МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2019 г. N Р-156

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ ПОЛУТОРА ДО ТРЕХ ЛЕТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Во исполнение пункта 2.9.1.5 Плана мероприятий по реализации федерального проекта 4.2 "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет":

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по обеспечению детей в возрасте от полутора до трех лет образовательными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (далее - Методические рекомендации).

2. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организовать работу по обеспечению детей в возрасте от полутора до трех лет, местом жительства которых является соответствующая территория субъекта Российской Федерации, образовательными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в соответствии с Методическими рекомендациями, рекомендовать применение Методических рекомендаций при организации работы по обеспечению образовательными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
Т.Ю.СИНЮГИНА

Приложение

Утверждены
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 30 декабря 2019 г. N Р-156

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ ПОЛУТОРА ДО ТРЕХ ЛЕТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации о праве на образование, частью 1 статьи 3, частями 4 и 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), а также в целях реализации пункта 2.9.1.5 Плана мероприятий по реализации федерального проекта 4.2 "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" необходимо обеспечить:

право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям ребенка, создание условий для самореализации каждого ребенка, развитие его потребностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования;

создание соответствующих социально-экономических условий для получения образования;

системную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет, включающую в себя критерии территориальной, транспортной, инфраструктурной и иной доступности, а также требования к размещению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны для оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивающим детей в возрасте от полутора до трех лет, местом жительства которых является соответствующая территория субъекта Российской Федерации, образовательными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании, подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях.

Организация предоставления общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона об образовании, пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании).

Финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными для государственных (муниципальных) учреждений, предоставляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Критерием обеспеченности детей в возрасте от полутора до трех лет, местом жительства которых является данная территория, образовательными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, является достижение комплексного показателя обеспеченности дошкольным образованием детей в возрасте от полутора до трех лет. Для расчета органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применяют Методику расчета комплексного показателя обеспеченности дошкольным образованием детей в возрасте от полутора до трех лет, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 155, с учетом требований к размещению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

2. Порядок действий уполномоченных органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления по обеспечению детей в возрасте от полутора
до трех лет образовательными услугами организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по реализации
образовательных программ дошкольного образования

В целях достижения комплексного показателя обеспеченности дошкольным образованием детей в возрасте от полутора до трех лет, местом жительства которых является соответствующая территория субъекта Российской Федерации, образовательными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, необходимо:

1) определить потребность в получении дошкольного образования детьми в возрасте от полутора до трех лет, местом жительства которых является данная территория;

2) провести анализ имеющейся сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, с учетом того, кем она создана, а также возможности ее расширения.

Анализ должен быть проведен в отношении возможности (необходимости) изменения режима работы групп организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, возрастных категорий групп и их направленности (общеразвивающая, комбинированная, компенсирующая);

3) принять решения, направленные на удовлетворение потребности в получении дошкольного образования детьми в возрасте от полутора до трех лет, в соответствии с требованиями к размещению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Возможные принимаемые решения:

1) оптимизация государственной (муниципальной) сети образовательных организаций путем создания, реорганизации государственных (муниципальных) учреждений.

Принятие решения о реорганизации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (части 11, 12 статьи 22 Федерального закона об образовании).

Решение о строительстве образовательной организации может приниматься в том числе в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве.

Требования к проектированию объектов образовательных организаций, градостроительным особенностям по их размещению регулируются градостроительными нормами и правилами с учетом регионально-климатических условий осуществления строительства, плотности населения территорий, предполагаемых к застройке;

2) открытие дошкольных групп, в том числе семейных, с реализацией образовательных программ дошкольного образования, в том числе размещенных в жилых помещениях.

Принятие решения возможно при соблюдении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 68;

3) предоставление субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными для государственных (муниципальных) учреждений частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам;

4) установление льготных условий, например, льготного налогового режима, в отношении образовательных организаций негосударственного сектора, предоставляющих услуги по реализации образовательных программ дошкольного образования.

3. Требования к размещению организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по реализации образовательных
программ дошкольного образования

1) принцип территориальной закрепленности в соответствии с частями 2 и 3 статьи 67 Федерального закона об образовании;

2) принцип территориальной доступности.

Радиус доступности обслуживания для вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных образовательных организаций обеспечивается согласно "СП 252.1325800.2016 Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования", утвержденному приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. N 573/пр.

В условиях сложившейся застройки возможно транспортное обеспечение (организация бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно) обучающихся автобусами, предназначенными для перевозки детей, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) право родителя (законного представителя) на выбор с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) формы получения образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность, языка, языков образования (пункт 1 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании).

Выбор родителем (законным представителем) организации, осуществляющей образовательную деятельность, предоставляется в пределах возможностей системы образования соответствующего муниципального образования, принципа территориальной закрепленности, свободы образовательной организации в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2 статьи 28 Федерального закона об образовании);

4) условия размещения дошкольных образовательных организаций в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.