МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 августа 2020 г. N Р-81

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СОЗДАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЛАССОВ
СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РАБОТЫ

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 22 ноября 2019 г. N Пр-2397:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях классов спортивного профиля и организации их работы.

Т.В.ВАСИЛЬЕВА

Приложение

Утверждены
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 20 августа 2020 г. N Р-81

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЛАССОВ
СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РАБОТЫ

I. Общие положения

Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" перед Правительством Российской Федерации поставлены задачи по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

В настоящее время в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827) и Комплексом мер по ее реализации (утвержден Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 г. N 3274п-П8) в общеобразовательных организациях создаются условия и используются современные ресурсы, способствующие выявлению и поддержке обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в области физической культуры, формированию навыков образовательного и профессионального самоопределения соответствующей направленности.

Дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации, подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 237-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) является ключевой задачей при получении среднего общего образования.

В условиях современной экономики и модернизации общего образования одной из ведущих форм организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях является углубленное изучение отдельных учебных предметов или профильное обучение.

Настоящие методические рекомендации, предназначенные для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, призваны способствовать:

своевременному выявлению, поддержке и самосовершенствованию обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта и мотивированных к самосовершенствованию в физкультурно-спортивной деятельности;

оказанию обучающимся помощи при разработке индивидуальных учебных планов физкультурно-спортивной направленности и сопровождению их реализации;

созданию вариативной образовательной среды, внедрению индивидуальных образовательных маршрутов для высокомотивированных обучающихся;

совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников по созданию комфортной образовательной среды для развития обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта и мотивированных к самосовершенствованию в физкультурно-спортивной деятельности.

II. Цели и задачи профильного обучения в классах
физкультурно-спортивного профиля

Целью создания в общеобразовательных организациях классов физкультурно-спортивного профиля является интеграция и преемственность общего образования и профессионального образования по развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся; формирование устойчивой мотивации обучающихся на профессиональную деятельность в области физической культуры и спорта.

Задачами профильного обучения в классах физкультурно-спортивного профиля являются:

создание благоприятных условий для разностороннего развития и самореализации личности и включения обучающихся в систему непрерывного профессионального образования в области физической культуры в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;

освоение обучающимися системы знаний о физической культуре и ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, навыков ведения здорового образа жизни и сохранении творческого и спортивного долголетия;

обеспечение углубленного изучения обучающимися учебного предмета "Физическая культура" и других учебных предметов на основе формирования интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту;

повышение общего уровня знаний обучающихся о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, в том числе с использованием современных информационных технологий;

развитие физических качеств, повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта, в том числе для подготовки к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - комплекс ГТО)";

овладение обучающимися технологиями современных оздоровительных систем физической культуры и прикладной физической подготовки;

формирование компетентности у обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности, приобретение творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями;

активизация потребности обучающихся к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности в проектной, исследовательской и научной работе по выбранному профилю;

наделение выпускников общеобразовательных организаций пониманием и навыками конкурентоспособности для успешного поступления в выбранные ими образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации.

Ориентация на профессиональное самоопределение наполняется соответствующим содержанием учебного предмета "Физическая культура", а также сопутствующих учебных предметов (курсов), направленных на подготовку обучающихся к последующему избираемому ими профессиональному образованию в области физической культуры и спорта.

III. Порядок формирования классов
физкультурно-спортивного профиля

Классы физкультурно-спортивного профиля формируются общеобразовательной организацией в соответствии с локальным нормативным актом общеобразовательной организации, регламентирующим вопросы формирования классов физкультурно-спортивного профиля.

При принятии решения о формировании классов физкультурно-спортивного профиля общеобразовательной организации рекомендуется учесть образовательные потребности и интересы обучающихся в формировании таких классов, материально-техническое, кадровое обеспечение общеобразовательной организации, а также наличие у нее соответствующего программно-методического обеспечения и возможности взаимодействия с другими учреждениями и организациями.

Формирование классов физкультурно-спортивного профиля предпочтительнее на уровне среднего общего образования.

Количество обучающихся в классе определяется с учетом соответствующих требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.

Для формирования классов физкультурно-спортивного профиля распорядительным актом общеобразовательной организации может создаваться комиссия, состоящая из представителей общеобразовательной организации, организаций дополнительного образования, образовательных организаций высшего образования, а также других заинтересованных учреждений и организаций (далее - Комиссия).

Председателем Комиссии может быть определен руководитель или заместитель руководителя общеобразовательной организации.

К функциям Комиссии могут быть отнесены:

проведение собеседования с обучающимися, изъявившими желание обучаться в классах физкультурно-спортивного профиля, и (или) их родителями (законными представителями), в том числе о предполагаемом выборе обучающимися профессии в области физической культуры и спорта;

проведение собеседования с учителями, классным руководителем, педагогами дополнительного образования, тренерами;

подготовка рекомендаций по списочному составу обучающихся классов физкультурно-спортивного профиля.

При подготовке рекомендаций по списочному составу обучающихся классов физкультурно-спортивного профиля Комиссии рекомендуется учитывать:

состояние здоровья обучающихся и имеющихся у них медицинских противопоказаний к физическим нагрузкам;

результаты освоения обучающимися учебного предмета "Физическая культура" на уровне основного общего образования (в 7 - 9 классах), дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности и (или) программ спортивной подготовки;

участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету "Физическая культура" (на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах), в социальнозначимых мероприятиях (Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры");

достижения при выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

участие обучающихся в деятельности школьных спортивных клубов, организационной, волонтерской, проектной, исследовательской и научной деятельности в области физической культуры и спорта.

Комиссия может предусмотреть возможность обучения в данных классах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, заинтересованных в профессиональной ориентации в области физической культуры и спорта.

Основанием для формирования классов физкультурно-спортивного профиля является распорядительный акт общеобразовательной организации, издаваемый с учетом рекомендаций Комиссии по списочному составу обучающихся классов физкультурно-спортивного профиля.

При формировании классов физкультурно-спортивного профиля общеобразовательной организации рекомендуется:

познакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) с особенностями реализации образовательной программы среднего общего образования в классах физкультурно-спортивного профиля;

провести опрос обучающихся и их родителей (законных представителей) о предпочтительной тематике курсов внеурочной деятельности, факультативных и элективных учебных курсов;

провести презентацию для обучающихся и их родителей (законных представителей) востребованных укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки в области физической культуры и спорта.

IV. Организация образовательной деятельности в классах
физкультурно-спортивного профиля

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, учебный план образовательной программы среднего общего образования содержит не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Так, в учебный план образовательной программы среднего общего образования для классов физкультурно-спортивного профиля помимо углубленного изучения учебного предмета "Физическая культура" может быть включено углубленное изучение таких учебных предметов, как "Литература", "Иностранный язык", "История", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности" (примерный учебный план прилагается).

При изучении указанных учебных предметов рекомендуется учитывать предметно ориентированную специфику классов физкультурно-спортивного профиля.

Например, содержание учебных предметов может быть дополнено:

учебный предмет "Литература" - темами, направленными на формирование письменных и речевых умений, в том числе на использование спортивной терминологии;

учебный предмет "Иностранный язык" - темами по истории физической культуры и спорта, олимпийского движения, видам спорта;

учебный предмет "История" - темами "Физическая культура и спорт в современном обществе", "История физической культуры и спорта в России", "Основы олимпийского движения";

учебный предмет "Биология" - темами "Медико-биологические основы физического воспитания", "Физиология и гигиена физического воспитания", "Основы спортивной морфологии";

учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" - темами "Двигательная активность как фактор здоровья и высокого уровня работоспособности", "Основы медицинских знаний", "Физическая культура и спорт - альтернатива вредным привычкам".

В классах физкультурно-спортивного профиля рекомендуется проводить уроки физической культуры следующих направленностей:

уроки с образовательно-познавательной направленностью, предусматривающие освоение способов и правил организации самостоятельных занятий и рекомендаций к недельному двигательному режиму с учетом комплекса ГТО; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, приобретение индивидуального опыта в выполнении специально-прикладных физических упражнений;

уроки с образовательно-предметной направленностью, предусматривающие обучение практическому материалу разделов по видам спорта; освоение новых знаний, касающихся предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и другое);

уроки со спортивной направленностью, предусматривающие развитие физических качеств с учетом основ спортивной тренировки; формирование у обучающихся представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма;

теоретические уроки, направленные на использование для формирования знаний в области теории и методики физической культуры основ физиологии мышечной деятельности, биомеханики, биохимии, спортивной метрологии;

профориентационные уроки, направленные на формирование у обучающихся раннего самоопределения в выборе профессиональных предпочтений из многообразия профессий спортивной индустрии.

Также рекомендуется проводить практико-ориентированные уроки, характеризующиеся развитием интереса у обучающихся к будущей профессиональной деятельности с учетом важности физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.

При организации обучения в физкультурно-спортивных классах следует уделить особое внимание межпредметным связям содержания учебных предметов "Литература", "Иностранный язык", "История", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также включению в рабочие программы указанных учебных предметов вопросов здоровьеформирования и здоровьесбережения.

Кроме того, с целью формирования у обучающихся общих и предметных компетенций, систематизации полученных обучающимися знаний в области физической культуры и спорта, а также установления их связи с практикой, рекомендуется использование интегрированных и бинарных уроков.

В учебном плане образовательной программы среднего общего образования для классов физкультурно-спортивного профиля рекомендуется предусмотреть факультативные и (или) элективные учебные курсы, содержание которых ориентирует обучающихся на получение специальностей среднего профессионального образования (например, "Физическая культура", "Адаптивная физическая культура", "Педагогика дополнительного образования") и (или) направлений подготовки высшего образования (например, "Педагогическое образование", "Физическая культура", "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм", "Спорт").

Элективные и факультативные учебные курсы способствуют удовлетворению образовательных потребностей и интересов обучающихся и могут проводиться с привлечением специалистов из других учреждений и организаций.

В качестве методического обеспечения для классов физкультурно-спортивного профиля возможно использование учебников, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

При реализации образовательной программы среднего общего образования в классах физкультурно-спортивного профиля рекомендуется использовать сетевую форму реализации образовательной программы.

В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы могут участвовать образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности, физкультурно-спортивные организации, профессиональные образовательные организации, а также образовательные организации высшего образования, обладающие ресурсами, необходимыми для реализации образовательной программы.

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования одновременно с программами спортивной подготовки, расписание учебных занятий рекомендуется составлять с учетом графика проведения спортивных мероприятий, соревнований, тренировок.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся в классах физкультурно-спортивного профиля осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, регламентирующим формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

В качестве форм проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут быть использованы:

мониторинг уровня физической подготовленности, сформированности основ знаний;

сдача контрольных упражнений для отслеживания уровня усвоения того или иного изучаемого раздела рабочей программы учебного предмета "Физическая культура", технического элемента или целой комбинации упражнений, самостоятельности тренировок в выполнении заданий различного уровня сложности, систематизации знаний по физической культуре и спорту;

мониторинг участия обучающихся в предметных неделях физической культуры и спорта;

результаты участия обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету "Физическая культура" (на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах);

участие обучающихся в региональных, всероссийских и международных конкурсах физкультурно-спортивной направленности, спортивных фестивалях, акциях, соревнованиях, играх и программах;

участие обучающихся в подготовке и презентации проектов физкультурно-спортивной направленности, проведении исследовательской и проектной деятельности с представлением ее результатов на научно-практических конференциях.

Также общеобразовательной организации рекомендуется рассмотреть возможность зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона.

Например, общеобразовательными организациями могут быть учтены результаты освоения программ спортивной подготовки, в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (например, "Плавание", "Баскетбол", "Футбол", "Хоккей", "Гимнастика" и другие), соответствующие разделам рабочей программы учебного предмета "Физическая культура".

В случае использования образовательной организацией, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, безотметочной системы оценивания, общеобразовательной организацией по желанию обучающегося или родителей (законных представителей) обучающихся за освоение конкретного раздела могут быть выставлены отметки "хорошо" или "отлично".

Общеобразовательной организации рекомендуется вовлекать обучающихся классов физкультурно-спортивного профиля в проведение:

предметных недель физической культуры и спорта;

исследовательской и проектной деятельности физкультурно-спортивной направленности, в том числе с представлением полученных результатов;

всероссийской олимпиады школьников по учебному предмету "Физическая культура";

муниципальных, региональных, всероссийских и международных спортивных фестивалей, акций, соревнований, игр и программ физкультурно-спортивной направленности;

экскурсий в профильные образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации, физкультурно-спортивные, научные и иные организации для знакомства обучающихся с укрупненными группами профессий, специальностей и направлений подготовки в области физической культуры и спорта, по которым в них проводится подготовка, и спецификой их работы.

Для работы в классах физкультурно-спортивного профиля рекомендуется привлекать педагогических работников, аттестованных на квалификационную категорию не ниже первой, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки) в области физической культуры и спорта.

Приложение

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ
"ШКОЛА N 000" (ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ПРОФИЛЬ)

Предметная область
Учебный предмет
Уровень
Количество часов
Русский язык и литература
Русский язык
Базовый
70
Литература
Базовый
210
Математика и информатика
Математика
Базовый
280
Информатика
Базовый
70
Иностранные языки
Иностранный язык
Углубленный
420
Естественные науки
Химия
Базовый
70
Биология
Углубленный
210
Общественные науки
История
Базовый
70
Психология
Элективный учебный курс
70
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура
Углубленный
280
Основы безопасности жизнедеятельности
Углубленный
70
Методология научного исследования в физическом воспитании (индивидуальный проект)
Элективный учебный курс
70
Основы теории и методики физического воспитания и спорта
Элективный учебный курс
140
Основы физиологии, анатомии, биомеханики и спортивной медицины
Элективный учебный курс
140
Предметы и курсы по выбору
Факультативный учебный курс
280
Итого
2450