Утверждаю
Первый заместитель
Министра просвещения
Российской Федерации
А.В.БУГАЕВ
23 июня 2021 г.
ТИПОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТБОРУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ЦЕЛЯХ
СОЗДАНИЯ (ОБНОВЛЕНИЯ) ИХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ"
(ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ)" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" В 2022 - 2024 ГОДАХ
1. Общие положения
1.1 Настоящие Типовые рекомендации по отбору образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях создания (обновления) их материально-технической базы в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в 2022 - 2024 годах (далее - рекомендации) разработаны с целью создания организационно-методических условий по формированию субъектом Российской Федерации Перечня образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в которых планируется создание (обновление) мастерских (далее - Перечень) по итогам отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2022 - 2024 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - отбор, федеральный проект).
1.2 Перечень согласовывается и утверждается Министерством просвещения Российской Федерации не позднее, чем за 3 месяца до начала года создания (обновления) мастерских (не позднее 1 октября).
1.3 Перечень формируется субъектом Российской Федерации, прошедшим отбор в целях создания (обновления) мастерских, и представляется в Министерство просвещения Российской Федерации для согласования и утверждения не позднее 10 сентября года, предшествующего году создания (обновления) мастерских.
1.4 Форма Перечня представлена в приложении N 1 к настоящим рекомендациям.
2. Критерии отбора субъектом Российской Федерации
Организаций для формирования Перечня
2.1 Организации, включенные субъектом Российской Федерации в Перечень (далее - Организации), должны соответствовать критериям отбора, представленным в настоящем разделе.
Критерии отбора Организаций сформированы, исходя из требований документации об участии в отборе, а также с применением показателей, характеризующих потенциал и перспективы развития Организации.
2.2 Требования к Организациям согласно документации об участии в отборе (выполнение обязательно):
2.2.1 Организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, деятельность организации не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
2.2.2 Организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям/специальностям выбранной компетенции из числа указанных в Приложении 5 к документации по участию в отборе (на момент формирования Перечня);
2.2.3 Организация ранее не получала грант в форме субсидии на создание (обновление) мастерских по тем же компетенциям из федерального бюджета;
2.2.4 В Организации в рамках реализации федерального проекта в 2022 - 2024 годах будет создано (обновлено) не менее двух мастерских по приоритетной группе компетенций.
2.3 Критерии отбора Организаций, характеризующие потенциал и перспективы развития (должны иметь значения, превышающие или отклоняющиеся от средних значений аналогичных показателей по субъекту Российской Федерации не более чем на 30% в меньшую сторону):
2.3.1 Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (наличие в Организации) <1>:
--------------------------------
<1> Показатели верифицируются со Сведениями об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (СПО-1), форма представления которых утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 16.08.2019 N 455 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере среднего профессионального образования".
- число программ среднего профессионального образования, реализуемых с использованием сетевой формы;
- численность обучающихся по программам среднего профессионального образования, реализуемым с использованием сетевой формы;
- общее число заключенных договоров с организациями на реализацию образовательных программ с использованием сетевой формы;
- численность студентов, заключивших договор о целевом обучении;
- численность работников Организации, имеющих:
сертификат эксперта Ворлдскиллс;
свидетельство Союза "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) с правом на участие в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс;
- численность преподавателей из числа работников предприятий и организаций реального сектора экономики.
2.3.2 Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации (наличие в Организации): <2>
--------------------------------
<2> Показатели верифицируются со Сведениями о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации (СПО-2), форма представления которых утверждена приказом Росстата от 01.11.2019 N 648 (ред. от 05.12.2019) "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения".
- общая площадь учебно-лабораторных зданий, в том числе: учебная за исключением площади крытых спортивных сооружений;
- максимальная скорость доступа к Интернету;
- объем поступивших в Организацию средств от осуществления образовательной деятельности в учебном году, предшествующем году создания мастерской;
- сведения о численности обучающихся по программам:
среднего профессионального образования, программам подготовки специалистов среднего звена;
среднего профессионального образования, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
профессионального обучения;
дополнительным профессиональным программам.
2.3.3 Основные направления деятельности образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования (наличие в Организации): <3>
--------------------------------
<3> Показатели верифицируются с данными Мониторинга по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования (СПО-Мониторинг), форма представления которого утверждена приказом Минпросвещения России от 29.04.2020 N 194 "О проведении в 2020 году мониторинга подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО".
- число учебно-производственных мастерских, всего, в том числе:
аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена;
созданных в рамках ФП "Молодые профессионалы";
- сведения о количестве программ, реализуемых Организацией:
среднего профессионального образования, программ подготовки специалистов среднего звена;
среднего профессионального образования, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
профессионального обучения;
дополнительных профессиональных программ;
- численность обучающихся по программам среднего профессионального образования, участвующих:
в региональном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс;
в отборочных соревнованиях Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс;
в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс;
в региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс";
в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс";
- удельный вес численности студентов, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена, в общей численности выпускников по образовательным программам среднего профессионального образования;
- численность выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию с использованием демонстрационного экзамена;
- численность наставников из числа работников организаций и предприятий реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю реализуемых организацией образовательных программ.
2.3.4 Уровень трудоустройства выпускников Организации, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования. <4>
--------------------------------
<4> Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21.05.2020 N ГД-500/05 "О направлении рекомендаций".
2.3.5 Создание в организациях, на базе которых создаются (обновляются) мастерские, специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
При создании (обновлении) мастерской необходимо предусмотреть возможность оснащения не менее одного рабочего места для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не менее чем одной нозологической группы.
2.3.6 Форма соответствия Организации критериям отбора представлена в приложении N 2 к настоящим рекомендациям.
2.4 Форма соответствия критериям отбора заполняется на каждую Организацию, включенную в Перечень.
2.5 Значения критериев подтверждаются скан-копиями соответствующих документов.
3. Показатели и основные индикаторы эффективности
функционирования современных мастерских
3.1 Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет ежегодную оценку эффективности функционирования созданных (обновленных) мастерских в соответствии с Показателями и основными индикаторами эффективности функционирования созданных (обновленных) мастерских.
3.2 Форма Показателей и основных индикаторов эффективности функционирования созданных (обновленных) мастерских приведена в Приложении N 3 к настоящим Типовым рекомендациям.
3.3 Форма Показателей и основных индикаторов эффективности функционирования созданных (обновленных) мастерских заполняется на каждую мастерскую, создаваемую (обновляемую) в субъекте Российской Федерации, и представляется в Министерство просвещения Российской Федерации:
- в составе пакета документов для согласования и утверждения Перечня, с указанием плановых значений показателей и основных индикаторов;
- ежегодно не позднее 20 января с указанием фактически достигнутых значений показателей и основных индикаторов.
Приложение N 1
Форма
Перечень образовательных организаций, реализующих
программы среднего профессионального образования, в которых
планируется создание (обновление) мастерских в 20__ году
Наименование субъекта Российской Федерации
|
N п/п
|
Наименование образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, в которой планируется создание (обновление) не менее двух мастерских
|
Наименование направления создания мастерской
|
Наименование мастерской (компетенции) <5>
|
...
|
|||
Всего Организаций:
|
Всего направлений:
|
Всего мастерских:
|
Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования
|
___________
|
/__________________/
|
(наименование должности)
|
(подпись)
|
(расшифровка подписи)
|
--------------------------------
<5> К Перечню прикладываются скан-копии лицензий на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям/специальностям выбранной компетенции, выданных Организациям, с приложениями.
Приложение N 2
Форма
Лист соответствия Организации критериям отбора
Наименование субъекта Российской Федерации
|
Полное наименование образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, в которой планируется создание (обновление) мастерских
|
N п/п
|
Наименование критерия отбора Организации
|
Среднее по субъекту РФ значение показателя
|
Значение показателя Организации
|
Требовании к Организациям согласно документации об участии в отборе
|
|||
1.
|
Организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, деятельность организации не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (да/нет)
|
X
|
|
2.
|
Организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям/специальностям выбранной компетенции из числа указанных документации об участии в отборе (да/нет)
|
X
|
|
3.
|
Организация ранее не получала грант в форме субсидии на создание (обновление) мастерских по тем же компетенциям из федерального бюджета (да/нет)
|
X
|
|
4.
|
В Организации в рамках реализации федерального проекта в 2022 - 2024 годах будет создано (обновлено) не менее двух мастерских по приоритетной группе компетенций (да/нет)
|
X
|
|
Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (наличие в Организации)
|
|||
5.
|
число программ среднего профессионального образования, реализуемых с использованием сетевой формы, ед.
|
||
6.
|
численность обучающихся по программам среднего профессионального образования, реализуемым с использованием сетевой формы, чел.
|
||
7.
|
общее число заключенных договоров с организациями на реализацию образовательных программ с использованием сетевой формы, ед.
|
||
8.
|
численность студентов, заключивших договор о целевом обучении, чел.
|
||
9.
|
численность работников Организации, имеющих:
|
||
9.1
|
сертификат эксперта Ворлдскиллс, чел.
|
||
9.2
|
свидетельство Союза "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) с правом на участие в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, чел.
|
||
10.
|
численность преподавателей из числа работников предприятий и организаций реального сектора экономики, чел.
|
||
Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации (наличие в Организации)
|
|||
11.
|
общая площадь учебно-лабораторных зданий, кв. м
в том числе:
|
X
|
|
11.1
|
учебная за исключением площади крытых спортивных сооружений, кв. м
|
||
12.
|
максимальная скорость доступа к Интернету, Мбит/сек
|
||
13.
|
объем привлеченных Организацией внебюджетных средств от осуществления образовательной деятельности в учебном году, предшествующем году создания мастерской
|
||
14.
|
сведения о численности обучающихся по программам:
|
||
14.1
|
среднего профессионального образования, программам подготовки специалистов среднего звена, чел.
|
||
14.2
|
среднего профессионального образования, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, чел.
|
||
14.3
|
профессионального обучения, чел.
|
||
14.4
|
дополнительным профессиональным программам, чел.
|
||
Основные направления деятельности образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования (наличие в Организации)
|
|||
15.
|
число учебно-производственных мастерских, ед.
в том числе:
|
||
15.1
|
аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена, ед.
|
||
15.2
|
созданных в рамках ФП "Молодые профессионалы", ед.
|
||
16.
|
сведения о количестве программ, реализуемых Организацией, ед.
в том числе:
|
||
16.1
|
среднего профессионального образования, программ подготовки специалистов среднего звена, ед.
|
||
16.2
|
среднего профессионального образования, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, ед.
|
||
16.3
|
профессионального обучения, ед.
|
||
16.4
|
дополнительных профессиональных программ, ед.
|
||
17.
|
численность обучающихся по программам среднего профессионального образования, участвующих:
|
||
17.1
|
в региональном чемпионате профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс;
|
||
17.2
|
в отборочных соревнованиях Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс, чел.
в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс, чел.
в региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", чел.
в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", чел.
|
||
18.
|
удельный вес численности студентов, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена, в общей численности выпускников по образовательным программам среднего профессионального образования, %
|
||
19.
|
численность выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию с использованием демонстрационного экзамена, чел.
|
||
20.
|
численность наставников из числа работников организаций и предприятий реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю реализуемых организацией образовательных программ, чел.
|
||
21.
|
трудоустройство выпускников Организации но программам среднего профессионального образования, %
|
||
22.
|
создание в организациях, на базе которых создаются (обновляются) мастерские, специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с пунктом 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Возможность оснащения в мастерской не менее одного рабочего места для обучения инвалидов и лице ограниченными возможностями здоровья не менее чем одной нозологической группы (да/нет) <6>
|
Руководитель образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования
|
___________
|
/__________________/
|
(наименование должности)
|
(подпись)
|
(расшифровка подписи)
|
--------------------------------
<6> Создание специальных условий/или отсутствие специальных условий при оснащении мастерской не менее одним рабочим местом для обучения инвалидов и лице ограниченными возможностями здоровья подтверждается заключениями предоставляемыми:
- базовой профессиональной организацией субъекта Российской Федерации, обеспечивающей поддержку функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъекте Российской Федерации в части архитектурной доступности и оборудования рабочего места для данной категории обучающихся не менее чем одной нозологической группы;
- ресурсным учебно-методическим центром среднего профессионального образования (опорными) в части методического обеспечения создания специальных условий для обучающихся данной категории по специальностям/профессиям, реализуемым на базе данной мастерской не менее чем одной нозологической группы.
Приложение N 3
Форма
Показатели и основные индикаторы эффективности
функционирования современных мастерских
Наименование субъекта Российской Федерации
|
Полное наименование образовательной организации
|
Наименование мастерской (компетенция)
|
N п/п
|
Наименование индикаторов/показателей
|
Значение
|
||
2022 - 2023
у.г.
|
2023 - 2024
у.г.
|
2024 - 2025
у.г.
|
||
1
|
Численность граждан Российской Федерации, охваченных деятельностью созданных (обновленных) мастерских, чел.
|
|||
1.1
|
Количество граждан Российской Федерации, обучающихся по программам среднего профессионального образования в созданных (обновленных) мастерских по индивидуальному плану обучения, чел.
|
|||
1.2
|
Количество граждан Российской Федерации, принявших участие в год в профориентационных мероприятиях, проводимых мастерскими, и профессиональных пробах, чел.
|
|||
1.3
|
Количество граждан Российской Федерации, прошедших обучение по всем видам образовательных программ, предлагаемых мастерскими, чел.:
|
|||
в том числе:
|
||||
1.3.1
|
- программам среднего профессионального образования, программам подготовки специалистов среднего звена, чел.
|
|||
1.3.2
|
- программам среднего профессионального образования, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, чел.
|
|||
1.3.3
|
- программам профессионального обучения, чел. дополнительным профессиональным программам, чел.
|
|||
1.3.4
|
- программам дополнительного образования, чел.
|
|||
а также:
|
||||
1.3.5
|
- программам для обучающихся общеобразовательных организаций, чел.
|
|||
- программам под заказ работодателей, чел.
|
||||
2
|
Количество привлеченных к деятельности современных мастерских сотрудников (работников) научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций для реализации мероприятий по профессиональной ориентации, в том числе для учащихся общеобразовательных школ, чел.
|
|||
3
|
Количество граждан в возрасте от 12 до 65 лет, принявших участие в мероприятиях и программах на базе созданных (обновленных) мастерских; в том числе, по профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения (профессиональная подготовка; переподготовка, повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих), дополнительного профессионального образования по перспективным профессиям и компетенциям, от общего количества граждан в возрасте от 12 до 65 лет. чел.
|
|||
4
|
Численность обучающихся в 6 - 11 классах общеобразовательных организаций, принявших участие в мероприятиях профессиональной ориентации на базе современных мастерских, от общего числа указанной категории лиц в регионе, чел.
|
|||
5
|
Численность обучающихся в 6 - 11 классах общеобразовательных организаций, прошедших на базе современных мастерских профессиональное обучение (обучение первой профессии), от общего числа указанной категории лиц в регионе, чел.
|
|||
6
|
Численность преподавателей и мастеров производственного обучения, участвующих в реализации программ, разработанных образовательной организацией, на базе которой функционируют современные мастерские, прошедших программы повышения квалификации, основанные на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, чел.
|
|||
7
|
Трудоустройство выпускников Организации по программам среднего профессионального образования, %
|
|||
8
|
Количество организаций, с которыми реализуются образовательные программы с использованием сетевой формы обучения, ед.
|
|||
9
|
Количество студентов, заключивших договор о целевом обучении, чел.
|
|||
10
|
Численность лиц, принятых на обучение в организации, на базе которых созданы современные мастерские, по программам среднего профессионального образования, чел.
|