II. Принципы и условия вовлечения социальных партнеров в принятие решений по вопросам управления образовательной организацией, в том числе в обновление образовательных программ

II. Принципы и условия вовлечения социальных партнеров
в принятие решений по вопросам управления образовательной
организацией, в том числе в обновление
образовательных программ

Ключевыми направлениями работы образовательных организаций по вовлечению социальных партнеров в принятие решений по вопросам управления образовательными организациями, в том числе в обновление образовательных программ, являются:

- создание благоприятной среды для развития обучающихся образовательных организаций;

- формирование эффективных механизмов управления образовательной организацией на принципах коллегиальности, обеспечение участия социальных партнеров в этом процессе, а также внедрение в образовательных организациях управленческих практик социальных партнеров.

Вовлечение социальных партнеров в образовательную деятельность базируется на следующих принципах:

1. взаимная заинтересованность;

2. соответствие деятельности социального партнера (опыта деятельности) реализуемым в образовательных организациях образовательным программам (части образовательных программам), а также иным направлениям деятельности образовательной организации.

Вовлечение социальных партнеров в управление образовательными организациями, в том числе в обновление образовательных программ, реализуется в три этапа:

1. Поиск и принципы отбора потенциальных партнеров.

Для поиска потенциальных партнеров используются следующие источники информации:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственную политику в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления, ведущие реестры социально ответственных организаций в субъектах Российской Федерации;

- родители, выпускники образовательных организаций;

- средства массовой информации, социальные сети и другие публикации в сети Интернет.

В целях отбора социальных партнеров должны быть определены сферы деятельности и направления развития образовательной организации, в которых потенциал отношений с социальными партнерами будет использован наиболее эффективно.

2. Определение направлений совместной деятельности и совместное планирование.

Образовательная организация определяет направления совместной деятельности в соответствии с уставом, документами стратегического планирования и иными локальными актами образовательной организации, определяющими цели, задачи, миссию, специфику деятельности образовательной образовании.

Планированию также подлежит совместная деятельность с социальными партнерами, которая должна соответствовать документам стратегического планирования субъекта Российской Федерации, уставу и иным локальным актам образовательной организации. План совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров должен включать содержательные, организационные и обеспечивающие положения.

3. Организационное обеспечение совместной деятельности.

Управление образовательной организацией на принципах коллегиальности реализуется в двух взаимодействующих контурах: внешнем и внутреннем.

Под внешним контуром понимается реализация совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров в соответствии с действующим законодательством, с учетом социально-экономических и научно-технологических приоритетов развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также реализуемых в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании социальных проектов и программ.

В рамках внешнего контура целью привлечения социальных партнеров к коллегиальному управлению образовательной организацией является ее развитие как активного социального института, взаимодействующего с другими организациями, участвующего в социальном развитии муниципального образования и субъекта Российской Федерации.

Внутренний контур предусматривает привлечение социальных партнеров в управление образовательной организацией в части принятия ключевых решений, связанных с функционированием образовательной организации: расширение и обновление содержания, методов и форм реализации образовательных программ, воспитательной работы, определение кадровой политики, финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, организационного и обеспечивающего направлений деятельности организации.

Основными формами коллегиального управления образовательной организацией с привлечением социальных партнеров являются для бюджетных учреждений управляющие и попечительские советы, для автономных образовательных организаций - наблюдательные советы.

При формировании коллегиального органа управления образовательной организацией должны соблюдаться следующие условия, обеспечивающие эффективность работы таких органов:

1. деятельность коллегиального органа управления должна быть направлена на принятие решений, а не на выполнение экспертно-консультативных функций;

2. должно быть обеспечено равноправное участие (что регламентируется и нормативными актами) представителей учредителя, общественно-деловых объединений, представителей работодателей, предприятий, вузов и научных организаций, родителей;

3. ведущее участие в разработке документов стратегического планирования развития образовательной организации;

4. включенность в реализацию основных направлений управления образовательной организацией: целеполагание и планирование, организация деятельности, контроль и рефлексия результатов, а также в отдельных случаях применение управленческого опыта и подходов, используемых социальными партнерами;

5. высокий авторитет председателя и членов коллегиального органа управления.

Вовлечение представителей социальных партнеров в работу коллегиальных органов управления для принятия ключевых решений по стратегическим вопросам управления образовательной организацией основывается на принципах личной заинтересованности, добровольности и компетентности.