бизнес-плане проекта, документах о намерении кредитной организации предоставить инициатору кредит, решении об участии инициатора в проекте, заключении государственной экспертизы, заключении на представленный проект органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

5.7. В случае отсутствия на момент подачи Заявки положительного заключения государственной экспертизы на объекты капитального строительства в составе РП, а также выписки из бюджета субъекта допускается предоставление гарантийного письма от инициатора РП с указанием срока предоставления документа, который не может превышать 2 недели.

5.8. В случае отсутствия документов, требуемых в соответствии с Правилами, по объективным причинам (невозможность представления лицензии ввиду того, что деятельность предприятия не лицензируется и т.п.), необходимо представить справку-пояснение от инициатора РП с указанием причины отсутствия документов.

6. ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ И РАСЧЕТАМ

6.1. Составление Бизнес-плана рекомендуется в соответствии с рекомендациями по структуре, представленными в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

6.2. В соответствии с требованиями п. 3 Правил предоставление бюджетных ассигнований ИФ предусмотрено в течение периода, не превышающего 5 лет с момента начала реализации РП.

6.3. Необходимо учитывать, что срок прямого прогнозирования должен составлять 10 лет, начиная с года подачи заявки. В случае если период реализации проекта длиннее 10-летнего периода, инвестор может выбрать его в качестве прогнозного периода, приведя обоснование выбора.

6.4. Расчеты показателей финансовой и бюджетной эффективности должны осуществляться на основе цен, сложившихся по состоянию на 1 января года, в котором подается Заявка.

6.5. При составлении финансовой модели для индексирования затрат на строительство объектов капитального строительства необходимо предусматривать использование индексов-дефляторов Минэкономразвития России по капитальным вложениям (рекомендуемые индексы-дефляторы размещены на официальном интернет-сайте Минрегиона России по адресу: www.minregion.ru раздел "Инвестиционный фонд Российской Федерации", подраздел "Инструктивно-методические материалы"). Для индексации стоимости готовой продукции, стоимости реализации жилья и т.п. рекомендуется использовать индексы, отражающие инфляцию (в частности - индекс потребительских цен, официально публикуемый органами государственной статистики), при этом необходимо качественное обоснование использования того или иного индекса.

6.6. В финансовой модели должны быть отдельно отражены расчеты расходов, доходов и финансовых потоков (CF) государства по вновь создаваемым объектам государственной собственности.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ-ИНВЕСТОРЕ

7.1. К заявке должны прилагаться документы, указанные в пп. "б" - "и", "н" - "п" п. 28 Правил, содержащие необходимую информацию об инвесторе РП. В случае, если в реализации РП предусмотрено привлечение нескольких инвесторов, то по всем участвующим в проекте инвесторам представляются документы, указанные в пп. "б" - "и", "н" - "п" п. 28 Правил.

7.2. Копии устава организации и учредительного договора должны быть нотариально заверены, остальные документы (в том числе копии документов) должны быть подписаны руководителем организации и заверены печатью организации (при этом документы должны быть прошиты, сброшюрованы или скреплены). Документы должны содержать все требуемые приложения.

7.3. В соответствии с пп. "а" п. 32 Правил коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, участвующие в реализации проекта, должны выполнять текущие обязательства перед бюджетной системой Российской Федерации, в связи с чем справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам должна подтверждать отсутствие задолженности коммерческой организации перед бюджетом как по основным платежам, так и по пеням.

7.4. Сведения об отсутствии в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица должны быть представлены в виде оригинала справки из Арбитражного суда (1 экземпляр) и копии указанной справки, подписанной руководителем организации и заверенной печатью организации (1 экземпляр).

7.5. В составе документов должны быть представлены документы, характеризующие кредитную историю организации или подтверждающие ее отсутствие, а также документы, подтверждающие отсутствие у организации просроченной кредиторской задолженности и убытков в течение последних 3 лет. Для подтверждения информации об отсутствии у Инвестора просроченной кредиторской задолженности рекомендуется представить справку от Инвестора в произвольной форме, с указанием наименования банка (банков), суммы кредита, даты получения кредита и даты возврата кредита, а также представить соответствующие справки от указанного банка (банков) с подтверждением данной информации.

7.6. В случае, если при реализации РП предусмотрено привлечение нескольких инвесторов, то по всем участвующим в проекте инвесторам представляются документы, указанные в п. 28 пп. "б" - "и", "н" - "п".

8. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ЗАЯВКИ И ДОКУМЕНТОВ

8.1. Документы необходимо представлять в Министерство регионального развития Российской Федерации в 2 экземплярах, при этом Заявка должна быть представлена на соответствующем бланке субъекта Российской Федерации и подписана руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта.

8.2. Финансовую модель проекта необходимо представлять в составе Заявки на электронном носителе в формате Excel с сохранением в файлах связей ячеек и расчетных формул.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям

РЕКОМЕНДАЦИИ
К СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА РЕГИОНАЛЬНОГО
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

1. Требования к содержанию бизнес-плана (технико-экономического обоснования) по проекту

1.1. Общие положения

1.1.1. Бизнес-план должен содержать:

а. название инвестиционного проекта, его суть и целесообразность реализации;

б. отраслевое направление инвестиционной деятельности;

в. обоснование общегосударственной (региональной) значимости проекта;

г. обоснование положительного эффекта для общества и экономики Российской Федерации;

д. обоснование соответствия проекта экологическому законодательству;

е. информацию о предполагаемых конкурсных процедурах для отбора ключевых поставщиков и подрядчиков по проекту;

ж. обоснование привлекательности проекта для участников проекта, подкрепленное результатами финансовых прогнозов, анализом потенциала рынка, прозрачностью проекта и возможностью осуществлять контроль за ходом реализации проекта и целевым использованием средств;

з. обоснование реализуемости проекта, подкрепленное наличием четкой стратегии реализации проекта и планами по его реализации, возможностью привлечения необходимых ресурсов для реализации, наличием команды руководителей и разработчиков;

и. анализ возможных рисков, связанных с реализацией проекта, и способов их минимизации;

1.1.2. Информация в бизнес-плане должна быть объективной, основываться на обоснованных данных (список рекомендуемых источников указан ниже) и не противоречащих им разумных предположениях. Все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация.

1.1.3. Изложение информации в бизнес-плане должно быть понятным, логичным и структурированным.

1.1.4. Структура и содержание бизнес-плана должны отвечать нижеприведенным требованиям и рекомендациям к структуре бизнес-плана с учетом отраслевой и иной специфики конкретного инвестиционного проекта.

1.2. Рекомендуемая структура бизнес-плана

1.2.1. Рекомендуемая структура бизнес-плана включает следующие разделы:

а. Резюме проекта;

б. Описание проекта;

в. Информация об Основных участниках проекта;

г. Описание продукта;

д. Анализ рынка;

е. Организационный план;

ж. План продаж и стратегия маркетинга;

з. План производства (эксплуатации);

и. Анализ ресурсов;

к. Воздействие проекта на окружающую среду;

л. Финансовый план;

м. План финансирования;

н. Анализ проектных рисков;

о. Анализ экономической эффективности проекта;

п. Приложения.

1.2.2. Формат и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от характера проекта, но перечисленные выше разделы должны быть включены в бизнес-план в обязательном порядке.

1.2.3. В случае отсутствия в бизнес-плане разделов, соответствующих указанным выше, к бизнес-плану должна быть приложена пояснительная записка с указаниями на разделы, в которых следует искать требуемую информацию, или обоснованием того, почему информация в бизнес-плане не приводится.

1.2.4. Рекомендуется включить в бизнес-план справочный материал, в том числе:

а. информацию о составителях бизнес-плана;

б. содержание с указанием страниц;

в. словарь ключевых технических и иных узкоспециализированных терминов, используемых в бизнес-плане;

г. список определений и расчетных формул для финансовых показателей (коэффициентов), которые упоминаются в бизнес-плане и рассчитываются в финансовой модели;

д. информацию о нормативно-методической базе, использованной при составлении бизнес плана и проведении анализа;

е. краткую информацию о технико-экономических, маркетинговых и иных исследованиях, использованных при составлении бизнес-плана.

1.3. Содержание основных разделов бизнес-плана

1.3.1. Резюме проекта

В данном разделе рекомендуется раскрыть в сжатой форме:

а. суть проекта и целесообразность его реализации;

б. ключевую информацию о Получателе средств и Основных участниках проекта;

в. результаты анализа потенциала рынка;

г. стратегию реализации проекта (общий график реализации);

д. ключевые прогнозные финансовые показатели (коэффициенты);

е. общую стоимость проекта, общую потребность в финансировании и предполагаемые источники финансирования;

ж. ключевые факторы успеха и основные риски проекта (рекомендуется представить в виде SWOT-анализа);

з. иную ключевую информацию по проекту.

1.3.2. Описание проекта

В данном разделе необходимо:

а. изложить суть проекта, в том числе указать тип инвестиционного проекта (создание нового производства/объекта с "нуля"; реконструкция действующего производства/объекта; модернизация действующего производства/объекта; выпуск новой продукции на действующем производстве; расширение действующего производства; иное изменение с целью ведения коммерческой деятельности);

б. указать стадию реализации проекта и фазу (конкретный этап внутри стадии), на которой находится проект в настоящее время;

в. указать регион и отрасль, в которых будет реализован проект;

г. обосновать целесообразность реализации проекта для Получателя средств (например, возможность увеличить объем продаж и долю на рынке; снизить затраты; занять свободную нишу на рынке или создать новый рынок; учесть экологические требования и т.п.);

д. описать положительный эффект для экономики и общества РФ, а также дать обоснование общегосударственной (региональной) значимости проекта.

1.3.3. Информация об Основных участниках проекта

В разделе должны быть указаны:

а. Получатель средств и иные Основные участники проекта;

б. роли и порядок их взаимодействия в ходе реализации проекта;

в. причины заинтересованности в проекте;

г. наличие опыта работы в отрасли;

д. иная существенная информация об Основных участниках проекта.

Рекомендуется:

а. кратко изложить историю развития компании - Получателя средств;

б. дать описание характера и направлений деятельности и сведения о местоположении Основных участников проекта;

в. представить ключевую финансовую информацию по Получателю средств и/или Группе (выручка, валовая рентабельность, чистая рентабельность, чистая прибыль, совокупные активы, соотношение собственного и заемного капитала и т.п.) в динамике за последние несколько лет;

г. если Получатель средств принадлежит к Группе лиц, представить в графическом виде организационную структуру Группы или ее фрагмент, включив в нее Основных участников проекта, если они также входят в Группу, и указать доли участия в уставном капитале или иные отношения, связывающие членов Группы.

1.3.4. Описание продукта

В этот раздел следует включить описание продукта (продуктовой линейки <*>), который планируется к выпуску в соответствии с проектом, и анализ их конкурентных преимуществ и недостатков.

--------------------------------

<*> Под продуктовой линейкой для целей настоящего Приложения понимается группа продуктов с близкими ценовыми и качественными характеристиками и общей целевой аудиторией потребителей.

В разделе должна быть:

а. приведена информация о доминирующей части продуктовой программы, составляющей значительную часть выручки от реализации (не требуется предоставлять детальную информацию по каждому продукту (продуктовой линейке)), в том числе (если применимо): назначение и область применения, краткое описание и основные характеристики, наличие сертификата качества, патентоспособность и авторские права, необходимость лицензирования выпуска продукции, безопасность и экологичность продукта, утилизация после окончания эксплуатации;

б. указана степень готовности продукта к выпуску и реализации (отметить, если применимо, на какой стадии развития находится продукт, к примеру, концепция, опытный образец, готовый рыночный продукт), реализовывался ли продукт ранее на российском рынке или за рубежом, опыт производства и реализации продукта Участниками проекта.

В разделе рекомендуется:

а. привести основные качественные характеристики продукта (продуктовой линейки), анализ полезности для потребителей (в том числе указать целевую аудиторию), возможные продукты-заменители (субституты) и комплиментарные (сопутствующие) товары и услуги;

б. провести анализ жизненного цикла продукта, указать на планируемые изменения в ассортименте и предполагаемую модернизацию продукта в будущем.

1.3.5. Анализ рынка

В данном разделе необходимо дать описание рынка сбыта, для которого предназначена продукция и/или услуги, предусмотренные проектом, и прогнозы развития рынка на ближайшую перспективу.

В разделе должен быть представлен анализ текущего состояния рынка, включая:

а. текущий и потенциальный (прогнозный) объем рынка;

б. степень насыщенности;

в. динамику развития (в том числе появление новых игроков, динамику объема продаж, ключевые изменения и тенденции, текущую стадию жизненного цикла рынка);

г. описание структуры (основных сегментов) рынка;

д. показатели рыночной концентрации;

е. основных прямых конкурентов и конкурентов, производящих продукты-заменители;

ж. барьеры входа в отрасль (включая законодательные ограничения, ограничения доступа к ключевым ресурсам, ограничения по масштабу производства);

з. данные о сезонности спроса или предложения;

и. основные каналы продаж и методы стимулирования сбыта (реклама, мерчендайзинг и т.д.);

к. принципы ценообразования, историческую динамику цены на продукт и прогнозы ее изменения;

л. скорость инноваций и технологических изменений в отрасли;

м. степень государственного регулирования рынка (отрасли);

н. иную существенную информацию.

Для выделения рыночных сегментов рекомендуется использовать географический, ценовой, социальный (отраслевой) признак и иные признаки, которые позволяют четко выделить целевую группу покупателей, на которую ориентирован продукт.

В случае значительной степени государственного регулирования рынка (отрасли), а также участия государственных органов и организаций в проекте рекомендуется вынести обзор нормативно-правовой базы в отдельный раздел, в котором указать информацию о регулировании ценообразования (тарифов), антимонопольном регулировании, необходимых разрешениях для работы и иную существенную информацию.

В данный раздел также необходимо включить:

а. прогноз объема продаж или иного показателя спроса по рынку в целом и по сегментам, в которых будет позиционироваться продукция (работы, услуги), предназначенные к реализации по проекту (период прогноза, как правило, должен составлять не менее пяти лет);

б. анализ уровня конкуренции в отрасли (рекомендуется использовать схему "пяти сил конкуренции" М. Портера - рассмотреть "рыночную силу" поставщиков, потребителей, существующих и потенциальных прямых конкурентов, конкурентов, производящих продукты-заменители).

В разделе также рекомендуется привести данные:

а. по основным конкурентам: позиция на рынке (местоположение, доля рынка), текущие и прогнозные производственные мощности, основная стратегия конкурентной борьбы, конкурентные преимущества и недостатки (обязательно в случае олигополистической структуры рынка - наличии нескольких крупных игроков на рынке);

б. об отрасли в целом (общая динамика предприятий отрасли; уровень рентабельности, структура активов, оборачиваемость активов, типовая структура затрат, степень износа основных фондов, уровень загрузки производственных мощностей/технологического оборудования; другие важные факторы, характеризующие отрасль).

Если целью инвестиционного проекта является строительство заранее определенного количества объектов (производственных мощностей) для реализации заранее определенному заказчику, с которым достигнуто предварительное соглашение (заключен договор) о приобретении объектов (производственных мощностей), или реализация продукции/работ/услуг, предназначенных для единственного покупателя, анализ рынка рекомендуется заменить анализом потребностей ключевого заказчика (покупателя).

1.3.6. Организационный план

В данном разделе необходимо дать описание общей стратегии реализации проекта, привести временной график реализации проекта с указанием предполагаемого начала реализации проекта и продолжительности основных стадий (предынвестиционная, инвестиционная/стадия ввода мощностей, операционная, ликвидационная), а также промежуточных этапов (фаз).

а. В разделе должна содержаться информация о плане ввода производственных мощностей или иных объектов инвестирования в эксплуатацию (в виде графика или блок-схемы), если применимо, с указанием критических (контрольных) точек;

б. Также в разделе может содержаться план проектно-изыскательских, геологоразведочных, строительных, монтажных, пуско-наладочных и иных работ по проекту с указанием их продолжительности и /или календарный план выполнения работ по проекту (в виде графика или блок-схемы), иные организационные планы и схемы.

Организационные графики и схемы и планы работ по проекту могут быть вынесены в приложения к бизнес-плану.

1.3.7. План продаж и стратегия маркетинга

В данном разделе должны быть отражены целевая динамика объема продаж (целевой интенсивности эксплуатации) и прогнозной доли рынка, а также стратегия по их достижению, в том числе стратегия конкурентной борьбы.

В разделе необходимо:

а. привести прогнозный объем продаж (интенсивности эксплуатации) в натуральных единицах, прогнозные отпускные цены (тарифы) и/или прогноз выручки от реализации в денежном выражении по проекту - с учетом анализа, произведенного в разделе анализа рынка;

б. описать стратегию маркетинга по проекту, к примеру: расширенную концепцию продукта (анализ возможностей дифференцирования продукта с целью увеличения ценности продукта для потребителя, в том числе путем улучшения дизайна, добавления дополнительных услуг, использования торговой марки и т.п.), стратегию ценообразования, политику дистрибуции (выбор каналов продаж) и стимулирования сбыта (в том числе при отклонении фактических объемов продаж от целевых);

в. указать текущую и прогнозную долю компании на рынке (в случае, если предполагается увеличение доли рынка);

г. описать стратегию конкурентной борьбы (проникновение на рынок, увеличение или удержание целевой доли рынка). Если возможно дифференцирование продукта, требуется привести сравнительный конкурентный анализ продукта, который планируется к выпуску по проекту (преимущества и недостатки по сравнению с продуктами конкурентов). В случае олигополистической структуры рынка (наличии нескольких крупных игроков) требуется дать сравнительный анализ стратегий конкурентов и учесть их при выработке стратегии маркетинга по проекту.

В случае если проект относится к инновационным, рекомендуется проработать вопрос о юридической защите интеллектуальных прав собственности на продукт (технологию).

Если целью инвестиционного проекта является строительство заранее определенного количества объектов (производственных мощностей), которые будут реализованы заранее определенному заказчику, с которым достигнуто предварительное соглашение (заключен договор) о приобретении объектов (производственных мощностей), стратегию маркетинга и план продаж рекомендуется заменить согласованным предположительным графиком ввода мощностей и передачи (реализации) объектов.

1.3.8. План производства (эксплуатации)

Необходимо привести в бизнес-плане:

а. план объема выпуска продукции в разрезе продуктов (продуктовых линеек) или план эксплуатации объектов, построенный с учетом прогноза объема продаж (интенсивности эксплуатации), определенного в разделе плана продаж и стратегии маркетинга;

б. краткое описание производственного процесса (схемы производственных потоков) или бизнес-модели (описание основных бизнес-процессов) на операционной (эксплуатационной) стадии реализации проекта. Если часть производственного процесса или отдельные бизнес-процессы предполагается передать на аутсорсинг, необходимо указать основных предполагаемых подрядчиков с обоснованием их выбора;

в. краткое описание технологии производства (строительства) и оборудования, которое будет использоваться для производства готовой продукции (строительства объектов), а также факторы, определившие их выбор. При этом следует осветить вопросы новизны и конкурентоспособности технологии (оборудования) с точки зрения российских и международных стандартов, а также привести информацию об опыте Участников проекта в их использовании;

г. удельные затраты сырья и материалов, энергии, времени работы оборудования и персонала для осуществления ключевых бизнес-процессов или для выпуска единицы продукта.

Рекомендуется привести информацию по системе обеспечения качества продукта (если высокое качество относится к конкурентным преимуществам продукта).

1.3.9. Анализ ресурсов

В данном разделе необходимо провести анализ материальных, организационных, человеческих и иных ресурсов, которые требуются для реализации проекта.

Необходимо отметить, какие ресурсы уже имеются у основных Участников проекта и какие ресурсы будет необходимо привлечь дополнительно при реализации проекта (производственная/строительная площадка; инфраструктура (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, транспорт и т.д.); машины и оборудование; сырье, материалы, энергия, комплектующие; услуги и работы подрядчиков; трудовые ресурсы/персонал; управленческий ресурс и т.д.).

Необходимо привести в бизнес-плане:

а. анализ производственной/строительной площадки (в случае ее необходимости для реализации проекта), который должен включать: расположение, в том числе близость к рынку сбыта и сырья; достаточность площади; наличие и качество прилегающей инфраструктуры и коммуникаций, в том числе складских помещений; степень изношенности здания и коммуникаций; требуемые изменения и улучшения; иные важные характеристики, которые обусловили ее выбор;

б. если проект относится к категории создания нового предприятия/производства/объекта с "нуля", информацию о том, как предполагается обеспечить устойчивое материально-техническое снабжение (указать предполагаемых поставщиков и их местоположение);

в. анализ управленческих ресурсов проекта (резюме команды основных руководителей и разработчиков должны быть приложены к бизнес-плану), а также обосновать заинтересованность управленцев и разработчиков в успешной реализации проекта (к примеру, через передачу части акций/долей Получателя средств в собственность, использование опционных схем и иных схем компенсации (оплаты труда) и т.д.).

Рекомендуется:

а. выделить ключевые ресурсы и провести анализ соответствующих ресурсных рынков, в том числе проанализировать текущие и прогнозные объемы спроса и предложения ресурсов, рыночную структуру, динамику цен;

б. если производство является трудоемким или основным продуктом по проекту являются услуги или работы, можно выделить анализ трудовых ресурсов в отдельный раздел или приложение, в котором описать:

- необходимый для реализации проекта персонал, в том числе количество персонала по категориям, необходимые навыки и квалификацию, предполагаемый уровень заработной платы;

- имеющийся персонал (в случае его наличия), в том числе состав и квалификацию, потребность в обучении, текучесть кадров, уровень оплаты труда.

1.3.10. Воздействие проекта на окружающую среду

В данном разделе должна содержаться информация о воздействии проекта на окружающую среду и о соответствии проекта экологическому законодательству.

В разделе должны быть приведены основные результаты государственной экологической экспертизы, иных экологических экспертиз, экологического аудита (если они проводились).

Также необходимо привести описание планируемых мероприятий по охране окружающей среды (с указанием стоимости мероприятий и плана-графика их реализации).

1.3.11. Финансовый план

В разделе должна быть представлена следующая информация:

а. основные исходные данные, допущения и предпосылки, использованные для построения финансовых прогнозов;

б. ключевые финансовые показатели (коэффициенты) по годам реализации проекта;

в. прогнозная финансовая отчетность;

г. результаты оценки воздействия изменений ключевых факторов риска на финансовые прогнозы;

д. иная информация, в том числе графический материал, иллюстрирующий и детализирующий результаты финансовых прогнозов.

1.3.12. План финансирования

Раздел должен содержать следующую информацию:

а. общая потребность в финансировании (в разбивке по основным категориям инвестиционных затрат);

б. предполагаемая структура источников финансирования;

в. размер собственных средств (которые будут вложены в проект Получателем средств и его акционерами/участниками);

г. возможность внесения дополнительного (резервного) финансирования Получателем средств или иными Участниками проекта;

д. размер, форма и условия (в том числе, предварительные) предоставления финансирования иными Участниками проекта (если рассматривается такая возможность).

1.3.13. Анализ проектных рисков

Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между Участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.

Для проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, необходимо привести матрицу рисков и предложения по распределению рисков между частным и государственным сектором с целью их минимизации.

1.3.14. Анализ экономической эффективности проекта

Раздел должен содержать:

а. расчет эффективности проекта:

- без привлечения средств ИФ;

- с привлечением средств ИФ;

б. расчет WACC - средневзвешенной стоимости капитала;

в. расчет критериев экономической и финансовой эффективности проекта:

- чистая приведенная стоимость (NPV);

- внутренняя норма доходности (IRR);

- индекс прибыльности (RI);

- срок окупаемости проекта;

- годовой индекс экономической эффективности проекта (Эгt);

- интегральный индикатор экономической эффективности проекта (Эт);

г. расчет бюджетной эффективности:

- индекс бюджетной эффективности PIв;

д. сравнение 2-х вариантов результатов расчета вышеприведенных критериев: с учетом средств ИФ и без учета средств ИФ;

е. выводы об экономической целесообразности реализации проекта и обоснование использования средств ИФ.

1.3.15. Приложения

В бизнес-план рекомендуется включать приложения, иллюстрирующие, детализирующие или подтверждающие информацию, изложенную в основной части бизнес-плана. Ниже приведены типовые приложения к бизнес-плану:

а. Команда основных руководителей и разработчиков по проекту (приложение является обязательным):

- В данном приложении рекомендуется привести резюме руководителей и разработчиков, которые будут участвовать в реализации проекта (информация об их квалификации, опыте, успешно реализованных проектах и полученных наградах и т.п.).

б. Покупатели и заказчики (приложение является обязательным в случае его применимости):

- Список предполагаемых покупателей и заказчиков, стратегических партнеров, в том числе основных покупателей (заказчиков), давших гарантии покупки существенного объема продукции (услуг), реализуемых в рамках проекта. Предполагаемые условия поставки и оплаты;

- Если имеется, предварительно согласованные или гарантируемые объемы закупки (портфель заказов).

в. Информация о конкурентах.

г. Общая стоимость проекта/Бюджет инвестиционных затрат по проекту (приложение является обязательным):

- Затраты на инвестиционной стадии по периодам в разбивке по основным категориям (затраты на подготовку проекта и предпроектные работы, проектные работы, капитальные вложения, подбор и обучение персонала, покрытие потребности в оборотном капитале и т.д.) и статьям затрат с указанием того, являются ли они предстоящими или уже были понесены (предстоящие инвестиции указываются с учетом прогнозной инфляции, осуществленные - по фактической величине).

д. Оборудование по проекту:

- Список оборудования, которое планируется приобрести по проекту (должны быть приложены спецификации по основному оборудованию), основные характеристики, предполагаемые поставщики и подрядчики.

е. Поставщики и подрядчики (приложение является обязательным в случае его применимости):

- Предполагаемые поставщики сырья, материалов, услуг и подрядчики для осуществления работ на инвестиционной стадии, предполагаемые условия поставки и оплаты работы. Обоснование выбора генерального подрядчика и компании, которая будет осуществлять шефмонтаж оборудования (если не выполняется поставщиком оборудования);

- Предполагаемые поставщики сырья, материалов, услуг, составляющих значительную долю в операционных затратах или себестоимости готовой продукции/работ/услуг, предполагаемые схемы и условия работы на операционной (эксплуатационной) стадии;

- Описание конкурсных процедур, которые будут применяться при выборе основных поставщиков и подрядчиков.

ж. Операционные затраты:

- Расчет потребности в основных видах ресурсов для производства единицы продукции (оказания услуг, выполнения работ) с указанием источников информации для расчета;

- Расчет себестоимости единицы продукции;

- Информация об основных переменных и условно постоянных операционных затратах (с указанием факторов, которые определяют величину переменных затрат).

з. Трудовые ресурсы/Затраты на персонал:

- Проект штатного расписания по проекту и/или бюджет затрат на персонал по проекту включая, если применимо, затраты на оплату труда производственного, коммерческого и административного персонала, затраты на подбор и обучение персонала, обеспечение безопасности труда, затраты на мероприятия, связанные с мотивацией работников, в том числе команды основных разработчиков и менеджеров по проекту и т.п.

и. Организационные графики, схемы и планы проектных работ.

к. Бюджеты затрат:

- Бюджет маркетинга, медиа-план, бюджет затрат на экологические мероприятия, НИОКР (опытно-конструкторские разработки и исследования), страхование, бюджет консультационных, аудиторских и юридических услуг и т.д.

л. Лицензии и патенты, иные ключевые документы по проекту.

м. Расчет ставки дисконтирования.

2. Требования к финансовой модели

2.1. Требования к функциональным возможностям финансовой модели

2.1.1. Финансовая модель должна быть создана в формате Microsoft Excel (версия 97 или более поздняя). Имя файла финансовой модели должно ясно указывать на версию финансовой модели и дату подготовки.

2.1.2. Никакая часть финансовой модели не должна быть скрыта, защищена, заблокирована или иным образом недоступна для просмотра и внесения изменений.

2.1.3. Финансовая модель должна обладать понятной и логичной структурой. Последовательно должны быть представлены исходные данные (допущения), финансовые прогнозы и промежуточные расчеты, результаты финансовых прогнозов; указанные элементы должны быть визуально отделены друг от друга, но связаны между собой расчетными формулами.

2.1.4. Все элементы, использующиеся при расчетах в составе формул, должны являться действующими ссылками на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), или ячейки, содержащие формулы. Недопустимы ссылки на внешние файлы (не предоставленные в составе Проектного предложения) и циклические ссылки. В исключительных случаях факт и причина отступления от данных правил должны быть изложены в описании к финансовой модели.

2.1.5. Финансовая модель должна допускать внесение изменений в первоначально заложенные допущения и автоматически корректировать финансовые прогнозы в случае внесения таких изменений. Финансовая модель должна быть построена так, чтобы позволить проведение анализа чувствительности результатов финансовых прогнозов к изменению всех допущений (исходных данных) модели.

2.1.6. Если финансовые показатели, полученные в финансовой модели, основаны на одной или более базовых моделях, необходимо обеспечить динамические связи между этими базовыми моделями и финансовой моделью так, чтобы при внесении изменений в любую базовую модель происходило обновление финансовой модели.

2.1.7. Финансовая модель должна обладать достаточной степенью детализации, то есть содержать разбивки по основным видам продукции, регионам, производственным единицам, периодам, статьям доходов и затрат и т.п. (если применимо). В то же время, финансовая модель должна предоставлять информацию в интегрированном виде, а именно, в ее составе должны присутствовать взаимосвязанные друг с другом прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный баланс, прогнозный отчет о движении денежных средств.

2.1.8. Формы прогнозной финансовой отчетности и промежуточные отчеты не должны противоречить друг другу.

2.1.9. Финансовая модель должна отвечать принципу единообразия и последовательности в расчетах и форматировании. Формулы расчета финансовых показателей (коэффициентов), которые присутствуют в финансовой модели, должны быть неизменными для всех частей и периодов финансовой модели.

2.1.10. Необходимо минимизировать число внешних файлов (допустимо не более 5 (пяти)). Все внешние файлы, связанные формулами с финансовой моделью, а также внешние файлы, в которых были построены графики, таблицы и диаграммы, присутствующие в бизнес-плане, должны быть предоставлены в виде приложения к финансовой модели. Связь между внешними файлами и финансовой моделью и предназначение внешних файлов должны быть раскрыты в описании к финансовой модели.

2.2. Требования к составу исходных данных (допущений) финансовой модели

2.2.1. Исходные данные (допущения), на которых построены финансовые прогнозы, должны быть представлены в описании к финансовой модели или в бизнес-плане.

2.2.2. Список рекомендуемых источников для исходных данных (допущений) указан ниже.

2.2.3. В числе исходных данных (допущений) финансовой модели должны быть указаны следующие (в случае их применимости к проекту):

а. Основные методические предположения, использованные при построении финансовых прогнозов, в том числе:

- срок жизни проекта;

- длительность прогнозного периода (10 лет);

- начальный момент прогнозного периода;

- шаг прогноза (минимально: для инвестиционной стадии - один квартал, в случае наличия месячной сезонности - один месяц; для операционной стадии - один год);

- тип денежных потоков (номинальные, реальные) и итоговая валюта денежных потоков;

- вид ставки дисконтирования и метод ее расчета;

- методика расчета заключительной стоимости (с указанием ожидаемого темпа роста в постпрогнозный период);

- иные ключевые методические предположения.

б. Макроэкономические данные (прогнозы инфляции, обменных курсов, роста реальной заработной платы и т.п.);

в. Прогноз капитальных вложений;

г. Прогноз объема продаж и объема производства (иных количественных факторов, определяющих выручку);

д. Прогноз цен/тарифов на готовую продукцию/услуги;

е. Нормы расхода ресурсов на единицу выпуска;

ж. Прогноз цен на основное сырье и материалы и других затрат, составляющих значительную долю в себестоимости, прогноз иных переменных затрат;

з. Прогноз затрат на персонал (штатное расписание или бюджет затрат на персонал с учетом планируемых индексаций оплаты труда и увеличения штата);

и. Прогноз условно постоянных затрат;

к. Условия расчетов с контрагентами (отсрочки и предоплаты по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями, бюджетом, персоналом) и/или нормативы оборачиваемости;

л. Налоговые предпосылки: информация о налогах и иных обязательных платежах (пошлинах, взносах по обязательному страхованию и т.п.), которые подлежат уплате в соответствии с действующим законодательством (налог, база, ставка, порядок уплаты), с учетом ожидаемых изменений в налоговом законодательстве;

м. Предпосылки по учетной политике (политика по амортизации, капитализации затрат, созданию резервов, признанию выручки);

н. Прогнозная структура финансирования, условия по заемному финансированию (процентные ставки, график получения и обслуживания долга);

о. Данные фондового рынка для расчета ставки дисконтирования;

п. Иные исходные данные и предпосылки, важные для данной отрасли и типа проекта.

2.3. Требования к составу результатов финансовых прогнозов

2.3.1. Формы прогнозной финансовой отчетности.

2.3.1.1. Прогнозная финансовая отчетность составляется для Получателя средств и носит характер управленческой отчетности, в частности:

а. некоторые статьи, величина которых является относительно незначительной в масштабах проекта, могут быть объединены;

б. амортизация должна быть выделена отдельной строкой и не должна вычитаться из выручки при расчете валовой прибыли.

2.3.1.2. В обязательном порядке должны быть представлены следующие формы прогнозной финансовой отчетности: прогнозный отчет о движении денежных средств, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный баланс.

а. Прогнозный отчет о прибылях и убытках должен быть составлен по методу начисления (accrual base) и содержать, в том числе, следующие финансовые показатели: выручка, валовая прибыль, валовая рентабельность, EBITDA (операционная прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов), EBIT (операционная прибыль до вычета процентов и налогов), чистая прибыль, чистая рентабельность. Если в силу отраслевых или иных особенностей проекта данные показатели не представлены, следует указать факт и причины их отсутствия в описании к финансовой модели;

б. Прогнозный отчет о движении денежных средств должен включать денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Денежные потоки, связанные с выплатой и получением процентов и дивидендов, должны быть раскрыты в отдельных строках;

в. В случае предполагаемого долгового финансирования, справочно должны быть приведены свободные денежные потоки до обслуживания долга (CFADS).

Также могут быть предоставлены иные отчеты.

2.3.2. Финансовые показатели (коэффициенты) рассчитываются в соответствии с "Методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов", утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31 июля 2008 года N 117.

2.4. Методические указания по составлению финансовых прогнозов

2.4.1. Общие требования:

а. Прогнозируются только денежные потоки, которые будут поступать в распоряжение (расходоваться) Получателя(ем) средств;

б. Затраты, связанные с проектом, осуществленные до начального момента прогнозного периода, не должны учитываться в прогнозных финансовых потоках, но могут быть учтены в виде активов на балансе Получателя средств;

в. График привлечения финансирования должен быть привязан к графику инвестиций, денежные потоки по финансовой деятельности должны прогнозироваться на основе денежных потоков от операционной и инвестиционной деятельности;

г. По окончании каждого прогнозного шага сумма остатка денежных средств на расчетных и резервных счетах не могут принимать отрицательные значения (при возникновении в каком-либо периоде недостатка денежных средств должно прогнозироваться привлечение дополнительных источников финансирования);

д. При привлечении заемного финансирования должны прогнозироваться платежи по обслуживанию долга (с учетом возможной отсрочки выплаты начисленных процентов);

е. Рекомендуется прогнозировать денежные потоки в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), и вслед за этим приводить их к единой, итоговой валюте. В качестве итоговой валюты рекомендуется выбирать валюту, в которой поступает большая часть денежных потоков;

ж. Информацию о движении денежных средств, обусловленном получением и выплатой процентов и дивидендов, следует раскрывать отдельными строками;

з. Если в конце срока жизни проекта предполагается ликвидация Получателя средств или объекта инвестирования или передача прав на извлечение доходов и несение затрат от эксплуатации объекта инвестирования иному лицу, в денежных потоках Получателя средств должны быть учтены затраты и доходы, связанные с указанной ликвидацией или передачей прав (в том числе, в соответствии с требованиями законодательства об экологии и недропользовании, а также трудового законодательства);

и. Срок жизни проекта устанавливается по усмотрению Инициатора проекта. Рекомендуется определять срок жизни проекта как экономически целесообразный (максимизирующий ), технически осуществимый и юридически допустимый период, в течение которого предполагается создание, последующая эксплуатация и (если требуется в соответствии с законодательством или заключенными договорами между Участниками проекта) ликвидация объекта инвестирования или передача прав на извлечение доходов и несение затрат от эксплуатации объекта инвестирования иному лицу. При определении срока жизни проекта рекомендуется принимать во внимание:

- предполагаемый срок прекращения возможности доступа Получателя средств к ключевым ресурсам (например, исчерпание сырьевых запасов, окончание срока аренды земельного участка и т.п.);

- предполагаемый срок потери контроля Получателя средств над объектом инвестирования (например, окончание срока лицензии или срока, закрепленного в договоре концессии и т.д.);

- предполагаемый срок прекращения возможности или целесообразности дальнейшей эксплуатации объекта инвестирования ввиду его физического или морального износа (в том числе, ввиду изменения технических и экологических стандартов и норм к производимому продукту, технологии производства или условиям труда, появления более эффективных средств производства);

- предполагаемый срок прекращения потребности рынка в продукте ввиду его морального устаревания или потери конкурентоспособности (продолжительность жизненного цикла продукта).

к. Продолжительность прогнозного периода устанавливается равным длительности государственного долгосрочного прогнозирования (10 лет);

л. Если по окончании прогнозного периода для Получателя средств экономически целесообразно, технически осуществимо и юридически допустимо продолжать извлекать доходы от эксплуатации инвестиционного объекта в течение ограниченного или (в исключительных случаях) неограниченного периода времени (например, при эксплуатации возобновляемого ресурса), при этом предполагается стабилизация денежных потоков, поступающих Получателю средств (прогнозируется изменение денежных потоков с постоянным или нулевым темпом роста), может быть рассмотрен постпрогнозный период и рассчитана Заключительная стоимость (заключительный денежный поток). При выделении постпрогнозного периода необходимо обосновать, что продолжение извлечения доходов от эксплуатации инвестиционного объекта для Получателя средств в течение постпрогнозного периода является экономически целесообразным, технически осуществимым и юридически допустимым;

м. Ставка дисконтирования и дисконтируемые денежные потоки должны относиться к одному и тому же типу (рассчитаны для проекта целиком или только для собственников) и виду (с учетом инфляции или без учета). Ставка дисконтирования должна отражать требуемую доходность для инвестиций, выраженных в той же валюте, что и валюта денежных потоков;

н. При расчете все денежные потоки, включая заключительную стоимость (заключительный денежный поток) должны приводиться к начальному моменту прогнозного периода путем дисконтирования.

2.5. Оценка устойчивости финансовых показателей (коэффициентов)

Для оценки устойчивости финансовых показателей (коэффициентов) применяется метод анализа чувствительности - оценки степени воздействия изменения ключевых факторов чувствительности на результаты финансовых прогнозов. Если анализ чувствительности не позволяет измерить/проиллюстрировать отдельные риски, применяются иные методы, в том числе, расчет точки безубыточности, метод Монте-Карло, сценарный анализ, факторный анализ и т.п.

К ключевым факторам чувствительности относятся допущения (исходные данные) финансовой модели, фактические значения которых в ходе реализации проекта (ввиду невозможности их точной оценки или присущей им волатильности) могут значительно отклониться от значений, заложенных в финансовую модель. В частности, к типичным факторам чувствительности можно отнести:

а. цены на готовую продукцию и тарифы на услуги;

б. объем продаж (интенсивность эксплуатации, число покупателей/пользователей);

в. объем капитальных затрат;

г. задержки ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;

д. цены на основное сырье и материалы, топливо, трудовые ресурсы;

е. величину постоянных операционных затрат;

ж. ставку дисконтирования;

з. прогнозные темпы инфляции;

и. обменные курсы валют, и т.п.

В обязательном порядке необходимо провести анализ чувствительности к изменению ставки дисконтирования, цены реализации продукта, цены ключевого ресурса и объема продаж.

К типичным результатам финансовых прогнозов, волатильность которых может быть измерена в ходе анализа чувствительности, относятся показатели эффективности региональных инвестиционных проектов, рассчитанные в соответствии с указанной выше Методикой.

2.6. Требования к описанию финансовой модели

Описание финансовой модели оформляется в виде приложения к финансовой модели. В описание должны быть включены:

а. описание структуры финансовой модели;

б. описание механизма работы макросов, использованных в финансовой модели (если применимо);

в. основные допущения (предположения) и исходные данные для финансовых прогнозов, с указанием источников информации, если они не приведены в бизнес-плане;

г. формулы расчета финансовых показателей (коэффициентов), если они не приведены в бизнес-плане;

д. контактные данные лиц, ответственных за предоставление разъяснений по финансовой модели;

е. иная информация, необходимая для понимания структуры, принципов построения, механизма работы, и иных особенностей финансовой модели.

3. Рекомендуемые источники информации

Рекомендуемые источники информации для подготовки бизнес-плана и исходных данных (допущений) для финансовой модели включают:

- документы, выданные или подписанные третьими лицами, которые не являются аффилированными с Получателем средств (разрешительно-согласовательная документация; договора, сметы и калькуляции; спецификации, прайс-листы, иные документы);

- исторические данные по финансово-хозяйственной деятельности Получателя средств (на основе управленческой и финансовой отчетности);

- действующие нормативно-правовые акты;

- официальные данные отраслевой и макроэкономической статистики;

- результаты аналитических исследований, произведенных независимыми экспертами, обладающими необходимой квалификацией и опытом, в том числе специально проведенных исследований по проекту;

- данные специализированных отраслевых, маркетинговых, финансовых и иных аналитических изданий и Интернет-сайтов;

- аналитическая и статистическая информация общепризнанных информационно-аналитических агентств, банков, фондовых и товарных бирж;

- данные из иных открытых источников, которые могут быть признаны достоверными и объективными.